- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие процесса закрепощения крестьян в конце xvi-xvii века
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004897 |
Тема: | Развитие процесса закрепощения крестьян в конце xvi-xvii века |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В современном российском обществе вопросы целей школьного исторического образования вызывают всеобщий интерес, как со стороны общества и государства, так и отдельных граждан. Всё многообразие позиций можно свести к нескольким основным положениям. Во-первых, история в школе изучается в целях духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Главная задача при этом - воспитание достойных граждан средствами исторического образования. Во-вторых, цель изучения истории заключается в том, чтобы знать, как всё было на самом деле. Главная задача при таком подходе — выяснение «достоверного хода событий». В третьих, цель школьного исторического образования состоит в том, чтобы приобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, а в результате сформировать у школьников способность к историческому мышлению и критическому анализу информации. В современном школьном историческом образовании отсутствует единая система преподавания истории. По мнению экспертов, в настоящее время в современных школах России используются огромное количество учебников по истории. С одной стороны это существенный минус, потому что у нас одна страна, язык, культура и история являются общими для всех нас, и, исходя из этого, должен быть один общий учебник по истории России. Но с другой стороны сокращение числа учебников серьёзно осложнит обучение школьников, имеющих разные способности. Несмотря на это многообразие, после введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессионального осмысления необходимых современной школе изменений, разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории». Авторы Концепции указывают на то, что её успешная реализация требует развития исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами, как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений. В связи с этим представляется целесообразной подготовка новой серии тематических модулей, посвящённых наиболее важным вопросам истории. Одним из таких вопросов - становление и развитие системы крепостного права в России. Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Закрепощение крестьян - одна из особенностей развития российского государства. Известно, что большую часть населения Российской Империи составляли именно крестьяне, значительная их часть была в крепостной зависимости. Учитывая этот факт можно говорить, что история Российского крепостного права – одно из важнейших явлений истории России. Вопрос о закрепощении крестьян в России на протяжении более двухсот лет является предметом большой и оживлённой дискуссии в исторической науке. Очень много историков и исследователей посвятили свои труды этой проблеме. Одна из наиболее известных работ – работа Ключевского В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах». Ключевский считал, что крепостное право «сложный институт, который трудно поддаётся точному определению». В дореволюционной историографии были выработаны две концепции - указного и безуказного закрепощения крестьян. Сторонники указной теории — Татищев В.Н., Щербатов М.М., Карамзин Н.М. и Соловьёв С.М. считали, что исконно свободные русские крестьяне были лишены свободы и прикреплены к земле государственным указом, изданным в царствование Фёдора Ивановича по инициативе Бориса Годунова. Сторонники безуказной теории не отрицали значения указов, прикреплявших крестьян к земле, но, по их мнению, указы были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений и только юридически оформляли их. Также большая работа по исследованию вопроса о возникновении крепостничества была проделана и в советской историографии. В трудах советских историков были подвергнуты критике взгляды сторонников как указного, так и безуказного прикрепления крестьян. Выявлены глубокие социально-экономические причины усиления закрепощения в XVI веке, показано, что юридическое оформление в общегосударственном масштабе крепостного права в России в конце XVI века было лишь этапом в длительном и сложном процессе крестьянского закрепощения, шедшем в нашей стране с XI века. Как видно из вышеуказанных положений, данная тема является актуальной, поэтому необходимо проследить, как складывались крепостнические отношения на Руси и как данная тема раскрывается в учебниках по истории России для общеобразовательных школ. Если сравнить современные школьные учебники, то можно увидеть, что каждый автор освещает ту или иную тему по-разному. Одни все явления и события описывает очень подробно, вторые дают краткую характеристику, но в тоже время раскрывают основную суть изучаемого, третьи делают упор на самостоятельную работу учащихся, предлагая различные задания, такие как вопросы в самом тексте, так и задания после параграфа. Но, несмотря на такие подходы к изучению конкретной темы ничего главного не теряется, воссоздаётся полная картина изучаемого события. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим как преподносится тема закрепощения крестьян в школьных учеюниках. Объектом исследования работы - проблема преподавания истории в школе. Предметом – особенности освещения проблемы крепостного права в России в учебниках общеобразовательных школ. Цель данной работы – рассмотрение проблемы происхождения и основных этапов развития крепостного права в России и выяснение особенностей её освещения в учебниках общеобразовательных школ. Для достижения указанной цели необходимо решить несколько исследовательских задач: 1. Рассмотреть особенности становления крепостного права в России. 2. Выяснить, зачем необходимо изучать историю в школе и каковы цели школьного исторического образования. 3. Исследовать современные учебники по истории и выяснить, как в них отражается тема закрепощения крестьян. 4. Выяснить, какие методики и приёмы необходимо использовать на уроке истории для полного усвоения темы становления крепостного права в России. При рассмотрении современных школьных учебников по истории, изучении статей методики преподавания истории применялись сравнительный метод и метод анализа литературы. При воссоздании последовательности событий закрепощения крестьян использовался исторический метод. Также для подведения итогов использовался метод обобщения информации. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории. Мы разобрали достаточно продолжительный промежуток в истории – становление крепостного права в России. Выделили важные этапы, рассмотрели важные документы и указы этого периода. Очень важно, чтобы все эти значимые события были в школьном учебнике по истории, и не искажался материал. Как было указано выше, сейчас огромное количество учебников. Поэтому для начала необходимо рассмотреть, каким на самом деле должен быть современный учебник по истории.Историческая часть исследования основывается на законодательных актах, челобитных и других источниках данного периода. Важнейшими из них являются Судебники 1497 и 1550 годов, челобитные дворян, Соборное Уложение 1649 года различные указы и жалованные грамоты. Педагогическая часть – на изучении результатов конференций, статей и сборников, посвящённых историческому образованию, а также на ознакомлении с историко-культурным стандартом и федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя подпункты, заключения, списка использованной литературы и источников. ГЛАВА I. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 1.1. СУДЕБНИКИ 1497, 1550 ГОДОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН Перед тем как говорить об освещении темы становления и развития системы крепостного права в учебниках общеобразовательных школ, проследим историческую канву событий на основании исторических источников. В XV веке завершился процесс объединения русских земель, и образовалось единое централизованное государство. Для укрепления самодержавной власти требовалось решить несколько основных задач. В первую очередь нужно было принять единый для всей страны закон, устранить имевшиеся противоречия правовых норм между отдельными княжествами. Также требовалось постоянное войско, на содержание которого нужны были большие средства. Для решения этих задач при Иване III в 1497 году был издан Судебник – первый свод законов единого государства. Роль Судебника не ограничивалась систематизацией существовавших норм права. Его статьи содержали процессуальные нормы, которые по-новому регулировали отношения собственности на землю, как между землевладельцами, так и крестьянами. Особый интерес представляет 57 статья «О христианском отказе». Согласно статье крестьянам разрешалось «отказываться из волости, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего». Крестьяне должны были платить пожилое за дворы в полях рубль за двор, а в лесах полтина. Если какой-либо крестьянин «поживет за ким год, да пойдёт прочь, и он платит четверть двора. А два года поживёт и пойдёт прочь, и он пол двора платит; а три года поживёт и пойдёт прочь, и он платит три четверти двора. А четыре годы поживёт, и он весь двор платит». Величина пожилого, как видно из данной статьи, зависела от места нахождения земли и от сроков пребывания крестьянина на этих землях. Так, на плодородных землях размер выплат составлял один рубль, а на плохих – в местности болот и лесов - полтину. Также важно отметить, что полная сумма пожилого взималась с крестьянина только тогда, когда он пребывал на конкретном участке более четырёх лет. Судебник 1497 года как единый общегосударственный закон подчеркнул право перехода от одного землевладельца к другому. Если предыдущая законодательная практика по крестьянскому праву была не единой, то общая для всех, общегосударственная норма вводила известный единый порядок как для тех крестьян, которые пользовались правом ухода при условии соглашения с хозяином – «отказ», так и для тех, кто этого права до сих пор не имел. Как видим, с изданием Судебника правовое положение крестьян-старожильцев даже улучшилось. Для всего государства был установлен единый срок крестьянского перехода. Потеряли силу прежние запреты на их переход из одного княжества в другое. Фактически, они приобрели право перехода хотя бы в Юрьев день. Однако, разрешая менять место жительства крестьян, данная статья вводила новое требование – плата пожилого. С принятием Судебника был установлен единый срок выхода для всех категорий крестьян, а в зависимости от того, сколько времени они жили за определенным хозяином, и на какой земле – определялась плата пожилого. Законодательное оформление такого порядка взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами для многих исследователей не является началом крепостного права. Они считают, что такой порядок был удобным как для тех, так и для других. Согласно их взглядам, это не закрепощение, а просто договоренность на взаимовыгодных условиях. Однако, с принятием общегосударственного закона, прикреплявшего крестьян к определенной земле, которую они не могли покинуть в течение года, то есть только в установленный для всей страны срок, а в тех случаях, когда не было средств для уплаты пожилого, они теряли и это право – была значительно ограничена свобода крестьян. Принятие Судебника не может считаться компромиссом между крестьянами и землевладельцами. Это, прежде всего воля самодержавной власти, которой нужна была армия и средства для её содержания. А чтобы обеспечить служащих землёй с крестьянами, требовалась определённая гарантия в том, что крестьяне будут жить на их земле, хотя бы в течение года. Принятие Судебника обеспечивало некоторую стабильность в хозяйственной жизни, способствовало укреплению армии, а также государства в целом. Но, тем не менее, следует признать, что это обеспечивалось за счёт некоторого ущемления прав основной массы населения – крестьян. До Судебника каждый крестьянин мог обговорить все условия проживания, а также была возможность уйти от хозяина раньше срока, уплатив неустойку. В то время еще не было общепринятой нормы, а крестьяне могли договариваться именно на взаимовыгодных условиях. Судебник, хотя и на определенный срок, но ограничил их свободу передвижения, прикрепил к определённой земле, а в случае перехода, даже в установленный срок обязал платить пожилое. По Судебнику 1550 года положение крестьян практически не изменилось. Он не играл крупной роли в закрепощении крестьян, но он продолжал наметившуюся в Судебнике 1497 года линию и ужесточал его нормы. В частности, статья 88 дополняет статью 57 Судебника 1497 года, согласно которой, сохраняется прежний срок крестьянского перехода в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Немного увеличивается плата за пожилое, к прежней сумме добавлялось два алтына. Возможно, это произошло из-за падения денежно курса. В статье разъясняется, «А пожилое имати с ворот», то есть не важно, каким является состав двора, сколько в нем проживает крестьян, а также величина участка и число построек. Главное, за одни ворота необходимо платить всю сумму пожилого. Во избежание споров о том, «в лесе» или «в полех» находится покидаемый крестьянином двор, статья устанавливает, что те дворы, «где десять веръст до хоромного леса», относятся ко дворам в лесу, за которые взимается пожилое в размере полтины и двух алтын. Это объясняется наиболее лёгким строительством дворов в лесной местности, чем в поле. Также статья вводит дополнительные обязанности для крестьян, связанных с их переходом. Помимо этого была введена дополнительная пошлина - «повоз», крестьянин был обязан осенью свезти урожай на двор землевладельца «за повоз…по два алтына», чтобы обеспечить следуемую с них в порядке барщины обязанность свезти осенью на двор господина собранный урожай. За возможность снятия урожая с оставленного у землевладельца озимого посева крестьяне уплачивали по два алтына. Кроме этого, за сохранение права на сбор урожая, ушедший крестьянин, обязан был платить подать цареву и великого князя, а боярского дела ему, за кем жил, не делати, то есть никакой другой повинности своему бывшему землевладельцу не нести. В том случае, если крестьянин продавался в холопы, пожилое с него не взималось, видимо по тому, что с него нечего было взять. Царский Судебник упоминает и о барщине (выполнение работы на господина), как явлении общем и законном, позволяя «не делать боярского дела» крестьянину, который перешел и лишь хлеб его оставался в земле (статья 88). Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную от него зависимость. Происходило сокращение холопства. По Судебнику 1550 года холопам – родителям запрещается холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 года ставиться под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV-XVI веков в качестве источников холопства не упоминали наказание за разбойное убийство, за бегство закупа, за поджог, за конокрадство. Усложняется процедура отпуска холопов на волю. С конца XV века кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно расширились юридические права этой категории крестьян: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII веке качестве свидетеля мог выступить боярский тиун, в XV веке – дворцовый тиун, а в XVII веке такое право получили и холопы). Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI века стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился уже не заём имущества, а договор личного найма. В природно-климатических условиях обширной России, при её геополитическом положении изъятие всё большей части продукта, производившегося крестьянами, необходимой для развития общества (укрепления государства, обеспечения возникшего чиновного аппарата, выплаты жалованья стрельцам и пушкарям и т.д.), требовало создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения. Таким образом, можно сделать вывод, что роль Судебников состояла в начале процесса закрепления крестьян уже не на материальном, а на формально-юридическом уровне. Законодатель видел необходимость регламентирования подобного рода общественных отношений, и сделал тем самым первый шаг на пути к принятию правовых норм, которые будут регулировать статус крепостных крестьян. Экономическая зависимость постепенно превращалась в личную зависимость. Имеются документальные сведения, что уже в XV веке князь выдавал грамоты, запрещающие отпускать крестьян из-под собственного протектората. Но неминуемым следствием расширения территории государства на восток (XVI век) стала активизация переселения сельских жителей. Данный процесс актуализировал проблему прикрепления крестьян к своей земле. Помимо этого, поражение в Ливонской войне привело к увеличению налогов, которые значительно истощали крестьян и, как следствие, ухудшали их положение. Катализатором, побудившим крестьян к массовому бегству, которое коренным образом сказалось на развитии процесса закрепощения крестьян, является опричнина – политика тотального террора, разоряющая и угнетающая население. Катастрофическое положение вынудило людей бежать на окраины и скрываться от властей. Однако в таком положении находились не только крестьяне, но и помещики, которым было не выгодно терять источник маломальского дохода и, главное, рабочей силы. В данных условиях у власти был только один способ прекратить тотальное бегство крестьян – запретить свободу крестьянского передвижения. Официальным запретом послужило введение в 1581 году заповедных лет. Заповедные лета («заповедь» — повеление, запрет) — это годы, в течение которых запрещался крестьянский выход, то есть, временно прекращалось действие закона о Юрьевом дне, предусмотренного Судебниками 1497, 1550 годов. Среди историков нет единого мнения по отношению к «заповедным годам». Главная проблема заключается в том, что сам указ об отмене Юрьева дня утерян, но имеются другие юридические документы, которые позволяют считать, что такой указ был. Также трудно определить в какое время он был издан, и на всю ли страну распространялось его действие. Вот основной круг вопросов, на которые трудно найти однозначный ответ. Существующая неясность, противоречивость, утрата данных – все это привело к разному пониманию между исследователями. По этой причине, некоторые историки, в частности Погодин М.П., Ключевский В.О. считали, что указа «о заповедных годах» просто не было. Соответственно они отрицали значение правительства в закрепощении русского крестьянства, ими была сформулирована теория «безуказного» закрепощения. Татищев В.Н., Карамзин Н.М., Соловьев С.М. полагали, что закон, запрещавший крестьянский выход был издан, но позже утерян. Названные историки сформулировали теорию «указного» закрепощения. Издание такого указа Соловьев С.М. объяснял обширностью русского государства и острым недостатком «рабочих рук при… обилии земли». В советской историографии проблема «заповедных лет» была детально исследована в трудах Грекова Б.Д., Веселовского С.Б., Корецкого В.И. Указанные историки признавали факт издания указа о «заповедных годах», но что касается сроков издания и района распространения – в этом их мнения расходились. Греков Б.Д. полагал, что указ о «заповедных годах», был издан в 1580 году и введен в действие по всей территории страны в 1581 году. По мнению Веселовского С.Б., заповедные годы охватывали первоначально лишь отдельные местности и только со временем распространились на всю территорию государства. Корецкий В.И. первоначально разделял точку зрения Веселовского С.Б., но затем изменил мнение и фактически присоединился к выводу Грекова Б.Д. о всеобщем характере «заповедных лет». Затем в 1597 году стали действовать «урочные годы» для сыска беглых крестьян. «Беглыми» нужно считать всех крестьян, которые ушли от своих хозяев после установления «заповедных лет». Почему правительство приняло такие меры в отношении крестьян? В первую очередь нужно указать, что Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному упадку и запустению наиболее развитых северо-западных и центральных областей России. Так, по официальным данным, облагаемая налогами пашня, уменьшилась в новгородских пятинах более чем на 90%. В несколько раз сократилась численность населенных пунктов – сел и деревень. Сильно уменьшилось трудовое население. Однако, государственные налоги (на резко уменьшившийся тягловый надел) почти не изменились в сравнении с годами максимального подъема. Крестьяне стали бросать обжитые места и устремились на окраины страны, в основном в южные районы. В результате этого, вся поместная система оказалась в глубоком кризисе, и соответственно сильно понизилась боеспособность русской армии. В такой ситуации вполне логично решение правительства о введении «заповедных лет». Необходимо было удержать крестьян в поместьях служилых людей, в противном случае самодержавная власть утратила бы свою главную опору в лице дворян. Власть рассчитывала временно ввести запрет на крестьянские переходы «пока земля поустроится», а затем вернуться к старому порядку. Однако, несмотря на государственные запреты, тяжелые жизненные условия в центре страны заставляли крестьян покидать прежние места и бежать на юг страны в поисках лучшей жизни. Чтобы их вернуть, правительству пришлось прибегнуть к новым мерам – ввести «урочные годы. Первым был «Указ о пятилетнем сыске крестьян» от 24 ноября 1597 года. Этим указом устанавливалась пятилетняя давность исков на беглых крестьян. Землевладельцы, у которых выбежали крестьяне за 5 лет до 1597 года, и которые успели в этот срок подать челобитную о сыске беглых, могли рассчитывать на содействие со стороны государственной власти. Таким землевладельцам, говорит указ «давать суд и сыскивать накрепко всякими сыск и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и детьми и со всеми животы возити назад, где кто жил». А относительно крестьян, выбежавших за 6 и более лет, и относительно которых в течение этого срока не было подано челобитья, «суда не давати и назад их, где кто жил не возити». А между тем терпение крестьянства было вовсе не безграничным, они все чаще старались бежать туда, где бы ни было вообще никаких землевладельцев. Объединяясь, такие крестьяне могли выносить требования от общего имени. На фоне общего нестабильного положения в стране, которым характеризовалось Смутное время в России, крестьянские выступления были, как нельзя некстати и потому правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки. Последствиями появления этого Указа стало то, что суды оказались, завалены жалобами помещиков, которые просили вернуть утраченное «имущество». Особенно это было распространено в южных регионах. Но основным и важнейшим последствием стало то, что этот Указ стал отправной точкой окончательного закрепощения крестьян. Ведь если беглого крестьянина в течение пяти лет не могли возвратить прежнему владельцу, то он все равно становился крепостным, но только уже нового землевладельца. Это стало причиной противостояния между феодалами центральных, южных и юго-западных уездов. Крепостное право было впервые оформлено законодательно. Следующий акт, который ужесточил положение крепостных крестьян это Уложение Василия Шуйского 1607 года. Указ увеличил срок сыска беглых крестьян до пятнадцати лет. Указ впервые приравнивал крестьянские побеги к уголовным преступлениям. Теперь розыск и возврат беглых крестьян независимо от исков землевладельцев он возложил на областную администрацию под страхом тяжкой ответственности за неисполнение этой новой для нее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверх вознаграждения потерпевшему землевладельцу большой штраф в пользу казны по 10 рублей за каждый двор или за одинокого крестьянина, а подговоривший к побегу сверх денежной пени подвергался еще торговой казни (кнут). Этот указ допускал давность для исков о беглых крестьянах до 15 лет. Также он прямо признал личное, а не поземельное прикрепление владельческих крестьян: тем из них, которые за 15 лет до указа записаны в поземельных описях, в писцовых книгах 1592-1593 годов, указано «быть за теми, за кем писаны». Указ был издан, когда разгоралась Смута, несомненно, помешавшая его действию. Он затягивал узел обязательных отношений крестьян к господам, когда колебались все основы государственного порядка, когда тяглые и несвободные классы сбрасывали с плеч свои старые обязательства и ещё менее стеснялись новыми. 1.2. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В КОНЦЕ XVI-XVII ВЕКА Вступление России в XVІ? столетие отмечено тяжелыми событиями, которые явились следствием процессов и явлений, имевших место во второй половине предыдущего века. После длительных войн, опричных погромов, страну постигло стихийное бедствие. С 1600 - 1602 годов, в течение трех лет весной и летом шли проливные дожди, « …толико дождь пролиася, яко вси человецы во ужасть впадошя», которые осенью сменялись ранними заморозками «…и прежде простертиа серпа поби мраз сильный всяк труд человеческий». Неурожай привел к страшному голоду. Цены на хлеб выросли в десятки раз. Крестьяне переводились с денежного оброка на натуральный или на работу на барщ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: