VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разделение властей в правовом государстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001598
Тема: Разделение властей в правовом государстве
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»









НАУЧНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему: «Разделение властей в правовом государстве»







Выполнила:
Студентка 1 курса
Очного отделения
Юридического факультета
Хейчиева Баина
Научный руководитель:
Швец Виалетта Михайловна










                                                Москва, 2016

                                               
                                                     СОДЕРЖАНИЕ
     
     Введение……………………………………………………………....................3
     Глава 1. Общая характеристика теории разделения властей…………………5
     1.1. Понятие и признаки правового государства……………………………..5
     1.2. Возникновение теории разделения властей………………………………8
     1.3. Сущность и содержание принципа разделения властей как признака правового государства……………………………………………………………….13
     Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации……........................................................................................................19
     2.1. Полномочия Президента РФ в системе разделения властей…………………………………………………………………………………19
     2.2. Полномочия Парламента РФ в системе сдержек и противовесов..………………………………………………………………………..22
     2.3. Полномочия органов судебной власти в системе разделения властей Российской Федерации……………………………………………………………….27
     Заключение…………………………………………………………………….33
     Список использованной литературы………………………………………..36
     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. 
     В ст. 10 Конституции РФ1 закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную власть. Внедрение принципа разделения властей в систему государственного устройства является показателем демократичности государства, признания его как правового. Государство может быть и не правовым, однако это не означает, что в нем не действуют нормы права, поскольку без правового регулирования общественных отношений не может быть самого государства. Право возникло одновременно с государством. Другое дело, что в не правовом государстве в основу регулирования правоотношений положены методы запретов и принуждений, права личности ограничиваются или не соблюдаются, отсутствует всякая иная идеология, противная идеалам правящей власти и т.д. Принцип разделения властей предполагает определенное состояние взаимодействия между ветвями государственной власти на основе системы сдержек и противовесов, посредством, которого происходит взаимное сдерживание. Между тем, сформированная в России система «сдержек и противовесов» характеризуется недостаточной самостоятельностью Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его сильной зависимостью от Президента РФ, неразвитостью механизма парламентского контроля, недостаточным участием Государственной Думы РФ в вопросе формирования и деятельности Правительства РФ.
     Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации принципа разделения властей при организации государственной власти в Российской Федерации.
     В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации, как на федеральном, так и региональном уровнях и процессы их реализации.
     Цель данной курсовой работы заключается в анализе проблем правовых норм и выработке предложений, направленных на преодоление проблем в построении и функционировании разделения властей как признака правового государства.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     1) определить понятие и признаки правового государства;
     2) отметить исторические аспекты возникновения теории разделения властей;
     3) рассмотреть сущность и содержание принципа разделения властей как признака правового государства;
     4) исследовать полномочия Президента РФ в системе разделения властей;
     5) выявить полномочия Парламента РФ в системе разделения властей;
     6) раскрыть полномочия органов судебной власти в системе разделения властей в Российской Федерации.
     Методологическую основу работы составили различные научные методы, из которых можно выделить общенаучные методы анализа и синтеза, исторический метод, метод комплексного системно-структурного анализа, различные способы толкования правовых норм, терминов и понятий и т.д.
     В качестве теоретической основы исследования были использованы труды и работы таких авторов исследуемой проблематики, как С.А. Авакьян, Д.А. Авдеев, М.В. Баглай, А.В. Безруков, Н.В. Витрук, И.В. Гранкин, В.Д. Зорькин, К.А. Ишеков, О.И. Короткова, М.А. Краснов, Ю.А. Тихомирова, И.Г. Шаблинский, А.Н. Чертков и ряда других.
     Структурно работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
     
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
     1.1. Понятие и признаки правового государства
     
    В последнее время среди исследователей активизировались научные дискуссии относительно понимания сущности и правовой природы правого государства, а также о формировании концепции правового государства в нашей стране. Государство может быть и не правовым, однако это не означает, что в нем не действуют нормы права, поскольку без правового регулирования общественных отношений не может быть самого государства. Право возникло одновременно с государством. Другое дело, что в не правовом государстве в основу регулирования правоотношений положены методы запретов и принуждений, права личности ограничиваются или не соблюдаются, отсутствует всякая иная идеология, противная идеалам правящей власти и т.д. Такое государство может существовать, но оно не может эффективно развиваться, в обществе отсутствует социальная справедливость, государство подвержено различным внутренним конфликтам и противоречиям.
     Признаки, позволяющие говорить о государстве как о правовом, являются самыми различными, но основные из них можно свести к следующему:
     1) обеспечение верховенства права и закона во всех без исключения сферах жизнедеятельности общества. По утверждению Ю.А. Тихомирова, «принцип верховенства закона в правовом государстве характеризуется двояким смыслом. Так, конституция, являющаяся основным законом страны, и иные нормативные правовые акты направлены на регулирование основных аспектов государственной и общественной жизни, определяя основы правого статуса человека. В тоже время закон является первичным элементом, способствующим надлежащей организации и функционированию различных государственных институтов»2;
     2) реализация построения органов государственной власти на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
     3) установление в государстве взаимной ответственности личности и государства;
     4) закрепление и реализация прав и свобод гражданина, обеспечение граждан мерами правовой и социальной защищенности;
     5) закрепление принципа политического и идеологического плюрализма, в том числе, многопартийности;
     6) поддержание законности и правопорядка в обществе;
     7) разграничение партийных и государственных функций;
     8) признание приоритета норм международного права над национальным и т.д.
     Идея правового госудaрства возниклa дaвно, но целостнaя концепция нaчала склaдываться в период стaновления буржуазного обществa, когда усилилaсь всесторонняя критикa феодaльного произволa, решительно обсуждaлась безответственность оргaнов власти перед обществом. 
     1.2. Возникновение теории разделения властей
     
     Вопрос о том, когда возникла теория разделения властей, не имеет однозначного понимания в научной среде. По мнению одних исследователей, разделение властей возникло в государствах по воле бога (теологическая теория), другие авторы полагают, что предпосылками возникновения разделения властей явилось урегулирование и ограничение власти монарха законами, а также разграничение полномочий органов государственной власти.
     Предпосылками возникновения идеи о разделении властей явились представления о необходимости ограничения абсолютной власти, сосредоточенной в руках монарха или отдельной небольшой группы лиц, которые совмещали и законодательную, и исполнительную, и судебную ветви власти. Большинство ученых, рассматривавших зарождение идеи разделения властей, склонны полагать, что первые воззрения о необходимости разграничения ветвей власти начали появляться в период формирования древних государств, что обуславливается возможностью возникновения различных идейных течений в условиях любого политического режима.
     Существенное влияние на процесс зарождения и формирование идейной основы разделения властей оказали политические и правовые воззрения представителей философии и правоведов Древней Греции и Древнего Рима.
     Ярким представителем данного течения являлся Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.), считавший, что основой каждого из видов государственного устройства считал три его отдельные части: первая -  законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая - должности, третья – судебные органы. 
     Идея ограничения абсолютной власти монарха в Средние века представлена доминиканским монахом Фомой Аквинским (1225 - 1274). Несмотря на тот факт, что он являлся ярым сторонником монархической формы правления, Ф.Аквинский классифицировал монархии на два вида: абсолютную и политическую. 
     Наилучшей, по его мнению, являлась политическая монархия, в которой власть правителей ограничена законом и не должна выходить за его рамки. Идейные воззрения Ф. Аквинского на государственное устройство в последующем явились основой формирования сословно-представительных монархий в Западной Европе и возникновения идеологий, поддерживавших данные формы правления.
     Начало процесса формирования теории разделения властей в современном ее понимании связывают с именем английского философа-материалиста Дж. Локка (1632 - 1704). Несомненным является тот факт, что Дж. Локк является основоположником современного понимания разделения властей.
     Однако, Дж. Локк выделял лишь законодательную и исполнительную власти, в то время как классическая теория разделения властей придерживается позиции о разграничении основных ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Судебную власть он включал в состав исполнительной власти. Дж. Локк в качестве третьей ветви выделял власть федеративную (союзную). Э.П. Григонис и К.Д. Кирия отмечают, что «смысл этой власти современному исследователю вряд ли понятен, а эквивалент такой власти в современных условиях найти трудно»3. Выделяя федеративную власть, Дж. Локк также включал её в состав исполнительной власти.
     Идею об ограничении абсолютизма путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти развивал французский философ Ш. Монтескье (1689 - 1755), заложивший, таким образом, системную основу теории разделения властей. Последующее развитие концепции разделения властей носило характер различного истолкования его взглядов. Развитая им классическая идея о разграничении властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви в будущем нашла свое отражение в конституциях многих стран мира.
     Значительный вклад в развитие теории разделения властей внесли американские мыслители-федералисты А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей, которые высказывались против обыкновенного обособления отдельных ветвей власти. По их мнению, ни одна из ветвей власти на практике не в состоянии сохранить необходимую степень раздельности, которая в соответствии с воззрениями Монтескье необходима свободному правлению. Они допускали определенное смешение властей при разрешении смежных вопросов, которое было направлено на установление неких конкурентных отношений между ветвями власти. В тоже время ни одна из ветвей власти, как они утверждали, не обладает правом отмены решений при осуществлении своих соответственных полномочий прямым или косвенным способом. Разработанная ими система «сдержек и противовесов» получила свое нормативное закрепление в принятой Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и Конституции Соединенных Штатов 1787 года, действующей и в настоящее время.
     Другим видным разработчиком теории разделения властей являлся немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831 г.г.), который в свою очередь также не придерживался классической теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с его взглядами государственное устройство выглядит из следующих ветвей власти: законодательная власть, правительственная власть и княжеская власть(власть, объединяющая в индивидуальное единство, и являющаяся проявлением конституционной монархии). 
     Необходимо также отметить, что помимо различных течений в рамках рассмотрения теории разделения властей, в то время возникли некоторые направления, которые не только критиковали, но и не признавали постулаты классической идеи разделения властей. Основателем данного течения многие исследователи называют Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.). Неоднозначность его трактовки разделения властей заключается в том, что он признавал необходимость существования в государстве законодательной и исполнительной ветвей власти, где законодательная власть осуществляет контроль над исполнительной. Но в тоже время, Ж.-Ж. Руссо полагал, что такие институты как суверенитет или общая воля являются неделимыми. Рассмотрению места судебной власти Ж.-Ж. Руссо не уделял пристального внимания, относя её в большей степени к исполнительной власти.
     Теория разделения властей в России получила свою популярность и распространение к концу XVIII века в эпоху правления Екатерины II, получившего название «просвещенный абсолютизм», который характеризуется проникновением в официальную идеологию принципов всесословного характера власти, а монарх рассматривается не просто как «отец нации», а как блюститель законности, просвещения и установления «правильного порядка управления». В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» получают свое наивысшее развитие. Манифест о восшествии на престол новой императрицы провозгласил идею установления «законной монархии».
     П.И. Пестель (1739 – 1826 г.г.) в противовес большинству мыслителей в России того времени о необходимости поддержания в стране абсолютной или конституционной монархии полагал, что разделение властей в России должно осуществиться только при условии учреждения республиканской формы правления. В соответствии с воззрениями другого русского декабриста Н.М. Муравьева (1796-1843 г.г.), источником осуществления власти является народ. Также Н.М. Муравьев придерживался концепции разделения властей на основании модели государственного устройства, предложенного Ш. Монтескье, и виднейших американских федералистов.
     Значительный вклад в развитие теоретической концепции правового государства внес российский мыслитель Б.Н. Чичерин (1828 – 1904 г.г.), полагавший, что возникновение и развитие правового государства невозможно в условиях становления в стране абсолютизма. В тоже время он предусматривал возможность построения системы разделения властей как в демократической республике, так и в конституционной монархии.
     Русский ученый М.М. Ковалевский (1851 – 1916 г.г.) к рассмотрению теории разделения властей подходил с учетом воплощения концепции юридических и социологических наук. На основе применения исторического метода изучения он пришел к логическому выводу о взаимосвязанности  влияния исторических факторов на особенности государственного устройства современных государств.
     Теория разделения властей во все времена имела не только научное, но и практическое значение. Идея разделения властей была широко представлена, например, в таких фундаментальных актах, которые имели огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), в которой акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности для установления конституционного порядка разделения властей.
     1.3. Содержание принципа разделения властей как признака правового государства в Российской Федерации
           В современном конституционализме принцип разделения властей естественным образом соединяется в одно целое с другими характерными признаками конституционного государства, например с защитой основных прав, принципами демократического строя, уважением достоинства человека и принципом верховенства права (т.е. принципами построения правового государства)4. Термин «разделение властей» описывает, по крайней мере, три объекта:
     1) политическую (или прескриптивную) теорию;
     2) нормативную структуру, присутствующую в некоторых правовых системах (правило, согласно которому одни органы власти должны быть «отделены» от других);
     3) концепцию, относящуюся к теории права, которая позволяет анализировать наличествующие в некоторых правовых системах нормативные структуры распределения компетенций.
     Вместе с тем самостоятельность ветвей власти обуславливается возможностью обеспечения ими независимого положения не только отдельных органов, выполняющих возложенные на них функции, но и относительной независимостью должностных лиц этих органов, которая может проявляться в различных способах:
     - по порядку наделения их полномочий;
     - обладания неприкосновенностью, что характерно в большей степени для членов законодательных органов власти;
     - провозглашение принципа о недопустимости замещения должностным лицом иных государственных и муниципальных должностей;
     - установление срока действия полномочий должностного лица;
     - законодательное закрепление порядка досрочного прекращения полномочий этого лица, органа публичной власти.
     Сложность и многогранность данного явления и сегодня порождает существование и возникновение новых научных дискуссий, посвященных анализу системы разделения как элемента правового государства.
     К.В. Арановский полагает, что «разделение властей между органами государства действительно представляет собой одну из гарантий конституционной демократии»5. С.А. Авакьян акцентирует внимание на двух аспектах разделения властей, которые связаны территориальным государственным устройством:
     1) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
     2) разделение властных функций по уровням системы государственных органов6.
     По утверждению Г.В. Синцова, разделение властей позволяет более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, а также осуществлять контроль за действиями государственных органов7.
     Е.В. Коврякова указывает на множественность самих ветвей власти: законодательная, исполнительная, судебная, учредительная, избирательная, контрольная, гражданская, организационная, президентская, народная, прокурорская, финансово-банковская, надзорная, денежная и др.8
     Перечислить все определения принципа разделения властей, сформулированные в юридической литературе, представляется крайне затруднительным. К таким признакам можно отнести разграничение и дифференциация функций и компетенции государственных органов, независимость и самостоятельность ветвей государственной власти, установление в государственном управлении системы сдержек и противовесов, распределения власти среди представителей различных политических элит и т.д.
     Основы действующей в Российской Федерации системы разделения властей заложены Конституцией РФ, которая в ст. 1 провозглашает в нашей стране формирование демократического и правового государства как основную цель дальнейшего развития отечественной государственности. Как устанавливает ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
     Вместе с тем, как замечает ряд авторов, Конституция Российской Федерации в статье 10 указывает лишь на одну из сторон рассматриваемого конституционного принципа - самостоятельность органов государственной власти9.
     Несколько иное содержание принципа разделения властей дано в подп. «д» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»10, в которой содержатся дополнительные цели разделения государственной власти, а именно: «… разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица».
     Как пишет А.В. Безруков, «в системе разделения властей законодательная власть призвана устанавливать посредством принятия законов определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения»11.
     Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).
     Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ судебная власть реализуется судами посредством осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как гласит ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
     Президент РФ проводит инициативу стратегического целеполагания государственного и общественного развития, является гарантом целостности государства и гарантом Конституции РФ. Это, естественно, предполагает особые формы и способы осуществления полномочий Президента РФ в общей системе субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. При этом, сегодня Президент осуществляет многие полномочия, прямо не закрепленные в основном законе страны. Гарантом конституции следует признать субъекта (президента), который обеспечивает надлежащее практическое применение и реализацию положений Конституции РФ, а также осуществляет её защиту вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
     Система разделения властей нашла свое практическое воплощение не только на федеральном, но и региональном уровне. В последнее время во многих субъектах Российской Федерации стала складываться действенная система разделения всех ветвей власти, наблюдается конструктивное противоборство, что, в первую очередь, наблюдается на примере законодательной и исполнительной ветвями власти. Региональные системы разделения властей восприняли многие принципы устройства и взаимодействия разделения властей от федерального уровня, но они характеризуются и специфическими особенностями в силу исторических, национальных, культурных особенностей, территориальных, географических, экономических и иных факторов. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 18.01.1996 г. № 2-П12 указано, что разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
     По мнению Д.А. Авдеева, «закрепление принципа разделения властей как основы конституционного строя будет бессмысленным, если в конституции страны не содержится система сдержек и противовесов, не позволяющая одному органу власти присваивать (под разными предлогами и причинами) не свойственные ему полномочия»13. Действительно, система разделения властей предполагает не только их фактическое разделение, но и подразумевает необходимость взаимного сдерживания и контроля, что получило название «системы сдержек и противовесов». Как отмечено в одном из решений Конституционного суда РФ, система сдержек и противовесов направлена на недопущение концентрации власти у одной из них, способствует самостоятельному функционированию всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие14. В отечественной научной среде довольно дискуссионным был сам вопрос о необходимости построения в России системы разделения властей, что получило особое развитие в период существования советской власти, когда многие советские теоретики и политические деятели критиковали концепцию разделения властей, считая её чуждой для советского государства и общества, и только Конституция Российской Федерации 1993 года поставила итог многолетним дискуссиям о необходимости законодательного закрепления и реального воплощения теории разделения властей в России в форме конституционно-правового принципа.
     
     В заключение первой главы настоящей главы отметим, что единого понимания сущности и признаков правового государства нет в юридической литературе, что, по нашему мнению, обуславливается многогранностью и сложностью рассматриваемого института. Вместе с тем, на основе изучения теоретического материалы, посвященного теме настоящего исследования, можно сформулировать следующее определение и сущностные признаки правового государства: правовым следует признавать государство, в основе построения и государственного устройства которого положен принцип верховенства права и закона; провозглашаются, находят свою реализацию и защиты прав и свободы человека и гражданина, которым корреспондируют соответствующие обязанности; закрепляется идеологическое и политическое многообразие, а функционирование органов государственной власти построено на принципе разделения властей т.д. Сегодня Российская Федерация провозглашается демократическим, правовым государством с республиканской формой правления и разделением властей, соответствующей реалиям и потребностям сегодняшнего времени, а также усилением роли законодательной и судебной власти в регулировании общественных отношений и разрешении возникающих споров.
     По мнению О.И. Коротковой, правовое государство, является, прежде всего, демократическим государством, деятельность которого направлена на обеспечение верховенства права и закона, установление равенства всех граждан перед законом, закрепление независимости судов от иных органов власти15. Таким образом, в качестве одного из основополагающих принципов правового государства автор рассматривает разделение властей.
     

























ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ                  ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     2.1. Полномочия Президента РФ в системе разделения властей
     
     В настоящее время Президент РФ занимает свое особое место в системе органов государственной власти. С одной стороны, он не входит ни в одну из ветвей власти, а, с другой стороны, его полномочия настольно обширны и значительны, что он может оказывать прямое или косвенное воздействие на их функционирование. В.Д. Мазаев, Г.В. Минх полагают, что «уникальной чертой статуса Президента РФ является право определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ)»16. А.Т. Карасев, А.С. Морозова указывают, что «нельзя делать вывод о том, что Президент РФ стоит над законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти»17.
     Следует обратить внимание на то, что сам по себе статус не дает возможности главе государства доминировать над другими ветвями власти или решать широкий круг вопросов. Необходимым является внесение в ч. 4 ст. 81 Конституции РФ, изложив её в следующей редакции: «Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом». Данное предложение позволит придать системе президентских выборов большей стабильности и прозрачности.
     Практическую реализацию компетенции Президента можно наблюдать посредством осуществления Президентом РФ воздействия на государственные органы различных уровней, определения основных направлений государственной политики, участия в законотворческом процессе и т.д. Для реализации данных функций гарантирования прав и свобод Президент России в силу положений Конституции РФ наделен обширными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту РФ как главе государства принадлежит главенствующее место во всей системе власти, а Конституция РФ позволяет ему реализовывать это свое положение.
     Президент РФ наделен правом отмены Постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ), принятия решения об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83, ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), руководства деятельностью федеральных органов исполнительной власти (ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»18). 
     Глава государства играет главенствующую роль в системе власти, и Конституция РФ предоставляет ему в этом соответствующие полномочия. Президент РФ, по утверждению С.А. Осетрова, соответствующее решение принимает, действуя инициативно, его полномочия самодостаточны, носят дискреционный характер, осуществляются единолично и по своей процедуре являются согласительными19. Так, существенное место в законотворческой деятельности главы государства занимает взаимодействие Президента РФ с парламентом. Президент РФ ежегодно выступает перед Федеральным Собранием с посланиями, которые являются стратегическим документом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в области прав человека. И в отличие от других зарубежных стран (особенно Италии) послания Президента РФ являются негласными, обязательными, стратегическими планами всего государства на текущий год. Ввиду этого предлагается на законодательном уровне придать посланиям главы государства статус общефедерального значения, направленным для всех ветвей власти, в том числе субъектов Федерации, в виде ежегодного Послания Президента Российской Федерации органам государственной власти путем внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты и обеспечения их системой контроля, а также установить соответствующую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его установок с учетом специфики (в том числе определенной самостоятельности, независимости и компетенции) каждой ветви власти.
     Одним из элементов системы сдержек и противовесов следует назвать президентское вето. Законопроект, принятый Государственной Думой РФ, это еще не закон. Он будет законом, если его примут обе палаты и подпишет глава государства. По утверждению А.Г. Путятиной, «право вето Президента на принятые Федеральным Собранием законы стимулирует повышение их качества, устранение имеющихся пробелов и дефектов»20. Вместе с тем, некоторые авторы критически относятся к президентскому вето, указывая, что его частое использование оказывает серьезное негативное воздействие на результативность законотворческой работы Государственной Думы21.
     В целом следует констатировать, что Конституция РФ в недостаточной степени регламентирует процедуру отклонения Президентом РФ федеральных законов. В частности, не регламентированы основания применения вето. В юридической литературе в качестве основания применения вето помимо установления Президентом РФ противоречия принятого федерального закона Конституции, называются и иные основания:
     - нецелесообразность принятия федерального закона;
     - несвоевременность принятия федерального закона;
     - способность негативным образом отразиться на международных отношениях Российской Федерации и т.д.22
     Следует отметить, что Президент РФ обладает значительными полномочиями в формировании и деятельности Правительства РФ (например, в части утверждения кандидатур на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, отправке Правительства РФ в отставку и т.д.). Г.А. Трофимова придерживается мнения, что Президент РФ должен обладать правом на обжалование неконституционных действий и решений парламента и Правительства РФ23.
     Итак, что касается практики реализации конституционного принципа разделения властей, то здесь существует значительный «перекос» в пользу полномочий Президента РФ. Конституцией РФ он и так наделен значительными полномочиями во всех сферах власти, но за последние годы его полномочия существенно расширены в части влияния на деятельность Правительства РФ, формирования ряда высших органов государственной власти РФ, ее субъектов и т.д.
     
     2.2. Полномочия Парламента РФ в системе разделения властей
     
     Федеральное Собрание России осуществляет законодательную функцию. Ни один орган государства кроме парламента не вправе издавать федеральные законы. В законотворческой деятельности парламента реализуется принцип народного суверенитета, находит выражение принадлежность власти народу и признание его единственным источником власти (ст. 3 Конституции РФ).
     Сегодня можно отметить существующую в России проблему реализации конституционного принципа механизма системы сдержек и противовесов между Президентом РФ, являющимся главой государства, Правительством РФ, с одной стороны, и Государственной Думой, с другой, которая в соответствии с Конституцией отведена роль по принятию законов. При этом, как было отмечено выше, что при действующем раскладе депутатских мандатов в Государственной Думе действенная реализация механизма системы сдержек и противовесов невозможна. Представляется более правильным даже вывод о преобладании отношений между ними, при которых Президент РФ и Правительство РФ, могут лоббировать интересы по принятию законодательным органом «нужных» законов и фильтрации в принятии законопроектов, инициируемых иными политическими силами (оппозицией).
     Как и парламенту любого государства, Федеральному Собранию России присущи учредительная, законодательная и контрольная функции. Согласно высказыванию А.А. Смоленской, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, что способствует внутреннему уравновешиванию законодательной власти, в этом смысле Совет Федерации выступает элементом внутрипарламентской системы «сдержек» и «противовесов»24.
     Учредительная функция получает выражение в определении парламентом основ конституционного строя, правового статуса личности, государственного устройства, системы органов публичной власти; формировании (или участии в формировании) всех других ветвей государственной власти (исполнительной, судебно-прокурорской), разграничении между ними полномочий.
     Приоритетной для парламента является законодательная функция. Принятие федеральных конституционных и федеральных ординарных законов осуществляется в особой процессу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44