VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие речи как основная задача урока русского языка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007386
Тема: Развитие речи как основная задача урока русского языка
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И.Буслаев рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова» [1; с.268]. И.И.Срезневский советовал преподавателям обогащать речь «детей словами и выражениями, для этого годными, добиваться того, чтобы не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам слов» [17; с.74], научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [19; с. 17].

Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы обучающийся в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Объект исследования ? процесс развития речи обучающихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования ? методы и приемы организации и осуществления словарной работы на уроках русского языка с целью повышения культуры речи обучающихся.

Цель работы ? изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования и определить основные направления и формы словарной работы на уроках русского языка в школе как один из путей повышения языковой культуры обучающихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме;

2) выделить и обосновать направления организации словарной работы на уроках русского языка;

3) разработать конспекты уроков, с использованием приемов словарной работы.

Актуальность исследования обусловлена тем, что словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми.

Проблема исследования состоит в выявлении и обосновании целей педагогической деятельности, направленных на организацию и осуществление словарной работы на уроках русского языка.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителем русского языка, а также студентами во время прохождения педагогической практики в школе.

Основными методами, используемыми в курсовой работе, являются изучение литературы по теме исследования, наблюдение за учебным процессом в школе, опрос, беседы с обучающимися и учителями.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.















I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

1.1 Развитие речи как основная задача урока русского языка

Одной из основных задач современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, орфографической и пунктуационной грамотностью. Воспитательное и образовательное значение русского литературного языка в современном образовании в соответствии с этим представляется неоспоримым.

Проблема развития речи обучающихся рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития речи находили освещение в трудах выдающихся педагогов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского и др.).

Обогащение словарного запаса учащихся – это: «а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [13; с.233]. Словарный запас школьников расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, телепередач) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Однако, только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т. д.» [11; с. 270]. Но особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительными словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам.

На сегодняшний день системное, целенаправленное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и многих преподавателей. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И.Капинос, Н.А.Пленкина, М.Р.Львова, Е.И.Никитиной, Е.В.Архиповой и др.

Известно, что результативность обучения проявляется, в первую очередь, в активизации учебной деятельности школьников. Обучающийся должен не просто запоминать правила или определения понятий, непассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать данные знания в посильной самостоятельной работе. Приобретенные таким путем знания во много раз лучше усваиваются и запоминаются, чем автоматически заученные.

Материал упражнений должен в каком-то отношении быть различным, а повторяться должны те мыслительные операции, которые нужны для успешного решения однородных, но не одинаковых задач. В связи с этим представляется весьма существенным при выборе материала для упражнений, сообразуясь с этапом обучения и общим уровнем успеваемости класса, со временем вносить такие факты, примеры, которые отличаются по своим несущественным показателем от первоначальных «образцов» материала. Таким образом, необходима вариативность заданий для упражнений как одно из значимых условий осмысленного усвоения знаний в процессе их использования. Целесообразно осуществлять закрепление знаний не только в виде упражнений, но и проводя демонстрации, фронтальные опыты, организуя исследования, подтверждающие изучаемые закономерности на ранее не известном учащимся материале, выполнение упражнений, требующих использования наиболее оптимальных способов использования новых знаний, в том числе в комплексе с ранее усвоенными.

Каждый урок должен иметь целью развитие речи учащихся: «обучение использованию в речи слов определенного состава, изучаемых частей речи (особенно причастий и деепричастий), составлению словосочетаний и предложений заданной структуры, созданию текстов определенного типа и стиля» [2; с. 247].

И.В. Дурова отмечает, что основными источниками обогащения речи учащихся являются произведения художественной литературы. «Развитию речи детей может помочь использование изобразительных средств языка, в частности, таких, как перифразы» [3; с. 54]. М.Н.Кожина дает такое определение: «…обороты речи, состоящие в замене названия предмета или явления описанием его существенных признаков или указанием на его характерные черты» [6; с.112]. Они придают речи образность, выразительность, делают ее красивой и точной.

Работа по развитию речи на уроках русского языка осуществляется в процессе изучения норм русского языка, обогащения словаря и грамматического строя или в процессе обучения связной речи.

Развитие связной речи подразумевает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее пределы, устанавливать основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, грамотно отбирать языковые средства.

Одним из направлений работы по развитию речи является работа по предупреждению и преодолению речевых ошибок в настоящее время наметилась тенденция к снижению уровня речевого развития, так как состояние речи современных обучающихся не удовлетворяет в полной мере возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Ученые считают, что недостаточно высокий уровень речевого развития объясняется следующими признаками:

? умственное развитие многих обучающихся не дает возможность усваивать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

? трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и ее тематической разобщенностью;

? интенсивным развитием аудиоматериала, видеоматериала, компьютерных технологий, содействующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

? небольшой интерес современных обучающихся к русскому языку и литературе, а также непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Выход из создавшегося положения ученые-практики и ученые-педагоги видят в активизации словарной работы на уроках современного русского языка.

1.2 Словарная работа и ее основные направления

Особое значение для обогащения словарного запаса обучающихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературы. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» [13; с. 186], - говорил известный методист А.В.Текучев.

Программа предусматривает овладение конкретного числа слов в каждом классе. Данные слова выносятся абсолютно во всех учебниках на поля, либо заключаются в рамку.

Этапы словарной работы можно представить следующим образом:

1) семантизация слова;

2) актуализация слова;

3) использование слова в речи.

Активизация словаря - один из основных направлений словарной работы на уроках, в связи с этим задача педагога - «посодействовать обучающимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов для того, чтобы перевести их в активный словарный запас обучающегося» [10; с.163]. Слово признается активизированным в том случае, если обучающийся применил его хотя бы один раз в пересказах, диалогах, рассказах, сочинениях, письмах и т.д. Владение словом предполагает знание его семантики, сочетаемости и области использования.

Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса обучающихся обусловливается соответствующими факторами:

1. Исключительно значимой ролью слова в языке.

2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов, ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем доходчивее, содержательнее, красивее его письменная и устная речь.

Содержание работы по обогащению словарного запаса обучающихся своеобразно. Оно предполагает конкретный перечень слов (словник), значение которых должно быть разъяснено ученикам и употреблению которых они должны быть обучены.

Словники для словарной работы формировались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за базу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие - их коннотационную значимость для обогащения словарного запаса обучающихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй - семантическое направление. Оба направления решают свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление соединило следующие типы работы над словом: словарно-морфемную, словарно-орфографическую, словарно-морфологическую. Семантическое направление соединило словарно-стилистическую и словарно-семантическую. Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса обучающихся преподаватели опираются на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов учебников по русскому языку, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Основу содержания обогащения словарного запаса обучающихся составляют лексико-семантические и тематические (идеографические) группы слов. Это связано с тем, что «знания сохраняются в упорядоченном виде целыми тематическими группами, принадлежащим разным сферам будничного опыта» [14; с.94].

Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса обучающихся следует осуществлять с расчетом реализации целей подготовки их к жизни. Значимость дидактического материала при этом не следует преувеличивать, однако, как пишет В.А. Звегинцев, «язык может оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека, используя имеющиеся в его распоряжении каналы» [4; с.198] в связи с тем, что «мышление человека преимущественно протекает в языковых формах» [4; с.198]. Через специально отобранную лексику языка преподаватель определенным способом влияет на чувства и мышление детей. Коммуникативный акт осуществляется «всегда в общественной среде» и «требует обязательного согласования с широким кругом общественных установлений и «знаний» и всегда целеориентирован» [9; с.197].

Работа с данными словами предоставляет возможность увеличить активный словарный запас обучающихся, более точно определить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Однако, слова в рамках в учебниках предоставляются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Затем данные слова встречаются только в словарном диктанте, заканчивающим изучение темы. А однократная встреча со словом, даже если преподаватель провел значительную работу, дает маленький результат.



ВЫВОДЫ по главе I

Рассмотрев общие положения методики развития речи на уроках русского языка, мы можем выделить два основных положения: во-первых, это исключительная важность заданий, связанных с развитием речи (все исследователи сходятся на том, что подобным видам работ следует уделять большое внимание не только на специальных уроках, но на уроках изучения лексики, синтаксиса, стилистики), во-вторых, это разнообразие форм и видов работы по развитию речи.

Деятельность по развитию речи на уроках русского языка осуществляется в процессе изучения норм русского языка, обогащения словаря и грамматического строя или в процессе обучения связной речи.

Содержание работы по обогащению словарного запаса обучающихся своеобразно. Оно предполагает определенный перечень слов (словник), значение которых должно быть разъяснено ученикам и употреблению которых они должны быть обучены.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса обучающихся преподаватели опираются на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов учебников по русскому языку, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.































II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

2.1. Школьный учебник как основное средство организации словарной работы на уроках русского языка

В настоящее время созданы основные лингвистические условия, необходимые для обогащения словарного запаса учащихся, так как в программу, помимо лексики и синтаксиса, включены сведения по стилистике и культуре речи, с которыми учащиеся знакомятся на уроках русского языка. Основным средством организации словарной работы на уроках русского языка выступает учебник, располагающий необходимыми теоретическими средствами и практическими заданиями.

В настоящее время в школе используются следующие учебники русского языка:

УМК под редакцией профессора М.М. Разумовской «Русский язык» с 5 по 9 классы. Издательство «Дрофа»;

Учебники авторов Н.М. Шанского, М.М. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык» с 5 по 9 классы. Издательство «Просвещение»;

УМК под редакцией С.И. Львовой. Издательство «Мнемозина»;

УМК под ред. Бабайцевой В.В. для 5-9 классов. Издательство «Дрофа»;

Учебники авторов Панова М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. «Русский язык» с 5по 9 классы. Издательство «Русское слово»;

Линия учебников «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. под ред. Леонтьева А.А. с 5 по 9 классы. Издательство «Баласс»;

Учебник для образовательных учреждений, классов филологического профиля «Русский язык» (10-11 классы) под редакцией В.В. Бабайцевой. Издательство «Дрофа»;

«Русский язык. 10-11 классы». Базовый уровень. Авторы Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Издательство «Русское слово»;

Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» авторов Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. (Базовый и профильный уровень). Издательство «Просвещение».

Изучение русского языка в целом и обогащение словаря учащихся строится на понятийно-терминологической основе. Так, для семантизации слов необходимо знакомство учащихся с понятиями: значение слова, многозначность слова, эмоционально-экспрессивная окраска слова, синонимы, антонимы, принадлежность слова к родовой или видовой группе (например, мебель и стол); знание учащимися основных способов разъяснения лексического значения слова, структуры словарной статьи толкового словаря; знакомство с производными и непроизводными словами; знание структуры слова, родственных отношений между словами, упрощения структуры слова; умение производить словообразовательный анализ слова.

Актуализация (обучение употреблению) слов опирается на знание учащимися роли контекста в проявлении лексического значения слова, стилистических свойств слов и сферы их употребления, сочетаемости (валентности) слов друг с другом.

Теоретической базой для обогащения словарного запаса обучающихся служат разделы лексики в V и VI классах, в которых изучаются опорные для развития речи понятия лексики: лексическое значение слова (на его основе– понятия об однозначных и многозначных словах, синонимах, антонимах и др.) и лексические пласты языка (обобщенное понятие, раскрываемое через понятия «общеупотребительные», «профессиональные», «диалектные слова» и др.).

В период работы над этими понятиями происходит значительный прирост словарного запаса речи учащихся, освоение научных понятий и терминов. Но главное Г.К. Лидман-Орлова видит в том, что «здесь формируется определенное отношение к употреблению слов: осознается требование выбора из всего многообразия слов точного, выразительного слова, отвечающего задаче речевого общения, требование использования всего многообразия синонимов и т.д.» [8; с. 94]. Учащиеся осознают здесь методы самоконтроля, помогающие следить за правильностью употребления слов в собственной речи: учатся сопоставлять слово в предложении с рядом лексических синонимов и выбирать нужное; проверять выбранное слово путем вычленения словообразующих аффиксов(горное озеро, но гористая местность).

Знакомство в V классе с лексическим значением слова и со способами его толкования дает возможность отработать, в первую очередь, толкование немотивированных слов с конкретным значением, например, гвоздь, сосна, слон и другие.

Большое значение в школе на протяжении всего курса русского языка придается словарной работе. «Традиционно центром словарной работы в школе является лексико-тематическая группа, а не конкретное слово с его неповторимым индивидуальным смыслом» [20; с. 68]. Так, например, при изучении глагола на уроках русского языка учитель постоянно работает над пополнением словаря учащихся глаголами звучания, которые как отдельный класс слов обозначает важный для развития духовного мира ребенка фрагмент действительности и представляет собой педагогический интерес как средство развития речи учащихся на вербально-семантическом, когнитивно-лингвистическом и прагматическом уровнях.

При закреплении в памяти школьников значения слов используются различные виды лексико-семантических упражнений:

- упражнения на лексическую сочетаемость слов;

- составление тематических групп слов;

- сопоставление слов, обозначающих родовые и видовые понятия;

- составление семантического поля слова;

- работа с многозначными словами и словами, используемыми в прямом и переносном значении;

- анализ грамматического и лексического значений слова;

- творческие упражнения (составление словосочетаний, предложений и целых текстов по опорным словам);

- работа над лексическими ошибками учащихся, допущенными ими в изложениях и сочинениях.

Лексико-семантические упражнения предназначены для закрепления в сознании школьников семантики нового для них слова, запоминания семантического поля (элементов его парадигмы) и для показа типичной лексической сочетаемости этого слова.

М.Т.Баранов выделяет следующие виды лексико-семантических упражнений: «составление 1) словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слов; 2) предложений; 3) тематических или лексико-семантических групп слов; 4) парадигмы (семантического поля) слова, а также узнавание слова по его семантическому определению, написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам» [11; с. 253].Перечисленные упражнения делятся на две группы: в первую входят упражнения, связанные с работой над значением слова, во вторую – с употреблением слова с учетом его значения. Упражнения первой группы – составление семантического определения и составление словосочетаний с учетом значения – взаимно незаменимы, поэтому их использование обязательно; упражнения второй группы идентичны по своей дидактической сущности (имеется в виду включение слова в предложение), поэтому они взаимно заменимы. В учебном процессе на одном уроке использование всех видов неэкономно. Целесообразно к двум упражнениям первой группы добавлять какое-либо одно из упражнений второй группы.

Дальнейшая работа над лексическими средствами языка протекает в связи с изучением словообразования. Изучая морфемный состав слова и способы словообразования, учащиеся постоянно обращаются к лексическому значению слова: устанавливают его зависимость от значений входящих в него морфем; выявляют родственные отношения между словами.

Новизна этапа работы над лексическими средствами языка в разделе «Словообразование» заключается в осознании взаимозависимости между лексическими характеристиками слова и его морфемным составом. Ознакомление с семантикой некоторых суффиксов обеспечивает условия для предварительного обучения толкованию мотивированных слов тоже с конкретным значением, например грузчик, москвич, баскетболист, ключик, синеватый. Кроме того, учащиеся получают возможность оценить уместность употребления слова в речи с помощью анализа его морфемного состава. Весьма существенную роль при этом играет усвоение значений суффиксов эмоциональной оценки, так как слова с ними (умненький, дружочек, словечко и подобные) могут быть употреблены лишь в определенных стилях речи.

Закономерна связь работы над лексическими средствами языка и с уроками морфологии. В ходе изучения лексико-грамматического значения существительного учащиеся осваивают некоторые семантические группы существительных, например, вещи, названия людей и т.д. Знакомство со словами, имеющими неконкретное (абстрактное) значение, на уроках морфологии позволяет заниматься толкованием, например, таких слов: бег, желтизна.

На уроках синтаксиса (последний этап в овладении лексическими средствами) особое значение приобретает работа над контекстным употреблением слов. Обращается внимание на выбор слов-синонимов для связи предложений и частей текста. Изучается использование эмоционально-оценочной лексики в текстах разных стилей, употребление ключевых слов для композиционного скрепления частей текста и т.д. В этот период усложняется содержательная сторона высказываний учащихся, возникает необходимость выражения сложных синтаксических отношений, изучаемых на уроках грамматики. Все это способствует расширению словарного запаса. Так, например, учащиеся овладевают большим количеством новых союзов (несмотря на то что, в то время как, как только, ввиду того что), предлогов (ввиду, благодаря, в случае, в связи с, за неимением) и т.д.

Вся работа при этом строится на предшествующем опыте и знаниях учащихся. Основное внимание должно быть направлено на обучение учащихся умению редактировать собственный текст.

Таким образом, школьные учебники русского языка имеют потенциальные возможности для организации словарной работы и обогащения словарного запаса обучающихся. Вместе с тем в школьных учебниках русского языка недостаточно упражнений для самостоятельной работы учащихся над словом, развивающих их познавательную самостоятельность и интерес к изучению русского языка. Следовательно, необходимо дополнить практический материал школьных учебников заданиями и упражнениями поискового и творческого типов.

2.2 Конспекты уроков, включающих словарную работу

2.2.1 Конспект урока изучения нового материала

на тему «Русский язык - один из развитых языков мира»

Урок изучения нового материала в 6 "А" классе.

Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира»

Цели урока:

1) обучающая: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира;

2) развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь;

3) воспитывающая: воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Метод обучения: дедуктивно-индуктивный.

Оборудование: словари, учебники.

Список использованной литературы:

1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – 288 с.

2. Русский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009 – 254с.

3. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ТЕРРА- Книжный клуб. – 2007.- 752 с.

План урока:

1. Организационный момент – 4 минуты.

2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала – 7 минут.

3. Изучение нового материла– 23 минут.

4. Закрепление изученного материала – 5 минут.

5. Задание на дом– 3 минуты.

6. Итог урока– 3 минуты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть и с удовольствием проведу с вами урок. Откройте, пожалуйста свои тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа» и тему «Русский язык - один из развитых языков мира».

II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

"Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа".

К.Г. Паустовский

Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме —высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).

По словарю В.И. Даля слово "Истинный": 1. Соответствующий истине (в 1 и 2 знач.), содержащий истину. Истинный рассказ. Истинное сообщение. Истинное суждение. Истинный смысл. 2. Подлинный, настоящий, несомненный. Истинное происшествие. Истинный друг. Истинное раскаяние. 3. В научных терминах употр. для определения явлений, научное понимание которых отличается от бытового. Истинное солнечное время (ант. среднее). Истинный горизонт (ант. видимый).

Подберите и запишите в тетрадь как можно больше антонимов к слову "истинный" (ложный, ошибочный, воображаемый, вымышленный, искусственный, надуманный, неверный, ненастоящий, ненатуральный, неправильный, обманчивый, поддельный, превратный, придуманный, нереальный, недействительный, непохожий).

III. Изучение нового материла.

Задание 1: упр. 1. Прочитайте текст. В чём заключается богатство русского языка? Запишите свой ответ.

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом — гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.

В русском языке, говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Задание 2: Составьте и запишите предложения со словосочетаниями.

Развитый ребёнок

Развитой язык

Беседа по вопросам:

- Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок?

- Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший.Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)

Задание 3: упр. 2. Прочитайте высказывания о русском языке. Подготовьтесь записать их под диктовку.

1. Русский язык необыкновенно богат. (В. Белинский) 2. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К. Паустовский) 3. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. Куприн) 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)

Беседа по вопросам:

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово предшественник? (по словарю Д.Н.Ушакова: ПРЕДШЕ СТВЕННИК - муж. 1. Лицо, своею деятельностью, работами приготовившее деятельность кого-нибудь другого. Герцена наряду с Белинским и Чернышевским Ленин причислял к "предшественникам русской социал-демократии". 2. Лицо, занимавшее какую-нибудь должность, какое-нибудь место раньше кого-нибудь, непосредственно перед кем-нибудь. Мой предшественник.)

- Давайте вместе попробуем подобрать ряд синонимов к этому слову (предместник, прежний, предок, предтеча и др.).

IV. Закрепление изученного.

Вопросы:

- Какие новые слова и новые значения многозначных слов вы узнали на уроке?

- Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, имеет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, способен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)

Задание: составьте и запишите небольшой текст типа рассуждения на тему: «Русский язык - один из развитых языков мира».

V. Задание на дом.

Учитель: «Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 1, упр.3. Прочитайте задание. Всем ли оно понятно? Есть ли какие-нибудь вопросы?

VI. Итог урока.

Учитель: «Сегодня вы замечательно поработали. Что нового вы узнали на уроке? (обучающиеся отвечают на вопрос). Урок окончен».

2.2.2 Конспект урока на тему «Сочинение по картине

С.А. Григорьева «Вратарь»

Тема урока: «Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

Класс: 7 «К»

Цели урока:

1) обучающая: обучить учащихся описанию действий людей, изображенных на картине;

2) развивающая: развивать творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы;

3) воспитывающая: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и живописи.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: словари, фотография картины.

Список использованной литературы:

1. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463 с.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

3. Словарь синонимов русского языка./ Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд, испр. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 336 с.

4. Школьный словарь иностранных слов / Сост. А.А. Медведев. — М.: Издательство Центрполиграф, 2011. — 607 с.

План урока:

1. Организационный момент – 3 минуты.

2. Рассказ о художнике – 3 минуты.

3. Беседа по картине – 14 минут.

4. Словарная работа – 8 минут.

5. Составление плана описания картины – 12 минут.

6. Написание сочинения – 35 минут.

7. Самоконтроль – 5 минут.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня два урока мы будем писать сочинение по картине. Итак, давайте запишем сегодняшнее число и тема нашего урока «Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь».

2. Рассказ о художнике.

- Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника. Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия. Именно по этой картине мы и будем писать сочинение.

3. Беседа по картине.

- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

- Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

- Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44