- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие творческих способностей ребенка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011185 |
Тема: | Развитие творческих способностей ребенка |
Содержание
37 МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯРАБОТА подисциплине натему:«Развитие творческих способностей ребенка» Выполнила:студентка Научныйруководитель: Кызыл2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 5 1.1 Понятия творчество и творческие способности 5 1.2. Компоненты творческих способностей 7 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 11 2.1 Условия успешного развития творческих способностей 11 2.2 Развитие качеств творческого мышления 17 2.3. Стадии творческого мышления 19 Заключение 26 Список используемой литературы 28 Приложение №1 32 Приложение №2 34 ВВЕДЕНИЕ Актуальностьтемыисследования.Творческиеспособностидалеконеновыйпредметисследования.Проблемачеловеческихспособностейвызывалаогромныйинтереслюдейвовсевремена.Однаковпрошломуобществаневозникалоособойпотребностивовладениитворчествалюдей.Талантыпоявлялиськакбысамисобой,стихийносоздавалишедеврылитературыиискусства:делалинаучныеоткрытия,изобретали,удовлетворяятемсамымпотребностиразвивающейсячеловеческойкультуры. Внашевремяситуациякореннымобразомизменилась.Жизньвэпохунаучно-техническогопрогрессастановитсявсеразнообразнееисложнее.Ионатребуетотчеловеканешаблонных,привычныхдействий,аподвижности,гибкостимышления,быстройориентациииадаптациикновымусловиям,творческогоподходакрешениюбольшихималыхпроблем.Еслиучестьтотфакт,чтодоляумственноготрудапочтивовсехпрофессияхпостояннорастет,авсебольшаячастьисполнительскойдеятельностиперекладываетсянамашины,тостановитьсяочевидным,чтотворческиеспособностичеловекаследуетпризнатьсамойсущественнойчастьюегоинтеллектаизадачуихразвитияоднойизважнейшихзадачввоспитаниисовременногочеловека.Ведьвсекультурныеценности,накопленныечеловечествомрезультаттворческойдеятельностилюдей.Ито,насколькопродвинетсявпередчеловеческоеобществовбудущем,будетопределятьсятворческимпотенциаломподрастающегопоколения. Цельданногоисследованияизучениепроблемыразвитиякреативныхспособностейдошкольников,аименнотехеёаспектов,знаниекоторыхнеобходимодляпрактическойдеятельностивэтомнаправлениивоспитателейдетскихсадовиродителей. Объектомисследованияданнойкурсовойработыявляетсяпедагогическийпроцесс,аименнопроцессразвитиятворческихспособностейвдошкольномвозрасте. Предметисследования:деятельностькаксредстворазвитиятворческихспособностейдетейдошкольноговозраста. Входеработымыставимпередсобойследующиезадачи: Выявлениеосновныхкомпонентовтворческихспособностейнаосновеанализалитературы. Определениеусловий,благоприятныхдляразвитиятворческихспособностейдетей. Определениеосновныхнаправленийнпедагогическихзадачпоразвитиюкреативныхспособностейвдошкольномвозрасте. Определениеэффективностиработытрадиционныхметодикдошкольноговоспитаниявотношенииразвитиятворческихспособностейдетей. Выявлениеэффективностиформ,методовнприжимовразвитиякреативныхспособностейнаосновеанализаиобобщенияпередовогопедагогическогоопыта. Вданнойкурсовойработемыприменилиследующиеметодынаучно-педагогическогоисследования. 1.Изучение,анализиобобщениелитературныхисточниковподаннойтеме. 2.Диагностикатворческихспособностейдетей. 3.Изучениеиобобщениепедагогическогоопытапоразвитиютворческихспособностейдетей. Ст?рукту?раработы:состоитизвведения,двухглав,заключенияиспискаиспользованнойлите?рату?рыиприложения. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. 1.1Понятиятворчествоитворческиеспособности Анализпроблемыразвитиятворческихспособностейвомногомбудетпредопределятьсятемсодержанием,котороемыбудемвкладыватьвэто«понятие.Оченьчастовобыденномсознаниитворческиеспособностиотождествляютсясоспособностямикразличнымвидамхудожественнойдеятельности,сумениемкрасиворисовать,сочинятьстихи,писатьмузыкуит.п.[1.C.145]. Очевидно,чторассматриваемоепонятиетеснымобразомсвязаноспонятием«творчество»,«творческаядеятельность».Подтворческойдеятельностьюследуетпониматьтакуюдеятельностьчеловека,врезультатекоторойсоздаетсянечтоновое–будьэтопредметвнешнегомираилипостроениемышления,приводящеекновымзнаниямомире,иличувство,отражающееновоеотношениекдействительности[2.C.100]. Есливнимательнорассмотретьповедениечеловека,егодеятельностьвлюбойобласти,томожновыделитьдваосновныхвидапоступков.Однидействиячеловекаможноназватьвоспроизводящимиилирепродуктивными.Такойвиддеятельноститесносвязанснашейпамятьюиегосущностьзаключаетсявтом,чточеловеквоспроизводитилиповторяетужеранеесозданныеивыработанныеприемыповеденияидействия. Кромерепродуктивнойдеятельностивповедениичеловекаприсутствуеттворческаядеятельность,результатомкоторойявляетсяневоспроизведениебывшихвегоопытевпечатленийилидействий,асозданиеновыхобразовилидействий.Восновеэтоговидадеятельностилежаттворческиеспособности. Такимобразом,всамомобщемвидеопределениетворческихспособностейвыглядитследующимобразом.Творческиеспособности–этоиндивидуальныеособенностикачествачеловека,которыеопределяютуспешностьвыполненияимтворческойдеятельностиразличногорода. Таккакэлементтворчестваможетприсутствоватьвлюбомвидечеловеческойдеятельности,тосправедливоговоритьнетолькоохудожественныхтворческихспособностях,ноиотехническихтворческихспособностях,оматематическихтворческихспособностях,ит.д. 1.2.Компонентытворческихспособностей Творческиеспособностипредставляютсобойсплавмногихкачеств.Ивопросокомпонентахтворческогопотенциалачеловекаостаетсядосихпороткрытым,хотявнастоящиймоментсуществуетнесколькогипотез,касающихсяэтойпроблемы.Многиепсихологисвязываютспособностиктворческойдеятельности,преждевсегосособенностямимышления.Вчастности,известныйамериканскийпсихологГилфорд,занимавшийсяпроблемамичеловеческогоинтеллектаустановил,чтотворческимличностямсвойственнотакназываемоедивергентноемышление[3.C.189]. Люди,обладающиетакимтипоммышления,прирешениикакой-либопроблемынеконцентрируютвсесвоиусилиянанахождениеединственноправильногорешения,аначинаютискатьрешенияповсемвозможнымнаправлениямстем,чтобырассмотретькакможнобольшевариантов.Такиелюдисклонныобразовыватьновыекомбинацииизэлементов,которыебольшинстволюдейзнаютииспользуюттолькоопределеннымобразом,илиформироватьсвязимеждудвумяэлементами,неимеющиминапервыйвзглядничегообщего.Дивергентныйспособмышлениялежитвосноветворческогомышления,котороехарактеризуетсяследующимиосновнымиособенностями[4.C.98].: 1.Быстрота-способностьвысказыватьмаксимальноеколичествоидей(вданномслучаеважнонеихкачество,аихколичество). 2.Гибкость-способностьвысказыватьширокоемногообразиеидей. 3.Оригинальность-способностьпорождатьновыенестандартныеидеи(этоможетпроявлятьсявответах,решениях,несовпадающихсобщепринятыми). 4.Законченность-способностьсовершенствоватьсвой«продукт»илипридаватьемузаконченныйвид. ИзвестныйотечественныйисследователипроблемытворчестваА.Н.Лук,опираясьнабиографиивыдающихсяученых,изобретателей,художниковимузыкантоввыделяетследующиетворческиеспособности[5.C.98]. 1.Способностьвидетьпроблемутам,гдееёневидятдругие. 2.Способностьсворачиватьмыслительныеоперации,заменяянесколькопонятийоднимииспользуявсёболееёмкиевинформационномотношениисимволы. 3.Способностьприменитьнавыки,приобретённыеприрешенииоднойзадачикрешениюдругой. 4.Способностьвосприниматьдействительностьцеликом,недробяеёначасти. 5.Способностьлегкоассоциироватьотдалённыепонятия. 6.Способностьпамятивыдаватьнужнуюинформациювнужнуюминуту. 7.Гибкостьмышления. 8.Способностьвыбиратьоднуизальтернативрешенияпроблемыдоеёпроверки. 9.Способностьвключатьвновьвоспринятыесведениявужеимеющиесясистемызнаний. 10.Способностьвидетьвещитакими,какиеониесть,выделитьнаблюдаемоеизтого,чтопривноситсяинтерпретацией. 11.Лёгкостьгенерированияидей. 12.Творческоевоображение. 13.Способностьдоработкидеталей,ксовершенствованиюпервоначальногозамысла. КандидатыпсихологическихнаукВ.Т.КудрявцевиВ.Синельников,основываясьнаширокомисторико-культурномматериале(историяфилософии,социальныхнаук,искусства,отдельныхсферпрактики)выделилиследующиеуниверсальныекреативныеспособности,сложившиесявпроцессечеловеческойистории[6.C.136]. 1.Реализмвоображения-образноесхватываниенекоторойсущественной,общейтенденцииилизакономерностиразвитияцелостногообъекта,дотого,какчеловекимеетонейчеткоепонятиеиможетвписатьеёвсистемустрогихлогическихкатегорий. 2.Умениевидетьцелоераньшечастей. 3.Ситуативно-преобразовательныйхарактертворческихрешений-способностьприрешениипроблемынепростовыбиратьизнавязанныхизвнеальтернатив,асамостоятельносоздаватьальтернативу. 4.Экспериментирование-способностьсознательноицеленаправленносоздаватьусловия,вкоторыхпредметынаиболеевыпуклообнаруживаютсвоюскрытуювобычныхситуацияхсущность,атакжеспособностьпроследитьипроанализироватьособенности«поведения»предметоввэтихусловиях. Ученыеипедагоги,занимающиесяразработкойпрограммиметодиктворческоговоспитаниянабазеТРИЗ(теориярешенияизобретательскихзадач)иАРИЗ(алгоритмрешенияизобретательскихзадач)считают,чтоодинизкомпонентовтворческогопотенциалачеловекасоставляютследующиеспособности[7.C.202]. 1.Способностьрисковать. 2.Дивергентноемышление. 3.Гибкостьвмышленииидействиях. 4.Скоростьмышления. 5.Способностьвысказыватьоригинальныеидеииизобретатьновые. 6.Богатоевоображение. 7.Восприятиенеоднозначностивещейиявлений. 8.Высокиеэстетическиеценности. 9.Развитаяинтуиция. Такимобразом,анализируяпредставленныевышеточкизренияповопросуосоставляющихтворческихспособностейможносделатьвывод,чтонесмотрянаразличиеподходовкихопределению,исследователиединодушновыделяюттворческоевоображениеикачествотворческогомышлениякакобязательныекомпонентытворческихспособностей. Исходяизэтого,можноопределитьосновныенаправлениявразвитиитворческихспособностейдетей:развитиевоображения,развитиекачествмышления,которыеформируюткреативность. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПСОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 2.1Условияуспешногоразвитиятворческихспособностей Особенностииусловияразвитиятворческихспособностейдетей.Большинствопсихологовсчитают,чтосуществуетдвегруппыусловийиразвитиятворческихспособностей:психологическиеусловия(интеллектуальныеиличностныефакторы)исоциально-психологические[8.C.233]. Исследованияпсихологовипедагоговуказываютнасвязьтворческихспособностейсразвитиемличностииинтеллекта Творческиеспособностиребенкаразвиваютсявходевзаимодействияегососредой,подвлияниемобученияивоспитаниявсамомхорошемзначенииэтихслов. ПомнениюЛ.С.Выготского,все,чтотребуеттворческогопересоздания,все,чтосвязаносизобретениемнового,нуждаетсявнепременномучастии,фантазии,причемфантазиядолжнарассматриватьсякакфункция,котораясвязанакаксэмоциональнойжизнью,такисинтеллектуальной[9.C.100]. Спомощьюфантазиисозданынетолькохудожественныепроизведения,ноивсенаучныеизобретения,всетехническиеконструкции. Фантазияестьодноизпроявленийтворческойдеятельностичеловека.Вфантазииребенокпредвосхищаетсвоебудущее,а,следовательно,итворческиприближаетсякегопостроениюиосуществлению.Наблюдаязадетьмиразноговозраста,убеждаемсявтом,чтовкаждомдетскомвозрастевыступаютсвоипредпосылкиразвитиятворческихспособностей. Фантазияребенка–этодиалогсвещами,фантазияподростка–этомонологсвещами,какговорилШпангер«Музыкальноетворчестводетей–самыйдейственныйспособихразвития»[10.C.14]. Тенденциявсовременнойпедагогике–активизироватьпроцессмузыкально-эстетическоговоспитаниячерезтворчестводошкольникаобусловленаобъективнымифакторами:высокойрольютворчествавпознаниимира;необходимостьювсестороннегоразвитияличности;природнойактивностьюребенка,требующейтворческойдеятельности,близкойихорошознакомойемусдетства[11.C.233]. Детиотприродылюбознательныиполныжеланияучиться.Проявлениятворчествахарактерныдляребенкассамогораннеговозраста,таккактворчество–нормадетскогоразвития.Реализациятворческихспособностейучащегосяделаетболеебогатойисодержательнойегожизнь.Творческийпроцесстренируетиразвиваетпамять,мышление,активность,наблюдательность,целеустремленность,логику,интуицию.Вмузыкальномтворчествеведущуюрольиграетсинтезэмоциональнойотзывчивостиимышления,абстрактногоиконкретного,логикииинтуиции,творческоговоображенияактивности,способностиприниматьбыстроерешениеимыслитьаналитически. Творческоеначалорождаетвребенкеживуюфантазию,живоевоображение.Творчествопоприродесвоейоснованонажеланиисделатьчто-то,чтодотебяещеникемнебылосделано,илито,чтодотебясуществовало,сделатьпо-новому,по-своему,лучше. Развитиютворческихспособностейсвойственныопределенныеэтапы[12.C.130]: 1.Накоплениевпечатлений; 2.Спонтанноевыражениетворческогоначалавзрительных,сенсорно-моторных,речевыхнаправлениях; 3.Импровизациидвигательные,речевые,музыкальные,иллюстративностьврисовании; 4.Созданиесобственныхкомпозиций,являющихсяотражениемкакого-нибудьхудожественноговпечатления:литературного,музыкального,изобразительного,пластического. Преодолениеэтихэтаповосуществляетсяприрешенииследующихзадач[13.C.302]: 1.Воспитаниенравственно-эстетическойотзывчивости,эмоциональнойкультурыдетей,развитиефантазии,воображенияпривосприятиихудожественныхпроизведенийвихдиалектическойвзаимосвязисокружающиммиром; 2.Выявлениехудожественно-творческихустремленийнаосновепроблемных,поисковыхметодовобучения:беседы,игровойимпровизации,диалога,наблюдения,сравнения,атакжезнанийсоответствующеготипа; 3.Формированиемузыкальныхзнаний,уменийинавыковтаких,как: Сравнениеразличныхмузыкальныхвоплощенийявленийокружающегомира[14.C.98]; Определениепохарактерумузыкитогоилииногоперсонажа,созданиеегословесногоиживописногопортретов; Осознаниеэлементарныхпринциповзвуковысотнойиритмическойорганизациимузыки,высокихинизких,долгихикороткихзвуков; Сочинениепростейшихмузыкальныхпопевок,характеризующихнастроение,состояние; Элементарноепостижениевыразительнойсущностимузыкальнойинтонациикакосновыдляприобщениякпению; Умениеритмичнодвигатьсявсоответствиисхарактероммузыки. Детскоетворчествоназанятияхмузыкипредставляетсобойпознавательно-поисковуюмузыкальнуюпрактику,связаннуюссамостоятельнымидействиями,сумениямиоперироватьзнаниями,навыками,применятьихвранеенеизвестныхусловиях,вновыхвидахпрактики.Онопредполагаетнепременноеусловие–отказотстереотипныхпредставлений.Детямнеобходимотворитьипереживать,чтобыпонимать.«Яслышуизабываю.Явижуипомнюдолго.Яделаюипонимаю».(Китайскаянароднаямудрость).Чтобысделатьмузыкудостояниемсвоеголичногоопытаимнеобходимопеть,игратьнаинструментах,танцевать,самимпридумыватьиизменять.Поэтомунеобходимоуделятьбольшоевниманиетворческомуразвитиюучащихсявразличныхвидахмузыкальнойдеятельности:прислушаниимузыки,пении,игренадетскихмузыкальныхинструментах,вмузыкально-ритмическихдвижениях[15.C.203]. Совместноемузицировании–играворкестре,вансамбле,пениевхоре,музыкальныепостановки–прекраснорешаютмногиепсихологическиепроблемыобщения:застенчивыйребенокможет,участвуявтакоммузыкальномдействе,почувствоватьсебявцентрежизни;атворческийребенок–проявитсвоюфантазиюнаделе.Втворческомколлективедетиучатсяпроявлятьтерпение,выдержку,взаимопониманиеиуважение.Творчестводетейнаурокепонимаетсякакумениеижеланиесделатьчто-топо-своему,индивидуально,возможно,дажеоригинально.«Сыграй,спой,станцуй,кактыхочешь»-этимагическиесловараспахиваютпередребенкомневидимыеворотавмирфантазии,находчивости,изобретательности,гдеоннескованпочтиникакимиограничениями. Развиватьтворческиеспособностидетей-значитразвиватьихвоображение. «Восприятиеискусстватребуеттворчества,потомучтонедостаточнопростоискреннепережитьточувство,котороевладелоавтором,недостаточноразобратьсяивструктуресамогопроизведения,необходимоещетворческипреодолетьсвоесобственноечувство»[16.C.265]. Творчестводетейбазируетсянаяркихмузыкальныхвпечатлениях.Процесстворчестваестьпроцесспереживанияисозданиясмысла,процессжевосприятияестьсопереживаниеипониманиеэтогосмысла.Эстетическоесопереживаниеисвязанныйснимпроцесстворческоговосприятияискусствастановятсяосновойдлясамостоятельнойсозидательнойдеятельностишкольников.Поэтомувоспитаниеэмоциональнойкультурыребенка–важнейшееусловиедляоптимизациихудожественноразвитойтворческойличности. Детскиемузыкальныеинструменты-средствообучениямузыке,аигрананих–самыйэффективныйпутькразвитиюмузыкальнойсамостоятельностишкольников,таккакэтопрактическаядеятельность,ребеноксоздает,анетолькопотребляет,находитсявнутримузыки,анеснаружиее.Реализуютсянаиболеезначимыезадачи[17.C.195]: 1.Созданиеусловий,предоставлениешансакаждомушкольникудляпоискаивыявления,индивидуальныхдлянегоспособовобщениясмузыкой. 2.Творческоеразвитиеегоприродноймузыкальности. Совместноемузицирование(пениевхоре,игравансамбле)решаетмногиезадачиипроблемыобщения.Застенчивыйребенокстанетучастникомобщегодела;неуправляемыйподчинитсяединому,строгомузамыслу;одаренныйсможетвоплотитьсвоитворческиефантазии.Становитсяощутимойценностькаждоговобщемделе,идетичувствуютэто.Натакихурокахвпроцессеколлективногомузицированияформируетсяэмоциональнаясфераребенка,егодушевноездоровье. Шумовойоркестр–этоиграворкестр,гдеестьместофантазии,импровизации,творчеству.Играворкестрактивизируетвосприятиедетей,помогаетимпочувствоватьсебяпричастнымикпроцессутворчестваивызываетудошкольниковживойинтерес. Пение–активнаядеятельностьвприобщениикмузыкальномуискусству,способствующаятворческомуразвитиюшкольников.Путивхождениявпеснюрождаютсясамоймузыкойидетьмиипозволяютраскрыватьинаходитьвсеновыеиновыеразнообразныеметодывокально-хоровогомузицирования,помогаютпостепенноовладетьтемметодическимбогатством,котороетаитсявискусстве.Приемыосвоенияпеснидолжныбытьосвещеныеехудожественнымобразом,полностью«вырастать»изнего. Важнонамузыкальныхзанятияхсоздаватьусловиядляактивноговыражениясебявтворчествекаждомуребенку,независимоотиндивидуальныхеговозможностей.Вседетидолжныиспытатьрадостьтворчества,ибоснейсвязанаэмоциональнаяотзывчивостьнамузыку.Такиевозможностинеможетобеспечитьтолькопесенноемузицирование,таккакестьнемалоечислодетейс«удовлетворительными»идажес«неудовлетворительными»вокальнымиданными,сослабойкоординациейслухаиголоса,идлянихпроцесспесенноготворчествасопряженсопределеннымитрудностями.Решитьэтупроблемупомогаетвокальнаяимпровизация. Импровизация–одноизлюбимыхзанятийдошкольников.Судовольствиемимпровизируютнетолькоте,ктоумеетхорошопеть,ноислабоинтонирующиедети,недостаточновладеющиесвоимголосом.Вимпровизацииребеноккакбыраскрепощается,емуненадоподражатьпениюдругих,чточастобываеточеньнелегко.Выступаяссобственноймелодией,ребенокнебоитсяспетьееневерноипродемонстрироватьтемсамымсвоенеумение.Пробудитьинтересребенкакпениюлегчеименновходеимпровизации.Импровизационноепесенноетворчестводетейневозникаетсамопосебе.Оноопираетсянавосприятиемузыки,музыкальныйслухребенка,умениеоперироватьмузыкально-слуховымипредставлениямиинавоображениеребенка,способностькомбинировать,изменять,создаватьнечтоновоенаосновеимеющегосямузыкально-слуховогоопыта. Такимобразом,всеформымузыкальнойдеятельностивдетскомсадудолжныспособствоватьтворческомуразвитиюучащихся,т.е.вырабатыватьвнихстремлениесделатьчто-тосвое,новое,лучшее.Ребеноктворитрадирадости.Иэтарадостьестьособаясила,котораяпитаетего.Радостьсобственногопреодоленияиуспехавтрудеспособствуетприобретениюверывсебя,уверенностивсвоихсилах,воспитываетцелостную,творческуюличность. «Каждый,ктохотьнемногоощутилвкакой-либосфереискусстварадостьтворчества,будетвсостояниивосприниматьиценитьвсехорошее,чтоделаетсявэтойсфере,исбольшейинтенсивностью,чемтот,ктотолькопассивновоспринимает»[18.C.112]. 2.2Развитиекачествтворческогомышления Главнойпедагогическойзадачейпоразвитиютворческогомышлениявдошкольномвозрастеявляетсяформированиеассоциативности,диалектичностиисистемностимышления.Таккакразвитиеименноэтихкачествделаетмышлениегибким,оригинальнымипродуктивным. Ассоциативность-этоспособностьвидетьсвязьисходныечертывпредметахиявлениях,напервыйвзгляднесопоставимых[19.C.95]. Благодаряразвитиюассоциативностимышлениестановитсягибкимиоригинальным. Крометого,большоеколичествоассоциативныхсвязейпозволяетбыстроизвлекатьнужнуюинформациюизпамяти.Ассоциативностьоченьлегкоприобретаетсядошкольникамивролевойигре.Такжесуществуютспециальныеигры,способствующиеразвитиюэтогокачества. Частооткрытиярождаютсяприсоединенииказалосьбынесоединимого.Например,долгоевремяказалисьневозможнымиполётыналетательныхаппаратах,которыетяжелеевоздуха.Сформулироватьпротиворечияинайтиспособегоразрешенияпозволяетдиалектичностьмышления. Диалектичность-этоспособностьвидетьвлюбыхсистемахпротиворечия,мешающиеихразвитию,умениеустранятьэтипротиворечия,решатьпроблемы[20.C.135]. Диалектичностьявляетсянеобходимымкачествомталантливогомышления.Психологипровелирядисследованийи,установили,чтомеханизмдиалектическогомышленияфункционируетвнародноминаучномтворчестве.ВчастностианализтрудовВыготскогопоказал,чтовыдающийсярусскийпсихологпостоянноиспользовалэтотмеханизмвсвоихисследованиях. Педагогическимизадачамипоформированиюдиалектичностимышлениявдошкольномвозрастеявляются[21.C.126]: 1.Развитиеумениявыявлятьпротиворечиявлюбомпредметеиявлении; 2.Выработкаумениячеткоформулироватьвыявленныепротиворечия; 3.Формированиеуменияразрешатьпротиворечия; Иещеоднокачество,формирующеетворческоемышление-этосистемность. Системность-этоспособностьвидетьпредметилиявлениекакцелостнуюсистему,восприниматьлюбойпредмет,любуюпроблемувсесторонне,вовсёммногообразиисвязей;способностьвидетьединствовзаимосвязейвявленияхизаконахразвития. Системноемышлениепозволяетвидетьогромноеколичествосвойствпредметов,улавливатьвзаимосвязинауровнечастейсистемыивзаимосвязисдругимисистемами.Системноемышлениепознаетзакономерностиприразвитиисистемыотпрошлогокнастоящемуиприменяетэтопоотношениюкбудущему. Системностьмышленияразвиваетсякорректныманализомсистемиспециальнымиупражнениями.Педагогическиезадачипоразвитиюсистемностимышлениявдошкольномвозрасте[22.C.98]: 1.Формированиеумениярассматриватьлюбойпредметилиявлениекаксистемуразвивающеюсявовремени; 2.Развитиеуменияопределятьфункциипредметовсучетомтого,чтолюбойпредметмногофункционален. 2.3.Стадиитворческогомышления Удетейспособностиктворчествускладываютсяпостепенно,проходянесколькостадийразвития.Этистадиипротекаютпоследовательно:преждечембытьготовымкследующейстадии,ребенокобязательнодолженовладетькачествами,формирующихсянасуществующих. Исследованиядетскоготворчествапозволяютвыделитькакминимумтристадииразвитиятворческогомышления:наглядно-действительное,причинноеиэвристическое. Наглядно-действительное.Мышлениерождаетсяиздействия.Вмладенчествеивраннемвозрастеононеотделимоотдействия.Впроцессеманипулированияспредметамиребенокрешаетразличныемыслительныезадачи.Кпримеру,играясосборно-разборнымиигрушкамитипаголоволомок,методомпробиошибокищетпринципыихразборкиисборки,учитсяучитыватьисоотноситьмеждусобойвеличинуиформуразличныхдеталей. К5-6годамдетиобучаютсясовершатьдействиявуме.Вкачествеобъектовманипулированиявыступаютуженереальныепредметы,аихобразы–представления.Чащевсегодетипредставляютнаглядныйзрительныйобразпредмета.Поэтомумышлениеребенкадошкольниканазываютнаглядно-действительным[23.C.145]. Оченьважнымдляразвитиямышленияявляютсязаданиянаисследованиеобраза-представления.К5годамдетиобучаютсярасчленятьпредставлениенаотдельныечасти,анализироватьконтурыпредметов,сопоставлятьпохожиепредметымеждусобойинаходитьсходствоиразличие[24.C.55]. Выделениеотдельныхкомпонентовобразапозволяетребенкусоединитьдеталиразныхобразов,придумываяновыефантастическиеобъектыилиявления.Так,ребенокможетпредставитьживотное,соединяющеевсебечастимногихживотныхипоэтомуобладающеетакимикачествами,которыхнетниуодногосуществующегоживотноговмире.Впсихологииэтуспособностьназываютфантазией. Можновыделитьнесколькопсихологическихкачеств,лежащихвосновефантазирования[25.C.233]: 1.Четкоеиясноепредставлениеобразовпредметов; 2.Хорошаязрительнаяислуховаяпамять,позволяющаядлительноевремяудерживатьвсознанииобраз-представление; 3.Способностьмысленносопоставлятьдваиболеепредметаисравниватьихпоцвету,форме,размеруиколичествудеталей; 4.Способностькомбинироватьчастиразныхобъектовисоздаватьобъектысновымисвойствами. Хорошимистимуламидляфантазииявляютсянезаконченныерисунки,неопределенныеобразытипачернильныхпятениликаракулей,описаниенеобычных,новыхсвойств,предметов. Фантазияребенканапервойстадииразвитиятворческогомышленияещеоченьограничена.Ребенокмыслитещеслишкомреалистичноинеможетоторватьсяотпривычныхобразов,способовиспользованиявещей,наиболеевероятныхцепочексобытий.Кпримеру,еслиребенкудошкольноговозрастарассказатьсказкуодокторе,который,уходявбольницу,попросилчернильницупосторожитьегодом,торебеноксэтимсогласится,таккаквсказкевещьможетвыполнятьразныефункции.Однако,ребенокначинаетактивновозражатьеслиемусказать,чтокогдапришлиразбойники,точернильницазалаяла.Этонесоответствуетсреальнымисвойствамичернильницы.Частодетипредлагаютболеереалистичныеспособывоздействиячернильницынаразбойников:разбрызгиваниечернил,ударычернильницейпоголовеит.п. Такимобразом,однимизнаправленийразвитиятворчестванаэтапенаглядно-действенногомышленияявляетсявыходзарамкипривычныхмыслительныхстереотипов.Этокачествотворческогомышленияназываюторигинальностью,ионозависитотумениямысленносвязыватьдалекие,несвязываемыеобычновжизни,образыпредметов. Причинноемышление.Известно,чтопредметыиявлениядействительностинаходятсявразличныхсвязяхиотношениях:причинно-следственных,временных,условных,функциональных,пространственныхит.д. Наглядно-действительноемышлениедошкольникапозволяетемупониматьпространственныеивременныеотношения.Сложныеосмыслитьпричинно-следственныесвязи. Действительныепричинысобытий,какправило,скрытыотнепосредственноговосприятия,неявляютсянаглядными,невыступаютнапервыйплан.Чтобыихвыявитьнужно,отвлечьсяотвторостепенногослучайного.Поэтомупричинноемышлениесвязаносвыпадомзапределыпредставляемогообразаситуацииирассмотрениемеевболееширокомтеоретическомконтексте.Кпримеру,дошкольникиобъясняютокончаниеднянаступлениемночи,тоестьвоспроизводятвременнуюпоследовательностьпривычныхсобытий.ВмладшемшкольномвозрастедетиужеспособныобъяснитьсменувременисутоквращениемЗемливокругсвоейоси,основываясьнамоделиСолнечнойсистемы. Изучениепознавательнойдеятельностидетейпоказывает,чтокконцуначальнойшколынаблюдаетсявсплескисследовательскойактивности.К8-9годамдети,читаяилинаблюдаязаразличнымиявлениямижизни,начинаютформулироватьпоисковыевопросы,накоторыепытаютсясамиженайтиответ.К11-12годампрактическивседетинаправляютсвоюисследовательскуюактивностьформулировкойпоисковыхвопросов.Этопроисходитпотому,чтошкольникистараютсяпонятьиосмыслитьпричинно-следственныесвязиизаконыпоявленияразличныхсобытий[26.C.145]. Исследовательскаяактивностьдетейнаэтапепричинногомышленияхарактеризуетсядвумякачествами:ростомсамостоятельностимыслительнойдеятельностииростомкритичностимышления.Благодарясамостоятельностиребенокнаучаетсяуправлятьсвоиммышлением:ставитьисследовательскиецели,выдвигатьгипотезыпричинно-следственныхзависимостей,рассматриватьизвестныеемуфактыспозицийвыдвинутыхгипотез.Этиспособности,безсомнения,являютсяосновнымипредпосылкамитворчестванаэтапепричинногомышления.Критичностьмышленияпроявляетсявтом,чтодетиначинаютоцениватьсвоюичужуюдеятельностьсточкизрениязаконовиправилприродыиобщества. Соднойстороны,благодаряосознаниюдетьмиправилизаконов,ихтворчествостановитсяболееосмысленным,логичным,правдоподобным.Сдругойстороны,критичностьможетпомешатьтворчеству,таккакнаэтомэтапевыдвижениегипотезыможетпоказатьсяглупым,нереальнымибудетотброшено.Подобныесамоограничениясужаютвозможностипоявленияновых,оригинальныхидей. Чтобыстимулироватьтворческуюактивность,иустранитьотрицательноевоздействиекритичности,используютсяразличныеметодыиприемы. Вотнекоторыеизних: 1.Приемобразногосравнения(аналогии),когдакакой-тосложныйпроцессилиявлениесравниваетсясболеепростымипонятным.Этотприемиспользуетсяприсоставлениизагадок,поговорок,пословиц; 2.Методмозговогоштурма.Этометодколлективногорешенияпроблемы.АвтормозговогоштурмаА.Осборнпредложилразделитьпроцессвыдвижениягипотезипроцессихоценки,анализа.Поискидейведетсявобстановке,когдакритиказапрещенаикаждаяидея,дажешуточнаяилинелепая,поощряется.Благодарямозговомуштурмунередковозникаютновыеиоригинальныерешенияпроблемныхситуаций; 3.Методкомбинационногоанализа.Восновекомбинационногоанализалежитматрицасочетаниядвухрядовфактов(признаковобъектовилисамихобъектов).Например,приизученииречиребенокможетсочетатьпонятия,относящиесякчастямречиичленампредложения.Приэтомонотвечаетнавопрос:«Какойчастьюречиможетвыражатьсятотилиинойчленпредложения?»Каждаяячейкаматрицыпредставляетсочетаниекакой-точастиречи.Ребенокможетпридуматьпредложениестакимисочетаниямилибосказать,чтотакоесочетаниеневозможно. Эвристическоемышление.Померевзросления,детисталкиваютсясбольшимколичествомситуаций,когданевозможновыделитьоднупричинусобытия.Многиесоциальныеиприродныеявлениявызваныбольшимколичествомразнообразныхфакторов.Прогнозыразвитияэтихявленийносятвероятностныйхарактер,чтосвидетельствуетобихприблизительнойточностиидостоверности.Типичнымипримерамиситуацийсвероятностнымипрогнозамимогутслужитьпрогнозыпогоды,исходашахматнойпартии,производственногоилибытовогоконфликтаит.д. Вовсехэтихслучаяхпричинноемышлениеоказываетсянедостаточным.Возникаетнеобходимостьвпредварительнойоценкиситуацииивыборесредимножествавариантовиобилияфакторовтаких,которыеимеютсущественноевлияниенаходсобытий.Выборприэтомосуществляетсясопоройнарядкритериев,правил,которыепозволяютсузить«зонуриска»,сделатьегоболеесокращенным,избирательным.Мышление,котороеопираясьнакритерииизбирательногопоиска,позволяетрешатьсложные,неопределенные,проблемныеситуации,называютэвристическим. Эвристическоемышлениеформируетсяориентировочнок12-14годам.Изучениямышлениядетейиподростковпоказывает,что,посравнениюсмладшимишкольниками,подросткипо-другомуобследуютпроблемнуюситуацию[27.C.9]. Впериодмежду9и11годамиисследовательскаяактивностьдетейоченьвысокая.Детизадаюточеньмногоразнообразныхпоисковыхвопросов,касающихсясамыхразныхаспектовситуации.Подросткинесразуконцентрируютсвоевниманиенаоднойилинесколькихгипотезах.Этоэкономитвремя,позволяетболееуглубленнопроработатьпроблемныеаспекты,хотяэтоможетпривестик«застряванию»нанеэффективнойидее.Сузить«зонупоиска»помогаюткритериальныеправила,называемыеэвристическими.Например,вшахматнойигреприменяютсяследующиеэвристики: Старайсяразвитьсобственныефигуры; Сохраняйматериальноеравновесие; Пытайсяовладетьцентром; Атакуйкороляпротивника; Защищайсобственногокороля. Благодаряэтимэвристическимправиламшахматистанализируетлишьнесколькоситуацийизобщегочисла.Однако,онинегарантируюттого,чтобудетвыбраннаиболееподходящийход.Так,шахматист,пытающийсясохранитьматериальноеравновесие,можетнезаметитьтогофакта,чтоеслисейчаспротивникжертвуетфигуру,товнедалекомбудущемэтоможетпривестикситуации,грозящейматом. Притворческомподходекпроблемерешающейпомимоизвестных,общепринятыхэвристик,можновыбратьдлясебяправила,подходящиекконкретнойситуации.Особенноважноэтовнестилизованныхзаданиях,неимеющиханалоговрешения,ипроблемныхситуациях. Самаябольшаяпсихологическаяопасностьприэвристическоммышлении–этослишкомпоспешноепринятиекажущегосяоптимальнымвариантарешения.Преодолетьэтуопасностьможно,еслипопытатьсянайтинескольковариантоврешенияисравнитьихдлявыборанаилучшего. Занятиядлядетей5-7летпоразвитиюнаглядно-действенногомышления Предлагаемыезанятиярассчитанынадетей5–7лет,внихсобранытворческиезадания,связанныеснаглядно-действенныммышлением. Цельзанятий:сформироватьследующиеумения: ·Воспроизводитьвнешнийвидисвойствапредметапопамяти; ·Угадыватьпредметпословесномуописаниюсвойствипризнаков; Создаватьвнешнийобликпредметанаосновекакого-тоегочасти; Узнаватьвнеопределенныхграфическихформах(чернильныепятна,каракули)различныезнакомыепредметы; Комбинироватьисочетатьводномпредметесвойстваипризнакидругихпредметовиобъектов; Находитьвдвухиболееобъектах(субъектах)общиеиразличныепризнаки; Узнаватьобъектпоописаниювозможныхдействийсним; Переноситьдействия,применяемыекодномупредмету,надругой; Составлятьсюжетныйрассказокаком-либообъекте; Использоватьмеркуприсравнениипредметовповеличине,весу; Располагатьпредметывпорядкеубыванияиливозрастаниякакого-либосвойстваиделатьотсюдавыводы; Находитьдействияпротивоположныепозначению(увеличивать–уменьшать,разрезать–соединять). Итак,некоторыеизперечисленныхумениймогутформироватьсяпараллельноинезависимоодноотдругого. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взаключениеможносделатьследующиевыводы.Отношениектворчествувразличныеэпохиизменялоськардинально.Знаниямиобособенностяхтворческойличностипсихологиобязанынестолькосвоимусилиям,сколькоработелитературоведов,историковнаукиикультуры,искусствоведов,которые,такилииначе,касалисьпроблемытворческойличности,таккакнеттворениябезтворца. Главноевтворчестве-невнешняяактивность,авнутренняя-актсоздания«идеала»,образамира,гдепроблемаотчуждениячеловекаисредыразрешена.Внешняяактивностьестьлишьэкспликацияпродуктоввнутреннегоакта.Особенностипротеканиятворческогопроцессакакментального(душевного)актаибудутпредметомдальнейшегоизложенияианализа. Негармоническиеэмоциональныеотношениявсемьеспособствуютэмоциональномуотдалениюребенкаот,какправило,нетворческихродителей,носамипосебеонинестимулируютразвитиекреативности. Дляразвитиякреативностинеобходиманерегламентированнаясредасдемократическимиотношениямииподражаниеребенкатворческойличности. Развитиекреативности,возможно,идетпоследующемумеханизму:наосновеобщейодаренностиподвлияниеммикросредыиподражанияформируетсясистемамотивовиличностныхсвойств(нонконформизм,независимость,мотивациясамоактуализации),иобщаяодаренностьпреобразуетсявактуальнуюкреативность(синтезодаренностииопределеннойструктурыличности). Взаключениеследуетотметить,чтовоспитаниетворческихспособностейдетейбудетэффективнымлишьвтомслучае,еслионобудетпредставлятьсобойцеленаправленныйпроцесс,входекоторогорешаетсярядчастныхпедагогическихзадач,направленныхнадостижениеконечнойцели.Ивданнойработея,наосновеизучениялитературыподаннойтеме,попыталасьопределитьосновныенаправленияипедагогическиезадачипоразвитиютакихважнейшихкомпонентовтворческихспособностей,кактворческоемышлениеивоображениевдошкольномвозрасте.Такжеважназаинтересованностьвзанятияхсамогопедагога.Известно,чтозаинтересоватьдетейчем-либо,взрослыйможеттолько,когдаонувлеченсам.Еслиребенокчувствуеттакоеотношениевзрослого,восхищениекрасотоймузыки,онпостепеннотожепризнаетмузыкальныеценности.Еслижевзрослыйпроявляетравнодушие,онопередаетсяидетям.Намойвзгляд,необходимосовершенствоватьтеатрально-музыкальноевоспитаниедошкольников,исовершенствоватьнепосредствомсозданияновыхпрограмм,методик,апридерживатьсяужесуществующегоматериала,какужеговорилось,использоватьназанятияхвсевидыдетскойтеатрально-музыкальнойдеятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. БелкинА.С.Основывозрастнойпедагогики:Учеб.пособиедлястуд.высш.пед.учеб.завед. - М.:Академия,2000. 2.БордовскаяН.В.,РеанА.А.Педагогика:Учебникдлявузов. - СПб.:Питер,2000. 3. БогоявленскаяД.Б.Психологиятворческихспособностей:Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений.–М.:Академия,2002. 4.ВыготскийЛ.Н.Воображениеитворчествовдошкольномвозрасте.-СПб.:Союз,1997. 5. ГиппенрейтерЮ.Б.Введениевобщуюпсихологию.Курслекций.– М. 2002. 6. ГинС.И.Опроведениианкетированиявэкспериментальномклассе//Развитиетворческихспособностейдетейсиспользованиемэлемент....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: