- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процесс физической реабилитации детей младшего школьного возраста имеющих нарушения осанки по типу сутулая
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015587 |
Тема: | Процесс физической реабилитации детей младшего школьного возраста имеющих нарушения осанки по типу сутулая |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………...……3 Глава I. Аналитический обзор литературных источников……………………6 1.1. Понятие «осанка»…………………………………………………..………6 1.2. Этиология и патогенез нарушений осанки…………………………..……7 1.3. Методы диагностики нарушений осанки………………………………..10 1.4. Задачи, средства и методы физической реабилитации детей с нарушениями осанки………………………………………………..…….12 Глава II. Задачи, методы и организация исследования………………………..18 2.1. Задачи исследования………………………………………………………18 2.2. Методы исследования……………………………………………………..18 2.3. Организация исследования……………………………………………….21 Глава III. Методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста (6-8 лет) с нарушением осанки по типу сутулая……………………..22 Глава IV. Результаты исследования и их анализ……………………………….34 Введение Актуальность работы. Одна из наиболее распространенных проблем, которая беспокоит современных специалистов-ортопедов – это нарушение осанки у большинства детей различного возраста, которое в отсутствие своевременного лечения может привести к различным тяжелым осложнениям. В свою очередь, вопрос исправления осанки представляет одну из наиболее актуальных проблем детского здоровья, так как осанка рассматривается не только как один из факторов, характеризующих определенное положение тела человека в пространстве, но и как наиболее существенный показатель формирования состояния здоровья человека. По данным предоставляемой ВОЗ статистики, 8 из 10 людей в наши дни страдают от тех или иных патологий опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Еще до поступления в первый класс каждый второй ребенок имеет какие-либо виды нарушений осанки или аномалии физического развития. Среди учащихся начальной школы таких детей уже 8 из 10, а среди выпускников средней школы распространенность заболеваний опорно-двигательной системы достигает почти 100% случаев.Катастрофические темпы и масштаб распространения заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз,) способствовали тому, что первое десятилетие XXI века объявлено Всемирной Организацией Здравоохранения «Декадой костей и суставов».По итогам диспансеризации детского населения РФ (2016 г.), у детей и подростков патология костно-мышечной системы является одной из ведущих. По данным НИИ детской ортопедии имени Г.И. Турнера частота нарушений осанки неуклонно возрастает. Так, по России нарушение осанки выявлено у 60-80% детей дошкольного, младшего школьного возраста, а так же среди подростков (Халемский Г.А.). Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях показали, что более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз, которые приводят в 80% случаев к остеохондрозу (грыжа диска, радикулит, плече-лопаточный периартрит и т.д.). Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 15 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 5-9 лет (Сорогина Л.Р.). Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников. По мнению Анисимовой Т.Г. огромное значение для здоровья детей, формирования и закрепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями, закаливания свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом. Успешное решение задач физической реабилитации возможно на основе совместной деятельности педагогов, работников медицинских учреждений и родителей[13]. В трудах отечественных и зарубежных авторов достаточно полно изучены процессы формирования осанки, причины, приводящие к различным нарушениям, а так же различные методы ее. Но, несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку данной проблемы, она, судя по значительному числу детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в формировании осанки, остается нерешенной в настоящее время. В профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, медицины наблюдается дефицит методической литературы по физической реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки и сколиоза (Скиндер Л.А.). Поиск новых методов, средств, форм физической реабилитации детей младшего школьного возраста с выявленными нарушениями осанки является актуальной проблемой практики физического воспитания подрастающего поколения. Цель исследования - совершенствование процесса физической реабилитации детей младшего школьного возраста (6-8 лет) с нарушением осанки по типу сутулая. Объект исследования- процесс физической реабилитации детей младшего школьного возраста (6-8 лет), имеющих нарушения осанки по типу сутулая. Предмет исследования –влияние комплексной методики физической реабилитации в сочетании с методом кинезиотейпированияна функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки по типу сутулая. Рабочая гипотеза :Предполагалось, что сочетание комплексной методики физической реабилитации иметода кинезиотейпированиябудет способствовать улучшению функционального состояния ОДА, укреплению мышечного корсета, а так же коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста. Глава I Аналитический обзор литературных источников. 1.1. Понятие «осанка». Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения [34].В более широком пониманииосанка - это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений (Орлова М.В.). По данным различных авторов [3,8,10,74] на формирование осанки действует две группы факторов: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. К эндогенным факторам можно отнести наследственность, типа конституции, состояние костно - мышечного аппарата, уровень развития физических умений и навыков и многие другие особенности организма ребенка. К группе внешних факторов относят образ жизни ребенка, куда включается характер питания, уровень двигательной активности, заболевания. Так же в группу экзогенных факторов входит физическое воспитание и гигиена труда и отдыха. По мнению Потапчук А.А., именно в дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается воздействию внешних факторов. Следует учитывать, что эти факторы могут быть как положительными, так и отрицательными. Ряд авторов (Л.А. Скиндер, А.Н. Герасевич, Т.Д. Полякова, М.Д. Панкова) считают, что основой осанки является позвоночник. В норме он имеет 4 изгиба (приложение 1.) в сагиттальной плоскости: 2 лордоза – шейный и поясничный – и 2 кифоза – грудной и крестцово-копчиковый. Лордоз – это изгиб позвоночника выпуклостью вперед, а кифоз – выпуклостью назад. В норме отклонение изгибов позвоночника от вертикальной линии составляет 3–5 см.Нормальный позвоночник при осмотре в профиль представляет собой равномерно волнообразную линию, а со стороны спины он строго вертикален. Физиологические изгибы четко развиваются к 6 — 7-летнему возрасту. Окончательное закрытие ростковых зон скелета завершается к 18 — 20 годам, а до этого возраста при разгрузке позвоночника в положении «лента» все его изгибы сглаживаются [3]. 1.2. Этиология и патогенез нарушений осанки. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки.Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев они обусловлены неправильной рабочей позой, слабым физическим развитием, врожденной патологией ОДА и др. Определенное значение имеют болезни, перенесенные в раннем детстве. Наиболее часто нарушения осанки формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте и, особенно, при пубертатном скачке роста у подростков[45]. Выделяют несколько классификаций причин нарушения осанки, многие из факторов пересекаются и могут одновременно относиться как к одной, так и к другой категории. Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду: · разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника; · различные заболевания: рахит, туберкулёз; · дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать ребенок принимает неправильное положение осанки. Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни ребенка: · режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка; · гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми. Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки: · различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит; · полученная травма (это может быть перелом позвоночника); · плоскостопие также вызывает нарушение осанки. Обычно причиной нарушения осанки являются слабые мышцы спины и живота, которые не могут долгое время удерживать тело в правильном положении. Из этого следует, что их нужно развивать в первую очередь[3,10,20,26,33]. Нарушения осанки классифицируются в зависимости от того, в какой плоскости производится осмотр. Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости выделяют следующие типы нарушений осанки: сутулая, круглая, плоская, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая (Приложение 2) [6,9,20,26,47,55,62,70]. Сутулость – это самый распространённый вид нарушения осанки, который проявляется избыточным изгибом - кифозом позвоночника в грудном отделе и уменьшением поясничного лордоза и увеличением шейного лордоза. При сутулой спине увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 7–8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные. При круглой спине сильно выражен грудной кифоз и уменьшены шейный и поясничный лордозы, угол наклона таза. Голова наклонена вперед, дугообразная спина, свисающие плечи, крыловидные лопатки, несколько свисающий живот, уплощенные ягодицы, слегка согнутые в коленях ноги. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а спины растянуты, вследствие чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед [38,41]. При плоской спине физиологические изгибы сглажены (особенно в поясничном отделе), рессорная функция позвоночника снижена, особенно при выполнении движений (бег, прыжки). Грудная клетка узкая, уплощенная, мышцы спины ослаблены, лопатки отстоят от позвоночника. Причиной является чаще всего рахит или раннее усаживание ребенка. У таких детей особая предрасположенность к сколиозу. При плоско-вогнутой спине наблюдается уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Таз наклонен вперед и смещен кзади. При кругло-вогнутой спине увеличены все изгибы позвоночника и наклон таза. Мышцы спины растянуты, поясничные и грудные – укорочены. Брюшная стенка вялая, растянутая (отвислый живот). Органы брюшной полости могут опускаться. Мышцы задней поверхности бедер и ягодичные растянуты, а передней поверхности бедер укорочены. Все эти изменения неблагоприятно сказываются на деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Во фронтальной плоскости может наблюдаться асимметричная осанка, проявляющаяся нарушением симметрии между правой и левой половинами туловища – нарушение не стойкое, на рентгенограмме не проявляется [12]. 1.3. Методы диагностики нарушений осанки у детей. Основным методом диагностики нарушений осанки у детей является визуальный осмотр. Осанка определяется, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей; во-вторых, работой мышц, участвующих в сохранении равновесия тела. Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, таза и задней поверхности бедер[15,64].Наибольшую роль в изменении осанки играют позвоночник и таз. Имеют значение рост, масса, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя и др. Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования. Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.). Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза [12]. Особое место в числе методов оценки состояния осанки занимает гониометрия – метод регистрации положения частей тела человека, в том числе при движении[76]. Значительное количество способов изучения осанки человека предложено В. А. Гамбурцевым. Он разработал ряд простых приспособлений гониометрического типа [18].Для оценки проявлений нарушений осанки широко использовались сколиозометры Микулича, Подъяпольской и др. Применялись также лордозоплеческолиозометр, приборы Билли-Кирхгофера и Белоусова, сферосоматометрВолмянского, сколиографЛесуна (Приложение 3.). Использование методов гониометрии сопровождалось высокой трудоемкостью в измерениях иобработке полученных результатов исследования, что обуславливает ограничение использованияданных методов при массовых обследованиях. Широкая распространенность различных нарушений осанки стала причиной поиска методов,которые являются клинически и экономически доступными и позволяют получить оперативнуюинформацию о состоянии осанки. К данной группе относятся методы визуального скрининга[52]. Одним из методов объективного учета статической функции позвоночника и грудной клетки является метод фотографирования (М.Б. Цыкунов). Для этого метода необходимо наличие фотоаппарата. Снимки необходимо производить в одном и том же помещении, с одинакового расстояния, в одно и то же время суток и, желательно, одним и тем же аппаратом. Обязательным условием правильного фотографирования является поза, которая является привычной для исследуемого. Снимать можно как со спины, так и в профиль, в зависимости от типа нарушения осанки. Фотографирование производят до и после проведения курса реабилитации и выявляют динамику реабилитационного процесса или ее отсутствие. Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ[65]. 1.4. Задачи, средства и методы физической реабилитации детей с нарушениями осанки. Физическая реабилитация является одним из самых главных компонентов лечения нарушений осанки у детей различного возраста. Для решения поставленных задач в физической реабилитации используется весь арсенал средств, разработанных к настоящему времени. Основными средствами являются : ЛФК, куда входит использование общеукрепляющих и специальных упражнений, спортивно – прикладные, дыхательные упражнения, игры различной интенсивности, механо- и физиотерапия. Активно используются естественные факторы природы, массаж и плавание. Основными задачами ФР детей с нарушениями осанки являются: 1. Формирование и закрепление навыка правильной осанки. 2. Способствование созданию физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитию и по- степенному увеличению силовой выносливости мышц туловища, формированию мышечного корсета). 3. Стабилизация развития процесса деформации осанки, а на ранних стадиях исправлять в возможных пределах имеющиеся дефекты. 4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др. 5. Повышение неспецифических защитных сил организма. Основным методом физической реабилитации при нарушениях осанки является лечебная физическая культура. ЛФК показана всем детям с нарушениями осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус и задней поверхности туловища, бедер (С.Н.Попов). По мнению Бирюкова А.А., основой лечения нарушений осанки, особенно на начальных стадиях, является общее укрепление и тренировка мышц, поддерживающих правильное положение тела. Укрепление мышечного корсета должно происходить на фоне оптимального лечебно-двигательного режима (с учетом степени нарушения, уровня физической подготовленности ребенка и общего его состояния). Лфк показана всем детям с нарушениями осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус и задней поверхности туловища, бедер. [С.Н.Попов] Занятия лечебной гимнастикой могут проводится в поликлиниках, а так жеврачебно-физкультурных диспансерах. птимальной дозировкой будет трех-четырех разовые занятия в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз снижает эффективность реабилитационного процесса. Курс ЛФК длится для дошкольников 1-1,5 месяца, перерыв между курсами 1-2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки. Выделяют подготовительную (1-2 недели), основную (4-5 недель) и заключительную (1-2 недели) части курса ЛФК. В подготовительной части курса используют знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения-среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках, через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложнённых вариантах выполнений упражнений. На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое-наличие гладкой стены без плинтуса, что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения-затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. По мнению Попова С.Н. физические упражнения являются основным средством физической реабилитации детей с нарушениями осанки, а массаж и лечение положением — дополнительными. Лечение положением используют на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз и при выполнении упражнений. Для процедуры лечебных укладок используется упругий валик высотой 2—3 см или подушка и чем старше ребенок, тем больше ее общие размеры. При каждом типе нарушений осанки имеются особенности укладки и использования валиков и подушек. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5—8 мин. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных группу выполняются с предметами и без них, с использованием тренажеров. Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушения осанки. Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими (специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Выделяют симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются из различных исходных положений, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей [60,72]. Специальными упражнениями при нарушении осанки являются упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетание ОРУ, ДУ, специальных упражнений, упражнений на расслабление. Массаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики и лечения нарушений осанки. Основными используемыми приемами будут: поглаживание, растирание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Детям первого года жизни, как правило, назначают общий массаж, старшим детям — массаж мышц спины, груди, брюшного пресса. Как правило, он предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Дети дошкольного возраста и старше могут использовать приемы самомассажа, используя вспомогательные средства: роликовый массажер, массажные дорожки массажные мячи в сочетании с физическими упражнениями[42,43,44]. Формы занятий ЛФК для детей с нарушением осанки самые разнообразные: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки см. в приложении. Гидрокинезотерапия при нарушении осанки. Занятия в воде — мощный положительный эмоциональный фактор[23]. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Вторая задача для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки, — важный фактор [24]. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30 °С. Примерная схема занятия для лечебного плавания для детей школьного возраста 9—-10 лет (с нарушением осанки), следующая: вводная часть занятий (5 мин) упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп. Основная часть занятия (25—30 мин): 1. Скольжение на груди по ширине бассейна 5—6 м, выдох в воду. При окончании выдоха поднять голову, сделать вдох и, продолжая скольжение, повторить выдох в воду 2 раза. 2. Стоя на дне, уровень воды на уровне шеи (плечи в воде), руки в стороны, ладони вперед, равномерно преодолевать сопротивление воды. Соединить ладони, развернуть кисти тыльной поверхностью, выполнить разведение рук с полной амплитудой, руки назад в стороны. Повторить 6—8 раз. Стремиться стоять на дне на одном месте. 3. Стоя спиной к поручню, руки в стороны (руки могут скользить на поручне), шагнуть вперед, прогнуться, выпрямится (4—6 раз каждой ногой). Детям с нарушением осанки (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тренажер (академическая гребля), при увеличении физиологических изгибов — велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы), с поднятыми (параллельно полу) руками, гимнастический комплекс «Здоровье». Позволяют добиться хороших результатов в профилактике и лечении нарушений осанки мячи больших размеров и другое оборудование фирмы «Аконит» — яркие, многофункциональные предметы. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. B практике же лечебной гимнастики висы сочетаются с упражнениями, не разгружающими позвоночник, очень аккуратно следует относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения. Данные виды движений ребенок использует на занятиях по физической культуре, поэтому на занятиях по лечебной гимнастике от них можно отказаться. Глава II. Задачи, методы и организация исследования. 2.1. Задачи исследования. 1. Изучить научно-методическую литературу с данными о существующих методиках физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением осанки по типу сутулая. 2. Разработать комплексную методику физической реабилитации для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки по типу сутулая в сочетании с методом кинезиотейпирования. 3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики физической реабилитации детей 6-8 лет с нарушением осанки по типу сутулая. 2.2. Методы исследования. Для решения вышеперечисленных задач были использованы следующие методы: 1. Теоретический метод 2. Антропоскопия (соматоскопия) 3. Методы определения степени нарушения осанки 4. Тестирование 5. Педагогическое наблюдение 6. Педагогический эксперимент 7. Методы математической статистики и анализа полученных данных. Теоретический метод заключался в изучении различных источников (научно-методическая литература, Интернет-ресурсы), касающихся физиологических аспектов формирования правильной осанки, видов и причин ее нарушений, существующих методов коррекции данной патологии. Было проанализировано свыше 250 литературных и иных источников, что позволило выявить недостатки и преимущества уже имеющихся методик физической реабилитации детей с нарушениями осанки и подобрать оптимальные методы исследования. Соматоскопия, или визуальный осмотр, проводилась совместно с врачом-ортопедом и инструктором ЛФК. Целью данного метода было определение особенностей телосложения и состояния костно-мышечного аппарата. Визуальный осмотр проводился в хорошо освещенном помещении, в строгой последовательности и с учетом основных правил визуального осмотра: - ребенок должен быть раздет до нижнего белья и разут; - не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка во время осмотра; - ноги располагаются на ширине плеч и параллельно; - желательна фиксация взгляда ребенка на каком-либо ярком предмете (например, игрушка); - ребенок не должен прилагать дополнительных усилий для поддержания позы. Так же фиксировали уровень симметричности ягодичных складок, коленных и голеностопных суставов. Определение степени нарушения осанки осуществлялось по следующим признакам: по степени симметрии плечевого пояса и таза (Приложение 4); по форме грудной клетки (нормальная, плоская, килевидная, воронкообразная) (Приложение 5); по степени увеличения грудного кифоза и уплощения поясничного лордоза (Приложения 6 и 7)[17,21,34]. Тестирование проводилось для оценки физической подготовленности детей. Использовались следующие тесты: 1. челночный бег (Определение скоростных способностей испытуемых. По команде старт испытуемый должен пробежать 10 метров, отмеренных заранее, до кубика и, оббегая его, бежит обратно к стартовой линии); 2. прыжок в длину с места (Определение взрывной силы мышц бедра. для точности измерения пятку обуви смазывают мелом. Участник педагогического эксперимента встает носками обуви перед стартовой чертой, при этом стопы ног слегка раздвинуты. После взмахов рукамивыполняется отталкивание двумя ногами сразу. Дается установка — прыгнуть как можно дальше. Учитывается лучшая из двух попыток.); 3. подъем туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (Определение силы мышц брюшного пресса. Выполняется из положения лежа на спине, ноги зафиксированы, руки за головой, необходимо поднять туловище максимальное количество раз). 4. подъем туловища из положения лежа на животе (Определение силы мышц спины. Выполняется из положения лежа на животе, руки за головой, ноги зафиксированы. Необходимо поднять туловище и удерживать максимальное количество времени). Педагогическое наблюдение проводилось во время лечебно-тренировочного процесса, на занятиях ЛФК. Основное внимание уделялось динамике функционального состояния организма детей младшего школьного возраста, процессу корректировки нарушений осанки, эмоциональному состоянию занимающихся. Педагогический эксперимент проводился для сравнения двух предложенных методик физической реабилитации детей 6-8 лет с нарушениями осанки по типу сутулая. Так же целью эксперимента было подтверждение эффективности предложенной методики. Методы математической статистики проводились с помощью пакета MicrosoftExcel и математической статистики, где рассчитывались: среднее арифметическое значение, ошибка, определялась с Т–критерия Стьюдента. 2.3. Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Детской городской поликлиники №143 филиала №3 (ДГП №114), в отделении физиотерапии. Для проведения были отобраны 2 группы – экспериментальная и контрольная, численностью по12 человек в каждой. Дети для эксперимента отбирались в соответствии с нозологией и возрастом. Исследование проводилось в 3 этапа: 1. Изучение научно-методической литературы; 2. Непосредственно проведение педагогического эксперимента; 3. Анализ полученных данных. Глава III. Методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста (6-8 лет) с нарушением осанки по типу сутулая. При проведении исследования было использовано две методики: 1. Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением осанки по типу сутулая в сочетании с методом кинезиотейпирования и применением упражнений с медицинболом, разработанная профессором и врачом высшей категории Аллой Аскольдовной Потапчук. 2. Методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушением осанки по типу сутулая, разработанная кандидатом медицинских наук, профессором Ольгой Владимировной Пешковой. Исследование проводилось в течение двух месяцев. Курс физической реабилитации проходил на поликлиническом этапе и состоял из 10 занятий лечебной гимнастики. Занятия проводились в зале ЛФК отделения физиотерапии детской поликлиники. Из отобранных детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки по типу сутулая, были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась по методике О.В.Пешковой. На занятиях экспериментальной группы применялась комплексная методика А.А. Потапчук. Главным отличием двух предложенных методик являлось дополнение стандартной методики физической реабилитации методом кинезиотейпирования. Занятия с обеими группами проводились в хорошо освещенном, оснащенном зале с соблюдением предложенных методик. Каждое занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной и длилось 30 минут. На подготовительную часть занятия отводилось 5 минут от общего времени занятия. В этой части занятия проводилось построение, проверка внешнего вида и общего состояния занимающихся, проверка осанки у стены, проведение упражнений, подготавливающих к основной части занятия, а также дыхательные упражнения. В основной части занятия проводились общие и специальные упражнения, направленные на решение основных задач физической реабилитации детей 6-8 лет с нарушением осанки по типу сутулая. На основную часть занятия отводилось большая часть времени, а именно 20 минут. В конце основной части проводились дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. В заключительной части время отводилось на дыхательные упражнения, упражнения для расслабления различных групп мышц. Иногда проводились игры малой интенсивности или игры на внимательность. Распределение времени занятия представлено на диаграмме (Приложение 8). Комплекс упражнений по методике А.А.Потапчук: И.П. Описание упражнения Дозировка Методические указания 1.О.с., в руках гимнас- тичекая палка 1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 — исходное положение. 4-6 раз Спину держать ровно, смотреть перед собой. 2.Лежа на животе, в руках гимнастическая палка 1 -4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно. 30 сек Темп средний. 3.Лежа на животе 1-2 — руки в «крылышки»; 3-4 —держать. 4-6 раз по 3 сек Смотреть перед собой, дыхание произвольное. 4.То же 1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 — исходное положение. 4-6 раз Темп средний. 5.Лежа на спине, руки вдоль туловища 1 – согнуть голову, касаясь подбородком груди, носки ног на себя, пятками тянуться вниз (выдох); 2 – исходное положение (вдох) 4-6 раз Носки максимально тянуть на себя. Темп средний. 6.То же, руки к плечам 1 – согнуть голову вперед, носки ног на себя, пятками тянуться вниз, круговые движения в плечевых суставах (выдох); 2- исходное положение (вдох) 4-6 раз Темп средний. 7.То же, ноги согнуть в коленях, стопы на полу, руки на поясе 1 – согнуть голову, руки к плечам (выдох); 2 – руки за голову (выдох); 3 – руки к плечам (выдох); 4 – исходное положение (вдох). 4-6 раз Темп средний. 8.То же, руки на поясе 1 – согнуть и приподнять голову с поворотом то одного, то другого плеча вперед (выдох); 2 – вернуться в исходное положение. 4-6 раз Темп медленный. 9.То же Руками выполняется «бокс» на выдохе. 30 сек Темп средний, дыхание свободное. 10.То же, ноги согнуты в коленях, руки на поясе 1 – согнуть и приподнять голову; 2 – сесть прямо (выдох); 3 – лечь, не опуская голову (выдох); 4 – исходное положение (вдох). 4-6 раз Стараться сесть без посторон....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста в семьях с разным типом детско-родительских отношений
- Процесс формирования воображения у детей младшего школьного возраста средствами изобразительной деятельности
- Формирование культуры здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры