VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников с разным уровнем рефлексивности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013220
Тема: Особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников с разным уровнем рефлексивности
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра психологии образования


АРХИПОВА АНГЕЛИНА ЮРЬЕВНА




ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

     

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА 
по направлению 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование



Научный руководитель – 
канд.пс.н. Косикова Людмила Валентиновна 










Ростов-на-Дону - 2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ И СМЫЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ	7
1.2. Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций в психологии	16
1.3. Особенности развития смысложизненных ориентаций и рефлексии в подростковом возрасте	24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ	31
2.1. Цели и задачи исследования	31
2.2 Организация и методики исследования	32
2.3. Результаты и их обсуждение	35
2.3.1 Анализ результатов по опроснику «Мера выраженности рефлексивности» Карпова В.А.	35
2.3.2 Анализ результатов по тесту «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев)	39
2.3.3 Сравнительный анализ  показателей смысложизненных ориентаций у  старшеклассников с разным уровнем рефлексивности.	41
2.3.4 Результаты корреляционного анализа  показателей смысложизненных ориентаций  и рефлексивности у  старшеклассников	42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	48

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                   54


Введение
     
     Актуальность.Исследование рефлексии и  смысложизненных ориентаций – одно из актуальных направлений в современной психологии.Данные компоненты активно формируются в период ранней взрослости, когда молодые люди осваивают новый спектр социальных ролей.Перед выпускниками школнаиболее остро стоит проблема определения своего места в социуме, понимания того,  ради чего стоит жить.
     Смысложизненные ориентации - проявление высокого уровня сформированности направленности личности, иными словами - «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы[58].В подростковом возрасте образование смысложизненных ориентаций сопровождается активностью, осознанностью, креативностью присвоения смыслов. 
     В нашей стране данной тематике посвятили свои работы такие ученые, как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.И. Донцов, Г.Е. Залесский, А.В. Серый, М.С.Яницкий, В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев.
Смысложизненные ориентации включают компонент рефлексии. Рефлексия как постоянное конструктивное самопознание обогащает личность новым знанием о себе, подстраивает ее действия под требования ситуации для достижения большей эффективности.К изучению рефлексивных процессов личности обращались как отечественные(К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский,Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, В.И. Моросанова,Я.А. Пономарёв и многие другие), так и зарубежные (А. Буземан, М. Вудкок, Д. Дернер,М. Келлер, М. Кеплинг, М. Мэнтей, Ж. Пиаже, Р. Росса, Д. Френсис, Р.Холленд, Д. Шон,М. Экенберг и другие) исследователи.
Ученые считают, что в основеиндивидуальной рефлексии находятся процессы взаимоотражения, которые возможнылишь при взаимодействии с другими людьми, т. е. когда один индивид, стараясь понятьдействия и мысли другого, способен оценить себя глазами этого другого.С точки зрения А.В. Карпова, рефлексия представляет особую синтетическую психическую реальность, которая может выступать одновременно и как психический процесс, и какпсихическое свойство, и как психическое состояние.
     Вместе с тем особенности смысложизненных ориентаций и рефлексиии в старшем подростковом возрасте изучены недостаточно, что и послужило основанием для выбора темывыпускной квалификационной работы «Особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников с разным уровнем рефлексивности».
     Цель исследования -изучение особенностейсмысложизненных ориентаций старшеклассников с разным уровнем рефлексивности.
     Предмет исследования – особенности смысложизненных ориентаций старшеклассников с разным уровнем рефлексивности.
     Объектисследования- старшеклассники с разным уровнем рефлексивности.
     Задачи исследования:
     Теоретические:
     1.Проанализировать основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций в психологии.
     2.Раскрыть философские истоки и психологические подходы к  изучению рефлексии.
     3.Проанализировать особенности развитиярефлексии исмысложизненных ориентаций в подростковом возрасте.
     Методические:
     4.Подобрать адекватный методический инструментарий для оценки рефлексии и смысложизненных ориентаций у старших подростков.
     5.Определить корректные методы математической статистики в соответствии с целью исследования. 
     
     Эмпирические
     6. Выявить особенности смысложизненных ориентаций у старшеклассников.
     7.Определить уровень рефлексивностии выраженность видов рефлексивностиу старшеклассников.
     8.Провести сравнительный анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем рефлексивности.
    9.Определить взаимосвязьмежду смысложизненными ориентациями  и рефлексивностью  у старшеклассников.
     Гипотезы исследования
    1.Существует особенности смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем рефлексивности.
    2.Существует взаимосвязь между смысложизненными ориентациями  и рефлексивностью  у старшеклассников.
    Методыисследования
     1.Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.Крамбо и Л.Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева.
     2.Опросник «Мера выраженности рефлексивности» (Карпов А.В., В.В.Пономарёва)
     Методы статистической обработки данных: описательная статистика,критерий U Манна – Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
     База исследования: в исследовании приняли участие60 человек (30 девочек и 30 мальчиков), обучающиеся 10-11 классов (возраст 16-18 лет). Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 113 г. Ростова-на -Дону.
     Методологической основой являютсяведущие работы по различным направлениям исследования рефлексии и рефлексивности (А.В. Карпов. Д.А. Леонтьев, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов), основополагающие работы по развитию рефлексии в онтогенезе (А.И. Бабич, Н.И. Гуткина, Ю.Л. Линецкий, Н.И. Люрья, Т.А. Симакова, В.И. Слободчиков, и др.), теории формирования системы смысложизненных ориентаций (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.)
     Практическая значимостьисследования:результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога при организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
     Структура дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложение. Количество таблиц - 1, количество рисунков -4, количество приложений -3, список литературы содержит 60 источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ И СМЫЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1 Философские истоки и психологические подходы изучения рефлексии

     Представления о рефлексии имеют свое начало в классической философии. На тот момент это понятие рассматривалось как категория, относящаяся к научному познанию и понималось как анализ научных средств или же особый вид встраивания современных познаний в уже существующие. Рефлексия ассоциировалась с проблемой обоснованности истины и знаний в гносеологии. 
     В настоящее время рефлексия получила дальнейшее развитие. Представления о рефлексии используются для обоснования различных проблем: организация междисциплинарных исследований, перспективная разработка средств комплексного изучения и проектирования системных объектов, оптимизация управления большими системами. В современной науке рефлексия используется не только на философском уровне, также на общенаучном уровне. Рефлексия выступает в качестве либо методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр и т. п.), либо объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (искусствоведения, социологии, лингвистики, логики и др.). Стоит обратить внимание и на что, что в современной науке рефлексия выступает как особый предмет изучения. Это касается и психологии. Сейчас понятие рефлексии является уже специально-научным, в частности психологическим, понятием. 
     В процессе становления психологии как самостоятельной дисциплины она основывалась и ориентировалась на методологию таких естественных наук, как физика, биология, физиология. И на рубеже XIX — XX вв. развитие данной науки сопровождалось вытеснением из психологической проблематики методических приемов рефлексии (в виде различных способов самонаблюдения) и даже самого ее понятия, инициированного в психологию ранее еще в пору развития ее в лоне философии.
     Отчетливее всего мы можем заметить данную тенденцию к вытеснению рефлексии на трудах ученых приверженцев бихевиоризма. Это направление отказалось даже от категории сознания, таким образом вычеркнув из своего учения и рефлексию. 
     Параллельно с бихевиоризмом в зарубежной психологии развивались и иные течения (женевская школа, гештальтпсихология, фрейдизм, гуманистическая психология). Они распространяли критику в сторону психологии поведения, за отрицание роли сознания и рефлексии в организации поведения человека.Данное положение послужило предпосылкой к возобновлению интереса к изучению категории рефлексии как особой реальности в психологии[10]. В этом подходе психические процессы, направленные на переработку информации, соотносятся с иерархически построенной рефлексивной регуляцией познавательной активности, в иных случаях рефлексияотождествляется с этими процессами. Д. Дернер выразил общий смысл понятия, что рефлексия — «это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования». Ж. Пиаже в свою очередь описывает рефлексию как процесс мышления основанный на знаниях субъекта о логических законах связи объекта с направленным на него действием и осознания необходимости такой связи. Периодизация онтогенеза рефлексивного мышления рассматривается Ж. Пиаже по аналогии с периодизацией развития интеллекта ребенка. По его мнению, логическая связь объекта и действия становится вполне рефлектируемой лишь на стадии формальных операций.
     В настоящее время категория «рефлексия» участвует в экспериментальных исследованиях мышления, сознания, памяти, общения, личности. Данное понятие выполняет роль объяснительного принципа для обнаружения психологической сущности изучаемых феноменов.
     Б. Ф. Ломов, описывая общение как подвижную систему, отмечает, что «важные его моменты — эмпатия и рефлексия». Интегративную функцию рефлексии по отношению к разнообразным психологическим предметам и к областям практики выделяет А. М. Матюшкин. Автор отмечает, что изучение структуры и условий формирования рефлексивных механизмов саморегуляции мышления позволило исследовать мышление как включенное во все жизненные ситуации — общение, игру, учение, профессиональную деятельность человека [31].
     Также в различных работах и экспериментальных исследованиях рефлексия выступает как предмет изучения. В исследовании Н. И. Гуткиной особое внимание уделяется рефлексивным ожиданиям личности, в работахМ. М. Мукановой- специфике рефлексии у представителей «традициональной культуры», А. В. Захаровой, М. Э. Боцмановой и Е. Р. Новиковой акцент делается на возрастных особенностях рефлексии[12].
     В отечественных конкретно-экспериметальных работах рефлексию исследуют в четырех разных аспектах:кооперативном,коммуникативном,личностном,интеллектуальном. При этом первые два аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах общения, а другие два — в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Это позволяет различать две формы существования рефлексии, а также описать области различных наук, в которых изучаются те или иные свойства рефлексии. Согласно этому существует несколько определений рефлексии, сформированные в контексте проблем тех или иных аспектов психологической науки:
    * способность разума обращать свой «взор на себя»; 
    * мышление о мышлении; 
    * анализ знания с целью получения нового знания или преобразования знания неявного в явное; 
    * самонаблюдение за состоянием ума или души; 
    * выход из поглощенности жизнедеятельностью; 
    * исследовательский акт, направляемый человеком на себя, и т. П[26].
     Все приведенные выше понятия говорят о многообразии содержания предметов, на которые она направлена. Так, субъект может рефлексировать:
     а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; 
     б) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности;
      в) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; 
     г) знания об объекте и способы действия с ним. 
     Соответственно и различаютсяличностный, коммуникативный, кооперативный, интеллектуальный типы рефлексии[29].
     Рассмотрим модели механизмов рефлексии. В исследованиях, основанных на методах информационного и кибернетического подходов, рефлексия как механизм описывается как обратная связь. Эта концепция берет свои истоки от физиологических представлений о нервно-рефлекторной активности мозга.Однако при таком понимании из вида упущена качественная специфика процесса рефлексии как свойства человеческой социальной психики.
     Исследователи с ориентацией на логико-гносеологическое и социологическое знаниемеханизм рефлексии описывают как модель «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между се различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооперантов) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок[18]. Эта модель рефлексии предполагает в качестве основы допущение о том, что субъект разрешает возникающие перед ним проблемы всегда как бы репродуктивно и ретроспективночерез поиск и реализацию уже наличествующих в социокультурном контексте средств или через их осознание в процессе деятельности. 
     При понимании механизма рефлексии как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, личностно-смысловая обусловленность становится центральным элементом. В процессе переосмысления выделяются 5 этапов (фаз): 
    1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании; 
    2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия; 
    3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий; 
    4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления»;
    5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации[5].
     В рассматриваемой модели подчеркивается связь с выражением личности в творчестве. При таком понимании раскрывается перспектива конструктивного решения противоречивости.Реализуется эта особенность на основе комплексного подходак исследованию проблематики творчества в психологии[2]. По мнению Я. А. Пономарева, человек осуществляет себя в творчестве ка целостная, развивающаяся личность, а не как часть чего-то большего[17].Именно такое комплексное представление позволяет рассмотреть рефлексию как систему, изучить все ее стороны как взаимодетерминированные типы. Принципы, позволяющие дифференцировать различные типы рефлексии, как уже говорилось выше, основываются на учете той предметной действительности, которая отражается, рефлексируется и преобразуется субъектом.
     В подходе А.В.Карпова рефлексия не только теоретически обосновывается как процесс, значимый для саморегуляции, но этот взгляд получает эмпирическое и прикладное обоснование. Рефлексия рассматривается «как важнейшая регулятивная составляющая личности, позволяющая ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность». Автор усматривает специфический характер рефлексии по отношению к другим видам психических процессов, ее особую, комплексную и синтетическую природу и особый статус и место в структуре психических процессов. Выстраивая иерархическую уровневую структуру психических процессов, А.В.Карпов определяет место рефлексивных процессов на одном из высших уровней, системном. Им была разработана и успешно применяется психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности. Методика включает в себя, наряду с общим показателем рефлексивности, четыре субшкалы, характеризующие способность к саморефлексии (рефлексия деятельности самого субъекта – ситуативная, ретроспективная и перспективная) и к рефлексии внутреннего мира других людей (умения понимать причины поведения другого человека, ставить себя на место другого, предугадывать реакцию окружающих на свои действия, щадить чувства других людей).
     Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлексирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием рефлексия. В силу этого, данная методика ориентируется не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывает его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, учитывают и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлексирование как состояние. 
     Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию - о ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как "интра и интерпсихическая" рефлексия. Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу,вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью встать на место другого также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно. 
     Содержание теоретического конструкта, а также спектропределяемых им поведенческих проявлений индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии. 
     Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль  поведения  человека в актуальной ситуации, осмысление  ее  элементов,  анализ происходящего,  способность субъекта к соотнесению своих действий с  ситуацией и их координации в  соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях. 
     Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже  выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
     Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее. 
     «Параметр рефлексивности в целом является не просто очень важным в плане обеспечения деятельности и поведения, а часто – основным и наиболее специфическим. Именно он придает сложность, многогранность, противоречивость и в конечном счете – уникальность тому, что обычно обозначается понятием «осознанная, произвольная регуляция деятельности». Именно благодаря рефлексивности субъект оказывается в состоянии частично управлять закономерностями своего функционирования или влиять на них. Через рефлексивные процессы «субъект регулирует, а частично и порождает (раскрывает в себе) иные – базовые, объективные закономерности и особенности самого себя». А.В.Карпов описывает целый ряд возможных видов влияния рефлексивных процессов на закономерности психологического функционирования нижележащих уровней, приходя к выводу о том, что рефлексии присуща трансформационная функция, повышающая меру субъектности регуляции деятельности, поведения, общения, которая может оборачиваться и генеративной функцией, функцией личностного самостроительства.
     Высокорефлексивные люди менее жестко опираются на имеющиеся стратегии и априорные предпочтения; они учитывают в ситуации выбора больше альтернатив, что, впрочем, не обязательно сказывается на эффективности выбора; им труднее отбрасывать неподходящие альтернативы; у них, в отличие от низкорефлексивных, качество решений коррелирует с числом учитываемых альтернатив, им труднее генерировать гипотезы и переключаться с одних на другие; они склонны усложнять ситуацию, а низкорефлексивные, напротив, упрощать ее. Таким образом, влияние рефлексивности на ситуацию выбора очевидно, но с точки зрения его эффективности амбивалентно, не дает однозначных преимуществ. Преобладая в широте и разнообразии способов принятия решения, высокорефлексивные индивиды часто чувствуют нехватку в их качестве и их релевантности объективным особенностям ситуаций.
     Амбивалентный эффект рефлексивности проявляется также при сравнении групп «успешных» и «неуспешных» руководителей по критерию качества принятия решений. В обеих группах различается сам характер связи рефлексивности с другими процессами и с успешностью принятия решения. Только в группе «неуспешных» зафиксирована прямая значимая корреляция рефлексивности с успешностью, тогда как успешность «успешных» с рефлексивностью не связана. Вместе с тем в подгруппе «успешных» рефлексивность связана наиболее многочисленными и сильными связями с другими качествами, выступает структурообразующим качеством для всех иных когнитивных качеств, обеспечивающих принятие решения. Она, по-видимому, выполняет роль интегратора этих процессов и именно в этом качестве обеспечивает успешность принятия решения, опосредствует, регулирует и в определенной мере согласует вовлечение в процессы принятия решения всех иных когнитивных свойств. Наконец, из отсутствия значимой связи рефлексивности с успешностью А.В.Карпов делает вывод о том, что развитость рефлексии не означает ее продуктивности, и может даже быть контрпродуктивной. Таким образом, в концепции и исследованиях А.В.Карпова была обоснована высокая значимость и главенствующее структурное место рефлексии в процессах саморегуляции, что, однако, сочетается с амбивалентными следствиями высокой рефлексивности как индивидуального качества.
     Итак, представления о рефлексии берут свое начало в философии, где понятие использовалось как свойство научного познания. В современной науке данное понятие перешло в междисциплинарное понимание. В психологии рефлексия относится к свойствам психики человека и определяется как способность сознания проводить анализ и сознавать себя.
     Рефлексия рассматривается как важнейшая регулятивная составляющая личности, позволяющая ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность.
     Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых им поведенческих проявлений индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.
1.2. Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций в психологии

     В современной отечественной психологии смысл жизни рассматривается как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность [14].
     В.Э. Чудновский определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [57].
     Проблема категории «смысла», несмотря на отсутствие единообразного подхода к его пониманию и изучению, наиболее детально разработана Д.А. Леонтьевым. По его мнению, смысл это отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [30].
     Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [32]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [32], генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности» [11]. 
     Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [45]. Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [Братусь Б.С ., 1988] 
     В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [53]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни[53].
      Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [32].
     Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным [56].
      Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни: 
* «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека; 
* «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека [56]. 
     В. Франкл [1997] дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к  тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того,  ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация – феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния – свойственен в основном «думающей» молодёжи [53].
      Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [5]. 
     Взаимосвязь личности, смысла и деятельности показана во введенном А.Н. Леонтьевым понятии личностного смысла («значения-для-меня»), определяемого им как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [3].
     Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур, считая их превращенными формами жизненных отношений субъекта, которые составляют три иерархических уровня смысловой регуляции жизнедеятельности личности [32]..
     Личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, образуют, по его мнению, первый иерархический уровень смысловой регуляции. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй уровень. Третий и наивысший уровень систем смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам [32]..
     Кроме этого Д.А. Леонтьевым вводится термин «смысловые ориентации», которые также разделяются на два уровня [Леонтьев Д.А., 2003]. 
     Во-первых, к уровню самых общих смысловых ориентаций относятся такие психологические образования как потребности, личностные ценности, мировоззрение, смысл жизни и самоотношение. Они отвечают за критические процессы изменения смысловых ориентаций путем свободного выбора или направленной на себя рефлексии и определяют линии развития смысловой сферы. 
     Во-вторых, это смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека». Здесь осуществляется «производство смысловых ориентаций» в процессе реальной жизнедеятельности человека, реализации его отношений с миром.
     Итак, дадим однозначное определение понятий, формирующих идейно-мотивационную структуру личности. 
     Смысл жизни – это избираемая личностью наивысшая ценность или главенствующая идея, служению которой человек готов посвятить свою жизнь. Обретение смысла жизни становится результирующей и направляющей идеей сознательной деятельности личности. Эта идея (сознательный выбор наивысшей жизненной ценности) формируется в процессе развития личности под воздействием множества факторов, среди которых выделяются индивидуально-личностные и социально обусловленные детерминанты. В свою очередь, сама идея о смысле жизни является детерминантой формирования смысложизненных ориентаций как подчинённых мотивационных тенденций в смысловой сфере психологии личности. 
     Таким образом, основная мотивирующая идея о смысле жизни личности и ее смысложизненные ориентации и ценности находятся во взаимозависимости и функционируют совместно как части единой иерархической смысло-ценностной структуры. В этой структуре формирование смысла жизни невозм.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44