VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие умственных способностей на уроках истории

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012807
Тема: Развитие умственных способностей на уроках истории
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Факультет Истории и филологии
Кафедра общей педагогики

                                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:

Развитие умственных способностей на уроках истории


Выполнил(а) студент(ка) гр. ФИЯ-ИСТZ221		Т.Г.Муляренко


Педагогическое образование  профиль «История» (бакалавриат)
форма обучения заочная

Научный руководитель 
канд. пед. наук     				             		В.А. Грибанова 

Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:


Таганрог
2018
                                                  СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………………......3
1. УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ………………………………………………..……. 5
   1.1. Общая характеристика умственных способностей учащихся ………………...……… 5
   1.2. Диагностика мышления у учащихся на уроках истории ………..….………...………. 7
2. АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ…………………………………….……………………………………...……….. 12
   2.1. Особенности развития умственных способностей учащихся на уроках истории …. 12
   2.2. Организация систематической работы с историческими источниками на уроках истории ……………………………………………………………………………...………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...………………………… 23
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1…………………………………………………………………………………...22
Приложение 2…………………………………………………………………………………...23

















                                                                    ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность темы данного исследования. С конца XIX века предметный мир начинает заменяться миром процессов. Начинают совершенствоваться технологии, новая информация появляется каждые 5 лет. Лавинообразный поток информации, движущийся в нашем обществе, требует от него людей с новым типом мышления. Усилия каждого индивида, который стремиться влиться в этот мир, зависят лишь от его личностных характеристик.
      Поэтому на сегодняшний день остро встаёт вопрос о формировании активной, интеллектуально развитой личности, которая сможет осознанно подходить к каждой задаче, встречающейся на его пути. 
      Основной задачей перед современной системой образования стало раскрытие всех возможностей школьника, чтобы он в дальнейшем смог самостоятельно и успешно реализовать все свои планы и начинания. Личностно-ориентированное образование, направленное на выявление и формирование у детей индивидуальных качеств, ставит необходимым включение всех участников педагогического процесса в познавательную деятельность, которая даёт большой толчок для развития ребёнка.
      Советский психолог С.Л. Рубинштейн писал о том, что развивая умственные способности, педагоги дают возможность учащимся научиться анализировать любые ситуации, прогнозировать последствия тех или иных действий, выявлять противоречия между системами и т.д. 
      Проблема развития умственных способностей на уроках истории всегда стояла остро, ведь сам предмет включает в себя большое количество возможностей для активизации мыслительного процесса у детей школьного возраста. Как писал доктор педагогических наук И.Ф. Харламов, «здесь, как в фокусе, тесно переплетаются те социальные, психологические и педагогические требования, которые предъявляются к формированию личности».
      Степень изученности проблемы. Изучением особенностей развития умственных способностей учащихся занимались такие педагоги и деятели народного образования, как А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, А.С. Белкин, П.И. Пидкасистый, Н.В. Бордовская, О.С. Гребенюк, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и т.д.
      Объектом исследования является педагогический процесс в школе.
      Предмет исследования - развитие умственных способностей учащихся на уроках истории.
      . 
      Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенностей развития умственных способностей учащихся на уроках истории и активизация познавательной деятельности школьников. В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
      – дать общую характеристику умственных способностей учащихся;
      – рассмотреть основные аспекты учебной деятельности учителя и учащихся на уроках истории;
      – исследовать особенности развития умственных способностей учащихся на уроках истории;
      – изучить организацию систематической работы с историческими источниками на уроках истории.
      Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней проведено системное исследование развития умственных способностей учеников в школе, а также комплексное изучение сущности и условий развития творческой активности учащихся. 
      Методологическую основу исследования составляет совокупность аналитических подходов, а также принципы системности, научного анализа и синтеза. В работе использованы две группы методов: общенаучные (исторический, логический); специально-исторические (ретроспективный, сравнительный).
      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Стадион «
, изысканного дизайна, указывающего на исключительность владельца, и передовых технологий.
Экологическая мода: гармония этики и эстетики
Актуальный на все времена для любой женщины, да и не только женщины вопрос «Что на вас надето?» сегодня становится особенно остро, и потому что каждый член общества одержим модными тенденциями и трендами. На сегодняшний день то, что вы носите, - не просто кусок ткани, призванный прикрыть ваше тело. Это еще и гарант экологической безопасности и сохранения чистоты ваших этических соображений.
Что вы предпочтете надеть – хлопковое платье, производство которого сопровождалась выделением в воздух огромного количества опасных веществ, или платье из органического льна? Каким будет ваш выбор – в пользу одежды, сшитой на неизвестных китайских фабриках, или в пользу вещей, созданных на маленьких перуанских мануфактурах? К счастью, этот вопрос больше не является таким тяжелым, как раньше, ведь все больше и больше небезызвестных модных брендов в наше время учитывают вопросы экологии при производстве. Соответственно, в сторону экологической безопасности обращают свой взгляд и потребители. Если вспомнить еще совсем недавнее время, можно отметить, что вещи выглядели неприглядно, напоминая, скорее, мешки для картофеля, однако сегодня можно наблюдать гармоничное слияние этики и эстетики. Больше не нужно выбирать между красотой и этическими соображениями, ведь между ними уже нет противоречий. Стоит уделить более пристальное внимание брендам – законодателям моды.
Говоря о моде, в первую очередь стоит упомянуть H&M. Этот бренд из Швеции использует в производстве вещей материал, который получают из такого материала, как переработанное дерево. Коллекции H&M разрабатываются и планируются за год до того, как они поступям в продажу.
Сегодня даже представители «быстрой», как ее называют, моды, обращают пристальное внимание на этические соображения множества людей, и прекрасным примером тому является линия.
Марка не только активно использует в своем производстве хлопок, органический лен и прочие материалы, но и делает выбор в пользу работы на возобновляемой электроэнергии, тем самым показывая свою ориентированность на производство будущего. Она оказывает поддержку также партнерским фабрикам в Китае. На сегодняшний день H&M является самой первой организацией, запустившей сервис, принимающий для переработки старую одежду у своих покупателей. С подобной политикой уже не кажется невозможной утопией идиллия безотходного производства. Продолжая в этом направлении, вполне реально сформировать абсолютно новую систему моды завтрашнего дня.
Говоря о будущем, стоит упомянуть основателя бренда. Этот человек переоценил значение лейбла под названием «Сделано в Индии» и создал специальную фабрику, где работникам предоставлялись лучшие условия труда вкупе с высокой оплатой труда. А вот одежда из Бруклина бренда моделируется в США, однако шьют его женщины из чилийских и перуанских селений. Еще один прогрессивный человек по имени Сюзанна Рей конституирует одежду для собственной марки, и в этом она прибегает к помощи эмигранток по социальной программе, обучающей искусству шитья. Основа создания одежды, хлопок, выращивается без применения вредных пестицидов, а вместе с брендом они создают вышивку одежды в Чехии, одежду же из хлопка – в Испании. В целом, эти бренды имеют целую сеть производственных каналов, что положительно сказывается на продвижении моды в массы.
Говоря о моде сегодня, нельзя не отметить: она наконец-то имеет огромное количество плюсов, помимо этичности, и один из важнейших – это разнообразие. Ведь вставая на путь социальной ответственности, очень тяжело игнорировать вопросы моды и стиля. К счастью, сегодня не приходится делать выбор.
10 модных вещей для лета 2016
Мода – штука крайне непредсказуемая, а каждый сезон она выкидывает все новые сюрпризы для прекрасных дам. Сегодня в моде может быть легкость и озорство, завтра – утонченность и элегантность. Если же говорить об этом лете, то можно выделить следующее – в этот сезон на пике те девушки, которые выбирают изысканную женственность. Посему если вы фанат стиля, чтобы быть на модной волне, этим летом о кедах и ковбойках придется забыть.
Итак, вашему вниманию предстают 10 самых модных вещей лета 2016.
1. Длинный сарафан - наряд, актуальный во все времена
Не стоит делать слишком поспешных выводов о том, что сарафаны и платья в пол давно вышли из моды, ведь как раз они-то и будут актуальны всегда. Это лето – не исключение. Можно выбрать абсолютно любой фасон – приталенный сарафан, платье с декольте или свободный крой. То же самое касается расцветки, ткани и прочих тонкостей – всё это дело вкуса.
2. Широкая юбка – изюминка летнего платья
Короткое романтичное платье в утонченном стиле, основной фишкой которого является расклешенная юбка – новый летний хит. Также образ можно дополнить подчеркивающим тонкую талию широким поясом или бусами, желательно крупными.
3. Расклешенные брюки
Не всегда лето бывает жарким, а если и всегда, то найдутся люди, что и в 30 градусов наденут брюки. Их можно понять – вариант это практичный и максимально удобный, а прекрасный выбор свободных брюк выгодно подчеркнет ноги, сделав их визуально длиннее и стройнее. Образ желательно дополнить свободной блузкой или облегающим топом, и эффект будет сногсшибательным.
4. Назад в прошлое
Нет, мы не вернулись в 60-е. И даже не в 20-е. Это лишь новый модный тренд – вещи с блеском, и, надо признать, на веселой вечеринке или при походе в клуб с друзьями такая одежда будет смотреться прекрасно. Это тот случай, когда можно вспомнить, что все новое – это хорошо забытое старое.
5. Стильный блейзер
И мы снова возвращаемся к тому, что лето – это не бесконечное? Выбери блейзер подходящей тебе расцветки и вперед! Выглядеть будет прекрасно, а еще более стильно, чем растянутые толстовки и теплые длинные футболки.
6. Шорты
Желательно широкополая. Неважно, с платьем, с облегающим топом и шортами – шляпа всегда будет смотреться прекрасно.
9. Очки
И куда же в сезон палящего солнца без солнцезащитных очков? Этим летом в моде круглые очки, прекрасно подчеркивающие выразительные черты лица. Так что запасайтесь защищающей от солнца версией основного атрибута книг о «Гарри Поттере» и вперед – навстречу ультрафиолетовым лучам!
10. Ремень
Такая деталь, как широкий, с крупной пряжкой ремень, подчеркнет индивидуальность и привнесет свежести в прекрасный летний образ.
Итак, что можно сказать о модных трендах этого лета? Ничем принципиально новым оно не удивило, кроме, разве что, возвращения к некоторым постепенно терявшим в последние годы свою актуальность вещам. Тем не менее, стиль этого лета можно назвать элегантным и подчеркивающим женственность.
Приобретя 10 модных вещей лета 2016, можно быть во всеоружии и встретить любимый сезон всех туристов во всеоружии!
Тренды 2016: самые модные платья лета
Кожа, сетка, замша, стиль. Этими словами можно охарактеризовать основные тренды этого лета. Однако это еще не все, и стоит уделить внимание основному атрибуту женского гардероба – платьям. По счастью, мода на платья в этом году не выделяется замысловатостью, поэтому пожаловаться на недоступность лучших фасонов простым людям будет просто преступлением. Итак, что же в моде при любой летней погоде?
Среди платьев однозначно можно выделить туники, комбинации и А-силуэты. А еще платье-поло, платье-халат, платье-рубашку, шифоновое макси-платье и платье-футляр. Отдельно стоит упомянуть трендовый нынче греческий фасон, платья с рукавами «летучая мышь», платья с одним открытым плечом, а также ассиметричные подолы у платьев.
Этим летом в первую очередь нужно посоветовать милым дамам самые короткие фасоны. Открытое тело стоит приберечь для пляжа, в обычной жизни же стоит надевать платья в макси-вырезом или облегающие платьица, прекрасно пробуждающие воображение.
В моде нынче также модели этно-стиля с кружевной отделкой, прозрачные снизу и закрытые сверху платья (разумеется, с короткими шортиками в комплекте), а еще длинные платья и сарафаны из шифона с яркими цветами.
Также из новых выдумок дизайнеров на лето можно выделить платья «крестьянка» с большим количеством рюш и спущенными плечами. Выглядит это, на самом деле, весьма очаровательно, особенно на тонкой стройной талии и изящной фигуре в целом.
Кутюрье советуют летом 2016 примерить платье-рубашку насыщенного оттенка, непременно длинное. Прекрасно будет смотреться коралловый или оливковый тона, еще прекраснее – цветочные цвета.
Дизайнеры также предлагают поиграть с аксессуарами, примерить босоножки с грубой подошвой, подобрать к платьицу кеды, кроссовки или ботинки, а в наиболее жаркую погоду – пляжные вьетнамки. А еще стоит обратить свое внимание на свободные и широкие модели платьев, в особенности на платья в пол, к которым, кстати, можно подобрать в качестве идеального сочетания большие сумки, широкие пояса или этно-бижутерию.
В модные течения, заданные лучшими работами отечественных дизайнеров, входят и короткие платья. Это и вязаные туники, и фасоны с вырезами на талии, и более сдержанно выглядящие модели, подразумевающие наличие сверху пиджака или кардигана, отлично подходящие для визита в кафе с друзьями или даже в свой офис. Отличным выбором будет сочетание ярких однотонных платьев и сдержанной обуви.
Говоря о модных летних тенденциях этого года, нельзя не упомянуть изделия из шифона. Эта ткань изящна и весьма эротична, поэтому выдержит любые эксперименты с низом лука, и отлично будет смотреться как в сдержанных однотонных цветах, так и в ярких, бросающихся в глаза цветочных цветах.
В том числе и трикотажная ткань, тончайшая для знойных деньков, плотная – для работы в офисе.
Также стоит рассказать немного о моде на пляжные платья. В тренде нынче фасоны с рюшами, открытыми плечами, а еще полосатые, в морском стиле платья и кружевные сарафаны бельевого стиля. Вкупе с эффектным купальником в таком наряде можно запросто стать звездой пляжа.
Ну и, наконец, немного о вечерних платьях, представляющих лето 2016 года.
Для официальных мероприятий дизайнеры советуют носить вечерние наряды из шифона, кружева, атласа и кожи, с большим количеством золота и блеска. Самое главное – не переборщить с оголенностью. Она должна быть ненавязчивой и максимально женственной.
Для летних же вечеринок подойдут кружевные модели платьев, шелковые комбинации и классическое черное коктейльное платье, которое должно быть в гардеробе у каждой девушки.
Трендами для такого типа платьев являются белый цвет, а также цвета, совершенно разнообразные – от полосок и зигзагов до волн и калейдоскопов.
Подводя итог, стоит сказать, что это широкий выбор платьев, не перегружая вычурностью и чрезмерной эффективностью, поэтому у каждой есть шанс стать звездой этого сезона.
Не существует в нашем мире ни одного динамично развивающегося процесса, который не нуждался бы в благоприятном воздействии продуктов эволюции. Это касается и бизнеса, а точнее в особенности касается его, ведь в любом бизнесе рано или поздно наступает момент, когда нужно перешагивать на новую ступень развития. И в этом нелегком деле не обойтись без технологического толчка, без современных технологий, ведь автоматизация сегодня проникла во все сферы жизни, и потому эффективным и весьма благоприятным будет оптимизация и автоматизация процессов учета. В подобном случае на помощь приходят программы 1C, гармоничное внедрение которых позволит бизнесу вступить на новый этап развития.



1. УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ АКТИВИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

1.1. Общая характеристика умственных способностей учащихся
      
      
     Понятиe "интеллект" (от лат. intellectus — разумениe, пониманиe, постижениe), на сегодняшний день, не имеет точного определения. Однако всеми психологами признаётся тот факт, что использование мыслительной деятельности в повседневной жизни является одной из главных характеристик интеллекта1. Сегодня все педагоги заинтересованы в развитии мыслительных процессов школьников, ведь психическое развитие таково, что переустройство некоторых функций психики затрагивает как и внутренние изменения, так и межфункциональные отношения2 школьника. 
       Учёные, создавшие первые тесты на проверку уровня интеллекта (Т. Симон, А. Бине), считали, что человек, умеющий понимать и размышлять, сможет адаптироваться к различным жизненным ситуациям3. На этот счёт существует и другая точка зрения, выдвинутая Френсисом Гальтоном и Дже?ймсом Макки?ном Ке?ттеллом. По утверждению данных психологов, интеллект тесно связан с психофизиологическими способностями, помогающими обрабатывать полученную информацию. То есть всё зависит от скоростных параметров отдельного человека, которые заставляют реагировать на внешние воздействия. В исследованиях, проводимых в конце XIX века4, главной характеристикой проверки интеллекта стало время, которое испытуемый тратил на решение задач.
       
              Как видно, в прошлом учёные предлагали различные варианты определения слова «интеллект». Его очень часто соотносят со способностью обучения. Такой подход обосновывался рядом экспериментов5. Например, было выяснено, что оценки интеллектуальных тестов можно согласовать с успеваемостью в школе. Но, как известно, многие одарённые личности (Дарвин, Энштейн и др.) не были отличниками.
      
      
  Американский психолог Джо Пол Гилфорд считал, что творческие люди способны найти необычные выходы из ситуации, когда как обычный человек может и вовсе не решить проблему6. 
        Психолог Спирмен с помощью статистических данных попытался выделить основной фактор интеллекта, по которому можно было бы определить успешность прохождения интеллектуальных тестов. Он смог установить, что этот фактор особенно активен при выполнении математических задач и минимален, когда речь заходит о сенсомоторных действиях. Со временем теория Спирмена стала противоречить новым данным. Позднее Луисом Леоном Тёрстоуном было найдено семь способностей, которые влияют на интеллект: способность считать, бегло разговаривать, ориентироваться в пространстве, способность много запоминать, размышлять, быстро воспринимать сходства и различия предметов7.  Он считал, что достаточным будет разработать тесты на выявление данных способностей, результаты которых могут подробно и достоверно рассказать об интеллекте человека. 
     Другие психологи выделяли множество первичных факторов, влияющих на интеллект.  В частности, Гилфорд опирался на представления об информационных процессах (даётся стимул-происходит мыслительная операция-выдаётся ответ). Психолог из Америки насчитывал более 100 факторов интеллекта. Сейчас удалось получить 98 факторов, соответствующих модели Гилфорда. Каждый из факторов в его модели имеет три составляющих, которые и задают характер интеллекта. Например, предъявляемая информация может быть обозначена образами, символами, идеями, поведением. Операции по обработке информации могут быть следующими: узнавание и понимание принимаемой информации, её запоминание, оценивание, размышление. В качестве результата человек может получить отдельные сведения или их совокупность, систему знаний, блоки информации, связанные между собой различными элементами. То есть можно утверждать, что интеллектуальные способности воплощаются в большое количество мыслительных операций.
          Если же говорить о генетических предпосылках интеллектуальных способностей, то можно лишь заметить, что в организме человека есть гены, изменение которых может повлечь за собой сильные нарушения интеллекта. Самая известная аномалия – это синдром Дауна. Но утверждать, что болезнь может унаследовать ребёнок больного родителя, нельзя, потому как эта вероятность не превышает 3-4 %. В основном этот синдром проявляется в случае, если маму относят к разряду старородящих. 
     На умственные способности напрямую могут повлиять болезни матери, которыми она переболела во время вынашивания ребёнка, и её вредные привычки (алкоголь и курение). Различные исследования показали, что родственники обладают схожим уровнем интеллекта, когда как сам интеллект не может наследоваться от родителей к детям. Получается, что, если у двух братьев уровень интеллекта будет высоким, это ещё не значит, что у их детей будут такие же высокие результаты. В любом случае на развитие умственных способностей влияют внешние факторы (питание, воспитание и др.).
        
       Дискуссии вызывают многие стереотипические данные об уровне интеллекта. Так, разницы между уровнем интеллекта блондинок и брюнеток нет. Невозможно также внешне определить умственные способности человека. Психогенетические исследования указывают на то, что, каким бы человек ни родился, он нуждается в оптимизации окружающей среды. То есть человеку необходимы такие условия, в которых он мог бы развиваться8.

     Интеллект нельзя рассматривать со стороны одного механизма или явления. Многие учёные признали, что за интеллектом стоят сложные процессы нейрофизологии.


      
1.2. Диагностика мышления учащихся на уроках истории
      
           О недостатках в образовании, связанном с развитием рефлексии и критического мышления у школьников, написано много литературы. В этой связи можно процитировать некоторых психологов и педагогов. Так например, специалисты московского университета провели исследование, в ходе которого оценивался уровень рефлексии и критического мышления у выпускников школы. Оказалось, «что, если учащиеся сталкиваются с задачами, выходящими за рамки усвоенных конкретных предписаний и образцов научно-исследовательской и научно-практической работы, они действуют не в соответствии с логическими нормами, а руководствуются способами познавательной деятельности, складывающихся стихийно, на основе обобщенных представлений и принципов, присущих обыденному сознанию» 9. Следовательно, учащиеся обращают внимание на слова, а не на содержание полученных знаний. Они не отличают описание какого-либо объекта от его теории. Сегодня у каждого из педагогов есть надежда на то, что ситуацию в этом вопросе можно постепенно поменять. Об этом свидетельствуют требования ФГОС.
      Нынешний образовательный стандарт имеет особые требования к личностным, коммуникативным, познавательным и регулятивным результатам освоения учениками основной программы10. Данные требования чётко выделены в Примерной основной программе, которая включает в себя такой важный пункт, как планируемые результаты освоения учащимися программы11.  В ней говорится о том, что в ходе обучения у выпускников школ будут заложены основы логического мышления и рефлексии.
      Чтобы отслеживать ход программы, отмечать динамику данного процесса, педагогами была предпринята попытка создать особый инструмент, который помог разработать тест на оценку КМ. Он, в силу своих определённых задач, предлагается ученикам 9 и 7 классов, и соответственно, имеет различные критерии оценивания для детей 14 и 12 лет.
       Семиклассников оценивают по следующим параметрам:
* Умение находить необходимую информацию
* Умение отличать логические умозаключения и оценивать их
* Умение оценивать последовательности
* Умение оценивать и анализировать текст
* Умение выделять основную информацию из потока избыточной
Тест для девятиклассников предусматривает 6 основных умений, которыми должен владеть каждый ученик 9 класса:
* Умение делать умозаключения и обосновывать их
* Умение оценивать совокупность умозаключений и их последовательность
* Умение анализировать и оценивать предлагаемые тексты
* Умение находить ошибки в умозаключениях, которые касаются с неопределённостью выражений.
* Умение обнаруживать нужную информацию среди избытка лишнего.
  Каждое из заданий имеет два вида результатов. Первый вид оценивается с точки зрения указанных выше критериев. Он даёт понять исследователям, насколько хорошо школьник владеет той или иной категорией мыслительного процесса. Второй вид результата ориентирован на уровень выполнений дополнительных заданий теста. По итогам этих заданий психологи могут определить текущий уровень владения критическим мышлением. К тому же, педагоги могут сделать вывод как о каждом ученике, так и о классе в целом. Также полное представление об отдельном школьнике можно получить, если сравнить его личные результаты с нормативными.
     Как правило, самым лёгким заданием для детей, является выбор нужной информации на фоне избыточной. Вот пример задания: «Представь, что ты – водитель автобуса. На первой остановке к тебе вошли 4 женщины и 2 мужчин, а вышли – 2 женщины. На второй остановке зашло 5 мужчин, а вышла одна женщина.  На третьей остановке зашло трое мужчин с ребёнком и одна женщина, а на пятой вышло двое мужчин. Как зовут водителя автобуса?» Избыточная информация (подробное перечисление о действиях пассажиров и их количестве) не мешает многим ученикам определить суть вопроса и правильно ответить на него. 
    Самыми сложными заданиями данного теста являются задания на выявления высказываний, имеющие нечёткую формулировку высказывания. То есть у многих учеников имеются некоторые трудности с полноценным использованием логического мышления. 
  Результаты данного тестирования указывают на средний уровень владения мышлением большого числа школьников. Однако имеется небольшой процент учеников, которые набрали наивысшие баллы. Также имеется несколько процентов (до 9 %) учеников, которые не смогли в тестировании перешагнуть порог среднестатистических результатов.
      Тест на оценку КМ помогает педагогам выявить слабые стороны каждого ученика. В связи с этим учитель может на уроках истории оперировать полученными данными с целью повышения уровня знаний по конкретному предмету. 
    Сам тест находится еще на стадии разработки. Психологи считают, что шкалу результатов следует сделать более дифференцированной, так как иногда результаты теста бывают довольно противоречивы, что указывает на индивидуальность каждого учащегося.
            































        2. АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

      2.1. Особенности развития умственных способностей учащихся на уроках истории с помощью исторических источников

      В процессе изучения исторической науки большую роль играет работа с историческими источниками. Исторические источники дают школьникам не только полезную информацию об исторических событиях или личностях, но и помогают им проанализировать содержание текста, оценить написанное с точки зрения определённого явления, указать причины происходящего (то есть установить причинно-следственные связи между событиями, описанными в источнике и их последствиями).
      Каждый ученик, работая с определённым историческим источником, получает шанс высказать и обосновать (доказать) свою точку зрения. При исследовании документов, литературных произведений и др, школьники имеют возможность реализовать свои умения и навыки, указать свою точку зрения на развитие исторических явлений. В ходе данной работы ученик должен самостоятельно продумать все умозаключения, привести их к логически построенному ответу, который должен обязательно прикрепляться определёнными историческими фактами. Выработка метода исторического источника позволяет школьникам чувствовать себя независимыми от различных пристрастий самого педагога или авторов учебников, способствует выработке у подростков своего личного мнения и отношения к историческим фактам. Поэтому изучение и использование метода исследования исторических источников для развития познавательных способностей учеников необходимо считать важным и актуальным делом.
      Благодаря развитию у учащихся навыков и умений познавательной активности происходит не только формирование исторического критического мышления. Исследовательская работа школьников на уроках помогает понять происходящие исторические процессы и лучше усвоить материал.
      На уроках истории часто используют приемы дидактического характера потому как они тесно связаны с особенностями исторического познания. Необходимо также обратить внимание на множество документов, освещающих одно событие или явление в источниках различного рода: свидетельствах, мнениях современников и историков. Это свойство исторической информации представляет интерес не только для исследователя, но и для ученика, потому что оно создает базис для активной познавательной деятельности школьников, предполагает сопоставление свидетельств, поиск совпадений и противоречий в каждом из источников.
      Использовать этот потенциал исторического знания помогает прием «блокового представления материала» - комплексов источников: текстов, изображений, материальных предметов, отражающих разные стороны изучаемого явления и позволяющих избежать схематичного подхода к нему.
      Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории. 
      Дополнение рассказа учителя ярким историческим документом повышает интерес учащихся, конкретизирует, обогащает их представления о событиях прошлого.
      Изучение исторических источников начинается с пятого класса и постепенно усложняется по мере развития познавательных и возрастных возможностей учащихся. Познавательная деятельность школьников разворачивается от изучения под руководством учителя одного исторического источника к самостоятельному рассмотрению, анализу содержания нескольких источников. Постепенно исторические материалы становятся для учащихся в прямом смысле источником знаний об отдельных событиях, процессах, исторических деятелях. 
      В еще большей степени активизируется познавательная деятельность школьников, когда учитель организует на уроке изучение разных видов исторических источников, привлекая класс к разбору их содержания путем постановки вопросов в ходе беседы или предлагая  учащимся задания для самостоятельной работы.
      Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.
      Познавательная деятельность при изучении исторических источников предполагает наличие  у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их.
      Организуя изучение исторических источников, учитель опирается, прежде всего, на материалы учебников. Как показывает анализ современных учебников, в пособиях для основной школы возрастает число документальных текстов и изобразительных материалов. В них включается большое количество цветных иллюстраций: репродукции картин, рисунков, портретов исторических деятелей; факсимиле документов, реконструкций; фотографии памятников архитектуры и быта. В учебниках приводятся также исторические карты, картосхемы, условно-графические иллюстрации. Многие иллюстрации сопровождаются вопросами и заданиями. Таким образом, изобразительные материалы не просто сопровождают авторский текст, но дополняют и обогащают его, выступают как источники знаний, создают эмоциональное отношение к истории.
      Учебники для старшей ступени школы более неоднородны в этом отношении. В некоторых из них документальные тексты и иллюстрации отсутствуют совершенно. В то же время есть учебники, в которых наряду с авторским текстом предусмотрен специальный исследовательский блок. Он включает разнообразные исторические источники, как текстовые, так и изобразительные, а также фрагменты работ историков, сопровождаемые разноуровневыми вопросами и познавательными заданиями.
      Чаще же педагогу приходится самому дополнять скромную источниковую базу учебников, привлекая тексты из хрестоматий, изобразительные материалы. 
      Операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений.
      Формирование познавательных умений является одной из главных целей современного школьного исторического образования. Познавательные умения выступают как средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому, как прогнозируемый и диагностируемый результат целенаправленного обучения истории.
      
      
2.2. Организация систематической работы с историческими источниками на уроках истории
      
      Так как работа с историческими источниками требует определённого плана, то становится актуальной задача организации на уроках истории систeматической работы с документами.
      Доктор педагогических наук Л.Н. Алeксашкина прeдлагает особую модель изучения школьниками исторических источников, которая отражает систему содержательных, деятельностных и ценностных компонентов, дающиъх представление об исторических источниках:
      1. Содержательные компоненты. 
       В процессе работы школьников с историческими источниками познание исторической науки может происходить на двух уровнях:
      А) изучение определённого источника;
      Б) знакомство с эпохами.
            В) Памятники истории:
               1) принадлежность к определенному времени, событию, лицу;
               2) сфера общественной жизни общества, в которой возникли и использовались па.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44