VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Противостояние и конфликт светского и священного, борьба папы с королевской властью

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009714
Тема: Противостояние и конфликт светского и священного, борьба папы с королевской властью
Содержание
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Факультет конфликтологии








Курсовая работа

Тема: «Противостояние и конфликт светского и священного, борьба папы с королевской властью. Борьба за инвеституру».



                                                                     Работу выполнила: 
Студентка 1 курса 
Факультета конфликтологии
Семенова Анастасия Александровна

Работу проверил:
Доцент кафедры конфликтологии,
 кандидат социологических наук
Гергилов Ростислав Евгеньевич
____________________________________
____________________________________



Санкт-Петербург
2017
     
     
     
     
     
     
     Оглавление
     
     
     Введение	3
     Глава 1. Роль и взаимодействие  государства и Церкви в Средние века	5
       1.1. Период Средневековья. Характерные признаки Священной Римской империи	5
       1.2. Церковь и государство. Влияние папы в государстве	6
       1.3.Образование «имперской церкви». Духовный кризис папской власти.	8
     Глава 2. Столкновение Церкви и государства в Средние века	11
       2.1. Возникновение идей «очищения» Церкви. Клюнийское Аббатство	11
       2.2. Папа Григорий VII. Его мнения, идеи, реформы	14
       2.3.Столкновение  немецкого короля Генриха IV и папы Григория VII. Борьба за инвеституру.	17
     Заключение.	22
     Список источников и литературы	24
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

              Исследование взаимосвязи духовной и светской властей в Средние века, а также  анализ столкновения Папы Римского с королем, затрагивающий вопрос инвеституры - аспекты, которые освещаются в данной работе.
              Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время  усилился интерес современной исторической науки к проблеме взаимосвязи двух главнейших институтов общества - церкви и государства.
              Католическая церковь не всегда поддерживала власть по сравнению с православной, являясь определенным противовесом светскому правлению, а также предъявляя свои права на верховенство в Европе. Из-за усиления направленности  политизации института Церкви, ситуация  только накалялась.
              Данная тема принимает стратегически весомое значение, так как двум важнейшим сферам жизнедеятельности, а именно религии и политики, координирующим взаимосвязи между людьми в любом случае приходится взаимодействовать. Потому и проблема реализации их бесконфликтного сотрудничества в особенности  важна.
              Научная значимость курсовой работы заключается в том, что  в современной конфликтологии одним из объектов  изучения   являются взаимосвязи, включая и конфликты, духовной и светской властей.
     Целью данной работы является:
     1.Обсудить позиции и дать характеристику взаимосвязи государства и Церкви в Средневековье.
     2. Проанализировать  один из конфликтов государства и Церкви в Средние века.
     Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
     1. Изучить взаимосвязь духовной и светской властей, выяснить роль и положение папской власти в государстве.
     2. Дать характеристику устройства Священной Римской империи в эпоху Средневековья.
     3. Раскрыть причины духовного кризиса Церкви.
     4. Дать определение, а также  провести исследование условий возникновения  конфликта между светской и папской властью.
     5. Рассмотреть деятельность папы Григория VII.
     6. Провести исследование столкновения немецкого короля Генриха IV и  папы Григория VII , а также результат их борьбы.
     Объект исследования – характер взаимосвязи институтов государства  и Церкви в Средневековье.
     Предмет исследования – историческая сторона конфликта светской и церковной власти в Средние века.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     Глава 1. Роль и взаимодействие  государства  и Церкви в Средние века.
     1.1. Период Средневековья. Характерные признаки Священной Римской империи.
     Средние века (Средневековье) — период в истории человечества, находящийся между Древним миром и Новым временем и который условно делится на три основных периода:
     1. Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков);
     2. Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XIV веков);
     3. Позднее Средневековье или раннее Новое время (XIV—XVI века).1
      В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. И в данном случае термин предполагает ряд отличительных особенностей религиозной, экономической и политической жизни: система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов).
      Священная Римская империя, существовавшая с 962 года по 1806 год и связывающая территории Центральной Европы, представлялась главным государственным образованием в Средние века, в состав которой входили Германия, то есть ее центр, Чехия, Швейцария, средняя и северная Италия, Нидерланды, Бургундское королевство, Бельгия, Силезия, Эльзас и Лотарингия. А с 1134 г. официальный ее состав: Германия, Италия и Бургундия.
     Основание Священной Римской империи – 962 год. Основоположник - восточнофранкский король Оттон I Великий. Империя считалась преемницей античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Его власть никогда не была абсолютной, так как он не наследовал Императорский титул.
     В раннее Средневековье (конец X — середина XI веков) Священная Римская империя обладала характерными чертами феодально-теократического государства, а сами правители предъявляли свои права на высшую власть в христианском мире. Центральная власть была подорвана из-за того, что  шла длительная борьба за владение Италией и, вместе с тем, росла сила территориальных князей в Германии. А более значимую роль представляло  усиление папского престола.
     
     
     1.2. Церковь и государство. Влияние папы в государстве
     
     
     Церковь и государство сначала не зависели друг от друга, но по истечении времени стали переплетаться. Если империя возникла раньше Церкви, зародившейся в ее недрах и многое перенявшей от нее для собственной организации, то Церковь, начиная с IV в., пропитывает империю своим духом и укрепляет собственную независимость. Для того чтобы достигнуть единения между ними надо было признать определенные права каждой из них: Церкви - в духовной сфере, а империи — в мирских делах.
     Но на практике абсолютного разделения не было, и потому организовывались попытки регулировать взаимосвязь империи и Церкви при помощи учения о двух властях, которое принадлежит папе Геласию I (492–496). Данное учение было о двух мечах - светском и духовном, то есть подразумевало то, что миром правят две главные власти: королевская (императорская) власть и священный авторитет пап. Папство и империя соотносились как душа и тело, и солнце и луна.
     Спустя время папа Григорий I (590–604) определил характер двух этих властей: Римская империя является политическим выражением христианской универсальности, то есть уверенности в вероятности спасения всех людей со стороны государства. Существовать «священное государство» будет до конца света. Также Григорий полагает и божественное происхождение империи, присваивая ей обязанность проявлять заботу в сторону христианства, гарантировать мир в Церкви и популяризировать христианскую веру среди язычников. Так как Церковь включает в себя народы, которые не вошли в состав империи, то перед ней стоит большое количество задач, а также сфера ее деятельности более обширна, и должна управляться папой. Император и папа дополняют друг друга как органы одного тела. Цель, по мнению Григория I , состояла в том, чтобы «земное царство служило Царству Небесному». Но без светского главы не мог обойтись духовный глава христианского мира. Ведь римская католическая Церковь не могла существовать без Римской империи. Нельзя было разъединить две связанные друг с другом части: пока существует великое христианское государство, будет существовать и христианство.
      Папство началось в III–IV вв. «Папами» (от греческого слова «патэр» — отец) назывались все христианские епископы. Данное название с V в. фиксировалось только за римским епископом, руководившим вместе с духовенством хозяйскими и административными делами в крестьянских общинах Римской империи. В период раннего средневековья на территорию Римской империи пришли "варварские" короли и, как следствие, произошло падение одной из частей империи - западной, поэтому роль папы в политической жизни усилилась. Варвары, принимая христианство, заручались поддержкой церкви и в свою очередь жаловали ей обширные земельные владения. Церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Со временем, Церковь преобразовалась в крупного земельного собственника, которая имеет большое преимущество по сравнению со светскими магнатами и даже самими королями. Своеобразная медитация - начальная  роль Папы Римского в христианском мире, когда как, главная задача- сохранение мира между разными государствами. 
     Императоры предоставляли  епископам право распоряжения сбором натуральных налогов, то есть они обладали  «налоговым иммунитетом». Церковь имела треть земель, каноническое право, вооруженные силы, а также у нее были свои суды. Папа обладал реальной политической и экономической властью, и претендовал на господствующую роль во всей христианской церкви. «Римский Собор 502 года постановил: "не следует, чтобы мирянин, помимо римского папы, распоряжался чем-либо в Церкви: ему остается здесь лишь повиноваться, а не властно повелевать"».2
     В Италии Папское государство существовало с 756 до 1870 гг. Под его руководством находились территории бывшего Равеннского экзархата, которые  подарил король франков Пипин Короткий3. Данное государство давало гарантию независимости папы от светских властителей. Теперь папа был не только духовным главой западноевропейского мира, но и светским государем в Италии.
     Во время правления династии Каролингов, папская мощь возросла. Церемония предоставления императорского титула Карлу Великому предстала в виде доказательства христианскому миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения.
     
     
     
     1.3. Образование «имперской церкви». Духовный кризис папской власти
     Смерть Карла Великого в 814 году положила начало политическому кризису. И как другие учреждения, папство также утратило власть, моральный авторитет и престиж. Папы этого времени были ставленниками различных римских политических партий или назначались германским4 императором.
     В 962 г., Оттон I Великий совершил поход на Рим, воспользовавшись  раздробленностью Италии, и захватил его, вынуждая  Папу Римского провозгласить Оттона императором. С тех самых пор, светскими главами Запада стали немецкие короли, а сама империя, в состав которой входили Германия и Северная Италия5, стала называться Священной Римской империей немецкой нации. «Римские» императоры в Средние века считали себя преемниками древних повелителей мира, и желали властвовать над папами. В будущем долгое время именно германские императоры будут назначать пап, при этом, от них требовалось принесение вассальной присяги императору.
     Церковь - важнейшая опора государства, по мнению Священной Римской империи. В германских землях к началу XI в. складывается система «имперской церкви».
     Данные обстоятельства позволили светским властям диктовать условия власти церковной,  и авторитет церкви упал. До XI в. духовенство имело право на брак, что только усугубляло ситуацию, так как его заботили дела, которые связаны с обеспечением своих семей, а  не помощь прихожанам в очищении их душ. 
     Римско-католическая церковь пришла в печальное  состояние, так как утвердился феодализм. В X и начале XI вв., император Священной Римской империи и другие крупные феодалы  наделяли земельными владениями не светских  вассалов, а епископов. Ведь епископы не могли иметь династических притязаний, представлявших угрозу для суверена. Епископы и аббаты, используя  данную возможность, становились не только церковными, но и могущественными мирскими владыками. Епископов избирали в качестве вассалов за административные способности и готовность исполнять волю суверена. В итоге, такие церковные деятели, поглощенные  мирскими делами и контролем над своими доходами, мало интересовались религией. Их часто можно было обвинить в симонии6– практике продажи или покупки священного сана или церковных должностей. 
     Такой беспорядок дошел и до верхушки, точнее, до Пап Римских, которыми не всегда бывали самые достойные.
В период упадка остро проявилась необходимость проведения реформы, но феодальная система отношений, при которой светские государи могли осуществлять эффективный контроль над епископами и аббатами, делала подобную реформу трудной задачей.









































Глава 2. Столкновение Церкви и государства в Средние века	

2.1. Возникновение идей «очищения» Церкви. Клюнийское Аббатство	

     «Подчиняясь государству и феодализируясь, она [церковь] отходит от чистоты своего идеала.… Но идеал живет в глубине ее. <…> Соборы ведут борьбу с обмирщением клира и монашества».7
     Снижение морального уровня духовенства и церковной дисциплины происходило из-за зависимости от светской власти. Монашество вырождалось, перестали соблюдаться монастырские уставы, на монахов стали смотреть как на неучей и лентяев, что подтолкнуло монашество к движению за реформу монастырей, повышение роли духовенства и освобождения церкви от светской зависимости. Данное движение появилось в середине X в. в аббатстве, основанном в 910 г. мирянином Берноном в Бургундии и получило название - Клюнийское Аббатство, став начальным пунктом духовного обновления. 
Тем самым, монастырь стал очень популярным, и не мог принимать всех прихожан. Поэтому начали образовываться монастыри-филиалы, подчинившиеся в церковно-административной системе аббату Клюнийского монастыря, а тот папе. До 100 Клюнийских монастырей возникло к XI. Основой реформаторов, которые боролись за очищение Римской Кафедры в Риме стало именно такое обновленное монашество.
С помощью усилий императора, клюнийцы стали приветствовать обновление Церкви и папства, так как Церковь была опорой государства, хранительницей государственной идеи, которая освящала королевскую власть. 
Но походу укрепления и расширения церкви, в ней все больше проявилось стремление освободиться от давления светской власти.
Ученый богослов и знаток церковных канонов Аттон (ок. 885-960)епископ Верчелльский (924-960) вместе с клюницами также вел борьбу с вмешательством светской власти в дела духовные, введением в сан епископов и распоряжением имуществом церкви властями. Он отстаивал идею о неподсудности епископов мирянам. «…Епископы поставлены Богом; епископы поставляют королей, но короли поставлять епископов не могут, а должны чтить их, как богов…» . Данная фраза включает в себя смысл зарождавшейся борьбы за инвеституру между папством и светской властью. 
Светская инвеститура – это акт введения феодалом своего вассала во владение землей. Духовная инвеститура – утверждение епископа, аббата в духовном сане. 
Клюнийцы активно протестовали против инвеституры, которую духовенство в то время получало от представителей власти. Борьбу государства порождала тесная связь инвеституры с симонией. Популярная по всей Европе тенденция соединения государства и Церкви лишала последнюю необходимой свободы действий, что подталкивало духовных деятелей к борьбе за свои права. 
В Италии появились самые первые и сильные протесты против инвеституры. В 1048 г. на папский престол вступил Лев IX (1049-1054), убежденный клюниец. В этот момент берет свое начало эпоха величайшего могущества папства, которая сопровождалась активной борьбой светской и духовной властей. Лев активно выступал за реформацию Церкви, но не затрагивал проблему назначения королём епископов и аббатов, только направил основные усилия на повышение морального уровня духовенства. Симония и половая распущенность - два порока церкви, которые осуждал Папа.
Побывав почти во всей Европе, он осуществил свою реформаторскую деятельность, призывая к борьбе с двумя пороками церкви. 
В период правления папы Николая II(1059-1061) был принят новый порядок папских выборов. При создании в Риме в 1059 г. Латеранского церковного собора, ввели строгий порядок выборов пап, положивший конец произволу римско-германских императоров. Именно со времен Оттона I Великого папы назначались и снимались по воле императоров. Теперь же избрание пап проводилось коллегией кардиналов8 – высшими сановниками церкви. Остальным давалось  лишь право «согласия», сюда причисляли и  императора, отрицая  его любые особые права. Следовательно, папство начинает движение к осуществлению поставленной цели, освобождаясь от власти римской аристократии, то есть полностью устраняет вмешательства императорской власти в назначение пап.
     Независимость Церкви от государства, за которую боролись реформаторы, была внутренне оправдана. Но при этом данная идея всячески противоречила сложившемуся к этому времени историческому устройству средневековой немецкой Церкви. Большое значение здесь играла система территориальных церквей, способствовавшая христианизации Европы, раннесредневековая «имперская церковь», а также тот факт, что император спас Церковь от смут. Основываясь на этих факторах, немецкая политическая власть имела историческое право участвовать в делах Церкви. Борьба за инвеституру отнюдь не была просто борьбой правого дела против произвола и несправедливости светских сил. Наоборот, трагизм данной ситуации заключался в том, что обе стороны были по-своему правы. По сути, в основе борьбы лежала вечная проблема взаимоотношения государства и Церкви, религии и политики. А по своей природе данные институты были всегда связаны с конфликтами.
     Нельзя пренебрегать и тем фактом, что все-таки абсолютизировав церковную и религиозную идею, папа в то же время был сторонником идей политических по своей природе. Образ его мыслей соответствовал этому. 
     Более того, начиная с Раннего Средневековья, церковная и государственная сферы, объединяясь, взаимодействовали неупорядоченно. Каждая стремилась к главенству, так или иначе, посягая на сферу влияния противоположной стороны. Это препятствовало правильному разделению сфер, которое могло послужить основой их «единства» в сотрудничестве и взаимопомощи. В сложившейся же ситуации порядок, который обеспечил бы минимально необходимое внутренне равновесие сил и предотвратил разрушительное для обеих сторон противоборство, мог быть установлен лишь при условии признания самостоятельности светско-государственной сферы.
     Все эти факторы лишь усилили возникшее противоречие между папой и светским обществом.
     
     2.2. Папа Григорий VII. Его мнения, идеи, реформы
     
     Во время деятельности одного из самых известных  клюнийцев – Гильдебранда (впоследствие – Григорий VII) идея свободы церкви от светской власти проявлялась с особой остротой.
     Гильдебранд (1073 – 1085) –  сын крестьянина, наполовину немец, наполовину лангобард. Свою молодость провел в Клюнийском монастыре. Понтификат будущего Григория VII начался задолго до вступления на кафедру, ведь он являлся ближайшим сотрудником целого ряда пап, начиная со Льва IX. Также Гильдебранд энергично участвовал в  управлении Церковью, еще не занимая никакого поста в курии.
     Вхождение Гильдебранда на папский престол произошло в 1073 г., тогда он стал Григорием VII. И теперь он был избран клиром и народом, а  не кардиналами, что шло в разрез с декретом 1059. Он также оповестил немецкого короля (Генриха IV) о своем избрании, приняв от него утверждение в сане. Все свое время папа посвятил на благо служения Церкви.
     Григорий начал свой понтификат, имея четкую программу реформ. В нем удивительно соединялись два начала – абсолютная верность духу христианства и стремление господствовать в политической сфере, соединение которых уже несло зерна конфликта и предполагало под собой некоторое «насилие». Григорий VII применял это «насилие» с душевными, духовными и церковными результатами и с чистейшими намерениями. Он являл собой папу-повелителя (под его контролем – весь мир, в том числе и политическая сфера – область, подвластная Христу и св. Петру).
     Идеи Григория прошли некоторые стадии развития. В начале он еще признавал королевско-императорскую власть, существующую наравне с папской. Но потом идеалом Григория VII стала теократия (боговластие) вселенского характера. Он был убежден в том, что духовенство должно господствовать над светским обществом, находясь в безусловном подчинении у папы. Жизнь на Земле – царство Христа над народами и их политическими властями. Божье Право реализует папа. Он ответственен перед Всевышним за тех, кто в будущем попадет в царство Божие на небесах. Вместе с этим высшее духовное лицо вправе распоряжаться устройством земной жизни, а, следовательно, папа является повелителем мира. Поэтому он распоряжается обоими мечами власти – и духовным, и светским, но светский меч он вручает государю. Светский государь – лишь уполномоченное лицо,  ставленник папы, заимствующий от него свой свет, как луна от солнца. Папе принадлежит право низлагать императора и королей, освобождать их подданных от данной им присяги. Ведь священство – превыше всего, оно никому не может быть починено. Более того он хотел, чтобы и все духовенство было совершенно независимо от светской власти и мирского общества. У епископов и священников не должно было быть никаких иных государей, кроме папы, и церковь должна была заменять им семью. Понятно, что и избрание на все церковные должности должно было быть независимым от мирян, тем более избрание папы. Зло же в Церкви происходит от того, что данный порядок нарушается вторжением мирской власти. «По словам Григория VII, "один только папа имеет право издавать законы и смещать епископов, судить его никто не смеет и приговор его не допускает возражений"».9
     Еще Августин Блаженный говорил, что воплощение мира, сотворенного по Божьему замыслу, может наступить лишь тогда, когда им (миром) станет руководить верховный священник. А это осуществимо лишь при полном главенстве Церкви и ее самостоятельности.
     Исходным пунктом реформ стало распоряжение будущего ГригорияVII по поводу распущенности духовенства. Он считал необходимым крепче привязать духовенство к Церкви, и являлся сторонником неженатых священников еще при папе Льве IX. Гильдебранд поддерживал целибат – безбрачие духовенства. Сделавшись сам папою, он прямо запретил женатым клирикам совершать богослужение до тех пор, пока они не разойдутся с женами. Эту меру одобрила большая часть народа. Но со стороны тех, кого она затрагивала, реформа встретила значительное сопротивление – отказ от принятия и выполнения новых требований. 
     Целибат обеспечивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия. К тому же данное постановление Григория задало высокий духовный идеал.
     Но следует указать на корни, глубинную проблематику этого вопроса. Безусловно, не каждый духовник был нравственно необузданным человеком. Более того, обязательный целибат превращал светского священнослужителя в монаха, которым тот не был и не должен был быть10.
     Помимо этого, папа Григорий распорядился, чтобы специалисты в области канонического права свели воедино канонические постановления и сборники канонов с целью уяснить и расширить границы юрисдикции папы во внутрицерковных делах. Средством примирения множества противоречивших друг другу канонов стал следующий принцип: если два закона противоречат друг другу, то закону, исходящему от высшей инстанции, должно отдаваться предпочтение перед законом, установленным местной властью. К середине XIIв. этим и аналогичными принципами руководствовались уже повсеместно. Все эти меры способствовали централизации власти в руках папы.
     Григорий VII вел активную борьбу с наихудшим с религиозной точки зрения злом – симонией, которая началась еще до его понтификата. Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. С самого начала своего правления он твердо постановил низлагать симониаков, а потом и вообще потребовал, чтобы все духовные лица, получившие должности от светских властей, сложили с себя свои звания под страхом отлучения от церкви. По тому же постановлению и светские правители, которые стали бы раздавать по своему усмотрению церковные места, подлежали церковному наказанию. Этим последним требованием папа хотел уничтожить так называемую светскую инвеституру – право государственных правителей вводить в должность епископов.Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвеститура принадлежали папе. Но воплощение его замысла в реальность оказалось не таким уж легким.
     
     2.3. Столкновение  немецкого короля Генриха IV и папы Григория VII. Борьба за инвеституру
ИНВЕСТИТУРА – в Средние века в Западной Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), который сопровождался ритуальной передачей инсигний, символизировавших власть и право на осуществление должностных полномочий.11
Светская инвеститура – пожалование светским правителем духовному лицу епископства или аббатства, происходившее в форме вручения символов епископского достоинства – посоха и перстня.12
     Борьбу с инвеститурой папа удачно вел сначала в Англии, Испании, потом в Богемии (Чехии), Скандинавии, Польше, Венгрии и даже на Западе Руси, а с самым большим протестом столкнулся со стороны короля Франции Филиппа I, императора германского Генриха IV и английского монарха Вильгельма Завоевателя. Если в сторону Вильгельма папа успокоился, то  Филиппу I Григорию VII он грозился анафемой, тем самым их утихомирил.
     Основная борьба шла между папой и Генрихом IV (1056—1106), унаследовавшим императорский титул в пятилетнем возрасте. Для политики папства были выигрышны смуты, которые происходили в Германии в период малолетства короля. Когда Генрих IV вырос, он начал усиливать свою власть в Германии, которая  распалась на определенные герцогства, но получил отпор со стороны знати и народа 
     Тем временем в 1075 г.13 папа Григорий VII издал декрет об инвеституре на Лентенском соборе, воспрещаемый духовенству получать инвеституру от светских лиц из-за опасения лишения сана. Или, в другом случае, угрожал отлучением от Церкви. Григорий, в свою очередь, тоже отстранил ряд германских епископов, а также не разрешил мирянам находиться на мессе, которую служат женатые священники.
     Но Генрих IV  не желал отказываться от права светской инвеституры, то есть выступил против решения папы. Он считал, что епископ – такой же вассал императора, как и светский сеньор, ведь в его распоряжении – пожалованная императором земля.  В этом вопросе духовенство, враждебно относившееся к реформам Григория VII, встало на его сторону.
     24 января 1076 г. Генрих IV созвал церковный собор немецких епископов в городе Вормсе, на котором немецкое духовенство объявило, что папа отнимает власть у епископов и, следовательно, ему не следует повиноваться. Сам король обвинил Григория VII, что тот ниспровергает Богом установленный порядок, ставящий во главе человеческого общества царскую власть и священство. Генрих IV потребовал даже, чтобы Григорий VII сошел с престола и уступил место более достойному. Было опубликовано послание к «Гильдебранду, ложному монаху».
     Ответом на это со стороны папы было отлучение от церкви и мятежных епископов, и самого Генриха IV, который, кроме того, был объявлен лишенным королевского сана.Произошло это в 1076 г. на Соборе высшего духовенства. Подданные короля были освобождены от данной ему присяги на верность. Князья ждали ослабления императора для того, чтобы усилить собственную власть, и теперь они на совершенно законных основаниях могли объявить войну императору. Немцы, недовольные своим государем, перешли на сторону грозного папы. Князьям Германии папа предложил выбрать нового короля.
     Следует заметить, что никогда до этого царственных особ от Церкви не отлучали.14 Данное событие потрясло христианский мир. Притязание папы на единовластное правление в Церкви было осуществлено в форме ультиматума: вместо совместного управления – повиновение.
     Оставшись без поддержки подданных и осознав, что его власть висит на волоске, Генрихрешился на неслыханное унижение – просить у папы прощения. Зимой 1077 г. с женой и маленьким ребенком без свиты он отправился пешком через Альпы в Италиюк папе. Григорий VII хорошо знал, как прежние императоры расправлялись с непокорными им папами. Поэтому, не доверяя сообщениям о том, что Генрих идет к нему без армии, он решил на всякий случай укрыться в хорошо укрепленном замке Каносса.
     Трое суток император, забыв о своем величии, ожидал приема папы в одежде кающегося. Наконец, папа принял Генриха IV, сказав: "если искренне каешься – то во спасение, если хищно скрываешь – то в осуждение". К слову, это «хождение» было лишь началом эпохи противостояния пап и германских императоров.
     28 января 1077 г. анафема была снята с Генриха, а слух о его трехдневном ожидании приема папы быстро разлетелся по Европе.
     В 1080 г. немецкие князья поставили нового императора по указанию папы. Григорий VII утвердил нового императора Рудольфа Швабского, а Генриха отлучил. Этим папа хотел добить Генриха, но перегнул палку.
     Генрих IV припомнил все обиды. Он собрал собор в Майнце, где продублировал все решения предыдущего собора и решился даже на избрание нового папы – архиепископа г. Равенны Гиберта, принявшего имя Климента III (антипапа). Возникло двоепапствие. И хотя избрание Климента III было неканоничным, оно было в пользу Генриха, ибо собирало под свои знамена всех, недовольных Григорием VII. Такие явления антипап возникали и ранее, но без поддержки светских сил.
     В том же году Рудольф умирает. Генрих вторгается в Италию и завоевывает Рим весной 1084 г. Папа укрывается в замке Святого Ангела в Риме и призывает на помощь южно-итальянских норманнов, которые освобождают Григория. Однако, спасая папу, наемники творят бесчинства, разграбляя Рим и вызывая возмущение населения. Римляне невольно встают на сторону императора для изгнания арабов из города.
     Григорий VII бежит на юг Италии, где  продолжает борьбу против Генриха IV до своей кончины в 1085 г. Говорят, что последними словами папы были: «Я любил правду божию и ненавидел несправедливость, а потому умираю в изгнании».
     Понтификат Григория VII не ограничивался одним противостоянием с Германией. Свою папскую программу он старался воплотить в жизнь у норманнов, датчан, венгров, испанцев, хорватов, в Провансе и даже одном из племен Руси. Притязания папы к главенству над светскими правителями имели религиозную основу. Однако осуществить их Григорий пытался при помощи политических средств – попыток поставить государства в прямую ленную15 зависимость от римского престола.
     Борьба с королем Генрихом IV считается внешне проигранной Григорием VII. Тем не менее, в историческом состязании папа все же одержал победу. Ведь борьба за инвеституру, длившаяся 50 лет, закончилась, в сущности, победой дела папы Григория: Церковь сумела избавиться от абсолютной зависимости, добившись даже некоего «перевеса».
     23 сентября 1122 г. Генрих V (1106-1125), сын Генриха IV, заключает соглашение с папой римским – Калликстом II (1119-1124). Договор был именован Вормсским конкордатом, согласно которому император отказывался от права назначения епископов, при этом оставляя за собой право утверждения их в должности. Император проводил инвеституру скипетром (жезлом), как символом земной власти, подтверждая право владения епископа на пожалованные ему земли, а папа римский – посохом и кольцом, как символами власти духовной. При этом папа пошёл на три крупные уступки. Он признал, что епископы должны нести вассальные обязанности перед императором, согласился на присутствие императора при избрании епископов на немецкой территории и разрешил императору высказывать своё мнение в спорных случаях. Император в свою очередь обещал, что выборы будут проходить без симонии и принуждения.
     Таким образом, в Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии шести месяцев. Фактическое влияние короля на замещение духовных должностей по-прежнему продолжало существовать. Но, несмотря на это, в целом Вормсский конкордат был более выгоден папе, чем императору. Его конкретными последствиями стали крушение старой епископальной системы и идей «имперской церкви», а также усиление церковных и светских князей Германии. Однако конфликты пап со светскими государями периодически возникали и после заключения соглашения в Вормсе.
     
     
     
     
     
     
     
     


Заключение
     В проведенной работе были упомянуты взаимосвязи церкви и государства в Средние века.
     Прежде всего, было изучено положение Церкви в государстве, также ее роль во взаимосвязях с королевской властью, начиная с IV в. Упор был сделан на тот момент, когда церковь прибывала в сильном духовном кризисе в XI веке, где религиозные лица были ставленниками светских властей, по этой причине быстрое распространение приобрела симония. Борьба против симонии и за обязательный целибат – борьба за свободу религиозного начала от мирской власти, основоположником которой [борьбы] стало клюнийское движение.
     В результате изучения одного из самых значимых столкновений между папой Григорием VII и немецким королем Генрихом IV из-за инвеституры, был получен материал, анализ которого позволил заключить, что папа выступал за абсолютное право Церкви воздвижения духовных лиц в сан; а император, напротив, желал сохранения этого права за светскими властями. 
     Происходило усиление раздробленности в Германии, потому как столкновение оказало воздействие на ее политическую целостность. Вормсский конкордат, ограничивающий светскую инвеституру, представлялся олицетворением  папства,  которое  являлось властным соперником, поэтому не мог быть не найден компромисс.
     К тому же, вследствие  настойчивых действий Григория VII Немецкая Церковь смогла достигнуть одну из своих главных целей – вошла в общекатолическую семью.
     Столкновение повлияло на единство главного духовного института.  На освобождение Церкви от статуса «имперской» повлияла ликвидация реальной зависимости немецких епископов от короля.
     Реформы Григория VII являлись воплощением религиозной самоотверженности, чисто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44