VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение Российского флота в конце XVII в. – I четверти XVIII в.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001720
Тема: Изучение Российского флота в конце XVII в. – I четверти XVIII в.
Содержание
http://militera.lib.ru/h/0/pdf/sb_morskie-srazheniya.pdf морские сражения.
http://militera.lib.ru/h/0/pdf/sb_fleet300-1.pdfТРИ СТОЛЕТИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
http://history.milportal.ru/2015/02/petrovskaya-morskaya-pexota-v-severnoj-vojne-1700-1721-gg/Петровская морская пехота в Северной войне 1700—1721 гг..
http://terijoki.spb.ru/vyborg-fortress/vf_vyborg1710.phpОсада и взятие Выборга русскими войсками в 1710 г.
https://vk.com/doc66249636_413720076повленкапетр первый е его время.
http://www.troshka.ru/militera/h/sb_matflot/index.htmlМатериалы для истории русского флотавеселаго и елагин
https://books.google.ru/books?id=9ur6AgAAQBAJ&pg=PA141&lpg=PA141&dq=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D1%81+1668+%D0%BF%D0%BE+1869+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B&source=bl&ots=OjV_cm_F_x&sig=M67PvkS-ydzhhL_Hu6QDpBiW9m8&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjW0qnv3e3KAhXBXSwKHTUkCX8Q6AEIIjAB#v=onepage&q=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%201668%20%D0%BF%D0%BE%201869%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B&f=false Список русских военных судов с 1668 по 1869 годы 
https://vk.com/doc-4686637_117557073Огородников С. Ф. История Архангельского порта. 
https://vk.com/doc227038236_282992766Петр Великий в устье Невы: К 200-летию основания Петербурга. СПб
https://vk.com/doc227038236_282992712 военное право 
http://prokorabli.ru/nif/literatura.htm литература список 
http://ipv.spb.ru/upload/medialibrary/bb4/bb4e0e733fb50704cc0752a48f58dae9.pdf
http://cheloveknauka.com/v/18896/d?#?page=10дисбалт флот







     
     Введение
     
     Актуальность исследования.Русскому народу на протяжении многих столетий приходилось вести кровопролитную борьбу за выход в Черное, Балтийское и Каспийское моря. На протяжении XVI—XVII вв.  многие государственные деятели Московии пытались создать военно-морской флот. Однако эти попытки не увенчались успехом, так как в это время не были созданы необходимые экономические предпосылки, для решения этой важной и сложной задачи. В стране не было должной технической базы для строительства крупных военных судов, и отсутствовали  мастера корабельного дела.
     В истории нашей страны время правления Петра Великогостало поистине переломным периодом. Эти реформы, проводимые Петром I, охватили все сферы государственной и общественной жизни. В годы правления Петра I в стране произошел скачок в хозяйственном развитии, государство активно поощрялопромышленность и торговлю, правительством была проведена финансовая реформа, была расширена законодательная база. Однако, важнейшей целью всехначинаний Петра I, и его особой заботой являлось укрепление вооруженных сил Россиии прежде всего создание и развитие регулярного военно-морского флота.Петр I вошел в историю нашего государства как одаренный государственный деятель, реформатор, великий полководец, который стал создателем военно-морского флота страны.К концу его царствованияРоссийское государство вошло в число ведущих морских держав Европы.
     Создание флота происходило в сложной внешнеполитической обстановке, страна вела длительную и изнурительную войну со Швецией, которая имела один из сильнейших флотов в Западной Европе. Однако, создаваемый флот стал самым технически оснащенным и сложным видом вооруженных сил страны. Его успехи стали предметом национальной гордости, которые повлияли на самосознание русского народа. Состояние флота, которое было достигнуто в царствование Петра I, стало основой для его будущего развития. 
     Преобразование армии и создание военно-морского флота ПетромI в конце XVII–в I четвертиXVIII, стало одним из важнейших периодов военного дела в России, организация и строительство вооруженных сил страны, развития российского военного искусства.С помощью мощной армией и флота, Петр Iсмог решить ряд важнейших внешнеполитических задач страны, таких как: обеспечение национального интереса государства, расширение экономических и культурных связей с другими народами, обезопасить собственные границы. 
     Поэтому актуальность данной выпускной квалификационной работы высока потому, что она описывает состояние судостроение во IIполовине XVIIв., причины строительства флота, его организацию, а также роль флота в Северной войне, с помощью, которого России удалось войти в число морских держав Европы. 
     Объектом исследования является развитиевоенно-морского флота в России на рубеже XVII-начала XVIII веков.
     Предметом исследования является Российский флот в конце XVII - в I четверти XVIIIвв.: строительство, организация и боевые действия. 
     Историографический обзор.
     В дореволюционной литературе, изучение  военно-морского искусство России, началось с начала XVIII века. Первой такой работой был  «Журнал или поденная записка». В этой работе раскрывается стратегическая концепция ПетраIи главные тактические принципы русской армиейи флота того времени. «Журнал» характеризует замыслы командования, раскрывает формы и методы видения боевых действий.«Поденная записка» подробно освещает все изменения в организации армии и флота, осуществленные во время Северной войны. Показывает ходбоевых действий, как на суши, так и на море1.
     Сочинение современника Петра англичанина Д. Дена «История Российского флота в царствование Петра Великого»2 дает полную и подробную характеристику Российского флота, в особенности Балтийского. Д. Ден десять лет служил в Петровском флоте и своим трудом автор пытался показать правящим кругам Британии достоверные сведения об истории и современном тогда состоянии флота Петра Первого. 
     Общая информация по истории России первой четверти XVIII века рассматривается в работе российского историка Соловьева С.М. «Публичные чтения о Петре Великом»3, в ней ученый знакомит нас с важнейшей эпохой нашей страны – петровскими преобразованиями, затрагивается также Северная война. «В петровских чтениях…» мы находим интереснейшие мысли о своеобразии исторического пути развития России. В труде Соловьева довольно четко выражены его взгляды на роль великих личностей в истории, а также на историческую обусловленность петровских преобразований.
     В конце XVIII в. И. И. Голиков в монографии«Деяния императора Петра Великого» собрал значительный  архивный материал о царствовании Петра4. Хочется отметить, что критика в адрес этой монографии не наблюдается, собранный материал до сих пор не потерял своей актуальности.    Работа была написана подробно, и поэтому можно проследить этапы строительство и комплектацию флота. 
     Вопрос о развитии русского военно-морского искусства исследовал Н. Бестужев. В своей работе «Опыт истории русского флота» он доказал, что русские кораблиходили по Черному морю задолго до варяжских.Также он отмечал, что позднее русские корабли ходили по Неве в Финский залив и Балтийское море до Готланда. Бестужев впервые в военно-исторической науке поставил вопрос о национальном характере развития русского мореплавания в XVII и XVIII веках. Он с гордостью говорил,что «русские во многих случаях опережали других европейцев»5.
     А. Корнилович, в своих работах характеризует состояния военного дело во второй половине XVII и в начале XVIII века. В своих работах он рассматривает боевую подготовку русской армии и флота в конце XVII века, в частности, маневры, проводимые под руководством Петра6.
     Фактические данные о составе флота и некоторые сведения о боевом использовании кораблей были изложены в 40-е годы XIXв., в трудах А. С. Шишкова «Список кораблям и прочим судам российского флота»7 и «Собрание морских журналов» и К. Германа «История и статистическое описание русского флота».
     Елагин С. И. в своем труде «История русского флота. Период Азовский»8, подробно описал начало создания и строительство Азовского флота на реке Воронеж, а такжеон рассмотрел причины его ликвидации.  
     Создание и развитие русского флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях, Ф. Веселаго в своей монографии связывает только с деятельностью Петра I: «Смертию Петра закончился один из блистательнейших периодов истории русского флота, в продолжение которого великим государем постепенно вырабатывались начала, необходимые для прочного существования и дальнейшего развития военно-морских сил России»9.
     Ф. Ф. Веселаго в своей работе «Очерк русской морской истории» подробно рассмотрел процесс строительства военно-морского флота в ходе Северной войны. Его данные о строительстве верфей и сооружении на этих верфях морских судов не потеряли своего значения и сейчас, хотя многие факты потребовали уточнений и дополнений. Любопытны выводы Веселаго о подготовке личного состава флота. Он справедливо указал, что, принимая на флот иностранцев, Петр I использовал их до тех пор, пока не выросли свои, русские кадры: «Государь, видимо, заботился о скорейшей замене иностранцев русскими»10.
     В. О. Ключевский в своем «Курсе русской истории» критично относится к реформам Петра I, отмечая их хаотичность тягостность для русского народа. В. О. Ключевскийуказывает на большие затраты Россия, для строительства флота Петром I, с ее экономическим потенциалом, он писал: «Петр не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа»11.
     Советские и современные историки дают не однозначную оценку флоту Петра I. Е.  В. Анисимов в работе «Время петровских реформ»,  отмечал, что полки нового строя существовали до начала правления ПетраI. Его реформа была направлена на введение рекрутской системы комплектования армии и флота. Это было продиктовано тем, что к концу XVII века12 армия была в плохом состоянии. Е.  В. Анисимов отмечал, что построенные суда были разного типа, строились из плохого материала,  плохо маневрировали, подготовка экипажей была плохой. 
     Тарле Е. В.в своей монографии«Северная  война: Северная война и шведское нашествие на Россию. Русский флот и внешняя политика Петра  1», пишет о флотоводческом таланте Петра I, с помощью созданного флота Петру удалось войну довести до победы. Также, он отмечает, что жертвы  и  колоссальные усилия русского народа,  создавшего  могучую  морскую силу,  оказались не напрасными13.
     Н.И.Павленко в монографии « Петр Первый», отмечает технические недостатки флота. Он пишет, что флот на Азове и на Каспии, был построен с нарушением технологий, так как был сооружен в короткие сроки. Поэтому Петр I в конце войны со Швецией принимает решение о закупке кораблей за границей14.
     Буровский А.М., в своем труде «Несостоявшаяся империя», считает, что  Россия из-за неудачного персидского похода потеряла приоритет в северных морях. Буровскийсделал вывод о том, что Петр уничтожил флот, а не создал его, а постоянные корабли ПетромI быстро сгнили15.
     Отечественный историк Гусев И. в своей монографии: «Регулярная армия Петра I. Боевые операции, организация, вооружение, униформа»16, раскрывает нам военную реформу  Петра I. Он отмечает, что в результате преобразований в России была создана мощная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю и преодолеть изоляцию.
      Советский и российский военный историк И. И. Ростунов в своем труде «История Северной войны 1700-1721 гг.», описал причины, характер, ход военных действий, как на суши, так и на море. Он тесно связывает войну с экономической и политической обстановкой в стране в то время. В своей работе показал прогресс в развитии военно-морского искусства.   
     Золотаревым В. А. и  Козловым И. А. в монографии «Три столетия Российского флота»17 были рассмотрены важнейшие этапы становления военно-морского флота России, также авторы подробно дали характеристику  крупным морским сражениям, взаимодействию сухопутных и военно-морских сил в различных операциях.  Петра I, авторы показали как гениального флотоводца, который смог создать военно-морской флот и завоевать выход России к морям. 
     Также были использованы ряд других работ, посвященных Российскому флоту IIполовины XVII в. - I четверти XVIIIвека.
     Целью исследования является изучение Российского флота в концеXVII в. – I четверти XVIIIв.: строительство, организация, боевые действия. 
     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть судостроение во второй половине  XVII в.
3. Изучить строительство Азовского флота.
4. Рассмотреть комплектование состава флота и его управление.
5. Рассмотреть создание материально-технологической базы для строительства флота. 
6. Проанализироватьосновные положения Морского устава 1920 года.
7. Изучить деятельность флота в Северной войне в 1700—1709 гг.
8. Рассмотреть роль флота в Выборгской операции 16 марта — 13 июня 1710 г.
9. Проследить ход Гангутской операции 1714 г.
10. Рассмотреть боевые действия российского флота на завершающем этапе Северной войны: Эзелькое и Гренгамское сражения.
11.  Изучить итоги строительства и деятельности военно-морского флота в конце ХVII - в первой половине ХVIII века.
     Хронологические и географические рамки работы. Период исследования определяется временем: вторая половина XVII века – (отсутствие регулярного военно-морского флота, и приход к власти Петра Iсоздание «потешной» флотилии и строительство судов на реке Воронеж, для Азовского флота)  первая четверть XVIII века (испытание «молодого» флота в условиях Северной войны, строительство Балтийского флота и завершение правления Петра I). Территориально область изучаемого вопроса охватывает северо-западный, центральный и южный районы страны.
     
     
     Методы исследования. При написании данной работы были использованы методы системного, структурно-функционального анализа, принцип историзма, объективности, чтобы во всех аспектах рассмотреть представленную тему исследования.
     Научная новизна и практическая значимость работы.В ВКР (дагестанской диссертации) были систематизированы и обобщены материалы о военно-морском флоте, содержащиеся в научной литературе и источниках по исследуемому периоду. Этим материалам дан критический анализ. Данное исследование в определенной мере восполняет имеющиеся в литературе пробелы по истории становления и развития военно-морского флота в России в конце XVIIв. - первой четверти XVIII века, позволяет проследить за строительством регулярного флота. 
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.  Во введении были раскрыты следующие аспекты: актуальность исследования, цели, задачи, объект и предмет, методология работы.В первой главе было рассмотрено судостроение во II половине XVIIв., создание «потешной»флотилии и начало строительства Азовского флота. Во второй главе было раскрыты:комплектование состава флота и его управление, создание материально-технической базы для строительства флота и проанализированные основные положения Морского устава 1920 года.В третьей главе были отражены основные военные действия русского флота в Северной войне 1700-1721 гг.( начальный этап войны, Выборгская операция, Гангутская операция 1714 г.,боевые действия российского флота на завершающем этапе Северной войны: Эзелькое и Гренгамское сражения). В четвертой главе были подведены итоги строительства и деятельности военно-морского флота в конце ХVII - в первой половине ХVIII века. Результаты исследования обобщены в выводах в заключении.
     
     
     
     
     	
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава I. Состояние русского флота во второй половине  XVII веке
     Судостроение во второй половине  XVII в.
     
     Русское судостроение в середине XVII века развивалась в тесной связи с экономическими и политическими аспектами страны. Русский народ, проживая на таких крупных реках, как  Волга, Дон, Днепр сумел накопить опыт в строительстве судов, на которых ходили вдоль берегов Каспийского и Черного морей. Присоединение Казанского и Астраханского ханств и выход к Каспийскому морю, а также борьба за выход в Азовское и Черное мореспособствовало строительству торговых и военных судов.
     В бассейне верхнего Дона строительство судов зависело от внешнеполитического курса страны, от взаимоотношения с Турцией и Крымским ханством. Одной из причин создания судов в Воронежском крае были донские отпуска. 
     В 1646г. русским правительством была предпринята первая попытка создания флота на реке Дон. Первым шагом по созданию флота стало распоряжение, которое касалось создания судов в Воронежском крае «вольными охочими людьми»18.Однако, построить суда не удалось, и правительство приняло  решение о переброске 100 судов с Волги на Дон,и параллельно на верхнем Дону плотниками Москвы и местного населения должно было бытьсоздано 100 судов19. Так как у жителей центральных и южных районов России не было опыта в строительстве морских судов и правительство не учло эту и многие другие проблемы. Именно поэтому все 200 судов, которые были переброшены с Волги и созданы на реке Мечи – были неприспособленны к походам на море20. 
     Строительство струговв 1659 г. в верхнем бассейне Дона было в планах русского командования для захвата Крыма. Царь, руководство постройкой судов на верхнем Дону, передал дворянину ИвануРоманчукову, их постройкой должны были заниматься служилые люди и крестьяне21.Весной 1660 г. было построено 500 стругов на реке Воронеж у села Торбеево и на Дону у села Романово22. У села Романово, весной 1663 г., было сооружено 175 парусно-гребных судов, однако использовать их не удалось, так как внутри страны в 60-е годы сложилась сложная обстановка, которая не позволилавести военные действия в Приазовье.
     Для переброски и снабжения русских войск в низовья Дона, на Воронежскихверфях, таких как: Березовская, Ступинская, Куринокая, Уваровская, Казинская в 1673 г. было сооружено 556 транспортных судов, а в 1674 г. построено 465 и в 1675 г.- 25023.
     Одним из центров морского судостроения была Астрахань. По инициативе А. Л. Ордин–Нащокина, ближайшего советника царя, на Каспийском море было начатостроительство флота. 19 июня 1667 г. царем был издан указ «для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде, в селе Дединове, и то корабельное дело ведать в Приказе Новгородские Чети боярину Ордину-Нащокину, да думным диакам Герасиму Дохторову да Лукьяну Голосову, да дьяку Ефиму Юрьеву»24.
     Однако на нижней Волге, казаки во главе со Степаном Разиным подняли бунт, тем самым заставив правительство выбрать другое место для постройки судов, которым стало - село Дединово Коломенского уезда, оно находилось на реке Оке, недалеко от впадения в нее реки Москвы. Удачно выбранное место для постройки судов, недалеко от столицы, обеспечивало контроль со стороны властей.
     Нужный для постройки судов материал был закуплен за границей. Давид Бутлер, нанятый голландский капитан, привез карту Каспийского моря («астрономическое кольцо»), предназначенную для измерения высоты солнца и «корабельного строю письмо», своего рода морской устав25.
     К постройке судов был привлечен полковник Корнелиус фон Буковен, который приехал из Голландии с боярином Ильей Милославским в 1647 г. Голландский купец ванСведена отзывался о нем так: « Он на море многие пути хаживал на корабли, и морской бой ему в обычай и корабельное дело и рускойизвычай знает»26. Ван Сведен для строительства судов нанялдесять мастеров из Голландии, часть которых бежали, получив задаток27. 
     Подьячий Савин Яковлев, правительством 15 июля 1667 г., был отправлен в Вяземский уезд с целью поиска леса для постройки судов28.Он должен был обследовать лес на реке Угре и близ села Дединово. В начале сентября 1667 г. во главе строительства становится дворянин Яков Леонтьевич Полуектов, его правительство наделило большими полномочиями, а помощником его был назначен подьячий Степан Петров29.
     По приказу Новгородской Четы для постройки судов на Дединовскую верфь было отправлено 30 плотников, которые должны были заниматься постройкой струг, четверо кузнецов для ковки якорей, также четверо пушкарей, и необходимый инвентарь: канаты, веревки, смола, деготь, ткань. И необходимый арсенал: 8,6 и 4 фунтовые пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов, 40 бердышей, также порох, свинец, фитиля, ядра, железа и уголь30.
     Закончив приготовления к осени 1667 г. началась постройкакорабля, яхты и 2 шлюпов31.
     Правительство намеревалось закончить постройку судов к весне 1668 г., так как из Астрахани поступали известия о бунте казаков, во главе которых стоял Степан Разин. Но на первом же этапе была заметна нехватка строительного материала32. Полуектов 1 октября 1667 года передал сообщение в Москву о том, что на верфи не хватает работников, а именно: плотников и кузнецов, вслед за этим царю была отправлена жалоба о несвоевременной поставке железа для строительства. Также Полуектов сообщал о недостатке денег 28 января 1668 г., жаловался он и на приказного, из-за работы которого были перебои с поставками леса33.Рассмотрев жалобы, царь и Новгородская Чета дали распоряжение местным властям беспрекословно исполнять различные требования руководителей постройкой судов.  
     Таким образом, постройка кораблей была ускорена, и через некоторое время Полуектов не без гордости сообщал царю: «И у меня, холопа твоего, карабль и яхту делают … а лесу у меня, холопа твоего, куплено и что отписано на тебя, великого государя, с карабль и яхту будет, и смолы и дегтю, и конопати, и сала у меня, холопа твоего, куплено ж»34. Также 26 мая 1668 г. он писал царю о проделанной работе: «Карабльопущен и доделывается на воде, а яхта и шлюпка поспеют в скором времени».
     7 августа 1668 года царем был дан указ о том, чтобы скорее закончить постройку кораблей, через некоторое время Полуектов отчитался:«Карабль, яхта, два шлюпа и бот сделаны совсем»35. Построенный корабль имел следующие характеристики: осадка составила 1,5 метра, судно имело 3 мачты, в длину он был 24,5 метра, а в ширину – 6,5 метров. На строительство данного судна было затрачено 9021 рубль 25 алтын и полденьги36. 
     Полуектов весной 1669 года в Дединово прибыл с целью оснастить и вооружить судна. 7 мая он отдал приказ отправить корабли к Нижнему Новгороду, так и не получив пушки, которые были заказаны у Марселиса. Состав корабля «Орел» составлял в начале пути 20 иностранцеви 35 стрельцов из Нижнего Новгорода, командовал судном Давид Бутлер. Вооружится полностью «Орлу» удалось только в Нижнем Новгороде. На его борту располагались 22 пушки с калибром от двух до пяти фунтов37.
     После этого он и другие небольшие суда были направлены в Астрахань. «Орел» в конце августа 1669 года был встречен салютом астраханских орудий. Таким образом, деловой двор получил в свое распоряжение всю флотилию.  
     Но «Орел» на Каспии прослужил недолго, так как в 1670 году корабль был захвачен казаками и отведен на один из притоков Волги, где он стоял без дела и,в конце концов, сгнил38. 
     Однако улучшение кораблей на Каспии не закончилось постройкой «Орла». В конце 1668 года в Посольский приказ были представлены проекты строительства гребных кораблей. Д. Бутлер считал, что они лучше подходят для хождения по Каспийскому морю. Предполагалось построить 36-весельных галер, именуемых иначе – каторги и 20 баркетин на веслах (стругов). 
     Для того, чтобы переправить материалы, которые нужны были для постройки военного корабля на манер венецианской галеры и баркентины на 20 веслах, на бортах которых было расположено 6 или 7 однофунтовыхпушек для военных действий на Каспии против разбойников, использовались струги. Гребцами служили пленные, закованные в кандалы39. 
      В 1670 году были спущены на воду: яхта и галера с 32 веслами, ее модель была сохранена в «Модельной камере»40. 
      Предпосылка постройки судов казаками на юге России была связана с борьбой казачества с турецко-татарской агрессией, а также с тем, что Россия стремилась к свободе мореплавания на Черном и Азовском морях.  
     Боплан отмечал следующее о постройке челнов казаками Запорожья: длина составляла 60 футов, ширина – 10 или 12 футов, высота – 12 футов. Киля у них не было. Для основания челнов использовалась огромная долбленая колода, которая изготавливалась из ивы или липы. По бортам были закреплены пучки сухого камыша, толщина которого была примерно с бочонок, эти пучки обвязывались лыком из липы или черемухи. Для того, чтобы корабли были более устойчивы и менее потопляемы использовался камыш. На борту челнов имелись перегородки и скамьи расположенные поперек, а также было два руля: на корме и на носу. Рулями служили длинные весла с широкими лопастями. Казаки устанавливали два рулевых весла. Каждый челн по бортам имел 10-15 пар весел. Также на судне были мачта с парусов, но их использовали только когда дул попутный ветер. Палуба на челнах отсутствовала, поэтому через борт могли перехлестывать высокие волны. Но даже имея воду на борту или из-за попадания ядра оно оставалось наплаву за счет пояса из камыша41. 
     К. Крюйс так описывал постройку судов на Дону в конце XVIIвека: «Некоторые суда имеют на корме и на носу по рулю или загребному веслу, и которые из них бывают очень шатки, на тех употребляют толстые пучки камыша, привязывая оные к бортам, дабы тем себя от опрокидывания сохранить»42.
     Для постройки таких судов наиболее удобной была средняя Волга, верхний Дон и Днепр. Эти районы служили долгие годы базой для того, чтобы поставлять материалы казакам для строительства судов. Одним из таких материалов были струговые трубы. Нужно отметить, что жители этих районов имели опыт постройки речных судов.
     Царь довольно часто включал в жалование казакам струговые трубы для морских кораблей.«Для морского ходу указали мы, великий государь, послать к вам на Дон в Войско с Воронежа 30 стругов морских да 50 труб струговых выделанных, а на ошивку к тем трубам 200 досок липовых по 9 и по 8 сажен, да нащоглы, да и на реины 200 дерев»43. Царь жаловал казакам для оснащения судов смолу, железо и холсты на паруса44.
     Накопленный опыт в создании судов, в плаваниипокрупным рекам, в организации морских походов, а также в передаче морских традиций из поколение в поколение, не прошёл даром для русских моряков. 
     С юных лет Петр I приобрел знания морского дела, у него в сознании была заложена необходимость иметь флот для страны, все это ему привили его учителя. В селе Измайлово в 1688 г. в старом амбаре царь обнаружил ботик небольшого размера,6?1 м, с этого и началось его увлечение морем. Петр I этот небольшой кораблик назвал: «Дедушка русского флота»45. Петр I совершил своё первое плавание по реке Яузе,  починив ботик. Петру понравился первый поход по реке, он научился управлять ботиком и ходить под парусом. Получив первое морское крещение, Петр Iприказал перенести «Дедушку русского флота» на Переславское озеро, озеро отличалось большим простором, где можно было ходить под парусом и совершенствоваться в маневрировании46. 
     По приказанию Петра в Переславле-Залесском была построена верфь, где было создано в 1689 г. бот «Фортуна»47, 2 небольших фрегата и 2 яхты, этим Петр I положил начало создания «потешной» флотилии на Переславском озере. В строительстве этих судов он принял активное участие. Самым большим судномбыл фрегат «Марс», который имел на своем  борту 30 пушек, сооруженный для Переславской флотилии48. 
     После того, как «потешная» флотилия была создана, Петр I организовал на Переславском озере совместно с Бутырским полком маневры, с применением пушечной и ружейной стрельбой. Маневрами Петр остался доволен. По окончанию «потешных» морских маневров на Переславском озере, Петр, чтобы увидеть Белое море, отправился  в 1693 г. в Архангельск49. 
     В Архангельске Петр I увидел много нового для себя, его удивило море,  где он увидел много иностранных торговых кораблей и моряков. Петр I, изучив торговую обстановку в Архангельске, заметил, что иностранные торговцы за свои товары, привозимые на кораблях в Россию, получают большие выгоды.Тогда Петр I дал рекомендацию русским купцам, чтобы те создали торговый флот, а полученные от него средства использовали в интересах страны. Также царь приказал соорудить на Соломбальском острове верфь, на которой было заложено судно, на борту его имелось 24 пушки50.
     Параллельно с закладкой корабля, по приказанию ПетраI, в Голландии было заказано  судно, на борту которого должно было быть 44 пушки. Оба корабля можно было использовать как в торговых, так и в военных целях, так как на борту их имелась артиллерия51. 
     В мае 1694 г. Петр совершил второй раз поездку в Архангельск. В эту поездку с царем отправились солдаты Преображенского и Семеновского полков, которые должны были служить матросами на сооруженном на Соломбальской верфи судне «Апостол Павел» и прибывшим из Голландии судне «Пророчество»52.
     В составе 3 судов архангельская флотилия вышла в море, под флагом Ф. Ю. Ромодановского.Петр на флагманском судне выполнял обязанности шкипера. Поход продолжался недолго, корабли, достигнув Святого Носа, вернулись в Архангельск53. В ходе поездок Петр получил хорошую практику плавания на парусных кораблях в суровых условиях, с выходом в океан. Исполняя обязанности шкипера. Петр I окончательно убедился в том, что для страны необходим военно-морской флот, без которого нельзя было пробиться к морям. 
     Итак, поездки Петра I нельзя считать мероприятиями, рассчитанными на глубокие государственные преобразования, однако они носили не только учебно-ознакомительный характер. М. М. Богословский отметил, что «с той поры пути морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются для него необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю»54. 
     
     
     


     Строительство Азовского флота
     
     Для активной внешней политики в конце XVII века существовали предпосылки как социально-экономические, так и политические. Несмотря на то, что в начале XVII века Российское государство было разорено польско-шведской интервенцией и смутой внутри страны, к концу XVII века Россия активно развивала производственную деятельность в сельском хозяйстве и промышленности. 
     Тот потенциал, который был накоплен Россией ко времени воцарения ПетраI, позволял ей занять ведущее положение, как на суше, так и на море среди европейских держав.20 октября 1696 года был принят «приговор» (указ) Боярской думы «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова». Этот указ имел большое значение и постановил: «Морским судам быть». 20 октября стало днем рождения Российского флота55.
     Создавая регулярный военно-морской флот, Петр I решает начать со строительства Азовского флота. Центром его создания становится Воронеж, который находился на реке с таким же названием. Река Воронеж впадала в Дон, по которому построенные корабли переправлялись в Азовское море56.
     Практически весь народ был занят в строительстве Азовского флота. В Воронеже были сосредоточены более 26 мастеров корабельного дела, а также плотников, возчиков и остальных рабочих57. Заготовкой и доставкой леса на верфи для строительства кораблей занимались крестьяне. Они работали на заводах, на которых пилили лес, обрабатывали древесину. Также занимались производством вооружения и материалов совместно с ремесленниками. Крестьяне участвовали в строительстве кораблей и баз для флота.
     Боярская дума приняла решение построить для Азовского флота 52 парусных и гребных судна, но позже было принято решение увеличить их число до 7758. Так как в государственной казне денежных средств было недостаточно, корабли строились на средства «кумпанств». В них входили дворяне, купечество и духовенство. В 18 «кумпанств» были объединены дворяне и купцы. В 17 – духовенство59.
     Для того, чтобы осуществлять судоходство, как по морям, так и по рекам строились корабли с плоским дном на борту у которых было расположено 40 – 50 пушек: галеасы – крупные галеры, баркалоны – длинные корабли, барбарские суда60. 
     Корабли строились на правом берегу реки Воронеж, от начала города до Чижовской слободы. На этой пристани должно было быть построено 34 судна. На Ступинской пристани предполагалось построить 10 кораблей, на Хопре 3 судна, одно на Коротояке и 4 корабля в Паншине61. 
     Для того, чтобы обеспечить строительство Азовского флота правительство России давало в бесплатное распоряжение «кумпанств» леса для строительства кораблей, а также средства на которые нужно было нанять корабельных мастеров иностранцев, потому что русских работников не хватало62. 
     3 декабря 1697 года Петром I был дан указ кумпанству, по которому число кораблей нужно было увеличить до 19. Еще один указ был дан кумпанству о строительстве 6 судов от 25 мая 1698 года63. 
     Чтобы ускорить строительство кораблей, царь использовал новую тактику. Сначала строились отдельные секции, изготавливались которые на верфях, расположенных на периферии, нередко они располагались далеко друг от друга. Как только та или иная секция была готова, ее отправляли  водным или гужевым транспортом на центральную воронежскую верфь, где происходила сборка кораблей.
     Такая технология решила важнейшую задачу: в небольшие сроки, ко второму Азовскому походу, была построена эскадра из 30 кораблей. В их число входили: Корабль «Апостол Петр» с 36 пушками на борту, 4 брандера, 23 галеры и небольшие транспортные суда64.
     Строительством Азовского флота в отсутствие государя руководил Ф. М. Апраксин. Он отлично выполнял все указания Петра I, которые он дал ему перед тем, как уехать за границу. С одной стороны, Петр I требовал строить корабли с неглубокой осадкой, с другой, было необходимо построить корабли с сильной артиллерией. Самые большие корабли на борту имели от 50 до 60 орудий65. 
     За время существования на Воронежских верфях «кумпанства», с его помощью было построено множества судов различного типа. Однако суда не были построены из высококачественного материала, а именно лес был плохо просушен,  при этом строители судов не имели достаточного опыта кораблестроения. Это отражалась на качестве судов. Именно поэтому  Петр I принимает решение об отмене «кумпанство»,  и возложил все дела по строительству и созданию судов для Азовского флота на государство в 1700 г.66К началу XVIII  века на средства выделенные «кумпанством» было сооружено большое количество разного типа судов: 40 парусных и 113 гребных судов67.
     Петр I  начинает строительство «Предестинация» («Проведение») на Воронежской верфи, куда он отправился по возвращении из-за границы.   Завершив чертеж будущего корабля, царь лично произвел его закладку, а после постройки корабля руководил спуском его на воду. «Предестинация»была самым большим и быстроходным судном Азовского флота. Голландский дипломатВан дер Гульст в 1700 г., присутствовавший на спуске корабля докладывал своему правительству так: «Будучи в Воронеже, ... мы видели .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44