VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Процесс взаимодействия предпринимательских структур реального сектора экономики со стейкхолдерами в рыночной среде

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009822
Тема: Процесс взаимодействия предпринимательских структур реального сектора экономики со стейкхолдерами в рыночной среде
Содержание
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
    
    Казахский национальный исследовательский технический университет
    имени К. И. Сатпаева
    
    Институт экономики и бизнеса
    
    УДК 338	                                             На правах рукописи
    
    
    
    Умирова Камила Оразовна
    
    МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
    
    На соискание академической степени магистра
    
    Название диссертации
    Разработка инструментария для управления заинтересованными сторонами, в процессе развития компании через проект
    Направление подготовки
    6М051800 — «Управление проектами»
    
    
    Научный руководитель,
    Д.т.н., профессор
    _____________ А.Ф. Цеховой
    «______» ____________ 2017 г.
    
    Оппонент,
    др полит. наук
    _____________ Л.И. Кармазина
    «______» ____________ 2017 г.
    
    Нормоконтроль,
    старший преподаватель
    _____________ 
    «______» ____________ 2017 г.
    ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
    Заведующая кафедрой Менеджмент
    PhD
    _____________ C.Н. Досова
    «______» ____________ 2017 г.
    
    
    
    
    
    Алматы 2017
    
СОДЕРЖАНИЕ 
    Введение 4 
    ГЛАВА 1 
    ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТА 14 
    1.1 Эволюция концепции стейкхолдер-менеджмента и классификация стейкхолдеров по их влиянию на целевую группу компаний в системе пред принимательства 14 
    1.2 Механизм управления взаимоотношениями со стейкхолдерами: принципы и этапы построения 27 1.3 Особенности формирования стейкхолдерских отношений и взаимодействий предпринимательских структур в реальном секторе экономики 40 
    ГЛАВА 2 
    ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕ НИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ 66 
    2.1 Вклад малого предпринимательства в экономику страны и региона, основные проблемы, конфликты и методы управления и сотрудничества предпринимательских структур cостейкхолдерами 66 
    2.2 Профиль и основные этапы процесса взаимодействия со стейкхолде рами  структуры компании 77 
    2.3 Разработка карты стейкхолдеров для предпринимательских струк тур реального сектора экономики и основные направления многоцелевого взаимодействия с заинтересованными сторонами 97 
    ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМО ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТА 107 
    3.1 Сегментирование рынка промышленной продукции и рекомендации  по взаимодействию с внешними стейкхолдерами предпринимательских структур 107 
    3.2 Основные этапы разработки программы взаимодействия предприни мательских структур со стейкхолдерами 127 
    3.3 Алгоритм согласования интересов и оценка эффективности взаимо действия стейкхолдеров в рамках развития потенциала предпринимательских структур региона 142
     Заключение 159
     Список использованной литературы 163 
    Приложения 177
    
    
    
    
    
    
    
    Введение
    
     Актуальность темы исследования. 
    В настоящее время общий вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 25%, в этой связи Правительством Российской Федерации поставлена задача повысить его долю в экономике страны к 2020 году до мирового уровня, до 60-70%. Одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов экономической деятельности предпринимательских структур является научная теория стейкхолдеров.
     За последние десятилетия в экономике произошли значительные изменения в развитии теории стейкхолдер-менеджмента. В основе теории стейкхолдер-менеджмента лежит заинтересованность сторон на установлении, развитии и поддержании эффективного взаимодействия предпринимательских структур в рыночной среде. Группы заинтересованных лиц, предприятий, оказывающих прямое или косвенное влияние на экономическую деятельность предпринимательских структур в рыночной среде, называются стейкхолдерами. Стейкхолдеры могут не иметь прямого формального влияния на компанию, но влияют на нее в качестве неформальной коалиции. 
    В экономической деятельности предпринимательских структур влияние стейкхолдеров необходимо учитывать в процессе разработки как стратегической составляющей, так и операционных программ развития. В процессе взаимодействия между предпринимательскими структурами и стейкхолдерами складываются экономические отношения, как на уровне конкуренции, так и в рамках взаимовыгодного сотрудничества. В системе предпринимательства стейкхолдеры могут осуществлять экономическую политику независимо друг друга, а могут эффективно взаимодействовать в рыночной среде. 
    На практике в связи с ужесточающийся конкуренцией на рынке возникает необходимость исследования и оценки влияния стейкхолдеров на экономическую деятельность предпринимательских структур. В стратегическом планировании их необходимо не только идентифицировать и изучать, так как они имеют большое влияние, но и результаты исследования использовать при разработке стратегий и тактических планов предпринимательских структур в перспективе. Поэтому теория стейкхолдеров представляет собой процесс создания нового вида ресурса в виде влияний и ценностей взаимоотношений предпринимательских структур в процессе всего жизненного цикла деятельности компании. Партнерские отношения как важнейшая составляющая теории стейкхолдеров направлены на создание и совместное использование новых ценностей с каждой заинтересованной стороной с ориентацией на длительные партнерские отношения. Поэтому тема диссертационного исследования является актуальной и име ет теоретическую и практическую значимость.
     Состояние научной разработанности проблемы. Родоначальником теории стейкхолдеров в научной литературе является Роберт Эдвард Фримен. В дальнейшем теория стейкхолдеров получила развитие в трудах зарубежных ученых И. Ансоффа, К. Акермана, А. К. Де Беттиньеза, Г. Боэна, С. Вартика, Д. Вуда, Т. Джона, Т. Дональдсона, А. Кэролла, М. Кларксона, Д. Клилэнда, М. Крамера, Ф. Котлера, А. Менделоу, Р. Митчела, Л. Престона, М. Портера, Дж. Поста, Й. Селандера, С. Сети, Дж. Тернера, В. Фредерика, М. Шварца и др. В отечественной экономической науке в связи с процессами трансформации экономики и объективной необходимостью становления новой системы взаимодействия, которая бы основывалась на принципах корпоративного менеджмента с конца 90х годов вопросы управления отношениями со стейкхолдера ми изучали такие ученые, как Г. Л. Багиев, Г.В. Гутман, А.Т. Зуб, Е.Л. Кантор, А.Я. Кибанов, Г.Б. Клейнер, Э.М. Коротков, Р.В.Моргунова, Д.Г. Перекрестов, 5 С. А. Попов, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, В.В. Тихонова, Л.Л. Фомина, С. Д. Фурта, О.У. Юлдашева и др. 
    В области корпоративного управления можно выделить труды следующих российских авторов: В. Антонова, А. Асаула, А. Веревочкина, В. Долматовой, Р. Капелюшникова, Б. Мильнера, В. Окрепилова, А. Радыгина, Н. Рудыка, А.Тито ва, С. Чмель, Р. Энтова, А. Яковлева. Однако проанализировав имеющиеся источники, можно отметить недостаточную степень разработанности данной тематики, связанной с использованием и развитием инструментов оценки эффективности взаимодействия групп стейкхолдеров в российских предпринимательских структурах. 
    Теоретическая и методологическая база по теме исследования находится на стадии формирования. Всестороннее изучение трудов отечественных ученых показало, что практически все они сосредоточены на формировании самых общих подходов. Вопросы инструментального обеспечения и оценки процесса взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами также остаются недостаточно изученными. 
    Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теории, разработка методических подходов и практических рекомендаций по взаимодействию предпринимательских структур со стейкхолде рами в рыночной среде. Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих научных и практических задач: 
    – изучить и обобщить теоретико-методологические исследования по развитию концепции стейкхолдер-менеджмента и выявить проблемы взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами в рыночной среде; 
    ? исследовать механизмы организации и управления отношениями и методические подходы к формированию инструментального обеспечения взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами в системе предпринимательства;
     ? разработать предложения по инструментальному обеспечению исследования процесса взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолде рами; 
    ? выделить эффективные методы управления и сотрудничества со стейкхолдерами предпринимательских структур, разработать профиль и определить основные этапы процесса взаимодействия  структуры компании со стейкхолдерами; 
    ? разработать Карту стейкхолдеров для предпринимательских структур реального сектора экономики и выделить основные направления многоцелевого взаимодействия с заинтересованными сторонами; ? провести сегментирование рынка промышленной продукции, выявить особенности формирования стейкхолдерских отношений в конкурентной среде и разработать рекомендации по взаимодействию предпринимательских структур со стейкхолдерами; 
    ? разработать алгоритм согласования интересов и оценить эффективность взаимодействия стейкхолдеров в рамках развития потенциала предпринимательских структур региона. Объектом исследования в соответствии с поставленной целью и определенными задачами являются предпринимательские структуры, система взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами в рыночной среде. Предметом исследования является процесс взаимодействия предпринимательских структур реального сектора экономики со стейкхолдерами в рыночной среде. 
    Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теории взаимодействия предпринимательских структур в рамках концепции 7 стейкхолдер-менеджмента, выявлении закономерностей и инструментальном обеспечении взаимодействия стейкхолдеров в системе предпринимательства.
     В диссертационном исследовании получены следующие научные результаты, содержащие элементы научной новизны:
     1. Дополнены и уточнены понятия «стейкхолдер», «механизм управления стейкхолдерами», разработана авторская классификация стейкхолдеров по влиянию на целевую функцию предпринимательских структур. Выявлены специфические принципы построения и функционирования механизма управления взаимоотношениями  структуры компании со стейкхолдерами (принципы взаимоотношений со стейкхолдерами по М. Кларксону, проактивности, гармонизации и гуманистичности, эффективности, наличия множества целей и вариантов развития событий), которые использованы при разработке эта подпроцесса управления стейкхолдерами  структуры компании. 
    2. Разработаны этапы процесса управления стейкхолдерами  структуры компании, доказывающие, что результативное взаимодействие позволяет компании стабилизировать рыночное пространство, обеспечить высокую устойчивость цепочки экономических факторов, участвующих в создании стоимости, воплощаемой в конечных товарах и услугах. Построена Карта стейкхолдеров, обеспечивающая стратегическое взаимодействие со стейкхолдерами, в основу которой положена оценка степени поддержки/противодействия стейк холдера, силы его влияния на компанию и параметры важности. 
    3. Определены наиболее важные признаки выявления стейкхолдеров в системе предпринимательства (степень влияния, уровень ответственности, степень близости, степени зависимости, уровень представительности), а также на основе типологии Р.В. Моргуновой предложена усовершенствованная модель стадий системы стейкхолдер-менеджмента, позволяющая на основе характеристик сферы, масштабов и средств реализации принимать необходимые действия 8 по внедрению системы стейкхолдер-менеджмента в предпринимательские структуры. 
    4. Внесены предложения по составлению профиля стейкхолдера с учетом ожиданий заинтересованных сторон, знания предмета, легитимности представителя, желания взаимодействовать и др. и определены уровни взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами, что позволяет вы явить системные проблемы управленческого характера и определить алгоритм их решения. 
    5. Предложена схема взаимодействия промышленных предприятий со стейкхолдерами и разработан авторский алгоритм развития потенциала пред принимательской структуры в контексте норм корпоративной социальной ответственности и с учетом интересов стейкхолдеров, применение которого при водит к уменьшению времени решения задачи, позволяет учитывать критерии вариативного разнообразия и многоцелевые интересы стейкхолдеров при оцен ке показателей, влияющих на эффективность взаимодействия и развитие потен циала взаимосвязанных предпринимательских структур. 
    6. Выделены общие и частные интересы стейкхолдеров с позиции территориального и отраслевого подходов, которые классифицированы по трем при знакам: интерес владения, интерес пользования и интерес распоряжения. Разработанная матрица интересов территориальной и отраслевой групп стейкхолдеров позволяет сопоставить различные виды интересов  структуры компании с интересами стейкхолдеров как внутри группы, так и между ними, а также с конкурентными преимуществами партнеров, и в итоге более осознанно подходить к разработке стратегии управления взаимоотношениями  структуры компании со стейкхолдерами. 
    Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследование заключается в обогащении научных знаний в области экономики предпринимательства: 
     ? научно обоснован новый методический подход к программному обеспечению взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдера ми как субъектами системы предпринимательства, включающий в себя ряд этапов; 
    ? обоснован механизм взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами в конкурентной среде, разработан алгоритм готовности компании и стейкхолдеров к эффективному взаимодействию (развитие организационной способности к реагированию, осознание ограниченности ресурсов и наличия требований отдельных стейкхолдеров, формирование профессионально значимых качеств и навыков обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов через систему повышение квалификации специалистов);
     ? выявлены профессионально значимые качества и навыки, обеспечивающие эффективное взаимодействие предпринимательских структур со стейкхолдерами; 
    ? определены уровни взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерам (пассивный, мониторинговый, информационный, заключение сделок, консультационный и т.п.). 
    Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в качестве методической базы руководителями и специалистами предпринимательских структур различных сфер деятельности: определены основные элементы и этапы программы взаимодействия со стейкхолдерами компании; разработаны рекомендации по взаимодействию стейкхолдеров с по купателями, посредниками, конкурентами и партнерами предпринимательских структур. Значительные части разделов и положений диссертации доведены до ста дии, обеспечивающей возможность их непосредственного использования в практической деятельности при разработке региональных программ развития предпринимательства. Теоретические положения работы могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Основы предпринимательства», «Стратегический маркетинг», «Менеджмент», «Управление персоналом». 
    Теоретикометодологической основой исследования выступают труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, исследования коллективов ведущих научно исследовательских институтов по проблемам взаимодействия предпринимательских структур со стейкхолдерами в рыночной среде.
     В ходе диссертационного исследования применялись системный и программно-целевой подход, монографический, графический, экономико-статистические и эвристические методы исследования. Информационно-эмпирическая база исследования представлена данными государственных статистических органов, материалами научно-практических конференций, материалами статей и докладов российских и зарубежных ученых экономистов, законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, 
    Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 
    1. Структурно-содержательная модель взаимодействия предпринима тельских структур со стейкхолдерами в рамках концепции стейкхолдер-менеджмента и механизм управления стейкхолдерами  структуры компании представленный в виде процесса, состоящего из нескольких этапов.
    2. Классификация стейкхолдеров по их влиянию на целевую функцию  структуры компании, включающая в себя нормативные, функциональные, диффузные группы и группу потребителей. 
    3. Карта стейкхолдеров  структуры компании, определяющая уровень взаимодействия стейкхолдеров и выражающая степень возможно сти влияния компании на заинтересованные стороны в виде I – одно, II – двух, и III – трех линейных связей с диапазоном 5 ? +5 и критерий выделения стейкхолдеров обосновывающий силу влияния стейкхолдера на капитал  структуры компании и направления взаимоотношений с ним.
     4. Алгоритм развития потенциала структуры компании в контексте общепринятых норм корпоративной социальной ответственности и с учетом многоцелевых интересов стейкхолдеров. 
    5. Матрица общих и частных интересов стейкхолдеров с позиции территориального и отраслевого подходов и классификация по признакам: интерес владения, интерес пользования и интерес распоряжения. Степень достоверности и апробация результатов диссертации. Достоверность и обоснованность результатов научно-исследовательской работы обеспечены опорой на современные теоретико-методологические подходы к решению изучаемой проблемы; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; длительным экспериментом, отсутствием противоречий между теоретическими и экспериментальными данными; апробацией результатов исследования в производственной практике. Личное участие автора в получении научных результатов заключается в разработке и обосновании ведущих положений исследования; непосредствен ном участии в организации и проведении работы на всех её этапах; теоретическом обобщении и интерпретации полученных результатов. 
    Апробация и внедрение результатов. Основные результаты диссертации обсуждались 
    Публикации
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТЕЙКХОЛДЕРМЕНЕ ДЖМЕНТА
1.1 Эволюция концепции стейкхолдер-менеджмента и классификация стей кхолдеров по их влиянию на целевую группу компаний в системе предпри нимательства
    В настоящее время в научной и деловой литературе, посвященной пробле мам взаимоотношений бизнеса и общества, используется множество концепций. Наибольшую известность среди них получили собственно «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «менеджмент заинтересованных сторон (стейкхолдер-менеджмент)», «корпоративная устойчивость», «корпоративное гражданство». Следует отметить, что в основе всех указанных концепций лежит социальная ответственность бизнеса, а их разработка была осуществлена в исторически короткие сроки.* Первые попытки осмысления вопросов, ныне относимых к проблематике корпоративной социальной ответственности (КСО), предпринимались еще в начале XX века, однако их системный научный анализ знаменуется пятидесятыми годами этого же века. 
    Первой научной работой, посвященной корпоративной социальной ответственности, стала монография Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена», изданная в 1953 г. [123], которая явилась основополагающей для всех дальнейших исследований проблем КСО. Г. Боуена заслуженно можно назвать «отцом корпоративной социальной ответственности», поскольку он разработал подходы к концептуализации указанной проблематики. Сточки зрения экономической теории его исследование носит нормативный характер, поскольку в нем отсутствует инструментарий и практические рекомендации по формированию КСО. 
    До 70х гг. ХХ в. концепция КСО разрабатывалась в рамках нормативного подхода, который позволяет ответить на следующие вопросы: почему компания должна быть социально ответственной; каково содержание корпоративной социальной ответственности, однако не дает ответа как именно компания должна откликаться на ожидания, пожелания и требования общества. В результате чего исследования КСО в этот период перешли из сферы экономической философии в сферу реализации КСО на уровне отдельной фирмы. 
    Исследуя корпоративную социальную ответственность как сложную многоаспектную категорию, тесно связанную со средой функционирования бизнеса, он предложил четырехуровневую пирамиду КСО (рисунок 1), представляющую упорядоченное содержание данной категории. Вместе с тем А. Кэррол не вышел за рамки нормативного подхода.
     В основание пирамиды положена экономическая ответственность, вытекающая из основной функции компании как производителя товаров и услуг для удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли. Правовая ответственность подразумевает соответствие деятельности компании ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах. То есть бизнес должен быть законопослушным и функционировать в рамках правового поля страны. Этическая ответственность основывается на существующих в обществе нормах морали, не отраженных в соответствующих правовых нормах, и требует от бизнеса соответствовать ожиданиям общества. Филантропическая (дискреционная) ответственность– поддержание и развитие благосостояния общества – полностью добровольная ответственность, не обусловленная экономической необходимостью, законом или этикой, продиктованная желанием компании вносить 15 вклад в процветание общества. Реализуется через добровольное участие компании в реализации социальных программ [76]. 
    
    
    Рисунок 1 – Пирамида КСО (по А. Кэрроллу)
    
     
    
    
     О. А. Игумнов очень метко замечает, что в модели А. Кэролла представлены не только упорядоченное содержание КСО, но и своего рода систематизация «уровней нормативности» [40]. Экономическая и социальная ответственность обязательны для бизнеса, так как соответствует жестким общественным требованиям; этическая ответственность обществом ожидаема, тогда как филантропическая — лишь желаема. Позднее в публикации, написанной в соавторстве с М.Шварцем, А.Кэролл отказывается от выделения филантропической ответственности в качестве самостоятельного уровня [139]. По мнению О. А. Игум нова одной из причин подобного упрощения является сложность нормативного обоснования удовлетворения общественных «желаний». 
    Характерный для первого этапа развития теории КСО нормативный под ход преодолевается на более поздних этапах во второй половине 70х гг. ХХ 16 века в работах Р.Акермана, В.Фредерика, Дж.Поста, Л.Престона [122, 128, 136, 137]. Главной особенностью этого этапа является акцент на практической реализации концепции КСО, которая рассматривается с позиции рационального выбора, осуществляемого менеджером компании на основе мониторинга внешней среды и анализа ожиданий конкретных социальных групп. Развитие КСО связывается с разработкой и реализацией планов взаимодействия с данными группами, разрабатывается соответствующий управленческий инструментарий. Исследования указанных авторов сформировали позитивный подход к взаимодействию между бизнесом и обществом. Однако следует отметить, что при этом несколько ушли в тень достижения первого этапа в рамках нормативного подхода, в частности понимание самой ответственности бизнеса перед обществом. 
    Следующим этапом генезиса концепции КСО является создание комплексной модели на основе интеграции нормативного и позитивного подхо да с включением ранее разработанные концепций в качестве элементов модели. Эта концепция разрабатывалась в работах С. Сети, С. Вартика, Ф. Кохрена [140, 142] и получила название корпоративной социальной деятельности. Наиболее полное свое воплощение как, по сути, так и по целям социальной ответственности бизнеса она получила в исследованиях Д.Вуд [143].
    Возникновение концепции заинтересованных сторон связано с именем Э. Фримена и его монографией «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход», опубликованной в 1984 г. [130]. К заинтересованным сторонам компании, согласно предложенному в работе определению, относятся любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения и/или находящиеся под воздействием этих решений. В основе стейкхолдерского подхода лежит идея, что успех компании измеряется степенью удовлетворенности не только акционеров, но и всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Поэтому Э. Фримен предложил отношения с внешней средой сегментировать по групповым признакам (поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, работники, правительственные агентства, за щитники окружающей среды, защитники прав потребителей, конкуренты, СМИ, организации местных сообществ [130].) 
    На уровень теории концепцию заинтересованных сторон возвели Т. До нальдсон и Л. Престон. Как отмечают Джонс и Викс, они предложили комплексный подход, который «добавил концепции заинтересованных сторон логику, характерную для теории, а также обеспечил этой теории необходимую систематизацию» [132]. «Теория заинтересованных сторон, — по мнению Т. Дональдсона и Л. Престона, — является общей, но не бессодержательной; она вы ходит далеко за рамки эмпирического наблюдения, фиксирующего, что «у организаций существуют заинтересованные стороны» [127]. Следует отметить, что, выделяя в качестве значимых аспектов теории дескриптивный (раскрытие того, что реально происходит) и инструментальный (то, что необходимо сделать для получения конкретного результата), ее «фундаментальную основу» Т. Дональд сон и Л. Престон трактуют в качестве нормативной (то, что должно происходить). Они отмечают, что, во-первых, заинтересованные стороны имеют легитимные интересы в разных аспектах деятельности корпорации, и, во-вторых, интересы всех заинтересованных сторон обладают собственной внутренней ценностью. Следовательно, нормативный аспект теории определяет ее инструментальную составляющую, которая, в свою очередь, — дескриптивную [127]. 
    Таким образом, начиная с середины 1980х гг. ХХ века термин «заинтере сованная сторона» стал традиционным в деловом и научном сообществе, а сама теория широко востребована. Одной из причин востребованности теории стейкхолдеров является ее релевантность широкому спектру управленческих дисциплин. Концепция стекхолдер - менеджмента принадлежит к числу самых известных современных теоретических построений, но одновременно и одной из самых дискуссионных. Научная дискуссия в рамках данной концепции ведется как по проблемам взаимоотношений бизнеса и общества, так и по проблемам общего и стратегического менеджмента. Чаще всего теория стейкхолдер-менеджмента подвергается критике [в частности, со стороны нео институцианалистов Jensen, [131] за недостаточную обоснованность взаимосвязи между КСО и финансовой эффективностью, а также за то, что множество целей, обусловлен ное наличием большого числа стейкхолдеров, чьи интересы следует учитывать, может дезориентировать менеджмент компании]. 
    Наименее изученным процессом в стейкхолдер-менеджменте на протяжении длительного периода времени оставалась идентификация стейкхолдеров. Одной из наиболее интересных работ, в которой был предложен способ выявле ния и позиционирования стейкхолдеров явилась статья Г. Саважа, Т. Никса и С. Уайтхеда и Дж. Блэра «Strategies for assessing and managing organization all stakeholders.» (1991) [138], в которой стейкхолдеры классифицировались исходя из двух основных критериев: с позиций угрозы для бизнеса и выгод от возможного сотрудничества. 
    Авторами было выявлено четыре типа заинтересованных сторон: 
    1) поддерживающих компанию; 
    2) не поддерживающих компанию; 
    3) смешанных; 
    4) маргинальных стейкхолдеров.
     В матрице, предложенной А. Менделоу [133], позиционирование стейкхолдеров осуществляется по двум параметрам: влияние и заинтересованность, тем самым разделяя их на четыре группы. 
    Рональд К. Митчелл, Брэдли Р. Эйгл и Донна Дж. Вуд (1997) на основе сочетания трех критериев – власть, легитимность и актуальность – разработали типологию стейкхолдеров, выявили их особенности, а также показали влияние на менеджмент, стратегию и развитие исследований и разработок в компании [134]. 
     М. Кларксон – один из крупнейших ученых в области КСО – исходя из управленческих приоритетов разделил всех стейкхолдеров на [125 ]:
     – первичных, к которым он отнес наиболее важных для компании стейкхолдеров: акционеров и инвесторов, работников, потребителей, поставщиков, а так же правительства и местные сообщества, создающие инфраструктуру и рынки, издающие законы и постановления, обязательные для исполнения; 
    – вторичных, которые не вовлечены в непосредственное взаимодействие с компанией и не являются жизненно необходимыми для ее существования: средства массовой информации и группы по интересам. 
    Кроме классификации стейкхолддеров, М. Кларксон разработал принципы управления заинтересованными сторонами, которые вошли в социально-экономический оборот как «Принципы М. Кларксона». Перечислим их.
    1.Менеджеры должны осознавать и активно поддерживать свою озабоченность: состоянием всех легитимных заинтересованных сторон и, соответственно, принимать во внимание их интересы при принятии решений и осуществлении операций. 
    2.Менеджеры должны прислушиваться к мнениям заинтересованных сторон и открыто обсуждать с ними возникающие проблемы и возможности сотрудничества, а также риски, которые они несут, вступая во взаимодействие с корпорацией. 
    3.Менеджеры должны адаптировать процессы и модели поведения к интересам и возможностям заинтересованных сторон. 4. Менеджеры должны осознавать взаимозависимость своих действий и их результатов, воздействующих на заинтересованные стороны; должны стремить ся к достижению справедливого распределения между заинтересованными сторонами выгод и обременений, связанных с деятельностью корпорации, прини мая во внимание соответствующие риски и степень уязвимости заинтересованных сторон.
    5. Менеджеры должны сотрудничать с другими организациями, как государственными, так и частными, для минимизации рисков и ущерба, связанных с деятельностью корпорации, или, в случае невозможности их избежать, их достой ной компенсации. 
    6. Менеджеры должны полностью исключать деятельность, способную подвергать опасности неотъемлемые права человека, такие, как право на жизнь, либо вызывать риски, которые по результатам анализа были бы очевидно не приемлемы для соответствующих заинтересованных сторон. 
    7. Менеджеры должны сознавать потенциальные конфликты между:
     – их собственной ролью как корпоративной заинтересованной стороны; 
    – их правовой и моральной ответственностью перед интересами других сторон. 
    Они должны разрешать такие конфликты путем открытых коммуникаций, соответствующей отчетности, систем поощрения, и, при необходимости, аудита третьей стороны.
     В целом можно сказать, что «Принципы М. Кларксона», по своей сути, представляют собой рациональные правила управления всей корпоративной деятельностью. Отдельные исследователи для классификации заинтересованных сторон предлагают использовать SWOT-анализ, который, по их мнению, поможет обеспечить не только идентификацию стейкхолдеров, но и выявить их цели, оценить степень осведомленности и влияния, а, в конечном итоге, выявить, что ожидать от них – поддержки или противодействия целям компании (см., например [141]) 
    В большинстве работ проблема типологии стейкхолдеров и их стратегического поведения как заинтересованных сторон, рассматривается для условий конкретной отрасли (например, строительство), отдельных сфер деятельности (управление природными ресурсами, управление проектами, исследование космические пространства) или компаний. 21 
    В работе 2010 г. российские ученые С.Д. Фурта и Т.Б. Соломатина [108] для позиционирования стейкхолдеров и анализа их влияния на компанию предложили использовать карты стейкхолдеров, которые включают в себя: 
    – область ответственности, к которой относятся стейкхолдеры прямого подчинения – персонал; 
    – область прямого влияния 
    – поставщики, подрядчики, клиенты, объекты манипуляций; 
    – область опосредованного влияния – органы государственной власти и управления, конкуренты. 
    Важным этапом в развитии концепции стейкхолдер-менеджмента является выход в свет в книги в 2002 г. книги Дж. Поста, Л. Престона, С. Сакса «Пере осмысление корпорации: стейкхолдерский менеджмент и богатство организации» [136]. Согласно авторам в основе их теоретической конструкции лежит богатство организации, которое определяется, как особый интегральный показатель способности компании производить различные блага для всех её стейкхолдеров в течение продолжительного периода времени. В результате делается вы вод, что целевой функцией стейкхолдер-менеджмента является максимизация (оптимизация) приращения богатства организации, в том числе и корпоративной социальной ответственности, поскольку она является частной составляю щей целевой функции структуры компании в рамках общего мене джмента. Отсюда вытекает, что в основе теории стекхолдер-менеджмента лежит особая модель компании, как социально ответственного института современно го общества. Таким образом, с позиций расширительной трактовки теорию стейкхолдеров можно определить, как теорию особой модели компании. 
    Автор полностью согласен с выводом С.А Попова и Л.Л Фоминой [84], о том, что по современным критериям корпоративной социальной ответственно сти представленная версия концепции стейкхолдеров Дж. Поста, Л. Престона и С. Сакса (а также некоторые другие поздние версии) – по сравнению с классической версией Фримена – является более прогрессивной по содержанию и более конструктивной по инструментарию. 
    В данном исследовании в качестве основной рассматривается модель фирмы в рамках теории стейкхолдер-менеджмента, которая выросла, как уже упоминалось, из концепции заинтересованных сторон базирующейся на корпоративной социальной ответственности. В данном исследовании автор придерживается расширительной трактовки теории стейкхолдер-менеджмента, рассматривая ее теорию особой модели компании. Поэтому на основе анализа и обобщения существующих подходов к типологии стейкхолдеров автором предлагается их классификация, где критерием является влияние стейкхолдеров на целевую функцию компании (табл. 1)
     Возрастающий интерес к проблеме КСО в контексте стекхолдермене джмента порождает необходимость глубокого осмысления данного понятия для разработки современного эффективного инструментария управления, а также мер по практической реализации социально ответственного поведения биз несструктур. На взгляд автора т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44