VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие способностей к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014433
Тема: Развитие способностей к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет
Содержание
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»


Кафедра психологии и педагогики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
Развитие способностей к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет





Выполнена: студенткой группы 521143
очной  формы обучения
факультета психологии
Петрухиной Татьяны Алексеевны





Тула – 2018
Содержание

Введение	4
Глава 1. Теоретические основы развития способностей у детей 6-7 лет к изобразительной деятельности	7
1.1.	Общие подходы к понятию способностей в работах отечественных и зарубежных ученых	7
1.2. Особенности развития способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет	16
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию способностейк изобразительной деятельности детей 6-7 лет………………………………………………………………………………...28
2.1 Выявление уровня развития способностейк изобразительной деятельности детей 6-7 лет……………………………………………………28
2.2 Содержание и методики развития способностейк изобразительной деятельности детей 6-7 лет……………………………………………………48
2.3.	Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…………………………………………………………….…….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
Список литературы	73


Введение
     В современном российском обществе, в области образования и воспитания подрастающего поколения проблема формирования и развития способностей детей стоит как никогда актуально и остро. Ориентировка на творчество в наше время является мировоззренческой установкой инновационной системы образования и воспитания. 
     Научные исследования свидетельствуют о важнейшей роли способностей в умственном развитии ребёнка, а также в общем психическом развитии. Проведенные исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, указывают на то, что способности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении. 
     Социальный заказ общества направляет современный образовательный процесс на развитие способностей личности, готовой решать задачи и проблемы нового века на высоком уровне, а не только имеющей глубокие и прочные знания. Это отражено в государственных документах: ФГОС ДО, Закон «Об образовании» Российской Федерации. 
     Педагоги и психологи (А.С. Белкин, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, А.М. Матюшкин, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.) подчеркивают, что система образования нашего времени испытывает острый дефицит в огромном пласте человеческого опыта – опыта творческой деятельности. Пристальное внимание требуется к решению обозначенных проблем в старшем дошкольном возрасте. 
     Проведенный анализ философской и психолого-педагогической литературы, показал, что к настоящему времени накоплен научный фонд, характеризующий в той или иной степени закономерности развития способностей. Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными педагогические условия их развития в образовательном процессе. 
     С учетом этого была сформулирована проблема исследования: поиск психолого-педагогических условий для развития способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
     Цель исследования: изучить возможности развития способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
     Объект исследования: изобразительная деятельность детей 6-7 лет.
     Предмет исследования: развитие способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
     Гипотеза.
     Способности детей 6-7 лет к изобразительной деятельности будут успешно развиваться, если:
     - познакомить дошкольников с выразительными возможностями изобразительной деятельности; 
     - использовать систему взаимосвязанных интегрированных занятий, в которых основным стержнем будет создание моделей предметов и явлений окружающей жизни средствами изобразительной деятельности, с учетом особенностей дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей; 
     - сформировать устойчивый интерес к данному виду продуктивной деятельности; 
     - применять коллективные и индивидуальные формы организации детей; 
     - использовать созданные детьми изображения для оформления дошкольного учреждения, организации выставок и т.д.
     В связи с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи: 
1. Рассмотреть общие подходы к понятию способностей в работах отечественных и зарубежных ученых;	
2. Выявить особенности развития способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет;
3. Определить психолого – педагогические условия развития способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет;
4. Составить программу диагностики, направленную на выявление уровня развития способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет;
5. Предложить содержание и методики развития способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет;
6. Дать сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.
Методы исследования: 
     ?теоретические: анализ литературных источников; 
     ?эмпирические: тестирование, беседа, анкетирование; 
     ?интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ результатов исследования. 

Глава 1. Теоретические основы развития способностей у детей 6-7 лет к изобразительной деятельности
Общие подходы к понятию способностей в работах отечественных и зарубежных ученых
     Изучение проблемы развития способностей у детей 6-7 лет, требует осмысления содержания понятий: «способности» и «творчество». Мы обратимся к научным источникам, раскрывающим интересующее нас понятие. 
     Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).
     Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Другими словами, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. Т.е., способности нельзя отделять от личности. Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.
     Изобразительная деятельность - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
     Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
     Сакулина Н. П., исследуя данную проблему, выделяла две группы способностей к изобразительной деятельности:
     1. способность к изображению;
     2. способность к художественному выражению.
     1. Способность к изображению состоит из трёх компонентов:
     - восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
     - овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими умениями способность к изображению нельзя сформировать.
     - овладение техникой рисунка.
     2. Способность к образному выражению состоит из следующих компонентов:
     - эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета помогает делать рисунок не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нём особенно впечатляющее, т.е. создается художественный образ, а не просто графическое изображение. В этом свойстве наиболее ярко появляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).
     - интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремления создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду.
     Создателем отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является педагог, профессор Н.А. Ветлугина. В круг ее научных интересов входила проблема детского творчества, формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе целенаправленного педагогического руководства. 
     Продолжим мысль Б.М. Теплова о динамичности способностей: «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». Далее автор заключает: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности…Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [10]. 
     С ним соглашается А.В. Петровский, отмечая, что способности обнаруживаются только в деятельности, которая, в свою очередь, не может осуществляться без наличия этих способностей [12]. 
     В процессе организации воспитания дошкольника приоритетным является субъективность и личность ребенка. Л.С. Выготский выделяет следующие теоретические положения, являющиеся основными для педагогики сотрудничества: 
     – в основе воспитательного процесса лежит личная деятельность ребенка, педагог является организатором окружающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником; 
     – не менее важной является способность педагога заинтересовать ребенка в предлагаемой деятельности [20]. 
     Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает: «Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом» [24]. 
     Иным словами, целенаправленное воспитание может осуществляться только при сотрудничестве педагога с детьми, в их среде и только при желании действовать самим вместе с педагогом. Здесь уместно говорить и трехсторонней активности воспитательного процесса, когда активен ребенок, активен педагог и активна заключенная между ними среда.
     А.Н. Лук выделяет в проблеме творчества несколько граней: 
     – процесс творчества; 
     – творческая личность; 
     – творческие способности; 
     – творческий климат [20]. 
     Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. 
     В философском словаре мы находим определение, предложенное Столовичем: «Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т.ч. воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла» [7]. 
     С точки зрения психологии раскрывает данное понятие М.К. Тутушкина. Творчество – это «…деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности». Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим предмет творчества» [8]. 
     В определении содержания категории творчества А.Т. Шумилин [12] выделяет ряд признаков (рисунок 1).

     Рис. 1. Содержание категории творчества
     Шумилин обращает внимание на то, что определяющим признаком творчества является существенная новизна продуктов деятельности, но при этом отмечает, что: «…новизна – термин, связывающий субъективные и объективные моменты, выражающий, в конечном счете, отношение людей к продукту деятельности» [14]. 
     Ряд авторов (Н.А. Венгеренко, Я.А. Пономарев, Л.Н. Коган и др.) считает, что определение творчества, как «созидание нового» является слишком общим. Т.В. Кудрявцев указывал на необходимость различения двух форм творчества – творчества как «открытия для себя» и творчества «как открытия для других». В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во втором – на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества» [51]. 
     Именно с позиции субъективности многими авторами рассматривается детское творчество. В частности Т.С. Комарова отмечает: «субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста…Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна» [44]. 
     Л.С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, отмечает, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе» [7]. 
     Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей – эта мысль принадлежит немецкому педагогу и композитору К.Орфу [21]. 
     Существуют разрозненные и противоречивые исследования детского творчества, среди которых Д.А. Леонтьев [56] выделяет три основных линии:
     1) творчество изучается в его соотношении со способностями, одаренностью, талантом, интеллектом, дивергентным мышлением, решением задач; 
      2) творчество оценивается как характеристика личности, и ставится вопрос об ее особенностях; 
     3) творчество рассматривается, как деятельность в контексте жизни, социальным отношением. 
     Е.А. Киселева рассматривает работы, посвященные развитию творчества дошкольников, следующим образом: 
     – процесс творческого мышления дошкольников изучали Н.Е. Веракса, И.В. Смолярчук, Л.Ф. Обухова и др.; 
     – исследованиям воображения были посвящены работы О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.Е. Сапоговой; 
     – изучением творческой одаренности занимались А.М. Матюшкин, Е.Ф. Алферова, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.; 
     – проблемой взаимосвязи творчества и интеллекта занимались Д.Е. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, В.Т. Кудрявцев, Н.Е. Хазратова, М.С. Семилеткина; 
     – описание личности одаренных детей можно найти в работах Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. 
     Фундаментальное исследование проблемы формирования и развития творчества детей дошкольного возраста как основы их развития и саморазвития были проведены группой ученых (Л.А. Парамонова, Г.П. Батищева, Н.Е. Веракса и др.) под руководством Н.Н. Поддъякова. 
     На основе этих исследований был сформулирован концептуальный подход к формированию детского творчества, как результату всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. 
     Н.Н. Поддъяков рассматривает творческий процесс как особую форму качественного перехода от уже известного к новому неизвестному, как универсальную способность, лежащую в основе всех его других способностей [80]. 
     Через несколько лет к таким же выводам пришел В.Т. Кудрявцев, который указывал на необходимость различения двух форм творчества – творчества как «открытия для себя» (изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений) и творчества «как открытия для других». Именно поэтому творчество образует основу психологического развития детей [51]. 
     С данным высказыванием совпадает точка зрения В.А. Левина, который писал: «Детское творчество является творчеством только в психологическом отношении – ребенок создает новое для себя» [54]. 
     А.Г. Гогоберидзе отмечает: «Результат детского творчества, т.е. создание произведения или образа, имеет свои особенности, так как сочинения детей часто нельзя назвать принципиально новыми, имеющими общественную ценность» [27]. 
     Автор выделяет следующие особенности детского творчества: 
     – относительная или субъективная новизна продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя; 
     – рассмотрение результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе [27]. 
     Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых и позволяют говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка. «В своем художественном творчестве малыш активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе» [16]. 
     Основой всякой творческой деятельности является воображение. Как справедливо отмечал Б.М. Теплов: «Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли» [44]. 
     О первостепенной роли воображения в творческой деятельности писал известный психолог Л.С. Выготский: «..все, что окружает нас и что сделано рукой человека – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [19]. 
     «Л.С. Выготский, говоря о синкретизме детского творчества, отмечал: «…творчество ребенка еще не строго дифференцировано, ни по различным видам искусства, ни по различным формам литературы…у детей существует широкий синкретизм…соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка»» [9]. 
     Л.С. Выготский отмечал: «Игра – воображение в действии. Творческий процесс развивается в игре, поскольку реальным обстоятельствам придается новое непривычное значение» [7]. 
     Он пишет: «Можно сказать, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения…Игра есть ничто иное, как фантазия в действии…» [20]. 
     «Детская игра – вот та сфера, в которой фантазия находит свое полное обнаружение и где она протекает всецело в своих собственных берегах» [20].
      Средства и мотивы своих игр ребенок черпает из общения со взрослыми, причем, как отмечает Б.Г. Ананьев: «…в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и все более становятся творческими» [2]. 
     Особый интерес представляет книга «Первоначальный учебник» – изданная в Америке в 1946 году, в которой авторы расценивают детскую деятельность как творческую в том случае, если создается новое, ранее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов» (многие авторы других литературных источников склонны преувеличивать детское творчество, признавая наличие врожденных задатков, спонтанно выявляющихся в деятельности детей). [14] 
1.2. Особенности развития способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет

Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Многие известные художники рано начали проявлять интерес к художественной деятельности. Поэтому ряд искусствоведов‚ психологов‚ педагогов отмечают целесообразность раннего развития художественно-творческих способностей у детей. Исследователями разработан обширный материал по проблеме развития способностей к изобразительной деятельности. Рассмотрим некоторые из вопросов. По мнению психологов для того, чтобы изобразительная деятельность состоялась необходимо наличие у детей отчетливых образных представлений о предметах, которые они хотят изображать. Эти представления формируются на основе эмоционально-окрашенного восприятия. Именно такое восприятие необходимо развивать у ребенка с самого раннего возраста. Развитое восприятие важнейший компонент изобразительной деятельности. Восприятие способствует развитию творческого воображения. Еще Л.С. Выготский доказал, что все образы воображения формируются на основе восприятельского опыта. Таким образом, воображение определяется богатством и разнообразием впечатлений от окружающей действительности.
Не менее важным в плане развития способностей к изобразительной деятельности является исполнительский компонент. А.Н. Леонтьев считает, что компонентом любой деятельности, в том числе и изобразительной, являются операции, т.е. способы осуществления деятельности. Ребенок будет художественно развиваться, творить, если он не только хорошо представляет себе предмет, но и умеет его изображать. Если ребенок знает, что он будет изображать – каково строение предмета, его основные части, детали и каким способом он будет это делать, то только в этом случае он сможет работать творчески.
Таким образом, в изодеятельности педагоги и психологи выделяют три взаимосвязанных компонента: восприятие, исполнительство и творчество.
Нам необходимо понять и усвоить сущность способностей к изобразительной деятельности, их структуру, а так же условия способствующие их формированию. В качестве рабочего мы используем определение Б.М. Теплова. Под способностями он понимает такие индивидуально-психологические особенности личности,‚ которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью.
Известно, что способности - это не врождённое качество‚ они формируются на основе врождённых задатков. Задатки облегчают овладение знаниями и умениями. Важно и то какой тип нервной деятельности у человека. Павлов И.П. выделяет типа нервной деятельности – мыслительный и художественный (бывает смешанный). Понятно, что у людей с художественным типом нервной деятельности в большей степени, чем у людей с мыслительным типом нервной деятельности развито воображение, эмоционально-образное восприятие, эмоциональная отзывчивость, т.е. те качества, которые необходимы для осуществления художественной деятельности. Человек с художественным типом деятельности будет более успешным в изобразительной деятельности.
Что касается психических особенностей личности, то к ним относятся свойства темперамента, которые также лежат в основе развития способностей. Люди с разным темпераментом по разному будут осуществлять изобразительную деятельность, но у человека с любым темпераментом могут быть высокие результаты художественной деятельности.
Развитию способностей способствуют сенсомоторные особенности человека‚ например, особо развитое чувство пропорций‚ перспективы‚ цвета, ритма, симметрии и т.п.
Важное условие развития способности к изобразительной деятельности – собственно занятие изобразительной деятельностью – рисованием, лепкой, конструированием. Известно, что любая способность формируется в деятельности в той, без которой данная деятельность не состоится.
Следовательно, даже если у человека художественный тип нервной деятельности, и врожденной, хорошо развитое чувство перспективы, цвета, пропорции, но ему не дают возможности заниматься изобразительной деятельностью, то способности не разовьются, а угаснут.
Таким образом‚ способности – это не врождённое качество‚ это потенциальные возможности человека к ещё большему‚ лучшему приобретению или усвоению знаний и умений.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет
2.1 Выявление уровня развития способностей	к изобразительной деятельности детей 6-7 лет
Исследование по развитию способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 летна базе МБОУ ЦО № 29 (структурноеподразделение «Смородинка»), по адресу: город Тула, 2-й проезд
Металлургов.Список детей экспериментальной группы представлен в таблице 2.
Таблица 2
Список детей экспериментальной группы



     Анализ поведения детей экспериментальной группы показал, что респонденты с интересом и энтузиазмом отнеслись к началу эксперимента. В экспериментальной группе наблюдалось воодушевление и подъем, стремление как можно лучше выполнить предлагаемые задания. 
     Методики «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) (методика «Солнце в комнате», методика «Складная картинка», методика «Как спасти зайку»), тест «Незаконченный рисунок» (авторы Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько) проводятся индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Методика П. Торренса «Нарисуй картинку» проводится коллективно, с группой детей.
     Целью диагностической программы является выявление уровня развития способностей к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет. 
     С этой целью были выявлены основные критерии способностей к изобразительной деятельности, которые представлены в таблице 3.
     
     
     
     
     
     
     Таблица 3
     Критерии способностей к изобразительной деятельности
Критерии способностей к изобразительной деятельности
Беглость 
количество идей, возникающих в единицу времени
Оригинальность
способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых
Гибкость 
способность продуцировать разнообразные идеи
Восприимчивость 
чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую
Метафоричность 
готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое
Удовлетворенность 
способность усовершенствовать объект, добавляя детали

     Кроме того, были выявлены основные мотивы творческой деятельности у детей 6-7 лет. Активность личности ребенка является основанием, на котором базируется весь процесс творческого акта. Эта активность может быть не мотивирована внешними стимулами, а как отмечает Д.Б. Богоявленская, происходить в условиях адекватной самооценки ребенка. Таким образом, мотивация творческой деятельности у детей 7 года жизни связана с такими важными моментами, как смысл, значение деятельности, получение удовлетворения результатами. 
     Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование.
     Для реализации диагностической программы был составлен комплекс психодиагностических методик обследования уровня творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, а также была проведена диагностика хореографических способностей. В комплекс вошли методики, охватывающие различные стороны творческого мышления и способностей к изобразительной деятельности детей.
     Используемые методики:
     1. Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко). 
     2. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев): «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку».
     3. Тест «Незаконченный рисунок» (авторы Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько).
     4. Методика П. Торренса «Нарисуй картинку».
Таблица 4
Критериальная база исследования
Критерии
способностей к изобразительной деятельности
Показатели
Методики, способствующие выявлению конкретных критериев способностей к изобразительной деятельности
Беглость
1. Умение видеть целое раньше частей
1. Методика «Складная картинка» (В. Синельников, В. Кудрявцев)


2. Количество идей, возникающих в единицу времени
1. Методика П. Торренса «Нарисуй картинку»

Оригинальность 
1. Способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых
1. Тест «Незаконченный рисунок» (Я.Л. Коломенский)
2. Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)


2. Высокая интеллектуальная активность и неконформность
1. Методика П. Торренса «Нарисуй картинку»

Гибкость 
1. Способность выдвигать разнообразные идеи
1. Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев)


2. Способность использовать разнообразные стратегии решения
1. Методика П. Торренса «Нарисуй картинку»



Восприимчивость 
1. Чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности
1. Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев)
2. Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев)

Метафоричность 
1. Готовность работать в совершенно необычном контексте
1. Методика «Складная картинка» (В. Синельников, В. Кудрявцев)




2. Склонность к символическому, ассоциативному мышлению
2. Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев)


Удовлетворенность 
1. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали
1. Методика «Складная картинка» (В. Синельников, В. Кудрявцев)
2. Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев)
        
     Результаты констатирующего этапа исследования в параграф 2.3
     Рисунки оформить единообразно_ столбцовые диаграммы с подписанными осями и легендой
     Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление уровня развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 
     Задачи констатирующего этапа:
     1) Подобрать диагностические методики, выявляющие уровень развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 
     2) Организовать и провести диагностику способностей к изобразительной деятельности детей 6-7 лет. 
     3) Проанализировать результаты исследования, сделать выводы. 
     Рассмотрим результаты диагностики уровня развития способностей к изобразительной деятельности у детей 6-7 лет. 
     1. Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко).
     Средний Кор по группе – 2,
     Отсюда: 
     Высокий уровень – Кор = 4 и выше, 
     Средний уровень – Кор = 1-3, 
     Низкий уровень – Кор = 0. 
     Дети с высоким уровнем развития творческих способностей – 1 чел. – 7% группы.
     Ребенок с высоким уровнем развития творческих способностей (Дима Г.) использовал заданные фигуры качественно по-новому. Фигуры были включены как один из второстепенных элементов для создания образа, творческих способностей (круг является кнопкой на настольной лампе, которая стоит на письменном столе, треугольник – кнопка на пульте управления телевизором, квадрат – глаз робота).
     Дети со средним уровнем развития творческих способностей – 11 чел. – 73% группы.
     Дети со средним уровнем развития творческих способностей изображали отдельный объект, но с разнообразными деталями; изображая отдельный объект, дети могли включать его в какой-нибудь воображаемый сюжет или изображали несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
     Дети с низким уровнем развития творческих способностей – 3 чел. – 20% группы.
     Дети (Кристина К., Данила К., Карина Б.) не принимали
задачу на построение образа воображения с использованием данных элементов. Они не дорисовывали фигуры, а рисовали рядом что-то свое (свободное фантазирование). В других случаях эти дети дорисовывали фигуры на карточке так, что получалось изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
     На рисунке 4 схематично представлено количество детей экспериментальной группы с низким, средним и высоким уровнем развития творческих способностей.

Рис. 4. Результаты обследования творческих способностей детей по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко)
     Вывод: результаты обследования творческих способностей детей на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о преобладании детей со средним уровнем развития творческих способностей, что является возрастной нормой, также выявлены дети с высоким и низким уровнями развития творческих способностей. 
     2. Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
     На рисунке 5 представлены результаты методики универсальных творческих способностей для детей «Солнце в комнате».

Рис. 5. Результаты методики универсальных творческих способностей для детей «Солнце в комнате»
     Вывод: по результатам диагностики детей с помощью методики «Солнце в комнате» никто из группы не смог набрать максимально возможных пяти баллов. Четыре балла набрали 9 детей. При исправлении несоответствия в рисунке эти дети дали сложные ответы. Шестеро детей набрали по данной методике три балла, они дали простые ответы при устранении несоответствия в рисунке. Средний балл по данной методике в группе составил 3,6 баллов.
     3. Методика «Складная картинка» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
     Используя методику «Складная картинка», мы диагностировали у средних дошкольников уровень умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Обработка данных осуществлялась по специально разработанной трехбалльной системе. После обработки данных были получены следующие результаты (Таблицы 5, 6; Рис. 6):
Таблица 5 
     Количество баллов, набранных детьми в ходе проведенной диагностики по методике «Складная картинка»
№п/п
И. Ф.
Баллы
1
Дима Г.
3
2
Карина Б.
2
3
Антон Н.
1
4
Вика Ф.
1
5
Кристина К.
2
6
Андрей Щ.
2
7
Данила К.
2
8
Саша К.
2
9
Паша В.
1
10
Андрей Р.
3
11
Егор Г.
3
12
Маша Ф.
1
13
Лада К.
1
14
Виталий М.
2
15
Саша Б.
2

Таблица 6
Сводная таблица результатов проведенной диагностики по методике «Складная картинка»
нет ответа 
(1 балл)
описательный ответ
(2 балла)
комбинирующий ответ 
(3 балла)
5 чел (33%)
7 чел (47%)
3 чел (20%)


Рис. 6. Результаты проведенной диагностики по методике «Складная картинка»
     Вывод: лишь 20%средних дошкольников экспериментальной группы могут сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, однако большинство детей 7 года жизни экспериментальной группы (47%) давали описательные ответы, что свидетельствует об утере контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.).
     4. Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
     Проанализировав результаты диагностики по методике «Как спасти зайку», мы получили следующие данные (Таблицы, 7,8; Рис. 7).
     Таблица 7 
     Количество баллов, набранных детьми в ходе проведенной диагностики по методике «Как спасти зайку» 
№п/п
И. Ф.
Баллы
1
Дима Г.
2
2
Карина Б.
2
3
Антон Н.
1
4
Вика Ф.
1
5
Кристина К.
2
6
Андрей Щ.
2
7
Данила К.
2
8
Саша К.
2
9
Паша В.
1
10
Ан.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.