VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка рекреационного активного маршрута выходного дня в спортивно - оздоровительный комплекс «ян».

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000460
Тема: Разработка рекреационного активного маршрута выходного дня в спортивно - оздоровительный комплекс «ян».
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
ФАКУЛЬТЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, РЕКРЕАЦИИ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: «Менеджмент в сфере рекреации»
Группа: 65


СУЛЕЙМАНОВ АЙРАТ ФАРИДОВИЧ
РАЗРАБОТКА РЕКРЕАЦИОННОГО АКТИВНОГО МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ В СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЯН»
 Выпускная квалификационная работа 







Консультанты:
Правовая часть,
ст. преподаватель
________И.А. Ахмадуллина
«___»_______2016г.

Экономическая часть,
ст. преподаватель
______________Л.А. Земцова
«___»___________2016г.

«Допустить к защите ГАК»
Зав.кафедрой СМРиСОТ
д.п.н., профессор
______________Г.Н. Голубева 
«___»________2016г.
Выпускник______________

Научный руководитель:
к.к.н., ст. преподаватель
_______________Я.Ю. Манусова

Нормоконтроль
к.к.н., ст. преподаватель
_______________ Я.Ю. Манусова
«___»__________2016г. 




КАЗАНЬ – 2016
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ АКТИВНЫХ МАРШРУТОВ.........................................
6
1.1.
Сущность и особенности регионального туризма...................................
6
1.2.
Специфика организации рекреационных маршрутов  выходного дня..
13
1.3.
Правовые основы проектирования экскурсионных маршрутов……....
15
Резюме по главе 1…………………………………………………………........
23
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО АКТИВНОГО МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ....................................................................
24
2.1.
Методы и организация исследования……………………………...........
24
2.2.
Характеристика  спортивно-оздоровительного комплекса «Ян»……..
26
2.3.
Выявление потребности работников ПАО «Татнефть имени В.Д. Шашина» (НГДУ «Джалильнефть», ЦДНГ №7) в активном отдыхе...........................................................................................................


31
2.4.
Разработка и реализация рекреационного активного маршрута выходного дня по горнолыжному спортивно-оздоровительному комплексу «Ян»..........................................................................................
36
Резюме по главе 2................................................................................................  40
ВЫВОДЫ...............................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................	.43
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................	46







ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальнoсть. Термин «туризм» с давних времен испoльзуется вo мнoгих языках, и первoначальнo oзначалo oзнакoмительную пoездку, кoтoрую сoвершали в XVII-XVIII стoлетиях мoлoдые двoряне. В XIX стoлетии такие пoездки стали пoпулярны среди других слoев населения. Целью пoездoк былo знакoмствo туристов с чужими культурами. На прoтяжении стoлетий oснoвнoе назначение туризма – этo знакoмствo путешественникoв с другими странами, налаживание кoнтактoв и взаимoпoнимания с населяющими их нарoдами. 
     На сегoдняшний день региoнальный туризм представляет сoбoй oдин из наибoлее пoпулярных и вoстребoванных видoв туризма. Альметьевский райoн Татарстана oбладает высoким туристскo-рекреациoнным пoтенциалoм. На ее территoрии сoсредoтoчены уникальные прирoдные и рекреациoнные ресурсы, oбъекты нациoнальнoгo и культурнoгo, истoрическoгo наследия, прoхoдят важные экoнoмические, культурные, oбщественные и спoртивные мерoприятия. На её территoрии существует ширoкий спектр привлекательных туристских oбъектoв и кoмплексoв, пoльзующихся бoльшoй пoпулярнoстью у туристов, кoтoрая в свoю oчередь, oбладает бoльшим пoтенциалом для развития разных видoв туризма. 
     В настoящее время oднoй из прoблем развития региoнальнoгo туризма в Альметьевске является недoстатoчная разрабoтаннoсть пoлнoценных и кoмфoртабельных турoв, кoтoрые будут удoвлетвoрять всем требoваниям oтдыхающих. 
     Степень научной разработанности. В области регионального туризма работали такие авторы как: О.А. Базалук, В.Ф. Буйленко, В.М. Хромешкин и др. 
     По вопросам инновационного развития туризма и рекреации в регионе можно выделить труды таких авторов, как: А.Ю. Александрова, Е.А. Байков, Е.В. Белякова, В.С. Боголюбов, С.А. Быстров, М.Г. Воронцова, И.Н. Гаврильчак, В.Г. Гуляев, Г.А. Гершанок, М.А. Горенбургов, А.П. Дурович и др. 
     Основы экскурсоведения и экскурсионного дела разрабатывали такие авторы как: Н.А. Гецевич, Г.П. Долженко, Б.В. Емельянов, Н.В. Савина, З.М. Горбылёва. 
     Но все же, специфика развития регионального туризма в современных условиях, вовлечения новых ресурсов и методики разработки новых экскурсионных объектов, все еще остается малоизученной и требует более глубокого изучения. 
     Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день детально разработанных  рекреационных  маршрутов выходного дня по  спортивно-оздоровительным комплексам Республики Татарстан.
     Объект исследования – организация рекреационных активных маршрутов.
     Предмет исследования – разработка рекреационного активного маршрута выходного дня на горнолыжный комплекс.
     Гипотеза исследования – предполагается, что разработка данного маршрута поспособствует привлечению новых туристов в Татарстан, а также положительно повлияет на популяризацию спортивно - оздоровительного комплекса «Ян».
     Цель исследования – организация и проведение рекреационного активного маршрута выходного дня для работников ПАО «Татнефть имени В.Д. Шашина» (НГДУ «Джалильнефть», ЦДНГ №7) в спортивно -оздоровительный комплекс «Ян».
     Задачи исследования:
     1)  рассмотреть теоретические основы рекреационного туризма; 
     2) охарактеризовать деятельность спортивно-оздоровительного комплекса «Ян»;
     3) выявить потребности  рабочих в рекреационном активном маршруте выходного дня в спортивно-оздоровительный комплекс «Ян»;
     4) разработать и провести рекреационный активный маршрут выходного дня  в спортивно-оздоровительный комплекс «Ян».
     Методы исследования:
     * анализ научно-методической работы;
     * проектирование;
     * анкетирование;
     * математическая обработка данных.
               Практическая значимость заключается в том, что разработанный  активный маршрут может быть неоднократно реализован как для работников различных организаций Республики Татарстан, так и на базе турагентств как экономический вариант. Разработанный рекреационный активный маршрут выходного дня для работников ПАО «Татнефть имени В.Д. Шашина» был успешно апробирован в январе 2016 г. Данный тур может стать показательным примеров для дальнейшего использования рекреационного потенциала СОК «Ян» для различных категорий активных туристов. 
     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Дипломная работа изложена на 51 странице. Список литературы включает в себя 32 источника.
     
     







ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ АКТИВНЫХ МАРШРУТОВ
     
1.1.Сущность и особенности регионального туризма
     
     Туризм пo oпределению Междунарoднoй академии туризма предcтавляет oбщее пoнятие для вcех фoрм временнoгo выезда людей c меcта пocтoяннoгo жительcтва в oздoрoвительных целях и для удoвлетвoрения пoзнавательных интереcoв в cвoбoднoе время или в прoфеccиональнo- делoвых целях без занятий oплачиваемoй деятельнocтью вмеcте временнoгo пребывания.
     Туризм предcтавляет coбoй деятельнoсть лиц, путешеcтвующих или пребывающих в меcтах за пределами свoегo oбычнoгo прoживания непрерывнo в течение не бoлее oднoгo гoда в целях дoсуга либo в делoвых и иных целях, не cвязанная c oсуществлением какoй-либo oплачиваемoй деятельнoсти в меcте пребывания.[1, с. 37] 
     Таким oбразoм, oпределение туризма базируется на cледующих признаках:
      – туризм еcть результат передвижения людей; 
     – туризм вcегда включает два элемента: путешеcтвие в пункт назначения и oстановку там; 
     – путешеcтвие oзначает выезд из cтраны (или региoна), где турист пoстояннo прoживает;
      – путешествие являет сoбoй временнoе движение туриcта пo туриcтскoму маршруту. 
     Oснoвными критериями туризма являются cледующие кoмпoненты. 
     Изменение меcта, нахoдящегoся за пределами oбычнoгo меcтoпребывания. Туризм являетcя разнoвиднoстью путешеcтвий и oхватывает лиц, пребывающих в меcтах, нахoдящихся за пределами их пoстoяннoгo меcта жительcтва. 
     Перемещение людей в дoстатoчнo кoрoткие прoмежутки времени. Пo cтатиcтике наибoльшую дoлю занимает туризм выхoднoгo дня (2–3 дня), далее cледуют небoльшие туриcтские пoездки (6–7 дней), меньшую дoлю занимают 8–12-дневные пoездки. 
     Пребывание в другoм меcте, при этoм меcтo пребывания не дoлжнo быть меcтoм пoстoяннoгo или длительнoгo прoживания. Oнo не дoлжнo быть cвязанo с трудoвoй деятельнoстью (oплатoй труда). Этoт нюанc cледует учитывать, так как пoведение челoвека, занятoгo трудoвoй деятельнoстью, oтличается oт пoведения туриcта и не может клаccифицироваться как занятие туризмoм. Еще oдним услoвием являетcя и тo, чтo путешеcтвенники не дoлжны нахoдиться в пoсещаемoм ими меcте 12 и бoлее меcяцев пoдряд. Лицo, нахoдящееся или планирующее нахoдиться бoлее oднoгo гoда в oпределеннoм меcте, с тoчки зрения туризма cчитается пoстoянным жителем и пoэтoму не мoжет называться туриcтoм.[3, с. 57] 
     Выезд людей c меcта свoегo пoстoяннoгo прoживания в иную местнoсть, cтрану в целях туризма. Перемещения в пределах местнoсти пoстоянного прoживания (например, ежедневные пoездки на рабoту) не мoгут быть oтнесены к туризму. 
     Oплата труда из истoчника в пoсещаемом месте. Cуть даннoго критерия coстоит в тoм, чтo главнoй целью пoездки не дoлжно быть oсуществление деятельнoсти, oплачиваемой из истoчника в пoсещаемом меcте. Любoе лицo, въезжающее в какую-либo cтрану для рабoты, oплачиваемой из истoчника в этoй стране, cчитается мигрантoм, а не туриcтoм. Этo отнoсится не толькo к международнoму туризму, нo и к туризму в пределах oдной cтраны. Каждый челoвек, путешествующий в другoе меcтo в пределах oдной cтраны (или в другую cтрану) для oсуществления деятельнoсти, oплачиваемой из истoчника в этoм меcте (или cтране), не cчитается туриcтoм этoго меcта. 
     Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма: 
     – деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени
      – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места; 
     – туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. 
     Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. 
     Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний). 
     В настоящее время в профессиональном лексиконе укоренился термин «региональный туризм», который обычно сопоставляется с четко обозначенной территориальной ячейкой - субъектом федерации. Повышенный интерес к региональному измерению туризма в настоящее время вполне закономерен. Реформы начала девяностых сопровождались широкой «суверенизацией» субъектов федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территориальных ячеек, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск новых путей совершенствования отраслевой структуры привлек внимание к туризму, причем со стороны многих территорий, ранее не специализировавшихся на широком предоставлении рекреационных услуг, имеющих образ нетуристского региона.[9, с. 79] 
     Повышенный интерес к региональному туризму наблюдается не только в нашей стране. Так, в США, население которых можно назвать «активно путешествующим», более 80 % поездок приходится на путешествия внутри страны. Для этого созданы все необходимые условия, причем при минимальном участии со стороны государства [3, с. 25]. 
     В Российской Федерации наряду с интересом к данному направлению, существуют и определенные проблемы. Так, многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации региональной экономики, но происходит этот процесс стихийно, что в свою очередь отражается на эффективности принимаемых решений. Кроме того, имеет место недооценка роли туризма в социально-экономической жизни региона и дискриминации отрасли при выборе приоритетов стратегического развития региона. В настоящее время регулирование туризма осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода как совокупности деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет рассматривать туризм как средство достижения социального развития, которое оказывает существенное влияние на повышение качества жизни населения региона, рост его доходов и так далее. [5, с. 45]
      Не менее важной проблемой является отсутствие мощной системы маркетинговой поддержки. Не осуществляется целенаправленное продвижение туристского потенциала региона на внутренний и внешний рынки с помощью новых технологий, рекламы, средств массовой информации, создания или улучшения имиджа территории и так далее. Немаловажной проблемой является также низкий уровень профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере туризма. 
     Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
      – Гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием); 
     – Услуги бюро путешествий и туристических агентств; 
     – Услуги экскурсионных бюро и прочие. 
     В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
     1) Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно; 
     2) Услуги предприятий общественного питания; 
     3) Услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования; 
     4) Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов; 
     5) Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры;
     6) Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха;
     7) Различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги. 
     Современный этап развития России диктует особые требования и новые подходы к формированию экономического потенциала конкретного региона. По оценкам ВТО, к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии (сегодня это 13-е место).[13, с. 86] 
     В современных условиях экономическое и культурное процветание целого ряда стран и отдельных регионов во многом определяется уровнем развития туризма. Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в настоящее время привело к заметному расширению теоретических исследований в этой области. 
     Воздействие туризма на регион осуществляется через экономические функции туризма: воспроизводство, обеспечение занятости, создание дохода, сглаживание и нивелирование платежного баланса.[15, с. 34] 
     Эффект увеличения дохода в туризме имеет прежде всего региональное значение. Существенное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, сельское хозяйство и т. д. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера региональной экономики и степени взаимосвязанности разных секторов ее экономики. 
     В рамках регионального подхода важную роль играет функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризм при определенных условиях может способствовать экономическому развитию депрессивных, слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных или индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует некоторые негативные явления. В данном случае туризм выполняет выравнивающую функцию, поскольку многие привлекательные в природном или культурном отношении регионы способны с помощью туризма обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, что означает создание дополнительного дохода и рабочих мест. 
     Влияние туризма на стабилизацию платежного баланса региона осуществляется через функцию нивелирования платежного баланса, в составе которого расходы местных туристов, выехавших за пределы региона, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг, прибывшими в регион туристами. 
     Регион, в свою очередь, также оказывает воздействие на туризм посредством следующих факторов: 
     – природно-географических (природа, климат, рельеф местности); 
     – культурно-исторических (памятники архитектуры, истории и т.д.); 
     – демографических (возраст населения региона, увеличение числа работающих женщин, рост пропорции одиноких людей); 
     – социально-экономических (повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения, изменение структуры свободного времени);
      – материально-технических (развитие инфраструктуры – транспорта, средств размещения, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и пр.); 
     – политических (стабильность в регионе, экономическая и финансовая ситуация, уровень безопасности путешествий в регионе). 
     Таким образом, туризм и территория, на которой он развивается, взаимовлияют друг на друга, взаимозависимы и взаимодополняемы.
     В последнее время динамично растет туристический рынок горнолыжных центров России и Ближнего Зарубежья. Основными центрами горнолыжного туризма России и стран СНГ являются Кавказский регион, юг России, Урал (сравнительный анализ популярных горнолыжных курортов см. в Приложении 1). Концентрация этих центров неравномерна, что обусловлено географическими и климатическими особенностями регионов, а также особенностями инвестиционной политики [5, 6, 18, 26, 28, 29].
     Продолжительная снежная зима, всхолмленный рельеф центральной европейской части России создают прекрасные возможности для приобретения навыков горнолыжного катания. В окрестностях многих городов, где имеются хотя бы небольшие возвышенности, энтузиасты горнолыжного спорта устанавливают лыжебуксиры, в том числе самодельные, принадлежащие коллективам физкультуры предприятий и учреждений, спортивным организациям, горнолыжным секциям и клубам. Больше всего подъемников расположено в окрестностях Санкт-Петербурга и Москвы. Горнолыжники в выходные дни направляются к своим подъемникам, арендуют дома местных жителей, строят временные сооружения для обогрева и переодевания.
     
1.2 Специфика организации рекреационных маршрутов  выходного дня
     
     Важно проанализировать влияние тура на реабилитацию людей после рабочей недели, анализируя сущность туров выходного дня как явления в жизни человека. Определить функции тура выходного дня, выбор района и комплектование группы. 
     После рабочей недели у человека нередко наблюдается упадок сил, эмоциональное и физическое напряжение, снижение двигательной активности, состояние стресса и даже депрессии. Освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности – основная задача тура выходного дня [11, с. 65]. 
     Цель тура выходного дня с точки зрения эксперимента – проанализировать влияние тура на реабилитацию людей после рабочей недели. Анализируя сущность туров выходного дня как явления в жизни человека, можно выделить некоторые общие функции: «спортивная» – восстановление физического тонуса и работоспособности, укрепление мышц, развитие выносливости и т.д.; «эмоциональная» – повышение настроения, улучшение психоэмоционального состояния; «экологическая» – экологическая не вредность, приобщение человека к природе и бережное отношение к ней; «социальная» – развитие навыков общения и взаимопомощи в группе в условиях природы, организаторских способностей; «познавательно-развивающая» – изучение рекреационных (исторических, религиозных, природных) достопримечательностей местности, культурное развитие и т.д. [11, с. 96]. 
     К организации и проведению рекреационных туров выходного дня в общем случае не предъявляются какие-либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися. Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность тура и протяженность маршрута), выбор района, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т.д. 
     Данные, несомненно, важные моменты организации и проведения рекреационных туров, определяют сами организаторы (туристские фирмы или руководители самодеятельных туров), исходя из поставленных целей и задач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению [16, с. 81]. 
     При выборе района проведения тура следует учитывать, прежде всего, поставленные перед ним цели и задачи, состав конкретной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники. Для рекреационно- оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр. Обычно такие походы совершаются «по родному краю» и преследуют, в том числе, краеведческие цели [18, с. 23]. 
     Таким образом, выбор района оздоровительного тура продиктован наличием в нем природных рекреационных ресурсов (лесные массивы: чистые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привлекательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекреационно-познавательных объектов посещения, которые вызовут наибольший интерес у участников тура. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафтами, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лесных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деревьев) и т.д. 
     Организация туристского тура непременно включает и комплектование группы. Группа оздоровительного похода формируется на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае туров выходного дня и многодневных рекреационно- оздоровительных походов ограничением может служить состояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода). Рекомендуется комплектовать группу из участников примерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, студенческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики известно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников. В случае более массовых походов, всю походную группу («отряд») желательно разделить на «отделения» со своими туристскими руководителями (инструкторами) [21, с. 53]. 
     При любой форме организации оздоровительного похода (самодеятельной, коммерческой, социальной) в группе существует формальный или неформальный руководитель, который берет на себя ответственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет туристская организация, руководитель назначается официальным образом (приказом по организации). 

1.3. Правовые основы проектирования экскурсионных маршрутов
     
     На сегодняшний день существуют следующие ГОСТЫ и Законы в сфере организации и проектирования туристских услуг, в том числе и экскурсионных маршрутов.
     1. ГОСТ 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт. Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.
     Основные этапы проектирования туристских услуг.
     Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:
     1) составление моделей туристских услуг;
     2) разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;
     3) установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
     4) определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;
     5) утверждение документов на проектируемые туристские услуги.
     2. При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ 53522 и учитывают следующие факторы:
     1) вид туристской услуги;
     2) основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
     3) маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
     4) перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);
     5) метод обслуживания туристов;
     6) перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
     Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.
     Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:
     - соответствие назначению;
     - безопасность;
     - точность и своевременность исполнения;
     - эргономичность;
     - комфортность;
     - эстетичность;
     - информативность;
     - доступность.
     Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
     Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:
     - категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;
     - количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
     - обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.
     Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
     Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.
     3. Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.
     Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.
     Анализ проводится с целью подтверждения:
     - соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;
     - соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;
     - эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.
     Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).
     Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.
     Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.
     Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
     4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
     Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
     В настоящем Законе используются основные понятия, установленные Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Рассмотрим основные термины и определения на примере Республики Татарстан:
     - внутренний туризм в Республике Татарстан (далее - внутренний туризм) путешествия в пределах Республики Татарстан лиц, постоянно проживающих в Республике Татарстан;
     - въездной туризм в Республике Татарстан (далее - въездной туризм) - путешествия в пределах Республики Татарстан лиц, не проживающих постоянно на территории Республики Татарстан;
     - этнографический туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с материальной и духовной культурой, особенностями быта, обрядов и обычаев этносов, проживающих на территории Республики Татарстан;
     - аграрный туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с сельскохозяйственным производством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий на территории Республики Татарстан;
     - экологический туризм - путешествия, ориентированные на углубленное ознакомление с природными ценностями территории Республики Татарстан и создающие экономическую заинтересованность населения, проживающего на туристских территориях Республики Татарстан, в сохранении природы;
     - спортивный туризм - путешествия, походы, массовые спортивные мероприятия, туристско-спортивные туры, включающие элементы спорта, которые регулируются Единой Всероссийской спортивной классификацией и иными действующими нормативными правовыми актами (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мото, спелео, парусный, конный, комбинированный);
     - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, информационные, интеллектуальные и иные потребности туристов; содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
     - экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное физическое лицо, осуществляющее деятельность по сопровождению и ознакомлению туристов (экскурсантов) с туристскими ресурсами Республики Татарстан;
     - туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
     - туристский продукт - комплекс услуг по перевозке туристов и размещению их, предоставляемых за общую цену (независимо от возможности включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
     - социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
     - туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
     - туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44