- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013788 |
Тема: | Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки бакалавриата 40.03.01 «Юриспруденция» СтудентаСемина Алексея Петровича шифр047065/П Юридический институт Тема выпускной квалификационной работы «Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме» Студент ____________________ Семин Алексей Петрович Руководитель ____________________ Костенко Наталья Ивановна Нормоконтроль ____________________ Зав. кафедрой ____________________Андрей Леонидович Пашин Орел 2018 Юридический институт Кафедра «Конституционное, административное и финансовое право» Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой _____________ А.Л. Пашин «____» _____________ 2018 г. ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу студента Семина Алексей Петровича, шифр[047065/П] 1. Тема работы «Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме» утверждена приказом от «24» ноября 2017 г. №2-3420/1. 2. Срок сдачи студентом законченной работы: __.__.2018 г. 3. Исходные данные к работе: действующее законодательство, юридическая практика, специальная литература по теме выпускной квалификационной работы, периодические издания. 4. Содержание выпускной квалификационной работы: введение; понятие выборов и референдума, их сущностная характеристика; референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти; понятие института «голосование» и его характерные черты; реализация процедуры голосования; проблема в нормативно-правовом регулировании выборов и референдума, заключение – общие выводы. 5. Дата выдачи задания: 24.11. 2017 г. Руководитель: _______________________ Костенко Наталья Ивановна Задание принял к исполнению: ________________________ Семин Алексей Петрович КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Наименование этапов выполнения выпускной квалификационной работы Срок выполнения этапов работы Примечание Обзор литературы по теме выпускной квалификационной работы 23.11.2017 г. – 27.02.2018 г. Написание введения 27.02.2018 г. – 12.03.2018 г. Написание первой главы 12.03.2018 г. – 26.03.2018 г. Написание второй главы 26.03.2018 г. – 9.04.2018 г. Написание заключения 9.04.2018 г. – 14.05.2018 г. Представление работы на кафедру 25.06.2018 г. Студент ___________________ Семин Алексей Петрович Руководитель выпускной квалификационной работы: ___________________ Костенко Наталья Ивановна АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа на тему «Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме» Год защиты: 2018 Направление подготовки:40.03.01 «Юриспруденция» Студент: Семин Алексей Петрович Руководитель: Костенко Наталья Ивановна Процедура голосования как форма реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме В данной выпускной квалификационной работе исследованы теоретические аспекты процедуры голосования. Голосование рассмотрена как форма реализации конституционного права гражданина на участие в выборах и референдуме. Кроме того, проведено полное и всестороннее исследование таких институтов, как «референдум», «голосование», «процесс голосования». В работе освещены основные проблемы нормативно-правового регулирования выборов и референдума. На основе этих проблем сделаны содержательные выводы о перспективах развития законодательства и совершенствования практической реализации голосования в Российской Федерации. По результатам проведенного исследования сделаны выводы теоретического и практического характера. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ 11 1.1. Понятие выборов и референдума, их сущностная характеристика 11 1.2. Референдум и выборы как форма реализации прав граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти 19 ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРОЦЕДУРЫ ГОЛОСОВАНИЯ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 26 2.1. Понятие института «голосования» и его характерные черты 26 2.2. Реализация процедуры голосования 30 2.3. Проблемы в нормативно-правовом регулировании выборов и референдума 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56 ПРИЛОЖЕНИЯ 62 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Право любого современного государства представляет собой сложнейшую структурированную систему, в пределах которой каждая из отдельных отраслей права занимает особо место, играет соответствующую значимую роль. Это касается также и конституционного права. Специфика конституционного права заключается в первую очередь в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны, играет ведущую и основополагающую роль по отношению ко всем иным отраслям права. Это также определяется значением и характером общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право, как система правовых норм. В первую очередь, это отношения, которые лежат в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, государства, общества, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет формы, сущность, структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов, механизм их функционирования и пр. Одними из важнейших элементов демократии являются выборы и референдум. Возможность непосредственного участия в политической жизни своего государства оформлена в конституциях тех стран, которые движутся по пути демократизации общества. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане РФ могут принимать участие в управлении делами государства не только напрямую, но и через своих представителей. Граждане имеют возможность непосредственно принимать участие в проработке самых важных решений по различным проблемам путем общенародного голосования – не только по своей инициативе, но и в результате осуществления обязательных норм конституции. Эта норма осуществляется путем народного голосования, устанавливающего для него окончательный, обязательный характер. Формирование демократического общества в России сопровождалось развитием народовластия и форм участия населения в управлении делами государства, решении вопросов местного значения. Важным аспектом является то, что в Конституции основным носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ закреплен её многонациональный народ. Конституционное право граждан РФ на участие в управлении делами реализуется в двух формах демократии: непосредственной и представительной. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. При должной реализации этих норм, - это однозначно сама суть демократии. Опыт применения референдума, как и в ряде частей выборов в России пока что не может говорить о его качественности и всестороннем развитии. Продолжает оставаться ряд проблем не только теоретического, но и законодательного, правоприменительного толка. Сказанное в общей совокупности и обуславливает актуальность выбранной тематики исследования. Степень научной разработанности темы. Учитывая те цели, которые преследуют такие институты, как выборы и референдум, их предназначение в современном российском государстве, оправдано будет сказать, что на различных этапах развития исследователи уделяли им довольно много внимания. Среди тех, кто занимался разработкой данных вопросов, следует назвать: Биктагиров Р.Т., Бучакова А.Ш., Бондарь Н.Н., Витрук Н.В., Габдрахманова Г.Р., Земляк К.М., Каспаров Б.Г., Коваленко О.В., Кузнецов С.А., Липчанская М.А., Новиков М.С., Пронина М.П.,Торшенко А.А., Сергеев А.В., Стрыгина М.В., Толстик В.А., Цаплин А.Ю., Широбоков С.А., Щеголева Н.А., Яковлева А.Г. Главной целью исследования является полный и всесторонний анализ голосования как формы реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме. Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач: * дать определение референдума и выборов, произвести их сущностную характеристику; * рассмотреть референдум и выборы как форму реализации прав граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти; * дать определение института голосования; * охарактеризовать реализацию процедуры голосования; * выявить проблемы в нормативно-правовом регулировании выборов и референдума. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации процедуры голосования, при практической реализации права на участие в выборах и референдуме. Предмет исследования – положения законодательства, научной и учебной литературы, материалы периодических изданий и научных статей, монографий, иных источников о проблематике реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме путем голосования. В процессе работы над темой исследования были использованы следующие методы: сравнительно-правовой, системный, метод структурного анализа, формально-логический, исторический, анализа и синтеза, метод логических обобщений, статистический и некоторые другие. Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон«О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др. Методологической основой выпускной квалификационной работы являются фундаментальные теоретические исследования отечественных ученых в области конституционного права, конституционного права зарубежных стран, избирательного права и иных отраслей. Эмпирическую базу исследования составили материалы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Действующее законодательство рассматривает референдум, как народное нормотворчество, когда правовую форму получает разработанное правило поведения, в отношении которого произведено всенародное голосование. При этом Конституционный Суд устанавливает знак равенство между понятие «референдум» и «свободные выборы» не отдавая приоритета ни одному из них, рассматривая в отношении каждого из них индивидуальное предназначения. Такая позиция не является окончательно верной. 2. институт выборов на современном этапе объединяет в себе не только политико-юридические, но и организационно-технические компоненты. Лишь тогда выборы могут полноценно выполнить свою социально-политическую функцию, обеспечить качественное формирование выборных органов публичной власти в полном и точном соответствии с волеизъявлением избирателей. Через институт выборов осуществляется становление, формирование, а также преобразование демократической государственности, её конструирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. 3. На конституционном уровне необходимо закрепить принципы избирательного права непосредственно для всех уровней выборов. Это значит, что текст Основного закона должен не просто их перечислять, но в том числе и давать ясные определения для того, чтобы любой гражданин, являющийся избирателем, мог понимать, о чем именно идет речь, анализируя положения Конституции РФ. 4. В Конституции РФ, обособив главу об избирательной системе, обязательно должны быть изложены те виды избирательных систем, которые могут применяться на выборах на всех уровнях. Поэтому необходимо закрепление вопросов о том, что выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, а также предварительные органы местного самоуправления должны проводится с применение мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Кроме того, параллельно должна закрепляться возможность самовыдвижения на выборах депутатов Государственной Думы РФ без учета их партийной принадлежности. Право на самовыдвижение обязательно должно быть конституционно предусмотрено для всех уровней выборов. 5. Конституционные положения об избирательной системе должны содержать исчерпывающий перечень ограничений, каким-либо образом связанных с реализацией избирательных прав гражданами. В частности, Конституция РФ устанавливает то, что не имеют право избирать, а также быть избранными только две категории граждан: недееспособные; осужденные по вступившему в силу приговора суда. Но ведущее законодательство содержит множество разнородных запретов на реализацию пассивного избирательного права. Такое противоречие важно устранить. 6. Более простая государственная регистрация политических партий позволяет говорить о реальной демократии стране, давая возможность принимать участие в политической жизни государства абсолютно всем гражданам, которые не разделяют идей существующих политических сил или просто имеют собственные идеи для более качественного, динамичного развития. Более простой, чем существующий порядок регистрации политических партий может позволить предоставить возможность для развития реальной конкуренции на прочно сложившейся политической арене. Это в общей совокупности приведет к политическому многообразию, оздоровит политическую систему РФ. Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ 1.1. Понятие выборов и референдума, их сущностная характеристика Конституция Российской Федерации закрепляет качественное соотношение государственных и общественных начал в осуществлении народовластия[1]. Одним из важнейших положений, которого удалось достигнуть в российской практике, безусловно, является признание многонационального народа России носителем суверенитета, единственным источником власти в РФ. В соответствии со статьей 3 Конституции РФ единственным носителем власти является народ, осуществляющий её непосредственно, через органы государственной власти, местного самоуправления [1]. Законодатель не конкретизировал все многообразие форм прямого народовластия. При этом конкретизировано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, а также свободные выборы. Это позволяет допускать применение разного рода форм непосредственной демократии. Как высшее выражение власти народа референдум в условиях современной России является относительно редким явлением. Применение института референдума на современном этапе характеризуется смещением на региональный, а также местный уровень. Положительно оценивая данную тенденцию, обращается внимание на необходимость строго соответствия регионального и местного законодательства о референдуме общим принципам его подготовки, практического проведения, закрепленным в федеральном законодательстве. Еще одной важнейшей формой непосредственной демократии являются всеобщие выводы, которые давно прочно вошли в практику в ряде стран мира, как и вполне успешно применяются в России [44]. Чтобы понять сущность выборов, следует сказать, что они представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных процедур и действий, регламентированных законодательными и другими нормативно-правовыми актами. При этом принципиальное отличие выборов от прямого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо принуждения, административного давления на избирателей со стороны государственных органов. Сказанное значит, что выборы должны быть свободными от вмешательства собственного государства, на этом и основана в современных условиях демократия. Во всех демократических странах принцип свободных выборов представляет собой ключевой принцип [44]. В политической системе таких стран определяющую важную роль играют избирательные органы, которые выполняют фактически функции еще одной независимой ветви власти. Они призваны пресекать незаконное использование медийного и административного ресурса в первую очередь правящими партиями, а также государственными служащими. К примеру, избирательные органы имеют право отстранять руководителей средств массовой информации за нарушение принципов равенства при освещении выборов, выносить предупреждения высшим государственным чиновникам, налагать крупные денежные штрафы непосредственно на политические партии. Важно обратить внимание на тот факт, что круг органов и должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами, определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, федеральными, региональными законами [1]. Данный круг способен сужаться и расширяться только согласно воле законодателя. Выборы легитимируют властные органы, то есть создают законные основания для их деятельности. Замещение должности путем всеобщих выборов – это легитимность высокого уровня, особенно когда кандидат одерживает убедительную победу, получает при этом большое число голосов избирателей. В демократическом государстве выборы являются открытым конкурентным процессом передачи властных полномочий от одних лиц к иным, средство селекции политических руководителей, которое дает возможность гражданам передавать бразды правления лицам, которых они считают достойными для осуществления властных полномочий и руководящих функций [44]. В широком общесоциологическом плане элементами института выборов выступают многие ненормативные компоненты, которые достаточно заметно влияют на качественные показатели реализации активного и пассивного избирательного права. Такими факторами являются уровень политической и правовой культуры граждан, доверие избирателей к проводимым избирательным процедурам и к органам власти в целом, сложившиеся психокомплексы отдельных групп избирателей, стереотипы их электорального поведения и другие явления неправового характера[57]. Сказанное дает возможность понять, что нравственный и политико-организационный уровень выборов определяется развернутой совокупностью организационных, правовых, идеологических факторов. Существует довольно большое количество мнений об определении выборов. Юридические и энциклопедические словари вполне традиционно рассматривают выборы как один из способов формирования государственных рганов, органов местного самоуправления путем голосования граждан [44]. Существует точка зрения, согласно которой понятие «выборы» включает в себя три составляющие: политическую, юридическую и технологическую. В политическом отношении выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, обеспечивающей распределение выборных мандатов по итогам голосования избирателей. В юридическом плане выборы выступают в качестве избирательного права – системы юридических правил, устанавливающих порядок и гарантии осуществления избирательных действий на стадиях избирательного процесса. В технологическом аспекте выборы оформлены в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса. В вопросе определения понятия выборов интерес представляет точка зрения А.А. Торшенко и В.А. Трегубенкова [47]. Исследуя различные подходы к понятию выборов как сложного и многогранного явления, авторы делают вывод о том, что наиболее часто выборы рассматриваются в качестве института прямой демократии, коллективного права граждан, обособленной сферы публичной жизни, связанной с постоянным воспроизводством и обновлением аппарата власти, избирательных процедур, избирательной кампании. Отмечая ценность всех определений выборов, А.А. Торшенко и В.А. Трегубенкова констатируют, что оценка выборов «как института прямой демократии, коллективного права народа (граждан), обособленной сферы публичной жизни вписывает их в более широкий социальный контекст родственных политико-правовых институтов и помогает увидеть их место в системе народовластия» [47]. Исходя из этого, авторы делают вывод, что «выборы – способ обязательного, регулярного воспроизводства аппарата публичной власти путем самостоятельного, свободного избрания гражданами в статусе избирателей, выборщиков, депутатов представительных органов власти и выборных должностных лиц». В целом с приведенным определением, определяющим в общих чертах сущность выборов, можно согласиться. При этом следует отметить его универсальность, применимость к различным уровням выборов избирательных систем. Профессор А.Г. Орлов считает, что «в современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов» [19, c. 63]. На государственно-властный характер выборов обоснованно обращают внимание Ю.А. Дмитриев и В. Б. Исраелян [14, c. 156]. В то же время, справедливо критикуя высказанное в литературе мнение о выборах как институте представительной демократии, указанные авторы впадают в другую крайность, утверждая, что «содержание выборов-непосредственное государственно-властное волеизъявление народа, а не формирование персонального состава представительных органов». Вторая часть приведенной цитаты не только не отражает государственно-правовых реалий, но и прямо противоречит указанной в федеральном законе цели волеизъявления избирателей [57]. Очевидно, что традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя [57]. Что касается законодательного закрепления понятия выборов, так, до 2002 г. в федеральном законодательстве выборы в России определялись как выборы конкретных органов государственной власти с элементами тавтологии, т. е. по схеме выборы есть выборы. В новой, последней, редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» дается, более удачное определение выборов как «формы прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ... в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица». Таким образом, законодателем, в виду накопленного практического опыта, было дано определение выборов, наиболее полно отражающее суть этого многогранного явления [57]. Референдумы являются одним из центральных мест в системе народовластия, представляя собой высшее непосредственно выражением воли народа в управлении делами государства. решения, которые приняты на референдумах не просто отражают волю народа, но и во многом способствуют развитию самоуправления в жизни общества. Данная форма демократии несет в себе важнейший мировоззренческий аспект, который обычно проявляется в волеизъявлении индивида по самым важным проблемам социума. В результате путем голосования принимается юридически значимое решение, отражающее интересы, волю большей доли населения. Возможность выразить свою волю по значимым для территории вопросам способствует росту самосознания населения, его самоорганизации. Эта форма непосредственной демократии существует с древнейших времен. Упоминание о плебисците встречается ещев документах государств Античности [57].Референдум как важнейший институт прямой демократии представляет собой форму непосредственного волеизъявления граждан. Референдум – голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение [44]. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом). Оно может представлять собой важное постановление местного самоуправления. Принимаемые на референдуме решения обладают особой юридической силой: они являются общеобязательными, не требуют дополнительного утверждения и могут быть отменены либо изменены посредством принятия решения на новом референдуме. По сути, научный подход по разграничению референдума и плебисцита как институтов международного (плебисцит) и государственного (конституционного) права (референдум) сохранен. Например, в Словаре международного права 2014 г. дано определение плебисцита, но ничего не говорится о референдуме [44]. Подчеркнуто, что в сфере международных отношений плебисцит применяется в качестве средства определения воли населения, проживающего на конкретной территории, по вопросу ее государственной принадлежности. Это одна из форм выявления воли нации. Плебисцит может быть проведен на основе внутригосударственного акта либо в результате предписания международного договора. Организация и контроль за его проведением могут осуществляться каким-либо государством или международным органом. Будучи формой всенародного опроса лишь с целью выявления мнения населения по тому или иному вопросу, он не является стопроцентной гарантией выявления истинной воли населения. Все зависит от условий и конкретной обстановки его проведения. Основное количество исследователей совмещает данные понятия или же определяют их как разнородные способы голосования, но обосновывают при этом такое разделение слишком узко, непоследовательно и часто неправомерно. Анализ различных международных документов, научных, а также публицистических изданий позволяет говорить о том, что обычно между ними не делается значимых различий. К примеру, в докладе, вышедшем в Испании в 2013 г. и посвященном вопросам целесообразности отделения Каталонии от Испании, первая часть имела название «Референдум о политическом будущем Каталонии». В этом же документе представлены доказательства в пользу проведения референдума о будущем Каталонии, а также о реализации выборов в независимые органы путем плебисцита в случае исчерпания всех внутригосударственных законодательно возможных способов договориться с центральным правительством Испании [44]. В некоторых иных статьях подчеркивается ярко выраженная синонимичность отмеченных терминов. В частности, А.А. Алексанян отмечает, что соблюдение государством в собственных действиях принципа равноправия, самоопределения народов может выражаться, к примеру, в проведении в соответствующих случаях плебисцитов, это означает в первую очередь безусловное признание за всеми народами права на самоопределение [44]. Как правило, референдум и плебисцит в отечественной доктрине права – это народное голосование или опрос населения, но применительно к разным обстоятельствам. Тематика референдума охватывает внутренние проблемы, плебисцит определяет будущее какой-либо территории, принадлежности ее к тому или иному государству. В российском праве такая форма непосредственной демократии, как плебисцит, не используется. В российском законодательстве, официальных документах применяется термин «референдум». Понятие «плебисцит» сохранилось лишь в научной и учебной литературе по международному праву. Этому, на наш взгляд, способствовали как минимум два обстоятельства. Во-первых, согласно Конституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории [1]. Поэтому постановка вопроса по изменению государственной принадлежности какой-либо части территории России в принципе невозможна. Соответственно, невозможно и проведение плебисцита. Во-вторых, это фактор заимствования подходов к данным понятиям, которые существуют в зарубежных странах, где, повторимся, различий между плебисцитом и референдумом, как правило, не существует. Механизм проведения референдума в России регламентируется блоком законодательных актов, правовую основу которого составляют Конституция РФ [1], Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» [2], Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [4]. В этих нормативных документах не только отражен понятийный аппарат, но и тщательно прописана процедура его проведения. Законодатель в Федеральном конституционном законе «О референдуме РФ» (ст. 1) установил, что референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения [2]. Для России, как форма непосредственной демократии, референдум является относительно новым политико-правовым институтом российской государственности по сравнению с демократиями западными. Основу этого института непосредственной демократии составляют координационные механизмы непосредственного взаимодействия органов публичной власти и общественности, так как его реализация предусматривает собой прямое участие органов публичной власти в его осуществлении. В референдуме в обязательном порядке принимают участие органы публичной власти соответствующего территориального уровня, которые несут ответственность за его организацию и проведение. Именно на органы государственной власти, местного самоуправления действующее законодательством во многом возлагает ответственность по принятию самых важных решений. Таким образом, выборы в демократическом государстве являются открытым конкурентным процессом передачи властных полномочий от одних лиц к другим, средством селекции политических руководителей, дающим возможность гражданам передавать бразды правления лицам, которых они считают достойным для непосредственного осуществления властных полномочий, руководящих функций. В действующим законодательстве дано вполне удачное определение выборов, как формы прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления, наделения полномочиями должностного лица. Референдум представляет собой конструкцию правления, предполагающую решение наиболее значимых для общества проблем путем всенародного голосования, итоги которого обладают высшим правовым статусом, гарантированы для реализации всеми государственными структурами. Референдум является обязательным институтом непосредственной демократии, включая в себя прямое правотворчество народа. 1.2. Референдум и выборы как форма реализации прав граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти Практическая возможность непосредственного участия в политической жизни собственного государства оформляется в конституциях государств, идущих по пути демократизации. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ могут принимать участие в управлении делами государства не только напрямую, но и через собственных представителей [1]. Граждане при этом имеют возможность принимать участие в проработке решений по самым важным проблемам путем общенародного голосования – не только по своей инициативе, но и в результате осуществления обязательных норм конституции. Эта норма осуществляется путем народного голосования, которое устанавливает для него обязательный и окончательный характер. Российское избирательное право тесно связано с реализацией установленного ч. 2 ст. 32 Конституции РФ права граждан выбирать и быть избранными в структуры государственной власти и структуры местного самоуправления, в том числе принимать участие в референдуме [1]. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что демократические, свободные и регулярные выборы в структуры государственной власти, структуры местного самоуправления, в том числе референдум считаются главным непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство обеспечивает свободное тайное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, охрана демократических принципов и правил избирательного права и возможности участвовать в референдуме [9, c. 27]. Референдум– конструкция правления, предполагающая решение самых важных для общества проблем (решения по конституционным, законодательным или прочим внутри – и внешнеполитическим проблемам) путём всенародного голосования, итоги которого обладают высшим правовым статусом и гарантированны для реализации всеми государственными структурами [23, c. 128]. Референдум – обязательный институт непосредственной демократии. Включает в себя прямое правотворчество народа. Референдум – это один из механизмов участия общественности в утверждении решений, важных для страны и для каждого отдельного жителя. Утверждённое человеком решение воздействует на итог процедуры и обязано быть подтверждено осведомленностью (информированностью) по указанной проблеме. Условия осуществления референдума и его процедура контролируются конституциями и законодательством конкретных государств. Конституция РФ была утверждена всенародным голосованием (референдум) 12 декабря 1993 г. и обозначила качественный поворот в совершенствовании российской государственности [1]. Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» объявил вместе с законодательством о выборах все демократические принципы и гарантии избирательного права [2]. Закон подробно проработал процедуру осуществления инициативы осуществления референдума РФее гражданами. В рамках ст. 15 Закона обязательно возникновение инициативного сообщества в количестве не менее ста человек для собирания подписей в поддержку предложения об осуществлении референдума РФ [2]. Право на образование инициативного сообщества принадлежит конкретному гражданину, сообществу граждан, общероссийской общественной организации, устав которого предполагает участие в выборах федеральных структурах государственной власти и оформлен Министерством юстиции РФ не позднее, чем за полгода до обращения спредложением об осуществлении референдума РФ. Закон детально прорабатывает процедуру регистрации ходатайства инициативного сообщества и механизм ее оформления той избирательной комиссией, в пределах которой проживает большинство участников инициативного сообщества. На современном этапе развития граждане РФ обладают возможностью принимать непосредственное участие в управлении государством. Это право осуществляется путем всенародного голосования, придающего ему обязательный и конечный характер. Избирательное право России напрямую обуславливается реализацией установленного ст. 32 Конституции РФ права граждан выбирать, а также быть избранным в структуры государственной власти, структуры местного самоуправления, в том числе и принимать участие....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Применение права, как особая форма его реализации
- Комплексное изучение с последующим разрешением теоретических и практических проблем реализации конституционного права граждан на охрану здоровья
- Изучение конституционного суда ,анализ полномочия Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля РФ