- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рассмотреть и проанализировать олимпийские игры в эпоху Эллинизма
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010446 |
Тема: | Рассмотреть и проанализировать олимпийские игры в эпоху Эллинизма |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Эллинистический период развития древнегреческой цивилизации 6 1.1 Эллада до и после походов Александра Македонского 6 1.2 Основные достижения эллинизма 16 1.3 Взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций как итог позитивного диалога и взаимодействия 22 Глава 2 Олимпийские игры от зарождения до упадка цивилизации 29 2.1 Основание, организация и программа Олимпийских игр 29 2.2 Организация Олимпийских игр 35 2.3 Олимпия и олимпионики 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 69 ВВЕДЕНИЕ Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса. Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию. Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал поэт. Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр. Актуальность темы исследования объясняется тем, что в истории Эллады одним из величайших событий того времени были Античные игры. Древняя Олимпия – это один из богатейших полисов (городов) Элиды, столица Игр античного времени. Возникновение дохристианской языческой религии в Древней Греции явилось предпосылкой для развития культуры эллинов. Прекрасные мифы рассказывают о богах Олимпа и легендарных героях. В литературных источниках отображена информация об учреждении, организации, правилах проведения и летоисчислении Игр Олимпиады, а также о традициях и ритуалах награждения олимпиоников и наказании нарушивших Олимпийскую клятву, и конечно о спортивных сооружениях. В художественных произведениях в поэтической форме есть подробные описания всех видов спорта античных игр и воспевание подвигов победителей Олимпиад. Много интересной информации есть о представителях древнегреческой науки, которые принимали участие в Олимпиадах или становились участниками конкурсов искусств. Великие архитекторы и скульпторы воплотили историю Эллады в своих бессмертных творениях. Все это в целом воссоздает картину великого и прекрасного праздника, объединившего в себе величие духа и физического воспитания. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать олимпийские игры в эпоху Эллинизма. Задачи исследования: 1) проанализировать Элладу до и после походов Александра Македонского; 2) рассмотреть основные достижения эллинизма; 3) изучить взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций как итог позитивного диалога и взаимодействия; 4) проанализировать Олимпийские игры от зарождения до упадка цивилизации. Предмет исследования – Олимпийские игры, объект исследования – эпоха Эллинизма. По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1 Эллинистический период развития древнегреческой цивилизации 1.1 Эллада до и после походов Александра Македонского Первое название «Эллада» древняя цивилизация греков получила от римлян. О народе говорили «эллины». Древние греки, как и представители других культур, знали историю о Всемирном потопе, который обрушился на мир за неповиновение людей Богу. Согласно легенде удалось спасти во время бедствия только двум людям на Земле: Девкалиону и его супруге Пирре. От их брака родился сын, которого звали Эллин. Он считался прародителем всех греков. Потомки Эллина, ахеяны, доряне и ионяне стали основателями греческих племен. Основание греческого государства было положено на островах Эгейского и Ионического морей, на южной территории Балканского полуострова. Берега Греции омывают многочисленные заливы. Греки всегда жили у моря, поэтому основной промысел их был связан с этой стихией. Разделение территории государства было обозначено по границам горных хребтов, которые растянулись по всей площади Греции. От их расположения зависит климатический пояс. Мореплаватели и рыбаки выходили в море только в летний сезон и ранней осенью, в остальное время случались бури и путешествия по воде были опасны. Первоначально вся территория греческого государства делилась на три административных центра. В Фессалии находилась знаменитая горная вершина на севере, получившая определенный статус в религии Древней Греции, — Олимп. Снежные покровы не сходили с нее даже в летние месяцы, поэтому с Олимпом было связано утверждение греков о том, что это место является домом для обитания богов. Регион Аттика прославился городом Афины, величественной столицы Древней Греции. Пелопоннес занял важное место в истории древней цивилизации благодаря двум главным портам, откуда уходили корабли на Запад – в Италию, и в страны Востока. Побережье Греции, граничащее с Малой Азией, усеяно лагунами. В этом районе были возведены красивейшие города Эфес и Милет рядом с Ионическими островами. Вслед за окончательной гибелью микенской культуры, знавшей письменность, — последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век». Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами — предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд, приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства. Пользуясь смутными воспоминаниями об истории микенян, троянцев и других Античных государств, странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у финикийцев алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас — гомеровские эпосы «776 год до н. э., принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.1 Период Архаики (Архаический) (750—500 год до н. э.). В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств. Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом. Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины, напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.2 Классический период (500—323 год до н. э.). Рисунок 1 – Бронзовый Зевс Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа. В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр. Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии. После окончания победоносных военных действий перед Александром встала огромная и сложная задача — удержать в руках гигантскую державу, завоеванную силой оружия. Для этого ему было необходимо укрепить свою власть над необъятной империей, организовать эффективное управление ею, наладить дружественные взаимоотношения между эллинами и населением восточной части новой монархии. Своей целью Александр ставил объединение Европы и Азии, персов и македонян на равных началах в государстве, которое охватило население почти всей ойкумены. В его политике ясно прослеживалась тенденция сгладить резкие противоречия между победителями и побежденными. Выражением политики “слияния” явилось устройство пышного празднества в Сузах по случаю торжественного заключения брака Александра, а также браков его друзей и многих македонян с азиатскими женщинами.3 В то же время, политика Александра в этом отношении не была до конца последовательной. Он привлекал местную знать в государственный аппарат и на командные посты в армию, но под конец жизни в большинстве областей заменил сатрапов из местного населения македонянами. Александр использовал теорию божественного происхождения царской власти, которая выработалась на Востоке с незапамятных времен. Его прерогативы как гегемона общеэллинского союза и царя Македонии отошли на задний план перед неограниченной властью обожествленного властелина огромной империи. Впрочем, развитие политических идей в Элладе шло в том же направлении и облегчало применение восточной теории власти. В связи с утратой полисами независимости все большее распространение получали героизация и обожествление политических деятелей, например, Лисандра, Тимолеонта. Центральное управление огромным государством находилось в руках царя и македонской знати — сподвижников Александра в походах и высших должностных лиц по гражданскому управлению. Во главе финансового ведомства стоял один из друзей Александра Гарпал, который впоследствии бежал в Афины с огромной суммой денег. Высшую должность “хилиарха”, который был ближайшим помощником царя, в последние годы правления Александра занимал его друг Гефестион. Большое значение получила царская корреспонденция, которой ведал главный секретарь. Особой заботой Александра являлось дальнейшее укрепление армии — главной опоры его господства на обоих континентах. В македонской армии к этому времени произошли крупные перемены. В нее были включены 30 тыс. персидских юношей, так называемых “эпигонов”, которые были снабжены македонским оружием и обучены по-македонски. В состав конницы были включены лучшие персидские, согдийские и бактрийские всадники. В Описе Александр собрал македонских воинов и отдал приказ о награждении больных и отслуживших и об отпуске их на родину. Этот приказ вызвал бурю негодования. Воины требовали роспуска всей армии, щедрых наград и кричали Александру, что дальше он может воевать один “со своим отцом Амоном”. Протест принял резкие формы и охватил всю массу эллинских воинов. Александр прибегнул к крайним мерам. По его приказу зачинщики были немедленно схвачены и казнены. Однако вместе с тем Александр был вынужден пойти навстречу требованиям армии. Через несколько дней каждому воину была выдана плата не только за прошлую службу, но и вперед — за время, нужное для возвращения домой. Десять тысяч македонян были отправлены на родину. Другой, не менее важной проблемой для Александра оставалось урегулирование отношений с эллинскими полисами. Завоевания Александра оказали глубокое влияние на всю Элладу. Она выслала на Восток множество воинов, мастеров, торговцев. Много неимущего люда нашло выход в военной службе. Немалая часть богатств, доставшихся на Востоке македонянам, перекочевала в греческие полисы. Однако это не ослабило противоречий между ними и Македонией. Хотя антимакедонские группировки и были подавлены в эллинских полисах, но они выжидали более благоприятного стечения обстоятельств, чтобы выступить снова. В 324 г. до н. э. Александром был издан указ, согласно которому все полисы были обязаны принять изгнанников и возместить им ущерб, связанный с конфискацией и продажей их имущества. В данном случае вмешательство Александра во внутренние отношения полисов преследовало определенную тактическую цель — разжечь социальные конфликты, дабы затруднить консолидацию антимакедонских сил.4 Завоевания Александра благоприятно отразились на экономической жизни Эллады и Востока. Для торговли открылись широкие перспективы. Связи со Средней Азией, Индией, Аравией и областями, расположенными у Каспийского моря, сделались более тесными. Сильно увеличилось количество драгоценных металлов, которые находились в обращении. Большое влияние на развитие обмена оказало введение единой для Эллады и Передней Азии монетной системы. Золотые статеры и серебряные тетрадрахмы Александра с его изображением получили широкое распространение. Их продолжали чеканить долгие годы и после его смерти. В политике, которую проводил Александр, уже намечалась в своих основных чертах экономическая программа эллинистических государств — широкая военная колонизация, усиление старых и основание новых автономных городских центров, укрепление в них рабовладельческих порядков, эксплуатация внегородских земледельческих территорий. За время македонского завоевания в Азии возникло несколько новых крупных центров, которые вскоре приобрели большое значение. Важнейшими среди них являлись Александрия в Египте, Александрия Ариана (Герат), Александрия Арахосия (Кандагар), Александрия Маргиана, Александрия Эсхата.5 На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов, простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то, что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета, на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона — бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным. Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки — среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя древнему Риму и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.6 Выводы. Характерные черты эллинистических государств Александр Македонский мечтал создать мировую империю, но после его смерти в 323 году до н. э. диадохи разделили завоеванные им территории и образовали независимые государства. Диадохи – это полководцы, ставшие преемниками власти после смерти Александра Македонского. Среди них особую известность приобрели Птолемей, Селевк, Антигон Одноглазый. Образованные диадохами государства формируются по принципу эллинистических монархий. Эллинистическая монархия – это сочетание восточных деспотических традиций и ценностей греческих полисов. Самостоятельность полисной организации общества сохранялась и в условиях монархической формы правления. Управлял эллинистическим государством обычно царь, которому принадлежала вся власть в стране. Он опирался на бюрократический аппарат, выполняющий функции исполнительной власти. Крупные города, такие как Александрия, обладали автономией. Граждане независимых городов были наделены особыми правами. Если предыдущий период греческого мира характеризуется постоянными войнами между полисами, то эпоха эллинизма принесла стабильность. Несколько крупных эллинистических государств смогли создать прочную систему. Она определялась общими чертами в экономическом, политическом и культурном развитии. Доказательством этого служит единая денежная единица, беспрепятственность миграции между государствами. Греческая культура и язык начали широко распространяться среди населения государств диадохов. На этих территориях возникает и развивается классическое рабство. 1.2 Основные достижения эллинизма Термин эпоха эллинизма появился в первой трети XIX века. Немецкий учёный в своей книге «История эллинизма» впервые употребил данное словосочетание. Изначально понятие «эллинизм» понималось как распространение эллинистической, то есть греческой, культуры среди населявших Средиземноморье народов. Позднее этот термин приобрёл иное значение. Историк Константин Константинович Зельин предложил рассматривать эллинизм как определённый период развития в античном мире рабовладельческих отношений. Эллинизм – это политическое, социально-экономическое и культурное явление, определяющееся слиянием греческих и восточных традиций. Именно этого определения стали поддерживаться большинство современных историков в своих трудах. Хронологические рамки История Средиземноморья включает в себя эпоху Эллинизма. Этот период продолжался три века. Обычно считается, что начинается эллинистическая эпоха с первого похода Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и завершается в 30 г. до н. э. полным подчинением Римом птолемеевского Египта. Периодизация эллинистической эпохи Обычно в эпохе эллинизма выделяется три основных периода: 334-280 гг. до н. э. – ранний эллинизм. Он охватывает время от образования державы Александра Македонского до её распада, в результате чего образовались эллинистические государства; 280-220 гг. до н. э. – классический эллинизм. Это период политической стабильности в эллинистическом обществе; 220-30 гг. до н. э. – установления господства Рима в эллинистических государствах. Эллинистические государства. На завоеванной Александром Македонским территории образовывались и развивались эллинистические государства, управляемые диадохами. К ним относятся: Государство Птолемеев в Египте. Государство Селевкидов на территории Вавилонского царства. Постепенно из него выделились: Греко-Бактрийское царство на территории Афганистана; Индо- греческое царство на территории Пакистана; Коммагенское царство на территории восточной Турции. Пергамской царство на месте западной Турции. Понтийское царство на месте северной Турции, из которого позднее выделилось Боспорское царство. Ахейский союз на землях Греции. С формированием эллинистических государств центр экономической и культурной жизни из Греции перемещается в Египет и Малую Азию. Начало эллинизма относят ко времени Александра Македонского, то есть ко второй половине IV в. до н. э. Конец эллинизма одни относят к моменту завоевания Греции Римом, то есть к середине II в. до н. э.; другие – к началу Римской империи, то есть ко второй половине I в. до н. э.; третьи относят к эпохе эллинизма также и века н. э., кончая падением Римской империи в V в. н. э., именуя этот период эллинистически-римским.7 Так как литература I-V вв. н. э. развивается на основе эллинизма IV-I вв. до н. э., то имеет смысл говорить о двух периодах эллинизма, понимая этот последний в широком смысле слова. Первый период – это ранний эллинизм (IV-I вв. до н. э.) и второй период – это поздний эллинизм (I-V вв. н. э.). Между этими двумя периодами, несмотря на их общую основу, имеется существенное различие. Ранний эллинизм (первый период), впервые выдвинувший в литературе ведущую роль индивидуума в условиях аполитизма, отличался характером просветительским, антимифологическим (даже стоики, не говоря уже об эпикурейцах и скептиках, оставляли мифологию только для аллегорий). Для просветительского характера первого, раннего, периода эллинизма особенно показателен Эвгемер (III в. до н. э.), трактовавший всю мифологию как обожествление реально-исторических деятелей и героев. Поздний эллинизм в связи с укреплением и ростом абсолютизма по необходимости выводил всякую отдельную личность из ее замкнутого состояния и приобщал к универсализму монархии, реставрируя древние формы мифологии. Поздний период эллинизма (за разными исключениями) приводил и поэзию, и всю литературу, и даже всю общественно-политическую жизнь к некоторого рода сакрализации, то есть к новому религиозно-мифологическому пониманию вместо прежнего просветительского. Особенно в этой роли выступала философия последних четырех веков античного мира во главе с так называемым неоплатонизмом. Впрочем, это нисколько не мешало также и реставрации в чисто светском смысле слова. Во II в. н. э. мы находим огромное литературное движение, получившее в науке название второй софистики или греческого Возрождения, когда множество писателей стало возрождать язык и манеру аттических авторов IV в. до н. э. и многие занимались мифологией и религией не в целях ее жизненной реставрации, но лишь в целях чисто художественных, исторических и даже просто описательно-коллекционерских. Во втором периоде эллинизма реставрировались также и литературные формы, и даже самый язык классической Греции. Во многих умах того времени это вызывало некоторую уверенность в наступлении греческого Возрождения и вызывало также иллюзию непреходящего значения классической Греции. Тем не менее суровая действительность на каждом шагу разрушала эти иллюзии, поскольку крупное рабовладение, а вместе с тем и вся рабовладельческая формация постепенно и неуклонно шли к концу, ставя бесчисленных рабов и полусвободных в невыносимые условия, а среди свободных поселяя острую борьбу бедности и богатства. Древний мир умирал, а вместе с ним умирали и старые идеалы, мало кто верил в мифологию, а старинные и наивные религиозные обряды постепенно теряли всякий кредит. Знаменитый Лукиан реставрировал древнюю мифологию исключительно с целью ее критики и преподнесения ее в пародийном виде.8 Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений. Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров). В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл. Скульптура или скульптурный рельеф используются с целью придания архитектуре большой пластической насыщенности и богатства. В ряде случаев они приобретают настолько самодовлеющее значение, что оказывают решающее влияние на композицию здания и построение его архитектурных элементов (Пергамский алтарь Зевса, башня Ветров). Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III—I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры. Разнообразные достижения эллинистического зодчества были унаследованы Римом. Градостроительная культура, планировка городских ансамблей и форумов, театральные здания и спортивные сооружения, базилики, перистили жилых домов, вилл и дворцов, гавани и маяки, различные приемы декоративной отделки зданий и синтез искусств — все эти произведения римской архитектуры несут на себе неизгладимую печать влияния эллинистической архитектуры и искусства. Особенно сильно сказалось это влияние во времена завоевания, Греции Римом и в позднереспубликанский период, когда римская архитектура становится как бы вариантом эллинистической. Под влиянием архитектуры эллинизма в отдельных городах Великой Греции (Помпеи и др.) складываются своеобразные черты греко-римской архитектуры, где местные италийские традиции сочетаются с греческими, образующими такой же своеобразный стилистический «сплав», как и во многих восточных и южных провинциях империи Александра, где эллинистическая культура столкнулась с местной. Через посредство Рима эллинизм сыграл большую роль в формировании византийской архитектуры и через нее оказал влияние на все последующее развитие архитектуры Западной и Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки. Несмотря на невиданный размах строительства и достижения строительной техники, несмотря на богатство эллинистических городов, жилых и общественных зданий, слабые стороны эллинистической архитектуры заключались в утрате ею больших общественных идеалов, которые питали архитектуру и искусство архаического и классического периодов, а также в отказе от ограничивающих личный произвол художника закономерностей искусства, которые позволяли выразить идеалы эпохи в совершенной художественной форме. Демократические идеи греческого классического полиса, получившие выражение в строгой и сдержанной архитектуре его общественных сооружений и ансамблей, уступили место подчеркнутой репрезентативности, богатству и величавости сооружений, воздвигаемых эллинистическими монархами и наместниками. И даже там, где эллинистическая архитектура следовала заветам классики и более ранних периодов, эти произведения нередко несут на себе печать эпигонства или холодного академизма. В архитектуре эллинизма частым явлением стало применение различных ордерных систем, которые окончательно утратили связь с породившими их народными традициями и теми приемами композиции сооружений, с которыми они были когда-то органически связаны. B поисках остроты и разнообразия архитекторы обращаются не только к наследию предшествующего классического периода, но нередко и архаики, используя давно забытые приемы бесфризового ионического антаблемента, псевдодиптерального расположения колонн, украшения основания колонн скульптурным рельефом и др. Отдельные композиционные приемы в ордерных построениях утрачивают свою связь с породившим их конструктивным началом, таков, например, прием решения угловой опоры в периптеральных композициях в виде анта, декоративные пилястры и т.д. Эллинистическое искусство оставило большой след в истории человеческой культуры, и самое большое его достижение заключалось в том, что этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа. 1.3 Взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций как итог позитивного диалога и взаимодействия Правители эллинистических держав желали видеть свои столицы крупными культурными центрами. Богатая казна позволяла щедро финансировать музыкантов, поэтов, художников, скульпторов и ученых. Рукописям и научным трудам требовалась некоторая систематизация и помещения для хранения. В Александрии, столице Египетского царства, ставшей сердцем духовной и научной жизни Средиземноморья, под покровительством правящих Птолемеев создается первая библиотека – крупнейшее собрание уникальных древних рукописных книг. Библиотека входила в состав музея (museion – храм муз), в котором находились аудитории, кабинеты, коллекции. Известнейшие ученые занимались здесь астрономией, математикой, медициной, ботаникой, зоологией, филологией и другими науками. В этом музее Эвклид создал свой труд – «Элементы», а грек Эратосфен открыл способ определения окружности Земли. Среди других прославленных ученых, работавших в библиотеке, наиболее известны Аристарх, Аполлоний Родосский, Архимед, Каллимах и Эвклид. Взаимопроникновение эллинской и древневосточной культур. Немаловажным моментом развития эллинизма было взаимопроникновение....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: