VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие внутреннего туризма в Краснодарском крае

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002083
Тема: Развитие внутреннего туризма в Краснодарском крае
Содержание
Министерство культуры Российской Федерации 
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА 
        (полное наименование кафедры)
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой Лескова Г. А.
(ФИО)
____________________________
(подпись)
«___»_________ 2016г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(специалиста)

«Развитие внутреннего туризма в Краснодарском крае»___
(тема)
Выполнил студент группы
Фатуллаева Людмила Ниязиевна
(ФИО) 

СКТ/СЗ451-6/1
 (номер группы)

_________________________________________________
(подпись, дата)

Направление подготовки (специальность) 
100103.65 Социально-культурный 
сервис и туризм
(шифр и наименование направления (специальности)
Профиль подготовки (специализация )
Туризм (специалитет)

Форма обучения
Заочная

Научный руководитель
кандидат экономических наук, доцент
кафедры туризма и СКС 
Баканова  Алиса Александровна________
(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

_________________________________________________
(подпись, дата)
Рецензент
преподаватель кафедры туризма и СКС 
Агнаева Катерина Валерьевна
(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

_________________________________________________
(подпись, дата)
      
      
      
      
      
      
                                                     Санкт-Петербург
                                                            2016

Оглавление
Введение	3
Глава 1. Факторы и условия развития туризма в регионе	7
1.1.Внутренний туризм как фактор регионального развития	7
1.2.Условия развития региона как принимающей дестинации	22
1.3.Факторы реализации туристско-рекреационного потенциала территории……………………………………………………………………27
Глава 2. Анализ и особенности реализации туристского потенциала в Краснодарском крае	32
2.1. Анализ потенциальных ресурсов (возможностей) современного развития дифференцированных видов туризма в Краснодарском крае	32
2.2. Роль туризма в социально-экономическом развитии Краснодарского края	43
2.3. Определение взаимосвязи положительных и негативных факторов развития внутреннего туризма  в Краснодарском крае	51
Глава 3.  Перспективные направления развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.	57
3.1. Обоснование разработки нового тура в  Краснодарский край	57
3.2.  Разработка  туристического маршрута «Сказочный мир Краснодарского края». Ресурсное обеспечение тура	63
Ресурсное обеспечение тура	68
3.3. Калькуляция затрат на реализацию  тура и  развитие данного направления	69
Заключение	83
Список литературы	86



Введение
     Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и улучшения качества жизни населения.
     Туризм как отрасль экономики вносит существенный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие любой страны, способствует созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между государствами – членами международного сообщества. Развитие туризма как фактора, способствующего упрочению мира и международной безопасности, признается сегодня и на глобальном уровне и закреплено в международных документах. 
    ««Потенциал для развития туризма внутри нашей страны огромен. И мы обязаны воспользоваться всеми открывающимися возможностями», – подчеркнул премьер.
    По его словам, необходимо принять свой собственный план по импортозамещению в туристической отрасли. В рамках федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма» в 2015 году были выделены 4 миллиарда рублей, и на каждый рубль из федерального бюджета пришлось три рубля внебюджетных инвестиций.
    «Развитая туристическая отрасль, условиями которой часто и с удовольствием пользуются наши граждане, это не просто норма постиндустриального общества, а фактически один из показателей качества жизни в стране. И мы обязаны создать условия для развития этой отрасли», – сказал Дмитрий Медведев.
    Он отметил, что людям, планирующим свои путешествия, необходимы доступные по цене билеты, безопасность в местах отдыха и проживания, возможность проверить всю информацию по маршруту через интернет.
    Премьер заявил, что туроператоры, развивающие внутренние маршруты и новые для России виды туризма, получат государственную поддержку.
    «Есть предложение предоставить тем из них, кто намерен сосредоточиться на национальных маршрутах, субсидии. Это потребует разработки нормативных документов», – обозначил он.
    Особой поддержки, по его словам, заслуживают те туроператоры, которые берутся за разработку новых маршрутов и видов отдыха.» (
На развитие внутреннего туризма в России будут давать субсидии
11 Января 2016, 15:00)
     
     
     Поэтому актуальностью данной работы является необходимость развития внутреннего туризма, эта стратегическая задача находит свое отражение и конкретизируется законодательством на национальном уровне.
     Российская Федерация и в частности Краснодарский край обладает высоким туристским потенциалом. Однако есть и сдерживающие факторы. В частности, нуждаются в реконструкции и модернизации гостиничное хозяйство и внутренняя транспортная сеть. Таким образом, при условии дальнейшего развития туристской инфраструктуры Россия может стать весьма привлекательным объектом туристского интереса. 
     Объект исследования: внутренний туризм.
     Предмет исследования: проблемы и особенности развития туризма в Краснодарском крае.
     Цель работы: Изучив особенности туристских ресурсов Краснодарского края создать программу нового туристского маршрута «Сказочный мир Краснодарского края» в сфере внутреннего туризма.
     Задачи исследования: 
1. Определить условия развития внутреннего туризма 
2. Определить и проанализировать особенности реализации туристского потенциала в Краснодарском крае.
3. Выявить перспективные направления развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.	
4. Разработать туристский маршрут «Сказочный мир Краснодарского края»; 
Источниковой базой исследования послужили:
1.Турфирма ООО «Бон Вояж»
2.Федеральные законы, касающиеся сферы туризма в России
3.Учебное пособие Косолапова А.В. «География российского внутреннего туризма»
4. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года, а так же Программа развития туризма в Краснодарском крае.
5. Пленарное заседание SIFT-2015 по вопросам внутреннего и въездного туризма в ноябре 2015г.


























     Глава 1. Факторы и условия развития туризма в регионе
     1.1. Внутренний туризм как фактор регионального развития
     
Все без исключения государства обладают территориями. Любая территория располагает определенными ресурсами, государство может выбирать варианты их использования. Туристская привлекательность региона - один из важных ресурсов, которым наделены регионы. От выбора варианта его использования зависит успешность вливания в общую экономическую картину мира и темп развития конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках1.
    Внутренний туризм - перемещение граждан в пределах государства постоянного места жительства, с любой целью, кроме получения дохода от деятельности, оплаченной вне территории постоянного пребывания2. Динамично развивающийся внутренний туризм создает материальную, законодательную, методологическую основу, способствует укреплению национальной экономики путем перераспределения видов доходов и, как следствие, дифференцированному развитию множества смежных отраслей. Внутренний туризм при достижении достаточного уровня развития сможет нести в себе важное и емкое общенациональное функционирование, проявляющееся в выравнивании уровней экономического развития регионов, более полном использовании трудового потенциала, экономически эффективной самоорганизации муниципальных образований. 
    Объем потока путешествующих внутри страны, имеет тенденцию роста. В динамике мы наблюдаем резкое увеличение количества туристов в 2014 году. Число соотечественников, путешествующих на территории РФ, за год выросло на 30 %. Особым вкладом в развитие стали события мирового масштаба, проводимые в РФ. Главным объяснением данного роста являются Олимпийские Игры, Паралимпийские игры, соревнования «Формулы- 1», проводимые в Сочи в 2014 году3. Их вклад в развитие туризма в регионе будет долгие годы прослеживаться в положительном ракурсе. Эти события стали огромной точкой роста для стремительного качественного развития главного курорта России, обладающего уникальным потенциалом. Одновременно отмечаем неравномерность развития регионов страны по реализации внутреннего туризма. Активно развиваются в качестве туристских центров уже устоявшиеся лидеры - Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кавказские минеральные воды. Немного реже граждане путешествуют по городам «Золотого кольца». Большинство же территорий не реализует свой туристский потенциал, который имеет возможность стать высокодоходной отраслью, способной решить социально-экономические неравенства и стать мощной базой дополнительного экономического развития регионов, патриотического воспитания и оздоровления граждан. Развитие туризма в РФ является государственной задачей. Туристская политика реализуется на всей территории РФ, но главным образом на территории ее отдельных субъектов, имея, в конечном итоге, цель преодоления противоречий между уровнем развития региона и туристской отрасли в нем.
    Основанной на показателях состояния туристской отрасли, в частности, внутреннего туризма, степень развития внутреннего туризма находится в стадии «начального роста». Этот этап характеризуется увеличением доли рынка, инновационными подходами в развитию, привлечению инвестиций. Ежегодно в РФ увеличивается количество туристических фирм, занятых организацией и реализацией внутренних туристских продуктов. За период с 2010 по 2014 годы их количество увеличилось на 40 % и составляет 2626 организаций. Положительная динамика увеличения организаторов внутреннего туризма свидетельствует о повышении интереса и спроса на внутренний туризм у граждан страны. Еще одним показателем, отражающим стадию роста туристской отрасли в РФ, является количество коллективных средств размещения. Для анализа используем официальные данные Ростуризма4. 
    Подтверждает туристскую активность граждан внутри страны и показатель численности граждан, размещенных в гостиницах и аналогичных коллективных средствах размещения. 
    Путешествия по России уже в состоянии конкурировать с туристическими странами-лидерами. Текущий 2016 год обещает быть переломным в развитии внутреннего туризма. Сосредоточенность факторов, затрудняющих выездной международный туризм, в совокупности с достаточно подготовленной отечественной базой для внутренних путешествий и вошедшим в состав РФ республикой Крым, имеет потенциал для мощного развития внутреннего туризма в РФ. Сложившаяся экономическая и политическая международной обстановкой в России, нестабильность курса национальной валюты, введенные санкции располагают к максимальной реализации потенциала внутреннего туризма региона и страны в целом5.
    В настоящее время один из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мировой туристской индустрии – это природно-ориентированный туризм, на долю которого приходится по разным оценкам 7-8% мирового оборота капитала в сфере туристского бизнеса. Растущая популярность его в определенной степени отражает тенденцию возросшего интереса к природе и бережного отношения к окружающей среде, основанную на более высоком уровне экологического сознания людей в мире. Примерно 60% населения мира удовлетворяют свои потребности в отдыхе, через различные виды природно-ориентированного туризма. В зависимости от того каким потенциалом обладает регион, там развивается определенный вид природно-ориентированного туризма6.
     Природно-ориентированный туризм представляет собой совокупность разнообразных видов, форм и способов путешествий и отдыха, осуществляемых преимущественно в природной среде, для которых главным туристским ресурсом является слабоизмененная и неосвоенная человеком природа или ее компоненты и элементы, а целью – пребывание в природной среде, получение новых впечатлений, положительных эмоций от общения с природой, использование естественных препятствий для достижения спортивных результатов, познание природы, изъятие ее объектов и т.д.
     Природно-ориентированный туризм является многоликим и включает в себя несколько видов:
     - лечебно-оздоровительный,
     - спортивный,
     - культурно - познавательный,
     - промысловый,
     - приключенческий,
     - экологический,
     - и др.    
     На рис 1.1, представлены основные виды природно-ориентированного туризма и какую долю они занимают в среднем по стране (см. рис. 1).
       
     Рисунок 1.1. Виды природно-ориентированного туризма в среднем по стране7
     Сенин В.С.  указывает, что «прогнозируется развитие природно-ориентированного туризма, в связи с ухудшением экологической ситуации в мире, которая характеризуется разрушением экосистем и резким уменьшением биоразнообразия, деградацией почв, изменением климата, разрушением озонного слоя, демографическим взрывом, истощением природных ресурсов, в том числе энергоресурсов, загрязнением окружающей среды, дефицитом пресной воды, кризисом редуцентов, исчезновением или уменьшением особо охраняемых природных территорий, изменением скорости многих естественных процессов в биосфере»8. Сенин В.С. утверждает, что деградация окружающей среды происходит все возрастающими темпами, что в результате негативно влияет на качество жизни населения планеты. По его мнению, именно рекреационный туризм может стать серьезной альтернативой тому пути развития страны или региона, который ориентирован на усиление эксплуатации природных ресурсов. 
     Однако надо отметить, что, несмотря на большую популярность  термина, само понятие «природно-ориентированный туризм» и в России и за рубежом трактуется крайне произвольно. Каждый вкладывает свой смысл в определение: ученые - одно, практики - другое, чиновники - третье, что мешает воспользоваться опытом и наработками друг друга в полной мере. Возникающие споры и разногласия тормозят развитие рекреационного туризма и приводят к путанице в его понятийном аппарате.
     Известные ученые (М.Б. Биржаков, В.В. Храбовченко, Т.К. Сергеева) под термином «рекреационный туризм» понимают «передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления духовных и физических сил человека»9. 
     Изучив различные точки зрения на данное понятие, можно согласиться с определением природно-ориентированного туризма – «рекреационный туризм - это путешествия для отдыха, оздоровления или лечения, которые осуществляют с непосредственным использованием природных свойств климата, привлекательных ландшафтных и других ресурсов». По нашему мнению, предложенное определение широко трактует ключевое понятие и позволяет включить в структуру рекреационного туризма разнообразные формы путешествий и рекреационных занятий. 
     «Большую роль в гармонизации отношений человека и природы играет экологическое просвещение, которое неотделимо от туризма. В первую очередь, имеется ввиду, привлечения внимания к имеющимся глобальным природным проблемам для того, чтобы найти пути их преодоления. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Важной чертой современного общества должна являться экологизация мировоззрения: осознание хрупкости окружающей природной среды и ее неразрывного единства с человеком»10.
     Мы полагаем, что природно-ориентированный туризм может и должен включать в себя экологическое просвещение, и важно, чтобы это определение звучало в его трактовках. Несомненно, это потребует от турфирм и гидов-экскурсоводов знания основ экологии. На сегодня это совершенно необходимо. И в этом смысле туризм - один из способов борьбы человечества за свое выживание в среде, которую оно само сделало невозможной для жизни. В настоящее время, к сожалению, таких знаний у сотрудников турфирм не достаточно.
     В развитии территории важен не только рекреационный потенциал как таковой и даже не туристский потенциал, а в большей обеспеченный туристский поток. Поэтому, основной вопрос заключается в том, как и каким образом адаптировать рекреационный потенциал территории для эффективного туристского использования и обеспечить, таким образом, стабильный туристский поток. 
     Туристско-рекреационное пространство Палкин О.Ю. определяет как часть географического пространства имеет комплексный (природно-социально-экономический) характер  и геосистемную организацию11.
     Организацию туристско-рекреационного пространства можно определить как  пространственно-временную взаимосвязь социально-экономических объектов, явлений и процессов, расположение и функционирование которых  обусловлено  туристско-рекреационной деятельностью людей и особенностями ландшафтной  сферы Земли.
     Организацию ТРП можно охарактеризовать плотностью размещения объектов и явлений,  связностью, иерархичностью, временной неоднородностью, степенью преобразования природных компонентов ландшафта,  цикличностью туристско-рекреационной деятельности.
     Пространственная организация туристско-рекреационной сферы представляет собой совокупность пространственных структур, функционирующих и развивающихся под влиянием территориальных предпосылок и интересов людей и образующих интегральную форму её пространственно-временной организации.
     Рекреационная система является частью глобальной территориальной общественной системы. Л.Ю. Мажар отмечает, что в свою очередь территориальная рекреационная система (ТРС) (или в современном варианте территориальная туристско-рекреационная система (ТТРС), характеризующаяся разносторонней туристской деятельностью) – это частный случай рекреационной системы, которая переведена в «географическую плоскость». Здесь по географическому принципу отмечается следующее: все компоненты рекреационной системы в геопространстве приобретают топологическую привязку,  вместе с тем система получает географические координаты12.    
     Также еще одной формой пространственной организации туристско-рекреационной сферы являются туристско-рекреационные кластеры. Отечественные экономико-географы находят сходство теории кластеров с теорией территориально-производственных комплексов (ТПК), которая была разработана в советской экономической географии. Кластер, являясь формой территориальной организации, представляет собой своего рода систему, поэтому теория ТПК является прообразом теории кластеров, которую разработали советские учёные Н.Т. Агафонов, М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский и др.
     Для туристского кластера географические границы определяются путем анализа совокупности туристских маршрутов. Формируют географический каркас транспортные коммуникации (морские и речные коммуникации, дорожная сеть). Они соединяют в пределах границах так называемые «опорные пункты» (населенные пункты, которые вызывают интерес у туристских организаций и имеют нужные для этого объекты, предприятия, инфраструктуру). Также помимо «опорных пунктов», у туристского кластера могут присутствовать «центры туристских потоков» (через эти большие населенные пункты в кластер приезжают туристы из других городов, районов, стран). Обычно эти центры характеризуются мощными туристскими ресурсами.
     Освоение ТРП обуславливается следующими особенностями:
     - высота и расчленность рельефа,  которые вызывают значительную дробность туристско-рекреационной деятельности;
     - разнообразие климатических (микроклиматических) условий, что обуславливает вертикальные и сезонные различия туристско-рекреационной деятельности;
     - разнообразие природных ландшафтов;
     - видовое разнообразие растительного и животного мира, наличие эндемичных видов растений и животных;
     - повышенная уязвимость природных и культурно-исторических туристско-рекреационных ресурсов;
     - повышенные риски природного и техногенного характера;
     - транспортная труднодоступность и связанные с ней дополнительные издержки хозяйствующих субъектов;
     - разнообразие и эстетическая привлекательность ландшафтов, которые создают условия для развития разных видов туризма на одной территории;
     - наличие природных препятствий;
     - трансграничное положение, которое предполагает организацию взаимодействия при освоении ТРП.
     Районирование – это базис для организации и развития туризма в регионе любого ранга.
     По мере освоения ТРП  усложняется структура туристского пространства, меняются функции и заметно возрастает роль органов управления в обеспечении устойчивости развития территории по мере увеличения туристской нагрузки.
     Миосек Ж.М. выделил четыре стадии  освоения туристского пространства.
     На ранних стадиях (первой и второй) территория открывается туристами, которые имеют весьма смутное представление о ней, а местное население лишь догадывается о возможных выгодных от туристского обслуживания. С появлением первого курорта растет популярность и рекреационное пространство начинает более активно заполнятся туристскими объектами. Из мест и предприятий отдыха, постепенно соединяющихся в единую структуру, формируется своего рода расширяющееся «поле» (вторая и третья стадии). Местное население и администрация от пассивного наблюдения переходят к действиям, связанным с выполнением сервисных функций и реализацией инфраструктурной политики. 
     Четвертая стадия идет в направлении сосредоточения пунктов в отдельных областях поля, обладающих, как правило, уникальными туристскими ресурсами и транспортной доступностью. Образуются локализации – относительно территориально целостные специализированные системы туризма. В сформировавшемся поле складываются центры более низких иерархических уровней со своими полями. Туристско-географическое пространство принимает зрелые формы, в нем выделяются групповые системы курортов, ядра и ареалы. Район приобретает широкую известность, и именно она, а не природные и культурные достопримечательности, как это было на предшествующих стадиях развития, привлекает новых посетителей. Большой их наплыв вынуждает административные органы управления приступить к разработке и реализации планов развития территории, ограничить, а иногда и полностью запретить туризм в некоторых зонах по экологическим соображениям. Это стимулирует дальнейшее продвижение туристов и освоение новых районов.
     Наиболее известной в классе пространственных моделей туризма является модель жизненного цикла туристской дистинации Р.В.Батлера, который выделил шесть последовательных стадий: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация, упадок или обновление. Главным показателем перехода от одной стадии к другой служит изменение количества туристских прибытий, состояние природной среды и туристской инфраструктуры, а также отношение местного населения к приезжим. 
     Современные исследования показывают, что районообразующими в выделении разных уровней рекреационного пространства являются три принципа:
1) Наличие турпродукта;
2) Организация маркетинга и продвижение турпродукта;
3) Самоорганизация рекреационной деятельности.
     Сочетание этих принципов дает возможность выделить регионы функциональные (с точки зрения туристского освоения) и проблемные, где туристская деятельность практически не развита13.
     Под туристско-рекреационным комплексом предложено понимать целенаправленно формируемую совокупность предприятий (туристских и поставщиков услуг и товаров), функционирующих для удовлетворения потребностей туристов и сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреационными ресурсами и снабженной туристской и обеспечивающей инфраструктурой.
     Туристический кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, которые созданы на основании решения Правительства РФ и расположены на территории одного или нескольких участков субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ.
     Пространственная организация деятельности в сфере туризма в виде кластеров и ТПК отличается определенными особенностями (Таблица 1.1).
     Таблица 1.1 – Особенности пространственной организации туризма в форме ТПК и кластера14
Характерные особенности 
ТПК 
Кластер 
Синергетический эффект 
За счет материальных и природных активов 
За счет творческой и коммуникативной энергии, создающей инновации 
Специализация 
Узкая специализация, масштабность производства туристских услуг 
Дифференцированность услуг, гибкость при производстве туристских услуг 
Структура 
Статические, неделимые структуры, состоят из крупных предприятий 
Мобильные структуры, состоят из малых и средних предприятий 
Характер внутренних связей 
Вертикальные связи, взаимоподчиненность и иерархия элементов, отсутствие конкуренции между элементами 
Горизонтальные связи, параллельная стадийность, автономность отдельных блоков, одновременные конкуренция и партнерство между элементами 
Характер внешних связей 
Закрытая система. Выполнение всего комплекса туристских услуг в рамках ТПК 
Открытая система. Вынесение не основных производственных процессов сторонним фирмам 
     
     Объединение среди хозяйствующих субъектов туристской индустрии или неразрывно с ней связанных, в условиях рыночной экономики дает зарождение специализированных формальных или неформальных туристских кластеров. Текущий процесс ограничивает отсутствие должной конкуренции и кооперации. Исходя из предпосылок сосредоточения специализированных по-разному  предприятий туризма, территориальных сочетаний ресурсов рекреации, структура туристского регионального кластера в различных районах дифференцируется по составляющим. В зависимости от соединения составляющих туристского регионального кластера выделяется его сила, специализация, потенциал, устойчивость.
     Туристские региональные кластеры по-разному специализирующиеся в пределах какого-либо региона могут развиваться несколькими путями. Некоторые из них в дальнейшем распадаются, другие укрупняются и разрастаются. Туристские кластеры на территории региона в условиях повышенной конкуренции склонны к объединению, организации комплементарного функционирования, взаимодействию с прочими отраслевыми кластерами. Все это говорит об образовании регионального туристского кластера.
     Итак, кластер обладает такими характеристиками как тип географического каркаса, географические границы, структура.
     Из практического опыта следует, что кластерный подход способен сыграть решающую роль при формировании туристско-рекреационного пространства и организации деятельности туристских центров.
     При этом государство, совместно с другими заинтересованными сторонами способно выступить одним из инициаторов процесса образования кластера.
     Концепция туристско-рекреационных кластеров может быть использована при   туристско-рекреационном районировании и построении новой модели  развития туризма, включающей современные подходы к его территориальной структуре.
     С этой целью формируются туристско-рекреационные паспорта (ТРП) территорий на региональном и муниципальном уровне. 
     Туристско-рекреационный паспорт территории является комплексным документом, созданным на основе ГИС-технологий, в котором отражено современное состояние имеющегося туристско-рекреационного кластера и используемым для дальнейшего развития кластера15.
     Технология формирования туристско-рекреационного кластера (ТРК) разной степени сложности предусматривает некоторые последовательно реализуемые процедуры:
1) Разработку научно-обоснованной концепции туристско-рекреационного развития территории на базе оценки его потенциала;
2) Выбор управляющей организации;
3) Формирование состава ТРК;
4) Разработку ТРП территории;
5) Проведение конкурса по привлечению инвестиций и разработку проекта туристско-рекреационного развития территории;
6) Проведение туристско-рекреационной экспертизы;
7) Обеспечение подготовки и переподготовки профессиональных кадров с целью обслуживания потоков туристов и инфраструктуры ТРК;
8) Организацию строительства и эксплуатации инженерных объектов ТРК в рамках ГЧП;
9) Создание условий для эффективного управления развитием ТРК.
     Для туристско-рекреационного освоения территории с успехом применяется механизм государственно-частного партнерства. Данная  система обеспечивает эффективное взаимодействие между органами государственного управления, общественными организациями и коммерческими структурами в целях реализации инновационных регионально значимых проектов и программ социально-экономического развития регионов, направленных на улучшение качества жизни их жителей.
     Повсеместное внедрение такой технологии позволит создать единую территориальную туристско-рекреационную систему, призванную обеспечить потребности российских и иностранных граждан в туризме и отдыхе.
     Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на развитие  природно-ориентированного туризма. На туризм, как на сложную социально-экономическую систему, влияет огромное количество факторов, степень воздействия которых в каждый момент времени может быть разной как по силе, так и по продолжительности воздействия. Исходя из этого, их учет однозначно необходим при реализации цели организовать эффективную туристскую деятельность. К наиболее важным факторам, по нашему мнению, можно отнести потребительский спрос и ресурсы региона. 
     Главными требованиями для сохранения ресурсов региона являются: условия экологичности на территории региона и емкости, то есть количества рекреантов, которое может себе позволить принять территория региона для комфортного и эстетичного нахождения людей. 
     Итак, отличительные особенности природно-ориентированного туризма состоят в том, что благодаря ему стимулируется и удовлетворяется желание общения с природой, предотвращается негативное воздействие на природу и культуру и мотивирует туроператоров и туристов оказывать содействие охране природы и социально-экономическому развитию региона.
     По нашему мнению, главный ресурс природно-ориентированного туризма - малоизмененная или дикая природа и, следовательно, ее конкретные объекты и обитатели. Одновременно сама природа является главной целью путешествий, пребывание в которой уже само по себе имеет рекреационное, познавательное и воспитательное значение. Определение не ограничивает способ и характер туристского путешествия. Главный критерий рекреационного тура - минимизация ущерба природе, которая достигается внедрением экологических технологий во все компоненты туристского продукта и на всех стадиях проведения эколого-туристского маршрута. 
     В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в сфере туризма все также наиболее проблемными точками выступают, во-первых, уровень участия государства в развитии (в настоящий момент туризм развивается большей частью усилиями частного бизнеса); во-вторых, имеет место недоверие к государству как к партнеру по причине непредсказуемых решений государства в области законодательства и не выполнения им  взятых на себя обязательств, в результате чего нередки случаи, когда бизнес теряет значительные финансы, которые государством могут быть и не компенсированы; в-третьих, остается непрозрачной процедура проведения торгов и закупок; в-четвертых, требуется разнообразить методы вовлечения в партнерство субъектов малого и среднего бизнеса; в –пятых нужно обеспечить формирование благоприятных условий для развития ТРК.
     Мировая практика показывает, что туризм стал одной из сфер применения ГЧП, которое является принципиально новом качественным образованием, реализующим функции государства. Контрольные и регулирующие функции, как правило, выполняет государство, а именно профильные министерства и ведомства или специально уполномоченные органы. Государственный мониторинг и контроль должен осуществляться при совместном решении вопросов.
     Развитие туризма на современном этапе не возможно без поддержки государства. Бизнес-структурам любого порядка требуется содействие при получении кредитов на более выгодных условиях, повышении эффективности продвижения региональных турпродуктов на международном уровне.
     При этом наиболее эффективным способом территориальной организации являются кластеры туристско-рекреационных услуг на основе принципов системности, информационной доступности, институциональности отношений, научной обосновании, сбалансированности интересов договаривающихся сторон.

1.2. Условия развития региона как принимающей дестинации

      Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов:
1) географический компонент;
2) туристы;
3) туристская индустрия.
      При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих:
* регион, порождающий туристов;
* транзитный регион;
* регион туристской дестинации (рис.1.2).
        
      Рассмотрим несколько подробнее данную схему.
      Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь. 
      В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.
      Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций  транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.16
      Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, т.к. именно через транзитный регион могут проходить разные туристские потоки. Однако, цель пут.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.