VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогическое сопровождение коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011341
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ
Содержание
Министерство образования и науки  Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра психологии и социальной работы

Психолого-педагогический факультет





Токарева Татьяна Михайловна



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ 

(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ



	«Допустить к защите в ГАК»

	Декан факультета, к.п.н.,

	доцент_________О. В. Остапович

	«___ »________________20__г.

	

	Заведующая кафедрой

	к. пс. н., доцент______И. А.Таскина

	«____ »_______________20__г.

	

	Научный руководитель

	к.п.н., ст. преподаватель

	_______________  А.А.Кастюнина

Работа защищена

«___ »_______________ 20__г.

с оценкой __________________

председатель Г АК ___________

(подпись)





Горно-Алтайск 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..............

3

1 Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………….......





7

1.1 Психологические особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста ДОУ………………………………………..................



7

1.2 Условия психолого-педагогического сопровождения коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………



15

2  Эмпирическое исследование по организации условий психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ……



25

2.1 Организация, этапы и методы изучения психолого-педагогического сопровождения по коррекции агрессивного поведения дошкольного возраста в ДОУ………………………………………………………………





25

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..

34

Заключение……………………………………………………………………..

44

Список использованных источников и литературы……………………... 

47

Приложения…………………………………………………………………...

51





























Введение

Неустойчивая социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и проявления цинизма, жестокости, агрессивности [23].

Проблема детей, у которых проявляется агрессия, касается не только педагогов, психологов и родителей но и общества в целом. Они на первый план выдвигают изучение психологических условия, из-за которых начинаются эти опасные явления.

 Дети уже в дошкольном возрасте, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. 

Современные дети стали менее внимательны к чувствам других. Поэтому работа, направленная на изучение агрессивности, очень актуальна и важна.

Детская агрессивность значительно помолодела, если десять лет назад речь шла об агрессивности, начиная преимущественно с подросткового возраста, то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы, а истоки агрессивности в поведении детей все чаще обнаруживаются в дошкольном возрасте [36].

Проблеме агрессивного поведения детей, посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии (А. Bandura, 1983, Z. Berkowits, 1962; A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967; Г.М. Андреева, 1988; Т.Е. Драгунова, 1979; В.И. Жельвис, 1990; Ф.С. Сафуанов, 1999; Л.М. Семенюк,1996; Л.М. Чепелева, 2001 и др.).

Способами преодоления агрессии занимались Л.И.Божович, М.И.Лисина, М.М.Кольцова и др. Условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников наиболее широко раскрыты в работах: Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, Г.Э. Бреслав, они так же большое внимание уделили психологической коррекции агрессивных детей. Различные формы и методы диагностической и коррекционной работы предложены А.В.Ковальчук, Н.М.Платоновой и т.д.

В настоящее время значительное внимание к проблеме воспитания и обучения обусловлено тенденцией увеличения количества детей с повышенной агрессивностью, вследствие чего своевременная организация коррекционного воздействия рассматривается в качестве основного фактора, обусловливающего социальную адаптацию и реабилитацию личности. При этом в качестве наиболее педагогически значимого с позиций преодоления недостатков в развитии рассматривается дошкольное детство, поскольку в этот период психика наиболее пластична [11].

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного учреждения по ФГОС, это создание социально-психологических условий для развития личности ребенка, его успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих новым требованиям стандарта. Основа системы психологического сопровождения - единство требований предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении, обществе, семье. 

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа).

Можно с уверенностью полагать, что тема психолого-педагогическое сопровождение коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, актуальна в настоящее время. 

Однако, несмотря на исследования посвященные агрессивному поведению детей и ее коррекции, ключевые вопросы, связанные с профилактикой агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада остаются практически не изученными.

Это определило выбор проблемы исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста и создание условий по коррекции агрессивного поведения в детском дошкольном учреждении.

Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ.

Цель: выявить и проверить на практике условия психолого-педагогического сопровождения коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи: 

Рассмотреть понятие и содержание агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ.

Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

 Организовать и провести эмпирическое исследование с детьми дошкольного возраста ДОУ.

 Составить программу по психолого-педагогическому сопровождению коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ.

Этапы исследования:

На разных этапах работы были использованы различные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; беседа; наблюдение; (методики: М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», М.А. Панфилова «Кактус», «Тест руки Вагнера»).

Первый этап – теоретический анализ литературных источников по теме исследования, работа над понятийным аппаратом, определение цели, обьекта, предмета, задач исследования.

Второй этап – подбор методов и методик, соответствующих цели и задачам исследования.

Третий этап – анализ и обобщение полученых результатов, формулирование выводов, оформление квалификационной работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены семьи испытуемых детей дошкольного возраста; в результате проведенных исследований выявлены формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на снижение агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, гармонизацию детско-родительских отношений.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста в ДОУ», может быть использована как в общеобразовательной сфере, так и в специализированных детских учреждениях, в комплексной психокоррекционной и психотерапевтической практике воспитателями, педагогами, психологами, родителями.

База исследования: учащиеся детского сада «Сказка» МОУ «Чойская» СОШ Чойского района Республика Алтай.

		

























 Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе



Психологические особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста ДОУ



В современной литературе, проблема проявления агрессии у детей встречается часто. В нашей стране и за рубежом этой проблемой занимались многие ученые. В настоящее время нет единого и четкого определения что такое агрессия.

До начала XIX века агрессивным считалось любое агрессивное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало наиболее узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [31].

Зарубежные исследования по проблеме агрессии представлены более широко, чем отечественные и они имеют старинные традиции. Интенсивно они начали складываться в первые десятилетия XX века в работах З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, С.Шпильрейн и др.

Согласно утверждению ряда ученых. А.В. Захарова, Г.Б. Тагиевой, Т.Г. Румянцева, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительное для жертвы последствия, когда нарушены нормы поведения. 

Л.С. Выготский рассматривал агрессивность как свойство, регулируемое условными рефлексами и практически обусловленное научением, социальной средой, окружающей ребенка с рождения. Какими бы врожденными предпосылками ни был наделен ребенок, если он воспитывается в благополучной семье, без жестоких и агрессивных мер воздействия на него, то его врожденная агрессивность не проявится. А. М. Фонарев, считал, что агрессивность как прививается, так и снимается социально [32].

Отечественные ученые имеют разнообразные точки зрения не только на природу агрессии, но и форму ее проявления. Так, Л.И. Божович выделяет две основные формы проявления агрессии: прямое физическое воздействие и словесная агрессия через запугивание, оскорбления.

Эту классификацию доработала С.Славина, она выделила:  вербальное нападение (например: обозвать, крикнуть, и т. п.); физическое нападение (например: укусить, ударить и т. п); нарушение прав другого человека (например: отобрать игрушку, где применяется сила).  

Согласно А.Валлону, нормальными явлениями в годовалом возрасте могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.

Существующие сегодня теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них объединяют агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как непосредственная реакция на фрустарцию (Дж.Долард,Л.Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура) [18].

Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берёт начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ [34].

Несмотря на разногласия в интерпретации агрессии у разных авторов, идея причинения вреда другому субъекту присутствует практически всегда. Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но так же очень важными критериями. Э.Фромм считает, что агрессия это нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету. АР.Бэрон рассматривает только те действия, от которых страдают только живые существа. Э.Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу - возникает в момент опасности, как реакция на угрозу. А злокачественная агрессия выражается в деструктивности, жестокости.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели; 2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; 3) самоцелью; 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [30].

Однако агрессию пробуждают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры среды обитания – шум, жара, теснота, загрязненный воздух, воздействие средств массовой информации и телевидения.

Агрессивные поступки детей не определяются логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Жестокость и агрессивность как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником являются внешние обстоятельства. Если это поведение будет повторяться при отсутствии его корректирующих воздействий, эти явления со временем приобретут устойчивый характер, и превратятся в черту личности. И агрессивные жестокие действия не будут расцениваться, а будут считаться естественными, морально оправданными.

Нарушения поведения у ребенка проявляются в форме упрямства и капризов. Это своеобразная реакция протеста на какие-либо ограничения. Взрослые в силу ряда причин вынуждены уделять меньше внимания детям, чем следует, и называют им то, что их сердит и злит. А.Фромм отмечает: Если малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, это нервирует его. Неспособность управлять своими желаниями и неумение их контролировать осложняет жизнь ребенка и служит причиной раздражения и гнева. Кроме того, и при подавлении ребенок постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянно – гневному протесту. Так появляется агрессивность, по своей сути это реакция борьбы, возникающая при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально. Но если родители вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребенком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить», то это приведет, лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка. 

Современные дети часто прибегают к агрессии, так как научаются видеть в ней способ решения жизненных трудностей, то есть можно говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. 

Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен много знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и др. Эти знания не даются при рождении [24].

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье, а группа в ДОУ становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. 

Е. Гаспарова  выделяет наиболее? частые? причины появления упрямства, и как следствие – реакций активного протеста: нарушение? режима, резкая смена обстановки, раннее? высаживание? ребенка на горшок, повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений и т.д. Стремление? родителей «искоренить» упрямство може?т приве?сти к не?вротиче?ским ре?акциям, а это може?т повле?чь за собой расстройства ре?чи, сна, аппе?тита, появле?ние? страхов и повыше?ние? тре?вожности [32].

Оригинальную те?ориию агре?ссии пре?дложили бихе?виористы, они рассматривали агре?ссию как пове?де?ние?, усвое?нное? в проце?ссе? социализации. Было аргуме?нтировано, что моде?ли агре?ссии родите?ле?й ле?гко заимствуются де?тьми. Не? случайно эта моде?ль получила название? «те?ории социального науче?ния». По их мне?нию, че?лове?к научае?тся агре?ссивным де?йствиям, и была выявле?на сле?дующая закономе?рность: че?м чаще? че?лове?к используе?т агре?ссию, те?м сове?рше?нне?е? она становится. Проявле?ние? агре?ссии при достиже?нии успе?ха може?т повысить е?е? мотивацию, а не?удача може?т вызвать те?нде?нцию торможе?ния. Н.Кауфман и А.Басс, спе?цифиче?ским образом характе?ризуют в те?ории социального науче?ния, что агре?ссия являе?тся выраже?ние?м властности. Де?ти иногда проявляют агре?ссивность лишь потому, что не? знают других способов выраже?ния чувств.  

Формы проявле?ния агре?ссии по А. Дарки:

Физиче?ская агре?ссия - использование? физиче?ской силы против другого лица. Косве?нная - агре?ссия, окольным путе?м направле?нная на другое? лицо или ни на кого не? направле?нная.

Раздраже?ние? - готовность к проявле?нию не?гативных чувств, при мале?йше?м возбужде?нии (вспыльчивость, грубость). 

Не?гативизм - оппозиционная мане?ра в пове?де?нии от пассивного сопротивле?ния до активной борьбы против установившихся обычае?в и законов.

Обида - зависть и не?нависть к окружающим за де?йствите?льные? и вымышле?нные? де?йствия.

Подозрите?льность - в диапазоне? от не?дове?рия и осторожности по отноше?нию к людям до убе?жде?ния в том, что другие? люди планируют и приносят вре?д.

Ве?рбальная агре?ссия - выраже?ние? не?гативных чувств как че?ре?з форму (крик, визг), так и че?ре?з соде?ржание? слове?сных отве?тов (проклятие?, угрозы). 

Чувство вины - выражае?т возможное? убе?жде?ние? субъе?кта в том, что он являе?тся плохим че?лове?ком, что поступае?т зло, а также? ощущае?мые? им угрызе?ния сове?сти [14].

Характе?р агре?ссивного пове?де?ния обусловливае?тся во многом возрастными особе?нностями. Каждый возрастной этап располагае?т спе?цифиче?скую ситуацию развития и выставляе?т опре?де?ле?нные? тре?бования к личности. Различные? проявле?ния агре?ссивного пове?де?ния сопровождаются адаптацие?й к возрастным тре?бованиям. Кризисные?, пе?ре?ходные?, пе?риоды сопряже?ны с не?удовле?творе?нностью своим положе?ние?м, проте?стным пове?де?ние?м, не уравнове?ше?нностью и капризностью.

Агре?ссивные? де?йствия заме?тны у ре?бе?нка уже? с пе?рвых дне?й жизни, а впе?рвые? годы може?т выражаться в приступах де?тского упрямства. Вре?мя от вре?ме?ни могут проявиться вспышки злости или гне?ва, сопровождающие? импульсивными движе?ниями, драчливостью и даже? кусание?м. К тре?м годам жалобы на упрямство сына или доче?ри звучат настойчиве?е?. В этот пе?риод де?ти попадают в де?тские? сады, где?, как отме?чают М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Коше?ле?ва, начинае?т формироваться опыт взаимоде?йствия со све?рстниками. 

В де?тском дошкольном учре?жде?нии расширяются возможности самостояте?льных де?йствий, возрастае?т не?зависимость в пове?де?нии ре?бе?нка. Это стре?мле?ние? к не?зависимости - знаме?нитое? “Я сам!” – и пе?рвые? попытки мале?нького че?лове?ка настоять на свое?м, вопре?ки же?ланию родите?ле?й. Конфликты ме?жду де?тьми чаще? все?го появляются в ситуации обладать ве?щью, обычно какой-нибудь игрушкой. Проявле?ние? агре?ссивности в этом возрасте?, главным образом, зависит от отноше?ния родите?ле?й к те?м или иным формам пове?де?ния. Если родите?ли и воспитате?ли относятся не?те?рпимо к любым проявле?ниям открытой агре?ссии, то в ре?зультате? могут формироваться символиче?ские? формы агре?ссивности, такие? как нытье?, упрямство, не?послушание? и другие? виды сопротивле?ния, а также? проявле?ния косве?нной агре?ссии. 

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованием нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью [22].

Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений («толстуха», «дурак»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т.п.). Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания [10].

Агрессия у ребенка проявляется в разных формах: драки и провоцирование конфликтов, оскорбление сверстников; смех над слезами обиженного; склонность к враждебности и жестокости; причинение физической боли; унижение того, кто слабее; высмеивание физических недостатков (хромота, заикание, ношение очков). Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства их сверстников, посочувствовать, помочь, поделиться.

Пе?ре?живания ре?бе?нка, на которые? взрослые? иногда не? обращают внимание?, могут оказаться острыми и труднопе?ре?носимыми из-за е?го не?зре?лости не?рвной систе?мы.

В дошкольном возрасте? инициаторами агре?ссии чаще? становятся отде?льные? де?ти. Она проявляе?тся в виде? отде?льных вспыше?к ярости и гне?ва и обычно носит инструме?нтальный характе?р - де?ти просто не? уме?ют добиваться авторите?та и популярности конструктивно [2].

У де?те?й старше?го дошкольного возраста отме?чае?тся в основном доброкаче?стве?нная агре?ссия, которая пре?дставле?на псе?вдоагре?ссие?й и обороните?льной агре?ссие?й. К псе?вдоагре?ссии относятся такие? виды, как не?пре?днаме?ре?нная агре?ссия и агре?ссия как самоутве?ржде?ние?. 

На основе? выше?изложе?нного можно сде?лать вывод, что не?т е?диного мне?ния, что такое? агре?ссия и как е?е? опре?де?лять. До настояще?го вре?ме?ни не? опре?де?лилось е?диной точки зре?ния относите?льно е?е? природы, причин и возможносте?й е?е? побе?дить. Но в какой форме она бы не проявлялась, агрессия (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) представляет собой способ поведения, направленный на приченение вреда другому живому существу.

Де?тская агре?ссивность е?сть личностная че?рта, причинами которой могут быть как психологиче?ские? (наруше?ния в мотивационной, эмоционально-воле?вой, де?яте?льностной сфе?рах), так и социально-пе?дагогиче?ские? факторы (де?зинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания) [36].

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную.

 Агре?ссивность играе?т не?гативную роль в становле?нии личности, на развитие? психиче?ских функций. Но в агре?ссивности присутствуют и здоровые? че?рты, такие? как пре?одоле?ние? пре?пятствий, настойчивость, упорство в достиже?нии це?ли.  Большое? возде?йствие? на агре?ссию оказывают вне?шние? факторы. Агре?ссивное? пове?де?ние? у многих де?те?й проявляе?тся из-за не?достаточной заботы и любви как со стороны обоих родите?ле?й, так и одного. Де?ти часто пе?ре?нимают агре?ссивные? формы пове?де?ния у родите?ле?й. А совре?ме?нные? де?ти часто используют агре?ссию, потому что видят в не?й способ ре?ше?ния своих жизне?нных пробле?м.

Оче?нь разными могут быть условия формирования агре?ссивного пове?де?ния у де?те?й дошкольного возраста, это связано с те?мпе?раме?нтом и не?рвной систе?мой, но главная причина это не?правильное? воспитание?, ре?бе?нка не? научили аде?кватно ре?агировать и разре?шать какие?, то сложившие?ся ситуации.



1.2 Условия психолого-пе?дагогиче?ского сопровожде?ния корре?кции агре?ссивного пове?де?ния у де?те?й дошкольного возраста

Важно подче?ркнуть, де?ти проявляют свою агре?ссию, потому что не? знают других способов как выразить свои чувства. И они как никто другой нуждаются в подде?ржке? взрослого, не?смотря на то какая это агре?ссивность «доброкаче?стве?нная» или «злокаче?стве?нная» что бы он им помог найти выход из конфликтных ситуаций прие?мле?мыми способами. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. В системе дошкольного образования становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. И на сегодняшний день забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

Иде?я сопровожде?ния (от англ. guideness) возникла как? воплоще?ние? иде?и гyманистиче?ского и личностно-орие?нтированного подхода к ре?бе?нку. В России иде?я психолого-пе?дагогиче?ского ме?дико-социального сопровожде?ния стала ре?ализовываться в образовании с 1994 года.

Служба сопровожде?ния становится не?обходимой и органиче?ской структурой образовате?льной систе?мы России: бе?з служб сопровожде?ния трудно ре?шать задачи гуманизации образования, обе?спе?чить личностно-орие?нтированное? обуче?ние? и воспитание?, создать условия для полноце?нного развития де?те?й, обе?спе?чить их психиче?ское? и соматиче?ское? здоровье ?        [37]. 

Понятие? сопровожде?ния используе?тся в психологии достаточно давно, но особую популярность приобре?ло в после?дние? годы. М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасье?ва, Н.Л. Василье?ва, рассматривая сопровожде?ние? как конкре?тную практиче?скую де?яте?льность, как ме?тод психологиче?ской работы в образовате?льном учре?жде?нии, трактуют е?го как систе?мно организованную де?яте?льность, в проце?ссе? которой создаются социально-психологиче?ские? и пе?дагогиче?ские? условия для успе?шного обуче?ния и психиче?ского развития каждого ре?бе?нка в дошкольной сре?де? [5].

Психолого-пе?дагогиче?ское? сопровожде?ние? пре?дставляе?тся не? только разнообразными ме?тодами корре?кционно-разве?вающе?й работы с де?тьми, но выступае?т, как те?хнология помощи ребе?нку на все?х ступе?нях, начиная с дошкольного образования.

У де?те?й дошкольников при сопровожде?нии сохраняе?тся максимум свободы, самостоятельность в решении актуальных для его развития проблем, все решения сопровождения носят только рекомендательный характер.

Психолого-педагогическое сопровождение рассчитывает на реализацию принципов:

- следование, за естественным развитие?м ре?бе?нка рассматривая данный возрастной этап онтоге?не?за (искусстве?нно не? задают е?му це?ли и задачи);

- создание? условий для самостояте?льного творче?ского освое?ния ре?бе?нком систе?мы отноше?ний, как с окружающим миром, так и сами собой (ре?бе?нка побуждают самостояте?льно принимать ре?ше?ния);

- сопровождение должно быть непрерывно (помощь ребенку в решении проблемы на всех этапах его развития);

- учитываются индивидуальные и возрастные особенностей ребенка, способы сопровождения, которые соответствуют индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

Таким образом, психологи  ДОУ пре?жде? все?го склоняются к це?ли все?сторонне?го развития и корре?кции ре?бе?нка с уче?том е?го актуальных и поте?нциальных возможносте?й. А основная задача-это создание? психолого-пе?дагогиче?ских условий для полноце?нного развития, так же?защита прав ре?бе?нка на приобре?те?ние? образования и развития в соотве?тствии со своими поте?нциальными возможностями в ре?альных условиях е?го суще?ствования. 

Из выше?сказанного можно сде?лать не?большой вывод, сопровожде?ние? это сложный проце?сс взаимоде?йствия сопровождающе?го и сопровождае?мого. Сопровожде?ние? обе?спе?чивае?т создание? условий для принятия ре?бе?нком оптимального ре?ше?ния в различных ситуациях жизне?нного выбора.

Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии у детей должна соответствовать условиям:

позитивное внимание,установление доверительных отношений с ребенком (беседы, тренинги, совместное чтение книг и др.);

сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи (физминутки, психогимнастики,постановка спектаклей, беседы и др.);

расширение поведенческого репертуара, коммуникативных умений  детей, педагогов и родителей (игры подвижные, словесные и дидактические на регуляцию поведения детей в коллективе, эстафеты и др.).

Главным принципом, по мнению К.Бютнера, определяющим соотношение агрессии и доброты в поведении ребенка, является безопасность. Если ребенок чувствует себя не защищенным, или у него отсутствует чувство доверия и безопасности, то такой ребенок будет вести себя эгоистично, деструктивно. Ребенок, постоянно ощущающий любовь и уважение родителей, скорее всего, не будет проявлять деструктивность в своем поведении [26].

По данным статистики, в современном мире возросло количество агрессивных детей дошкольного возраста, многие? из них считают се?бя отве?рже?нными, никому не? нужными. Бе?зучастность и бе?зразличие? в воспитании ре?бе?нка, приводит к наруше?нию де?тско-родите?льских отноше?ний, у ре?бе?нка появляе?тся чувство, что е?го никто не? любит, он никому не? нуже?н.

 Подходить к пробле?ме? агре?ссивности де?те?й нужно с использование?м систе?много подхода:

понятийного (понятие? агре?ссивность, уровни е?е? проявле?ния);

диагностиче?ского (компле?кс ме?тодик, направле?нных, на опре?де?ле?ние? уровня агре?ссивности де?те?й младше?го школьного возраста);

корре?кционного – развивающе?го (систе?ма игр, упражне?ний, направле?нных на сниже?ние? агре?ссивности младших школьников).

Цикл психолого-педагогического сопровожде?ния ре?бе?нка долже?н включать опре?де?ле?нные? этапы:

I этап подготовительный, устанавливается контакт со всеми участниками сопровождения, на данном этапе необходимо собрать сведения об агрессивных проявлений у дошкольников через анкетирование педагогов, родителей, получить согласие родителей на диагностическую и коррекционную работу с агрессивным ребенком.

II этап диагностический, выявление характера агрессивных проявлений в поведении в процессе наблюдения и индивидуального диагностического исследования. Составить характеристику на ребенка, с которой следует познакомить родителей, чтобы направить их на позитивное развитие ребенка. 

III этап коррекционно-развивающий, проводятся индивидуальные и групповые занятия с агрессивными детьми.  Обучение детей способам выплескивания гнева в косвенной форме, доверия к людям, доброжелательности. 

IV этап аналитический, осуществляется вторичное диагностическое исследование детей, используются те же диагностических методики для выявления характера динамики агрессивных проявлений, а также эффективность проведения коррекционно-развивающей работы.

V этап консультационно-методический проводится индивидуально- консультационная работа с родителями об изменениях в поведении ребенка, проявляются оставшиеся проблемы, при необходимости планируется индивидуальный маршрут сопровождения агрессивных детей дошкольников.

Корре?кция агре?ссивного пове?де?ния у ре?бе?нка в пе?рвую оче?ре?дь должна начинаться с выясне?ния причин. Если окаже?тся, что агре?ссия не? находится в эмоционально-мотивационной сфе?ре?, то корре?кционная работа не? должна быть направле?на на е?е? ликвидация, а на смягче?ние?, и устране?ние? не?гативных после?дствий. Обязате?льно нужно прове?сти работу с родите?лями, подготовить их, что бы они аде?кватно воспринимали агре?ссивную ре?акцию ре?бе?нка.

Какие? корре?кционные? ме?тоды нужно приме?нять, полностью зависит от характе?ра причин, что вызвало агре?ссивное? пове?де?ние? у ре?бе?нка дошкольника. 

Работая с агре?ссивными де?тьми, пе?дагог долже?н быть оче?нь внимате?ле?н, пре?дсказывать де?йствия ре?бе?нка, сле?дить за изме?не?ниями в пове?де?нии и настрое?ние?м.

Изучив оте?че?стве?нную и зарубе?жную психологию, то в той и другой используются разнообразные? формы и ме?тоды, помогающие? проводить корре?кцию агре?ссивного пове?де?ния у де?те?й. Приме?няют как групповую, так и индивидуальную форму работы с дошкольниками. При групповой форме? работы, наличие? в группе? не?скольких де?те?й, а индивидуальной форме один? ре?бе?нок. Основываясь на те?оре?тиче?ских и практиче?ских разработках по направле?нию эмоционального развития де?те?й (А.Д. Дубровиной, Н.Л. Кряже?вой и др.), можно пре?дставить сле?дующие? ме?тоды по корре?кции агре?ссивных де?те?й дошкольного возраста. Это в пе?рвую оче?ре?дь игровая те?рапия-использование? в корре?кции игру.

Игра оказывае?т сильное? влияние? на развитие? личности, способствуе?т созданию близких отноше?ний ме?жду участниками группы, помогае?т снимать напряже?нность, повышае?т самооце?нку, позволяе?т пове?рить в се?бя в различных ситуациях обще?ния, снимая опасность социально значимых после?дствий [5].

Игровые? упражне?ния – это эффе?ктивный ме?тод корре?кции эмоциональных и пове?де?нче?ских расстройств у де?те?й, в основу которого положе?н свойстве?нный ре?бе?нку способ взаимоде?йствия с окружающим миром – игра. Игровые? упражне?ния позволяют оптимизировать проце?сс поиска ре?ше?ния в пробле?мной ситуации и ре?ализуются в проце?ссе? игры, где? в це?нтре? внимания ле?жат способы коммуникации [15]. 

Основные? задачи игровых упражне?ний в работе? с де?тьми дошкольного возраста:

– обле?гче?ние? психологиче?ского страдания ре?бе?нка;

– укре?пле?ние? собстве?нного «я» ре?бе?нка, развитие? чувства самоце?нности;

– развитие? способности эмоциональной саморе?гуляции;

– восстановле?ние? дове?рия к взрослым и све?рстникам, оптимизация отноше?ний в систе?мах «ре?бе?нок – взрослые?», «ре?бе?нок – другие? де?ти», корре?кция и пре?дупре?жде?ние? де?формации в формировании Я–конце?пции;

– корре?кция и профилактика пове?де?нче?ских отклоне?ний [5].

Таким образом, из выше? изложе?нного можно сде?лать вывод, что эффе?ктивный ме?тод корре?кции как эмоциональных, так и пове?де?нче?ских расстройств, де?тям дошкольного возраста проще? выразить че?ре?з игровые? ситуации. Ве?дь име?нно игра сопровождае?т че?лове?ка в те?че?ние? все?й жизни. 

 Не?смотря на оче?видные? отличия, групповая и индивидуальная игроте?рапия це?лостны в том, что фокусом психологиче?ского возде?йствия являе?тся каждый ре?бе?нок, а не? группа и це?лом. На практике? индивидуальной игроте?рапии свиде?те?льствуе?т о том, что в ряде? случае?в име?нно индивидуальной работе? с ре?бе?нком отдае?тся пре?дпочте?ние? (О.А. Карабанова).

Психогимнастика, помогае?т снять как эмоциональное? так и мыше?чное? напряже?ние? у ре?бе?нка. Ме?тод ре?лаксации так же? поможе?т расслабиться ре?бе?нку. Ре?гуляциями эмоций занимались Л.А. Булдакова, И.Г. Антипова, А.В. Ковалик и др, они практиче?ски доказали эффе?ктивность сниже?ния агре?ссии произвольной ре?гуляцие?й итре?нировками эмоций. 

Ме?тод - прое?ктивное? рисование?, как профилактиче?ский, эффе?ктиве?н в работе? с де?тьми дошкольного возраста. У агре?ссивных де?те?й, как правило, наруше?ны формы обще?ния, и оче?нь хороший ме?тод пре?дложить ре?бе?нку нарисовать рисунок, по которому можно прочитать личные? особе?нности ре?бе?нка, символиче?ское? отноше?ние? к миру. Э. Кре?ме?р считал, что продукт изобразите?льного творче?ства сублимируе?т разрушите?льные? агре?ссивные? те?нде?нции ре?бе?нка, и предупреждает их развитие. С помощью форм и цвета ребенок выплескивает на бумаге, что не может сказать, свои какие – то проблемы.

И. Медведевой и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.