- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие государственной молодежной политики в Российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000345 |
Тема: | Развитие государственной молодежной политики в Российской федерации |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Развитие государственной молодежной политики в Российской федерации имеет противоречивый характер: с одной стороны издаются документы, в которых признается необходимость усиления внимания к молодежи, с другой – эти намерения слабо подкрепляются реально действующими нормативными документами, без которых государственная политика в какой-либо сфере невозможна. В условиях сокращения численности молодежи в ближайшей и среднесрочной перспективе необходимость создания благоприятных условий для предотвращения девиатных отклонений и делинквентности в молодежной среде обретает особую актуальность. В западных странах эту задачу решают в рамках сложившейся в них исторически системе ювенального права. В нашей стране, которая в дореволюционной период имела небольшой опыт создания элементов этой системы, этого не произошло. Между тем, наличие продуманного нормативно-правового регулирования, обеспеченного соответствующими структурами, кадрами в отношении несовершеннолетних правонарушителей становится все более и более очевидным. Однако сложившаяся в России преимущественно карательная система в отношении несовершеннолетних правонарушителей не способствует их социальной реабилитации и возвращению их к законопослушному поведению. Так, в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Между тем доказано, что пребывание в колонии или других местах принудительного содержания становится криминальными университетами, формирующими закоренелых преступников. Степень научной разработанности. История создания и функционирования ювенальных судов в России и за рубежом была подробно изложена в дореволюционный период П.И. Люблинским, Ю.Н. Бочаровым, М.Н. Гернетом, М.М. Гродзинским, ЕЛ. Тарасовой, A.M. Рубашевой, Х.М. Чарыховым и др. В советский период особое внимание уделялось выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР. Этими проблемами занимались В.В. Верин и М.А.Карманов, Н.А. Горшенева и Г.М Миньковский. Вопросы реабилитации и воспитания несовершеннолетних правонарушителей в СССР анализировали Ю.М. Антонян, К.М. Бейсебаев, Н.И. Крюкова и Л.А. Рябис, A.M. Белякова, Д.С. Карев и B.C. Орлов , К.Е. Игошев. Изучением судоустройства и судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах занимались Ю.М. Антонян, Д. Горвиц, В.В. Верин, М.А. Карманов, Н.А. Горшенева, А.И. Лубенский, Г.М. Миньковский. Интерес по тематике исследования представляют работы таких авторов как: К.М. Бейсебаев, А.М. Белякова, С.А. Беличева, Г.Н. Ветрова, Д. Горвиц, Л.М. Голубева, К.Е. Игошев, Д.С. Карев, Н.И. Крюкова, А.М. Ларин, В.В. Леоненко, Ф.С. Махов, Э.Б. Мельникова, Рябис Л.А. Орлов B.C., В.М. Савицкий, Л.Е. Смирнова, Ю.И. Стародубцева, В.В. Устинова и др. Определенное влияние на характер и содержание исследования оказали методологические подходы к анализу правового положения молодых граждан, вопросам ювенального права и ювенальной юстиции, изложенные в трудах Ю.Ф.Беспалова, Е.А.Болотовой, Н.Е.Борисовой, Г.Н.Ветровой, О.Х.Галимова, И.Г.Гараниной, В.В.Гриба, В.Д.Ермакова, М.С.Крутера, Е.В.Марковичевой, Э.Б.Мельниковой, С.П.Мининой, Т.Г.Нехаевой, А.В.Орлова, В.М.Оробца, Е.А.Певцовой, Д.В.Сочнева и др. В последнее десятилетие с осознанием актуальности реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России, в научной литературе стал проявляться особый интерес к институту ювенальной юстиции. Некоторые вопросы судопроизводства по делам несовершеннолетних стали предметом обсуждения на ежегодных научных конференциях и семинарах, проведенных в различных регионах России (Москва: 26-28 ноября 1996 года; Санкт-Петербург: 24-25 октября 1998 года, 26-28 ноября 1999 года, 20-21 апреля 2000 года; Ростов-на-Дону: 16-18 апреля 2001 года, 18-19 сентября 2001 года, 14-15 января 2005 года; Саратов: 17 ноября 2004 года; Омск: 3 июня 2005 года; Красноярск: 22 сентября 2009 года Международная конференция "Ювенальная юстиция в станах Европы и Азии: Концепции и успешные практические модели", Москва: 29 апреля 2010 года Всероссийская научно-практической конференция "Вопросы российской ювенальной юстиции в региональном компоненте"; Москва: 2-я Всероссийская Конференция "Ювенальная юстиция в Российской Федерации", 10 июня 2009 г., г. Москва, Общественная палата РФ, Волгодонск: с мая по сентябрь 2011 года проводилась научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации: идеи, проблемы, реальность» и др.) Таким образом, изучение системы ювенальной юстиции, государственной молодежной политики и их реализации, имеет актуальное теоретическое и практическое значение, что и послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы. Объектом выпускной квалификационной работы является политика государства в отношении молодого поколения. Предметом – тенденции и практика нормативно-правового регулирования деятельности социальных и правоохранительных учреждений, занимающихся вопросами защиты интересов, профилактики правонарушений и осуществления санкций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Целью исследования является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство. Задачи исследования: 1. Определить понятие "ювенальная юстиция". 2. Выделить предпосылки и основания становления системы ювенальной юстиции, проследить динамику формирования и развития системы ювенальной юстиции в зарубежных странах. 3. Рассмотреть международные стандарты и российское законодательство в области защиты прав несовершеннолетних; 4. Выявить роль и значение ювенальной юстиции в системые государственной молодежной политики; 5. Определить перспективы развития системы ювенальной юстиции в России; 6. Используя результаты исследования, сформулировать теоретические выводы и выработать предложения по совершенствованию системы российского правосудия по делам несовершеннолетних, органов и учреждений по защите прав несовершеннолетних. Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют труды отечественных и зарубежных социологов, юристов . Эмпирическую базу ВКР составили нормативно-правовые акты РФ и международных организаций, из которых особое значение имели Конституция РФ, Федеральные законы РФ, касающиеся защиты прав детей и молодежи, статистические данные, материалы периодических изданий. а также собственное исследование автора, проведенное в форме анкетного опроса респондентов с выборкой 173 человека и экспертного опроса 9 экспертов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней раскрыта сущность понятий «ювенальная юстиция», «несовершеннолетние». Основные выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут способствовать дальнейшему изучению данной темы . Практическая значимость научной работы заключается в том, что конкретные выводы, сделанные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке политики в области государственной молодежной политики и системы ювенальной юстиции, как ее органической части, как в регионе, так и на всей территории Российской Федерации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава I 1.1.Ювенальное право как отрасль юридической науки, ориентированная на приоритетную защиту прав молодых граждан В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) оценивается с двух подходов: как инструмент борьбы с преступностью молодежи, детей и как средство охраны прав и законных интересов молодых граждан, защиты их от неблагоприятных условий жизни и недостойного воспитания. Данные подходы отражают содержание и цели ювенальной юстиции. И поскольку на практике они сильно не разделяются, что приводит к стиранию граней между функциями судебной защиты и задачами борьбы с преступностью несовершеннолетних. Ювенальную юстицию можно рассматривать как важную часть ювенального права, завершающую стадию защиты прав ребенка, учитывая, что ювенальное право является выражением права материального, а ювенальная юстиция, в свою очередь- процессуальной составляющей. Ювенальное право представляет собой составную часть ювенальной технологии- особого направления современной науки, имеющее прямое отношение к формированию важнейших социальных качеств будущего гражданина страны. Ювенальная юстиция (лат. juven?lis —юношеский; лат. j?stitia —правосудие) — правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними1. Помимо правосудия для несовершеннолетних, ювенальная юстиция включает в себя профилактику: 1.Подростковой преступности; 2.Преступлений против детей; 3.Социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление ( в том числе осужденных и отбывающих наказания в местах лишения свободы), так и ставших жертвами преступлений2. Рассматривая элементы ювенальной юстиции, важно определить, что именно следует понимать под ювенальной юстицией. У ученых и практиков до сих пор нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни авторы считают, что ювенальная юстиция – элемент системы профилактики. Другие – что профилактика входит в ювенальную юстицию. Главной целью выделения ювенальной юстиции из общей правоохранительной системы является необходимость соблюдения особого порядка правил работы с несовершеннолетними и обеспечение дополнительными гарантиями прав молодых граждан. Историческое прошлое молодых правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Данная оценка касается нескольких эпох жизни человечества – от античного мира и средневековья и до середины 19 века3. Игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерно для средневековых правовых актов. Швейцарские исследователи преступлений несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют о том, что было частое применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись и иные виды наказаний, применяемых и ко взрослым преступникам. В юриспруденции тех времен не существовало такого правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека. В правовых актах того времени не обнаруживается юридических правил специальной защиты детей и подростков в суде и после освобождения из них. Жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершили противозаконные поступки, то карались и приравнивались в своем правовом положении к взрослым преступникам. Настоящего же времени юрист понимает, что одинаковое наказание 9 летнему ребенку и взрослому 40 лет бьет сильнее ребенка4. И все же нельзя категорически утверждать, что римское право, более поздние правовые акты средневековья и тем более законодательство 18-19 вв. не оставило нам свидетельства, что существовали попытки оградить молодых граждан от тяжелой и жестокой кары за содеянное действие. Судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве. В Дигестах императора Юстиниана (4 в.н.э.) в книге четверной, есть титул 4, озаглавленный "О лицах, недостигших 25 лет". В п.1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана, римского юриста, префекта претория: "Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов этим эдиктом претор обещал помощь и защиту против обмана…"5. Римское право оставило нам еще одно свидетельствование о том, что существовала защита детей государством- это доктрина государства- отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка . В истории ювенальной юстиции она декларировалась и не один раз. В законах 12 таблиц существовало отдельное наказание для несовершеннолетних, являющееся более лояльным, нежели у взрослых6. Исторически сложившееся особое назначение специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних всегда определяло специфику ювенальной юстиции. Ювенальное правосудие изначально было ориентировано не на возмездие, а, прежде всего, на обеспечение преимущества благополучия и интересов несовершеннолетнего, что всегда отличало ювенальную юстицию от юстиции общеуголовной. Так, в соответствии со ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка7, во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов. Например, в «Английском законе», существует правило, согласно которому не следует «принимать никаких судебных решений, пока у суда нет уверенности в том, что выносимое решение пойдет на пользу ребенку». Юристы в РФ еще более, чем 250 лет тому назад пришли к выводу, что детей- правонарушителей нельзя судить так же строго, как взрослых преступников. Подтверждение этому служит то, что в 1744 году Правительствующий сенат издал указ о том, что к ребенку до 14 лет нельзя применять те же наказания, что и к взрослым. Можно сделать вывод о том, что функции ювенальной юстиции как правового института представляют собой определенные направления правового воздействия, выражающие назначение правосудия по делам несовершеннолетних, непосредственно связанные с практикой его осуществления и обусловленные его ролью и местом в ювенальной системе защиты прав несовершеннолетних. Основные черты ювенальной юстиции следующие: * Ребёнок выделяется из семьи, он рассматривается, как отдельный субъект права. Государство, а не родители, становится защитником прав и интересов ребёнка. Фактически оформляется приоритет прав ребёнка над правами всех остальных категорий граждан, включая родителей. * Запрет на любые формы насилия в отношении детей. Причём понятие насилия сильно извращено. Под насилием понимается всё, что угодно, включая обычные воспитательные меры и даже излишнюю любовь. * Практически полное отсутствие наказания несовершеннолетних за совершение противоправных действий. * Размытые формулировки в нормативных документах, что оформляет чрезвычайно широкие полномочия для изъятия детей из семьи. Поводом для изъятия детей может служить и обращение самого ребёнка или жалоба любого человека. Детей надо защищать. Ну кто не согласится с этим утверждением! Защищать надо от недоедания, от агрессивной информационной среды, от растления, от педофилов и других преступников, от разных форм насилия. Но, если судить по ужасам, которые раздувают тележурналисты, детей надо защищать в первую очередь от родителей. То есть от нас с вами. Вольно или невольно – на экране озвучиваются истинные цели тех, кто решил ввести в России так называемую ювенальную юстицию (а вернее – систему) под видом защиты прав детей. «Любые меры, которые касаются вмешательства государства или общества в процесс воспитания ребенка в семье, должны серьезнейшим образом обсуждаться с участием всех, кто захочет принимать участие в этой дискуссии», – заявил председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на прессконференции в «Интерфаксе», подчеркнув при этом, что механизмы ювенальной юстиции, государственного контроля над родительским воспитанием должны подвергаться тщательной общественной экспертизе, сообщает «ИнтерфаксРелигия». В то же время он признает проблему существования семей, «дети в которых подвергаются недостойному обращению, поскольку их родители потеряли человеческий облик». «О таких детях должно заботиться государство вместе с обществом, но механизмы такого контроля над состоянием ребенка в семье должны быть тщательным образом обсуждены, а не должны быть слепо скопированы с того или иного зарубежного опыта». Ювенальная юстиция в разных формах реализуется в большинстве стран мира. Ювенальные технологии там пестрят разнообразием, однако есть одно, что их объединяет: особый порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних и преобладание мер воспитательного характера в отношении правонарушителей указанной категории. Система ювенальной юстиции в ее современной сущности, в подлинной, а не декларативной, представляет собой сильнейший удар по детскородительским отношениям и всему социальному укладу жизни. Задача любых государственных учреждений при работе даже с самой неблагополучной семьей – сделать все возможное для восстановления гармоничных межличностных отношений и активизации внутреннего семейного потенциала, категорически не допуская вмешательства во внутрисемейные процессы. Исключением из этого правила могут быть лишь случаи явно асоциального поведения и психических отклонений, представляющих опасность для членов семьи и остальных людей. Лучший способ предупредить упомянутых проблем и разрешить большинство из них – это поддержка здоровой семьи ,помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи . В основе системы ювенальной юстиции должны быть два понятия – это профилактика и ответственность. С проблемой легче и эффективнее бороться, когда она не произошла, а когда назревает или того лучше, работать над тем, чтобы не зарождался корень проблемы. А ответственность должна быть у каждого человека, только в существующем гражданском обществе можно добиться высоких результатов. Огромное внимание должно уделяться, в первую очередь, профилактике правонарушений несовершеннолетних, сохранению нравственности в обществе, поддержке семьи, материнства и детства. Нецелесообразно проявлять гуманизм только после совершения правонарушения. Государственная политика должна быть эффективной с момента рождения ребенка, в частности: достойные пособия для родителей по уходу за ребенком; своевременное предоставление дошкольных образовательных учреждений, которые играют большую роль в развитии ребенка, но их не достаточно; доступность для детей не только основного общего образования, но и дополнительного, спортивных секций, творческих кружков. Все эти социальные проблемы актуальны сегодня, их необходимо решать именно с истоков. Ожидаемыми результатами решения вышеуказанных проблем является избежание дальнейшей криминализации несовершеннолетнего в случае, если он нарушил закон, а самое главное, воспитание личности с высоким уровнем правовой культуры и правосознания, не способной преступить нормы закона. В Российской Федерации нет ювенальной юстиции как автономной системы со своими целями, процедурами, организационным устройством и правовой регламентацией. В последние десятилетия в этом направлении идут определенные изменения, предпринимаются попытки в порядке эксперимента в некоторых регионах ввести практики ювенальной юстиции, но не везде это приветствуется и получается. На современном этапе активизировались противники создания ювенальной юстиции, по их мнению, появление данной структуры приведет к фактической отмене конституционных принципов защиты семьи, ее независимости, поставит семью под тотальный контроль, приведет к ее разрушению. Аппозиция полагает, что ювенальная юстиция направлена на подрыв семейных традиционных ценностей, провоцирует коррупцию и детско- подростковую преступность. 1.2.Нормативно- правовая база системы ювенальной юстиции В целях реализации идеи развития системы ювенальной юстиции в Российской Федерации осуществлен ряд мероприятий, главным из которых является то, что в статье 38 Конституции РФ говорится о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»8 и это послужило началом для создания комплекса новых правовых актов, обеспечивающих права и свободы несовершеннолетних. Благодаря влиянию норм международного ювенального права произошел процесс формирования и закрепления норм ювенального права в российском законодательстве. Так, подписав Конвенцию о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства по внедрению норм этой Конвенции в свое национальное законодательство. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»(1998 г)9 и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.)10 был закреплен комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность. Нормы, регулирующие правовую защиту ребенка, его права и законные интересы, содержатся в различных институтах гражданского, семейного, трудового и других отраслей права. Кроме того, достаточный объем таких норм содержится в отраслях финансового, налогового, уголовного и административного права. В любом гражданском государстве детям присуще особо привилегированное положение. Исключением не является и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых разнообразных областях его деятельности. Дети относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому и нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов. Для несовершеннолетнего характерны специфические особенности, в силу которых он нуждается в заботе: беззащитность, беспомощность, недостаток жизненного опыта, податливость и склонностью к подражанию, повышенная эмоциональность, неуравновешенность, импульсивность. В отличии от взрослых несовершеннолетние обладают ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом11. Прежде чем начать рассматривать нормативно-правовую базу, следует определить понятия данной категории лиц, тем более что они не являются однозначным. В УК РФ в статье 87 пункте 1 «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет»12. Также несовершеннолетним является лицо, не достигшее 18 лет в ФЗ РФ №120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно Гражданскому кодексу РФ несовершеннолетние - это лица: - до 14 лет, эта категория определена в ГК также как малолетние (ч.1 ст. 28 ГК РФ). В данной возрастной группе выделяются еще два периода: до 6 лет и от 6 до 14 лет; - лица от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ); - лица от 16 до 18 лет (ст. 26, 27 ГК РФ).13 В правилах ООН, принятых в 1990 г. и затрагивающих вопросы защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, не содержатся никакие уточнения возрастного порога несовершеннолетнего. В Пекинских правилах не устанавливая их конкретный возраст, тем не менее указывается, что «несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому». В тексте Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятых в Эр-Рияде в 1990 г.) также не содержится конкретного определения возраста несовершеннолетнего. Основанием для определения возрастных границ, в большинстве случаев, несовершеннолетия являются положения Конвенции ООН 1989 г., то есть достижение 18-ти летия является совершеннолетием. В нормативно-правовых актах используются различные понятия: ребенок, подросток, несовершеннолетний, безнадзорный, дети-жертвы и др.Синонимы ли они? «Ребенок-лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)»;14 Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком также признается лицо, не достигшее возраста 18 лет; «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»15. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.16 В 4 главе пункте 9 Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений от 22.07.2005 говорится о том, что « «дети-жертвы и свидетели» означают детей и подростков до 18 лет, которые являются жертвами или свидетелями преступлений независимо от их роли в соответствующем преступлении или в процессе преследования предполагаемого преступника или группы преступников». Специалист в области ювенальной юстиции Э. Б. Мельникова подчеркивает, что «наши исторические предшественники-юристы не учитывали того, что дети и подростки нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в силу возраста. Игнорирование этого важнейшего фактора привело к тому, что и римское право, и более поздние историко-правовые памятники средневековья, и даже законы Нового времени предусматривали весьма ограниченную защиту детей перед законом и судом»17.Формула «прощение, оправданное несовершеннолетием» вводится законом XII таблиц. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов18. Правосудие среди несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей. Его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не отчуждению от общества19. Правовая защита детей охватывает все сферы жизнедеятельности: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров20. Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, начиная с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ. Субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей. По территории действия можно выделить следующие источники ювенального права: А) источники международного права, которые оказывают наиболее значительное влияние на формирование ювенальной юстиции, в числе которых: Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1947 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 36-е пленарное заседание 2005 г; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г( Эр-риядские руководящие принципы); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила); Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей» 2002г. и др. Б) Федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ в числе которых: Конституция РФ,; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)", Федеральный закон N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; Федеральный закон N436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (разработана Минобрнауки России, направлена письмом от 8 мая 2007г. №АФ-163/06); Постановление от 29 мая 2008 г. N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»; Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». в) Законы и подзаконы субъектов российской Федерации (региональное законодательство), включающее, например: Закон Республики Башкортостан от 23 марта 1998 г. N 151-з «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»; Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области"; Закон Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 г. N 27-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства"; Закон Архангельской области от 3 апреля 1996 г. N 38-22-ОЗ "Об образовании"; Закон Волгоградской области от 23 декабря 1996 г. N 94-ОД "О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон Ивановской области от 6 мая 1997 г. N 9-ОЗ "О защите прав ребенка"; Закон Иркутской области от 8 февраля 2000 г. N 12-ОЗ "О государственной молодежной политике в Иркутской области"; Закон Орловской области от 9 июля 1999 г. N 108-ОЗ "О защите прав ребенка" и др. По юридической силе выделяются: а) международные нормативные правовые акты; б) Конституция; в) федеральные законы; г) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств); д) законодательство субъектов РФ; е) акты органов местного самоуправления. Анализ уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране сформирован особый порядок проведения предварительного расследования, рассмотрения дел в суде, привлечения к уголовной ответственности, назначения наказания в отношении несовершеннолетних и исполнения ими наказания (глава 50 УПК РФ, глава 14 УК РФ). В целом это свидетельствует об особом порядке судопроизводства в отношении несовершеннолетних в России. Важно, чтобы судебный процесс нес воспитательное значение. Как правило....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развитие теоретических и методологических подходов к формированию государственной молодежной политики органов государственной власти в Российской Федерации
- Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
- Теоритические основы государственной политики занятости населения в российской федерации