- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие самостоятельной познавательности младших школьников в рамках реализации ФГОС
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009582 |
Тема: | Развитие самостоятельной познавательности младших школьников в рамках реализации ФГОС |
Содержание
1.2 Развитие самостоятельной познавательности младших школьников в рамках реализации ФГОС На современном этапе становления принципиально новой школы стоит задача развития таких направлений ребенка, как познавательных, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как неотъемлемое свойство личности, которое определяется умениями и стремлением без чьей-либо помощи овладевать знаниями и умениями, а также методами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности. Основное различие новых стандартов заключается в том, что его конечной целью является личностный результат, а не предметный. Очень важна, прежде всего, личность самого ребенка и протекающие с ней в процессе учебы изменения, а не количество знаний и умений, собранных за все время обучения в школе. В ФГОС второго поколения конкретно обозначены требования к результатам обучения: —личностные (готовность и стремление к саморазвитию, развитость побуждения к обучению и познанию, а также личностные качества ученика) —метапредметные (способность учиться) — предметные умения. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагог должен полностью переоценить свой подход к методам и технологиям обучения учеников. ФГОС обозначает и закрепляет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз и есть самостоятельная, активная и индивидуальная личность ребенка. В этом образе выпускника начальной школы определены такие качества, как инициативное и заинтересованное познание мира, любознательность; владение основами умения учиться, способность к организации своей собственной учебной деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который в свою очередь предполагает: * переход к стратегии общественного проектирования и постройке в системе образования на основе разработки программы и технологий образования, которые определяют направления и способы достижения социально желаемой ступени личностного и познавательного развития обучающихся; * обеспеченность достижения планируемых достижений на этапе освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и образовывает базу для успешного самостоятельного овладения учащимися новых знаний, компетенций, умений, возможностей, а также методов и видов деятельности. [1] Основная образовательная программа начального общего образования определяет программу и организацию образовательного процесса на первой ступени начального общего образования становления ребенка, как ученика. Она направлена на установление общей культуры, социальное, духовно-нравственное, личностное и обязательно интеллектуальное развитие обучающихся, без которого не возможно создание основы для самостоятельной выполнения учебной деятельности, обеспечивающей социальные достижения, развитие творческих умений, а самого важного - саморазвитие и самосовершенствование. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и ту часть, которая формируется самостоятельно участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, организованная участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. [1] Даже если большая часть информации, знаний и умений дается учителем в школе, то те 20%, которые он познает самостоятельно это развивает ученика как самодостаточную и всесторонне развитую личность. Под 20% понимается, то что ученик сам дополнительно познакомится с информацией через другие источники. ФГОС НОО подразумевает достижение учащимися начальной школы следующих компетенций: а) в области обучения – постановка и решение проблемных задач, самостоятельная познавательная активность в процессе приобретения знаний; б) в области мышления – общее понимание явлений и процессов, применение (группировка, поиск, отбор) информации из разных источников; в) в области образовательной работы – планирование своего времени для всестороннего развития и рациональное использование времени; г) в области самосовершенствования – самоанализ и оценка своего собственного уровня развития, умение находить новые и применять решения и знания, используя усвоенные способы действий; д) в области общения – умение взаимодействовать с другими людьми (выражать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии); е) в области сотрудничества – умение работать в группе, способность к взаимным уступкам и находить способы разрешать конфликты. [1] Для современного мира характерен очень большой поток информации, которая требует обработки. Сегодня педагогу важно приучать школьников уметь выделять главное из обширного количества источников информации, самостоятельно искать нужные сведения, действенно перерабатывать научную информацию, использовать вновь полученные знания в жизненных ситуациях. Творческий, изменяющийся характер деятельности тесно связан с самостоятельностью и активностью личности учащегося. А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Потому самодеятельность – средство и одновременно результат образования». Особенность федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - это деятельностный подход, который устанавливает главную задачу по развитию личности ученика и формирование гражданской идентичности. Деятельностный способ обучения дает возможность определить основные результаты обучения и воспитания в многообразии задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть участники образовательного процесса. Становление личности школьника в системе образования осуществляется, через образование УУД, которые лежат в основе воспитательного и образовательного процесса. Когда же учащиеся овладеют этими действиями, у них создается возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания и умения, расширять свои компетенции, а также умение учится. Эти возможности обеспечиваются тем, что универсальные учебные действия – это единые действия, которые формируют большую направленность обучающихся в различные предметные области познания, а также повышают мотивацию к обучению. Знания учащихся должны быть результатом их собственного поиска и изучения, а педагогу лишь необходимо этими поисками управлять и формировать их познавательную самостоятельную деятельность. Современному педагогу нужно отказываться от стандартных и традиционных представлений о достижениях обучения в виде знаний, умений и мастерства. Для развития познавательной самостоятельности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, при помощи которых можно повышать качество образования, эффективней использовать учебное время и уменьшать долю повторяющейся деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В современной школе и современному учителю представлен очень большой спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе, для усовершенствования познавательной самостоятельности, например, проблемное обучение, проектные и исследовательские технологии обучения, технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Одной из основных технологий для повышения познавательной самостоятельности учащихся является проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена так быстро, как нам кажется, она как бы ни раскрывает перед ребенком все ответы на вопросы сразу, а подталкивает и заставляет его «напрягать» мысль, думать. Так же при проблемном обучении стоит в основе общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования – мотивация. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важное условие успешности обучения. Важно показать и дать понять учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата и как они в будущем будут неотъемлемо пользоваться новым умением и знанием. Также на уровне с мотивацией стоит еще один компонент – познавательный интерес, важнейший побудитель любой деятельности, а также эмоциональное переживание познавательной потребности. При помощи интереса наступает связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал необходим обществу потому, что дидактика, а вслед за нею и практический процесс обучения всё больше обращаются к личности обучающихся. Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации как обучающимся, так и педагогом, в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Исследовательской и проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться и делать собственные открытия уделяется большое внимание в ФГОС. Основой метода проектов является развитие познавательных навыков обучающихся, а также творческого и критического мышления, умений искать и обрабатывать информацию в обширном информационном пространстве, принимать самостоятельные обдуманные, проверенные и аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, учатся работать в групповых исследованиях, при этом выполнять разные социальные роли и разные уровни задач. Важной педагогической технологией, при становлении познавательной самостоятельности является исследовательская и проектная деятельность – они всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Обучающимся начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Данный вид деятельности предоставляет возможности формирования жизненного опыта, а также стимулирует самостоятельность в выборе исследования и творчество при выполнении работы, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, осуществляет принцип взаимной работы учащихся и взрослых, позволяет совмещать индивидуальную и коллективную работу в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка и ведет его по определенным ступенькам роста. Применительно к уроку – проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, и решение поставленных задач, который завершается созданием творческого продукта. Часто на своих уроках я использую работу над мини-проектом: написание сказок, сочинений, составление кроссвордов, ребусов, поиск различных способов решения задачи и т.д. Именно исследовательская работа делает учащихся участниками познавательного и творческого процесса, а не бездейственными потребителями готовой информации. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения берет свое направление на создании продуктивной и эффективной информационно-образовательной среды, которая способствует успешной социализации современного ученика. Именно информационно-образовательная среда дает потенциал к развитию познавательной активности младших школьников. По мнению некоторых ученых понятие «активность», применяется в педагогике и психологии для обозначения трех связанных между собой явлений: собственно активности и самостоятельности, предприимчивости, стремление к деятельности. В своих исследованиях, посвященных структуре данного понятия, ученый в области психологии А.М.Матюшкин, отметил, что именно процесс познавательной активности в начальной ступени образования является необходимым условием развития потребности учащихся в самостоятельном приобретении образовательных знаний в определенных областях, творческого их использования и развития постоянного познавательного интереса. Информационно-образовательная среда школы должна быть организованна грамотно, а именно, правильное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволяет выйти на новый уровень: * реализовать дифференцированное обучение; * усилить мотивацию учащихся; * предоставить наглядность представления практически любого материала изучаемого на уроках; * учить актуальным способам самостоятельного поиска знаний, что, непременно, будет условием достижения нового качества образования. Таким образом, благодаря современно информационно-образовательной среды учителя могут решать следующие образовательные задачи развития познавательной самостоятельности: * предоставить и действовать по многообразным организационно учебным формам освоения программы, например, уроки, практики, занятия, выставки, тренинги, соревнования разного уровня, образовательные и творческие конкурсы и т. д.; * создавать условия для плодотворной самостоятельной деятельности учащегося – вместе с учениками ставить творческие задачи и содействовать появлению у детей своих собственных замыслов и идей. В ФГОС НОО сказано, что с окончанием начальной школы, обучающийся должен приобрести важнейшее качество личности – учебную самостоятельность, которая выражена в способности и умении ставить перед собой определенные цели и осуществлять их решение собственными силами, умении применять полученные знания на практике, работать над самообучением и самоанализом; умение отстаивать убеждения, проявлять активность, инициативу. Не случайно самостоятельность рассматривается педагогами как стержневое свойство личности, которая связано с такими качествами, как активность и ответственность. Эти три важных качества для младшего школьника являются основополагающими его компетентности в образовательном процессе. Компетентный учащийся чувствует себя в роли субъекта деятельности, за счет этого, у него развита рефлексивная сторона самостоятельности. На данном этапе развития личности, на ступени обучения, компетентность формируется из трех неотъемлемых компонентах: умения, воля, мотивы. Они тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Желание показать свою осведомленность в учебной деятельности, а также работать самостоятельно, чаще выражено у учеников, которые обладают умениями, их мотивация призывает работать и волевую сферу, но и с другой стороны, когда субъект образовательного процесса проявляет волю и упорство, у него увеличивается количество и повышается качество знаний и умений. И тут возникает пропорциональная зависимость, из которой следует, что по мере накопления знаний и умений соразмерно увеличивается и самостоятельность ученика, как одна из главнейших составляющих его подготовленность. Данные компетенции расширяются благодаря усовершенствования ФГОСа, который вводит новое понятие – учебная ситуация. Это особый компонент учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет и цель своей работы на уроке, изучают и исследуют его, при этом совершая разнообразные учебные действия, изменяют его, например, меняют его формулировку, или предлагают свое описание и т.д., и частично – запоминают. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с возможностью выбора разнообразных технологий и методик, объединенных в рациональную деятельность. Одним из самых распространенных типов урока является – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных нормативных требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Таблица Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Сообщение темы урока Учитель сообщает учащимся о теме сегодняшнего урока В роли учителя выступают сами учащиеся, они же формулируют тему, а учитель их только наталкивает к осознанию темы Постановка целей и задач Учитель определяет и сообщает ученикам, чему они научатся на этом уроке Формулируют сами учащиеся, при этом устанавливают границы знания и незнания (учитель ведет учащихся к осознанию целей и задач) Составление планов на урок Учитель ставит перед учащимся план работы и то, что они должны будут выполнять, чтобы достичь цели Участники образовательного процесса составляют план методов и способов достижения намеченной цели (учитель советует, помогает) Практическая деятельность учащихся Строго под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (зачастую применяется фронтальный метод организации работы) Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по ранее намеченному плану (используются групповой, индивидуальный методы), а учитель консультирует Осуществление контроля Весь контроль учитель осуществляет самостоятельно, не включая в него учащихся Контроль осуществляется с помощью формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель выполняет роль консультанта Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет исправления в пассивной форме Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, высказывают свои мнения по уроку, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель ставит оценки за урок, основываясь на правильность ответов и активность учащегося Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (оценивание результатов деятельности товарищей, самооценка), учитель консультирует Подведение итогов Учитель узнает у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия (самоанализ, самоосмысление своей работы на уроке) Домашнее задание Объявляет и комментирует учитель (чаще – задание одно для всех) Учитель предлагает несколько заданий, а учащиеся могут выбирать задание с учётом индивидуальных возможностей В таблице представлены универсальные учебные действия в общей форме. Мне, как учителю, данная таблица позволяет уже при планировании видеть, какие метапредметные результаты, и на какой стадии урока формируются при правильном распределении деятельности учащихся. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал преимущество его деятельности по отношению к своей собственной. Современный педагог, его собственное отношение к учебному процессу, его профессионализм и творческий потенциал, а также желание раскрыть возможность каждого ребенка – вот это всё и есть главное средство, без которого новые требования ФГОС к организации образовательного процесса в школе не могут существовать. Обычно учитель должен был научить обучающегося прочным и глубоким знаниям по основным предметам, но наша жизнь не стоит на месте и все быстрыми шагами меняется, при этом ни сам ученик, ни учитель, ни родитель не могут предвидеть какие знания и умения будут нужны в будущем. Именно поэтому появляется потребность в умении развиваться и обучаться в течение всей нашей жизни. И как результат, взамен передачи всех знаний и умений – становление личности обучающегося на основе способов познавательной самостоятельной деятельности. Но это не значит, что нужно отказываться от всего накопленного «багажа» знаний. Мы просто должны поменять приоритеты. Предметное содержание обучения перестает быть основной частью стандарта. Подводя итог, нужно отметить, что в условии перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организуется учебно-воспитательный процесс в соответствии с прописанными целями и задачами. Новый стандарт базируется на деятельно-практической основе, что дает возможность получения более фундаментальных знаний учащимся, а также формирует интеллектуальное развитие младших школьников и развивает самостоятельно - познавательный интерес к изучению учебных предметов за рамками школы. Развить познавательную самостоятельность и способность учиться не только на уроках можно с помощью организации разных видов деятельности учеников, в которых они не только активно участвуют сами, но и часто являются инициаторами, организаторами, исполнителями фрагментов урока или коллективных творческих дел. Благодаря этому можно приобщить учеников к социокультурным нормам, развивать интерес и мотивацию к изучению мира, в своем изучении использовать инновационные образовательные технологии. Каждый ученик испытывает бесконечную радость, когда он вместе с учителем находится в поиске. Самое интересное в работе учителя, это следить за появлением мысли у учеников, иногда направлять их в нужный путь познания, а иногда просто не мешать, найти возможность вовремя отойти в сторону и дать им испытать удовольствие от своего открытия и гордиться результатом своего труда. 1 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: