- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013319 |
Тема: | Разработка мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………...………………………3 1 Теоретические основы финансовой деятельности организации…...……..…….5 1.1 Сущность, задачи, принципы финансовой деятельности организации…...5 1.2 Нормативно-правовые основы обеспечения финансовой деятельности и экономической безопасности организации….…….…….……….……….……....11 1.3 Роль анализа финансовой деятельности в оценке экономической безопасности организации….………………...….………………………....…..….17 2 Анализ финансовой деятельности ООО «АРГОС» - СУМР...………..…....….27 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……….…27 2.2 Состояние финансовой деятельности ООО «АРГОС» - СУМР…...….….33 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности организации….…………….…………………………….…….……43 Заключение.….………………….…………….….………………..……..………58 Список использованных источников….……………..…………..……....……..60 Приложения….……..….……………….....….……………………………….....67 Введение Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема повышения эффективности финансовой деятельности является важнейшей для любой организации. Неграмотное управление финансовой деятельностью приводит к пагубному влиянию и на экономическую безопасность организации. Кроме того, при качественном использовании финансовых ресурсов повышается производительность труда, сокращается длительность оборачиваемости денежных средств, что влияет на повышение уровня рентабельности. Поиск путей повышения эффективности финансовой деятельности предприятия, как фактора экономической безопасности представляет собой одну из важнейших проблем, требующей детального рассмотрения. Цель данной работы – разработка мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности«ООО «АРГОС» - СУМР. Для достижения поставленной цели были определены основные задачи выпускной квалификационной работы: 1. Изучение теоретических основ финансовой деятельности организации. 2. Проведение анализа финансовой деятельности ООО «АРГОС» - СУМР. 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности организации. Предметом исследования является повышение эффективности финансовой деятельности как фактора экономической безопасности ООО «АРГОС» - СУМР. Объект исследования – Филиал ООО «АРГОС» - СУМР. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области оценки экономической безопасности предприятия, а также анализа финансовой деятельности. В них системно излагаются основные проблемные и актуальные вопросы. В рамках исследования были рассмотрены методики анализа финансовой деятельности А.Н. Торховой1 и А.Д. Шеремета2. Научная новизна заключается в формулировке проблемы экономической безопасности предприятия с точки зрения влияния на нее финансовой деятельности. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В рамках выполнения работы был сделан вывод о том, что состояние защищенности предприятия носит динамический характер; внутренние угрозы безопасности предприятия не менее опасны, чем внешние, а система экономической безопасности организации тесно связана с эффективностью финансовой деятельности. 1 Теоретические основы финансовой деятельности организации 1.1 Сущность, задачи, принципы финансовой деятельности организации Организация - объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права. Организация может приобрести праваюридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законом порядке). Отсутствиеправ юридического лица само по себе не препятствует деятельности организации, если при этом члены организации не нарушаютзакон. В НК РФ под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, атакже иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающиегражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России3. В гражданском праве РФ термин "организация" нередко употребляется как синоним понятия "юридическое лицо". Так, ст.48 ГК РФ гласит: 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1). 4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации4. На современном этапе главным экономическим инструментом воздействия на систему рыночных преобразований в стране, преодоление кризисных явлений в общественном развитии выступают финансы. В наиболее общем виде финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Е.Н. Кондрат рассматривает финансовую деятельность, каксистему использования разных форм, способов и методов для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей. Это и есть та практическая финансовая работа, которая обеспечивает жизнедеятельность предприятия, улучшение его результатов5. Анализируя финансовую систему в целом, стоит отметить, что В.В. Коршунов выделяет основу финансовой системы страны, как совокупность финансов отдельных предприятий. Их приоритет в общей системе финансов определяется наибольшим объемом генерируемых финансовых ресурсов за счет собственных внутренних источников (а соответственно и наибольшим вкладом в создание национального дохода), а также обеспечением преимущественной доли формирования доходной части государственных бюджетов (внебюджетных фондов) разных уровней и бюджетов домашних хозяйств6. Р.М. Мельников считает что, финансы предприятия представляют собой систему экономических отношений отдельных субъектов хозяйствования — юридических лиц, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности7. Финансы предприятия играют важную роль не только в финансовой системе страны, но и в обеспечении эффективного ее экономического и социального развития. Эта роль проявляется в следующем: 1. За счет финансов предприятия обеспечивается формирование преобладающей части финансовых ресурсов,концентрируемых государством для обеспечения централизованного финансирования разнообразных общественных потребностей. 2. Финансы предприятия формируют необходимый финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса на товары и услуги. 3. Система финансов предприятия обеспечивает формирование финансового потенциала его развития в соответствии со стратегическими целями и тактическими задачами на разных стадиях его жизненного цикла. 4. С помощью финансов предприятия децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества, так как часть сформированных предприятием финансовых ресурсов направляется на цели потребления. 5. Финансы предприятия позволяют эффективно использовать денежные накопления граждан путем предоставления возможности инвестировать их в акции, облигации и другие доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями. Также В. И. Костин считает, что финансы предприятия способствуют рационализации оборота денежных средств в стране, обеспечивая эффективное их использование в процессе функционирования экономики8. Финансовая деятельность подчинена главной цели деятельности любого коммерческого предприятия – росту его стоимости. Это достигается через задачу максимизации своей прибыли при приемлемом уровне риска. К тому же, без грамотно организованной деятельности по управлению финансами невозможно обеспечить эффективный кругооборот производственных фондов, реконструкцию и расширение производства, внедрение научно-технических достижений, освоение новых видов продукции, выход на новые рынки, стимулирование инвестиционной деятельности и, в конечном счете, обеспечение интересов собственников предприятия.Об этом пишет в своих трудах О.И. Волков9. При рассмотрении сущности финансов Е.Ю. Алексейчева полагает, что она проявляется в реализации основных функций10. Обеспечивающая (ресурс образующая) функциянаправлена на формирование необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и стратегических целей его развития. При этом потребность в денежных средствах покрывается за счет собственных средств и заемного капитала в различных его формах. В то же время задача заключается в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях. Результатом реализации данной функции является обеспечение предприятия необходимыми источниками развития, его финансовой устойчивости и интересов собственников. Распределительная функциянаправлена на распределение и перераспределение финансовых ресурсов с целью их использования в операционной и инвестиционной деятельности, а также для выполнения своих финансовых обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами, работниками предприятия, собственниками. Когда возникает вопрос: «где, как и когда использовать имеющийся у предприятия капитал», ставится задача достижения наибольшего эффекта от операционной и инвестиционной деятельности в процессе развития предприятия. Регулирующая функциязаключается в оптимизации денежных потоков предприятия. Это достигается через учетную политику, оптимизацию налоговых платежей, амортизационную политику, политику управления оборотными средствами и дебиторской задолженности, управление ликвидностью, инвестиционную и дивидендную политику, построение систем финансового бюджетирования и планирования. Контрольная функциясостоит в осуществлении финансового контроля над формированием, движением и использованием финансовых ресурсов во всех видах деятельности предприятия на основе текущих и стратегических планов. При этом контролируется не только изменение финансовых показателей, состояние платежей и расчетов, но и реализация стратегии предприятия. Достижение целей управления финансами осуществляется через организацию работы финансовых служб, которая позволяла бы максимально эффективно реализовывать все функции А.В. Герасименко отмечает, что эффективная финансовая деятельность предприятия должна базироваться на системе представительных финансово-экономических показателей. От их правильного выбора зависит принятие управленческих решений, касающихся состава, структуры и стоимости активов, величины собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств, объема выручки и прибыли от продаж и способов их достижения. Точность и полнота учета и анализа финансовых показателей позволяет оценить достигнутый и необходимый уровень финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности, установить оптимальные размеры запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, целесообразность инвестиций в реальные и финансовые активы11. А.Т. Романова рассматривает финансовое состояние, как важнейшую характеристику экономической деятельности организации. Она определяет конкурентоспособность организации, её потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самой организации и его партнеров по финансовым и другим отношениям12. Под финансовым состоянием организации О.В. Баскаковаподразумевает способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями c другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью13. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом положении, и наоборот.Следовательно, врезультате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние организации может остаться неизменным, улучшиться или ухудшиться. Главное условие обеспечения финансовой устойчивости организации- рост объема продаж, который является источником покрытия текущих затрат, формирует необходимую для нормального функционирования величину прибыли. Благодаря росту прибыли укрепляется финансовое положение организации, появляются возможности расширения бизнеса, вложения средств в совершенствование материально-технической базы, освоение новых технологий. Таким образом, важнейшим аспектом финансовой устойчивости является кредитоспособность. Кредитоспособным считается организация, отвечающая требованиям, необходимым для получения кредита и способная своевременно возвратить кредитору за счет собственных финансовых ресурсов взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов. 1.2 Нормативно-правовые основы обеспечения финансовой деятельности и экономической безопасности организации Правовой основой регулирующей финансовую деятельность организаций являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня. Законодательство России и её субъектов в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций можно подразделить на законные акты и подзаконные. Правовые основы государственного регулирования представлены в виде системы нормативно-правовых актов. Одним из основных законов, действующих на федеральном уровне, является Конституция Российской Федерации14. Кредитование, бюджетное финансирование, лицензирование отдельных видов деятельности, ценообразование, государственные гарантии – основные направления государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Основополагающим источником права, непосредственно регулирующим финансовую деятельность и в частности бухгалтерскую практику, является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"15.Отдельные нормы, относящиеся к правилам ведения учета, содержат Федеральные закон от 26.12.1995N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»16 и Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ«О финансовой аренде (лизинге)»17. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"18,а также положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)19,«Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)20,«Учет основных средств» (ПБУ 6/01)21– нормативные документы Министерства финансов РФ, регулирующие правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях. К тому же они составляют массив конкретных норм по регулированию учетной работы. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется по правилам бухгалтерского учета. С учетных позиций преобладающая часть правоотношений хозяйствующих субъектов возникает при распределении трех составляющих элементов финансового результата: выручки от продажи продукции и товаров (выручки от реализации), валовой прибыли и чистой прибыли. Для целей налогообложения правовое регулирование затрат базируется на положениях Налогового кодекса РФ22. При этом все произведенные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. А некоторые виды затрат лимитируются, т. е. принимаются в налоговом учете только в пределах установленных норм. Затраты сверх норм и нормативов относятся на финансовые результаты, прибыль предприятий. Конечный финансовый результат деятельности организации принято называть чистой (нераспределенной) прибылью. Этот финансовый результат по состоянию на отчетную дату формируется исходя из прибыли от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.) в случае их возникновения. Если по итогам отчетного года достигнут положительный финансовый результат, речь идет о чистой (нераспределенной) прибыли, если отрицательный – о непокрытом убытке. Согласно нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета, чистая прибыль является финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Порядок и источники ее формирования указаны в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах»23. Государство жестко не регламентирует распределение чистой прибыли, а через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на капитальные вложения, благотворительные цели, содержание объектов и учреждений социальной сферы. Законодательство лишь ограничивает размер резервов, устанавливает порядок формирования резерва по сомнительным долгам. Нормативно-правовое обеспечение регулирования экономической безопасности компаний ориентируется основными принципами Конституции РФ24. Правовые основы хозяйственной деятельности, базирующиеся на многообразии субъектов хозяйствования, регулируются Гражданским Кодексом РФ25. Кодекс определяет главные принципы хозяйствования в России и регулирует хозяйственные отношения. На федеральном уровне действуют такие Законы как, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"26, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании"27 и Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля"28. Они предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы финансовой деятельности, Регулируют отношения между юридическими лицами и государственными органами возникающие по поводу установления обязательных технических норм, привлечения к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических норм, а такжерегламентируют порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок, подробно рассматривают все проверочные действия по контролю и устанавливают конкретную классификацию видов проверок. При этом для каждой из них определены основания и порядок выполнения. Анализируя взаимоотношения, возникающие при осуществлении права на исследование, получение, передачу, производство и распространение данных, при использовании информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации нужно отметить Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"29. Также нужно отметить нормативно-правовые акты, регулирующие формирование и развитие инфраструктуры предпринимательства. К ним относятся Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных"30и Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О коммерческой тайне"31. Законы регулируют правовую базу обращения с персональными информацией физических лиц в целях осуществлении конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни и отношения, связанные с отнесением данных к коммерческой тайне охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкурентной борьбе соответственно. Помимо этого в рамках субъектах бизнеса создаются внутренние нормативно-правовые акты, основными из которых являются: Устав, должностные инструкции на каждую должность, положения по отделам, положение о подборе и отборе персонала, положение о материальной ответственности, положение о коммерческой тайне и т. д. Отдельно необходимо выделить программный документ федерального значения - «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Данная программа принята Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»32. Необходимо подчеркнуть, что проблемы криминализации хозяйственно-финансовых отношений названы среди главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности РФ. Одними из самых актуальных в данной области являются преступления, связанные с рейдерскими захватами предприятий, что обусловливается отрицательной динамикой их распространения и значительной латентностью. Объектами деятельности рейдеров становятся бюджетообразующие предприятия, банковская система, и особенно стратегические для РФ отрасли (нефтедобыча и нефтепереработка, металлургия, оборонная промышленность, научные институты и т.п.). Важно отметить, что отрицательное воздействие рейдерство оказывает на обеспечение информационной безопасности. Практически любой захват предприятия начинается со сбора данных о фирме-цели, что способствует созданию соответствующего теневого рынка. Таким образом, правотворческая деятельность государственных органов ориентирована на обеспечение легитимности предпринимательской деятельности, защиту экономической конкуренции и лимитирования монополизма, формирование рыночной инфраструктуры, создание грамотной системы налогообложения, что конкретно отображается в критериях ведения бизнеса российскими предприятиями. Государственное регулирование в значительной степени приводит к увеличению, либо понижению уровня финансовой безопасности субъектов хозяйствования.Сформулированные в этих документах цели в экономике и социальной сфере имеют четко выраженное правовое содержание, поскольку именно правом установлены и закреплены формы и виды собственности, принципы регулирования экономических отношений, права и обязанности как субъектов экономической деятельности, так и государства. 1.3 Роль анализа финансовой деятельности в оценке экономической безопасности организации Анализ финансовой деятельности предприятия предполагает изучение оценочных признаков, их описание, выбор методов их измерения и оценку отклонений от стандартных, общепринятых значений. Анализ и диагностика финансовой деятельности может оказаться незаменимыми инструментами при оценке состояния экономической безопасности предприятия. На его основе устанавливается реальное состояние предприятия, обосновываются оптимальные параметры функционирования предприятия, выстраивается система управления, осуществляются меры по совершенствованию организации труда и т.д. Т.Б. Бердникова обозначаетоценку результатов хозяйственной деятельности, как основную задачу анализа финансовой деятельности, что в свою очередь приводит к выявлению факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее33. Предметом анализа и диагностики финансово-экономического состояния предприятия являются производственные и экономические результаты, финансовое и имущественное состояние, уровень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, процессы производства и реализации продукции, работ или услуг. Об этом рассуждает И.В. Сергеев34. В теории экономического анализа разрабатываются и применяются различные виды анализа. О них пишет в своей работе доцент Д.В. Лысенко.К ним относятся: структурный, систематический, внутренний, сравнительный, динамический (статический), комплексный, локальный, количественный, качественный, статистический, факторный, экспертный и другие виды анализа35. Для оценки состояния экономической безопасности могут быть применены все виды анализа в зависимости от целевой установки, полученной аналитиком. В настоящее время применяются такие подходы к построению алгоритма проведения анализа и диагностики хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, в основе которых лежит структурирование, выявление основных факторов и причинно-следственных связей и взаимозависимостей, систематизация полученных результатов. Основные методы подробно рассмотрены в работеА.Д.Шеремета, в которой всесторонне раскрыты виды и методы анализа, применяемые в процессе их проведения36. Экономическая безопасность предприятия - комплексное понятие, которое включает в себя совокупность факторов, связанных не столько с внутренним состоянием самого предприятия, сколько с воздействием внешней среды, с ее субъектами, с которыми предприятие вступает во взаимосвязь. Так, В.К. Сенчагов определяет экономическую безопасность предприятия как защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз37. Необходимо заметить, что при оценке состояния экономической безопасности целесообразно более широко применять метод мониторинга состояния предприятия, который отличается детальным текущим наблюдением за финансово-экономическим состоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга состоит из следующих этапов: a) экспертное структурирование; б) определение цели мониторинга; в) выбор постоянных показателей (индикаторов); г) сбор информации; д) иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных; е) выявление закономерностей и устойчивых тенденций. При оценке экономической безопасности используется понятие «уровень экономической безопасности», который оценивается в процессе анализа и подведения итогов, а также прогнозирования экономического развития предприятия. В процессе анализа и подведения итогов экономического развития предприятия целесообразно определить фактически достигнутый уровень экономической безопасности. При прогнозировании экономического развития рассчитывается вероятный уровень экономической безопасности на предстоящий период. Анализ литературных источников показал отсутствие общепризнанных применяемых на практике определений экономической безопасности и методов ее оценки. Это вызвано, с одной стороны, сложностью самих расчетов, с другой – субъективизмом при выборе уровня безопасности, воспринимаемого как достаточный с точки зрения вероятности того, что угрожающее событие не произойдет. Как известно из работ С.А. Нестерова, он считает, что особенности хозяйственной деятельности, обусловливающие появление угроз экономического характера, отражаются на сочетании в структуре экономической безопасности всех ее составляющих: финансовой, интеллектуальной и кадровой, технологической, политико-правовой, экологической, информационной и силовой38. Такие функциональные составляющие можно сгруппировать следующим образом: 1. По внешним факторам влияния на хозяйственную деятельность выделяют и информационную, и экономическую составляющие. 2. По внутренним процессам хозяйственной деятельности – финансовую, технико-технологическую, интеллектуальную. 3. По мерам обеспечения – силовую, политико-правовую и кадровую. Исходя из этого можно предположить, что экономическую безопасность предприятия можно оценить как по внешним, так и по внутренним факторам. Вместе с тем некоторые авторы полагают, что оценить состояние экономической безопасности предприятия вполне возможно по отдельным финансовым, интеллектуальным и кадровым, информационным, технико-технологическим и другим показателям. При этом считается, что основной критерий экономической безопасности предприятия складывается в плоскости его финансового состояния. Как утверждают Г.И. Мартыненко и И.П. Мартыненко, «экономическая безопасность предприятия обусловлена и основана на его финансово-экономическом состоянии, показателях хозяйственной деятельности, которые свидетельствуют не только о его эффективности, но и конкурентоспособности. При этом важным инструментом как тактического, так и стратегического плана является финансовый анализ предприятия, выступающий одним из инструментов устойчивого развития как собственно предприятия, так и региона в целом»39. Трудно полностью согласиться с такой трактовкой роли финансового анализа, так как сам анализ не может быть инструментом развития предприятия, он лишь позволяет выявлять факторы, способные оказать то или иное влияние. Оценка экономической безопасности заключается в сравнении фактически полученных результатов с пороговыми значениями. Если фактические значения параметров не выходят за рамки пороговых, то это говорит о том, что предприятие находится в зоне экономической безопасности. Если же фактические значения параметров выходят за пределы пороговых значений, то предприятие находится в опасной зоне. Такая ситуация во многом типична не только для промышленных предприятий с неустойчивой экономикой, но и для благополучных в экономическом отношении предприятий. Основываясь на трудах А.Н. Торховой, следует понимать, чтов том случае, когда часть фактических значений параметров выходит за пороговые значения, а часть параметров не выходит за пороговые значения, уровень экономической безопасности предприятия нельзя оценивать простым количественным соотношением параметров, вышедших и не вышедших за пределы пороговых значений. Необходимо учитывать весомость для предприятия каждого параметра, которая может быть определена методом экспертных оценок. Сравнивая фактически полученные результаты с нормативными значениями показателей, можно сделать вывод о том, по каким направлениям финансовой деятельности предприятие находится в опасной зоне40. Так, если коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормативного значения, это значит, что существует угроза невыплаты краткосрочных обязательств немедленно. Подобный анализ может быть проведен и по другим показателям. Анализ различных направлений финансовой деятельности предприятия позволяет спрогнозировать угрозы экономической безопасности предприятия на долгосрочный период. К этому следует добавить, что в современном арсенале экономических исследований имеется немалое число разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в частности с позиции возможного банкротства. Для адекватной оценки влияния каждого структурно-функционального показателя целесообразно исследовать такие важные аспекты, как обстоятельства проявления опасностей, причины возникающих потерь, процессы, обусловливающие устранение возможных негативных воздействий, экономические индикаторы, отражающие уровень защищенности хозяйствующего субъекта. Эффективность принятых мер по обеспечению экономической безопасности предлагается оценивать по величине отношения суммы предотвращенного и (или) возникшего реализовавшегося ущерба к стоимости мер по обеспечению экономической безопасности. Отсюда следует, что для расчета необходимо определить стоимость мер по обеспечению экономической безопасности, для чего должна быть в свою очередь создана сама система мер, чтобы можно было подсчитать ее стоимость. Анализ показывает, что такая система мер предприятиями не разрабатывается вследствие того, что ее разработка и реализация требуют затрат, причем немалых. Эти меры находятся вне производственных затрат и создаются обособленно от них. Следовательно, общие издержки производства возрастают, и при прочих равных условиях доля прибыли предприятия сокращается. В этой ситуации каждый хозяйствующий субъект решает проблему по-своему. Он либо обеспечивает свою экономическую безопасность при сокращении доли прибыли за счет разработки и внедрения системы соответствующих мер, либо, наоборот, не проводит никаких затрат на разработку и внедрение системы мер, исключает эти затраты, не отвлекает капитал на эти цели, увеличивая при этом долю риска, и получает большую прибыль. Каждое из функциональных направлений оценки экономической безопасности включает значительное количество разнохарактерных показателей. Для определения интегральной оценки можно воспользоваться значениями таких показателей, хотя оценить экономическую безопасность предприятия по всем функциональным составляющим на основе статистических методов обработки информации затруднительно, поскольку некоторые из таких показателей сложно поддаются формализации. И все-таки важность этой проблемы для предприятия достаточно велика, и недооценивать ее было бы неправомерно. Именно поэтому авторА.Н. Торхова предлагает метод оценки экономической безопасности предприятия по совокупному критерию, рассчитываемому на основе мнений квалифицированных экспертов по частным функциональным критериям экономической безопасности предприятия. Она считает, что частные функциональные критерии экономической безопасности предприятия по каждой из ее составляющих стоит рассчитывать на основе оценки ущербов экономической безопасности и эффективности мер по их предотвращению41. Этот метод оценки экономической безопасности предприятия практически не применяется по причине сложности отбора функциональных составляющих экономической безопасности. Субъективность этого метода проявляется и в оценке ущербов при определении частных функциональных показателей экономической безопасности предприятия, а также в процессе распределения удельных весов функциональных составляющих. Г.В. Шадрина считает, что для этих целей вполне подходит в качестве обобщающего один из таких важных показателей хозяйственной деятельности, как, например, прирост производительности труда или сумма дохода (прибыли) на одного работника. Несомненно, эти показатели являются одними из важнейших показателей состояния экономической безопасности предприятия. И все же такие методы являются достаточно условными, а использование одного из них может оказаться ошибочным42. Таким обобщающим показателем может быть отношение суммы налога на прибыль, уплаченного в бюджет, к сумме прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога, или чистой прибыли, который предлагается назвать коэффициентом экономической безопасности: К = НП / ЧП Где, К- коэффициент экономической безопасности; НП - сумма налога на прибыль, уплачен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: