- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Пути привлечения школьников к занятиям физкультуры и спорта
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007645 |
Тема: | Пути привлечения школьников к занятиям физкультуры и спорта |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра: спортивных игр и гимнастики КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике тема: пути привлечения школьников к занятиям физкультуры и спорта Выполнил студент: 21 группы 2 курса очной формы обучения факультета физической культуры (пед. образование ) Крючков Константин Павлович Научный руководитель: к.п.н., доц. проф. Юзефавичус Т.А. Дата защиты: «__» ____________ 20 __ г. Оценка: ____________________________ __________________________________ (подпись научного руководителя) Регистрационный номер ________ Дата регистрации ______________ Москва, 2016 ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВВЕДЕНИЕ В настоящее время физическая культура является приоритетным направлением социальной политики нашего государства. Разрабатывается система мер по увеличению спортивных школ, привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом. Согласно статьи 84 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в Российской Федерации реализуются образовательные программы в области физической культуры и спорта направленные на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физического совершенствования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, выявления и отбора наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а так же подготовки кадров в области физической культуры и спорта.[3] В Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015гг.» направленная на повышение интереса населения России к занятиям физкультурой и спортом, на развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, развитие материально-технической базы, создание эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков. Здоровый образ жизни, желание заниматься физической культурой и спортом закладываются в школьные годы. Семья и школа играют в этом важную роль. Современные школьники испытывают хронический дефицит двигательной активности, что становится угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Повышается количество школьников имеющих отклонения в здоровье: нарушается осанка, зрение, снижается общая иммунологическая реактивность организма, что приводит к частым острым респираторным инфекциям. Более 30% школьников страдают ожирением. Ухудшается общее состояние здоровья большинства учащихся школ, снижается порог жизнеустойчивости, выносливости, а также сокращаются резервные силы организма. Более чем у 50% детей наблюдаются функциональные отклонения от нормы. Около 60% детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, а их иммунная система работает в режиме перенапряжения.[2] Чтобы исключить негативное влияние гиподинамии на детей необходимо не менее двух часов неорганизованной двигательной активности или один час ежедневных организованных занятий физическими упражнениями высокой интенсивности. Необходимо заинтересовать детей и подростков занятиями физической культурой и спортом путем привлечения в спортивные секции, школьные соревнования, вести пропаганду здорового образа жизни и др. В настоящее время спорт приобретает высокую значимость в обществе. Занятие спортом, особенно любительским, рассматривается как способ укрепления и сохранения здоровья, предупреждение алкоголизма, наркомании и других антисоциальных проявлений, особенно в среде молодежи. Цель работы: определить основные пути привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, всестороннего воспитания и развития личности. Объект курсовой работы: учащиеся школ, подростки, молодежь. Предмет – проблема привлечения школьников к занятиям физической культурой и спортом: - определить понятия физической культуры; - проанализировать разнообразные формы организации занятий школьников физической культурой и спортом; - изучить возрастные особенности при занятиях физической культурой и спортом. ГЛАВА 1. Формирование физической культуры школьников – как педагогическая проблема. 1.1 Сущность понятия физической культуры. 1.2 Разнообразие форм организации занятий школьников физической культурой и спортом. 1.3 Учет возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом. Сущность понятия физической культуры. Физическая культура это область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, а так же на развитие психических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В статье 2 пункте 26 Федерального закона от 04. 12. 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура определена как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способности человека, совершенствование его двигательной активности и формированию здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[4] Исторически физическая культура развивалась под влиянием реальных потребностей общества в полноценной физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения. Физическое воспитание как особая сфера общественной деятельности возникло около 80 - 8 тысяч лет назад. В настоящее время существует несколько теорий возникновения физической культуры и спорта: культовая, игровая и трудовая. По мнению исследователей Древнего мира Ф.Рейнака, К.Дима, В.Кербса, физические упражнения в те далекие времена служили своеобразным «аккомпанементом» широко распространенным тогда магическим действиям. Ритмичные танцы под барабан вокруг костра и игрища отдаленно напоминают современные фитнес и аэробику. Среди ритуальных движений встречались и необходимые в практической жизни. Метание копья либо стрельба из лука в нарисованное животное развивали глазомер, вырабатывали точность движений руки, меткость и вооружали человека навыками нужными для успешной охоты. Игровая теория возникла из наблюдений за природой. Английские философы Г.Спенсер и Ф.Шиллер утверждали, что человек подобно животному играет, бегает, прыгает, борется, потому что избыток сил, имеющийся у него необходимо израсходовать. Согласно трудовой теории, человек в процессе труда (строительства жилья, перетаскивания тяжестей, охота, рыбная ловля, битва с врагами) развивает в себе нужные физические качества, навыки, умения. [5] Расцвет физической культуры и спорта пришелся на VIII – IV вв. до н.э. в Древней Греции. В Спарте была создана жесткая система физического воспитания. Отец показывал новорожденного совету старейшин. По решению совета слабого ребенка сбрасывали в ущелье, а сильного возвращали в семью, где он жил до семи лет. Затем детей отправляли в гимнасии, где они в основном занимались физическими упражнениями (прыжки, бег на быстроту и выносливость, метание копья и диска, борьба, кулачный бой). Юношей учили безропотно переносить холод, голод, жажду, боль, воспитывали мужество и находчивость, воинскую храбрость. [6] В Афинах юноши получали не только военно-физическую подготовку, но и разностороннее образование, они посещали школы трех типов: грамматическую, музыкальную и гимнастическую. Молодые люди обучались чтению, письму, музыке, борьбе и играм. В средние века в области воспитания и образования главенствовала христианская религия. Заботы о теле считались греховными. В школах и университетах занимались только духовным воспитанием молодежи. Бурное развитие производства и торговли, рост городов изменили взгляд человека на физическое воспитание. Физическое воспитание утвердилось и заняло важное место в школьных программах и системах образования. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – состоит из трех органически связанных между собой частей: физического воспитания – процесса управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством овладения знаниями о закономерностях воздействия физических упражнений на физическое и духовное состояние человека, естественных сил природы с целью развития необходимых для жизни и деятельности личностных качеств, двигательных умений и навыков; спорта – двигательной деятельности, направленной на раскрытие максимальных функциональных и координационных способностей человека в условиях соревновательного соперничества; физической рекреации – органической части физической культуры, которая направлена на использование физических упражнений и естественных движений в различных природных климатогеографических условиях в целях восстановления работоспособности, активного отдыха, развлечения.[1] Физическая культура – это особый вид общей культуры личности, особенностью содержания которой является рационально организованная двигательная активность, которую человек использует как для укрепления здоровья так и для физического совершенствования. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ является одним из видов воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям, воспитании физических качеств, овладении специальными физкультурными знаниями и формировании осознанной потребности в физкультурных занятиях. [7] Цель физического воспитания это формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Всестороннее развитие личности вместе с умственным, духовным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает и физическое воспитание. Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, влияет на интеллект, психические и морально-волевые качества. Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия, однако физвоспитание осуществляется и в процессе внешкольного, дополнительного, специального образования, в процессе самообразования и в семье. В настоящее время образовательные задачи связанные с обучением занятиям, методическим умениями и навыкам решаются не достаточно эффективно. В Российской системе физического воспитания необходимо пересмотреть структуру школьного урока, и учебные годовые планы, отдав приоритет легкой атлетики, плаванию, игровым видам спорта, ориентации. Дети с удовольствием будут заниматься баскетболом, волейболом, футболом, аэробикой или фитнес-зарядкой, туризмом, спортивными танцами, флорболом. Сегодня количество детей освобожденных от занятий физической культурой в школе достигло 40%! Между тем, специалисты физической культуры считают, что не должно быть детей, освобожденных от физической культуры в школе – все должны заниматься физкультурой и спортом. Особенно это относится к детям с ослабленным здоровьем.[8] Физическое воспитание призвано решать одну из главных задач – это укрепление здоровья. С возрастом число здоровых учащихся уменьшается. Физическое воспитание является сильнейшим фактором воздействия на организм человека. Состав учащихся по уровню здоровья, физического развития, физической подготовки неоднороден. Работа с детьми имеющими отклонения в здоровье должна проводиться индивидуально. Физическое воспитание – это организованный процесс управления физическим развитием и физическим образованием. Под физическим развитием понимают изменение форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) или целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие характеризуется показателями здоровья, телосложения, развитием физических качеств и совершенствования. Под физическим образованием понимают педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, развитие физических способностей человека. Содержание и направление физического образования определяется потребностями общества в физически подготовленных людях. Физическое воспитание является одним из необходимых элементов общей системы воспитания. Его ведущее направление – создание гармонически развитого человека, творца-гражданина. Практические цели физического воспитания связаны с подготовкой молодежи к трудовой (производственной) деятельности.[9] СПОРТ – это игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Неотъемлемой частью спорта является ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижение высоких результатов. Спорт мобилизует физические, психические и нравственные качества человека, которые совершенствуются в процессе тренировок и участия в соревнованиях. Основными функциями спорта можно назвать: оздоровительную, соревновательную, воспитательную, образовательную, функцию пропаганды и укрепления национального престижа. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но и становится общенациональным достоянием. Рекорды и победы на крупных международных соревнованиях вносят большой вклад в укрепление авторитета страны на международной арене. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - это использование физических упражнений, видов спорта для активного отдыха людей, получения удовольствий от этого процесса. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры. При переходе большинства населения страны к здоровому образу жизни значительно улучшится и социальное здоровье – важный экономический и социальный потенциал страны, обусловленный историческим воздействием окружающей среды, географическим, культурным, образовательным, воспитательным, медицинским, геополитическим, социально-экономическим, религиозным, военным фактором, а также менталитетом и образом жизни населения, позволяющим обеспечить оптимальные условия качественной и безопасной жизни российских граждан. Мощным механизмом защиты населения от всех этих напастей в плане укрепления здоровья и его профилактики, как считают ученые, является российское здравоохранение, физическая культура и массовый спорт, доступный для населения страны.[10] Связь физической культуры с культурой общества в целом обусловлена единством их происхождения и ролью в формировании человека, а так же взаимным влиянием частей культуры в процессе развития. Физическая культура связана с такими общекультурными сторонами жизни общества как экономическая, политическая, историко-этнографическая и другие. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое решает задачи физического воспитания, а так же выполняет заказы общества в области политики, морали, воспитании. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Физической культуре посвящена специальная литература, средства массовой информации (журналы, газеты, книги, радио, телевидение), она способствует возникновению новых направлений в технике, строительстве, науке, художественной литературе, музыке, кино, живописи, скульптуре. Физическая культура включает в себя науку (комплекс специальных научных дисциплин), органы руководства и управления, систему организации кадров и систему их подготовки, материальную базу (инвентарь и оборудование). Физическая культура направлена на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укреплению его здоровья, повышению работоспособности. Разнообразие форм организации занятий школьников физической культурой и спортом. Процесс физического воспитания школьников складывается из множества занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими. Занятия по физическому воспитанию подразделяются на урочные и неурочные. Урочные формы – это занятия, которые проводятся преподавателем или тренером с постоянным составом обучающихся. К ним относятся уроки в школе и спортивно-тренировочные занятия в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методики проведения можно считать одним из самых трудных в школе предметов. Ведь надо научить детей технике физических упражнений, развить у них двигательные качества и заставить их преодолеть большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне.[11] Современный урок физической культуры значительно выиграет при использовании новых информационных технологий. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом. В условиях школы это уроки физической культуры и секции по разным видам спорта. Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулировать личную заинтересованность, повысить интерес к собственному здоровью, способствуют и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интереснее и многообразнее.[12] Любой урок или тренировка начинаются с разминки. Она необходима, чтобы подготовить организм к предстоящим нагрузкам. Разминки бывают общие и специальные. Общая разминка(бег, ходьба, гимнастические упражнения) разносторонне и постепенно воздействует на организм. Специальная разминка готовит занимающегося к тем упражнениям, которые ему предстоит выполнить в основной части. Разминка длится 10-20 минут. Вовремя основной части, занимающийся приобретает новые навыки и совершенствует их. В заключительной части нагрузка на организм постепенно снижается. Необходимо соблюдать правила ведения занятий, так как от этого зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости и другие качества. Обычно там, где занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер, инструктор) они имеют форму урока. Тренировка в ДЮСШ, спортивной секции также имеет форму урока. Именно эта форма создает лучшие условия для воспитания, образования, оздоровления занимающегося. Это связано с тем, что педагог на уроке работает в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводят по утвержденной государственной программе. Уроки (тренировки) в спортивных школах, спортивных секциях и клубах составляются таким образом, чтобы готовить спортсменов высокой квалификации. Современный урок физической культуры это прежде всего, такой урок, содержательность и направленность которого соответствует запросам общества. Школьная программа пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеурочные формы.[11] Неурочные формы – это занятия, которые проводят как специалисты так и сами занимающиеся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств. Они делятся на три группы. К первой группе относятся: утреня гимнастика, гимнастика в режиме учебы или труда, физкультминутка. Эти виды занятий могут проводится без преподавателя, они воспитывают самодисциплину и инициативность. Утренняя гимнастика доступна людям любого возраста и пола. Она создает бодрое, работоспособное состояние после сна. Может проводиться индивидуально (дома) или в группе (в школе, учебном заведении, интернате). Гимнастика до начала урока – это прежде всего организованное начало учебного дня школы. Она содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, формированию навыков правильного их выполнения. Утренняя гимнастика содержит комплексы физических упражнений, которые могут быть разучены на уроках физической культуры в ходе вводной его части.[14] На уроках в школе устраивается физкультминутка. Она длится 1-2 минуты и благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный настрой учащихся, снижает статические нагрузки, предупреждает нарушение осанки. Ко второй группе относятся занятия более продолжительные по содержанию. Они направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним относятся самостоятельные тренировочные занятия (аэробика, шейпинг, бег, калланетика, оздоровительная ходьба и др.) и физические упражнения в рамках активного отдыха (активные перемены, туристические походы, подвижные игры и др.). В последнее время широкое распространение получили самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Это выезды за город, туристические походы, прогулки на лыжах, бег и спортивная ходьба. На протяжении всей истории человечества формы занятий физической культурой непрерывно менялись; ХХ столетие породило множество систем оздоровления с использованием музыки, среди которых особую популярность приобрели аэробика и фитнес. Эти занятия состоят из комплекса упражнений спортивно-гимнастического стиля, выполняемые непосредственно под музыку в танцевальном стиле. Занятие продолжается примерно 60 минут и состоит из разминки, основной и заключительной частей. При этом основная часть делится на аэробную и силовую. К третьей группе относятся соревновательные формы занятий (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты и др.). Особый интерес вызывают соревнования. Они требуют напряжения всех сил, волевых и нравственных качеств человека. Эти качества укрепляются и закаляются в условиях соперничества и спортивной борьбы. Как форма занятий соревнование состоит из подготовительной, разминочной части, основной части самих соревнований и заключительной (восстанавливающие процедуры и подведение итогов). Занятия не урочного типа в отличии от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Выбор неурочной формы занятий определяется интересами и склонностями занимающегося. Внеклассная работа – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, различных внешкольных мероприятий, проведение спортивных суббот, дней здоровья, участие в районных и городских соревнованиях.[11] Двигательный режим школьников складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры и спорта, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Доказано, что 40% двигательной активности обучающегося реализуется через урок физической культуры и спортивные секции, а остальные 60% школьники реализуют самостоятельно, через проведения активного отдыха после школы и в выходные дни. Однако большинство школьников проводят выходные дни лежа у телевизора или сидя за компьютером. В этой связи классному руководителю следует систематизировать работу по организации физкультурно-оздоровительной, двигательной активности во вне урочное время, проводить совместно с учителями физической культуры, родителями различных внеклассных оздоровительно – спортивных мероприятий, викторин знатоков здоровья, школьных спартакиад, дней здоровья и спорта, туристических походов и т.д.[13] Процесс физического воспитания сложен. В нем участвует много людей – педагогов разного профиля, медиков, родителей, организаторов. Вся их деятельность направлена на всестороннее развитие физических и духовных сил школьников, их успешной подготовки к жизни. Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлением о рациональном двигательном режиме школьников, которая определяется формами физического воспитания реализуемого в той или иной школе. Наиболее полным он бывает, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями. Желательно, чтобы двигательный режим школьников состоял из: Утренней гимнастики; Прогулки по дороге в школу и обратно (пребывание на свежем воздухе в сочетании с ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект); Гимнастика до учебных занятий (содействует созданию условий активного начала учебного дня, настрою на продуктивную работу на уроке); Уроки физической культуры. (их содержание определяется Государственным стандартам и учебным планом); Физкультминутка на уроке, а также при выполнении домашних заданий; Физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен (способствуют эмоциональной разрядки, активному отдыху школьников в течение учебного дня); Ежедневные «часы здоровья» (позволяют учащимся в течении 40-60 минут заниматься различными физическими упражнениями по собственному выбору. Способствуют профилактики заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности); Занятия в кружках, группах, секциях по разным видам спорта; Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. К ним относятся: ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования. (позволяют вовлечь в занятия физическими упражнениями всех учащихся); Самостоятельные занятия физическими упражнениями. (Является важным компонентом двигательного режима, так как согласуется с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека). Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с организацией режима питания. Вместе они являются важным условием здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников. Учителю необходимо создать для детей такие условия, чтобы у них появился аппетит заниматься физической культурой и спортом, чтобы они понимали полезность движения для своего здоровья. Ведь движение – это жизнь. Еще в XVIII веке известный французский врач Тиссо писал: « Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лекарства мира не в состоянии заменить одно действие движения».[13] 1.3 Учет возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом. Физическое и умственное развитие личности тесно связано с возрастом. Каждому возрастному периоду соответствует свой уровень физического, интеллектуального, социального и духовного развития.[ 1] Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков. В связи с особенностями роста и развития ребенка применяется следующая периодизация: от рождения до 1 года – младенчество; от 1года до 3 лет преддошкольный возраст; от 3 до 6(7)лет дошкольный; от 6(7) до 11 лет младший школьный возраст; от 11 до 15 лет средний школьный возраст; от 15 до 17(18) лет старший школьный возраст. Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Анатомо-физиологические и психологические особенности характерные для того или иного возрастного периода называют возрастными особенностями. В своем развитии ребенок может опережать возрастную группу к которой он относится или отставать от нее. С возрастными особенностями тесно связаны и индивидуальные особенности (интересы, характер ребенка, умственная и двигательная деятельность присущие тому или иному человеку). Рассматривая особенности развития детей от 1года до 3 лет можно отметить, что в этом возрасте интенсивно развиваются движения и органы чувств. В раннем возрасте детям свойственна свободная двигательная деятельность. Ребенок не может в течение длительного времени выполнять регламентированные двигательные действия. Движения ребенка в этом возрасте хаотичны и слабо координированы. Двигательная активность детей на втором и третьем году жизни основывается на ходьбе, однако ребенок пытается бегать, подскакивать, прыгать, играть с мячом. Детям этого возраста свойственна частая смена движений и поз, поэтому происходит поочередное напряжение и расслабление различных групп мышц. Ребенок познает мир через предметы. Разнообразная предметно-игровая среда, общение со взрослыми способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов. Дошкольный возраст от 3лет до 6(7) лет характеризуется ростом и развитием важнейших систем организма. В этот период закладывается база для развития физических и духовных способностей, он наиболее благоприятен для закаливания организма, обучению элементарным двигательным умениями. Основа всестороннего развития ребенка - это физическое воспитание. Организованные физические занятия (в яслях, детском саду, семье), а так же свободная двигательная деятельность (прогулки, игры) улучшают деятельность сердечно сосудистой системы, укрепляют опорно- двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, повышают иммунитет. Обеспечить высокое качество обучения жизненно важным двигательным умениям и навыкам детей дошкольного возраста - это одна из главных задач, которая стоит перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Совершенствование физического воспитания детей остается актуальной задачей. Одним из перспективных путей повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях является совершенствование и модернизация используемых педагогических технологий. Решение данной задачи возможно на основе внедрения инновационных форм реализации учебного материала.[15] Средствами физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения ( формируют двигательные навыки и умения, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата), оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиена. Физические упражнения - это гимнастика для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, бега, прыжков, строевые упражнения. Подвижные игры, упрощенные формы спортивных упражнений (с 5 лет) катание на лыжах, коньках, плавание, игра с мячом. Оздоровительные силы природы: солнечные, воздушные, водные процедуры в соответствии с возрастом детей способствуют совершенствованию механизма терморегуляции, повышают работоспособность, улучшают физическое состояние детей. Гигиена – это соблюдения режима сна и питания, двигательной активности и отдыха. Для полноценного развития дошкольников необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенического фактора. Основными формами организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками являются: 1)Утренняя гимнастика (активизация деятельности организма, повышение его работоспособности, формирование правильной осанки). Это простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем и закаливанием. 2)Физические упражнения урочного типа (основная форма работы с детьми от 3 до 6 лет). Цель – обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных. 3)Подвижные игры (физкультминутка, физкультпауза) предупреждают утомление, повышают работоспособность при однообразных статических положениях тела. 4)Физкультурные праздники – демонстрация детьми достижений в овладении физическими упражнениями, играми. 5)Самостоятельные занятия физическими упражнениями (дети по своему желанию выбирают вид занятий). В современной дошкольной педагогике семья рассматривается как основной фактор определяющий личность ребенка дошкольного возраста. Именно семья способна сохранить и укрепить здоровье ребенка его физические формы, определить успешное физическое развитие помогает раскрыть двигательные способности, обеспечить становление здорового образа жизни, овладение его нормами правилами, пробуждает активность, инициативность интерес и потребность в занятиях физической культурой.[16] Младший школьный возраст охватывает детей с 6(7) лет до 11 лет (I-IV классы). Этот период наиболее благоприятен для активных занятий физической культурой и спортом. У детей равномерно развивается опорно-двигательный аппарат, суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевых тканей. Интенсивное физическое развитие (быстрый рост скелета, особенности развития сердечно - сосудистой системы) требует постоянного врачебного контроля и правильной организации двигательного режима. Возрастной интервал с 7 до 10 лет благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей. У детей этого возраста потребность в высокой двигательной активности. Объем двигательной активности ребенка напрямую влияет на показатели его развития. Это свидетельствует в первую очередь о том, что двигательная активность является определяющим фактором полноценного физического, функционального и психического развития детей младшего школьного возраста. Именно достаточный, оптимальный объем двигательной активности способствует росту физической подготовленности, морфофункциональных показателей, развитию психических процессов младших школьников.[17] Основными задачами физического воспитания детей младшего школьного возраста является: укрепление здоровья, овладение основами разнообразных движений, формирование двигательных навыков и умений, приобретение знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, выработка представлений об основных видах спорта, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно станет частью всего учебно-воспитательного процесса школы, общего беспокойства педагогического коллектива, родителей. [18] Начало обучения в школе меняет режим жизни ребенка, в связи с этим необходимо проявлять осторожность в дозировании физической нагрузки младшим школьникам. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и время проведения отдельных занятий. В возрасте 7 – 10 лет на....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: