- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка стратегии диверсификации организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014181 |
Тема: | Разработка стратегии диверсификации организации |
Содержание
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет экономики и управления Кафедра управления организацией ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к выпускной квалификационной работе на тему: Разработка стратегии диверсификации организации (на примере ООО «СтройПроектСервис» Работу выполнил студент Аскинази Александр Николаевич Научный руководитель ___________ д.э.н., профессор М. В. Аристова Студент Иванов И. И. Консультанты: 1. _____________________________ допускается к защите 2. _____________________________ ____________ 3. _____________________________ Зав. кафедрой д.э.н., профессор А. А. Петров Нормоконтролер ________________ «___» июня 2018 г. к.э.н., доцент Н.Е. Белова Санкт-Петербург – 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ с 3 по 5 Глава 1. Теоритические основы диверсификации с 6 по 22 1.1. Название параграфа 1 теоретической части с 6 по 10 1.2. Название параграфа 2 теоретической части с 11 по 16 1.3. Название параграфа 3 теоретической части с 17 по 22 2. Характеристика деятельности ООО «СтройПроектСервис» с 23 по 47 2.1. Название параграфа 1 аналитической части с 23 по 25 2.2. Название параграфа 2 аналитической части с 26 по 36 2.3. Название параграфа 3 аналитической части с 37 по 47 Глава 3. Проектирование решений по диверсификации с 48 по 65 3.1. Название параграфа 1 проектной части с 48 по 53 3.2. Название параграфа 2 проектной части с 54 по 60 3.3. Название параграфа 3 проектной части с 61 по 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ с 66 по 68 Литература 69 Приложение 73 ПЕРЕЧЕНЬ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Лист 1. Титульный лист Лист 2. Цели и задачи работы Лист 3. Сведения об организации Лист 4. Финансовые результаты деятельности организации Лист 5. Динамика производственно-экономических показателей деятельности Лист 6. Структура деятельности организации Лист 7. Организационная структура Лист 8. SWOT-анализ Лист 9. Анализ конкурентоспособности организации Лист 10. Первое проектное решение Лист 11. Второе проектное решение Лист 12. Оценка экономической эффективности проектных решений Лист 13. Оценка социальной эффективности проектных решений Должность Фамилия Подпиcь Дата Разрабат. Аскинази А.Н. 6.06.18 Разработка стратегии диверсификации организации (на примере ООО «СтройПроектСервис» Стадия Лист Листов Руководит. Аристова М.В. 6.06.18 ВКР 1 75 СПбГАСУ Кафедра управления организацией Н. контр. Белова Н.Е. Зав. каф. Петров А.А. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет безотрывных форм обучения Направление менеджмент Кафедра управления организацией УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой (подпись) д.э.н., проф. А. А. Петров «01» декабря 2017 г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СтудентуАскинази Александр Николавич Тема ВКР: Разработка стратегии диверсификации организации (на примере ООО «С777тройПроектСервис») Срок сдачи законченной ВКР: 6 июня 2018 года Исходные данные к ВКР: устав организации, данные финансовых результатов деятельности организации за период от 3 до 5 лет, данные о системе управления организацией, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции сотрудников, количественный состав персонала по должностям, характеристика квалификационного состава персонала, данные для анализа причин текучести кадров Содержание пояснительной записки: параграф 1.1, параграф 1.2, параграф 1.3, параграф 2.1, параграф 2.2, параграф 2.3, параграф 3.1, параграф 3.2, параграф 3.3. Перечень графического материала: финансовые результаты деятельности организации, динамика производственно-экономических показателей деятельности, структура деятельности организации, организационная структура, анализ персонала организации, многоугольник конкурентоспособности организации, прогнозные значения финансовых результатов деятельности, эффективность проекта реализации мероприятий. Рекомендуемая литература: библиотека экономической и управленческой литературы http://eup.ru, Сайт ИНИОН – Институт научной информации по общественным наукам РАН http://www.inion.ru, Economicus.Ru – экономический портал http://economicus.ru, Административно-Управленческий Портал http://www.aup.ru, Виртуальная Экономическая Библиотека http://www.econom.nsc.ru, Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru, Экономика, Социология, Менеджмент – федеральный образовательный портал http://ecsocman.edu.ru, Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления» http://www.uptp.ru. Консультанты по отдельным разделам работы Раздел Консультанты Дата выдачи задания: 27 ноября 2017 года Руководитель работы (подпись) д.э.н., профессор М. В. Аристова Оглавление Введение Глава1. Теоретические основы диверсификации деятельности предприятия 1.1. Понятие диверсификации 1.2. Причины, методы, виды и этапы диверсификации 1.3. Основные факторы проведения диверсификации Вторая глава. Характеристика деятельности предприятия ООО «СтройПроектСервис» 2.1.Характеристика предприятия ООО «СтройПроектСервис» 2.2. Анализ деятельности ООО «СтройПроектСервис» 2.3.Исследования рынка продукции сборных железобетонных изделий 2.4.Исследование рынка продукции из легких бетонов. Третья глава. Проект диверсификации деятельности ООО «СтройПроектСервис» 3.1. Первое проектное решение. Запуск новой линии производства фиброцементных панелей 3.2. Второе проектное решение. Реализация производственно-складского помещения под аренду 3.3. Прогнозируемые финансовые результаты ООО «СтройПроектСервис» Заключение Список использованной литературы ПриложениеАФинансовый отчет деятельности предприятия ПриложениеБСхема производственного комплекса Приложение ВСхема оборудования производства продукции из газобетона Приложение Г Расчет затрат оборудования новой линии производства ПриложениеД Дефектная ведомость ПриложениеЕ Техническое задание ПриложениеЖ Ведомость хозяйственных работ ПриложениеИ Сводная таблица предложений по аренде ПриложениеКПрезентация производственно-складского помещения Приложение ЛСвидетельство государственной регистрации Приложение МДоговор аренды Введение На протяжении всего периода рыночной экономики поиск направлений диверсификации производства для предприятий постсоветского пространства всегда являлся актуальным. Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что диверсификация производства является одним из самых действенных инструментов долгосрочного поддержания и развития деятельности строительного предприятия, его конкурентоспособности и эффективности. В условиях рыночной экономики существуют множественные риски и изменения, обусловленные переменчивой динамикой спроса на товары и услуги строительных предприятий. В данных условиях предприятие с узконаправленной специализациейв случае затяжного падения спроса на свой основной или единственный товар рискует понести серьезные убытки, связанные с простоем производства и прекращением поступления денежных средств от прибыли. Диверсификация, применяемая с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства способна решить данную проблему. Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение (создание) стратегии диверсификации организации, направленной на освоение новых секторов строительного рынка посредством запуска линии о производства новых видов товаров, создания новых источников прибыли на предприятии. Для реализации поставленной цель сформированы следующие задачи: Рассмотреть теоретические основы диверсификации производства; Проанализировать основные показатели деятельности ООО «СтройПроектСервис», внешнюю и внутреннюю среду предприятия, выявить сильные и слабые стороны, предложить меры для повышения экономической эффективности от основной деятельности; Проанализировать инвестиционный проект по диверсификации деятельности организации; Провести финансово-экономические расчеты эффективности реализации инвестиционного проекта; Поиск возможности создания новых источников прибыли на предприятии Объектом исследования являются проектные решения по диверсификации деятельности предприятия, специализирующегося на выпуске железобетонных изделий, строительных материалов и конструкций. Предмет исследования - формирование проектных решений, направленных на диверсификацию деятельности предприятия ООО «СтройПроектСервис» и их оценка на предмет соответствия стратегическим и текущим целям развития организации. Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Понятие, сущность и цели диверсификации Диверсификация производства – это стратегическая переориентация деятельности предприятия в сторону расширения количества типов выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта. Основной её идеей является обеспечить компании стабильность на рынке в случае, если одно из направлений производства станет убыточным, за счет других производственных линий. В критериях рыночной экономики большиепромышленныефирмы развиваются в всевозможныхорганизационно-правовых формах всогласованиис целямистановления, установленными дляихобладателями. Одним изстезейстановлениядля бизнеса вРусскойэкономике стало созданиебольшущегоколичествадиверсифицированныхфирм[7, с. 38]. Вопросы связанные с диверсификациейпроизводствасталипривлекать к себеособенноевниманиевладельцевкомпаний.Большинство исследований проводилосьвэтаппереходароссийскойэкономики к рыночным отношениям [7,44c].Почти всемоно-продуктовыеотечественныефирмысузенькойспециализацией, функционирующие ввсевозможныхсекторах экономикисталиизбиратьстратегию диверсификацииизготовления, преследуявсевозможныецели: отнезатейливогостремлениявынести все тяготыдо получениядобавочнойвыгоды. В связи с этимиданнымпримечателен тот факт, чтопрецедент,собственно чтофинансовые,общественныеи технологическиенюансыпоявления«диверсификация» для промышленныхкомпанийроссийскойфинансовойдоктринойисследованымало,например,какв начале,гигантскаядоляинтересауделялась особенностям процесса диверсификацииизготовленияна оборонных предприятиях. В экономической литературе существует большое количество определений диверсификации. Но главная сложность заключается в том, что диверсификация - такая экономическая категория, которой не всегда можно дать однозначное и четкое определение, поэтому важным моментом для любой организации, столкнувшейся с необходимостью диверсификации производства, является способность истолковать данную концепцию развития применительно к своим обстоятельствам [10, с. 76]. Принимая во внимание и учитывая многообразие взглядов и подходов к объяснению термина диверсификация, рассмотрим и проанализируем несколько из них. Достаточно общее и широкое определение: диверсификация (познелат. diversificatio - изменения, общее разнообразие, образованное от лат. diversus - разный и facio - делаю) есть расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями или объединениями. Такое расширение связано с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и на организацию новых видов производства, предполагающих проникновение в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной организации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности» [25, с. 45]. Исходя из вышесказанного видно, что с экономической точки зрения, диверсификация - это развитие производства и прирост объемов за счет дополнительного выпуска новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем. Такое определение очень часто оправдывает себя. Однако оно не учитывает аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них выделяется способность организации «упорядочить» свой капитал и интеллект, для создания огромного поля деятельности для управленцев и обеспечения возможностей для дальнейшего роста [18, с. 23]. В таком контексте диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Отсюда главная цель диверсификации - добиться в будущем повышения показателей экономической эффективности при полном использовании ресурсов. Определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «диверсификация - термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [1, с. 44]. Необходимо данное определение дополнить двумя уточнениями. Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции [19, с. 68]. Во-вторых, диверсификация непосредственно связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых предприятием, что в свою очередь делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта. При этом решаются не столько вопросы выживания организации. Решаются задачи обеспечения ее устойчивого поступательного роста и стратегического развития. В случае, когда продукты компании имеют очень узкое применение, она является специализированной, если же они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания [8, с. 32]. Таким образом, множество толкований термина диверсификация могут быть сгруппированы в пределах двух ключевых концепций имеющих различный смысл в зависимости от способа интерпретации исследуемого понятия: * «номенклатурная (ассортиментная)», когда речь идет о расширении ассортиментного ряда продукции внутри предприятия; * «без явных связей», когда расширение производственной структуры предприятия связано с выходом за пределы основной отрасли; Обобщая различные терминологические подходы, мы пришли к выводу о правомерности следующего определения: диверсификация производства - это трансформация предприятия, связанная с внедрением ранее не выпускавшихся товаров [2, с. 36]; не применявшихся технологий производства, управления, предпринимательства; предполагающая освоение новых рынков и осуществляемая на основе перераспределения и рационализации используемых ресурсов. При этом следует различать: * собственно диверсификацию производства, связанную с расширением номенклатуры выпускаемой продукции или организацией новых производств [6, с. 24]; * диверсификацию вложений, как распределение капитала инвестора между различными ценными бумагами для снижения инвестиционного риска; * диверсификацию маркетинговой деятельности, представляющую собой особый вид стратегии маркетинга, направленной на расширение рыночных сфер за счет внедрения новых видов продукции и услуг, проведения рекламных компаний, не имеющих тесных связей с основной деятельностью предприятия. Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации предприятия[11, с. 34]. Суть стратегии диверсификации производства заключается в обеспечении стратегической стабильности деятельности компании и уменьшении ее зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка, ценовой политики конкурентов, динамики спроса, надежности поставщиков. В результате осуществления диверсификации происходит физическое и организационное изменение в структуре бизнеса, которое не дает возможности полностью воспользоваться предыдущим опытом деятельности компании, т. е. происходит формирование нового уклада производства, появляются новые каналы сбыта продукции, а изменения касаются, в том числе и структуры персонала. Можно выделить ряд причин диверсификации: * увеличение степени риска, связанного с усилением конкуренции на рынке, что сказывается на финансовом положении в течение определенного времени; * наличие свободных оборотных средств и неполная загрузка производственных мощностей; * падение рентабельности основного производства; * стремление к росту масштаба производства. Таким образом, основными задачами диверсификации являются следующие [6, с. 14]: 1) сделать компанию растущей, т. е. улучшить модель роста компании; 2) укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности). Преимущества диверсифицированного производства дают возможность предприятию достигать цели, которые недоступны при выпуске однородной продукции [37, с. 78]. Эти цели можно изобразить в виде схемы, представленной на рисунке 1. Рисунок 1. Экономические преимущества диверсификации Источник: разработано автором. В основе диверсификации, прежде всего, лежат экономические выгоды для предприятий, которые заключаются в ослаблении воздействия кризисных факторов, таких как усиление конкуренции, глобализация экономики, падение рентабельности основного вида бизнеса и т.д. с целью уменьшения возможных негативных последствий от их воздействия на производственную деятельность, осуществляемую предприятием. Важность определения цели диверсификации заключается в том, что именно она является основой управления этим процессом и помогает фирме определить главный способ повышения эффективности организации [21, с. 45]. Процесс целеполагания в каждой отрасли и на каждом предприятии происходит в фиксированных условиях, которые могут существенно различаться, но результаты анализа научной литературы позволили создать схему, которая упорядочивает и раскрывает ключевые мотивы и цели диверсификации производства. Данная схема отображена в приложении курсового проекта, а здесь представлены пять основных групп целей, которые преследует стратегия диверсификации: 1) Рост компании. В случае, когда рынок основной продукции из-за насыщенности и высокой конкуренции становится непривлекательным, принимается решение о входе в другую область деятельности с целью осуществления роста компании [5, с. 98]; 2) Снижение рисков. Наряду с ростом компании дальнейшей целью диверсификации является максимально возможное снижение риска. Риск деятельности специализированной компании может уменьшиться, если она диверсифицируется в области, которые будут мало связанны с основной. Например, если основная продукция компании сильно подвержена сезонности или конъюнктурным спадам, то выход на новые рынки предоставляет возможности для сглаживания этих спадов. 3) Создание конкурентных преимуществ. Предприятия в рамках стратегии диверсификации могут усилить свои конкурентные позиции путем соединения различных технологий [4,81 c]. 4) Увеличение рентабельности. С помощью осуществления стратегии диверсификации предприятием часто достигается такая цель, как увеличение рентабельности деятельности. Рентабельность во многом зависит от того, насколько эффективно используются ресурсы предприятия. Неэффективно вложенные или имеющиеся в избытке материальные и нематериальные ресурсы в результате диверсификации могут использоваться более эффективно. Диверсификация также позволяет загрузить малозагруженные производственные мощности и соответственно увеличить рентабельность связанного с этим капитала. 5) Социальные цели диверсификации служат сохранению рабочих мест, если продукция основного производства не будет пользоваться достаточным спросом [25,65 c]. Анализ рассмотренных выше целей показывает, что диверсификация развивается на принципах кооперации различных видов труда. Чем больше развивается разделение труда и специализация производства, тем открывается простор для возможностей фирмы в процессе объединения различных видов и сфер предпринимательства. Проведение стратегии диверсификации в каждой конкретной фирме может быть оправдано, прежде всего, в виде распределения риска между различными видами деятельности. Здесь также необходимо отметить, что эффективность внедрения данной стратегии может быть обусловлена достаточной величиной первоначального капитала [7,68 c]. Вливание в новое дело или отрасль может преследовать одну или несколько стратегических целей, достижение которых обеспечивается одним или несколькими направлениями диверсификации. Отсюда следует, что главная цель диверсификации производства - это создание условий для стабильного и эффективного социально-экономического развития компании, которое в последствии трансформируется в конкретные цели структурной политики, такие как: рост масштаба/размера фирмы; повышение рентабельности продукции; сбалансированность стратегического набора фирмы; обеспечение финансовой устойчивости компании [3,49 c]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что диверсификация создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном предприятии, что в свою очередь ведет к оптимизации и повышению эффективности и конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости. Становясь важной частью воспроизводства, диверсификация деятельности делает предприятие более чувствительным к изменениям внешней среды, увеличивает способность к восприятию новых потребностей рынка, следовательно, повышает готовность предприятия к завоеванию новых сегментов рынка, отраслей, регионов [8, с. 31]. Управленческие решения в рамках стратегии диверсификации предприятия, в большинстве своем чаще всего руководством предпринимаются интуитивно. Редко оцениваются при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием, которое они могут оказать на основную деятельность.Рассмотрим существующие виды диверсификации производственных организаций. 1.2. Классификация видов диверсификации В научной литературе диверсификацию традиционно разделяют на два вида связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть как вертикальной, так и горизонтальной [9,33c]. В том, что касается дальнейшей классификации видов и форм диверсификации мнения ученых несколько расходятся, поэтому обобщая различные классификационные подходы можно предложить следующую классификацию видов диверсификации, представленную в виде схемы на рисунке 2. Рисунок 2. Классификация видов диверсификации Источник: разработано автором. Проанализируем данную классификацию, представленную на рисунке, дав описательную характеристику каждому виду в отдельности. Первый вид - диверсификация производства, непосредственно связанная с существующим ассортиментом предприятия, что означает развитие продуктов или рынков, связанных с основным профилем деятельности компании [6,59c]. В свою очередь данный вид делится на: 1) вертикальную диверсификацию, которая является следствием увеличения «глубины» товарной программы (на основе дифференциации товарной номенклатуры и рынков сбыта производимой продукции т.е. продукция входящая в производственную цепочку старого продукта); при этом вертикальная диверсификация бывает: * прямая; она развивается, когда существуют дополнительные условия, способствующие расширению производства (диверсификация в поставки, что означает развитие деятельности, обеспечивающей входные потоки в компанию, например, производство заготовок, и т. п.); * косвенная; она развивается при наличии различных финансовых и управленческих ограничений (диверсификация в продвижение, относится к развитию деятельности, связанной с выходными потоками, например, доставка, ремонт, обслуживание) [3,46 c]; 2) горизонтальную диверсификацию, которая представляет собой производство товаров, близких по производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям в рамках существующего производственно-рыночного потенциала (производимая продукция направлена на старых или равнозначных клиентов и потребителей); при этом горизонтальная диверсификация бывает направлена на: * расширение спектра производимых продуктов, когда происходит развитие и выпуск продуктов-заменителей либо продуктов, дополняющих уже производимый ряд; * изменение географического расширения, когда диверсификация осуществляется в пределах только региональной или национальной социально-экономической системы или с выходом в международные системы [9,88c]. Второй вид - диверсификация производства несвязанная напрямую с основной деятельностью предприятия. Следует отметить, что данный вид обладает рядом возможных преимуществ таких как: использование избыточной наличности или доходов; использование незагруженных мощностей и других ресурсов; избавление от существующего бизнеса и распределение рисков. В несвязанной диверсификации может выделяться так называемая концентрическая диверсификация, которая базируется на организации новых направлений деятельности и производстве новой продукции, для которой необходимы модернизированные технологии. Она применяется в тех случаях, когда рыночные возможности предприятий близки к исчерпанию, и ставятся задачи по внедрению на другие, более перспективные рынки. Применительно к различным вариантам диверсификации в качестве основного критерия классификации может быть использован критерий получения синергического эффекта при использовании стратегии диверсификации. В соответствии с этим критерием можно выделить два основных типа диверсификации - синергическую диверсификацию и конгломератную диверсификацию. Конгломератная диверсификация, выражающаяся в переходекомпанииврайон, не связанную с текущимделом, ксвежимтехнологиям инеобходимостямрынка, не подлежитпоследующейсистематизации.Главнымположением, на которомосновываетсязаключениео конгломератной диверсификации,считаетсято,собственно чтовсякийбизнес, которыйимеет возможностьбытьполученнаприбыльныхкритерияхисодержитнеплохиевозможностиполучениявыгоды,даетсобойприбыльноеназначениедиверсификации. В данной ситуации руководствокомпанииневыделяетпрактически никакихустановок наразведку стратегического соотношениямежсобственнымпроизводством и другими сферами деятельности. Синергическая диверсификация базируется на идее о том, чтодиверсификацияобязанареализоватьсяметодомвыхода за рамки промышленной цепочки,изнутрикоторой действовалакомпания, ирозыскомсвежихобликовработы, которыестанутдополнять ужеимеющие место бытьв технологическомили жеплатномпроектес целью получения эффекта синергизма [9,34c]. В зависимости от объекта, использование которого приносит синергический эффект данный тип диверсификация, подразделяется на три направления: 1) при ориентации на существующие потребности предприятия или рынка, при смене производственной технологии используется стратегия концентрической диверсификации; 2) при ориентации предприятия на существующий технологический способ производства продукции используется стратегия горизонтальной диверсификации [14, 56 c]; 3) при ориентации предприятия на получение синергического эффекта от использования технологий, предшествующих существующему производственному циклу или последующих за ним используется стратегия вертикальной диверсификации (интеграции). Изучив многообразие видов диверсификации производства, перейдем к рассмотрению факторов влияющих на выбор направления диверсификации. 1.3.Основные факторы проведение диверсификации Исследователи, изучающие диверсификацию производства, отмечают ее сложность и многоаспектность, что в свою очередь говорит о необходимости разработки программ диверсификации производства, учитывающих ее специфику с целью осуществления их практической реализации на различных предприятиях. Но, прежде чем приступить к разработке самой программы, необходимо составить проект диверсификации, в который обязательно будет входить предварительный план - основа, определяющая ключевой момент: направление диверсификации [13, 64c]. План диверсификации производства предполагает обоснование выбора направления для осуществления данного процесса и включает в себя предварительную оценку его эффективности, основываясь на анализе текущей ситуации и организационно-экономической среды предприятии так как, именно планирование проведения диверсификации является этапом, предшествующим разработке непосредственно проекта для реализации диверсификации как процесса. Наибольшее затруднение при планировании диверсификации производства вызывает аспект, основанных на двух основных положениях [10,37c]: 1) диверсификация производства рассматривается в двух плоскостях, как стратегическая ориентация и как инвестиционный процесс; 2) при диверсификации производства первоочередным становится наилучшее использование имеющихся у предприятия активов, а не получение прибыли от вновь создаваемого товара. В этой связи можно выделить ряд факторов, специфичных для диверсификации производства. Первый - тесная взаимосвязь стратегии предприятия и диверсификации производства. Еще два фактора связаны со вторым положением - влияние НИОКР на диверсификацию производства и взаимозависимость продукции ранее выпускавшейся на предприятии и вновь освоенной в результате диверсификации. Изучение и оценка этих факторов позволят более полно понять процесс диверсификации производства и обосновать его эффективность [3,42 c]. Стратегия развития, выбранная предприятием, должна служить основополагающим фактором при принятии решения о диверсификации производства. А.Чандлер, автор одной из известных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Стратегия предприятия выстраивается исходя из целей, которые предприятие ставит перед собой. Эти цели делятся на: общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы, разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития организации. Они ранжируются по принципу приоритетности по следующей схеме [23,46c.]: Обеспечение максимально возможной рентабельности предприятия при имеющемся наборе видов деятельности, который определяется рядом показателей, таких как: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; Обеспечение устойчивого положения фирмы как цель глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная и кадровая политика; решение социальных вопросов; Разработка итестсвежихнаправленийстановленияфирмы, вчтоколичестве,свежихобликовработы,собственно чтоготовит необходимым разработку структурнойполитические деятели,подразумеваетдиверсификациюработы,вероятнуювертикальную интеграцию,покупки и слияния;становлениеинформационных систем; определениеопределенныхкомпаний,промоушинг-акциикоихподлежат покупке; разработкусвежихобликовтоваров. Рассмотренное ранжирование целей однозначно указывает на то, что диверсификация производства является не первичной целью предприятия и не должна проводиться в ущерб высшим целям предприятия. Исходя из разработанной стратегии, предприятие должно решить, имеет ли смысл диверсификация, в какой области она должна быть проведена, и определить допустимый объем средств, выделяемый на диверсификацию, который обеспечил бы приемлемый риск для организации и безопасность ее существования в дальнейшем [8, 43c]. На выбор направления диверсификации также влияет ряд факторов: * структура бюджета предприятия; * мобильность капитала фирмы; * размер предприятия. Дадим краткую характеристику каждому из них. Структура бюджета предприятия. Предприятия, в бюджете которых значительную долю составляют расходы на НИОКР, стремятся к синергической диверсификации, т.к. крупные вложения в исследования не могут быть использованы при осуществлении конгломератной диверсификации и постоянной переброске ресурсов из одного направления бизнеса в другой; в то же время при синергической диверсификации их результаты могут быть использованы в нескольких направлениях бизнеса, что снизит долю затрат на НИОКР в цене единицы реализуемой продукции; Мобильность капитала фирмы. Предприятие, которое в силу ряда особенностей технологического процесса содержит значительную часть своего капитала в виде основных средств, будет стремиться к более полному их использованию, а, следовательно, к синергической - диверсификации. Размер предприятия. Многие крупные производственные предприятия тяготеют к синергической, а малые - к конгломератной диверсификации. Принемая во внимание и учитываячтопрецедент,собственно чтопо мереподъемафирмыизменяютсяи егоценностив целях. При нахождениифирмына уровне выживанияведущейцельюсчитаетсяполучениевыгоды,в следствие этого, оно прибегает к конгломератной диверсификации с цельюскорогонаращиваниясобственногоденежных средствза счет получениянаибольшейвыгоды. Сопериодомнаращиваниеденежных средствприводит кчто,собственно чтоцеликомпанийпомаленькусмещаются с получениянаибольшейвыгодыкфинансовойпрочностииэкономическойстойкости, авслед за тем – случаетсяпереход кпокорениюиныхрынков иобщественнымцелям,собственно что отображаетсяв переходе к синергической диверсификации [8,39c.]. Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер для деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, то есть. Отрасли-специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилем предприятия. Второму направлению свойственно, другое утверждение о том, что стратегия диверсификации необяз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: