- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Регионально-правовые механизмы борьбы с коррупцией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003772 |
Тема: | Регионально-правовые механизмы борьбы с коррупцией |
Содержание
Министерство образования и науки Республики Казахстан Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Балтабекова К.К. Регионально-правовые механизмы борьбы с коррупцией (профильное направление) Астана 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ…………………………………………………. 4 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……………………. 5 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…. 6 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ……………… 11 1.1 Понятие коррупции, и ее виды …………………………………………... 11 1.2 Влияние коррупции на функционирование и развитие государства …. 21 2 РЕГИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ……………….……………………………………………….. 28 2.1 Региональные стандарты противодействия коррупции………………… 28 2.2 Международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией……. 38 3 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………. 57 3.1 Основы антикоррупционного законодательства РК ...…..……………… 57 3.2 Методы и пути совершенствования механизмов противодействия коррупции ……………………………………………………………………... 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………… 83 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 90 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящей магистерской диссертации использованы ссылки на следующие стандарты: 1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принята 27 января 1999 г., вступила в силу 01 июля 2003 г. 2. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принята 04 ноября 1999 г., вступила в силу 01 ноября 2003г. 3. Конвенция ООН против коррупции, принята 31 октября 2003 г., вступила в силу 14 декабря 2005 г. 4. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принята 15 ноября 2000 г., вступила в силу 14 декабря 2005 г. 5. Межамериканская конвенция против коррупции, принята 29 марта 1996 г., вступила в силу 06 марта 1997 г. 6. Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского Союза, принята 26 мая 1997 г. 7. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при заключении международных коммерческих сделок, принята 21 ноября 1997, вступила в силу 15 февраля 1999 г. 8. Конвенция Африканского союза о предупреждении за коррупцию, принята 12 июля 2003 г., вступила в силу 05 августа 2006 г. 9. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08 ноября 1990 г. 10. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК, «О противодействии коррупции» ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ В настоящей магистерской диссертации применяются следующие термины с соответствующими определениями: Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ. Антикоррупционная политика – правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом В настоящей магистерской диссертации применяются следующие термины с соответствующими определениями: АС Африканский союз ГА Генеральная Ассамблея ГРЕКО Группа стран по борьбе с коррупцией ЕС Европейский Союз ОАГ Организация Американских государств ООН Организация Объединенных Наций ОЛАФ Европейское бюро по борьбе с мошенничеством ОЭСР Организация Экономического Развития и Сотрудничества ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций РК Республика Казахстан СБ ООН Совет Безопасности Организации Объединенных Наций СЕ Совет Европы СНГ Содружество Независимых Государств СПД ФАТФ Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ЮНОДК Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности MESICIC The Mechanism for Follow-Up on the Implementation of the Inter-American Convention against Corruption ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. На сегодняшний день коррупция приобрела транснациональный характер, для борьбы с которой односторонних усилий, принимаемых государствами явно недостаточно. Об этом может свидетельствовать растущий уровень преступности в различных сферах деятельности должностных лиц и появление ее новых форм. Коррупционные правонарушения угрожают нормальному экономическому, социальному, правовому, политическому развитию общества, а также в более частых случаях выходят за рамки одного государства. Именно по этой причине, на сегодняшний день, внимание международного сообщества в огромной степени сосредоточено на борьбе с коррупцией как проблемой, носящей не только национальный, но и международный характер. Особую важность приобретают разработка и внедрение эффективных регионально-правовых механизмов, направленных на противодействие коррупции. При существовании сбалансированной правовой политики сотрудничества государств, объединенных одной целью противодействия этому явлению, позволило бы эффективно осуществлять взаимодействие государств по противодействию коррупции, а также решать конкретные практические задачи. Основываясь на специфику коррупционных преступлений, их взаимосвязи с другими формами преступности для противодействия таким преступлениям необходимо объединить усилия государств, создать действенную правовую базу. В связи с осуществлением достижения этой цели в последние годы была сформирована система международного сотрудничества государств по противодействию коррупции, которая представляет собой комплексный механизм взаимодействия государств на двустороннем, универсальном, региональном и субрегиональном уровнях. На сегодняшний день принято 8 конвенций по борьбе с коррупцией, 2 – универсальные, и 6 из них региональные. Исходя из этого, следует отметить, что для противодействия коррупции сформирована обширная правовая база, и ни одно преступление международного характера не имеет подобной основы. Это может свидетельствовать о том значении, которое государства придают противодействию коррупции, в особенности международному согласованию усилий направленных на борьбу с коррупцией, а также о сложности этого преступления. Многие государства осуществляют антикоррупционное сотрудничество в рамках международных организаций, в том числе специально созданных с целью предотвращения коррупционных преступлений. Также, государства активно взаимодействуют по уголовно-процессуальным вопросам, включая выдачу, передачу осужденных лиц, оказание правовой помощи, совместные расследования и другое. Особую роль занимает сотрудничество по вопросам конфискации имущества и доходов, полученных преступным путем. В последние годы противодействие коррупции находится на особом внимании со стороны нашего государства. На сегодняшний день Казахстан подписал и ратифицировал обе универсальные конвенции – Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Принятие таких документов создает необходимость приведения национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами. В Республике предпринимаются все необходимые меры, т.е. частично внесены поправки в действующем законодательстве, но к сожалению, ряд вопросов еще остается не урегулированным. В связи с этим в работе представляется подробный анализ положений антикоррупционных конвенций во взаимосвязи с действующим национальным законодательством. Существенную важность приобретает рассмотрение самого понятия коррупции, содержащегося в международных документах, ввиду создания правового механизма по борьбе с данным явлением необходимо схожее понимание содержания коррупции. На первом месте, практическое значение приобретают анализ содержания коррупции и определение ее основных признаков. Актуальным для нашей Республики является анализ целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Казахстан к этому документу пока не присоединился, однако рассмотрение перспективы подписания этой Конвенции является одной из важных задач РК. Кроме того конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию предусматривает эффективные гражданско-правовые механизмы защиты прав и интересов лиц, непосредственно пострадавших от коррупции, путем получения компенсации за ущерб, в том числе материальный. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию направленна на координацию в области уголовной ответственности в отношении большого количества деяний, связанных с коррупцией. Конвенция также предусматривает дополнительные меры в уголовном законодательстве и совершенствование международного сотрудничества в преследовании коррупционных преступлений. Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертационным исследованием использовались труды как зарубежных, так и отечественных ученых. Различные аспекты международно-правового сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются предметом многих научных исследований в области международного права. Так, необходимо отметить исследования Амрахова Г.И., Бирюкова П.Н., Бойцова А.И., Галенской Л.Н., Игнатенко Г.В. Непосредственно проблеме противодействия коррупции уделено внимание в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Рахметова С.М., Алаухановой Е.О., Жетписбаевой Б.А., Богуша Г.И., Волженкина Б.В., Долгова М.А., Качелина М.С., Кузнецовой Н.Ф.,. Лунеева В.В, Пиджакова А.Ю., Шелли Л. Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ региональных механизмов противодействия коррупции, рассмотрение системы международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией, исследование особенностей взаимодействия государств по борьбе с коррупцией, рассмотрение правовых проблем участия Республики Казахстан в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией. Для достижения указанной были поставлены и решены следующие задачи: – определение содержания понятия коррупции в международном праве и особенностей правовой регламентации борьбы с ней; – выявление специфики форм регионального антикоррупционного законодательства; – установление взаимосвязи правовых и институциональных положений системы регионального сотрудничества по борьбе с коррупцией; – выявление особенностей механизма международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией; – анализ взаимосвязи основных международно-правовых документов универсального и регионального характера по противодействию коррупции; – определение спектра международных обязательств Республики Казахстан, в связи с участием в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией; – анализ соответствия законодательства РК принятым международным обязательствам по борьбе с коррупцией; – разработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства в связи с перспективой принятия Республикой Казахстан новых обязательств, вытекающих из международных конвенций. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при сотрудничестве государств и организаций в сфере борьбы с коррупцией. Предметом исследования являются система международно-правового регулирования борьбы с коррупцией, правовых и институциональных основ ее функционирования, исследование особенностей антикоррупционного взаимодействия государств, выявление специфики международно-правового понятия коррупции, а также анализ казахстанского законодательства с точки зрения имплементации международных антикоррупционных норм. Теоретическая значимость. Результаты данного исследования помогут повысить эффективность противодействия коррупции, с которыми сталкивается на практике Республика Казахстан, а также способствуют дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства. Методологическая база исследования. Методология обусловлена областью исследования, включающая диалектический метод, методы логического анализа и синтеза, системный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения. Научная и практическая значимость. Практическая основа исследования составила специальные международные соглашения по борьбе с коррупцией. В этом числе соглашения по борьбе с коррупцией ООН, Совета Европы, Европейского союза, ОЭСР, Организации американских государств, Африканского союза, а также иные международные договоры и протоколы к ним, которые содержат положения, применимые в сфере борьбы с коррупцией, документы международных организаций, действующее казахстанское законодательство. Научная новизна диссертации заключается в том, что регионально-правовые механизмы борьбы с коррупцией рассматриваются как сформировавшаяся система, имеющая свой конвенционный и институциональный механизм. Обоснование наличия такой системы. Новым для науки являются анализ элементов этой системы и выявление специфики регионального сотрудничества в борьбе с коррупцией. В данной работе проводится комплексный анализ региональных механизмов борьбы с коррупцией, а также международное сотрудничество государств по противодействию коррупции. Нормативная и институциональная основы такого исследуются в их взаимосвязи и взаимодействии. В работе доказано, что реализация конвенционных положений напрямую зависит от развития институциональной базы, а также эффективное функционирование институциональной основы, в свою очередь, возможно только при подробной разработке нормативно-правовой базы. В данном исследовании проанализированы основные соглашения универсального и регионального характера по борьбе с коррупцией и их действие во взаимосвязи, установлены и проанализированы основные тенденции в развитии института международно-правового регулирования противодействия коррупции. Новизной также является изучение конвенционного закрепления понятия коррупции на основе рассмотрения действующих международных соглашений, определение его содержания и характерных признаков. Выполнен сравнительный анализ признаков коррупции из различных международных документов, соотнесены подходы к определению коррупции и форм ее проявления. Выявлен ряд основных особенностей содержания международно-правового понятия коррупции. В работе оценены критерии международно-правового понятия коррупции, а также определена тенденция к сближению национального законодательства в вопросах криминализации коррупционных деяний. Значительной новизной обладают изучение коррупции как проблемы, носящей трансграничный характер, и определение в связи с этим особых признаков международной коррупции. Проанализирована возможность использования существующих антикоррупционных соглашений для борьбы с трансграничной коррупцией и соотношение их с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности. Одним из важнейших стал вопрос о соответствии законодательства РК принятым международным обязательствам в области борьбы с коррупцией, что позволило сформулировать в диссертационном исследовании конкретные предложения по совершенствованию действующего казахстанского законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Практическое и теоретическое значение диссертации заключается в возможности использования основных ее положений при разработке теоретических проблем международного права, при дальнейших исследованиях системы регионального сотрудничества государств, включая взаимодействие по борьбе с коррупцией, а также при формировании в Республике Казахстан системы противодействия коррупции. В целом исследование проблем государств по борьбе с коррупцией является самостоятельным научным направлением, имеющим особую актуальность в современном мире. Положения, выносимые на защиту: 1. К настоящему моменту сформировалась система регионального сотрудничества по борьбе с коррупцией, представляющая собой комплексный механизм взаимодействия организаций. О существовании такой системы свидетельствуют наличие самостоятельных конвенционного и институционального механизмов противодействия коррупции, их взаимосвязанное и взаимообусловленное использование, а также применение специфических форм сотрудничества по предупреждению и борьбе с коррупцией. 2. Региональные механизмы борьбы с коррупцией регламентированы значительным числом конвенций, касающихся разнообразных аспектов борьбы с коррупцией, с различным составом государств-участников. Это значительно отличает борьбу с коррупцией от взаимодействия государств в борьбе с другими видами преступлений международного характера, в отношении которых, обычно заключается международный договор общего характера. Причины образования столь обширной правовой базы по противодействию коррупции несколько: во-первых, разносторонность самого явления коррупции, многообразие его проявлений; во-вторых, сложность согласования единых норм для государств, относящихся к различным правовым системам; в-третьих, последовательным расширением круга обязательств, принимаемых на себя государствами. Кроме того, следует принять в расчет то, что государства широко используют в борьбе с коррупцией опыт, накопленный ранее в борьбе с другими видами преступлений международного характера. 3. На сегодняшний день существует тенденция к сближению (унификации и гармонизации) национального законодательства государств с законодательством региональных объединений по борьбе с коррупцией. На это указывает установление единого конвенционного перечня деяний, признаваемых преступлениями, а также приведение государствами национального законодательства в соответствие с нормами антикоррупционных конвенций. Кроме того, о данной тенденции свидетельствуют постоянное увеличение числа участников антикоррупционных конвенций и, как следствие, расширение действия единого и гармонизированного режимов борьбы с коррупцией. 1 Теоретические основы изучения коррупции 1.1 Понятие коррупции, и ее виды Для создания действенной правовой базы и эффективного применения существующих норм, а также в целях успешного осуществления международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией необходимо единообразное понимание и толкование понятия «коррупция». Как отмечает Г.И. Богуш, «значение международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в становлении эффективных механизмов противодействия транснациональным формам коррупции, но и в формировании единого мирового "антикоррупционного языка", понятийного аппарата, без которых эффективная антикоррупционная политика является невозможной». [1, 5] Следовательно, одним из наиболее существенных вопросов для международной борьбы с преступностью является вопрос об определении понятия коррупции. На сегодняшний день существует множество подходов к пониманию сути коррупции. В теоретических исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются две составляющие понятия – социальная и правовая. Как социальное явление коррупция представляет собой «отклоняющееся поведение социально привилегированных групп». [2, 28] Как правовое явление коррупция представляет собой «злоупотребление уполномоченными лицами публичной властью и возможностями своего статуса, проявляющееся в неправомерном использовании ресурсов общества и государства в личных, групповых или корпоративных интересах». [3, 43] При этом исследователи отмечают сложность формулирования понятия коррупции, поскольку «как социальное явление в широком смысле коррупция выходит за границы исследований права и криминологии и является сложным синтетическим социально-философским и криминологическим понятием». [4, 76] При рассмотрении понятия «коррупция» в международно-правовом аспекте необходимо обратиться, прежде всего, к конвенционному закреплению данного термина и установить, каковы основные черты и признаки коррупции с точки зрения международных документов. Анализ действующих международно-правовых договоров позволяет выявить ряд особенностей понятия «коррупция». Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что почти во всех международных документах, посвященных вопросам борьбы с коррупцией, отсутствует прямое определение понятия коррупции. Исключением являются лишь несколько региональных актов. К ним относятся, в частности, Конвенция СЕ о гражданской ответственности, в которой понятие коррупции дано лишь для целей этой Конвенции, т. е. также не является всеобъемлющим, документы Европейского союза – Первый протокол к Конвенции ЕС о защите финансовых интересов и Конвенция ЕС, а также модельные законы СНГ. По всей видимости, существует несколько причин, объясняющих подобное положение дел. Как отмечает В.В. Лунеев, «коррупция сегодня является скорее не правовым, а синтетическим социальным или криминологическим понятием, поэтому ее необходимо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деянии». Данный подход, основанный на понимании коррупции как совокупности составов преступлений, был положен в основу Межамериканской конвенции, Конвенции Африканского союза и иных документов, где вместо единого понятия коррупции приведен перечень деяний, образующих акты коррупции. Такое понимание коррупции, по всей видимости, связано с невозможностью охватить единым определением все формы проявления коррупции и множество коррупционных деяний. [5, 271] Кроме того, причина, по которой государства на сегодняшний день не стремятся жестко связывать себя рамками единого определения, также, возможно, заключается в том, что данное явление слишком по-разному трактуется в национальном законодательстве государств, а практика преследования за деяния, составляющие акты коррупции, имеет относительно недолгую историю. В связи с этим в международных документах предусмотрено право государств-участников самостоятельно рассматривать возможность криминализации ряда деяний. Так, например, во всех составах коррупционных деяний, содержащихся в Конвенции СЕ об уголовной ответственности, указано, что квалификация их в качестве уголовных преступлений «производится в соответствии с внутренним правом государства-участника». В части составов, предусмотренных Конвенцией ООН против коррупции, определено, что «каждое государство-участник рассматривает возможность принятия законодательных и иных мер, какие могут потребоваться», с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяний определенные действия, относящиеся к коррупционным преступлениям. Конвенцией ООН против транснациональной преступности предусмотрено, что каждое государство-участник принимает законодательные, административные или другие эффективные меры для содействия добросовестности, а также для предупреждения и выявления коррупции в той степени, в какой это требуется и соответствует его правовой системе. [6] В связи с этим в международных договорах установлены достаточно общие формулировки, относящиеся к характеристике коррупционных преступлений, а также каждому государству предоставлено право самостоятельно определять возможность применения положений антикоррупционных документов с учетом особенностей не только национального законодательства этого государства, но и его правовой системы в целом. Так, меры по предупреждению коррупции, указанные в главе II Конвенции ООН против коррупции, применяются государствами-участниками «в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы». Следует отметить, что коррупция не является исключением. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в правовой регламентации борьбы с терроризмом. Так, B.C. Иваненко отмечает, что сложность самого явления и многоаспектность его проявления создают препятствия к согласованию взаимоприемлемого определения понятия «международный терроризм». [7, 239] Однако отсутствие единого определения коррупции не означает невозможность гармонизации законодательств государств в сфере борьбы с коррупцией в дальнейшем, поскольку необходимость такой гармонизации на сегодняшний день очевидна – единообразное понимание самого явления коррупции позволило бы определить единые общие принципы, способы, меры борьбы и меры взаимодействия государств, эффективнее сотрудничать по вопросам выдачи преступников и по целому ряду других вопросов. Одним из первых международных документов, в котором определялось понятие коррупции, стал Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. В данном документе понятие коррупции употребляется в значении подкупа: «Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» (п. «b» ст. 7). Этот документ носит рекомендательный характер, и смысл понятия коррупции сводится к подкупу в узком смысле: «Выражение "акт коррупции" следует понимать как охватывающее попытку подкупа». [8, 129] Впоследствии основные направления борьбы с коррупцией были намечены в рамках Резолюции № 7 «Коррупция в сфере государственного управления», принятой на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся 27 августа – 7 сентября 1990 г.7 Принципиальное значение имеют закрепленные в данном документе рекомендации каждому государству произвести оценку адекватности своего уголовного права и уголовно-процессуального законодательства с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и обеспечить применение надлежащих санкций. [9, 39] Несмотря на то что ни понятия коррупции, ни перечня рекомендуемых для криминализации деяний в этом документе не устанавливается, наметилась тенденция к определению единого комплекса мер и действий по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день международно-правовое определение понятия «коррупция» содержится лишь в нескольких документах, а именно в Конвенции СЕ о гражданской ответственности, в документах Европейского союза и в модельных законах СНГ. При этом следует отметить, что содержащиеся в данных документах понятия применимы только для целей данных документов. Рассмотрим подробнее конвенционное определение коррупции. Так, согласно ст. 2 Конвенции СЕ о гражданской ответственности коррупция означает «просьбу, предложение, дачу или получение, прямо или опосредованно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или перспектив таковых, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового». Конвенция СЕ о гражданской ответственности имеет весьма специфический предмет регулирования – она направлена на регламентацию вопросов возмещения ущерба лицам, пострадавшим вследствие акта коррупции, притом, что сам акт коррупции является по своей природе уголовным преступлением. Главный акцент в Конвенции СЕ о гражданской ответственности сделан на основаниях возмещения ущерба в результате актов коррупции, на регламентации ответственности, сроков давности и иных вопросах, не связанных с криминализацией деяний. При этом все конкретные механизмы и процедуры возмещения ущерба должны быть предусмотрены именно во внутреннем праве государств. Очевидно, что и криминализация деяний осуществляется в соответствии с внутренним правом государств-участников, а в Конвенции СЕ о гражданской ответственности лишь предлагается общее определение для целей этой Конвенции. В Конвенции СЕ о гражданской ответственности закреплено право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, на подачу иска с целью возмещения ущерба, включая упущенную финансовую выгоду и нематериальный вред, а также право требовать возмещения ущерба от государства при совершении акта коррупции публичным должностным лицом. Однако сам механизм реализации положений Конвенции СЕ о гражданской ответственности предусматривает самостоятельность каждого государства-участника при принятии соответствующих норм во внутреннем законодательстве. В Конвенции СЕ о гражданской ответственности установлены общие принципы и правила, а не обязанность государств включать в законодательство конкретные формулировки. Так, например, в соответствии с Конвенцией СЕ о гражданской ответственности государства предусматривают во внутреннем законодательстве «нормы, закрепляющие право подать иск», или «надлежащие процедуры, позволяющие требовать возмещении ущерба», или «надлежащую защиту». При этом критерии того, что является надлежащим, а что нет, не установлены, а также не приведены рекомендательные формулировки. [10] С одной стороны, такой подход позволяет постепенно имплементировать обязательства, предусмотренные Конвенцией СЕ о гражданской ответственности, с учетом особенностей внутреннего законодательства. Каждое государство вправе само оценить возможности принятия конвенционных положений и предусмотреть именно те процедуры и механизмы, которые приемлемы для самого государства. Но, с другой стороны, такой подход порождает множественность формулировок, вводимых в национальные законодательства, что не способствует единообразному пониманию и толкованию мер, принимаемых на национальном уровне. Тем не менее в Конвенции СЕ о гражданской ответственности впервые закреплено международно-правовое определение коррупции, что само по себе уже является значительным шагом в процессе гармонизации национальных законодательств. Помимо вышеуказанной Конвенции СЕ о гражданской ответственности, понятие коррупции содержится и в документах Европейского союза. Так, в Первом протоколе к Конвенции ЕС о защите финансовых интересов определяется понятие пассивной и активной коррупции. Согласно ст. 2 указанного Протокола пассивную коррупцию образует преднамеренное действие какого-либо должностного лица, которое непосредственно или через посредника затребует или получает преимущества любого рода для себя или для третьей стороны, или принимает обещание предоставить такое преимущество, с тем чтобы совершить какое-либо действие или бездействие в соответствии со своими должностными обязанностями или при выполнении своих функций в нарушение своих должностных обязанностей таким образом, что это наносит или может нанести ущерб финансовым интересам Европейских сообществ. Активная коррупция в соответствии со ст. 3 указанного Протокола – это преднамеренное действие любого лица, связанное с обещанием или предоставлением, лично или через посредника, преимущества любого рода какому-либо должностному лицу для него самого или для третьей стороны, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие в соответствии со своими обязанностями или при выполнении своих функций в нарушение своих должностных обязанностей таким образом, что это наносит или может нанести ущерб финансовым интересам Европейских сообществ. [11] При этом понятие коррупции в Протоколе приводится только для целей Протокола. Суть определений и активной, и пассивной коррупции в целом сводится к взяточничеству. Сами определения коррупции здесь довольно специфичны, поскольку они напрямую связаны с неблагоприятными последствиями в виде нанесения или возможности нанесения ущерба исключительно финансовым интересам Европейских сообществ. Соответственно, если отсутствуют такие неблагоприятные последствия или они наступают не в отношении финансовых, а каких-либо других интересов Европейских сообществ (социальных, экономических, правовых или любых других), деяние не образует состав преступления, а следовательно, и не влечет уголовно-правовых последствий в виде наступления ответственности. Соответственно, сфера использования определения коррупции опять же не является всеобъемлющей. Возможно, такая трактовка понятия коррупции была изначально обусловлена основной целью интеграции – экономической, что в целом соответствовало задачам Европейским сообществ. Тем не менее данный Протокол, являясь одним из первых документов, непосредственно регламентирующих борьбу с коррупцией, обозначил коррупцию как проблему, требующую самостоятельного регулирования на межгосударственном уровне. Далее понятие коррупции в рамках Европейского союза было сформулировано в антикоррупционной Конвенции ЕС. Приводимые в данном документе понятия активной и пассивной коррупции полностью совпадают с понятиями, содержащимися в Первом протоколе, за исключением одного принципиального признака – здесь отсутствует связь с неблагоприятными последствиями в виде нанесения или возможности нанесения ущерба финансовым интересам Европейских сообществ. Таким образом, определение коррупции было усовершенствовано с целью расширения круга криминализуемых деяний и сферы его практического применения. При этом опять же приводимые определения применимы только для целей указанной Конвенции ЕС. Понятие коррупции содержится и в документах СНГ. Так, Модельный закон СНГ «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г. определяет коррупцию как «подкуп (получение или дачу взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу». [12, 225] Данное понятие определяет виды предоставляемых преимуществ или выгод, однако при этом сводит само деяние или к незаконному использованию публичного статуса специальным субъектом, или к незаконному предоставлению выгоды такому лицу. Кроме того, круг лиц, являющихся субъектами коррупционных правонарушений, ограничивается лицами, имеющими публичный статус. Под лицами, имеющими публичный статус, понимаются лица, постоянно, временно или ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: