VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие форм и методов налогового контроля в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007295
Тема: Развитие форм и методов налогового контроля в РФ
Содержание
Содержание



	Введение	3

	1. Теоретические основы налогового контроля	4

	1.1. Понятие налогового контроля и его особенности	4

	1.2. Формы и методы налогового контроля 	7

	Глава 2. Анализ развития форм и методов налогового контроля в Российской Федерации	11

	2.1. Показатели налогового контроля в Российской Федерации	11

	2.2. Развитие института предварительного налогового контроля	16

	2.3. Методы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации	20

	Заключение	25

	Список литературы	27

Приложение ……………………………………………………………………..30







Введение

Национальные налоговые системы в современных условиях свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля. 

Соблюдение законодательства о налогах и сборах со стороны экономических субъектов существенно влияет на величину налоговых доходов государства. Функции контрольно-надзорной деятельности в области налогообложения субъектов РФ возложена на налоговые органы и реализуется через налоговый контроль.   Налоговый контроль позволяет  государству в лице налоговых органов  обеспечить устойчивость и своевременность поступления налоговых платежей.   В условиях дефицитного государственного бюджета  контроль за полным и своевременным поступлением налоговых платежей  официально признается приоритетным направлением деятельности Министерства финансов РФ, что свидетельствует о том, что тема налогового контроля актуальна и требует углубленного изучения на современном этапе. 

Объектом работы является - налоговый контроль в Российской Федерации.

Предмет работы - развитие форм и методов налогового контроля в РФ.

Цель работы состоит в исследовании развития форм и методов налогового контроля в РФ.

Согласно выбранной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие налогового контроля и его особенности;

- рассмотреть развитие методики налогового контроля в современных условиях;

- изучить показатели налогового контроля в Российской Федерации;

- определить методы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.

Период исследования – 2013-2015гг. 



1. Теоретические основы налогового контроля

1.1. Понятие налогового контроля и его особенности

В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

Так, по мнению Ю.А. Крохиной, налоговый контроль в широком смысле "представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством". В узком смысле слова налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Аналогичный подход был использован А.Ю. Ильиным. Он, однако, уточнил, что налоговый контроль в широком смысле осуществляется государством. В узком значении налоговый контроль ограничивается проверкой уполномоченными органами государства законности начисления и уплаты всех налоговых платежей.

О.А. Ногина и Н.Н. Нестеров предлагали еще более узкое понимание налогового контроля: он представляет собой, непосредственно, проведение проверок уполномоченными органами [18, с. 32; 19, с. 17]. Такой же взгляд изложен авторами учебника "Финансовое право", подготовленного под редакцией Е.Ю. Грачевой 

М.М. Нарусов отметил, что "в узком смысле налоговый контроль является властными действиями налоговых органов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налоговых платежей. Именно в данном значении термин "налоговый контроль" применяется в Налоговом кодексе РФ" [12, с. 142].

Из узкого и широкого подхода к пониманию налогового контроля исходит, по сути, М.Ю. Орлов, когда заключает, что налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства - два разных понятия. "Последнее более широкое понятие и включат в себя деятельность любых государственных органов, осуществляющих контрольные функции в области налогообложения". Налоговый контроль реализуется специализированными органами и в тех формах, которые предписаны Налоговым кодексом РФ .

Подход к налоговому контролю как к совокупности приемов и способов осуществления деятельности налоговыми органами применял, например, А.В. Брызгалин. Налоговый контроль он определял как "установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности налоговых органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и своевременность внесения налога. [11, с. 409].

К типу финансово-хозяйственного контроля налоговый контроль отнес И.И. Кучеров: "Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно".

Нет в науке финансового и налогового права единства мнений относительно определения объекта и предмета налогового контроля.

Авторы учебника "Налоги и налогообложение" под редакцией Л.Г. Ходова объектом контроля в сфере налогов и сборов называют движение денежных средств, а также трудовые, материальные и другие ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля являются документы, отчеты, планы, бухгалтерские книги, сметы, декларации и иные документы, которые связаны с расчетом и уплатой налогов и сборов в бюджеты разных уровней.

Схожим образом определяет предмет  и объект налогового контроля А.В. Демин. В качестве объекта налогового контроля он выделяет финансово-хозяйственную деятельность подконтрольных лиц, которая, так или иначе, затрагивает вопросы налогообложения.

Интересен подход А.В. Демина к определению подконтрольных лиц, к которым он причисляет как организации и физических лиц, так и государственные и муниципальные органы, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Иной взгляд на предмет и объект налогового контроля демонстрирует М.Ю. Орлов: "Предметом налогового контроля являются предусмотренные законодательством о налогах и сборах обязанности частных субъектов - налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц, обладающих частноправовой правосубъектностью.

 Прежде всего, речь идет об обязанности по уплате налогов и сборов и о "вспомогательных" обязанностях, сопутствующих обязанности по уплате налогов и сборов, обязанность встать на учет в налоговых органах, обязанности вести учет фактов хозяйственной жизни. Объект налогового контроля  -отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, участниками которых являются лица, обладающие частноправовой правосубъектностью".

Исходя из выше приведенного материала,  можно сформировать следующие выводы.

 Целью налогового контроля является пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач среди основных можно выделить:

-обеспечение устойчивости и своевременности поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней;

-обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов при поступлении налоговых платежей;

-проверки  правильности  уменьшения налоговой базы в связи с начислением льгот и вычетов;

- профилактика налоговых  правонарушений в стране. 

Объектами налогового контроля являются движение денежных активов в процессе формирования налоговой базы  по конкретному налогу. 

Предметом налогового контроля выступает процесс формирования налоговой базы при заполнении  налоговых деклараций, фактическое наличие имущества. 

Налоговый контроль реализуется посредством деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, законодательно установленные.

1.2. Формы  и методы налогового контроля 

Дискуссионным в науке финансового и налогового права является вопрос о понятии форм и методов контроля и их соотношении. А.Ю. Ильин под формой налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. 

Методами налогового контроля являются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

Классификацию форм налогового контроля осуществила Е.В. Ордынская. В основе классификации - необходимость принятия определенного решения по результатам применения конкретной формы налогового контроля. На этом основании Е.В. Ордынская выделяет основные, дополнительные и вспомогательные формы налогового контроля

И.И. Кучеров предлагает классифицировать налоговый контроль в зависимости от объектов представленных в таблице 1.1.



 Таблица 1.1 – Классификация налогового контроля

Объект классификации 

Виды контроля 

Характеристика 

Объем  контролируемой деятельности субъекта 

комплексный

контроль всей деятельности экономического субъекта



тематический

 проверка по  конкретному налогу



целевой

производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции

Степень охвата предметов контроля

сплошной

проверка  всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов



выборочный 

проверка  только части специально отобранных документов

Источники проверки 

документальный

 проверка документально зафиксированных данных



фактический

проверка  фактического состояния объектов налогообложения



встречный

получение информации от третьих лиц

Стадии осуществления мероприятий

предварительный

предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства



текущий

проводится в отчетном периоде



последующий

проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов

Места проведения мероприятий налогового контроля

камеральный

проводится по месту расположения налогового органа



выездной

проводится по месту нахождения проверяемого лица

Плана  проведения контрольных мероприятий

плановый

контроль по графику проверок 



внеплановый

контроль вне графика 

 Многогранность и сложность налоговый контроль проявляется в его классификации.

Форма налогового контроля - это методы проведения контрольных действий. Формы налогового контроля регламентируются Налоговым кодексом РФ и представлены схематично на рисунке 1.1. 



Формы налогового контроля

направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств

ст. 86 НК РФ

Источник НК РФ 

проведение налоговых проверок

ст.ст. 87- 89.2 НК РФ

истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

ст. 93 НК РФ

выемка документов и предметов

ст. 94 НК РФ

привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых

ст.ст. 95-98 НК РФ

запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия

ст. 85 НК РФ

налоговый мониторинг

V.2 НК РФ

ст. 89 НК РФ



инвентаризация имущества 

Рисунок 1.1 – Формы налогового контроля

Наиболее распространенными формами  налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны (рис. 1.2).



Камеральная проверка 

Выездная проверка 

Проводится по месту нахождения налогового органа

Проводится по месту нахождения проверяемого или по месту нахождения налогового органа

Проверяются только документы

Проводится без специального решения налогового органа

Срок не более  3 месяцев

Проверяются документы и имущество организации 



Проводится только по специальному решению налогового органа



Срок, как правило, два месяца





Рисунок 1.2  -  Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок



Отдельные исследователи предлагают включить в научный оборот понятие "мероприятие налогового контроля", т.е. законодательно закрепленное действие налоговых органов и их должностных лиц, совершаемое в ходе осуществления различных форм налогового контроля. В науке финансового и налогового права осуществляется классификация налогового контроля по различным основаниям.

Глава 2. Анализ развития форм и методов налогового контроля в Российской Федерации

2.1. Показатели налогового контроля в Российской Федерации

Субъектом налогового контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.  Основными налогоплательщиками в РФ являются юридические лица.   Количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. 

В таблице 2.1 составляется на основании данных отчетов о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей  по форме №1-НМ, размещенных на официальном сайте УФНС. 



Таблица 2.1 -  Формирование доходов, администрируемые налоговыми органами, млн.р. 

Показатель 

2013 г.

2014г.

2015г.

Отклонение +- 2015г. к 2013г. 

Начислено к уплате всего по РФ: в том числе

8602369

9695060

10790455

2188086

федеральный 

бюджет 

5366627

6214906

6880450

1513823

 в бюджет субъекта 

5959226

944559

6907850

948624

в местные

бюджеты

1042435

944559

971116

-71319



За период исследования наблюдается рост начисленных налогов с 8602369 млн.р. до 10790455 млн.р. За счет  роста поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет на 1513823 млн.р., в бюджеты субъектов Российской Федерации на 948624 млн.р. Необходимо отметить, что поступления в местные бюджеты сократились на 71319 млн.р.  

Рост налоговых платежей может свидетельствовать о росте субъектов налогового контроля или росте налоговой нагрузки на хозяйственную деятельность организаций. На основании данных  Отчета УФНС РФ «Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля» составляется таблица 2.2.



Таблица 2.2-  Динамика субъектов налогового контроля  

Показатель 

2013 г.

2014г.

2015г.

Отклонение +- 2015г. к 2013г.

Количество организаций, представляющих налоговую отчетность, ед.

4 681 020

4 687 862

3 323 287

-1 357 733

Количество индивидуальных предпринимателей,

представляющих налоговую отчетность, ед.

3 588 626

3 610 390

2 475 700

-1 112 926

Количество  организаций, проверенных на выездных проверках, ед.

29 559

26 188

23 181

-6 378

Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой,  проверенных на выездных проверках, ед.

5 997

4 417

2 926

-3 071

Количество организаций, у которых выявлены нарушения   при  выездных проверках, единиц

29 244

25 869

22 996

-6 248

Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой,  у которых выявлены нарушения при выездных проверках, единиц

5 945

4 388

2 901

-3 044

Удельный вес недобросовестных налогоплательщиков – юридических лиц 

98,93

98,78

99,20

0,27

Удельный вес недобросовестных налогоплательщиков – физических лиц

99,13

99,34

99,15

0,01

	

По данным проведенного анализа необходимо отметить, что за период исследования количество субъектов налогового контроля сократилось. Количество юридических лиц сократилось с 4681 тыс.ед. до 3323 ед. Снижение показателя произошло на 1357 тыс.ед.  Снизилось также количество предпринимателей, представляющих налоговую отчетность с 3588 тыс.ед. до 2475 тыс.ед. Сокращение субъектов налогового контроля привело к сокращению количества выездных проверок. Количество организаций, проверенных на выездных проверках снизилось 6347 ед., а количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 3071 ед.

	По статистическим данным УФНС России, представленным в таблице 2.2, видно, что при проведении налоговых проверок очень высокий удельный вес организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выявлены налоговые нарушения. Так в 2013 г. из 29599 ед. проверенных организаций выявлены нарушения у 29244 ед., что составляет 98,93 % от общего числа проверенных.  В 2014г. проверено 26188 организаций из них 25869 ед. оказались недобросовестными налогоплательщиками.  В 2015г. из 23181 ед. проверенных организаций выявлены нарушения у 2996 ед., что составляет 99,20 % от общего числа проверенных. Таким образом, за период исследования увеличивается удельный вес недобросовестных  налогоплательщиков  среди юридических лиц. 

 За период 2014-2015 г. удельный вес недобросовестных  налогоплательщиков – физических лиц сокращается с 99,34 % в 2014г. до 99,15 %  в 2015г. Однако в целом за период исследования динамика положительная. 

	Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. За период исследования увеличиваются доходы от налоговых платежей в бюджеты различных уровней при одновременном сокращении количества субъектов налогового контроля. Сокращаются выездные налоговые проверки. Однако количество  недобросовестных  налогоплательщиков, как  среди юридических лиц, так и среди физических лиц, увеличивается. Данная тенденция может свидетельствовать о повышении эффективности налогового контроля за период.  Результаты налогового контроля представлены в таблице 2.3

Таблица 2.3 – Результаты налогового контроля в РФ, тыс.р. 

Показатель 

2013 г. 

2014г. 

2015г. 

Отклонение +- 2015г. к 2013г. 

Начислено платежей по результатам проверок всего (тыс. рублей). 

В том числе:

391941592

411153731

408686572

16744980

Выездные проверки всего. В том числе:

280704253

290615371

270212505

-10491748

налоги

211342530

213083288

200209801

-11132729

пени

37617794

42702375

40247766

2629972

штрафные санкции

31743929

34829708

29754938

-1988991

Камеральные проверки всего. В том числе:

50564515

54917944

81265515

30701000

налоги

42574379

45146592

66993211

24418832

пени

1383599

1455429

2430598

1046999

штрафные санкции

6606537

8315923

11841706

5235169

Дополнительно начислено  по результатам прочих контрольных мероприятий и  пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов

60672824

65620416

57208552

-3464272



По результатам налогового контроля  в 2015г. начислено 391441 млн.р., а в 2015 г. данным показатель увеличился до 408686 млн.р. За счет выездных налоговых проверок  в 2013 г. начислено 280704 млн.р., за счет камеральных 50564 млн.р.  и 60672 млн.р. начислено дополнительно за счет прочих контрольных мероприятий. В 2014 г.  в результате выездных налоговых проверок начислено 29061 млн.р., за счет камеральных налоговых проверок начислено 54917 млн.р. и 65620 млн.р. начислено дополнительно за счет прочих контрольных мероприятий. В 2015 г.  в результате выездных налоговых проверок начислено 270212 млн.р., за счет камеральных налоговых проверок начислено 81265 млн.р. и 57208 млн.р. начислено дополнительно за счет прочих контрольных мероприятий.

Таким образом, за период исследования увеличиваются налоговые платежи при проведении камеральных проверок и сокращаются налоговые платежи при проведении выездных проверок. По данным таблицы  на рисунке составлена структура платежей выездных проверок. 



0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2013 г.

2014 г. 

2015г.

-штрафные санкции;

-пени;

налоги.

Рисунок 2.1- Структура платежей выездных проверок по результатам 2013-2015гг.

	Таким образом, основным результатом выездных проверок является доначисление налогов организации, так как начисленная сумма налога составила более 70 % от общего результата выездных налоговых проверок.

	Среди камеральных проверок суммы начисленного налоги также занимают наибольшее значение на протяжении всего анализируемого периода. Так как в результате проведения камеральных проверок увеличиваются суммы до начисленных налогов на 30701 млн.р., то это приводит к росту пеней на 1047 млн.р. и штрафов на 5235 млн.р.

При проведении выездных проверок наблюдается тенденция сокращения начисленных налогов на 11132 млн.р., что приводит к сокращению штрафов на 1988 млн.р. при одновременном росте пеней на 2629 млн.р.  Данная тенденция может возникать при увеличении сроков уплаты до начисленных налогов, так как пени начисляются за каждый календарный день. 

Таким образом, за период исследования наблюдается сокращение субъектов налогового контроля при одновременном росте начисленных платежей преимущественно при проведении камеральных проверок, поэтому можно сделать вывод, что эффективность налогового контроля улучшалась.  Эффективность выездных налоговых проверок высок, так как удельный вес результативных проверок составляет  в среднем за три года 99 процентов.



2.2. Развитие института предварительного налогового контроля



Согласно Бюджетному Посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 гг. налоговая система России ставит одной из целей качественное улучшение налогового администрирования. 

Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением масштаба уклонения от уплаты налогов особенно в период нестабильной экономической обстановки, когда перед налоговыми органами стоит задача найти такие способы взаимодействия с налогоплательщиками, которые максимально снизят риск недополучения налоговых платежей в бюджет. 

Одним из таких способов решения проблемы является предварительный налоговый контроль.

Государство способно в полной мере реализовывать свою налоговую политику только когда налогоплательщики понимают всю важность уплаты налогов для общества и заинтересованы их платить. 

Долгое время для налоговой системы России был характерен налоговый контроль, основанный на тотальной проверке документов в сочетании с комплексом тяжелых карательных мер в виде санкций за нарушение налогового законодательства. Фискальный характер налоговой системы также повлиял на формирование негативного отношения налогоплательщиков к уплате налогов. 

Доминирование принципа власти и подчиненности в налоговом администрировании приводило к низкой экономической отдаче, а налоговый контроль в целом являлся неэффективным.

В связи с этим государство было вынуждено искать новые пути взаимодействия с налогоплательщиками. Возникла насущная необходимость внедрения новых эффективных форм налогового контроля, которые могли бы позволить:

– бесперебойно финансировать доходную часть государственного бюджета, не нанося ущерб платежеспособности налогоплательщика непомерными налоговыми санкциями;

– сокращать расходы государства на проведение налоговых проверок;

– изменить негативное отношение налогоплательщиков к налоговым администрациям.

На сегодняшний день наиболее перспективной видится принципиально новая форма взаимодействия Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков как партнеров. 

В этом случае государство выступает поставщиком определенного сервиса, который включает развитую инфраструктуру, благоприятные условия ведения бизнеса и др., а налогоплательщик, расставаясь со своими деньгами в форме налогов, получает возможность быть пользователем всех этих благ. 

По мнению российских экспертов, партнерские отношения – наиболее удобная и взаимовыгодная форма сотрудничества государства и налогоплательщика, обеспечение которой, также как и развитие экономики, возможно лишь при соблюдении базовых принципов налогообложения: определенности, стабильности и эффективности. 

В налоговом контроле, основанном на партнерских отношениях, основной упор сделан на превентивные или предупредительные меры в отношении возможных нарушений налогового законодательства.

За рубежом данная концепция активно реализуется на практике в форме институтов предварительного налогового контроля. Россия, напротив, все еще находится в переходном к данной системе взаимоотношений периоде.

Наибольшую известность на сегодняшний день получил институт налогового мониторинга. 

На основании полученных по его окончании положительных результатов было принято решение закрепить институт налогового мониторинга законодательно в разделе V.2 Налогового кодекса РФ. Первым участником процедуры налогового мониторинга в России стало ПАО «Мобильные Теле Системы».

Система налогового мониторинга в России имеет как свои преимущества так и недостатки (таб. 2.4).

Вторым шагом в развитии налогового контроля, основанного на партнерских отношениях, является попытка создания института налогового рулинга. Данная форма налогового контроля впервые упоминалась в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017, 2018 гг.» и еще не закреплена законодательно. 





Таблица 2.4. – Особенности налогового мониторинга в России

Преимущества

Недостатки

Способствует предотвращению и разрешению налоговых споров в досудебном порядке

Доступен только для крупных налогоплательщикв-организаций (ст. 105.26 гл. 14.7 НК РФ)

Снижает неопределенность во взаимоотношениях с налоговыми органами

Не касается контроля соответствия рыночных цен (п.10 сто.105.30 гл. 14.8 НК РФ)

Повышает эффективность управления налоговыми рисками

В ряде случаев налоговых проверок не удается избежать (п.5.1 ст.89 гл.14 НК РФ)

Сокращает издержки на проведение проверок и судебных разбирательств

Не урегулированы риски соблюдения безопасности при исследовании информационной базы налогоплательщика

Делает бизнес-сферу более прозрачной и открытой

- 



В отличие от налогового мониторинга, налоговый рулинг создается с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях конкретной сделки, которую он только планирует совершить. 

Налоговый рулинг не подразумевает полной передачи ФНС информации бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган проводит оценку возможных последствий будущей сделки и выдает соответствующее заключение, в соответствии с которым действует налогоплательщик. Налоговый рулинг, как и налоговый мониторинг, имеет большой опыт применения за рубежом. 

К примеру, во Франции применяется rescript fiscal, в США действует private ruling, в Израиле – tax ruling, а в Швеции – Forhandsbesked.

Система партнерских отношений базируется на предупредительных мероприятиях налогового контроля и направлена на создание доверительных отношений между налогоплательщиком и государством в лице Федеральной налоговой службы. 

Институты предварительного налогового контроля, основанные на данной форме взаимоотношений с налогоплательщиками, позволят налоговым органам предотвращать незаконные схемы уклонения от налогообложения и минимизации налогов, снижать количество выездных проверок и в целом повышать уровень налогового контроля, по которому, как известно, оценивают качество работы всей налоговой службы. 

Сотрудничество, основанное на партнерских доверительных отношениях, способствует в определенной мере изменению сознания налогоплательщика, и, следовательно, подходов к концепции налогообложения в целом.



2.3. Методы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации

Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях отсутствия учета либо значительного искажения учетных данных определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных об аналогичных налогоплательщиках либо на основе сведений, которыми располагает налоговый орган о проверяемом лице. 

Однако косвенные методы исчисления налоговых обязательств не могут применяться, если налогоплательщик представляет заведомо искаженные документы и сведения. 

В этой связи в настоящее время активно обсуждается актуальная проблема расширения полномочий налоговых органов по получению доступа к информационным ресурсам и доказательствам. Можно констатировать, что многие государства предоставляют налоговым администрациям широкие права для борьбы с налоговым уклонением, в том числе в целях результативного проведения камеральных проверок. 

Во Франции, Швеции, Германии налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют право на беспрепятственный доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. 

Однако вопрос о получении права доступа налоговых органов к электронным базам данных представляется справедливым при условии использования этого информационного ресурса исключительно на территории налогоплательщика и с обязательством о сохранении налоговой тайны о деятельности проверяемого лица. 

Кроме того, во многих государствах налоговые службы, проводя налоговые проверки, получают возможность прямого доступа к данным о транзакциях по банковским счетам, а также к базам данных различных государственных органов и иных организаций, аккумулирующих необходимые в целях налогового контроля сведения. 

По оценкам экспертов, в результате массового уклонения государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся обязательных платежей, оценочная величина потерь бюджетной системы составляет от 200 до 400 млрд руб.. 

То есть предупреждение потенциальных налоговых нарушений на стадии регистрации юридических лиц, равно как и обязанность контрагентов прослеживать соблюдение налоговых обязанностей партнерами по бизнесу, не является составным элементом доминирующих за рубежом доктрин по противодействию уклонению от уплаты налогов. 

Поскольку действующие процедуры государственной регистрации и постановки на налоговый учет демонстрируют неэффективность в борьбе с незаконными способами налоговой оптимизации с использованием «фирм-однодневок», разрешение сложившейся ситуации возможно за счет модернизации процессов налогового контроля. 

В частности, предлагается активизировать внедрение электронного документооборота по выписке и получению счетов-фактур с перспективой закрепления обязанности представления в виде приложения к налоговой декларации в электронном формате реестров выставленных счетов-фактур, что позволит обеспечить создание единого по России информационного ресурса с автоматизированной сверкой факта начисления НДС продавцом с предъявлением начисленных сумм к вычету покупателями непосредственно после завершения налогового периода, по итогам которого возможно сформировать профили риска налогоплательщиков при неподтвержденности факта начисления по конкретным счетам-фактурам. 

Последнее предложение предполагает значительные затраты на разработку и внедрение соответствующего программного обеспечения, а также на приобретение оборудования и интеграцию в существующие технологические процессы новых информационных технологий, но окупаемость бюджетных расходов на эти цели может быть обеспечена за счет оперативного пресечения налогового мошенничества с НДС, сокращения возможностей коррупции. 

Кроме того, использование автоматизированного подтверждения каждого вычета соответствующим начислением обеспечит значительное ослабление нагрузки на сотрудников налоговых органов, что позволит оптимизировать их численность, а также усилить внимание к проверке иных налогов, прежде всего налога на прибыль. 

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в России введена новая форма взаимодействия налогоплательщиков-представителей крупного бизнеса и налоговых органов: налоговый мониторинг. В Налоговый Кодекс введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

Вступившие в силу изменения регулируют предмет, основания и порядок проведения налогового мониторинга.

Основная задача налогового мониторинга - определить правильность исчисления налогов и сборов в реальном времени, не дожидаясь проведения выездной или камеральной налоговой проверки. 

Суть налогового мониторинга сводится к полной открытости бухгалтерии компании для налоговых инспекторов, которые в режиме Online следят за ее сделками и оперативно дают советы, как избежать претензий со стороны фискальных органов в будущем.

Мониторинг будет проводиться по заявлению организации налогоплательщика. Однако предприниматель сможет подать соответствующее заявление только при одновременном соблюдении следующих условий:

- за последний календарный год уплатил налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых на общую сумму не менее 300 млн. руб.;

- общий объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд. руб.;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (налоговой) отчетности на 31 декабря года, предшествующего году, в котором подано заявление о налоговом мониторинге также не менее 3 млрд. руб.

По результату проведения налогового мониторинга составляется мотивированное мнение. Обязанность составления мнения у налоговых органов возникает только при установлении факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. 

Однако при отсутствии каких-либо противоречий организация также вправе направить запрос о составлении мотивированного мнения, которое впоследствии может быть использовано налогоплательщиком, в частности, для сверки правильности исчисления налогов и сборов.

Организация имеет право не согласиться с мотивированным мнением налогового органа. По результатам направленных в налоговый орган «разногласий» в ФНС России инициируется взаимосогласительная процедура.В 2012 году ФНС России запустила пилотный проект, в котором приняли участие 5 российских компаний. 

Важным стимулом для проведения налогового мониторинга является введение запрета при соблюдении определенных условий на проведение камеральных и выездных проверок за период, за который проводится мониторинг. Представляется, что введение такой формы налогового контроля должно стать положительным шагом в сторону совершенствования взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.



Заключение

Перед государством и исполнительной властью поставлена задача, которая заключается в обеспечении правопорядка в области налоговых отношений. Они должны основываться на нормах НК РФ и возникают между государственными налоговыми органами и налогоплательщиками. Стоит подробно ознакомиться с темой «Налоговые органы: права и обязанности» и избавиться от возможных затруднений по уплате налогов. 

Налоговые органы РФ являют собой целостную централизованную систему, которая включает в себя органы контроля над абсолютным соблюдением законодательных правовых актов. В данное обязательство налогоплательщи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44