- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологическая характеристика женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007473 |
Тема: | Психологическая характеристика женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах |
Содержание
5 Содержание Введение3 Глава I. Теоретико-методологический анализ беременности и психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности2 1.1. Беременность как психологический феномен3 1.2. Психологическая характеристика женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах1 Выводы по I главе4 Глава II. Исследование психологической характеристики женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах1 2.1. Организация исследования1 2.2. Результаты исследования1 2.3. Программа психокоррекции психологической характеристики женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах 6 Выводы по II главе5 Заключение Список литературы1 Приложение1 Введение Актуальность: изучение проблемы угрозы прерывания беременности является чрезвычайно важным в наше время. Несмотря на накопленный багаж теоретического и практического материала в сфере пренатальной психологии и психологии материнства, данная тема еще мало изучена, не до конца ясны такие аспекты, как причины происхождения, развития, связи психологических нарушений с патологическим протеканием беременности. Проблема угрозы прерывания беременности занимает одно из первых мест среди других проблем, поскольку, отрицательно влияя на уровень рождаемости, она имеет не только медицинское, социально-экономическое значение, но и накладывает негативный отпечаток на саму женщину, как на личность в целом. Обеспечение психической и физической полноценности будущего поколения является одним из актуальных вопросов современности, и именно сохранение здоровья и психологического благополучия беременной женщины одна из самых острых проблем на сегодняшний день. Как показывают многие исследования, именно неготовность к материнству является одной из главных факторов нарушения нормального развития плода (М.В. Колоскова, А.Я.Варга, Д.Винникот). Угроза прерывания беременности представляет собой универсальный показатель реакции всего женского организма на любое неблагополучное отклонение, происходящее в организме матери или плода; неблагоприятное воздействие окружающей среды; любые психологические проблемы как в эмоциональной сфере, так и во всех сферах, затрагивающие жизнь женщины (супружеские отношения; межличностные отношения; финансовые, жилищно – бытовые условия и т.д.). Много работ посвящено проблеме невынашивания или угрозы невынашивания беременности и влияния на это психологических факторов. В ряде работ В.И. Брутмана, М.Г.Панкратовой, С.Н. Ениколопова было показано, что тревожность, отмечавшаяся самими беременными, является главным фактором, проводящим границу между женщинами с нормальной физиологической беременностью и осложненной. Исследования психологической готовности к материнству (Г.Г. Филиппова, Э.Х. Агнаева, Т.В. Леус, В.И. Брутман, Н.Н. Авдеева и С.Ю. Д. Пайнз и др.) показывают, что для женщин с нарушением протекания беременности характерно наличие внутреннего конфликта, связанного с неготовностью принятия материнской роли, который проявляется в глубокой внутренней неудовлетворённости и создаёт ситуацию острого напряжения. Исследованием по вынашиванию беременности занимались такие исследователи как В.А.Плотников, Т.А.Миронова, Л.Л. Казаренко, Г.В.Залевский, Б.Маль, И.Л.Шелехова. Их труды внесли огромный вклад в медицинскую и перинатальную психологию, приоткрыли завесу тайны внутриутробного и психического развития ребенка и психофизического состояния матери. Последние исследования в области медицинской и перинатальной психологии позволяют не только качественно описать различные психологические особенности, сопровождающие внутриутробное развитие ребенка и физиологические изменения в организме беременной женщины, но и пытаются создать условия, необходимые для коррекции психоэмоционального состояния женщины, ее настроения, снятия тревоги и страхов, связанных со становлением образа ребенка и осознанием своей материнской роли. Цель: изучить психологическую характеристику женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах. Объект: состояние беременности. Предмет: психологические характеристики женщин с угрозой прерывания беременности. Гипотеза: есть связь между психологическими особенностями женщин и характером протекания беременности. Задачи: Проведение теоретико – методического анализа феномена беременности и психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности. Выбор методов и методик для проведения исследования. Проведение исследования психологической характеристики женщин с угрозой прерывания беременности. Анализ и интерпретация полученных результатов. Определение основных направлений психокоррекционного воздействия и составление психокоррекции. Выборка: в исследовании приняли участие 2 группы испытуемых – женщины с угрозой прерывания беременности в разных триместрах (65 человек) и женщины с нормально протекающей беременностью (65 человек). База исследования: ГБУ РО «Городская клиническая больница №8» г. Рязань, женская консультация. Методы исследования: 1.теоретический анализ исследования. 2.клиническая беседа. 3.тестирование. 4.статистические методы обработки данных. Методики: - «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев); - «Госпитальная шкала тревоги и депрессии»; - «Индикатор стратегий для преодоления стресса» (Д.Амирхан); - «Методика исследования самооценки» (Дембо – Рубинштейн); - «Методика исследования самоотношения» (В. В. Столин – С. Р. Пантелеев); - «Тест отношений беременной » (И. В. Добряков). Научная новизна заключается в поиске и изучении взаимосвязи между психологическими особенностями женщин и характером протекания беременности. Данное исследование дополняет ранее изученные аспекты процесса беременности. Опираясь на результаты работы, можно определить возможные пути психокоррекционного воздействия. Практическая значимость: результаты исследования позволили выявить некие диагностические критерии, определяющие психологические особенности женщин, которые свидетельствуют о наличии угрозы прерывания беременности. Эти данные могут быть использованы при оценке эмоционального состояния женщины и послужить для построения психологической помощи и сопровождения женщин с угрозой прерывания беременности; для повышения эффективности лечения и сотрудничества с лечащим врачом; для подготовки к родам. Результаты проведенного исследования можно рекомендовать студентам как наглядное пособие для проведения занятий в перинатальном центре; медицинским психологам для памятки по оказанию психологической помощи беременным. Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы, приложений. Глава I. Теоретико-методологический анализ беременности и психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности Беременность как психологический феномен Беременность считается одним из значимых периодов в жизни любой женщины. И хотя это вполне естественный физиологический процесс, не относящийся к патологическим состояниям, организм женщины претерпевает сильный стресс и тревогу, происходят изменения в самосознании женщины. Даже у относительно здоровых женщин беременность сопровождается беспокойством. Состояние беременности переживается женщиной, как бы подсознательно, и проявляется в следующем: присутствует аффект осознания беременности. Но чем более развита женщина, успешна в работе, самостоятельна, тем больше вопросов возникает на тему материнства и деторождения, и тем сложнее ей будет решиться стать мамой. В наше время женщина сама делает выбор: становиться ей матерью или нет. В результате чего может возникнуть риск уменьшения численности населения. Но если женщина все-таки решилась сохранить беременность, наблюдается принятие нового образа – собственно беременности, и, следовательно, признание перестройки в своем организме. Проявляются амбивалентные чувства к беременности: радость, вера в лучшее, с одной стороны, и тревога, беспокойство, неуверенность в своих силах («Смогу ли я стать хорошей матерью?»), с другой. Далее происходит перестройка самосознания беременной с мыслью об образе будущего ребенка (принятие новой жизни). Беременность изучают многие науки, данная тема требует определенного подхода и комплексного исследования. В области психологии присутствует большое количество работ, связанных с перинатальной психологией и рассматривающих период вынашивания ребенка как психосоциальное явление. В жизни беременной происходит смена ролей, меняется круг общения, изменяется мировоззрение, появляются определенные стратегии для нормальной жизни в новом статусе, изменяются личностные особенности. Большое внимание к беременности со стороны психологии чаще прослеживается в работах зарубежных авторов. Различные соматические осложнения беременности (рвота, тошнота, выкидыш или преждевременные роды) могут возникнуть вследствие психологических факторов – высокий уровень тревоги, внутриличностные конфликты (Metastasio P., Fabi R., Oliva N. И др.). (Боровикова Н.В. Беременность и основные психологические концепции. Сборник научных статей молодых ученных Орловской области. Орел.: ОГТУ. 2002. С. 18) Все эти аспекты негативно сказываются на развитии плода, т. е. ребенок вместе с мамой испытывает тревогу и беспокойство. Повышенная тревожность влияет не только на саму беременность, но также приводит к преждевременным и осложненным родам, дети зачастую рождаются с маленьким весом. Ожидание и рождение ребёнка считается для женщины не просто новой жизненной ситуацией, требующей реализации своеобразных поведенческих актов, но и запускает процесс переживания, динамики социальных ролей в её жизненном пространстве. Появление нового жизненного отношения (с образом будущего ребёнка) ведет к изменению и усложнению отношений женщины с социумом, что расширяет круг её взаимодействия с миром и порождает появление новых отношений с окружающими, развитие других социальных ролей. Представители психоанализа трактуют беременность как естественный процесс, при которой актуализируются конфликты и тревога, возникшие на более ранних стадиях развития женщины. Рождение ребенка – важнейший процесс самоактуализации, завершающая стадия психосексуального развития. Для будущей матери ставится сложная задача (которая может быть непосильной молодым, неопытным матерям): забота о беспомощном зависимом создании. В этот период требуется особая поддержка от мужа, матери и других, значимых для женщины людей, вследствие чего происходит неизбежное изменение внутрисемейных отношений. Фрейд утверждал, что процесс беременности сильно влияет на дальнейшую судьбу каждой женщины. Е. Дойч предположила, что на протекание беременности влияет собственный эмбриональный опыт женщины. Она «припоминает» свое состояние как плода, а на психологическом уровне копирует состояние своей матери. (Впервые напечатано в сборнике материалов МИГТИК «Гештальт-терапия и консультирование», вып.4, 2004) По А. Адлеру, забеременев, женщина становится чувствительной, агрессивной, требовательной, впечатлительной. Могут в худшую сторону изменяться отношения с собственной матерью, всплывать обиды из прошлого, сниться сны, в которых всплывают забытые детские разногласия и травмы. Сторонники экзистенциального направления определяют беременность как кризисную жизненную ситуацию, которая может способствовать как сдвигу самосовершенствования женщины, так и болезненному разрешению конфликтов, возникших ранее. По мнению Винникотта Д. В., чтобы стать хорошей матерью, женщина опирается на собственные отношения со своей матерью, при непосредственном общении с другими детьми в детстве, и во время беременности, в процессе материнства (особенно если уже имеются старшие дети). В отечественной психологии присутствует не так много исследований по вопросам беременности, что затрудняет получить целостный образ о достижениях науки в данной сфере. В. Д. Менделевич связывает изменения психического функционирования и поведения женщины во время беременности с процессами адаптации ее организма и личности к новому физиологическому состоянию. Чувства к материнству противоречивы (резкие перемены настроения, особенно на ранних сроках беременности). (Добряков) Эмоциональное переживание во время беременности негативно влияет не только на здоровье будущего ребенка, но также на протекание беременности, процесс родов. При нежеланной беременности ребенок может родиться преждевременно, с малым весом, о чем говорил А. И. Захаров. Рождение ребенка никогда не было чисто биологическим феноменом, с позиции культурно-исторического подхода. Беременность – начальная стадия материнства, в процессе которой развивается ребенок в утробе, а также формируются личностные особенности женщины для выполнения определенных функций матери в дальнейшем. В этот период происходит становление тех установок и стереотипов, которые будут определять определенный стиль поведения матери. Повышенная тревожность оказывает значительное влияние на беременность и роды, и в последующем – на отношение к ребенку. Будучи беременной, женщина уже выполняет материнские воспитательные функции. Феномен беременности является неотъемлемым от человеческого существования, что нашло выражение в различных произведениях культуры. (Выготский) По мнению И. Чарковского, роды – большая нагрузка на организм матери и ребенка. В связи с чем необходимо, чтобы роды происходили в воде, что обеспечивает плавный процесс. Но к этому нужно готовиться заранее. Неадекватное отношение будущей матери (наличие различных девиантных форм поведения, когнитивные, эмоциональные нарушения) к беременности также сказывается на развитии ребенка, что может быть связано с ранним семейным опытом женщины (Захаров, А. И., Радионова М. С., Брутман А. И.). Важность благополучного протекания беременности заключается в его влиянии на развитие и здоровье будущего ребенка и здоровья матери, прежде всего. Отсюда зависит и способность новорожденного адаптироваться к внеутробной жизни таким образом, чтобы выжить и продолжить дальнейшее свое развитие. А для этого очень важно, чтобы ребенок родился доношенным (с нормальной массой и в срок). Вследствие всех изменений, наблюдающихся во время беременности, у женщины выстраивается внутренняя картина беременности, т. е. определенные новообразования, которые развиваются во время беременности (кризисного периода в становлении личности женщины) в момент развития материнской сферы, тем самым порождая материнские чувства. Внутренняя картина беременности отмечается в восприятии, переживании, осознании беременности, отношении к ней. Внутренняя картина беременности у каждой женщины, соответственно, различна. Гармоничный тип переживания беременности является одним из нормальных вариантов поведения женщины, где протекание беременности развивается без какой-либо патологии и негативного влияния на личность. Довольно часто на ранних сроках беременности женщина относится к себе как к единственному числу. Ей может быть трудно понять или осознать, что теперь она не одна, а внутри нее развивается новая жизнь. Отсюда наблюдается привычное поведение и образ жизни, что были до беременности. Окончательно присутствие ребенка внутри женщина принимает лишь к моменту, когда плод начинает шевелиться. В этот момент происходит активное общение с ним. (Ю. Шмурак) Пожалуй, самым важным фактором выступает страх перед родами. Возникает интрапсихический конфликт: женщина уже хочет поскорее родить, но в то же время у нее возникает неимоверный страх родов и беспокойство. Роды – вполне естественный физиологический процесс, но в то же время это большое испытание, стресс для женщины, влияющие на ее психику, организм. Неподготовленные беременные имеют отрицательные эмоции к родам, ощущение безысходности. Отсюда во время схваток этот страх усиливается. Подготовка к родам может помочь справиться с негативными эмоциями. (Коваленко) На данном этапе развития перинатальной психологии накоплен огромный запас знаний и представлений о феномене беременности как сложном процессе. С научной точки зрения, беременность – физиологический процесс, при котором происходит развитие плода и дальнейшее его появление на свет, возможность существовать отдельно от организма матери. Способность к деторождению и определяет значимость любой женщины в социуме. Психологическая характеристика женщин с угрозой прерывания беременности в разных триместрах Особенности психического состояния беременных женщин привлекали внимание учёных во все времена. О благотворном влиянии беременности на психическое состояние женщины говорил ещё Гиппократ. В дальнейшем большинство авторов отмечали положительный эффект беременности на психическое состояние женщины. Исследователи разных направлений, в основном, выделяют три этапа в развитии беременности. Первый приходится на начало беременности, второй, как правило, совпадает с началом шевелений, третий является завершающей фазой подготовки к родам и охватывает ближайший послеродовой период [3, c. 203]. В рамках трансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь - эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевым лицом, перенос на ребёнка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного - бессознательного принятия – отвержения [5, c. 111]. В разном возрасте женщины так же по-разному реагируют на беременность. Надо отметить, что психическое состояние женщин с угрозой срыва беременности, как правило, очень тяжёлое. А если у женщины наблюдается угроза срыва первой беременности, то можно только представить, к какому психическому состоянию это может привести. Несмотря на предостережения и рекомендации врачей, многие женщины решают всеми силами бороться за ребёнка. На сегодня в научной среде при изучении взаимовлияния особенностей течения беременности и психической составляющей женщины появляются противоречивые результаты. На данный момент развитие научных знаний по данной тематике проходит достаточно интенсивно. Изучаются факторы риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В.И.Брутман, А.А. Северный, А.А. Копыл и др.) [23]. Также уделяется большое внимание факторам, влияющим на материнскую сферу (Г.Г.Филиппова, Ю. М.Малеваная) [34]. Исследуется репродуктивная мотивация, установки, ценности и нормы как субъективный фактор социального здоровья беременных женщин (Н.Б.Баркалов, С.И.Голод, Л.Е.Дарский). Беременность также рассматривается как подготовительный этап в развитии эффективного взаимодействия между матерью и ребенком, исследуются закономерности формирования образа ребенка в самосознания беременной [6]. Таким образом, анализ современных научных источников по пренатальной психологии и психологии материнства свидетельствует о накоплении большого теоретического и практического материала в этой области, но происхождение, развитие, основные механизмы, сущность и динамика процессов феномена материнства, психологических нарушений, связанных с патологическим протеканием беременности представлены пока недостаточно. Также существуют трудности в определении научной терминологической базы, четкой дефиниции и дифференциации понятий и феноменов. Много работ посвящено проблеме невынашивания или угрозы невынашивания беременности и влияния на это психологических факторов. Различными исследованиями установлена связь психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей женщин с угрозой прерывания и невынашиванием беременности. Различные авторы акцентируют внимание на наличие у таких женщин следующих черт характера: - Эмоциональная неустойчивость, склонность к гиперстеническому реагированию[35]; - Склонность к перепадам настроения [23]; - Болезненное отношение к неудачам с накоплением негативных эмоций и их взрывчатыми всплесками [32]; - Склонность к формированию сверхценных идей, которая проявляется в сверхценности беременности и своей репродуктивной функции [26]; - Искажения женской идентичности: усиление маскулинных качеств и ослабление женственности, отвержение собственной женственности [35]; - Снижение уровня социальной адаптации, отсутствие гибкости во взаимодействии [9]; - Конфликтные отношения с матерью, которые иногда выражаются в некритической идеализации и недифференцированном понимании отношений с ней [25]; - Неудовлетворённость собой, завышенная самооценка [20]; - Неудовлетворённость отношением к себе других, претензии к ним. - Защитное декларирование ценности материнства; - Заниженная ценность ребёнка; - Повышенная тревожность с преобладанием выраженности эмоциональной составляющей; - Недостаточное осознание своего состояния, эйфория беременной; - Гетероагрессия, которая бывает чаще подавлена (направлена вовне, на внешнюю причину конфликтной ситуации, как защита себя) [6, 7, 23, 25]. Женщины нередко имеют отклонения в формировании материнской сферы: - Неготовность к материнству в форме «конфликтности»; - Преимущество отрицательных черт ребенка или эйфоричная неосознанность его отрицательных черт; - Слабая сформированность образа ребенка, отсутствие динамики этого образа в течение беременности; - Заниженная ценность ребёнка; - Заниженная материнская компетентность и осознание этого факта; - Негативное отношение к материнским обязанностям; - Эмоционально бедное или конфликтное представление о себе как о матери. Наличие в анамнезе перинатальных потерь так же является фактором риска не только в аспекте физического здоровья и качества вынашивания последующих беременностей, но и в аспекте психического здоровья, как матери, так и последующих рождённых детей. При последующих беременностях женщины имеют тенденцию хронически чувствовать повышенную тревожность, которая особенно обостряется накануне очередных визитов к врачам. Состояние хронического стресса является существенным осложнением течения последующей беременности и требует особого лекарственного и психологического сопровождения. Несмотря на то, что шансы благополучного вынашивания последующих беременностей, безусловно, являются большими, существует опасность преждевременного рождения ребёнка [6;7]. Стрессы и депрессии беременности могут быть этиологическими факторами, как самой угрозы прерывания, так и влиять на развитие эмоциональной сферы внутриутробного ребёнка и состояние его нервной системы. И. Брехман указывает на то, что нежелательная беременность и перинатальный стресс могут быть факторами риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства у будущего ребёнка [4]. Кроме того, негативные эмоции матери во время осложнений беременности могут влиять на изменения со стороны сердечно-сосудистой системы плода [26]. В генетике описывают понятие «материнского эффекта», которым обозначают влияние матери на потомство. Несмотря на то, что генетический «заряд» передаётся потомству поровну от материи отца, все же материнское влияние считается более значимым. Кроме соматического статуса женщины, характера осложнений течения данной беременности, имеет значение также ее эмоциональное состояние в течение беременности, ведь внутриутробный плод на своём несколько примитивном уровне способен слышать, чувствовать, переживать, то предполагается, что все это формирует его отношение в дальнейшем к жизни, к себе и окружающим [17]. Недоношенные новорождённые дети относятся к группе высокого риска по развитию соматических, неврологических и психических расстройств. В их возникновении имеют значение многие факторы, в том числе, непосредственная причина преждевременных родов, гестационный возраст, общая морфо-функциональная незрелость органов и систем, длительное пребывание в лечебных учреждениях и т.д. [2, c.12]. В ряде работ рассматривается приоритет психоэмоциональных факторов в развитии осложнений беременности [34; 15]. Р. Ризардо вместе с соавторами обнаружил средний уровень дистресса и личностные признаки невротического генезиса у женщин с угрозой прерывания беременности [42]. Психика любой женщины, особенно при первой беременности, не готова к восприятию травмы. Кроме того, она может находиться в особом сенситивном состоянии, поэтому негативная весть о неблагоприятном протекании беременности может вызвать у нее шок, после этого - боль, которая может парализовать или «свести с ума», нарушая защитные механизмы психики, не давая использовать адаптативные реакции, стратегии борьбы с такими состояниями, а может наоборот, мобилизовать внутренние резервы. Переживания по поводу возможного прерывания беременности негативно отражаются на представлениях женщины о самой себе. У этих женщин появляется потеря самоуважения и ненависть к своему телу, которое не может дать жизнь ребёнку [9]. Такое отношение к собственному телу может вызывать вполне осязаемые соматические реакции и привести к психосоматическим нарушениям. По данным научных исследований, посвященных вопросам акушерства и гинекологии, значимым фактором невынашивания беременности является именно психосоматическое состояние беременной [36]. Авторы, которые занимаются изучением личностных черт в связи с особенностями протекания беременности, отмечают наличие специфических эмоционально-личностных характеристик, акцентуаций характера, неадекватной самооценки, особенностей саморегуляции (контроля), специфики межличностных отношений, специфики ценностных ориентаций и даже определенные темпераментные особенности. Наиболее подробно были изучены эмоционально-личностные характеристики, среди которых у женщин с осложнённой беременностью отмечают следующие: повышенная реактивно-ситуативная тревожность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, эмоциональная напряжённость, низкая стрессоустойчивость [16]. Изучению взаимосвязи формирования материнской ценностной сферы у женщин с угрозой прерывания беременности посвящён ряд работ отечественных и зарубежных авторов. Н. В. Баринова и А. В. Прохоров обнаружили зависимость между уровнем личностной зрелости и наличием у беременных угрозы прерывания беременности [29]. В последние годы в психологических трудах в целом наблюдается повышение числа исследований, которые рассматривают материнство не только как качество раннего развития ребенка (теории привязанности Дж. Боулби, холдинга, воспитание К.Витакера), но и как составляющую женской личности, актуализация которой является одним из показателей сложившейся гендерной идентичности (С.Биркхойзер-Оери, Ч.Гилкрайст, И.Жеребкина, Н. Чодороу). Однако в условиях современности наблюдается рост феноменов нарушенного материнства: отказ от беременности и вскармливания, сознательный отказ от ребёнка, аборты и т.д. [39]. Растёт число замужних женщин детородного возраста, которые по разным причинам не имеют детей. Важную роль в принятии решения относительно будущего материнства играют ценности женщины и ее мотивы, которые могут отличаться на разных этапах вынашивания. В исследовании учёными беременных на первом триместре было обнаружено, что на первом среди терминальных ценностей, находятся абстрактные ценности, на втором - конкретные ценности (Е.В. Могилевская). Это может говорить о том, что беременные женщины думают больше о любви, познании, а не о конкретных целях и планах, которые направлены на точные представления о мире [27, c. 56]. Значительную роль у беременных в I триместре занимает профессиональная самореализация, а не личная жизнь. Что наталкивает на мнение о том, что, так как беременность только что наступила, то женщины, не успевают полностью перестроить свою систему ценностей. Во II триместре большинство беременных более значимыми ценностями считают абстрактные ценности, то есть те ценности, которые соответствуют духовным детерминантам сознания, а не конкретным, материальным. Результаты экспериментальных исследований беременных на III триместре показывают, что у них ценности собственной жизни уравниваются с ценностями профессиональной самореализации. А это в свою очередь свидетельствует о перестройке системы ценностей, которая теперь больше ориентирована на ребёнка, чем у беременных в I триместре [27, c.59]. Поскольку многие беременные, еще не имеют полного осознания беременности, ценности самоутверждения нередко занимают высшую ступень, чем ценности принятия других, поскольку на сегодняшний день рождение ребёнка является одним из критериев самоутверждения женщины как личности и как матери. Самоутверждаются те, кому не хватает собственной самооценки, и для этого им нужны какие-либо обстоятельства, которые являются "респектабельными" в их кругах. Таким обстоятельством может быть рождение ребенка и роль матери [32, c.34]. Вообще ценностно-мотивационная сфера является важной характеристикой личности. Ценности считаются определенным индикатором для отслеживания индивидуальных и социальных изменений, возникающих в результате исторических, социальных и личных событий, и они имеют тесную связь с мотивацией. Исследования показали наличие гендерных особенностей мотивации, поэтому ценностно - мотивационная сфера женщин имеет свои особенности. Известно, что в ходе протекания беременности происходит трансформация большинства личностных образований женщины [8, с. 46]: беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим и к миру, происходит перестройка личностных смыслов, превращение собственной идентичности в новых условиях. Такие трансформации имеют огромное значение для всей дальнейшей жизни женщины и психического развития ребёнка, особенно на ранних этапах онтогенеза. Основные изменения можно проанализировать в контексте психологического конструкта – материнская идентичность. Материнская идентичность - это психологический конструкт, отражающий принятие, осознание и переживание женщиной себя как матери и своей личностной самореализации в материнстве. Все компоненты материнской идентичности тесно связаны между собой, изменение содержания любого из них влияют на все другие и динамику содержания материнской идентичности в целом [3,c.84]. Сензитивным периодом для становления материнской идентичности становится как раз период ожидания ребёнка. Беременность, роды и материнство выступают определёнными ступенями формирования зрелой материнской идентичности [8]. В исследованиях проблемы материнства, материнской идентичности и патологической беременности В.М.Русалов, Л. Н. Рудина объясняют самопроизвольное прерывание беременности как психосоматическое решения конфликта, который формируется на глубинно-психологическом уровне и касается проблем материнства [32, c. 43]. Клиническое изучение пограничных психических расстройств показывает, что самым распространённым вариантом является невротическая реакция [18; 26; 30; 33]. Выделяют собственно гестационные психические нарушения, имеющие в основе своего развития беременность как фактор, выступающий в роли психогениии невротические реакции, где беременность не является основным этиологическим фактором, а лишь способствует развитию заболевания [14]. Н.Г. Вараксина и соавторы выделяют следующие расстройства у беременных [4]: постоянная тошнота беременных в первом триместре беременности; диссоциативно-конверсионные, обсессивно-компульсивные, тревожные итревожно-депрессивные, депрессивные невротические расстройства. Я. В. Криворотько изучала динамику протекания непсихотических психических расстройств (НПС) у беременных женщин в течение I, II и III триместров беременности. Автором был отмечен рост количества случаев у женщин в III триместре беременности тревожно-фобических и дисомических расстройств и снижение общего количества женщин у которых не наблюдалось НПС [19, с. 20]. Депрессия, которая наступает во время беременности или во время послеродового периода, называется перинатальной депрессией. Исследователи считают, что депрессия является одним из наиболее распространённых осложнений во время и после беременности. Факторы, которые увеличивают вероятность депрессии во время беременности, могут включать в себя: депрессии в анамнезе, злоупотребление психоактивных веществ, семейные обстоятельства, недостаточная поддержка близких, обеспокоенность здоровьем ребёнка, проблемы с предыдущими родами и беременностью, возраст беременной [23; 39]. Одним из самых распространённых тревожных расстройств во время беременности является адаптивное расстройство с тревожным настроением и генерализованное тревожное расстройство. При адаптивном расстройстве чрезмерная тревога или другие эмоциональные реакции развиваются в сочетании с трудностями приспособления к конкретной стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чрезмерная тревога сохраняется постоянно и направлена на множество жизненных обстоятельств. Чрезмерное беспокойство, напряжённость и страх, испытываемые при тревожных расстройствах, могут сопровождаться и соматическими болезнями. Тревожные расстройства могут впервые появляться во время беременности, может происходить изменение течения уже имеющихся нарушений [1; 21; 33]. В одном из ретроспективных исследований у женщин с паническими атаками в 20% случаев было отмечено уменьшение симптоматики во время беременности, в 54% - состояние осталось без изменений, в 26% - произошло ухудшение протекания заболевания [9, с.36]. Психологический стресс во время беременности является причиной целого комплекса перинатальных проблем, требующих серьёзного внимания к психологической сфере беременных и лечения, связанных со стрессом акушерских осложнений [1]. Л. Т. Гацаева в своём исследовании обнаружила, что у беременных женщин тревожное и депрессивное расстройство в условиях социально-экономической нестабильности и при отсутствии специализированной помощи приводит к осложнениям течения гестационного периода [8]. В генезисе непсихотических расстройств ведущее место занимают личностные особенности женщин в соединении с мотивацией к деторождению, уровнем личностной тревожности, особенностей течения беременности и предшествующим акушерским наблюдением [30]. В исследовании Н. П. Коваленко говорится, что подавляющее большинство беременных женщин имеют акцентуации характера. Больше всего распространены психастенический, эпилептоидный и шизоидный типы акцентуации [15]. А. С. Кочарян и В. И. Кузнецова обнаружили, что личностный профиль женщин с осложнениями беременности характеризуется повышением по шкалам пессимистичности, импульсивности, индивидуалистичности и сверхконтроля [17]. Изучая влияние беременности на личностные характеристики беременных, необходимо отметить эмоциональную нестабильность беременных и самоуверенность, консерватизм и недисциплинированность, безразличие к успехам и неудачам [14]. Комплексное психологическое обследование беременных, проведённое российскими учёными свидетельствует, что ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: