VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005831
Тема: Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Юридический факультет 



Кафедра теории государства и права и конституционного права







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА







Направление подготовки  40.03.01  Юриспруденция







Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях





ОГУ 40.03.01. 3017. 018 ОО







Заведующий кафедрой

канд. юрид. наук, доцент                                                           И. А. Воронина





Руководитель

канд. пед. наук, доцент                                                              Н. А. Кучуб





	Студент                                                                                       А. Н. Камалетдинова



















Оренбург 2017

	Утверждаю

	заведующий кафедрой теории государства                        и  права и конституционного права

	______________________   И.А. Воронина

	                                                  «______» ____________________ 20___ г.

	

	ЗАДАНИЕ 

	

	на выполнение выпускной квалификационной работы

	

студенту Камалетдиновой Альфие Наилевне



по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция



1 Тема ВКР: Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях



2 Срок сдачи студентом ВКР  «___»_______________2017 г. 



3 Цель и задачи ВКР: цель работы состоит в определении природы гуманитарной интервенции в современных условиях, ее значения и особенностей осуществления в системе международных отношений. Задачи работы: определить методологические основы анализа проблем гуманитарной интервенции; рассмотреть исторические прецеденты проведения гуманитарных интервенций в системе международных отношений; выявить политические аспекты реализации гуманитарных интервенций, в том числе пути и формы осуществления;  проанализировать правовые основы осуществления гуманитарных интервенций; определить значение гуманитарной интервенции для демократизации международных отношений.

	

	4 Исходные данные к ВКР: международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы РФ, научная и учебная литература следующих авторов: А.П. Кабаченко, P.A. Каламкаряна, М.М. Лебедевой, И.И. Лукашука, A.C. Маныкина, Э.А. Позднякова, П.А. Цыганкова, А.П. Цыганкова, П. Дэйлиера, А. Пеллета, М.Д.  Эванса, Т. Бергенталя, С.Д. Мерфи, Ст. Хобе, О. Кимминиха.



5 Перечень вопросов, подлежащих разработке: понятие гуманитарной интервенции; формы и пути осуществления гуманитарных интервенций; правовые основы осуществления гуманитарных интервенций; место гуманитарной интервенции в системе международных отношений.







Дата выдачи и получения задания  



Руководитель ВКР  «___»_______________20___ г.                                     Н.А. Кучуб



Студент                     «___»_______________20___ г.                                    А.Н. Камалетдинова

	

	

	

	

	

	Аннотация

	

	

	Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях». В работе рассматривается понятие гуманитарной интервенции, а также формы и пути осуществления гуманитарных интервенций.

	В работе анализируется большой объем международно-правовых документов в области осуществления гуманитарных интервенций. 

	Акцентируется внимание на правовой основе осуществления гуманитарных интервенций, так как до настоящего времени не сформировалось единого, общепринятого и устоявшегося определения понятия гуманитарной интервенции. Все это делает исследование проблемы гуманитарной интервенции практически и теоретически актуальным, в том числе в политическом аспекте.

	Работа содержит 51 лист текста.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	Содержание





Введение ………………………………………………………......……………….

5

1 Юридическая природа гуманитарных интервенций………………………….

1.1Понятие гуманитарной интервенции………………………………………. 

8

8

Формы и пути осуществления гуманитарных интервенций……………

14

2 Политико-правовые аспекты реализации гуманитарных интервенций………

24

2.1 Правовые основы осуществления гуманитарных интервенций………..

24

2.2 Место гуманитарной интервенции в системе международных отношений……………….………………………………………………………………..



33

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………….

42

47







	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	Введение

	

	

	Никогда в истории человечества универсальная система защиты прав человека не была столь высоко развита, как в наши дни. С тех пор, как в 1945 году была образована Организации Объединенных Наций, не только заключены многочисленные конвенции о защите прав человека, но и разработаны некоторые способы их обеспечения. И на региональном уровне защита прав человека как никогда ранее превратилась в приоритет. Негосударственные организации в значительной степени способствовали тому, что права человека сегодня занимают высокое ценностное место в сознании широкой общественности. 

	В последних десятилетиях XX и начале XXI вв. в перестройке системы международных отношений, под эгидой ООН используется такой инструмент, как гуманитарная интервенция. В условиях информационной открытости современного мира и его многоаспектной (экономической, политической, социальной) глобализации массовые нарушения прав человека со стороны или при попустительстве государственной и иной публичной власти определяют потребность в международном вмешательстве. В качестве одной из форм такого вмешательства в последнее время все чаще используется гуманитарная интервенция. Практика реализации таких действий, их цели, состав, результативность всякий раз имеют конкретные исторические особенности. Исследование этих особенностей в современных условиях актуально как в теоретическом, так и в практическом плане. Можно отметить, что число сторонников концепции гуманитарной интервенции неуклонно возрастает как среди исследователей, так и среди значимых участников международной жизни. Однако до настоящего времени не сформировалось единого, общепринятого и устоявшегося определения понятия гуманитарной интервенции. Все это делает исследование проблемы гуманитарной интервенции практически и теоретически актуальным, в том числе в политическом аспекте.

	Проблема роли и места миротворчества, в том числе и гуманитарной интервенции в современной системе международных отношений заслуживает внимания, прежде всего потому, что подобная деятельность переживает в настоящее время период бурного роста.

	Гуманитарная интервенция затрагивает две важные области жизни мирового сообщества. Одна - защита прав человека. Вторая - применение вооруженной силы на международной арене.

	Гуманитарное вмешательство в дела суверенных государств становится одним из определяющих элементов формирующегося нового миропорядка. Учитывая возрастающую востребованность гуманитарных вмешательств и четко выраженный интернациональный его характер, можно сказать, что силовое вмешательство по гуманитарным и другим поводам становится своеобразной «философией интернационализма» XXI в. Как принципиально новое явление, оно требует тщательного анализа, всесторонней оценки сочетаемости с существующей международно-правовой базой, возможных последствий ее применения, и, в конечном итоге, разработки теории применения силовых гуманитарных операций, введения их в жесткие рамки международного права. Гуманитарная интервенция осуществляется обычно для пресечения массовых и грубых нарушений прав человека, носящих преступный характер, а в будущем нельзя исключать ее применение и для ликвидации оружия массового уничтожения.

         Воздействие концепции "гуманитарной интервенции" на систему международных отношений может быть поистине разрушительным. Именно поэтому не может не беспокоить та напористость, с которой некоторые ведущие страны Запада пытаются "дополнить" ею общепризнанные международно-правовые принципы, расшатав тем самым их стройную систему и подменив в итоге силу права в международной жизни правом силы на основе однополярной, а точнее, натоцентристской модели мироустройства.

           Особенно остро встала проблема гуманитарной интервенции в связи с последними событиями в Афганистане и Ираке, когда международному сообществу пришлось легитимировать действия США, так как протестовать – означало вступить в открытое противостояние с Америкой.

	Объектом ВКР является гуманитарная интервенция как элемент современного мирового политического процесса в системе международных отношений.

	Предметом ВКР являются основания, механизмы и формы реализации гуманитарной интервенции в международных отношениях.

	Цель данной работы состоит в определении природы гуманитарной интервенции в современных условиях, ее значения и особенностей осуществления в системе международных отношений.

	В соответствии с указанной целью в ВКР решаются следующие задачи:

	определить методологические основы анализа проблем гуманитарной интервенции;

	рассмотреть исторические прецеденты проведения гуманитарных интервенций в системе международных отношений;

	 выявить политические аспекты реализации гуманитарных интервенций, в том числе пути и формы осуществления;

	 проанализировать правовые основы осуществления гуманитарных интервенций;

	определить значение гуманитарной интервенции для демократизации международных отношений.

	      Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды многих специалистов в области мировой политики, международных отношений и международного публичного права. Среди них: А.П. Кабаченко, P.A. Каламкаряна, М.М. Лебедевой, И.И. Лукашука, A.C. Маныкина, Э.А. Позднякова, П.А. Цыганкова, А.П. Цыганкова, П. Дэйлиера, А. Пеллета, М.Д.  Эванса, Т. Бергенталя, С.Д. Мерфи, Ст. Хобе, О. Кимминиха.

	Сформулированные положения и выводы могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области изучения проблем осуществления гуманитарной интервенции в современном международном праве.

	Материалы, выводы и рекомендации могут быть применены в процессе преподавания учебных дисциплин международно-правового цикла в высших учебных заведениях, а также при подготовке учебных и учебно-методических материалов и пособий.

	С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было сказано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная выпускная квалификационная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

	При написании ВКР использованы общенаучные и специальные методы познания, среди которых диалектико-материалистический, системного анализа, логический, исторический, формально-юридический, а также метод сравнительного правоведения.

	Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	1 Юридическая природа гуманитарных интервенций

	

	1.1 Понятие гуманитарной интервенции

	

	

	Конец двадцатого и начало двадцать первого века характеризуются ростом числа этнических и религиозных конфликтов внутреннего характера, переходящих порой в ожесточенные гражданские войны. В ходе этих конфликтов происходят массовые нарушения основных прав человека тысяч людей. Поэтому не случайно и то, что мировое сообщество ищет возможности эффективного противодействия таким проявлениям. Миротворческое и гуманитарное вмешательство - одна из таких возможностей.

	Проблема роли и места миротворчества, в том числе и гуманитарной интервенции в современной системе международных отношений заслуживает внимания прежде всего потому, что подобная деятельность переживает в настоящее время период бурного роста [18, с. 35].

	 Формирование многополярной модели мироустройства выводит на международную арену ряд новых участников, в первую очередь региональные организации и военно-политические блоки. Помимо традиционно вовлеченной в миротворческую деятельность ООН, такие структуры, как ОБСЕ, НАТО, СНГ и Европейский Союз, включают в повестку дня осуществление и санкционирование операций по поддержанию и установлению мира в «горячих точках».

	В качестве одной из форм таких операций в последнее время все чаще используется понятие «гуманитарная интервенция», или «гуманитарная война», в мировом политическом процессе явление отнюдь не новое.

	В глобальных масштабах гуманитарные интервенции зародились относительно недавно, но их история берет начало еще в XIX веке. Первым упоминанием стало гуманитарное вмешательство Франции, оправдывавшей отправку своих войск в Ливан в 1860 году для спасения маронитов от уничтожения друзами, хотя, по мнению многих экспертов именно дипломатия Франции и Великобритании обострила друзско-маронитский антагонизм, и они несут полную ответственность за столкновения.

	Далее таких же образом оправдывались действия Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Великобритании, Италии, России и Японии в Китае в 1901 году для защиты своих подданных и китайских христиан, укрывшихся в осажденных посольствах вовремя Ихэтуаньского восстания. Альянс государств стремился усилить свое влияние в Китае, и данная страна в результате восстания попала под еще большую зависимость от иностранных государств, что серьезно сказалось на ее развитии в первой половине XX века [25, c. 53].

	Согласно одной из точек зрения, идея гуманитарных интервенций была рождена европейской социальной теорией. Именно в Европе возникла и получила развитие универсалистская теория общества. Так, один из мыслителей ранней современности Г. Гроций, исходя из предположения о существовании универсальной человеческой общности, societas humana, утверждал: «следует признать право королей (как и тех, кто обладает равными с ними правами) требовать наказания обвиняемых не только в преступлениях против них самих или их подданных, но и в преступлениях, которые непосредственно их не затрагивают, но при этом нарушают естественный закон или законы государства, вне зависимости от того, кто оказывается их жертвой» [34, с. 221].

	Современная теория международного права также исходит из приоритета прав личности над интересами социума. Например, Ф. Тезон считает главной целью всех членов международного сообщества «наблюдение за тем, что фундаментальные права индивидов признаются и соблюдаются в каждой из (составляющих его) стран; поскольку цель государственной организации - это защита прав личности, и поскольку все стороны согласны с тем, что установленные правила взаимодействия между ними приемлемы и справедливы, целью сформированного таким образом международного сообщества... должна в числе прочих быть и защита прав индивидов» [35, с. 140].

	Но если принять в учет тот факт, что существование и развитие общества не приемлемо рассматривать через строгие рамки той или иной концепции или теории, ибо социум по природе своей динамичен, но не статичен. А потому более всего интересна точка зрения, что этот парадоксальный (поскольку война неизменно влечет за собой гибель людей) термин появился в конце двадцатого века [60, с. 20].

	Необходимо определить, являются ли практика, и теория гуманитарной интервенции порождением прошлого века или это явление в мировой истории имеет более глубокие корни.

	Ряд специалистов, в частности, заместитель министра иностранных дел России С. Орджоникидзе, считают, что впервые в более или менее целостном виде концепция «гуманитарной интервенции» была озвучена премьер-министром Великобритании Тони Блэром в апреле 1999 г. в Чикаго в канун юбилейного Вашингтонского саммита НАТО.

	В основу концепции был положен тезис о том, что гуманитарная кастрофа никогда не может считаться чисто внутренним делом того или иного гоcударства и что международное сообщество не только вправе, но даже обязано решительно вмешаться в подобные острые гуманитарные кризисы (т.е. на практике зачастую во внутренние дела суверенных государств) для их оперативного выправления.

	Налицо, таким образом, связь между «гуманитарной интервенцией» и еще одной активно продвигаемой рядом стран Запада концепцией «ограниченного суверенитета», также предполагающей возможность внешнего, в том числе силового, вмешательства во внутренние дела государств под гуманитарными предлогами и отвергаемой широким кругом государств.

	Другие исследователи приписывают «открытие» этого термина профессору международного права Парижского университета Марио Беттати и французскому политику Бернару Кушнеру, президенту Франции (на то момент занимавшего пост министра иностранных - дел в администрации президента) Н. Саркози. По данной версии термин появился в конце 1980-х годов. Так, в частности, определялись операции в Гаити, Боснии и Герцеговине, Сомали и других местах. С тех пор это словосочетание прочно вошло в политический лексикон. Поначалу казалось, что такая стратегия займет видное место в ситуации, возникшей в мировом сообществе по окончании «холодной войны». Однако сейчас, после ряда случаев, таких как, например, операция НАТО в Косово в 1999 году, возможность осуществления подобных действий выглядит все более проблематичной.

	Последним и наиболее показательным в ряду исторических прецедентов осуществленных операций гуманитарной интервенции признается ввод в Ирак войск коалиции США, Великобритании и других стран в 2003 г. При принятии решения о необходимости реализации гуманитарной интервенции ключевой аргумент администрации Буша состоял в том, что Ирак нарушает свои обязательства по разоружению [13, c. 24].

	При этом в доктрине ведущих западных стран предпринимаются попытки выделения всего комплекса причин, выступающих основаниями для принятия решения о проведении гуманитарной интервенции, рациональной оценки их обоснованностей и правомерности, сравнения декларируемых оснований проведения гуманитарной интервенции с реальными причинами. Так, американские исследователи В. Наган и К. Хаммер делают вывод о необходимости оценки, «могут ли методы, которые использовались для обеспечения смены режима, быть оправданы в рамках международного права. Это напоминает о стандартах по обязательству вмешаться в рамках каких бы то ни было конструкций, создаваемых нами для принципа самообороны в международном праве. Здесь заявлены стратегические обоснования для смены режима, которые предполагают ряд действий по замене диктатора режимом, стремящимся к демократии, на основе гуманитарной интервенции, но при их рассмотрении должны учитываться дополнительные факты, отражающие иные мотивы для вмешательства» [55, с. 36].

	Разработка целостной и сбалансированной концепции гуманитарной интервенции была осуществлена Международной комиссией по вопросам вмешательства и государственного суверенитета при Правительстве Канады, возглавляемой Гаретом Эвансом и Мохаммедом Сахнуном.

	С одной стороны, самой  угрозой реализации гуманитарной интервенции государствам дают понять, что, в случае проведения ими, вопреки их конституциям, незаконных репрессий или силовых акций против групп собственного населения с массовыми жертвами либо их неспособности или нежелания положить конец незаконному преследованию таких групп, международное сообщество может осуществить вмешательство, в том числе и вооруженное, во внутренние дела таких государств в гуманитарных целях, для исправления создавшегося положения. С другой стороны, понимая, что предлагаемая корректировка важнейших международно-правовых принципов невмешательства во внутренние дела государств, уважения государственного суверенитета и неприменения силы может открыть широкие возможности для злоупотребления силой государствами в собственных эгоистических интересах, комиссия подчеркивает, что решение о вооруженной гуманитарной интервенции может быть принято только через ООН, то есть согласно Уставу ООН, через ее Совет Безопасности [30, c. 24].

	Очевидно, что комиссия справедливо исходит из того, что только в случае достижения консенсуса между постоянными членами Совета Безопасности при решении этого вопроса международное сообщество может быть гарантировано от злоупотребления силой путем осуществления, гуманитарных интервенций.

	Допуская в принципе возможность гуманитарной интервенции по решению ООН, комиссия Эванса-Сахнуна считает при этом необходимым следующее:

		установить более четкие правила, процедуры и критерии определения того, является ли вмешательство необходимым, а также того, когда и как его осуществлять;

		определить правомерность военного вмешательства, если оно необходимо, и только после того, как все другие подходы не принесли успеха;

		обеспечить, чтобы военное вмешательство, коль скоро оно предпринимается, осуществлялось только в объявленных целях, было эффективным и при этом уделялось должное внимание сведению к минимуму причиняемых в результате его человеческих жертв и ущерба для государства;

	- помочь устранить, где это возможно, причины конфликта, одновременно укрепляя перспективы установления прочного и справедливого мира.

	В докладе «Группы высокого уровня» 2004 г. («группа мудрецов», группа «высокого состава»), созданной в 2002 г. Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном для поисков ответов на новые вызовы и угрозы XXI в. и выработки предложений по реформе ООН и ее Устава, в этой связи говорится, что все более широкое признание находит мнение о том, что правительства несут главную ответственность за защиту своих собственных граждан от гуманитарных катастроф. В тех случаях, когда они не могут или не желают обеспечить такую защиту, ответственность за это должно взять на себя международное сообщество и эта ответственность предусматривает принятие целой серии мер, включая превентивные меры, реагирование на насилие, если это необходимо, и восстановление разрушенного общества.

	В свою очередь, в работах российских авторов [55, с. 38] «гуманитарная интервенция» понимается как применение вооруженной силы одним государством или группой государств, против другого государства для защиты прав человека (граждан этой страны), то есть защита прав населения на территории другого государства без его согласия. 

	В военной доктрине Российской Федерации 1993 г. также предусматривалась возможность применения вооруженной силы против другого государства, на основании права на самооборону, предусмотренного в ст. 51 Устава ООН, «если произойдет вооруженное нападение на РФ, ее граждан, территорию, вооруженные силы» и т.д. [9]. В военной доктрине России, принятой 21 апреля 2000 г., о гражданах не упоминается.

	В американской военной доктрине гуманитарные интервенции относятся к так называемым ситуациям ограниченного масштаба, наряду с операциями по поддержанию мира, по принуждению к миру, по разделению противоборствующих сторон и по предоставлению гуманитарной помощи.

	В этой связи возникает вопрос, какую линию в отношении концепции гуманитарной интервенции следовало бы занять России при проведении своей внешней политики. Целесообразно рассмотреть возможные международно-правовые и политические последствия для России как принятия новой концепции с внесением соответствующих изменений в Устав ООН, так и ее непринятия.

	С позиции российских практических работников и ученых-правоведов первой реакцией вполне может быть непринятие концепции гуманитарной интервенции [14, c. 7]. Принципы неприменения силы, уважения суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела, закрепленные в Уставе ООН и других документах современного международного права, имеют универсальный характер и предусматривают лишь два исключения: применение силы в порядке самообороны и по решению Совета Безопасности ООН [1]. Действующее международное право не предусматривает исключения из этих принципов для проведения вооруженных интервенций в обход ООН с целью прекращения гуманитарных катастроф.

	Следовательно, сегодня силовая гуманитарная интервенция может быть законным образом осуществлена лишь по решению Совета Безопасности, если он признает, что гуманитарная катастрофа, урегулирование которой является целью этой интервенции, создает угрозу международному миру и безопасности. Поэтому, строго говоря, в Уставе ООН и менять ничего не надо - Совет Безопасности уже сегодня имеет все необходимые полномочия для принятия такого решения, столкнувшись, например, с ситуацией, когда в государстве происходит масштабная этническая чистка с массовыми жертвами, вызвавшая волну нелегальной эмиграции в соседние страны или другие серьезные последствия.

	В условиях, когда силовые операции против государств под «гуманитарным» предлогом, несмотря на их противоправность, все равно осуществляются США как единственной сверхдержавой в обход ООН, причем со ссылкой на отсутствие ясных указаний в Уставе ООН на этот счет, внесение в Устав ряда дополнительных положений, жестко регулирующих проведение таких операций, могло бы быть использовано для того, чтобы остановить произвол, свидетелем которого мир был в 1999 и 2003 гг.

	Учитывая печальный опыт «гуманитарного» нападения стран НАТО на Югославию в обход ООН в 1999 г., никакой возможности действий региональных организаций без санкции Совета Безопасности и лишь с последующим информированием его о случившемся, которую упоминает доклад Группы высокого уровня, не следует допускать.

	В докладе группы «высокого уровня» выдвигаются пять критериев, которые должны быть рассмотрены Советом Безопасности ООН при решении вопроса о применении вооруженной силы в гуманных целях:

		должны происходить или быть неизбежными этнические чистки, массовые убийства, геноцид или серьезные нарушения международного гуманитарного права;

		цель применения силы должна состоять в пресечении или предотвращении таких действий;

		военная сила может и должна применяться в качестве крайнего средства, когда другие средства не привели к успеху;

		масштаб, продолжительность и интенсивность предложенных военных акций должны быть минимальными для предотвращения существующих угроз;

		последствия применения силы не должны быть хуже, чем последствия бездействия.

	Следует признать, что ряд из названных критериев являются недостаточно четкими и могут лишь затруднить принятые решения Советом Безопасности. Не являются такие критерии и исчерпывающими.

	Так, возникает вопрос, какие меры могут быть предприняты, если Совет Безопасности ООН бездействует или не может принять решение вследствие применения вето одним из постоянных членов? Практика международных отношений дает многочисленные свидетельства аналогичных ситуаций. Так, в отношении геноцида в Руанде Совет Безопасности ООН принял решение после почти двухмесячного бездействия, когда уже погибли сотни тысяч людей.

	Бездействие Совета Безопасности ООН или его неспособность принять решение о гуманитарной интервенции чревато самыми серьезными последствиями для мирового правопорядка. Как справедливо считают многие ученые и государственные деятели, Организация Объединенных Наций должна быть готова к немедленным действиям в случае гуманитарной катастрофы. «В противном случае, - пишут Рамеш Такур и Альберт Шнабель, - мы будем свидетелями увеличения числа силовых действий со стороны НАТО (имеется ввиду бомбардировки Югославии) и все уменьшающего вовлечения ООН и таким образом меньшего порядка и справедливости в глобальном сообществе». «Если государства - члены ООН, - продолжают они, - не выработают принципы решения вопроса о применении гуманитарной интервенции, прецедент в Косово будет опасно подрывать мировой порядок». Такое решение тем более необходимо, что часто раздаются голоса в пользу одностороннего применения силы в гуманитарных целях.

	В докладе Группы «высокого уровня» не рассматривается такая важная проблема, как применение силы государством в одностороннем порядке для защиты жизни своих собственных граждан, находящихся на территории иностранного государства. Данный вопрос неоднократно возникал в практике межгосударственных отношений, хотя иногда и использовался государствами в своих политических интересах. Когда же то или иное государство применяло силу исключительно в целях защиты своих граждан, то такие действия получали молчаливую или открытую поддержку международного сообщества. Достаточно в этой связи напомнить об освобождении израильских граждан, захваченных в Уганде, или же о попытке США освободить американских дипломатов, захваченных в Иране. Международный Суд ООН, кстати сказать, признал захват американского посольства в Тегеране «вооруженным нападением», хотя и отказался рассматривать вопрос о правомерном действии США.

	В настоящее время встречаются самые противоречивые мнения исследователей. Многие эксперты убеждены, что раннее и решительное военное вмешательство может стать эффективным сдерживающим средством для дальнейших убийств [19, c. 52]. Другие полагают, что максимум того, что может дать гуманитарная интервенция - это приостановку кровопролития, которого может быть достаточно для начала мирных переговоров и для оказания различных форм помощи [23, c. 48]. То есть она позволяет выиграть время и, в идеальном случае, спасти многие жизни, однако не решает проблем, лежащих в основе конфликта.

	Общее непротиворечивое определение гуманитарной интервенции должно определять результат достигнутого представителями мирового политического и научного сообществ консенсуса, отражающего общее понимание целей, задач, оснований, способов и ограничений гуманитарной интервенции. Перечисленные характеристики являются значимыми (сущностными) признаками, критериями гуманитарной интервенции в качестве явления современной системы международных отношений.

	Методология анализа проблем гуманитарной интервенции должна отражать и учитывать:

		общие тенденции реализации и эффективности гуманитарных интервенций;

		природу (значимые характеристики) гуманитарной интервенции, предлагаемые пути решения вопроса о допустимости гуманитарных интервенций.

	Проблема роли и места миротворчества, в том числе и гуманитарной интервенции в современной системе международных отношений заслуживает внимания, прежде всего потому, что подобная деятельность переживает в настоящее время период бурного роста. Гуманитарная интервенция затрагивает две важные области жизни мирового сообщества. Одна - защита прав человека. Вторая - применение вооруженной силы на международной арене [5].

	Таким образом, определение гуманитарной интервенции, должно обусловливать: результат достигнутого консенсуса, отражающего общее понимание целей; задачи, основания, способы и ограничения гуманитарной интервенции. Перечисленные характеристики являются значимыми (сущностными) признаками, критериями гуманитарной интервенции как явления современной системы международных отношений, раскрывают ее природу.

	

	

	1.2. Формы и пути осуществления гуманитарных интервенций

	

	

	Проблема гуманитарной интервенции не нова, однако принципиально новый вид силового интернационального гуманитарного вмешательства был представлен военной операцией, проведенной НАТО в Югославии в 1999 г. Именно эта операция привела к появлению в международном лексиконе парадоксального термина - «гуманитарная война».

	Гуманитарная интервенция происходит обычно для пресечения массовых и грубых нарушений прав человека, носящих преступный характер, свержения диктаторских режимов, а в будущем нельзя исключать ее применение и для ликвидации оружия массового уничтожения. При этом, как показывает внешнеполитическая практика последнего времени, гуманитарная интервенция не ограничивается кратким и временным применением силы. Она зачастую влечет за собой установление со стороны международного сообщества законодательной, исполнительной, судебной и иных властей на длительный период. Именно такая ситуация фактически сложилась в Косово, где находились американские и натовские войска, интервенция которых против Югославии была совершена в нарушении Устава ООН [29, c. 178].

	Практика маскировки реальных причин применения силы в международных отношениях имеет значительные исторические традиции. Так, сущность «гуманитарных войн» выразил Уинстон Черчилль, сказав в 1914 году следующее: «Мы сосредоточили в своих руках непропорционально огромную долю мировых богатств и торговли. Мы полностью удовлетворили свои территориальные претензии, и когда мы требуем, чтобы нас оставили в покое и не мешали наслаждаться своей большой и роскошной собственностью, в основном приобретенной посредствам насилия и с помощью силы главным же образом сохраняемой, то другим подобное требование часто кажется менее обоснованным, чем нам самим».

	Сегодня есть все основания считать, что гуманитарное вмешательство может стать своеобразной «философией интернационализма» XXI в. и одним из существенных элементов складывающегося сегодня нового миропорядка [20, c. 87].

	В последние десятилетия XX века и в начале XXI века в меняющейся системе международных отношений разные государства под эгидой ООН все чаще используют гуманитарные интервенции для урегулирования конфликтов. Ввиду открытости системы отношений в современном мире и благодаря процессу глобализации массовые нарушения прав человека или иные попустительства власти не могут остаться незамеченными мировым сообществом, и при этом появляется живая необходимость в международном вмешательстве. Способы, методы, состав и результативность таких действий имеют конкретный характер для каждого отдельного случая. Их разработка имеет не только важное теоретическое, но, и, безусловно, практическое значение. Исследование проблемы привлекает все больше ученых и участников международной политической жизни. Тем не менее, единого, устоявшегося определения гуманитарной интервенции до сих пор нет, несмотря на довольно глубокую разработанность данной темы в работах отечественных и зарубежных авторов. Все это делает исследование гуманитарных интервенций еще более актуальным. Проблемы гуманитарных интервенций вызывает горячие дискуссии. Есть как сторонники данного явления, так и явные противники. Порой, противоречивость некоторых действий государств, которые они называют гуманитарным вмешательством заставляет задуматься, действительно ли они направлены на защиту прав мирного населения и соблюдение прав человека, а не становятся средством реализации амбиций и собственных интересов ряда государств. Количество конфликтов и угроза международного терроризма неуклонно растет, конфликтный потенциал тоже. Это обязывает ответственные мировые силы пресекать проявление насилия даже без согласия правительства того или иного государства [31, c. 439].

	Идея «гуманитарного вмешательства», то есть право международного сообщества на вмешательство во внутренние дела государств, где в массовом порядке нарушаются права человека, - .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.