- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологическое обеспечение расследования преступлений совершенных против детей и подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009919 |
Тема: | Психологическое обеспечение расследования преступлений совершенных против детей и подростков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Юридической психологии» Кафедра «Юридической психологии и права» КУРСОВАЯ РАБОТА Психологическое обеспечение расследования преступлений совершенных против детей и подростков Специальность 37.03.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» «Процент оригинального текста составляет ______ %» Специалист по УМР Центра мониторинга качества профессионального образования О.В. Вуколова Руководитель Е.В.Нуцкова Студент, группа А.А.Тазова (15ЮП-ЮП (с/о)Д-2) Москва, 2017 Содержание Введение 4 1. Определение понятия, содержания и сущности психологического обеспечения расследования преступлений против несовершеннолетних 6 2. Работа психолога во время проведения следственных действиях с несовершеннолетними 8 3. Современные проблемы психологического обеспечения расследования преступлений против несовершеннолетних 15 Заключение 23 Список использованных источников 25 Приложение 28 Введение Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. Дальше сказать о том, что растет кол-во преступлений совершенных против детей и подростков. Привести статистику. (За период 2012-2015 годов следователями признаны потерпевшими свыше 65 тысяч несовершеннолетних, из них свыше 34 тысяч, то есть более половины, - малолетние. Еще большую тревогу, по словам Бастрыкина, вызывает тот факт, что за 4 года почти в два раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 году было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 году - уже 10 942. Обсудил Александр Бастрыкин с детским омбудсменом и проблему роста числа преступлений, совершаемых в отношении детей их родными. Страшно подумать, но в 2015 году 690 несовершеннолетних пострадали от сексуальных домогательств со стороны близких и членов семей. Из них 260 ребятишек и вовсе стали жертвами преступных посягательств со стороны родителей.) Этот абзац надо переписать своими словами. В первом абзаце нужно обязательно сослаться на объективные данные, почему необходимо заниматься этой проблематикой. Одной из наук, с которой криминалистика тесно взаимодействует со времени своего зарождения, является психология. В одном из первых фундаментальных трудов, посвященных этой проблематике, профессор В.Е. Коновалова справедливо констатировала, что изучение деятельности следователей с психологических позиций во многом будет способствовать решению многочисленных проблем, связанных с ее практической организацией. Дальнейшие плодотворные научные исследования на стыке психологии и криминалистики подтвердили справедливость приведенного тезиса. Вместе с тем бурное развитие как общей психологии, так и ее отдельных отраслей, появление новых и пересмотр существующих научных концепций требуют постоянного исследования возможностей использования приобретенных психологических знаний в криминалистике и их внедрения в правоприменительную деятельность. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение. Цель работы – изучение психологического обеспечения расследования преступлений совершенных против детей и подростков. Объект исследования – психологическое обеспечение расследования. Предмет исследования – система психологического обеспечения расследования преступлений совершенных против детей и подростков. Гипотеза заключается в том, что работа психолога способствует проведению расследования преступлений совершенных против детей и подростков. Задачи, поставленные в работе: * определить понятие, содержание и сущность психологического обеспечения расследования преступлений против несовершеннолетних; * изучить работу психолога на следственных действиях с несовершеннолетними; * выявить современные проблемы психологического обеспечения расследования преступлений против несовершеннолетних. 1. Определение понятия, содержания и сущности психологического обеспечения расследования преступлений против детей и подростков В ходе подготовки к допросу следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий его производства. Во-первых, решить вопрос о выборе места производства допроса. В каждом конкретном случае здесь следует исходить из характера совершенного преступления, информации о личности допрашиваемого и следственной ситуации. Тем не менее, рекомендуется осуществлять допрос несовершеннолетнего потерпевшего в более привычной для них обстановке, например по месту жительства, в школе (дошкольном воспитательном учреждении) и т.п. Однако если допрашиваемого характеризуют как дерзкого, грубого, конфликтного человека, допрос лучше производить в официальной обстановке, например в кабинете следователя, что дисциплинирует допрашиваемого. Во-вторых, определить дату и время допроса. Рекомендуется максимально сократить срок между вызовом несовершеннолетнего потерпевшего на допрос и самим допросом. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего поверхностно, и образы (представления), запечатленные в его памяти быстро стираются под влиянием новых впечатлений, если воспринимаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения. Кроме того, они легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, и чтобы «нейтрализовать» возможность внушения из «вне», желательно свести к минимуму либо вовсе исключить возможность обсуждения предмета допроса несовершеннолетнего с любыми лицами. В-третьих, получить информацию о личности допрашиваемого для установления психологического контакта и определения тактики допроса. Следователю необходимо выяснить: черты и темперамент характера несовершеннолетнего потерпевшего; круг интересов и увлечений, жизненные принципы и позиции; стиль привычного поведения, жизненные ценности; систему господствующих представлений об отношениях, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам потерпевшего. В-четвертых, определить круг лиц, в чьем присутствии производить допрос и обеспечить их явку. Следует отметить, что общего правила здесь нет, и в каждом конкретном случае следователь определяет круг таких участников самостоятельно. Однако необходимо помнить, что допрос малолетнего потерпевшего проводится с обязательным участием педагога. Желательно, чтобы педагог длительное время занимался преподавательской деятельностью среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым, что поспособствует скорейшему установлению психологического контакта. Если же допрашиваемый дошкольного возраста, предпочтительнее вызывать специалистов из дошкольных детских учреждений. Вместе с тем следователю целесообразно привлекать для участия в допросе практикующего детского психолога (специалиста в области возрастной или педагогической психологии), который сможет оказать неоценимую помощь следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым и получении криминалистически значимой информации. Как показывает практика, практикующий психолог, работающий с детьми и подростками с помощью определенных методик всегда способен расположить к себе несовершеннолетнего. Думается, что обязательное участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии, как альтернатива педагогу было бы целесообразно включить в УПК РФ. Кроме того, при необходимости для участия в допросе может быть приглашен специалист в области психиатрии, либо любой другой узкий специалист, например в области тифлопсихологии, педиатрии и т.п. В-пятых, подготовить средства фиксации показаний. Помимо изложения показаний в протоколе допроса, рекомендуется применять технические средства фиксации: аудио или видеозапись. Качественно проведенная видео или звукозапись допроса малолетнего потерпевшего позволит решить некоторые морально-этические проблемы и в последующем может быть принята судом без вызова потерпевшего в судебное заседание. Однако необходимо учитывать тот факт, что не все малолетние могут свободно себя чувствовать перед видеокамерой, поэтому в каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход. В-шестых, составить план допроса. Формулировку предстоящих вопросов необходимо продумать заранее, они должны быть понятны и недвусмысленны, при этом недопустима постановка наводящих вопросов. Составляя план допроса, рекомендуется получить консультацию у специалиста в области возрастной или педагогической психологии или педагога. 2. Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (УПК РФ, ст.58), для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования. Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК. Специалист вправе: 1. отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями; 2. задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; 3. знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол; 4. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права. Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ в часть четвертую внесены дополнения: Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации». Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса. Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего. Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции: Организация времени и безопасного пространства. В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка. Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего. Обеспечение связи между участниками допроса. Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения. Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий. В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним. Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса. Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день. Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям: Психологическая работа со следователем. Следователь является лицом, которое руководит процессом следственного действия. Контакт со следователем очень важен для того, чтобы следственные действия прошли эффективно и с наименьшей «нагрузкой» на ребенка. Поэтому, перед началом допроса, психологу необходимо, установить контакт со следователем, прояснить цель и план его работы с несовершеннолетним, уточнить, имеются ли у следователя как-либо трудности в общении с ребенком. При необходимости, специалист может переформулировать вопросы следователя, задаваемые ребенку, в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопрос. Или помочь следователю и ребенку в назывании интимных подробностей, это касается допросов, где несовершеннолетние пострадали от сексуального насилия или иных действий сексуального характера. Психологическая работа с родителями (законными представителями), присутствующими на следственных действиях. Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение. Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними. Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках. Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно: Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо. Заинтересованная беседа. После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать. Подготовительный этап. Знание о том, что будет происходить на допросе, может несколько снизить тревогу несовершеннолетнего. Поэтому подготовку к следственному действию можно начать с вопроса: «Ты знаешь, почему ты здесь находишься?». Если ребенок не знает или не понимает, для чего его пригласили, то нужно объяснить, что будет происходить на допросе, и о чем его будут спрашивать. Если ребенок знает, что ему предстоит рассказать о неприятных событиях, то необходимо поддержать его, постараться снизить его тревогу и объяснить, что его показания, возможно, помогут наказать преступника. В том случае, если тревога ребенка велика, то необходимо отразить его состояние, например: «Ты стесняешься…», «Ты переживаешь…», затем поддержать, сказав ему: «Я вижу, что ты волнуешься, тебе тяжело, но вместе мы постараемся справиться». Если специалисту удалось установить доверительный контакт, и подготовить несовершеннолетнего к следственным действиям, то, чаще всего, дети сами начинают рассказывать о случившемся, а также говорить педагогу-психологу о своем самочувствии и трудностях, которые могли у них возникнуть при рассказе. Случается, что ребенок не может подобрать подходящие слова для ответа на вопрос, тогда психолог может ему помочь. После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу. Поддержка в ходе следственного действия. В процессе всего следственного действия важно поддерживать несовершеннолетнего, проявлять терпение и понимание. В ходе допроса необходимо продолжать отражать чувства несовершеннолетнего, отслеживать его эмоциональное состояние, поддерживать и хвалить его: «Ты молодец», «Тебе было тяжело, но ты справился», «У тебя все получается» и т.п. Необходимо поощрять рассказ ребенка, т.к. он может замолчать и закрыться. В случае если ребенок пострадал от жестокого обращения или сексуального насилия важно сказать несовершеннолетнему: «В том, что произошло, нет твоей вины…», «На тот момент ты сделал все, что от тебя зависело…». 3. Современные проблемы психологического обеспечения расследования преступлений против несовершеннолетних Советская энциклопедия выделяет несколько этапов несовершеннолетия. Всего их шесть: 1. младенческий (от 1 года); 2. преддошкольный/ясельный период (1-3 года); 3. дошкольный период (3 - 7 лет); 4. младший школьный (7 - 12 лет); 5. средний школьный/подростковый (12 - 14 лет); 6. старший школьный/ранний юношеский (14- 17 лет). В отечественной психологии, основываясь на обобщении педагогического опыта, немного иначе различают группы тех, кто еще не достиг совершеннолетия (П.Я. Гальперин, А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, В.С. Мухина, Н.Ю. Ткачева, В.Ф. Моргун, Е.И. Рогов и др.): 1. младенческий возраст (от рождения до года); 2. ранее детство (1 - 3 года); 3. дошкольный возраст (3 - 6/7 лет); 4. младший школьный возраст (6/7 - 11/12 лет); 5. подростковый возраст (11/12 - 14/15 лет); 6. ранний юношеский возраст (14/15 - 17/18 лет). Криминалисты же не сошлись в едином мнении в отношении классификации несовершеннолетних на определенные возрастные группы. Можно выделить два направления классификации несовершеннолетних, в равной мере заслуживающие внимательного изучения. Первое направление заключается в делении несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства на две группы следующим образом: 1. Малолетние; 2. Несовершеннолетние (Л.Я. Драпкин, О.В. Волохова, Я.В. Комиссарова и др.). Вторая идея состоит в распределении не достигших 18 лет по группам в зависимости от возраста и психологических особенностей (В.И. Курбатов, П.П. Баранов, А.А. Закато, Н.Р. Осипова, М.М. Коченов, Л.М. Корнеева, С.Я. Розенблит, С.С. Ордынский и др.): 1. дети дошкольного возраста (3 - 7 лет); 2. дети младшего школьного возраста (7 - 11 лет); 3. дети среднего школьного возраста (11 - 14 лет); 4. дети старшего школьного возраста (14 - 18 лет). Далее, рассмотрим характерные психологические черты у детей отдельных групп, в связи с которыми строится тактика в допросе с несовершеннолетними, а также выбирается линия поведения и образ действий следователя. 1. Дошкольники (3 - 7 лет). Установлено, что дети к 4-5 годам в достаточной мере точно воспринимают форму предмета (треугольник, круг и пр.), а к 5-6 годам они уже способны различать такие цвета, как красный, зеленый и желтый, синий, трудности в основном могут вызывать бордовый, фиолетовый и другие цвета. Дошкольники могут осмысливать существующую реальность, запоминать и логически передавать увиденные события в устной речи. Однако вместе с тем они довольно плохо понимают причинные связи, воспринимают события не целостно, а лишь отдельными фактами, его второстепенными сторонами. Дети этого возраста имеют небольшой лексический состав, а многие слова ребенком не используются вовсе, хотя он и понимает их значение. Детям проще что-либо опознать, нежели воспроизвести информацию о чем-то или ком-то в самостоятельном рассказе, т.к. они часто употребляют слова не в точном значении, а в том, в котором это принято в их семье или окружении. Умение построить рассказ у детей дошкольного возраста формируется к 5 годам. Поэтому, если ребенок понимает предмет допроса, то он вполне может быть допрошен. 2. Младший школьный возраст (7 - 11 лет). В этом возрасте у детей происходят серьезные изменения в мышлении, речи, значительно обогащается словарный запас. Формируется способность объяснять происходящие события, последовательно, логично излагать мысли, также заметно улучшается качество восприятия, его детализация, воображение преобретает реалистичность и красочность. Коченов М.М. и Осипова Н.Р. верно отметили, что в разговоре с детьми 8-10 лет уже можно взывать к их чувству долга и к тому, что человек должен быть честен и правдив. К 9-10 годам у детей появляется способность мысленно воспроизводить услышанное и увиденное, восстанавливать события, выделять в нем суть. У детей этой группы часто бывают затруднения в описании местоположения предметов в пространстве (например, ошибки в понятиях «левое» и «правое»). В описании происходящих явлений ребенок часто прибегает к сравнениям, поэтому очень важно учитывать, что эти сравнения в большинстве своем относительные и не точные. Также, часто возникают ошибки в определении расстояний и временных интервалов. Лишь к 9-10 годам дети начинают правильно оценивать пространство, в принятых для взрослых единицах измерений, однако все еще допускают ошибки и не всегда постоянны в своих высказываниях. Дети данного возраста стараются подражать взрослым, из-за чего им присуща повышенная внушаемость. Боле того, они не всегда способны описывать увиденные предметы, однако хорошо их узнают, именно поэтому в процессе допроса для оживления детской памяти можно предъявлять эти предметы. 3. Средний школьный возраст (11- 14 лет). В этом возрасте подходит к концу детство и начинается юность. Данный период жизни человека имеет характерные признаки: увеличивается самосознание, происходит самоутверждение, увеличивается чувство ответственности, долга, потребность в общении, обостряются отдельные черты характера (самолюбие, эмоциональность, ранимость и т.п.) А.А. Закатов выделяет такие возрастные особенности психики детей данного возраста, как склонность к фантазированию и признание авторитета взрослых, что весьма важно учитывать при оценке итогов следственных действий с участием несовершеннолетних. Эмоциональная жизнь в этом возрасте весьма неустойчива. Это объясняется временным диссонансом между функциями двух сигнальных систем - подкорки и коры головного мозга, свойственной периоду полового созревания. Подростки стараются копировать взрослых, но в силу переходного возраста часто не совсем правильно воспринимают поступки людей, из-за чего встречаются случаи, когда подростки одобряют аморальные и незаконные действия взрослых. Часто в этом возрасте многие явления воспринимаются неточно и неполно, но вместе с этим подросткам иногда запоминаются такие детали, на которые взрослые никогда не обращают внимания. При допросе важно помнить о так называемой реминисценции, отсроченном на время воспроизведении некогда воспринятого. В связи с данным феноменом, при повторном допросе несовершеннолетний может вспомнить информацию, о которой не шла речь на первом допросе. 4. Старший школьный возраст (14 - 18 лет). В этом возрасте завершается формирование психических процессов и личностных качеств у несовершеннолетних, они приближаются по своей сути к качествам, характерным для взрослого человека. Этой возрастной группе свойственно стремление к самостоятельности, преувеличение своих возможностей и способностей, повышенная активность и возбуждаемость. Также следует помнить и о повышенной обидчивости, эмоциональности несовершеннолетних, поэтому огромное значение имеет вежливость тона следователя при проведении допроса. Специальные термины, используемые при постановке вопроса, следует объяснять в понятных для допрашиваемого выражениях. Определенные вопросы может задать родитель или педагог в присутствии следователя. Непозволителен официоз со стороны следователя, он может напугать или замкнуть в себе подростка. Следователю следует разговорить несовершеннолетнего, беседуя на темы, которые интересны подростку, в целом же допрос следует проводить в форме доверительного разговора. Большей частью малолетних детей допрашивают по делам о насильственных преступлениях (изнасилование и т.