VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проведение ценовой дискриминации в интернет-торговле

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003895
Тема: Проведение ценовой дискриминации в интернет-торговле
Содержание
		ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ	4
1.1	Понятие ценовой дискриминации	4
1.2	Виды ценовой дискриминации	9
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ	22
2.1 Проведение ценовой дискриминации в интернет-торговле	22
2.2. Применение ценовой дискриминации на рынке естественных монополий	27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	34











    ВВЕДЕНИЕ

     Ценовая дискриминация относится к актуальным проблемам в современной экономике. Это можно определить по ее важности и частому изучению данного вопроса. Нужно отметить, что ценовая дискриминация, кроме отрицательных моментов, имеет и положительные стороны. Если взглянуть на функционирование экономики страны, то можно увидеть, что на первый план выходят развитие производственных сил и товарно-денежные отношения. Эти элементы в России слабо развиты, поэтому требуется, как можно больше, развивать товарно-денежные отношения для улучшения развития производства. Ценовая дискриминация, благодаря гибкой ценовой политике, может заинтересовать и привлечь внимание тех групп населения, которые по тем или иным причинам вместо совершения покупок, предпочитают откладывать деньги.
     Изучением данной проблемы занимался французский экономист Жюль Дюпюи, который установил суть явления: различия в ценах не объясняются различием в себестоимости каждой единицы товара. Дионис Ларднер, английский ученый, одним из первых обратил внимание на различия в ценах на железнодорожном транспорте. Его вклад в развитие темы заключается в изучении эластичности спроса и применении этого факта при дискриминационном ценообразовании. Термин «ценовая дискриминация» появился в употреблении благодаря английскому экономисту Артуру Пигу в 1920 году. Пигу в своей работе «Экономическая теория благосостояния» выделил три степени этого явления.
     Целью данной работы является рассмотрение ценовой дискриминации и условий её осуществления, раскрыть практическое значение и проанализировать последствия ее применения.
     Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
 Раскрытие сущности понятия ценовой дискриминации. 
 Определение видов ценовой дискриминации.
 Анализ применения ценовой дискриминации в интернет-торговле.
 Изучение ценовой дискриминации на рынке естественных монополий.
     Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
     Понятие ценовой дискриминации

     Ценова?я дискримина?ция (англ. Price Discrimination) -  это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается разным покупателям по разным ценам. Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой.
     Разработкой теории о ценовой дискриминации занимались многие ученые - экономисты. Среди них можно выделить А. Пигу.
     В работе "Экономическая теория благосостояния"  Пигу дал более подробный, нежели его преемники, анализ ценовой дискриминации (Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. Гл. XVI, XVII)1. Он выявил и выдвинул общие условия ценовой дискриминации и выделил три вида ценовой дискриминации.
     Согласно Пигу, общие условия, способствующие осуществлению ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от продажной цены любой другой единицы товара. Это возможно лишь тогда, когда никакая единица товара не может заменить другую единицу этого же товара. Предполагается, что:  никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой совершенной дискриминации. 
     Итак, ценовая дискриминация - это ситуация, когда один и тот же товар продается разным потребителям по различным ценам. Фирма проводит ценовую дискриминацию в целях максимизировать свою прибыль.
     Фирма, действующая в условиях рынка совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.
     Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
     Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост общей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска:2
MR=P+?P/?Q Q
(1)
     где,  MR – предельная выручка фирмы;
     P - цена, назначаемая фирмой на товар;
     ?P/?Q - изменение цены товара в результате изменения объема выпуска;
     Q - объем продаж фирмы. 
     Если бы фирме удалось уменьшить цену только одной дополнительной единицы выпуска, не сокращая цены других единиц, ее прибыль существенно возросла бы. Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.
     Ценовую дискриминацию нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы, должны выполняться следующие условия:
      Наличие у фирмы рыночной власти. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации
      Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Однородность потребителей какой-либо фирмы означает одинаковую ценовую оценку ими полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаковым образом реагировать на действия фирмы в отношении цен и объемов выпуска (а также качества товара). Назначение разных цен на один и тот же товар для подобных покупателей не приведет к изменению спроса - все потребители будут покупать товар по низким ценам, прибыль фирмы сократится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. Поэтому прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.
      Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж. Чтобы этого не происходило, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка3.
     Таким образом, мы делаем вывод, что никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок.  Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы, мы должны выполнять её условия.
     Виды ценовой дискриминации

     Случай с миссис Рич и мистером Пуэ является примером особенно сильной формы дискриминации, известной как ценовая дискриминация первой степени. При ценовой дискриминации первой степени, также известной как абсолютная ценовая дискриминация, фирма может продавать каждую единицу своей продукции по цене, равной максимальной возможности покупателя платить за этот товар. Такой тип дискриминации предлагает установление для каждого покупателя отдельной цены. Кроме того, различные единицы продукции будут продаваться одному и тому же покупателю по разным ценам, если он приобретает более, чем одну единицу товара. Например, если Мэри готова заплатить 2$ за первую порцию молочного коктейля за день, а за вторую только 1$, то в результате абсолютной ценовой дискриминации установятся соответствующие цены, равные 2$ за первый стакан коктейля и 1$ за второй. 
     Несмотря на то что, по всей вероятности, в реальной жизни фирмы никогда не располагают достаточной информацией о покупателях, чтобы применить абсолютную ценовую дискриминацию очень важно иметь крайнюю точку зрения, которая помогает понять более реальные случаи. 
     Таким образом, точкой, оптимизирующей прибыль монополиста, станет ситуация, соответствующая равновесию в условиях совершенной конкуренции. Первая степень ценовой дискриминации предполагает, что покупатель готов израсходовать средства на приобретение продукта, при этом он искренне будет считать, что сделал выгодную покупку. Иначе говоря, фирма полностью присваивает потребительский излишек (рис. 1). 
     
      Рисунок 1. Ценовая дискриминация 1 степени4
     
     P - цена; CS – излишек потребителя; MC – кривая предельных издержек; MR – кривая предельного дохода; D – кривая спроса; Q – объём производства
     Примером ЦД 1 степени служит бизнесмен, продающий автомобили, прибыль которого, как правило, составляет 15% цены продажи. Владелец автосалона в одном случае может пожертвовать частью своей прибыли в пользу покупателя, чтобы не упустить клиента, а в другом случае настоять, чтобы покупатель заплатил точно по прейскуранту. Хороший владелец автосалона может составить мнение о покупателе и определить, будет ли он искать себе машину где-нибудь еще, если не получит желаемой скидки. Покупатель, который, похоже, может уйти и купить автомобиль в другом автосалоне, получает большую скидку (с точки зрения владельца автосалона, небольшая прибыль лучше, чем никакой), но покупателю, который не торгуется, предлагается небольшая скидка или полная прейскурантная цена. 
     Рисунок 2. иллюстрирует подобную несовершенную ценовую дискриминацию первого рода. В этом примере, если бы цена на товар была единой для всех, то она была бы установлена на уровне Р4* . Вместо этого назначены шесть различных цен, самая меньшая из которых Р6 находится чуть выше точки, где кривая предельных издержек пересекает кривую спроса. Отметим, что в данной ситуации те покупатели, которые не способны заплатить цену P4* и выше, выигрывают: теперь они имеют возможность приобрести товар и получают, по крайней мере, хоть небольшой излишек потребителя. Действительно, если дискриминация цен обеспечит доступ на рынок достаточному числу новых покупателей, совокупное благосостояние потребителей может возрасти и, таким образом, как производитель, так и потребитель выиграют.
     
       Рисунок 2. Ценовая дискриминация 1 степени5
     
     Дискриминация второй степени (модель самоопределения) – имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает одинаковую цену. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различение цен спроса. В случае ценовой дискриминации второй степени цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки. Таким образом, связь между общей выручкой монополиста и объемом продаваемой продукции становится нелинейной. Поэтому такие цены часто называют нелинейным или многоставочным тарифом.
     Вторая степень ценовой дискриминации предполагает, что величина цены ставится в зависимость непосредственно от объема закупки продукции. Суть ее проиллюстрирована на рис. 3. 
      Рисунок 3. Ценовая дискриминация 2 степени6
      Обычно монополист приравнивает предельные издержки к предельному доходу и устанавливает монопольную цену (P_m). При этом объем его производства равнялся бы (Q_m). Но фирма, осуществляющая ценовую дискриминацию, разделит потребителей на группы по их потребительским предпочтениям так, что покупатели из каждого сегмента готовы платить цену, предлагаемую продавцом. Одни покупатели готовы платить P1 другие Р2 за дополнительную группу этого же товара и т.д. Продавец же начинает расширять выпуск продукции до тех пор, пока цена покупки будет выше предельных издержек (МС). Количество проданного товара (Q_d) в общей сложности будет больше, чем при обыкновенном монопольном рынке (Q_d , т.е. Q_d>Q_m). Общая прибыль монополии меньше, чем прибыль доминирующей фирмы, которая осуществляет ценовую дискриминацию. Таким образом, цена продукции при наличии в отрасли ценовой дискриминации зависит от того, какая схема условий продажи предложена продавцом. Существует несколько вариантов таких схем: простой, блочный, двойной тариф и др. Изменение величины цены единицы продукта в зависимости от величины общего объема закупки продукта носит название простого тарифа. Примером простого тарифа может служить схема, предложенная продавцом: цена единицы продукта равна 40 руб. при покупке 100 ед. изделий; за следующие 100 ед. — 20 руб.
      Таблица 1
      Определение простого тарифа7
      Объем продаж, ед.
      Цена единицы продукта, руб.
      Запрос покупателя, ед.
      Общая заплаченная сумма, руб.
      Итоговая цена одного изд.
      100
      40
      50
      2000
      40

Продолжение Таблица 1 
      Объем продаж, ед.
      Цена единицы продукта, руб.
      Запрос покупателя, ед.
      Общая заплаченная сумма, руб.
      Итоговая цена одного изд.
      200
      30
      150
      4500
      30
           300
           20
           250
           5000
           20
     Если покупатель желает приобрести 50 ед. продукта, то уплачиваемая им сумма будет равна 40 руб. х 50 = 2000 руб. Партия в 150 изделий обойдется в 30 руб. х 150 = 4500 руб. Для 250 ед. общая сумма уплаченных денег будет равна 20 руб. х 250 = 5000 руб. Это означает, что в первом случае Р = 40 руб., во втором — Р = 30 руб., а в третьем — Р = 20 руб.
     Наряду с простым часто используется блочный тариф. Суть последнего состоит в том, что изменение цены затрагивает только последующий прирост объема продукции.
      Таблица 2
      Определение блочного тарифа8
      Объем продаж, ед.
      Цена единицы продукта, руб.
      Запрос покупателя, ед.
      Общая заплаченная сумма, руб.
      Итоговая цена одного изделия, руб.
      
      100
      40
      50
      2000
      40
      200
      30
      150
      5500
      36,7
      300
      20
      250
      8000
      32
     При объеме 50 ед. общая сумма, уплачиваемая покупателем, равна 40 руб. х 50 = 2000 руб. при Р = 40 руб. При объеме 150 ед. общая сумма, уплачиваемая покупателем, равна 40 руб. х 100 + 30 руб. х 50 = 4000 руб. + 1500 руб. = 5500 руб., то есть больше на 100 ед., чем в предыдущем случае.  Цена единицы продукции изменится с Р = 30 руб. до = 5500 руб.: 150 = 36,7 руб. В третьем случае общая сумма, уплачиваемая покупателем, равна 40 руб. х 100 + 30 руб. х 100 + 20 руб. х 50 = 4000 руб. + 3000 руб. + 1000 руб. = 8000 руб., между тем как цена единицы продукции: 8000 руб./ 250 = 32 руб.
     Кроме простого и блочного тарифов применяется так называемый двойной или двухставочный тариф9. Суть его состоит в том, что суммарная цена складывается из двух частей. Первая — постоянная, не зависящая от объема покупки, и вторая — переменная, зависящая от ее объема. В качестве классического примера двойного тарифа может служить система оплаты телефонных переговоров с домашнего номера. В качестве постоянной составляющей выступает абонентская плата, величина которой не зависит от количества времени, используемого для внутригородских разговоров. В качестве переменной выступает дополнительная плата за время разговора по междугородним линиям.
     Иногда схема ценовой дискриминации по второму типу предполагает установление тарифа в зависимости от минимального объема закупки продукции. В данной ситуации потребитель получает возможность приобрести продукцию по сниженной цене при условии, что объем его покупки достигнет определенной пограничной величины.
     Примером могут служить предложения купить, скажем, одну рубашку по цене 200 руб., а три — за 500 руб.
     На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разного рода ценового дисконта или скидок, например:
      скидки на объем поставки (партии);
      накопительные скидки;
      ценовая дискриминация во времени;
      взимание абонентской платы в сочетании с пропорциональной оплатой количества приобретаемого товара/услуги (так называемый двухставочный тариф) или другие более сложные тарифные планы.
     Важной особенностью ценовой дискриминации второй степени, которая способствует ее широкому применению в реальной жизни, является то, что покупатели сами определяют для себя, сколько им продукции требуется, а исходя из этого уже определяется цена. По этой причине данный тип ценовой дискриминации и называют моделью самоопределения.
     В основе ценовой дискриминации третьей степени лежит разделение покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена продукции. В таком случае имеет место межличностное различие цен спроса, но отсутствует персональное, как при совершенном типе дискриминации.
     Данный вид ценовой дискриминации реализуется, как правило, в форме предоставления скидок определенным слоям населения (например, скидки для пенсионеров или учащихся). По этой причине необходимым условием осуществления ценовой дискриминации третьей степени является возможность точной идентификации принадлежности покупателей к той или иной группе.
     При третьей степени ценовой дискриминации фирма должна идентифицировать различные сегменты рынка с разными кривыми спроса. При этом на разных рынках установится разный предельный доход при наличии разной ценовой эластичности спроса. Дискриминация третьей степени максимизирует прибыль при назначении самой высокой цены на рынке, где ценовая эластичность спроса является самой низкой (например, по товарам для бизнесменов), и при назначении самой низкой цены на рынке с высокой ценовой эластичностью спроса (например, по товарам для малоимущих слоев населения).
     Рисунок 4 иллюстрирует ценовую дискриминацию 3 рода. Отметим, что кривая спроса со стороны потребителей первой группы D1 менее эластична, чем кривая спроса со стороны потребителей второй группы, и, значит, цена назначаемая потребителям первой группы, выше. Совокупный объем производства QT=Q1+Q2 определяется точкой пересечения кривой предельных издержек с пунктирной кривой MRT, полученной путем горизонтального сложения кривых предельного дохода MR1 и MR2. Так как MC должно равняться  MR1 и MR2, мы можем провести горизонтальную прямую влево от данной точки пересечения, чтобы определить объемы Q1 и Q2.
      Рисунок 4. Ценовая дискриминация 3 степени10
     
     На практике существуют и другие варианты ценовой дискриминации третьей степени. Один из них — дискриминация во времени, связанная с временными колебаниями цен. Например, установление различной цены комплексного обеда в дневное время суток и вечерние часы; различные транспортные тарифы в «часы пик» и обычное время суток; разница в уплате за проживание в одной и той же гостинице в обычное время года и курортный период и т.д. и т.п.
     Межвременная ценовая дискриминация может проявляться и в постепенном снижении цен на товары длительного пользования по мере их продвижения на рынок. В последнем случае, в частности, возникает так называемый парадокс Коуза, когда потенциальные покупатели, ожидая, что продавец пойдет на сокращение цен на товары в будущем, отказываются от покупок по действующим на текущий момент ценам, в результате чего продавец, обладая монопольной властью на рынке, лишается экономической прибыли.
     Пространственная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда фирма имеет пространственно различные рынки и транспортировка продукции требует определенных затрат. В этом случае продавец может устанавливать как разные, так и одинаковые цены для покупателей, расположенных вблизи и вдали от источника снабжения (производства).
     Дискриминационное ценообразование, зависящее от доходов покупателя, зачастую связывают с различиями в его статусе. Примером служат неодинаковые тарифы за пользование электроэнергией для производственных предприятий и населения; цены на отпуск газа покупателям внутреннего и мирового рынков; цены в гостиницах для отечественных и зарубежных клиентов.
     Порой  цены дифференцируются в отношении информированных и не информированных покупателей. Примером может служить ситуация, когда при покупке одного и того же продукта информированный покупатель получит скидку, если заявит свои претензии, а не информированный покупатель становится жертвой информационной асимметрии.
     Значительное распространение имеет практика установления дифференцированных цен в зависимости от того, как покупатель оценивает время, в течение которого будет оказана услуга или приобретен продукт. Если покупатель не нуждается в срочном оказании услуги и может подождать, то цена будет менее высокая. За срочность обычно платят по повышенному тарифу.
     Итак, ценовая дискриминация - это ситуация, когда один и тот же товар продается разным потребителям по различным ценам. Фирма проводит ценовую дискриминацию в целях максимизировать свою прибыль.
     Таким образом,  в ходе изучения основных аспектов ценовой дискриминации было выявлено, что возникновение и осуществление ценовой дискриминации происходит благодаря выполнению ряда условий, среди которых обычно выделяют наличие у фирмы некоторой рыночной власти (под рыночной властью понимается способность фирмы устанавливать цену выше предельных издержек), способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар, способность фирмы исключить арбитраж - перепродажу товар со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Следует отметить, что избежать арбитража  фирме может помочь создание искусственных барьеров между сегментами рынка.
     Также были рассмотрены и разобраны 3 степени ценовой дискриминации.

       
       
       

    ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА СОВРЕМЕННЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ
      
     2.1 Проведение ценовой дискриминации в интернет-торговле

     По мере развития потребительского сектора электронной коммерции, онлайн-торговцы активно внедряют персонализированные технологии сбора данных, которые значительно повышают их способность проводить ценовую дискриминацию. Например, карты лояльности и программы накопления воздушных миль используются для сбора данных о торговых предпочтениях каждого потребителя. До начала 21-го века затраты на обеспечение механизмов дискриминации были слишком высоки, ведь оперирование и анализ такого количества данных требовали огромных затрат человека-часов. Более того, сбор, хранение и анализ информации в бумажном виде вряд ли мог привести к эффективным результатам.  Однако, с появлением электронной коммерции ситуация в этой сфере значительно изменилась. Электронные каталоги, использующиеся агентами в реальном времени, могут индивидуально подстраиваться под каждого покупателя, в то время как принципал может определить его тип и автоматически перестроить веб-сайт, чтобы тот соответствовал предполагаемым потребностям пользователя. Также, данная технология может быть использована с целью предложения разных цен для разных потребителей. Таким образом, издержки моделирования электронного меню практически равны нулю, а выгоды от изменения цен в сторону изъятия у покупателя его потребительского излишка могут быть весьма значительными. В настоящее время развитие Интернет-технологий позволяет использовать современные методы анализа данных (data mining), что делает возможным ведением компаниями массивных баз данных предпочтений отдельных потребителей.  Существуют сотни методов анализа данных с целью осуществления ценовой дискриминации. Например, торговец может устанавливать разную цену в зависимости от информации о ранних покупках текущего пользователя в этом интернет-магазине, или он может изменять цену продукта в зависимости от объемов покупки пользователя. Нет сомнений в том, что, инструменты ценовой дискриминации в электронной коммерции еще не полностью раскрыли весь свой потенциал, но уже сегодня это мощнейший инструмент управления предпочтениями клиента и возможность получения недополученного ранее дохода. Существуют сотни работ, посвященных различным подходам к ценовой дискриминации, но очень мало опубликованных исследований с доказательствами того, что компании, во-первых, действительно используют методы дискриминации и, во-вторых, используют их оптимально. 
     Рассмотрим исследования двух профессоров Нью-Йоркского университета, которые излагаются в «Evaluating Pricing Strategy Using e-Commerce Data: Evidence and Estimation Challenges» статье11. Прежде всего, главная цель анализа данной статьи заключается в использовании эмпирических данных для оценки оптимальности стратегий ценовой дискриминации в индустрии программного обеспечения. Очевидно, что эта проблема имеет важное экономическое значение с точки зрения альтернативного выбора между различными инструментами дискриминации.
     Рассмотрим ценовую дискриминацию на примере онлайн-магазина Amazon.
     Для рассмотрения групп продуктов, продающихся вместе, авторы решили отобрать только те продукты, где имеется ключевое слово bundle (пакет продуктов). Кроме того, авторы также собирают данные о вторичном рынке продажи, в том числе данные об используемых на нем ценах (ценах, устанавливаемых продавцами, которые размещают подержанные копии продукта для продажи) и других ценах, предлагаемых продавцами не из Amazon, т.е. продавцами, которые не связанны с Amazon, но имеют разрешение продавать товары на Amazon в обмен на комиссионные от цены проданного продукта. Они рассматривают только два года издания: «текущий» (2005) и «предыдущий» (2004). 
     После фильтрации продуктов по группам, авторы выделяют три различных инструмента проведения ценовой дискриминации, эффективность которых в последующем они будут оценивать: 
 продукты, содержащие в себе две версии или больше; 
 продукты, которые продаются как часть от целого, т.е. являются дополнением к чему-либо;
 продукты, которые выпустили в самом успешном поколении (году).
     Сбор данных осуществлялся в период с января 2005 года до ноября 2005 г. Таким образом, авторами были собраны следующие данные (табл. 3)
      Таблица 3
Данные о количестве разных категорий продуктов12
      Категория продукта
      Количество уникальных названий
      Общее количество продуктов
      Продолжение Таблица 3
      Категория продукта
      Количество уникальных названий
      Общее количество продуктов
      Пакет продуктов
      68
      136
      Две версии продукта
      32
      64
      Более двух версий продукта
      19
      57
      Успешное поколение
      56
      112

     Собрав данные, необходимо оценить эластичность спроса по цене, используя метод наименьших квадратов. Они учитывают колебания цен для всех продуктов во времени и меры количества в каждом периоде, которые прослеживаются в рядах продаж, и заключают, что потребители являются чувствительными к цене. Соответственно есть необходимость производить оценку эластичности спроса по цене. Определяя формулу регрессии методом наименьших квадратов в общем виде, они проводят оценку эластичности для двух случаев: высококачественная версия и низкокачественная версия. Несложно догадаться, что в результате исследований получилось, что группа людей, предпочитающих низкокачественную версию, является более чувствительной к цене. Полученные оценки эластичности описывают изменение спроса при изменении цены, и формируют основу для анализа оптимальности выбранной стратегии цен, поскольку они позволяют, например, оценить, насколько спрос будет отличаться, если фирма изменила свою ценовую политику, удалив версию или набор.
     Также нужно оценить переменные затраты, выводя коэффициент Лернера для каждого продукта. Многие продукты в области информационных технологий имеют необычную структуру затрат: высокие фиксированные затраты на производство, но близкие к нулю или нулевые переменные издержки производства. Эта структура затрат характеризует целый класс технологических продуктов, которые, в совокупности, называются информационными товарами. Можно подумать, что товары из категории «программное обеспечение» следует относить к информационным товарам, однако это неверно. Ведь, кроме огромных издержек на разработку, присутствуют положительные переменные издержки, связанные с производством, упаковкой и распределением, и они могут представлять собой значительную часть цены такого программного обеспечения. Поэтому, чтобы оценить оптимальность выбора продавцом ценовой дискриминации, необходимо провести оценку переменных затрат, выводя коэффициент Лернера для каждой версии товара i.  
     Авторы приводят еще один пример версифицирования продукта Microsoft Office. Используя модель, определенную ранее, они устанавливают важную взаимосвязь: потребительский спрос на Microsoft Office Professional очень чувствителен к цене Microsoft Office Standard. Кроме того, они получают оптимальные значения цен версий: цена на Office Professional должна быть на уровне 334.9 $, а на Standard – 75.2 $.Это позволяет предположить, что в текущий момент цены на Microsoft Office являются завышенными. Таким образом, авторы статьи сформулировали точную модель оценки эффективности различных инструментов ценовой дискриминации, и самое главное, что их модель позволяет определить оптимальную цену, которую необходимо установить на товар для того, чтобы извлечь максимальную прибыль.
     Таким образом, проанализировав статью можно сделать вывод, что рынке интернет-торговли всё-таки существует ценовая дискриминация. В первом примере присутствует ценовая дискриминация 3 степени, так как монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. В этом же примере исследования ценообразования внутри систем доставки свидетельствуют о том, что потребители не будут реагировать одинаковым образом в случае, если сборы доставки отображаются явно или отображается в системе «все включено», включая как стоимость продукта, так и стоимость услуг доставки. Соответственно, принципиально важным является вопрос об оптимальном ценообразовании с целью сохранения большего числа клиентов. Во 2 примере тоже дискриминация 3 степени.
     
       
     2.2. Применение ценовой дискриминации на рынке естественных монополий

     Естественные монополии выполняют важные функции в российской экономике: системообразущую, инфраструктурную, бюджетообразующую, затратообразующую, стабилизационную и социальную. От их состояния зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции, перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют в специфической макроэкономической и институциональной среде, определяющей особенности их функционирования, развития и реформирования. 
     Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к ним относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Таким образом, в России предприятиями, содержащими естественно-монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», а на некоторых сегментах рынка также ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком». Примерами естественных монополий на региональных рынках являются коммунальные службы, Водоканал.
     Российские естественные монополии характеризуются рядом особенностей, отражающих специфику их функционирования. Рассмотрим их по отдельности. 
     Одной из основных особенностей естественных монополий в России является то, что некоторые из них (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть») занимают важное стратегическое положение в мировом масштабе, обусловленное значительными поставками продукции и услуг на мировые рынки, что определяется также их транснациональным характером. По данным за 2009 г., Россия находилась на втором месте в мире по добыче и экспорту нефти и на первом месте в мире по добыче и экспорту природного газа (582 млрд м3). В целом доля углеводородов в структуре российского экспорта достигла 66 % (по данным на 2010 г.). Наша страна производит около 10–11,5 % объема мировой первичной энергии, что в пять раз больше ее доли в мировом ВВП. Только в 2010 г. было экспортировано за рубеж 19 млрд кВт·ч электроэнергии на сумму 1,03 млрд долл. 
     Для российских естественных монополий характерно активное применение практики ц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44