VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проявления терроризма в международных отношениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002322
Тема: Проявления терроризма в международных отношениях
Содержание
1. Проявления терроризма в международных отношениях 

1.1   Основныеподходыкизучениюмеждународного терроризма
вотечественнойимеждународнойнауке
     
     
     В общественной  сфере найдется множество определений терроризму, прочно укоренившихся в словаре современного человека. Но в чем и сходятся авторы многочисленных исследований, посвящённых изучениютерроризма, так это в том, что дать чёткое и исчерпывающее определение терроризма чрезвычайно сложно. 
     В политический лексикон Европы слово «террор» вошло в XIV в., когда с латыни на французский были переведены сочинения древнеримского историка Тита Ливия. Трактовка смысла этого слова с течением времени изменялась. Широкое употребление термины «терроризм» и «террор» получили во время Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., которую иногда называют «эпохой террора».
    В отличие от современного значения, термин «терроризм», во времена французской революции имел исключительно положительное значение,так как система террора после революции 1789 г. была направлена на поддержание порядка в анархический переходный период. Чуть позже, в 1798 г., словарь Французской Академии наук определит его как «систему страха», а в Великобритании он получит несколько иное значение: «правление ужаса». С конца ХVIII в. и в течение двух третей XIX в. понятие террора употреблялось в самом широком смысле. Этим словом обозначались диктатура и политические покушения, насилие и репрессии, осуществляемые в ходе войн, сами войны как таковые. Понятие «терроризм» использовалось как в определённой степени адекватное террору, обретая в некоторых случаях специфический оттенок: терроризм - это осуществление террора. С появлением в конце XIX в. оппозиционных организаций, практикующих систематические покушения, понятия «терроризм» и «террор» постепенно обособляются друг от друга. Под первым стали понимать тактику оппозиционных организаций, практикующих политические убийства, а под вторым — репрессии со стороны государства.
    Французская революция дала импульс антимонархическим движениям в Европе. Именно в XIX в. понятие «терроризм» приобрело своё основное современное значение революционной антиправительственной деятельности. В этот же период возникли две наиболее известные доктрины, оправдывающие терроризм, - это «философия бомбы»1 и «пропаганда делом»2. 
     Обилие определений терроризма, существующее на сегодняшний день, объясняется сходством этого явления с другими формами социального протеста и насилия: агрессией, диверсиями, партизанскими действиями, саботажем и др. Отличие терроризма от иных форм политического конфликта (революции, войны, партизанской войны) состоит в использовании тактики беспорядочного и неограниченного насилия или угрозы ее применения в отношении отдельных людей или групп населения, оказавшихся жертвами в большинстве случаев по случайным обстоятельствам, то есть не являющихся прямыми противниками террористов.
     Как правило, террористы избегают открытых столкновений3. А. В. Змеевский и В. Е. Табарин отмечают, что «терроризм — это явление весьма сложное, динамичное и многоплановое. Помимо правовых, он затрагивает и целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общепринятое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, - международный элемент»4. Американские исследователи отмечают, что терроризм легче описать, чем дать ему чёткое, однозначное толкование. Именно так поступает американский исследователь Б. Дженкинс при трактовке данного понятия. «Терроризм, — подчёркивает он, — определяется в зависимости от характера акции, а не от личности исполнителя или сути дела, за которое он борется. Все террористические акции сопряжены с применением насилия или угрозой насилия, часто это сопровождается выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов. Мотивы имеют политический характер. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания. Исполнители, как правило, являются членами организованных групп или, в отличие от других преступников, берут на себя ответственность за совершаемые акции. И наконец, сама акция призвана оказать воздействие, выходящее за рамки причинения непосредственного физического ущерба5 ».
     Существует множество понятий, связанных с применением военной силы. Следует выявить те черты, которые отличают терроризм от других видов насилия. Вслед за немецким криминалистом Пфаль-Траубергом мы считаем характерными обязательными компонентами терроризма наличие политической цели, целенаправленное применение насилия для устрашения, наличие организационной структуры, общественную изоляцию субъектов террористической деятельности6. Это, а также осуществление деятельности на систематической основе, стремление к общественно-политическому резонансу, опосредованный способ достижения цели и применение силы отличает терроризм от других видов политического экстремизма. Наличие политической цели и применение силы роднит терроризм и такие виды насилия, как война и революция. Однако и война, и революция имеют целью не устрашение, а уничтожение противника, захват или освобождение территории. Кроме того, в отличие от этих видов насилия, терроризм не предполагает участие в борьбе широких слоев населения.
     К этим компонентам необходимо добавить двойственность объекта террористического воздействия. Эта двойственность заключается в том, что объектом непосредственного воздействия террористов являются материальные объекты, некоторые категории граждан, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу, либо заранее конкретно не определенные, случайные люди, а объектом опосредованного воздействия террористов могут быть конституционный строй, территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь, статус национально-этнической группы. Политическая цель и двойственность объекта террористического воздействия - это два ключевых компонента, отличающие 
терроризм от действий представителей организованной преступности и иных проявлений насилия.
     Существенной особенностью терроризма является сочетание явного и скрытого элементов насилия. Явный элемент связан с осуществлением непосредственных террористических актов, в результате которых гибнут люди, рушатся здания, взрываются самолёты. На ранних этапах возникновения терроризма террористические акты сводились (или почти сводились) к убийству отдельных высокопоставленных лиц. В современных условиях список объектов покушений расширяется, а формы покушений имеют разнообразный характер.
     Скрытый элемент насилия связан с тем, что теракт запускает механизм принуждения людей делать так, как этого требуют террористы, влиять на государственные структуры с целью реализации на практике требований. Основное назначение терактов — достижение социального резонанса, устрашение народов и правительств.
     Как мы видим из определения терроризма, одна из его важнейших составляющих частей — насилие. Всё множество теорий, объясняющих причины насилия, может быть обобщено в три группы.
     Первая группа объединяет те концепции, которые выводят насилие из природы человека. Вся история человеческой цивилизации связана с насилием. «Первейший закон природы, — писал В. С. Соловьёв, — есть борьба за существование. Вся жизнь природы проходит в непрерывной вражде существ и сил, в их злобных нарушениях и захватах чужого бытия. Каждое существо в нашем мире от малейшей пылинки и до человека всею своею природною жизнью говорит одно: я есть и всё остальное — только для меня. Сталкиваясь с другим, оно говорит ему: если я существую, то тебе уже нельзя существовать, тебе нет места со мною. И каждое покушается на всех и хочет всех истребить и само всеми истребляется. Противодействие между каждым и всеми неизбежно разрешается гибелью каждого, — враждебная среда, наконец, расторгает его бытие и вытесняет его из жизни, — борьба кончается смертью и тлением ». При этом подходе предполагается, что существуют врождённые склонности, инстинкты, которые подталкивают человека к насилию. К этому типу относятся и философские концепции, объясняющие насилие стремлением человека волей к власти, господству. Финский исследователь Т. Ванханен говорит: «Люди должны бороться за власть, так как это конечный путь к распределительному контролю над ресурсами» , а следовательно, и к лучшей жизни.
     Вторая группа	объединяет теории, которые основываются на экономических и социальных условиях жизни общества. В основе этого типа насилия лежит неспособность власти установить равенство в обществе. Экономическое и социальное неравенство, которое порождает разделение общества на группы, общественные классы, а отсюда соответственно вытекают противоречия и борьбу между ними. К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи в многочисленных работах обосновывали классовые противоречия, существующие в обществе, социальным неравенством и эксплуатацией. Преодоление этих противоречий лежит через установление социального равенства или, как минимум смягчения неравенства. Соответственно определяются допустимые пределы разрыва в уровне жизни различных классов для обеспечения стабильности общественной жизни. Немало современных обществоведов также склоняется к выводу о существовании связи между насилием и неравенством. Р. Дарендорф пишет: «Неравенство и власть продолжают быть мощными факторами столкновения интересов и борьбы»7. На материалах 62 стран мира американский профессор Пак Хан Хун сделал вывод о том, что неравенство в доходах — важнейшая причина политического насилия8.
     Третья группа:	oбъединяет теории, которые связывают насилие с динамикой конфликта. Она основывается на наличие в обществе соперничающих групп - экономических, политических, религиозных. Потенциальный конфликт становится реальным, когда конкурентное состояние персонифицируется, когда друг другу начинают противостоять конкретные индивиды. Это именно та стадия, когда насилие становится наиболее вероятным способом решения конфликта и соответственно он находит разрешение в победе одной из конфликтующих сторон. Утверждается новая  иерархия. Наступает период адаптации к ситуации. Это период, когда формируются новые конкурирующие группы. А затем история конфликта повторяется вновь и вновь.
     На наш взгляд, более перспективны теории третьей группы, поскольку они позволяют вписать терроризм в парадигму конфликта как одну из его стадий. Б. И. Краснов выделил следующие стадии развития конфликта:
Первая: сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий.
Вторая: определение противоборствующими сторонами стратегии и форм борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.
Третья: вовлечение в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.
Четвертая: нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.
Пятая: переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.
Шестая: это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников9.
     Неотъемлемыми этапами развития конфликта следует также считать зарождение противоречий и формирование противоборствующих сторон и разрешение конфликта. Разрешение конфликта возможно только после того, как он перешел в открытую фазу, то есть после актуализации (термин, введенный В. А. Авксентьевым), так как до момента оглашения неудовлетворенности - высказывания претензий одной из сторон — нет спора, нет борьбы.
     Терроризм - один из этапов открытой стадии развития конфликта, а именно этап демонстрации и систематического применения силы. Если до перехода к терроризму возможен компромисс, согласие борющейся стороны на ограничение требований, то после того как конфликт вступил в стадию террора, частичное удовлетворение требований невозможно. Конфликт становится перманентным, причем к уже выдвинутым требованиям могут добавляться новые.
     Отношение к разрешению - еще одно отличие терроризма от вооруженных конфликтов и войны: война, сколько бы ни длилась, заканчивается победой одной из сторон и капитуляцией другой, она может быть затяжной, но не может быть хронической. Таким образом, терроризм — насильственная форма конфликта, которая может разрешиться двояко: либо полным удовлетворением требований ущемленной стороны, либо переходом к широкомасштабным военным действиям — гражданскои? вои?не или вои?не между государствами.
     Справочные издания не всегда могут дать точный ответ по толкованию того или иного понятия с учётом специфики конкретной науки, однако они помогают очертить содержание понятия с учётом его этимологического значения. В русскоязычной литературе первое определение термина «терроризм» было дано в "Толковом словаре живого великорусского языка" Даля: «Терроризм - устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства»10. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова предлагает самое общее из определений терроризма: «политика и практика террора», под которым, в свою очередь, мыслится «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения» или, во втором значении, «жестокое запугивание, насилие». «Современный словарь иностранных слов» трактует понятие терроризма как политику и тактику террора, а террор (лат. terror- страх, ужас) определяется как «политика устрашения, подавления политических противников насильственными средствами»11. Итак, этимология термина «терроризм» свидетельствует о том, что корни этого термина произрастают от латинского слова "terror", обозначающего страх, ужас. Действительно, необходимым элементом, присутствующим в любой террористической акции, является устрашение политического противника либо тех людей, которые выступают в роли непосредственной жертвы террористов. Следует отметить, что нагнетание страха выполняет роль вспомогательного средства для достижения определённой цели, при этом субъекты террористической деятельности не только ограничиваются угрозами, но и приступают к прямому действию путём применения насилия в самых жестоких формах.
     С точки зрения этимологии слова, мы должны зафиксировать два момента, важные при построении дефиниции терроризма: насилие и страх. Таким образом, даже в самой общей формулировке говорится об опоре терроризма на силу в достижении своих целей — запугать и посеять панику. Здесь стоит сделать существенное замечание. Под это определение подпадает и понятие «государственный терроризм», который является предметом отдельного исследования, поэтому в данной работе не рассматривается. Далее, говоря о терроризме, автор будет иметь в виду ту его часть, которая исходит от негосударственных структур.
     Юридические источники дают более конкретные, уточнённые определения, отвечающие нормам уголовных кодексов, различных конвенций и др. «Большой юридический словарь» дает определение терроризма как преступления против общественной безопасности, предусмотренное ст. 205 УК РФ, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. По мнению Ю. В. Мгимова, «терроризм - это заранее продуманное и подготовленное противозаконное применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство) принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил». Однако в любом случае в качестве объекта насильственных и, как правило, противоправных действий террористов выступают не только непосредственные жертвы террористических акций — представители органов власти или случайные, не имеющие никакого отношения к политике люди, но и отдельные элементы конституционного строя: порядок управления, политическое устройство, общественные институты, экономическая и военная мощь государства и другие. Наиболее полное определение терроризма даётся в ст.1 Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, подписанного в Минске 4 июня 1999 г. Следует отметить важность того, что в этом договоре предпринята попытка дать универсальное определение этому явлению. Согласно этому договору, «терроризм - противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:
• насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
• уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
• причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
• посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
• нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, попадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом» .
     Различные департаменты одного и того же правительства могут пользоваться различными определениями. Например, Госдепартамент США использует такое определение терроризма, содержащееся в разделе 22 свода законов США, параграф 2656f (с1): «Предумышленное, политически мотивированное насилие, осуществляемое против мирных объектов субнациональными группами или секретными агентами, как правило, направленное на оказание влияния на общественность». В то же время ФБР "определяет терроризм как «незаконное применение силы либо насилия- против лиц или собственности, направленное на устрашение или принуждение правительства, гражданского населения либо любого-общественного сегмента ради достижения политических или социальных изменений». Министерство обороны США даёт следующее определение: «...незаконное применение силы по собственной воле либо по принуждению против лиц или собственности с целью устрашить/оказать давление на правительство или общество, часто ради достижения политических, религиозных или идеологических целей». Каждое из определений отражает интересы отдельно взятого-ведомства.
     Анализ антитеррористического законодательства ряда стран позволяет увидеть схожесть в дефинициях терроризма. Так, в Турции-в 1991 г. был принят закон «О борьбе с терроризмом», в статье 1 которого последний трактуется как «различного рода деятельность, проводимая одним человеком или группой лиц, являющихся членами организаций, которые при помощи одного из методов насилия ставят своей целью изменение политического, правового, социального и экономического устройства»12. Перуанское законодательство под терроризмом понимает «провоцирование, создание или поддержание страха у населения либо его части; действия, способные нанести ущерб или серьёзно нарушить общественное спокойствие или повлиять на международные отношения или безопасность общества и государства» (из Нормативного акта 25475 «Преступления, связанные с террор терроризмом»). Ещё в 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ «О предотвращении терроризма», в котором к разряду террористических организаций относились «группы людей, применяющие насильственные действия». ВИталии был принят Закон 191 от 18.05.1978 г., в котором в самом общем виде терроризм определяется как «систематическое применение насилия против личности и имущества в целях создания во всем обществе или его части напряжения и неконтролируемого страха для достижения определенного политического результата»13. 
     Таким образом, очевидно, что рассмотренные нами определения можно условно разделить на две группы: 1) определения, которые имеют справочный характер и 2) определения юридического характера, которые дают нормативно-правовую оценку этого, явления. Определения первой группы слишком лаконичны, не содержат никаких признаков терроризма, а определения второй группы, напротив, включают в себя максимально возможное количество признаков терроризма, во многом имеют узкоспециализированный характер. Для нашего исследования нам требуется рабочее определение, опирающееся на существующие словарные дефиниции. Под терроризмом в нашем исследовании мы будем пониматьформу систематического негосударственного насилия или угрозу применения насилия, социально или политически мотивированного, с целью дестабилизации обстановки в обществе, ослабления и свержения государственного режима, смены религиозных или этнических ориентиров в стране или регионе.
     Рассматривая феномен терроризма с географической точки зрения, мы наблюдаем, что он связан с закономерностям территориальной организации общества, сформулированными А. А. Ткаченко14: законом взаимодополнения мест; законом пространственной концентрации; законом концентрического строения географического пространства. По мнению Ткаченко, перечисленные законы дают начало большому количеству концепций, моделей, представлений, являются основополагающими, на них строится теория социально-экономической географии. Сложность терроризма как социально-политического явления предопределяет наличие целого ряда его видов. Проведение научной классификации терроризма представляет необходимую предпосылку создания системы мер противодействия терроризму как угрозе международной и национальной безопасности. Один из самых сложных моментов — определение исходных параметров и критериев, которыми можно было бы руководствоваться при выработке единой схемы современного терроризма. Для того  чтобы классифицировать явление, необходимо рассмотреть причины его появления. Множество теорий, которые анализируют истоки терроризма, можно объединить в две группы: цивилизационную и геополитическую.Теории первой группы объясняют возникновение терроризма как следствие роста глобализации, обострения социально-экономических и межцивилизационных противоречий, а также нарастающими экономическими противоречиями. Один из главных факторов, усиливающих противоречия, - стремление «золотого миллиарда» навязать взгляды на жизнь остальному мировому сообществу, что порождает рост пропасти между обеспеченными и малообеспеченными странами, а также между различными слоями населения и народами. Ответом на насилие одной цивилизации по отношению к другой является эскалация экстремизма, а в следствии, и терроризма. Таких взглядов придерживается А. И. Гушер15 и А. М. Крайнев16.
     Теории второй группы объясняют всплеск терроризма, особенно в регионах с нестабильной обстановкой, новым миропорядком, который предоставляет дополнительные возможности самореализации для террористов. Смена политического строя, изменение полярности мира, разрушение прежних глобальных и региональных структур зачастую сопровождается развалом государственных образований. В момент переживания государственной, системой управления кризиса находятся силы, которые используют фактор нестабильности и утраты контроля для решения собственных задач. Геополитической точки зрения возникновения терроризма придерживаются российские учёные С. Ю. Казеннов и В. Н. Кумачев17.
     С различием в определении причин появления терроризма связаны различия в характеристике типов мотивации, которые также можно объединить в две группы: личностные и политико-идеологические типы мотивации, причём мотивацию первого типа принято подразделять на эмоциональную, невротическо-психопатическую и корыстную. При личностных типах мотивации основной мотив совершения теракта — месть отстающих стран третьего мира успешно развивающимся капиталистическим странам18.
     Политико-идеологические мотивы подразделяются на социально- политические, националистическо-сепаратистские и религиозные. Наиболее прочную мотивационную основу имеют сепаратистский и националистический терроризм. Наибольшую опасность представляют переплетения сепаратистского, националистического терроризма и экстремизма на базе религиозного фундаментализма, которое зачастую порождает фанатизм. Специалист по терроризму Б. Джеккинс считает, что «террористы могут рассматриваться как абсолютисты, как «истинно верующие» . Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. «Чтобы стать террористом, - говорит К. JI. Оотс, — человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели. Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов.; если не убеждены в моральной правоте дела, посколькутолько правота делает такие акции правыми». Как уже отмечалось, наиболее опасен фундаментализм в исламе, где, в отличие от других мировых религий нет различия между религиозной и светской, жизнью, а ислам определяет весь образ жизни мусульман, именно из-за культурных различий в-ЕСвозрастают опасения, связанные с исламским экстремизмом , потому что он создаёт систему «друг — враг», в которой существуют лишь свои и неверные; причём к неверным относятся и лояльные западу мусульмане.
     На современном этапе основная цель террористов — дестабилизация социального или этно-политического положения и создание максимально конфликтных ситуаций. Таким образом; в современном мире, где многое зависит от предотвращения и цивилизационного4 разрешения социально- политических и этническо-религиозных конфликтов, психология и философия терроризма представляет потенциальную угрозу как фактор, стимулирующий поддержание социальной и этнополитической напряжённости в регионе.
     Религиозная составляющая — одна из наиболее важных в современном терроризме. Дух любой религии основан на уважении, любви и терпимости ко всему живому. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9) является, с очень незначительными вариациями в формулировке, основным принципом, общим для всех мировых и большинства национальных религий. В «рамках религиозной составляющей терроризма очень важно осознать его связь с религиозным экстремизмом, фундаментализмом. На наш взгляд, термин «религиозный экстремизм» или «религиозный терроризм» не точен, так как мировые религии основаны на терпимости и человеколюбии и не агрессивны по своей сути, не призывают напрямую к вражде с инаковерующим.
     Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость. Например, учение секты «АумСинрикё», в частности, включает положение о том, что убийство помогает и жертве, и убийце обрести спасение. Идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных учений, которые носят экстремистский характер. Многие из них отпочковываются от традиционных религий, подвергая их определённой ревизии. Они трактуют основные положения, вырывая их из контекста, делают акценты на одних догматах в ущерб другим. На наш взгляд, правильнее использовать термин «терроризм религиозных экстремистов», который может быть определён как применение тактики устрашения с помощью применения насилия с целью защиты или доминирования определённой конфессии, реорганизации общественно-политической жизни на религиозной основе, создания религиозного государства.Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм). Экстремизм многообразен, также разнообразны порождающие его мотивы. Основными мотивами являются материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворённости реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодёжной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности,прекращении деятельности общественного или религиозного объединения.Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм. Не менее значимойпроблемой в данной тематике являетсяпредотвращение религиозного фундаментализма.Само слово «фундаментализм» первоначально применялось в США для характеристики ряда христианских групп, образованных ортодоксальными представителями евангелической церкви (преимущественно кальвинистами, пресвитерианами и баптистами). Лишь позже указанный термин стал употребляться западными исследователями при изучении ислама, иудаизма и других религий. Причем зачастую он толковался очень широко – как возвращение к началам религиозно-цивилизационного единства, выведение религиозно- политических принципов из вечно священного текста19. Данное понятие используют при описании теоретической и практической активности множества политико-религиозных движений и организаций – исламских, иудаистских, протестантских, католических, православных, индуистских, буддистских, которые действуют в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Европе и США – практически повсеместно. Вовлеченность  государств и народов делают фундаментализм не только влиятельным фактором, но и субъектом политики. Тенденция к экстремизму на базе фундаментализма представляет собой реакцию организованной религии на порождённые современностью проблемы, вставшие перед традиционными обществами. Адепты фундаментализма стремятся сохранить веру в сверхъестественную реальность в период истории, когда подобные верования терпят упадок. «Защитники Бога», как именуют себя фундаменталисты, выступают убеждёнными противниками современного общества с его культом индивидуального разума, ориентацией на материальные ценности и верой в линейный исторический прогресс. 
     Экстремизм на базе фундаментализма сложился как движение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии (изъятие определённых сторон общественной жизни из ведения церкви и передача их светскому обществу). В различных религиозных традициях фундаменталисты пытаются создать и поддерживать институты, которые были бы альтернативными по отношению к институтам секулярного общества, — школы, суды, медицинские учреждения, детские сады, благотворительные организации и т. п.
     Тактика экстремистов-фундаменталистов состоит в функционировании так называемых «групп протеста», использующих драматическую символику, а иногда — прямое насилие, террористические акты, оправдывая это тем, что они представляют безгласное большинство «истинно верующих». В своих требованиях они опираются на представление о себе как о хранителях исторических традиций, основы которых они защищают, укрепляют перед лицом секуляризма и в периоды кризисов. Радикальный фундаментализм привлекает на свою сторону представителей различных классов и социальных групп. Но вне зависимости от своего социального положения все они считают, что религия содержит в себе разрешение всех проблем индивида и общества.
     Фундаменталисты авраамической традиции верят в божественный правопорядок, раскрывающийся в откровении и являющийся основополагающим нормативом религиозной общины. В протестантизме подобную функцию выполняет религиозное переживание «второго рождения». Исламские фундаменталисты опираются на представление о религиозно-нравственном законе, выражающем волю Аллаха и зафиксированном в шариате, вырастающем из священных текстов Корана и традиции пророка Мухаммада. Несмотря на то, что буддисты не разделяют авраамического представления о линейной направленности исторического процесса, задаваемой Богом, в буддизме также имеется свой фундаментализм в республике Шри-Ланка.
     Священное писание - Коран, по мнению экстремистов-фундаменталистов, должно интерпретироваться только религиозным авторитетом, при этом упор должен всегда делаться на его радикальный, пророческий и сверхъестественный характер. Они провозглашают себя носителями особой миссии, порученной им Богом. Отсюда вытекают все характерные черты их движений. Их успех связан с тем, что его программы обращены к повседневным социальным и религиозным потребностям масс. Особую популярность он получает во времена политических, религиозных, социальных и экономических кризисов, когда возникает угроза потери чувства личностной и групповой самоидентификации.
     Риторически ссылаясь на кризисы, лидеры экстремистов- фундаменталистов черпают в этом оправдание крайних мер, на которые они идут, преследуя свои политические цели. Среди этих крайних мер не последнее место занимает и террористическая деятельность. Фундаменталистский терроризм существует в разных проявлениях. Для террористов «Арийской нации» протестантизм служит мировоззренческой позицией, позволяющей формулировать концепцию антиправительственной и антилиберальной борьбы. Наиболее распространён и многообразен в современном мире терроризм на базе исламского фундаментализма, осуществляемый исламскими радикалами для установления исламистского порядка в мире.Это форма радикального ислама, связанная с верой в то, что для возвращения исламским странам их «былого величия» правоверные мусульмане должны отказаться от всего того, что связано с «западными духовными ценностями и западным образом жизни». Надо вернуться к истокам, к «фундаменту» ислама, точно в таком виде, каким его проповедовал пророк Мухамед. На самом деле «фундаментализм» вовсе не обязательно равнозначен политическому экстремизму и непосредственно не выступает причиной терроризма. Фанатики-террористы меньше всего думают об «очищении» ислама; корни их ненависти к Западу, в первую очередь, к Америке, носят не религиозный, а культурно-цивилизационный, психологи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44