п.), реже по делам о разбоях, грабежах и других преступлениях. При верной, точной организации и проведении допросов малолетних потерпевших и свидетелей от них могут быть получены весьма полные и достоверные показания, обеспечивающие успех расследования. Мы можем сослаться на пример, описанный в «Комсомольской правде» (от 2013 года, 23 октября). Таким образом, учитывая психические особенности рассмотренных групп, под термином «малолетний» в уголовном судопроизводстве понимается лицо, не достигшее 12-летнего возраста, а ребенка среднего школьного возраста 11 - 14 лет принято считать подростком. Также важно заметить, что малолетние обладают намного меньшими психическими возможностями, нежели подростки, следует помнить, что они отличаются по качеству, однако это вовсе не значит, что показания малолетних хуже показаний подростков, или не так точны и достоверны. Практическим работникам следует с исключительным вниманием относиться к допросу малолетних потерпевших и свидетелей. Тактика в допросе малолетних и подростков значительно различается, в связи с чем, немаловажную роль играет специализированная подготовка к допросу несовершеннолетних, которую следователи могут получить на курсах повышения квалификации. Значительным потенциалом в плане обогащения криминалистики обладает конфликтология. Экстраполяция положений конфликтологии в область уголовного судопроизводства позволила выделить три группы конфликтов: уголовные, уголовно-процессуальные и криминалистические. Под последними понимаются сложные социально-психологические и правовые явления, имеющие место в деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, проявляющиеся в столкновении различных позиций, которые его субъекты пытаются решить с помощью убеждения, принуждения, внушения, передачи информации, а также с помощью постановки и решения мыслительных задач (С.К. Побережный). Исследование таких конфликтов позволило сформулировать ряд полезных теоретических положений и практических рекомендаций и даже предложить создание частной криминалистической теории – криминалистической конфликтологии (С.К. Побережный). При этом большинство рекомендаций по вопросам конфликтов в ходе досудебного следствия направлено на их недопущения и ликвидации. Вместе с тем отдельные разновидности конфликтов в деятельности следователя, наоборот, нуждаются в стимуляции в плане обострения и эскалации. Прежде всего это касается конфликтов в преступных группах, особенно организованных. Целесообразность и допустимость психологического разъединения (в некоторых источниках – разложения) преступной группы констатируются абсолютным большинством криминалистов, исследующих проблематику групповой преступности. Но рекомендации по этому поводу остаются недостаточно конкретными, а по вопросам диагностики конфликтов, которые в своем большинстве имеют скрытый характер, почти отсутствуют. На наш взгляд, в этом направлении должны быть рассмотрены возможности психологической диагностики. Важным направлением интеграции психологических знаний в криминалистику как науку и непосредственно в уголовный процесс является участие психолога в досудебном расследовании как специалиста, профессионального носителя специальных знаний. Под специальными психологическими знаниями в криминалистике понимаются знания о закономерностях и особенностях психической деятельности человека, в том числе имеющих юридическое значение, полученные в ходе профессионального обучения и практического опыта работы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в порядке, установленном нормами уголовно-процессуального закона или в непроцессуальных формах (С. Сурменева). В современной науке разработана классификация форм участия психолога в досудебном расследовании, раскрыты отдельные направления использования таких знаний, выявлены пробелы правового регулирования этого аспекта противодействия преступности. Существует интересный опыт подготовки следователей, владеющих психодиагностическими методиками, которые позволяют глубоко исследовать индивидуальные психологические особенности обвиняемых, особенности мотивов их преступного поведения (А. Зарипова). В сегодняшней практике нередки случаи привлечения психологов как специалистов к проведению таких следственных действий, как допросы, в том числе с целью установления психологического контакта с допрашиваемым. Вместе с тем возможность привлечения к проведению следственных действий, в том числе и допросов, специалистов-психологов отнюдь не свидетельствует о том, что следователи не должны владеть психологическими знаниями и навыками их применения. Привлечь психолога к каждому допросу невозможно, поэтому следователь должен сам уметь устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными категориями лиц, проходящими по делу и использовать психологические знания для получения и проверки известной им информации. Важным направлением интеграции ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Организация первоначального этапа расследования преступлений совершенных против здоровья
- Методика расследования преступлений преступлений связанных с незаконным обротом наркотических средств, совершенных беcконтактным способом
- Особенности уголовного расследования преступлений совершенных несовершеннолетними