VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие творческих способностей ребенка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011185
Тема: Развитие творческих способностей ребенка
Содержание
37



МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»









КУРСОВАЯРАБОТА

подисциплине

натему:«Развитие творческих способностей ребенка»









Выполнила:студентка

Научныйруководитель:















Кызыл2017




Оглавление



	Введение	3

	Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии	5

	1.1 Понятия творчество и творческие способности	5

	1.2. Компоненты творческих способностей	7

	Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте	11

	2.1 Условия успешного развития творческих способностей	11

	2.2 Развитие качеств творческого мышления	17

	2.3. Стадии творческого мышления	19

	Заключение	26

	Список используемой литературы	28

	Приложение №1	32

	Приложение №2	34






ВВЕДЕНИЕ



Актуальностьтемыисследования.Творческиеспособностидалеконеновыйпредметисследования.Проблемачеловеческихспособностейвызывалаогромныйинтереслюдейвовсевремена.Однаковпрошломуобществаневозникалоособойпотребностивовладениитворчествалюдей.Талантыпоявлялиськакбысамисобой,стихийносоздавалишедеврылитературыиискусства:делалинаучныеоткрытия,изобретали,удовлетворяятемсамымпотребностиразвивающейсячеловеческойкультуры.

Внашевремяситуациякореннымобразомизменилась.Жизньвэпохунаучно-техническогопрогрессастановитсявсеразнообразнееисложнее.Ионатребуетотчеловеканешаблонных,привычныхдействий,аподвижности,гибкостимышления,быстройориентациииадаптациикновымусловиям,творческогоподходакрешениюбольшихималыхпроблем.Еслиучестьтотфакт,чтодоляумственноготрудапочтивовсехпрофессияхпостояннорастет,авсебольшаячастьисполнительскойдеятельностиперекладываетсянамашины,тостановитьсяочевидным,чтотворческиеспособностичеловекаследуетпризнатьсамойсущественнойчастьюегоинтеллектаизадачуихразвитияоднойизважнейшихзадачввоспитаниисовременногочеловека.Ведьвсекультурныеценности,накопленныечеловечествомрезультаттворческойдеятельностилюдей.Ито,насколькопродвинетсявпередчеловеческоеобществовбудущем,будетопределятьсятворческимпотенциаломподрастающегопоколения.

Цельданногоисследованияизучениепроблемыразвитиякреативныхспособностейдошкольников,аименнотехеёаспектов,знаниекоторыхнеобходимодляпрактическойдеятельностивэтомнаправлениивоспитателейдетскихсадовиродителей.

Объектомисследованияданнойкурсовойработыявляетсяпедагогическийпроцесс,аименнопроцессразвитиятворческихспособностейвдошкольномвозрасте.

Предметисследования:деятельностькаксредстворазвитиятворческихспособностейдетейдошкольноговозраста.

Входеработымыставимпередсобойследующиезадачи:

Выявлениеосновныхкомпонентовтворческихспособностейнаосновеанализалитературы.

Определениеусловий,благоприятныхдляразвитиятворческихспособностейдетей.

Определениеосновныхнаправленийнпедагогическихзадачпоразвитиюкреативныхспособностейвдошкольномвозрасте.

Определениеэффективностиработытрадиционныхметодикдошкольноговоспитаниявотношенииразвитиятворческихспособностейдетей.

Выявлениеэффективностиформ,методовнприжимовразвитиякреативныхспособностейнаосновеанализаиобобщенияпередовогопедагогическогоопыта.

Вданнойкурсовойработемыприменилиследующиеметодынаучно-педагогическогоисследования.

1.Изучение,анализиобобщениелитературныхисточниковподаннойтеме.

2.Диагностикатворческихспособностейдетей.

3.Изучениеиобобщениепедагогическогоопытапоразвитиютворческихспособностейдетей.

Ст?рукту?раработы:состоитизвведения,двухглав,заключенияиспискаиспользованнойлите?рату?рыиприложения.




ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ.



1.1Понятиятворчествоитворческиеспособности



Анализпроблемыразвитиятворческихспособностейвомногомбудетпредопределятьсятемсодержанием,котороемыбудемвкладыватьвэто«понятие.Оченьчастовобыденномсознаниитворческиеспособностиотождествляютсясоспособностямикразличнымвидамхудожественнойдеятельности,сумениемкрасиворисовать,сочинятьстихи,писатьмузыкуит.п.[1.C.145].

Очевидно,чторассматриваемоепонятиетеснымобразомсвязаноспонятием«творчество»,«творческаядеятельность».Подтворческойдеятельностьюследуетпониматьтакуюдеятельностьчеловека,врезультатекоторойсоздаетсянечтоновое–будьэтопредметвнешнегомираилипостроениемышления,приводящеекновымзнаниямомире,иличувство,отражающееновоеотношениекдействительности[2.C.100].

Есливнимательнорассмотретьповедениечеловека,егодеятельностьвлюбойобласти,томожновыделитьдваосновныхвидапоступков.Однидействиячеловекаможноназватьвоспроизводящимиилирепродуктивными.Такойвиддеятельноститесносвязанснашейпамятьюиегосущностьзаключаетсявтом,чточеловеквоспроизводитилиповторяетужеранеесозданныеивыработанныеприемыповеденияидействия.

Кромерепродуктивнойдеятельностивповедениичеловекаприсутствуеттворческаядеятельность,результатомкоторойявляетсяневоспроизведениебывшихвегоопытевпечатленийилидействий,асозданиеновыхобразовилидействий.Восновеэтоговидадеятельностилежаттворческиеспособности.

Такимобразом,всамомобщемвидеопределениетворческихспособностейвыглядитследующимобразом.Творческиеспособности–этоиндивидуальныеособенностикачествачеловека,которыеопределяютуспешностьвыполненияимтворческойдеятельностиразличногорода.

Таккакэлементтворчестваможетприсутствоватьвлюбомвидечеловеческойдеятельности,тосправедливоговоритьнетолькоохудожественныхтворческихспособностях,ноиотехническихтворческихспособностях,оматематическихтворческихспособностях,ит.д.




1.2.Компонентытворческихспособностей



Творческиеспособностипредставляютсобойсплавмногихкачеств.Ивопросокомпонентахтворческогопотенциалачеловекаостаетсядосихпороткрытым,хотявнастоящиймоментсуществуетнесколькогипотез,касающихсяэтойпроблемы.Многиепсихологисвязываютспособностиктворческойдеятельности,преждевсегосособенностямимышления.Вчастности,известныйамериканскийпсихологГилфорд,занимавшийсяпроблемамичеловеческогоинтеллектаустановил,чтотворческимличностямсвойственнотакназываемоедивергентноемышление[3.C.189].

Люди,обладающиетакимтипоммышления,прирешениикакой-либопроблемынеконцентрируютвсесвоиусилиянанахождениеединственноправильногорешения,аначинаютискатьрешенияповсемвозможнымнаправлениямстем,чтобырассмотретькакможнобольшевариантов.Такиелюдисклонныобразовыватьновыекомбинацииизэлементов,которыебольшинстволюдейзнаютииспользуюттолькоопределеннымобразом,илиформироватьсвязимеждудвумяэлементами,неимеющиминапервыйвзглядничегообщего.Дивергентныйспособмышлениялежитвосноветворческогомышления,котороехарактеризуетсяследующимиосновнымиособенностями[4.C.98].:

1.Быстрота-способностьвысказыватьмаксимальноеколичествоидей(вданномслучаеважнонеихкачество,аихколичество).

2.Гибкость-способностьвысказыватьширокоемногообразиеидей.

3.Оригинальность-способностьпорождатьновыенестандартныеидеи(этоможетпроявлятьсявответах,решениях,несовпадающихсобщепринятыми).

4.Законченность-способностьсовершенствоватьсвой«продукт»илипридаватьемузаконченныйвид.

ИзвестныйотечественныйисследователипроблемытворчестваА.Н.Лук,опираясьнабиографиивыдающихсяученых,изобретателей,художниковимузыкантоввыделяетследующиетворческиеспособности[5.C.98].

1.Способностьвидетьпроблемутам,гдееёневидятдругие.

2.Способностьсворачиватьмыслительныеоперации,заменяянесколькопонятийоднимииспользуявсёболееёмкиевинформационномотношениисимволы.

3.Способностьприменитьнавыки,приобретённыеприрешенииоднойзадачикрешениюдругой.

4.Способностьвосприниматьдействительностьцеликом,недробяеёначасти.

5.Способностьлегкоассоциироватьотдалённыепонятия.

6.Способностьпамятивыдаватьнужнуюинформациювнужнуюминуту.

7.Гибкостьмышления.

8.Способностьвыбиратьоднуизальтернативрешенияпроблемыдоеёпроверки.

9.Способностьвключатьвновьвоспринятыесведениявужеимеющиесясистемызнаний.

10.Способностьвидетьвещитакими,какиеониесть,выделитьнаблюдаемоеизтого,чтопривноситсяинтерпретацией.

11.Лёгкостьгенерированияидей.

12.Творческоевоображение.

13.Способностьдоработкидеталей,ксовершенствованиюпервоначальногозамысла.

КандидатыпсихологическихнаукВ.Т.КудрявцевиВ.Синельников,основываясьнаширокомисторико-культурномматериале(историяфилософии,социальныхнаук,искусства,отдельныхсферпрактики)выделилиследующиеуниверсальныекреативныеспособности,сложившиесявпроцессечеловеческойистории[6.C.136].

1.Реализмвоображения-образноесхватываниенекоторойсущественной,общейтенденцииилизакономерностиразвитияцелостногообъекта,дотого,какчеловекимеетонейчеткоепонятиеиможетвписатьеёвсистемустрогихлогическихкатегорий.

2.Умениевидетьцелоераньшечастей.

3.Ситуативно-преобразовательныйхарактертворческихрешений-способностьприрешениипроблемынепростовыбиратьизнавязанныхизвнеальтернатив,асамостоятельносоздаватьальтернативу.

4.Экспериментирование-способностьсознательноицеленаправленносоздаватьусловия,вкоторыхпредметынаиболеевыпуклообнаруживаютсвоюскрытуювобычныхситуацияхсущность,атакжеспособностьпроследитьипроанализироватьособенности«поведения»предметоввэтихусловиях.

Ученыеипедагоги,занимающиесяразработкойпрограммиметодиктворческоговоспитаниянабазеТРИЗ(теориярешенияизобретательскихзадач)иАРИЗ(алгоритмрешенияизобретательскихзадач)считают,чтоодинизкомпонентовтворческогопотенциалачеловекасоставляютследующиеспособности[7.C.202].

1.Способностьрисковать.

2.Дивергентноемышление.

3.Гибкостьвмышленииидействиях.

4.Скоростьмышления.

5.Способностьвысказыватьоригинальныеидеииизобретатьновые.

6.Богатоевоображение.

7.Восприятиенеоднозначностивещейиявлений.

8.Высокиеэстетическиеценности.

9.Развитаяинтуиция.

Такимобразом,анализируяпредставленныевышеточкизренияповопросуосоставляющихтворческихспособностейможносделатьвывод,чтонесмотрянаразличиеподходовкихопределению,исследователиединодушновыделяюттворческоевоображениеикачествотворческогомышлениякакобязательныекомпонентытворческихспособностей.

Исходяизэтого,можноопределитьосновныенаправлениявразвитиитворческихспособностейдетей:развитиевоображения,развитиекачествмышления,которыеформируюткреативность.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПСОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



2.1Условияуспешногоразвитиятворческихспособностей



Особенностииусловияразвитиятворческихспособностейдетей.Большинствопсихологовсчитают,чтосуществуетдвегруппыусловийиразвитиятворческихспособностей:психологическиеусловия(интеллектуальныеиличностныефакторы)исоциально-психологические[8.C.233].

Исследованияпсихологовипедагоговуказываютнасвязьтворческихспособностейсразвитиемличностииинтеллекта

Творческиеспособностиребенкаразвиваютсявходевзаимодействияегососредой,подвлияниемобученияивоспитаниявсамомхорошемзначенииэтихслов.

ПомнениюЛ.С.Выготского,все,чтотребуеттворческогопересоздания,все,чтосвязаносизобретениемнового,нуждаетсявнепременномучастии,фантазии,причемфантазиядолжнарассматриватьсякакфункция,котораясвязанакаксэмоциональнойжизнью,такисинтеллектуальной[9.C.100].

Спомощьюфантазиисозданынетолькохудожественныепроизведения,ноивсенаучныеизобретения,всетехническиеконструкции.

Фантазияестьодноизпроявленийтворческойдеятельностичеловека.Вфантазииребенокпредвосхищаетсвоебудущее,а,следовательно,итворческиприближаетсякегопостроениюиосуществлению.Наблюдаязадетьмиразноговозраста,убеждаемсявтом,чтовкаждомдетскомвозрастевыступаютсвоипредпосылкиразвитиятворческихспособностей.

Фантазияребенка–этодиалогсвещами,фантазияподростка–этомонологсвещами,какговорилШпангер«Музыкальноетворчестводетей–самыйдейственныйспособихразвития»[10.C.14].

Тенденциявсовременнойпедагогике–активизироватьпроцессмузыкально-эстетическоговоспитаниячерезтворчестводошкольникаобусловленаобъективнымифакторами:высокойрольютворчествавпознаниимира;необходимостьювсестороннегоразвитияличности;природнойактивностьюребенка,требующейтворческойдеятельности,близкойихорошознакомойемусдетства[11.C.233].

Детиотприродылюбознательныиполныжеланияучиться.Проявлениятворчествахарактерныдляребенкассамогораннеговозраста,таккактворчество–нормадетскогоразвития.Реализациятворческихспособностейучащегосяделаетболеебогатойисодержательнойегожизнь.Творческийпроцесстренируетиразвиваетпамять,мышление,активность,наблюдательность,целеустремленность,логику,интуицию.Вмузыкальномтворчествеведущуюрольиграетсинтезэмоциональнойотзывчивостиимышления,абстрактногоиконкретного,логикииинтуиции,творческоговоображенияактивности,способностиприниматьбыстроерешениеимыслитьаналитически.

Творческоеначалорождаетвребенкеживуюфантазию,живоевоображение.Творчествопоприродесвоейоснованонажеланиисделатьчто-то,чтодотебяещеникемнебылосделано,илито,чтодотебясуществовало,сделатьпо-новому,по-своему,лучше.

Развитиютворческихспособностейсвойственныопределенныеэтапы[12.C.130]:

1.Накоплениевпечатлений;

2.Спонтанноевыражениетворческогоначалавзрительных,сенсорно-моторных,речевыхнаправлениях;

3.Импровизациидвигательные,речевые,музыкальные,иллюстративностьврисовании;

4.Созданиесобственныхкомпозиций,являющихсяотражениемкакого-нибудьхудожественноговпечатления:литературного,музыкального,изобразительного,пластического.

Преодолениеэтихэтаповосуществляетсяприрешенииследующихзадач[13.C.302]:

1.Воспитаниенравственно-эстетическойотзывчивости,эмоциональнойкультурыдетей,развитиефантазии,воображенияпривосприятиихудожественныхпроизведенийвихдиалектическойвзаимосвязисокружающиммиром;

2.Выявлениехудожественно-творческихустремленийнаосновепроблемных,поисковыхметодовобучения:беседы,игровойимпровизации,диалога,наблюдения,сравнения,атакжезнанийсоответствующеготипа;

3.Формированиемузыкальныхзнаний,уменийинавыковтаких,как:

Сравнениеразличныхмузыкальныхвоплощенийявленийокружающегомира[14.C.98];

Определениепохарактерумузыкитогоилииногоперсонажа,созданиеегословесногоиживописногопортретов;

Осознаниеэлементарныхпринциповзвуковысотнойиритмическойорганизациимузыки,высокихинизких,долгихикороткихзвуков;

Сочинениепростейшихмузыкальныхпопевок,характеризующихнастроение,состояние;

Элементарноепостижениевыразительнойсущностимузыкальнойинтонациикакосновыдляприобщениякпению;

Умениеритмичнодвигатьсявсоответствиисхарактероммузыки.

Детскоетворчествоназанятияхмузыкипредставляетсобойпознавательно-поисковуюмузыкальнуюпрактику,связаннуюссамостоятельнымидействиями,сумениямиоперироватьзнаниями,навыками,применятьихвранеенеизвестныхусловиях,вновыхвидахпрактики.Онопредполагаетнепременноеусловие–отказотстереотипныхпредставлений.Детямнеобходимотворитьипереживать,чтобыпонимать.«Яслышуизабываю.Явижуипомнюдолго.Яделаюипонимаю».(Китайскаянароднаямудрость).Чтобысделатьмузыкудостояниемсвоеголичногоопытаимнеобходимопеть,игратьнаинструментах,танцевать,самимпридумыватьиизменять.Поэтомунеобходимоуделятьбольшоевниманиетворческомуразвитиюучащихсявразличныхвидахмузыкальнойдеятельности:прислушаниимузыки,пении,игренадетскихмузыкальныхинструментах,вмузыкально-ритмическихдвижениях[15.C.203].

Совместноемузицировании–играворкестре,вансамбле,пениевхоре,музыкальныепостановки–прекраснорешаютмногиепсихологическиепроблемыобщения:застенчивыйребенокможет,участвуявтакоммузыкальномдействе,почувствоватьсебявцентрежизни;атворческийребенок–проявитсвоюфантазиюнаделе.Втворческомколлективедетиучатсяпроявлятьтерпение,выдержку,взаимопониманиеиуважение.Творчестводетейнаурокепонимаетсякакумениеижеланиесделатьчто-топо-своему,индивидуально,возможно,дажеоригинально.«Сыграй,спой,станцуй,кактыхочешь»-этимагическиесловараспахиваютпередребенкомневидимыеворотавмирфантазии,находчивости,изобретательности,гдеоннескованпочтиникакимиограничениями.

Развиватьтворческиеспособностидетей-значитразвиватьихвоображение.

«Восприятиеискусстватребуеттворчества,потомучтонедостаточнопростоискреннепережитьточувство,котороевладелоавтором,недостаточноразобратьсяивструктуресамогопроизведения,необходимоещетворческипреодолетьсвоесобственноечувство»[16.C.265].

Творчестводетейбазируетсянаяркихмузыкальныхвпечатлениях.Процесстворчестваестьпроцесспереживанияисозданиясмысла,процессжевосприятияестьсопереживаниеипониманиеэтогосмысла.Эстетическоесопереживаниеисвязанныйснимпроцесстворческоговосприятияискусствастановятсяосновойдлясамостоятельнойсозидательнойдеятельностишкольников.Поэтомувоспитаниеэмоциональнойкультурыребенка–важнейшееусловиедляоптимизациихудожественноразвитойтворческойличности.

Детскиемузыкальныеинструменты-средствообучениямузыке,аигрананих–самыйэффективныйпутькразвитиюмузыкальнойсамостоятельностишкольников,таккакэтопрактическаядеятельность,ребеноксоздает,анетолькопотребляет,находитсявнутримузыки,анеснаружиее.Реализуютсянаиболеезначимыезадачи[17.C.195]:

1.Созданиеусловий,предоставлениешансакаждомушкольникудляпоискаивыявления,индивидуальныхдлянегоспособовобщениясмузыкой.

2.Творческоеразвитиеегоприродноймузыкальности.

Совместноемузицирование(пениевхоре,игравансамбле)решаетмногиезадачиипроблемыобщения.Застенчивыйребенокстанетучастникомобщегодела;неуправляемыйподчинитсяединому,строгомузамыслу;одаренныйсможетвоплотитьсвоитворческиефантазии.Становитсяощутимойценностькаждоговобщемделе,идетичувствуютэто.Натакихурокахвпроцессеколлективногомузицированияформируетсяэмоциональнаясфераребенка,егодушевноездоровье.

Шумовойоркестр–этоиграворкестр,гдеестьместофантазии,импровизации,творчеству.Играворкестрактивизируетвосприятиедетей,помогаетимпочувствоватьсебяпричастнымикпроцессутворчестваивызываетудошкольниковживойинтерес.

Пение–активнаядеятельностьвприобщениикмузыкальномуискусству,способствующаятворческомуразвитиюшкольников.Путивхождениявпеснюрождаютсясамоймузыкойидетьмиипозволяютраскрыватьинаходитьвсеновыеиновыеразнообразныеметодывокально-хоровогомузицирования,помогаютпостепенноовладетьтемметодическимбогатством,котороетаитсявискусстве.Приемыосвоенияпеснидолжныбытьосвещеныеехудожественнымобразом,полностью«вырастать»изнего.

Важнонамузыкальныхзанятияхсоздаватьусловиядляактивноговыражениясебявтворчествекаждомуребенку,независимоотиндивидуальныхеговозможностей.Вседетидолжныиспытатьрадостьтворчества,ибоснейсвязанаэмоциональнаяотзывчивостьнамузыку.Такиевозможностинеможетобеспечитьтолькопесенноемузицирование,таккакестьнемалоечислодетейс«удовлетворительными»идажес«неудовлетворительными»вокальнымиданными,сослабойкоординациейслухаиголоса,идлянихпроцесспесенноготворчествасопряженсопределеннымитрудностями.Решитьэтупроблемупомогаетвокальнаяимпровизация.

Импровизация–одноизлюбимыхзанятийдошкольников.Судовольствиемимпровизируютнетолькоте,ктоумеетхорошопеть,ноислабоинтонирующиедети,недостаточновладеющиесвоимголосом.Вимпровизацииребеноккакбыраскрепощается,емуненадоподражатьпениюдругих,чточастобываеточеньнелегко.Выступаяссобственноймелодией,ребенокнебоитсяспетьееневерноипродемонстрироватьтемсамымсвоенеумение.Пробудитьинтересребенкакпениюлегчеименновходеимпровизации.Импровизационноепесенноетворчестводетейневозникаетсамопосебе.Оноопираетсянавосприятиемузыки,музыкальныйслухребенка,умениеоперироватьмузыкально-слуховымипредставлениямиинавоображениеребенка,способностькомбинировать,изменять,создаватьнечтоновоенаосновеимеющегосямузыкально-слуховогоопыта.

Такимобразом,всеформымузыкальнойдеятельностивдетскомсадудолжныспособствоватьтворческомуразвитиюучащихся,т.е.вырабатыватьвнихстремлениесделатьчто-тосвое,новое,лучшее.Ребеноктворитрадирадости.Иэтарадостьестьособаясила,котораяпитаетего.Радостьсобственногопреодоленияиуспехавтрудеспособствуетприобретениюверывсебя,уверенностивсвоихсилах,воспитываетцелостную,творческуюличность.

«Каждый,ктохотьнемногоощутилвкакой-либосфереискусстварадостьтворчества,будетвсостояниивосприниматьиценитьвсехорошее,чтоделаетсявэтойсфере,исбольшейинтенсивностью,чемтот,ктотолькопассивновоспринимает»[18.C.112].




2.2Развитиекачествтворческогомышления



Главнойпедагогическойзадачейпоразвитиютворческогомышлениявдошкольномвозрастеявляетсяформированиеассоциативности,диалектичностиисистемностимышления.Таккакразвитиеименноэтихкачествделаетмышлениегибким,оригинальнымипродуктивным.

Ассоциативность-этоспособностьвидетьсвязьисходныечертывпредметахиявлениях,напервыйвзгляднесопоставимых[19.C.95].

Благодаряразвитиюассоциативностимышлениестановитсягибкимиоригинальным.

Крометого,большоеколичествоассоциативныхсвязейпозволяетбыстроизвлекатьнужнуюинформациюизпамяти.Ассоциативностьоченьлегкоприобретаетсядошкольникамивролевойигре.Такжесуществуютспециальныеигры,способствующиеразвитиюэтогокачества.

Частооткрытиярождаютсяприсоединенииказалосьбынесоединимого.Например,долгоевремяказалисьневозможнымиполётыналетательныхаппаратах,которыетяжелеевоздуха.Сформулироватьпротиворечияинайтиспособегоразрешенияпозволяетдиалектичностьмышления.

Диалектичность-этоспособностьвидетьвлюбыхсистемахпротиворечия,мешающиеихразвитию,умениеустранятьэтипротиворечия,решатьпроблемы[20.C.135].

Диалектичностьявляетсянеобходимымкачествомталантливогомышления.Психологипровелирядисследованийи,установили,чтомеханизмдиалектическогомышленияфункционируетвнародноминаучномтворчестве.ВчастностианализтрудовВыготскогопоказал,чтовыдающийсярусскийпсихологпостоянноиспользовалэтотмеханизмвсвоихисследованиях.

Педагогическимизадачамипоформированиюдиалектичностимышлениявдошкольномвозрастеявляются[21.C.126]:

1.Развитиеумениявыявлятьпротиворечиявлюбомпредметеиявлении;

2.Выработкаумениячеткоформулироватьвыявленныепротиворечия;

3.Формированиеуменияразрешатьпротиворечия;

Иещеоднокачество,формирующеетворческоемышление-этосистемность.

Системность-этоспособностьвидетьпредметилиявлениекакцелостнуюсистему,восприниматьлюбойпредмет,любуюпроблемувсесторонне,вовсёммногообразиисвязей;способностьвидетьединствовзаимосвязейвявленияхизаконахразвития.

Системноемышлениепозволяетвидетьогромноеколичествосвойствпредметов,улавливатьвзаимосвязинауровнечастейсистемыивзаимосвязисдругимисистемами.Системноемышлениепознаетзакономерностиприразвитиисистемыотпрошлогокнастоящемуиприменяетэтопоотношениюкбудущему.

Системностьмышленияразвиваетсякорректныманализомсистемиспециальнымиупражнениями.Педагогическиезадачипоразвитиюсистемностимышлениявдошкольномвозрасте[22.C.98]:

1.Формированиеумениярассматриватьлюбойпредметилиявлениекаксистемуразвивающеюсявовремени;

2.Развитиеуменияопределятьфункциипредметовсучетомтого,чтолюбойпредметмногофункционален.


2.3.Стадиитворческогомышления



Удетейспособностиктворчествускладываютсяпостепенно,проходянесколькостадийразвития.Этистадиипротекаютпоследовательно:преждечембытьготовымкследующейстадии,ребенокобязательнодолженовладетькачествами,формирующихсянасуществующих.

Исследованиядетскоготворчествапозволяютвыделитькакминимумтристадииразвитиятворческогомышления:наглядно-действительное,причинноеиэвристическое.

Наглядно-действительное.Мышлениерождаетсяиздействия.Вмладенчествеивраннемвозрастеононеотделимоотдействия.Впроцессеманипулированияспредметамиребенокрешаетразличныемыслительныезадачи.Кпримеру,играясосборно-разборнымиигрушкамитипаголоволомок,методомпробиошибокищетпринципыихразборкиисборки,учитсяучитыватьисоотноситьмеждусобойвеличинуиформуразличныхдеталей.

К5-6годамдетиобучаютсясовершатьдействиявуме.Вкачествеобъектовманипулированиявыступаютуженереальныепредметы,аихобразы–представления.Чащевсегодетипредставляютнаглядныйзрительныйобразпредмета.Поэтомумышлениеребенкадошкольниканазываютнаглядно-действительным[23.C.145].

Оченьважнымдляразвитиямышленияявляютсязаданиянаисследованиеобраза-представления.К5годамдетиобучаютсярасчленятьпредставлениенаотдельныечасти,анализироватьконтурыпредметов,сопоставлятьпохожиепредметымеждусобойинаходитьсходствоиразличие[24.C.55].

Выделениеотдельныхкомпонентовобразапозволяетребенкусоединитьдеталиразныхобразов,придумываяновыефантастическиеобъектыилиявления.Так,ребенокможетпредставитьживотное,соединяющеевсебечастимногихживотныхипоэтомуобладающеетакимикачествами,которыхнетниуодногосуществующегоживотноговмире.Впсихологииэтуспособностьназываютфантазией.

Можновыделитьнесколькопсихологическихкачеств,лежащихвосновефантазирования[25.C.233]:

1.Четкоеиясноепредставлениеобразовпредметов;

2.Хорошаязрительнаяислуховаяпамять,позволяющаядлительноевремяудерживатьвсознанииобраз-представление;

3.Способностьмысленносопоставлятьдваиболеепредметаисравниватьихпоцвету,форме,размеруиколичествудеталей;

4.Способностькомбинироватьчастиразныхобъектовисоздаватьобъектысновымисвойствами.

Хорошимистимуламидляфантазииявляютсянезаконченныерисунки,неопределенныеобразытипачернильныхпятениликаракулей,описаниенеобычных,новыхсвойств,предметов.

Фантазияребенканапервойстадииразвитиятворческогомышленияещеоченьограничена.Ребенокмыслитещеслишкомреалистичноинеможетоторватьсяотпривычныхобразов,способовиспользованиявещей,наиболеевероятныхцепочексобытий.Кпримеру,еслиребенкудошкольноговозрастарассказатьсказкуодокторе,который,уходявбольницу,попросилчернильницупосторожитьегодом,торебеноксэтимсогласится,таккаквсказкевещьможетвыполнятьразныефункции.Однако,ребенокначинаетактивновозражатьеслиемусказать,чтокогдапришлиразбойники,точернильницазалаяла.Этонесоответствуетсреальнымисвойствамичернильницы.Частодетипредлагаютболеереалистичныеспособывоздействиячернильницынаразбойников:разбрызгиваниечернил,ударычернильницейпоголовеит.п.

Такимобразом,однимизнаправленийразвитиятворчестванаэтапенаглядно-действенногомышленияявляетсявыходзарамкипривычныхмыслительныхстереотипов.Этокачествотворческогомышленияназываюторигинальностью,ионозависитотумениямысленносвязыватьдалекие,несвязываемыеобычновжизни,образыпредметов.

Причинноемышление.Известно,чтопредметыиявлениядействительностинаходятсявразличныхсвязяхиотношениях:причинно-следственных,временных,условных,функциональных,пространственныхит.д.

Наглядно-действительноемышлениедошкольникапозволяетемупониматьпространственныеивременныеотношения.Сложныеосмыслитьпричинно-следственныесвязи.

Действительныепричинысобытий,какправило,скрытыотнепосредственноговосприятия,неявляютсянаглядными,невыступаютнапервыйплан.Чтобыихвыявитьнужно,отвлечьсяотвторостепенногослучайного.Поэтомупричинноемышлениесвязаносвыпадомзапределыпредставляемогообразаситуацииирассмотрениемеевболееширокомтеоретическомконтексте.Кпримеру,дошкольникиобъясняютокончаниеднянаступлениемночи,тоестьвоспроизводятвременнуюпоследовательностьпривычныхсобытий.ВмладшемшкольномвозрастедетиужеспособныобъяснитьсменувременисутоквращениемЗемливокругсвоейоси,основываясьнамоделиСолнечнойсистемы.

Изучениепознавательнойдеятельностидетейпоказывает,чтокконцуначальнойшколынаблюдаетсявсплескисследовательскойактивности.К8-9годамдети,читаяилинаблюдаязаразличнымиявлениямижизни,начинаютформулироватьпоисковыевопросы,накоторыепытаютсясамиженайтиответ.К11-12годампрактическивседетинаправляютсвоюисследовательскуюактивностьформулировкойпоисковыхвопросов.Этопроисходитпотому,чтошкольникистараютсяпонятьиосмыслитьпричинно-следственныесвязиизаконыпоявленияразличныхсобытий[26.C.145].

Исследовательскаяактивностьдетейнаэтапепричинногомышленияхарактеризуетсядвумякачествами:ростомсамостоятельностимыслительнойдеятельностииростомкритичностимышления.Благодарясамостоятельностиребенокнаучаетсяуправлятьсвоиммышлением:ставитьисследовательскиецели,выдвигатьгипотезыпричинно-следственныхзависимостей,рассматриватьизвестныеемуфактыспозицийвыдвинутыхгипотез.Этиспособности,безсомнения,являютсяосновнымипредпосылкамитворчестванаэтапепричинногомышления.Критичностьмышленияпроявляетсявтом,чтодетиначинаютоцениватьсвоюичужуюдеятельностьсточкизрениязаконовиправилприродыиобщества.

Соднойстороны,благодаряосознаниюдетьмиправилизаконов,ихтворчествостановитсяболееосмысленным,логичным,правдоподобным.Сдругойстороны,критичностьможетпомешатьтворчеству,таккакнаэтомэтапевыдвижениегипотезыможетпоказатьсяглупым,нереальнымибудетотброшено.Подобныесамоограничениясужаютвозможностипоявленияновых,оригинальныхидей.

Чтобыстимулироватьтворческуюактивность,иустранитьотрицательноевоздействиекритичности,используютсяразличныеметодыиприемы.

Вотнекоторыеизних:

1.Приемобразногосравнения(аналогии),когдакакой-тосложныйпроцессилиявлениесравниваетсясболеепростымипонятным.Этотприемиспользуетсяприсоставлениизагадок,поговорок,пословиц;

2.Методмозговогоштурма.Этометодколлективногорешенияпроблемы.АвтормозговогоштурмаА.Осборнпредложилразделитьпроцессвыдвижениягипотезипроцессихоценки,анализа.Поискидейведетсявобстановке,когдакритиказапрещенаикаждаяидея,дажешуточнаяилинелепая,поощряется.Благодарямозговомуштурмунередковозникаютновыеиоригинальныерешенияпроблемныхситуаций;

3.Методкомбинационногоанализа.Восновекомбинационногоанализалежитматрицасочетаниядвухрядовфактов(признаковобъектовилисамихобъектов).Например,приизученииречиребенокможетсочетатьпонятия,относящиесякчастямречиичленампредложения.Приэтомонотвечаетнавопрос:«Какойчастьюречиможетвыражатьсятотилиинойчленпредложения?»Каждаяячейкаматрицыпредставляетсочетаниекакой-точастиречи.Ребенокможетпридуматьпредложениестакимисочетаниямилибосказать,чтотакоесочетаниеневозможно.

Эвристическоемышление.Померевзросления,детисталкиваютсясбольшимколичествомситуаций,когданевозможновыделитьоднупричинусобытия.Многиесоциальныеиприродныеявлениявызваныбольшимколичествомразнообразныхфакторов.Прогнозыразвитияэтихявленийносятвероятностныйхарактер,чтосвидетельствуетобихприблизительнойточностиидостоверности.Типичнымипримерамиситуацийсвероятностнымипрогнозамимогутслужитьпрогнозыпогоды,исходашахматнойпартии,производственногоилибытовогоконфликтаит.д.

Вовсехэтихслучаяхпричинноемышлениеоказываетсянедостаточным.Возникаетнеобходимостьвпредварительнойоценкиситуацииивыборесредимножествавариантовиобилияфакторовтаких,которыеимеютсущественноевлияниенаходсобытий.Выборприэтомосуществляетсясопоройнарядкритериев,правил,которыепозволяютсузить«зонуриска»,сделатьегоболеесокращенным,избирательным.Мышление,котороеопираясьнакритерииизбирательногопоиска,позволяетрешатьсложные,неопределенные,проблемныеситуации,называютэвристическим.

Эвристическоемышлениеформируетсяориентировочнок12-14годам.Изучениямышлениядетейиподростковпоказывает,что,посравнениюсмладшимишкольниками,подросткипо-другомуобследуютпроблемнуюситуацию[27.C.9].

Впериодмежду9и11годамиисследовательскаяактивностьдетейоченьвысокая.Детизадаюточеньмногоразнообразныхпоисковыхвопросов,касающихсясамыхразныхаспектовситуации.Подросткинесразуконцентрируютсвоевниманиенаоднойилинесколькихгипотезах.Этоэкономитвремя,позволяетболееуглубленнопроработатьпроблемныеаспекты,хотяэтоможетпривестик«застряванию»нанеэффективнойидее.Сузить«зонупоиска»помогаюткритериальныеправила,называемыеэвристическими.Например,вшахматнойигреприменяютсяследующиеэвристики:

Старайсяразвитьсобственныефигуры;

Сохраняйматериальноеравновесие;

Пытайсяовладетьцентром;

Атакуйкороляпротивника;

Защищайсобственногокороля.

Благодаряэтимэвристическимправиламшахматистанализируетлишьнесколькоситуацийизобщегочисла.Однако,онинегарантируюттого,чтобудетвыбраннаиболееподходящийход.Так,шахматист,пытающийсясохранитьматериальноеравновесие,можетнезаметитьтогофакта,чтоеслисейчаспротивникжертвуетфигуру,товнедалекомбудущемэтоможетпривестикситуации,грозящейматом.

Притворческомподходекпроблемерешающейпомимоизвестных,общепринятыхэвристик,можновыбратьдлясебяправила,подходящиекконкретнойситуации.Особенноважноэтовнестилизованныхзаданиях,неимеющиханалоговрешения,ипроблемныхситуациях.

Самаябольшаяпсихологическаяопасностьприэвристическоммышлении–этослишкомпоспешноепринятиекажущегосяоптимальнымвариантарешения.Преодолетьэтуопасностьможно,еслипопытатьсянайтинескольковариантоврешенияисравнитьихдлявыборанаилучшего.

Занятиядлядетей5-7летпоразвитиюнаглядно-действенногомышления

Предлагаемыезанятиярассчитанынадетей5–7лет,внихсобранытворческиезадания,связанныеснаглядно-действенныммышлением.

Цельзанятий:сформироватьследующиеумения:

·Воспроизводитьвнешнийвидисвойствапредметапопамяти;

·Угадыватьпредметпословесномуописаниюсвойствипризнаков;

Создаватьвнешнийобликпредметанаосновекакого-тоегочасти;

Узнаватьвнеопределенныхграфическихформах(чернильныепятна,каракули)различныезнакомыепредметы;

Комбинироватьисочетатьводномпредметесвойстваипризнакидругихпредметовиобъектов;

Находитьвдвухиболееобъектах(субъектах)общиеиразличныепризнаки;

Узнаватьобъектпоописаниювозможныхдействийсним;

Переноситьдействия,применяемыекодномупредмету,надругой;

Составлятьсюжетныйрассказокаком-либообъекте;

Использоватьмеркуприсравнениипредметовповеличине,весу;

Располагатьпредметывпорядкеубыванияиливозрастаниякакого-либосвойстваиделатьотсюдавыводы;

Находитьдействияпротивоположныепозначению(увеличивать–уменьшать,разрезать–соединять).

Итак,некоторыеизперечисленныхумениймогутформироватьсяпараллельноинезависимоодноотдругого.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Взаключениеможносделатьследующиевыводы.Отношениектворчествувразличныеэпохиизменялоськардинально.Знаниямиобособенностяхтворческойличностипсихологиобязанынестолькосвоимусилиям,сколькоработелитературоведов,историковнаукиикультуры,искусствоведов,которые,такилииначе,касалисьпроблемытворческойличности,таккакнеттворениябезтворца.

Главноевтворчестве-невнешняяактивность,авнутренняя-актсоздания«идеала»,образамира,гдепроблемаотчуждениячеловекаисредыразрешена.Внешняяактивностьестьлишьэкспликацияпродуктоввнутреннегоакта.Особенностипротеканиятворческогопроцессакакментального(душевного)актаибудутпредметомдальнейшегоизложенияианализа.

Негармоническиеэмоциональныеотношениявсемьеспособствуютэмоциональномуотдалениюребенкаот,какправило,нетворческихродителей,носамипосебеонинестимулируютразвитиекреативности.

Дляразвитиякреативностинеобходиманерегламентированнаясредасдемократическимиотношениямииподражаниеребенкатворческойличности.

Развитиекреативности,возможно,идетпоследующемумеханизму:наосновеобщейодаренностиподвлияниеммикросредыиподражанияформируетсясистемамотивовиличностныхсвойств(нонконформизм,независимость,мотивациясамоактуализации),иобщаяодаренностьпреобразуетсявактуальнуюкреативность(синтезодаренностииопределеннойструктурыличности).

Взаключениеследуетотметить,чтовоспитаниетворческихспособностейдетейбудетэффективнымлишьвтомслучае,еслионобудетпредставлятьсобойцеленаправленныйпроцесс,входекоторогорешаетсярядчастныхпедагогическихзадач,направленныхнадостижениеконечнойцели.Ивданнойработея,наосновеизучениялитературыподаннойтеме,попыталасьопределитьосновныенаправленияипедагогическиезадачипоразвитиютакихважнейшихкомпонентовтворческихспособностей,кактворческоемышлениеивоображениевдошкольномвозрасте.Такжеважназаинтересованностьвзанятияхсамогопедагога.Известно,чтозаинтересоватьдетейчем-либо,взрослыйможеттолько,когдаонувлеченсам.Еслиребенокчувствуеттакоеотношениевзрослого,восхищениекрасотоймузыки,онпостепеннотожепризнаетмузыкальныеценности.Еслижевзрослыйпроявляетравнодушие,онопередаетсяидетям.Намойвзгляд,необходимосовершенствоватьтеатрально-музыкальноевоспитаниедошкольников,исовершенствоватьнепосредствомсозданияновыхпрограмм,методик,апридерживатьсяужесуществующегоматериала,какужеговорилось,использоватьназанятияхвсевидыдетскойтеатрально-музыкальнойдеятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. БелкинА.С.Основывозрастнойпедагогики:Учеб.пособиедлястуд.высш.пед.учеб.завед. - М.:Академия,2000.

2.БордовскаяН.В.,РеанА.А.Педагогика:Учебникдлявузов. - СПб.:Питер,2000.

3. БогоявленскаяД.Б.Психологиятворческихспособностей:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.–М.:Академия,2002.

4.ВыготскийЛ.Н.Воображениеитворчествовдошкольномвозрасте.-СПб.:Союз,1997.

5. ГиппенрейтерЮ.Б.Введениевобщуюпсихологию.Курслекций.– М. 2002.

6. ГинС.И.Опроведениианкетированиявэкспериментальномклассе//Развитиетворческихспособностейдетейсиспользованиемэлемент.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44