VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка рекомендаций по совершенствованию системы корпоративного управления предприятия в условиях кризиса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011584
Тема: Разработка рекомендаций по совершенствованию системы корпоративного управления предприятия в условиях кризиса
Содержание
Содержание



	Введение	3

	1 Корпоративное управление	6

	1.1 Основные понятия, функции, исторические аспекты и нормативно-правовая база корпоративного управления	6

	1.2 Международный опыт корпоративного управления	30

	1.3 Оценка эффективности корпоративного управления	36

	2 Понятие и сущность экономических кризисов	46

	2.1 Понятие кризисных явлений: природа их появления и функционирования	46

	2.2 Воздействие кризисных явлений на конечные показатели      эффективности деятельности	64

	3 Совершенствование корпоративного управления                                          АО «Первая грузовая компания»	70

	3.1 Характеристика деятельности АО «Первая Грузовая Компания» в условиях кризиса	70

	3.2 Оценка эффективности корпоративного управления                              АО «Первая Грузовая Компания»	85

	3.3 Разработка мероприятий по развитию и совершенствованию корпоративного управления АО «Первая Грузовая Компания»	92

	Заключение	96

	Список используемой литературы	99

	Приложения	106










Введение 



Актуальность темы. Значение кризиса как явления, воздействующего на экономику, как на макро, так и на микроуровне, очень велико. Кризисное состояние экономики одновременно является и концом и началом функционирования отдельных социально-экономических систем. Изучение опыта мировых экономических кризисов, позволило еще в начале ХХ века сделать предположение, что кризисные явления в экономике носят цикличный характер и в какой-то мере неизбежны. Исследование влияния кризисных явлений на экономические объекты разного уровня позволяет формировать различные методики и антикризисные программы позволяющие избежать или смягчить последствия кризиса. Особенно важно это для крупных компаний в части построения такой системы корпоративного управления, которая позволит быстро и эффективно выходить из кризисных ситуаций, вызванных как внешними, так и внутренними причинами. 

Современная экономическая ситуация как в России, так и в мире характеризуется достаточно частными кризисными явлениями, вызванными различными причинами. Это вызывает необходимость разработки различных мер по преодолению последствий кризиса на уровне предприятий. Взаимосвязь эффективности функционирования всего предприятия и результативности его корпоративного управления очевидна, однако, существует объективная необходимость в исследовании и разработке различных приемов совершенствования системы корпоративного управления для предприятий находящихся в кризисе. Вся совокупность теоретического и практического опыта, накопленного за годы изучения влияния и последствий экономических кризисов на развитие социально-экономических систем, отражается в научном направлении, которое получило название антикризисное управление. В рамках этого направления исследуются, в том числе, методы и приемы преодоления коммерческими предприятиями кризиса и его последствий. Важным аспектом указанного направления является разработка антикризисной программы для предприятий, которые уже находятся на грани банкротства или имеют его первые признаки. Эти признаки могут выражаться в потере платежеспособности, финансовой устойчивости и появлению убытков. Создание в какой-то мере универсальных методик совершенствования корпоративного управления с целью преодоления кризиса для предприятий определенной отрасли является значимым и актуальным направлением научных исследований. Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Научная проблема. Существует объективная необходимость в исследовании и разработке различных приемов совершенствования системы корпоративного управления для предприятий находящихся в кризисе.

Гипотеза научного исследования. Совершенствуя систему корпоративного управления предприятие может достичь состояния, которое позволит ему быстро и с минимальными негативными последствиями выходить из кризисных ситуаций, связанных, как с внешними, так и внутренними факторами.

Степень разработанности проблемы. В научной и учебной литературе понятие экономического кризиса представлено достаточно широко. многие российские и зарубежные авторы обращались к вопросам, затрагивающим воздействие кризисных явлений на экономику страны в целом и на уровне предприятия. Также достаточно много работ посвящено преодолению внутренних кризисов предприятия, вызванных сбоем в финансово-хозяйственной деятельности. К этой теме обращались такие отечественные авторы как: В.В. Баранов, Н.Д. Корягин, В.В. Гаврилов, Т.И. Григорьева, А.Т. Зуб, Г.Ф. Фейгин, а также зарубежные: А.А. Томпсон, Д. Пирс, Ж.-Ж. Ламбен, Э. Деминг, П. Друкер и др. 

Целью данного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию системы корпоративного управления предприятия в условиях кризиса.

В соответствии с установленной целью нами сформулированы следующие задачи исследования:

изучить основные понятия, функции, исторические аспекты и нормативно-правовую базу корпоративного управления;

рассмотреть международный опыт корпоративного управления;

изучить систему показателей для оценки эффективности корпоративного управления;

исследовать понятие и сущность экономических кризисов;

оценить эффективность корпоративного управления АО «Первая Грузовая Компания»;

разработать мероприятий по развитию и совершенствованию корпоративного управления АО «Первая Грузовая Компания».

Объектом исследования является система корпоративного управления транспортной компании.

Предметом исследования является процесс совершенствования системы корпоративного управления АО «Первая Грузовая Компания».

Материалы и методы исследования. В работе были использованы общие и специфические методы исследования, такие как – анализ источников по теме исследования, синтез и обобщения мнения ведущих ученых, специалистов в управлении, а также эмпирические методы исследований –сравнение и измерение различных показателей. 

Практическая значимость исследования. В результате исследования, проведенного в рамках данной работы, получены аналитические выводы, которые применимы не только в рамках рассмотренного предприятия, но и могут быть использованы в стратегической управленческой деятельности других транспортных организаций, поскольку описанный процесс повышения эффективности корпоративного управления имеет специфические черты, адаптированные для предприятий транспортной отрасли.






1 Корпоративное управление



1.1 Основные понятия, функции, исторические аспекты и нормативно-правовая база корпоративного управления



В данный момент в научной и учебной литературе выделяются несколько взглядов на вопросы о возникновении корпораций как экономического объекта. Некоторые, как считают Я.И. Функ и В.А. Михалеченко, считают началом отсчета появление Голландской Ост-Индской Компании в 1602 году. Эта компания появилась с подачи государственных органов в результате слияния торговых товариществ Голландских провинций для осуществления торговли с Ост-Индией [45, с. 52].

Изначальная сумма капитала составляла 6,5 млн. гульденов. Максимальным пакетом акций 50% и директоров 23% обладала амстердамская провинция [55].

Паи Ост-Индской компании продавались на бирже Амстердама в самом начале XVII века, при этом они не представляли собой акции в том понимании, которое бытует сегодня, а были в виде квитанций, которые подтверждали пай. Передача акции реализовалась обыкновенной отметкой в книгах, которая производилась в присутствии лица, у которого отчуждали акции, приобретателя и руководителя предприятия. Главным преимуществом этого предприятия по сравнению с другими подобными было ограничение ответственности участников по обязательствам предприятия.

Специфической особенностью Голландской Ост-Индской компании, которая служила одновременно и ее экономической основой и конкурентным преимуществом, выступало монополия на торговлю сначала с Индией, а затем с Китаем и Японией. Поэтому данное предприятие было прибыльным, несмотря на неграмотное управление и некорректную финансовую отчетность.

По мнению таких авторов как Функ и Михальченко, колониальные компании тех времен совершенно не соответствовали определению акционерного общества. По их мнению, первые действительно акционерные общества появились в Англии лишь в конце XVII века [45, c. 53].

Первое такое акционерное общество – это Английский банк, который возник в 1684 г., опять же при активном участии государства, которое было заинтересовано в кредитах. Вся сумма капитала этой корпорации, составляющая 1,2 млн. фунта стерлингов, при этом ни один акционер не имел права обладать акциями на сумму, превышающую 20 тыс. фунтов стерлингов, передавалась в кредит государству под 8% годовых. С течением времени Английский банк стал единоличным эмиссионным центром Англии.

Как известно, до 1680 года в Англии были основаны 49 предприятий, доли в которых были названы «акциями». С 1680 по 1719 года появились дополнительно 40 предприятий, с 1719 по 1720 г. – 190, при этом большинство  из них были, как их принято назвать, «мыльными пузырями» [55]. Следствием этого стал закон, который запрещал акционерные общества. Этот закон действовал достаточно длительное время.

Наибольшая активность в создании акционерных обществ на территории США была отмечена на период конца войны за независимость. В период завершающего десятилетия XVIII века было создано 259 компаний, различного вида деятельности, совокупный акционерный капитал которых в 1803 г. составлял 48,4 млн. долл., при этом 8 из них относились к промышленной отрасли, 29 – к банковской, а остальные – к торговой [55].

Начало XIX века в Западной Европе характеризовалось появлением акционерных обществ в сфере машинной индустрии, железнодорожного транспорта и производства судов.

Уже середине в 20-ых годов XIX века акционерные общества стали основной формой предпринимательства в Англии и США. И также на протяжении всего XIX века расцветали железнодорожные акционерные общества, к примеру Манчестер-Ливерпульская железная дорога.

Следующим значимым этапом истории акционерных обществ, по мнению Функа и Михальченко [45, c. 373], выступает формирование хозяйственных объединений независимых юридических лиц и монополий. Одним из первых подобных объединений в XIX веке можно считать трест, учрежденный в 1882 г., под названием «Стандарт Ойл». Руководил этим предприятием Джон Р. Рокфеллер. Указанный трест образовался в результате объединения некоторого количества нефтяных компаний на базе доверительной собственности. Акционеры компаний, входивших в трест, стали его учредителями, и, кроме того, его бенефициариями.

Концентрация производства в акционерных обществах была очень велика. К 1909 году табачный трест выпускал 90% изделий всей табачной промышленности США, а стальная компания в 1900 году стала монополистом 70% железных рудников, находящихся на Великих Озерах [55].

Тесное сотрудничество трестов и финансовых структур породило династии американских финансистов, которые стили контролировать практически все США. Так, у объединения Моргана и Рокфеллера перед Первой мировой войной было 56% всей совокупности американского акционерного капитала, т.е. акции на 22 млрд. долл. [55].

В 1890 г. был принят Закон Шермана и, практически сразу же за ним последовали решения суда, которые заставляли монополистические тресты или ликвидироваться, или сильно измениться. Такой подход повлиял на активное развитие холдингов, позволявших избежать сферы, на которую действует закон Шермана. Наибольшая активность в создании холдинговых компаний в США зафиксирована в период 1898 – 1902 гг. [14, с. 25].

В указанный период очень многие акционерные общества быстро и сильно росли. Этот рост привел к тому, некоторые из них стали контролировать отдельные отрасли промышленности, и, в конце концов, превратились в транснациональные компании.

В XX веке в Западной Европе акционерные общества стали национализировать. Так, в 40-е годы XX века в Англии в связи с победой на выборах лейбористов была проведена национализация угольной промышленности, транспорта, металлургической промышленности, телесвязи и ряда других. 

Однако, уже в конце 70-х середине 80-х годов XX века при активном участии М. Тэтчер были приватизированы очень много акционерных обществ, которые были национализированы в 40-е годы. 

В России начали появляться и распространяться предпринимательские объединения во время правления Петра I. Первый указ о формировании торгового товарищества вышел 27 октября 1699 года. Это распоряжение было выпущено с целью внедрения принципов открытия и функционирования предпринимательских объединений по типу западноевропейских. Все эти объединения начала XVII века включали в себя разные формы предпринимательских объединений: полные товарищества, артели и объединения с признаками акционерного общества. Но все же предпринимательское объединение как экономический объект не играло существенной роли в развитии России вплоть до XIX века. Однако и в этот период нет четких, структурированных видов и типов корпораций, нет понятия участия и системы управления, а внутренние связи неорганизованны и в целом не совсем понятны [45, c. 131]. 

Манифест императора Александра I, выпущенный 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выходах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» определял два вида товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Такие товарищества могли быть созданы в промышленной сфере, в торговле, в страховании и перевозках. Александр I, кроме того, основал российское акционерное законодательство. В указе от 6 сентября 1805 года Адександр I дал определение такому акционерному обществу, которое предполагает ограниченность в ответственности акционеров по его обязательствам. 

В России, как и в Западной Европе и США первыми акционерными обществами были предприятия тех отраслей экономики, которые требовали значительных капиталовложений: страховое дело, транспорт. 

Тем временем в период с 1807 по 1829 года в России были созданы еще 19 акционерных обществ. Как только был принят общий акционерный закон 1836 года, началось бурное развитие торговых отношений, которые способствовали росту количества акционерных компаний (рис. 1): 







Рис. 1. Рост количества акционерных обществ в России в XIX веке



В 1864 году был основан первый акционерный коммерческий банк - Петербургский частный коммерческий банк, который положил начало процессам формирования частных российских кредитных обществ. В этот же период началось активное сращивание промышленного капитала с финансовым и по этой причине начали образовываться крупные финансово-промышленные группы. В том числе монопольное объединение «Продамет», которое появилось в 1902 году, сразу стало активно влиять на всю совокупность металлургических рынков в России. Центральной компанией группы являлся Азовско-Донской банк, который при помощи значительных пакетов акций контролировал крупные металлургические общества [55]. 

Кроме того, появляются такие формы предпринимательской организации, как синдикат, в том числе АО «Кровля», «Медь», «Проволока» и т.п. [34, c. 114]. В это время прибыль, которую приносили акции российских акционерных обществ, были гораздо выше, чем в остальной Европе, что являлось причиной привлечения значительного количества иностранных участников. Таким образом, в 1900 году доля иностранных участников составляла 29% от всего основного капитала Акционерного Общества Российской империи [55]. 

Корпоративная форма организации является той формой, которая создает очевидные преимущества по сравнению с иными формами организации деятельности хозяйствующих субъектов. В первую очередь речь идет об обеспечении неограниченных возможностей привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций и тем самым расширяет базу привлечения финансовых средств посредством мобилизации капиталов. Во-вторых, корпоративная форма обеспечивает более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса из-за их большей надежности и способности обеспечить банкам прибыльность счетов. В-третьих, ограничивает уровень личного риска собственников, входящих в корпорацию хозяйствующих субъектов, который возрастает по мере масштаба финансовых вложений. В-четвертых, корпорация создает возможности для привлечения профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций. Кроме того, велика роль корпораций в контексте мезоэкономического маркетинга в виде формирования и развития спроса на определенном сегменте рынка посредством создания дочерних, внучатых и зависимых компаний, совместно обслуживающих сегмент рынка в рамках общей стратегии. 

Корпорации обеспечивают 80–90% хозяйственного оборота, имея долю в структуре организационных форм не более 20–25%. Тем самым, корпорации, являясь главной организационно-правовой формой крупного бизнеса и выполняя мезо- и макроэкономические функции, способны изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального и мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду.

Вместе с тем, не смотря на множество отмеченных позитивных аспектов объединения хозяйствующих субъектов в такую форму как корпорация (от латинского «corporation», что означает объединение), единого ее определения на сегодняшний день не существует. Ниже представлены основные подходы к определению корпорации (табл. 1).



Таблица 1

Основные подходы к определению понятия «корпорация»



Подходы к определению «корпорация»

Источник

Объединение, не обладающее статусом юридического лица

Фельдман А.Б. [160], Розенберг Б.Н.  [134]

Объединение, обладающее статусом юридического лица

Самуэльсон  П . и Нордхаус В. [138], Храбровой И.А. [171], У. Батлер и М .Гаши-Батлер [13],  Р. Кларко [69], 

Объединение нескольких юридических лиц (без образования юридического лица)

Сонькин Н.Б. [148]

Объединение физических и юридических лиц или капиталов, с образованием юридического лица

Кашанина Т.В.  [66], О.Уильямсона, М. Дж.Уайли энд Сандз  [82], Фельдман А. [160]

Объединение как социальная интеграция, структурная модель

Шарков Ф.И. [178]

Комплексная структура, объединяющая акционерным капиталом

Щербакова Н.В.  [144]

Форма организации предпринимательской деятельности с долевой собственностью

Ивановой Е.А . [59]

Целостно-нормативный комплекс, удовлетворяющий интересы 

Серебрякова Г.В., Цветков В.А. [140]

Хозяйственная система, состоящая из звеньев

Масличенков Б.С. [102]



Некоторые авторы определяет корпорацию как объединение с образованием юридического лица. Корпорация - юридическое лицо, которое может самостоятельно продавать и покупать, занимать деньги, производить товары и услуги и вступать в контрактные отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным образом [62, с.144]. 

У. Батлер и М. Гаши-Батлер утверждают, что «та или иная организация относится к группе корпораций, если для нее характерно наличие следующих критериев: статус юридического лица, принцип ограниченной ответственности, бессрочное существование, свободная передача акций, централизованное управление» [14, с.46]. 

Р. Кларко выделяет наиболее востребованные инвесторами «четыре формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, централизованное управление» [9, с.24]. 

Данные трактовки определяют корпорацию как объединение с образованием юридического лица, преследующие цель увеличения благосостояния людей, деятельность корпорации ограничена определенной ответственностью, управление осуществляет централизованный орган.

Как союз интересов определяет корпорацию О. Уильямсон: «Она есть ассоциация, союз лиц, то есть соответствующим образом организованный коллектив (самостоятельный экономический субъект), воля которого определяется групповым интересами входящих в его состав индивидов и которые организованно имущественно действуют вовне как единое целое от своего собственного имени, обладающими определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности» [2, с.24]. 

А.Б. Фельдман определяет корпорацию как объединение юридических и физических лиц или тех и других вместе на правах юридического лица, в котором участники стоят на началах членства [44, с.194]. 

В данных трактовках корпорация представлена как объединение физических и юридических лиц или капиталов с образованием юридического лица, деятельность которого направлена на удовлетворение коллективных интересов и обладает имущественными правами и обязательствами. Отличительной чертой объединения является уникальность групповых привилегий, присущих каждому члену корпорации.

Ряд авторов определяет корпорацию, как комплексную структуру, объединенную акционерным капиталом: 

1) любая коммерческая организация, основанная на членстве; 

2) организации, образованные в виде хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ; 

3) корпорация является акционерным обществом; 

4) к корпорациям относятся только интегрированные структуры, в частности, финансово-промышленные группы; 

5) подразумеваются все крупные предприятия реального сектора экономики [35, с.12].

Е.А. Иванова под корпорацией понимает форму организации предпринимательской деятельности, основанную на долевой собственности, уникальном способе финансирования (привлечении финансовых средств неограниченного круга лиц через продажу акций на фондовом рынке), юридическом статусе, ограниченной ответственности собственников, разделении функций владения и управления [18, с.29].

Определение корпорации как целостно-нормативного комплекса дает В.А. Цветкова: «корпорация - это целостный комплекс (юридических и физических лиц), имеющих различный правовой статус и разную степень оперативно-хозяйственной самостоятельности, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения в целях производства или осуществления иной хозяйственной деятельности для удовлетворения интересов учредителей и государства [47, с.16]. 

Данное определение, разграничивая акционерное общество и корпорацию, акцентирует внимание на сложном составе участников и отношений организации (акционерах, менеджерах, крупных владельцах) и подчеркивает согласованность и координацию отношений участников корпорации, что является условием совместной реализации их целей и интересов.

На основании вышеизложенных определений выявлены следующие отличительные черты, присущие корпорации:

-корпорация представляет собой объединение физических и юридических лиц или капиталов с образованием юридического лица;

- корпорация представляет собой сложный имущественный комплекс, внутри которого вступают в организационные, управленческие и экономические отношения участники корпорации; 

-централизованное руководство корпорацией, являясь условием достижения целей корпоративного объединения, позволяет обеспечить согласование и координацию отношений участников корпорации; 

-деятельность объединения направлена на удовлетворение коллективных интересов, увеличение благосостояния участников корпорации;

-самостоятельность корпорации ограничена законодательными нормами, функции управления в которой реализует централизованный орган;

-в качестве уникальных характеристик, присущих корпорации, выделяются следующие: возможность использования групповых привилегий, наличие уникальных способов финансирования, а также к корпорации относятся только интегрированные и крупные предприятия.

Таким образом, проведенные исследования показали на то, что понятие корпорации в научных трудах определяется в основном по трем основным признакам построения на основе: имущественных отношений; концентрации контроля и власти над ресурсами; добровольных объединений. При этом практически во всех определениях отсутствует указание на целевую ориентацию корпорации. Между тем, целью создания корпорации, по мнению большинства экономистов, является формирование и максимизация ее рыночных конкурентных преимуществ.

Принципиальным различием по сравнению с классической концепцией управления является ориентация не на текущую прибыль, а на стоимость корпорации, определяемую ее дисконтированными будущими свободными денежными потоками. Концепция ориентации деятельности на рост стоимости корпорации предполагает, что принимаемые управленческие решения способствуют не только усилению текущего состояния корпорации, а направлены на ее устойчивое развитие в будущем. Тем самым, речь идет об управлении будущим. Это обусловлено в первую очередь тем, что стоимость корпорации складывается из дисконтированных прогнозируемых свободных денежных потоков и приведенной стоимости остаточной стоимости бизнеса, составляющей не менее 50% текущей стоимости корпорации. Различают балансовую и рыночную стоимость компании. Показатель капитализации компании (оценка стоимости компании рынком) крайне неустойчив и изменяется вслед за котировками акций компании. Балансовая и рыночная стоимость компании практически не совпадают. В большинстве случаев капитализация компании значительно больше балансовой стоимости, поскольку рыночная стоимость корпорации не зависит от структуры капитала, а определяется динамикой ее будущих доходов. 

В соответствии с рассмотренными определениями корпорации сформируем структуру функционирования корпорации (рис. 2).

В рыночной экономике, согласно ряду исследователей, наиболее эффективными формами считаются такие, как: холдинг, консорциум, конгломерат, финансово-промышленные группы. Именно эти формы в настоящее время представляют наибольший интерес в связи с высокой концентрацией ресурсов, капитала, диверсификации деятельности корпорации. В данных формах объединения уделяется основное внимание имущественным отношениям, концентрации власти и ресурсов, отсутствует внутреннее разграничение на экономические, организационные факторы, позволяющие снизить конкуренцию и издержки управления.



Юридическо-правовой статус

Объединение физических и юридических лиц или капиталов

Объединение нескольких юридических лиц (без образования юридического лица)

Внутренняя классификация объединений

Система, состоящая из звеньев

Объединение физических и юридических лиц или капиталов



Социальная интеграция, структурная модель

Ценностно-нормативный комплекс

Генеральная цель

Формирование стоимости и реализация корпоративных преимуществ

Главная задача

Обеспечение баланса интересов участников корпорации

Метод решения

Корпоративная политика, разграничение функций управления по руководству



Рис. 2 Структура функционирования корпорации



В табл. 2 представлена классификация корпоративных объединений.



Таблица 2

Классификация корпоративных объединений



Критерий классификации

Виды корпораций

1.Отраслевая направленность 

Промышленные (сырьевые, обрабатывающие, агропромышленные), финансовые (банковские, страховые, инвестиционные), торговые, медийные.

2.Маштаб деятельности

Локальные, региональные, межрегиональные, национальные (федеральные), международные, глобальные.

3.Формы собственности 

Государственные, смешанные, частные.

4.Количество отраслей 

Моноотраслевые, многоотраслевые.

5.Рыночное положение

Монопольные, олигопольные.

6.Организационное строение 

Горизонтальные, вертикальные, конгломераты.

7.Способ организации

Иерархические, сетевые, циклические.

8.Структура управления

Линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, проектная.




Продолжение таблицы 2

9.Организационные формы

Холдинг, финансово-промышленная группа, концерн, конгломерат, консорциум, синдикат, картель, трест, ассоциация.

10.Тип управляемого органа

Холдинг, руководящий комитет, совет директоров, управляющая компания.



Вместе с тем, следует отметить тот факт, что каждая из форм корпоративных объединений имеет как сильные, так и слабые стороны. В табл. 3 представлены основные сильные и слабые стороны форм корпоративных объединений, которые в той или иной степени влияют на проявление конкурентных преимуществ.



Таблица 3

Сильные и слабые стороны форм корпоративных объединений



Структура

Сильные стороны

Слабые стороны

Холдинг

Концентрация всех видов ресурсов, синергетический эффект, эффект масштаба, диверсификация.

Высокие транзакционные издержки, низкая мобильность и гибкость, монополизм.

Консорциум

Сотрудничество между различными структурами, диверсификация, многонациональность, детальная экономическая и юридическая работа, новые технологии.

Высокие транзакционные издержки (поиск заказов, исполнителей, оформление, распространение).

Конгломерат

Диверсификация производства, концентрация и централизация капитала, децентрализация в тактике, стратегия высоких технологий.

Централизация власти и финансового контроля (низкая мобильность и гибкость), монополизм, высокие транзакционные затраты.

Картель

Высокий спектр сотрудничества, самостоятельность участников, низкая транзакция, минимум условий инфраструктуры.

Лояльность соглашений (квоты, объем, сегменты), низкая диверсификация.

Синдикат

Сотрудничество в рамках соглашений, низкая транзакция, минимум условий инфраструктуры, самостоятельность участников, защита отечественных интересов.

Лояльность соглашений (ценовая политика), низкая диверсификация, узкий спектр сотрудничества, конкурентный характер взаимоотношений.

Трест

Концентрация капитала.

Централизация власти и финансового контроля.

ФПГ

Высокая степень концентрации, концентрация капитала, контроль различных секторов экономики.

Разногласия на международном и государственном уровне по налоговому и таможенному регулированию.

В современной экономике выделяются новые тенденции развития корпораций. Во-первых, речь идет о переходе к новым моделям объединения хозяйствующих субъектов. 

В современной экономике модель компании базируется на широком привлечении принципов межрегиональной и международной кооперации, переходах от имущественных (приобретение контрольного или блокирующего пакета акций) к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями с помощью объединяющего бренда и других нематериальных активов.

Новая корпоративная модель характеризуется следующими чертами: 

- специализация на ключевой компетенции (конкурентоспособных и защищенных от незаконного заимствования технологиях и ноу-хау), т.е. корпоративные конкурентных преимуществах, которые не могут быть воспроизведены конкурентами; 

- передача независимым и дочерним фирмам в форме аутсорсинга производственных, обслуживающих и стандартных управленческих функций, не относящихся к ключевой компетенции;

- развитие интеграции малых и средних фирм на основе мезоэкономической функции (менеджмента и маркетинга, общей стратегии, бренда и логистики, гибких рыночных контрактов, франчайзинга, лизинга, венчурного финансирования, интрапренерства, трансфертных цен и справедливого распределения совместно полученной прибыли); 

- развитие логистического центра корпорации на основе электронного каталога, представляя в глобальной сети свои предложения покупателям и требования к поставщикам, обеспечивая тем самым конкурентоспособность. 

Во-вторых, развитие корпораций как инновационных и обучающих центров на основе интеллектуальной собственности, функционально ориентированных на следующие направления деятельности: 

- создание и защита интеллектуальной собственности в виде изобретения, ноу-хау или бренды; 

- обеспечение стратегического управления в создании и эффективном использовании долгосрочных конкурентных преимуществ; 

- создание единого информационного пространства для обеспечения деятельности и контроля на протяжении всего жизненного цикла продукта (разработка и проектирование, маркетинг, производство и продажа, сертификация, послепродажное обслуживание), а также для параллельного ведения проектирования нового изделия с последующим формированием новой технологической и организационно-управленческой инфраструктуры проекта; 

- поддержка развития корпоративных университетов, которые организуют непрерывное и систематическое обучение всех сотрудников предприятия, а также закрепление наставников за каждым новым сотрудником (коучинг), и, кроме того, в качестве обязанности участие руководителя в обучении подчиненных; 

-формирование систем управления знаниями, в том числе поддержка развития корпоративного университета и т.п.

В-третьих, развитие некоммерческих корпораций, использующих прибыль исключительно для развития и обновления производства, а также на социальные цели. Условия для этого создают законы о целевом социальном капитале и автономных учреждениях. 

Вместе с тем, для осуществления своей деятельности, поддержания и регулирования внутренних отношений между акционерами, советами директоров и менеджерами необходимо управление. Иными словами, необходимо целенаправленное воздействие на объект с целью осуществления определенного изменения в направлении, скорости, интенсивности, а также других характеристик или параметров движения или состояния объекта [18, с. 76].

Речь идет об управлении как процессе систематизации определенного целенаправленного воздействия на конкретную область среды, которая называется объект управления, и в результате чего происходит удовлетворение потребностей субъекта, который взаимодействует с этим объектом и имеющим определенное целеполагание. Управление, являясь сознательным действием, осуществляемым специально формируемыми в корпорации органами, необходимо для определения цели компании, мотивации ее существования. Посредством управления происходит обеспечение адекватными ресурсами и организационно-управленческими процессами для внедрения согласованных стратегий, а также проводится анализ планов и осуществляются корректирующие меры. В этой связи возникает необходимость рассмотрения теоретических основ корпоративного управления.

Корпоративное управление определяется в первую очередь как система управленческих отношений между субъектами корпорации и другими заинтересованными лицами с целью удовлетворения определенных интересов, связанных с деятельностью корпорации. 

Ниже представлены основные подходы к определению корпоративного управления (табл. 4).



Таблица 4 

Основные подходы к определению «корпоративное управление»



Подходы к определению корпоративного управления

Источник

Комплекс правил и стимулов

Иванова Е.А., 

Юридические концепции и процедуры

Ожегов С.И., Шведовова Н.Ю., 

Система управленческих отношений

Масличенков Б.С.,  Тронин Ю.Н.,  Бочарова И.Ю., Беликова И.В.,  Грибова Ю.Н. 

Организационно-правовая структура 

Голикова Ю.А.

Система внутренних и внешних механизмов

Цветкова В.А., Серебряков.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.