- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Пространственная организация художественного текста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002386 |
Тема: | Пространственная организация художественного текста |
Содержание
1. Пространственная организация художественного текста 1.1 Реализация пространственных представлений в художественной литературе Непреложной истиной является то, что человек в течение всей жизни ощущает время по-разному: в какие-то моменты оно может растягиваться (идти очень медленно), а в какие-то сжиматься (идти очень быстро). Эту особенность по-разному используют писатели: в произведении какое-то секундное событие может длиться очень долго, а большой отрезок времени промелькнуть незаметно. Достаточно точное описание дает нам Валгина: «Художественное время - это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причем временная перспектива может смещаться, прошедшее мыслиться как настоящее, а будущее предстать как прошедшее и т.п.» (Валгина, 2003: 104). Следует отметить, что время в художественном тексте неразрывно связано с понятием «художественное пространство». Описывая эту взаимосвязь М.М. Бахтин применил термин хронотоп, дабы выразить неотделимость времени и пространства в литературе. Хронотоп в художественных произведениях имеет, прежде всего, существенное сюжетное значение и оказывает влияние на выбор жанра. Бахтин считал, что в литературном хронотопе время доминирует над пространством, делая его измеримым и более осмысленным. Впервые же термин хронотоп был введен в обиход А.А. Ухтомским. Он писал об этом так: «С точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события, те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в пространстве, а «мировые линии», которые связывают давно прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них - с событиями исчезающего вдали будущего» (Ухтомский, 1973: 398). Николай Константинович Гей дает следующее определение хронотопу: «Хронотоп – неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. Он определяет особенности метода, стиля, способствует отражению своеобразия национального мышления художника слова. Время и пространство – «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведения» (Гей, 1967: 69). Хронотоп выражает идеи определенного времени, взгляды писателя, эстетические предпочтения. Способствует более глубокому пониманию человека, его внутреннего мира и его взаимоотношений с окружающей действительностью. Е.С. Кубрякова отмечает, что «пространство и время входят в число главных бытийных категорий, являя собой две важнейшие из познанных человеком формы существования материи, введенные им в язык как для того, чтобы говорить о важнейших тайнах вселенной, так и для того, чтобы постичь самые простые формы ориентации человека в конкретном месте и конкретном времени» (Кубрякова, 1997: 5). Хронотоп является одним из базовых понятий бытия, ибо «каждый факт, историческое событие, художественный памятник, …любое явление повседневной жизни неизбежно вписывается в систему пространственно-временных координат» (Иконникова, 2001: 69). В настоящее время в литературоведении общепризнанными считаются следующие формы хронотопа: 1) циклический хронотоп, подчеркивающий идею вечного круговорота и повторяемости пространства и времени мира. В художественном произведении представлен как «архетипическая ситуация, когда время-пространство уже дано человеку и в целом мало в чем зависит от него». Циклический хронотоп геометрически можно соотнести с кругом, эллипсом, овалом. Его символами в художественном мире могут быть пространственно-временные картины природных или жизненных циклов; 2) линейный хронотоп, выражает идею историзма, поступательного движения от прошлого к настоящему и будущему; 3) хронотоп вечности, создающий в художественном мире «ситуацию покоящегося пространства и остановленного времени». Отличительной чертой такого хронотопа является то, что время в нем «существует все сразу», а пространство предстает как «состояние, в котором все пространства потенциальны одновременно» (Савельева, 1996: 122); 4) нелинейный хронотоп, раскрывающий идею многомерности бытия. Также, в рамках изучения хронотопа исследователи уделяют внимание таким понятиям, как «темпоральность» и «ритм». Эти категории являются базовыми, неотъемлемыми параметрами времени-пространства, поэтому их изучение позволяет глубже постичь природу, роль и значение хронотопа. Темпоральность рассматривают как «временную сущность явлений, порожденную динамикой их особенного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам» (Садовский, 1991: 298). Говоря о ритме Ж.А. Драгалина и В.В. Налимов в своей работе пишут следующее: «Ритм осмысляется в литературоведении двояко. Во-первых, как чередование описываемых событий во времени, их периодическая повторяемость. Во-вторых, как со-временность, то есть бесконечные возможности выхода времени в присутствие. При этом выделяются такие особенности ритма, как объективность и субъективность, дискретность и непрерывность. Говоря о функциях данной категории, исследователи отмечают, что она усиливает коммуникативность литературы, выступающей в роли средства общения между автором и читателем; упорядочивает действие произведения, систему взаимоотношений героев и окружающего их мира; определяя последовательность и смену событий, является компонентом построения произведения и позволяет глубже постичь психологию героев и автора, их эмоциональное состояние» (Драгалина, Налимов, 1970: 81). Междисциплинарные исследования углубили представления о хронотопе и усилили интерес лингвистов и литературоведов к данной категории. Актуальным стало изучение этого явления в аспекте герменевтики, теории коммуникации, семиотике, гетерологии, синергетики и других наук. Например, культурологический подход рассматривает пространство и время как «атрибутивные характеристики бытия человека в культуре, универсалии культуры» (Забродина, 2004: 7). Пространство и время формируют связь между культурными явлениями (религией, философией, эстетикой и т.д.), а те, в свою очередь, оказывают влияние на восприятие и приобретение знаний о пространстве и времени. Как следствие, сформировавшиеся мыслеобразы пространства и времени сами «имеют смысловую наполненность и обладают определенной культурной степенью ценности» (Забродина, 2004:16). Художественное пространство, наряду с временем является одной и основных характеристик мира художественного произведения, придает ему цельность и завершенность. В современной «Литературной энциклопедии терминов и понятий» время и художественное пространство рассматриваются как «важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения». Художественный образ «своим содержанием воспроизводит пространственно-временную картину мира, притом в ее символико-идеологическом, ценностном аспекте» (Николюкин, 2001: 1174). Пространство в целом подразделяют на физическое и ментальное. Дефиницию пространства физического дал еще В.И. Даль: «Пространство – состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; само место это, простор, даль, ширь и глубь, место по трем измерениям своим» (Даль, 1996: 515). Физическое пространство «соотносимо с понятиями “мир” и “бытие”, оно объективно, конкретно, реально, трехмерно в своей цельности, содержит материальные объекты, воспринимаемые при помощи зрения и других органов чувств; объекты заполняют пространство, конституируют и структурируют его» (Щукина, 2003: 8). В свою очередь, ментальное пространство – это взаимосвязь мыслимого и реального пространства. Д.А. Щукина дает ему следующее определение: «ментальное пространство соотносимо с понятием “картина мира”, “сознание”, оно субъективно, абстрактно, виртуально, содержит образные, понятийные, символические представления о пространственных характеристиках бытия» (Щукина, 2003: 9). Антропоцентричность является основной характеристикой ментального пространства. В литературоведении пространство в тексте и пространство текста идентичны этим двум типам пространства. Ю.М. Лотман определяет художественное пространство в литературном произведении как «континуум, в котором размещаются персонажи, и совершается действие», выделяя при этом несколько его подтипов: «волшебное и бытовое, внешнее или внутреннее». При этом, «поведение персонажей в значительной мере связано с пространством, в котором они находятся и, переходя из одного пространства в другое, человек деформируется по его законам» (Лотман, 2002: 212). Для Ю.М. Лотмана изучение проблемы художественного пространства стало одним из главнейших направлений в его исследовательской деятельности. По мнению Юрия Михайловича, «язык пространственных представлений» в литературном творчестве «принадлежит к первичным и основным». О художественном пространстве он пишет следующее: «Пространство в художественном произведении моделирует разные связи мира: временные, социальные, этические и т. п. Это может происходить потому, что в той или иной модели мира категория пространства сложно слита с теми или иными понятиями, существующими в нашей картине мира как раздельные или противоположные. Однако причина может быть и в другом: в художественной модели мира “пространство” подчас метафорически принимает на себя выражение совсем не пространственных отношений в моделирующей структуре мира» (Лотман, 1988: 252). Именно это определение было выбрано нами как наиболее предпочтительное для нашего исследования. У Д.С. Лихачева представлена схожая трактовка художественного пространства. Он считает, что пространство может ограничиться одним помещением или же наоборот, охватывать целый ряд стран. Может быть вымышленным, а может быть реальным. Но так или иначе, оно неотделимо от фабулы и сюжета произведения. Представление о художественном пространстве и его изображение не остается статичным на протяжении одной эпохи, поскольку не существует какого-то единого, идеального образца художественного видения мира, к которому постепенно приближалось бы в своем развитии искусство. Как пишет Ортега-и-Гассет в своей работе, заключающей в себе одну из первых попыток анализа эволюции художественного пространства, постоянные, временами чрезвычайно радикальные изменения, происходящие в искусстве — «это, в первую очередь, изменения его художественного пространства, выделяющего произведение искусства из множества не относящихся к искусству объектов. В основе изменений художественного пространства лежат не открытия особо проницательных художников, подхватываемые их последователями, а глубинные изменения в культуре эпохи, определяющей адекватное ей искусство и необходимое для него художественное пространство» (Ортега-и-Гассет, 1991: 304). Пространство является тем прасимволом культуры, из которого можно вывести определенные критерии, отличающие ее от иной культуры. Этот прасимвол кроется в мифах и религиозных культах, формах поэзии, музыки, живописи, в основных понятиях науки и многом другом. В отдельных случаях дело может доходить до того, что Топоров называет «пан-спациальностью», когда пространственность «выступает как то начало, которое пронизывает и время, и сознание, и язык, всё бытие, и связывает всё между собой, отсылая это всё к своему субстрату — к пространству» (Топоров, 1995: 500). П.А. Флоренский также утверждал, что даже «вся культура может быть истолкована как деятельность по организации пространства» (Флоренский, 2000: 112). В настоящее время в работах лингвистов значительное место отводится психологии творчества. Исследователи рассматривают мироощущение писателей, личный жизненный опыт, их отношение к действительности, к событиям, которые они описывают, к персонажам произведений. Как раз этим и обусловлен пристальный интерес к «внутреннему хронотопу». В центре внимания все в большей степени оказывается пространство души, памяти, воображения, сознания человека. Пространство в произведении МакКолла Смита уникально тем, что эпицентром всех событий является одна единственная улица. Эта идея отражена уже в самом названии произведения «Улица Скотланд 44» и является сюжетообразующей на протяжении всего романа. На формирование этого пространства повлияло также то, что изначально произведение публиковалось небольшими отрывками в газете The Scotsman и автор, стремясь объединить сюжетные линии персонажей, поселил их на одной улице, тем самым сделав пространство ключевым моментом повествования. Следует отметить тот факт, что изучение художественного хронотопа существенно раздвигает границы восприятия, интерпретации и анализа произведений, позволяя глубже проникнуть в их структуру и содержание. Сказанное выше определило направление и возможность для анализа художественного пространства и пространственных образов в произведении А. МакКолла Смита. 1.2. Жанрово-стилистические особенности детективного романа Роман, бесспорно, является одним из самых известных жанров художественной литературы. Существует он довольно давно, но до сих пор ведутся споры об определении этого понятия. Об этом Бахтин говорит следующее: «Никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью» (Бахтин, 1975: 257). На данный момент существует множество определений романа. В «Большой Советской Энциклопедии» дано следующее определение: «Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе» (Введенский, 1969-1978: 764). Н.В. Суслова в свою очередь дает следующее определение: «Роман - эпический жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб, порою целых поколений, развернутую в широком художественном пространстве и времени, обладающем достаточной длительностью» (Суслова, 2002: 403). Гроссман же считает, что «роман - одна из свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином понимается обычно какая-либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни» (Гроссман, 1935: 197). В нашей работе мы опирались на определение С.П. Белокуровой, которое является наиболее полным на наш взгляд. Это определение таково: «Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия» (Белокурова, 2005: 67). Термин «роман», возник в XII в. и претерпел массу изменений за девять столетий своего существования и к настоящему моменту охватывает чрезвычайно разнообразные литературные явления. В своей работе мы хотели бы рассмотреть такой вид романа как «детективный роман». В настоящее время детектив является одним из самых популярных жанров художественной литературы. Популярность его растет не только из-за увеличения количества произведений, написанных в этом жанре, но и из-за сложившейся в мире ситуации в целом. В наш перегруженный информаций век люди привыкли мгновенно получать необходимые им сведения, детектив же тем и цепляет читателя, что не позволяет сразу получить то, что человек желает знать. В детективе обязательно присутствует какая-то загадка, тайна. Цель детективного романа – решить эту загадку. Само понятие «детектив» ввела Анна Кэтрин Грин, американская писательница. На данный момент существует большое количество определений этого термина. Например, Н.Н. Вольский дает такое определение детективному жанру: «Детектив - это литературное произведение, в котором на доступном широкому кругу читателей бытовом материале демонстрируется акт диалектического снятия логического противоречия (решения детективной загадки). Необходимостью наличия в детективе логического противоречия, тезис и антитезис которого одинаково истинны, обусловлены некоторые характерные особенности детективного жанра - его гипердетерминированность, гиперлогичность, отсутствие случайных совпадений и ошибок» (Вольский, 2006: 3). С.С. Ван Дайн в работе «Twenty Rules for Writing Detective Stories» следующим образом описывает детектив: «The detective story is a kind of intellectual game. It is more - it is a sporting event». «Детектив - вид интеллектуальной игры. Более того, это спортивное состязание» (Ван Дайн, 1968: 2). Абрам Вулис в свою очередь считает, что «детектив – приключенческий роман (повесть, реже рассказ), дающий деяние через исследование, через узнавание, который принимает остросюжетную форму и завершается обнажением скрытых событийных пружин, в принципе необязательно уголовных. Детективу свойственна «проницающая» тенденция: время от времени его элементы вторгаются в серьёзную прозу, организуя согласно своим сюжетным законам более или менее обширные структуры – от эпизода до произведения» (Вулис, 1978: 244-258). В «Кратком словаре литературоведческих терминов» дается следующее определение: «Детективная литература (от лат. detectio – раскрытие; англ. detect – открывать, обнаруживать; detective – сыщик) – литература, посвящённая раскрытию методом логического анализа сложной, запутанной тайны, чаще всего связанной с преступлением» (Тимофеев, Тураев, 1985: 24). Еще одну дефиницию дают нам М.А. Можейко и А. А. Грицанов: «Детектив (англ. criminal) – литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий (а именно – преступления)» (Можейко, Грицанов, 2001: 212). Несмотря на определенные различия в терминологизации, в целом можно выделить устойчивые жанровые показатели детектива. В общем они отражены в дефиниции данной Н. Милых, в которой «детективный роман» - это «вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. Основой конфликта чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости» (Милых, 1987: 45-48). Примечательно определение данное Адамовым, в котором детектив определяется как «такой роман, жизненным материалом которого является тайна некоего опасного и запутанного преступления, и весь сюжет, все события развиваются в направлении её разгадки» (Адамов, 1980: 312). Данное определения является предпочтительным для нашего исследования. Не меньший интерес представляет и классификация детектива. В. Руднев выделяет 3 разновидности классического детектива: 1) английский, или аналитический (А. Конан Дойл, А. Кристи); 2) американский, или «жёсткий» (Д. Хэммет); 3) французский, или экзистенциальный (С. Жапризо) (Руднев, 2003: 111). Переводчик, критик и литературовед Георий Анджапаридзе говорит о таких видах детективов, как: 1) Детектив закрытого типа. Сюжет построен на расследовании преступления, которое было совершено в уединённом месте, где присутствует строго определенное количество персонажей. Яркий пример детектива такого типа – роман Агаты Кристи «Десять негритят»; 2) Психологический детектив. Здесь мотив преступления чаще всего личный (месть, зависть) и главным элементом расследования становится выяснение прошлого, наблюдение за поведением, привязанностями героев и т.д. Примером является «Тайна Эдвина Друда» Чарльза Диккенса; 3) Исторический детектив. Здесь преступление расследуется в прошлом или же в настоящем времени расследуется старинное преступление (Умберто Эко «Имя Розы»); 4) Иронический детектив. В повествовании присутствует юмористическая нота. Зачастую, в произведениях такого типа высмеиваются штампы детективного романа. Для русскоязычных читателей основоположницей этого жанра считается Иоанна Хмелевская; 5) Фантастический детектив. Находится на стыке литературных жанров. Действие может происходить в вымышленном мире, будущем, альтернативной реальности; 6) Политический детектив. Нечасто встречается в чистом виде. Основная интрига строится вокруг политических событий; 7) Шпионский детектив. Повествует о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов. Внимание заостряется проведении разведывательных работ; 8) Полицейский детектив. Сюжет строится на описании работы команды профессионалов. Главный герой лишь незначительно выделяется на фоне своих коллег; 9) «Крутой» детектив. Главный герой умен, силен, принципиален и борется против всего мирового зла (Анджапаридзе, 2003: 24-27). В настоящее время писатели все чаще и чаще выходят за рамки каких-либо классификаций детективного романа. Они манипулируют различными сюжетными ходами и приемами, пренебрегая заповедями классического детектива. В один ряд с такими гениальными сыщиками как Холмс и Пуаро, стали обычные полицейские и неприглядная реальность их рабочих будней. Многие писатели наоборот стремятся возвести в абсолют способности своего героя, придавая ему еще более эксцентричные черты, нежели в классических детективах. Существенным нововведением стало появление сыщиков-женщин. Такая особенность присутствует и в детективной серии «Женское детективное агентство № 1», еще одном произведении автора материала нашего исследования – Александра МакКолла Смита. Александр Аласдер МакКолл Смит родился в Южной Родезии (ныне Зимбабве). По образованию юрист, является одним из составителей уголовного кодекса Ботсваны. В соавторстве публиковал книги по медицинскому праву и этике. Писать детективные романы начал лишь в конце 90-х годов. Его произведения отличаются особой точностью с точки зрения права и захватывающей колоритностью. В одном из многочисленных интервью, он признается, что ему нравится изображать высокоморальных женских персонажей с хорошей интуицией. Эта заинтересованность основана на личных предпочтениях писателя, а многолетнее исследование юриспруденции и медицинской этики сделало его достаточно компетентным в освещении этих вопросов. В его произведениях наблюдается смещение детектива с позиции «психологического» в сторону «этического». Исследование морали – вот на что ориентированы его персонажи, а само расследование как бы отходит на второй план. При всей оригинальности реорганизации, ставшего уже традиционным, психологического детектива, у МакКолла Смита мы можем наблюдать и такие классические черты как: 1) отсутствие потусторонних и сверхъественных явлений, все происшествия имеют логическое объяснение; 2) счастливый конец практически во всех случаях. Сыщик раскрывает преступление, вершит правосудие и все входит в привычное русло; 3) наличие интриги. Полная картина складывается лишь в конце прочтения; 4) наличие напряжения. Писатель создает это ощущение, вызывая у читателя различные эмоции, такие как любопытство, страх, сострадание; 5) присутствие тайны. Намеки, улики, действия героев, недосказанность – всё для того, чтобы взволновать читателя, увлечь его; 6) основной персонаж – человек имеющий отношение к частному сыску, будь то его работа или хобби; 7) любовь играет незначительную роль в повествовании; Как и всякий хороший детектив, произведения МакКолла Смита имеют «двухлинейную» структуру: первая линия – это загадка и все связанные с ней ребусы и улики, вторая же «внезагадочные» элементы сюжета. Обе линии распределены в детективе равномерно. Сочетание классических элементов с нововведениями в романе «Улица Скотланд 44» дает нам плодотворную почву для исследования особенностей индивидуального авторского стиля и изучения изменений в современных детективных романах. 1.3. Описание как компонент хронотопа в детективном романе Интерес к человеку, его окружению и предметам быта лежит в основе создания художественного образа. В литературе этот интерес занимает особое место, помогая писателю привнести в произведение свое видение, а читателю понять заложенный смысл. В литературоведении принято различать три типа художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Но важно отметить, что во всех трех типах на первое место ставится изображение человека. При использовании описания делается опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К ним относятся существительные, прилагательные, наречия и причастия. Знакомство с героем произведения, как и с реальным человеком чаще всего начинается с внешности. Писатель рисует для читателей портрет. Существует большое количество определений этого понятия. Рассмотрим некоторые из них. В Словаре русского языка дано следующее описание: «Портрет - 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. (…) 2. Перен. Художественное изображение, образ литературного героя» (Ожегов, 1990: 762). В свою очередь, Владимир Иванович Даль дает такое определение: «Портрет, портретик, -тец, -тишка, изображение человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. (…) описание нрава, быта и внешности человека, схожее с ним» (Даль, 1988: 854). Портрет может быть динамическим, рисующим позу персонажа, жесты, выражение взгляда и т.д. и психологическим – описывающем внутреннее состояние и переживания героя. Место портрета в детективном романе довольно разнообразно и занимает важную часть истории: - с портрета может начаться сама история (описание трупа или описание сыщика); - знакомство с новым героем в большинстве случаев начинается с описания внешности, для того, чтобы читатель сразу мог сделать соответствующие выводы; - может быть цельным (все черты описаны сразу же), и «разорванным» (черты «разбросаны» по всему произведению), в зависимости от задумки автора; - портрет описывает либо сам автор, либо кто-то из персонажей. В детективном романе оба варианта встречаются довольно часто; - портрет может быть фрагментарным – изображать лишь характерную черту (шрам, плащ и т.д.). В детективном романе подобным образом часто описывается убийца; - иногда портрет включает пояснения автора о привычках героя, о речи и т.д., так как это может иметь непосредственное отношение к сюжету и являться уликой. Следующий вид описания – интерьер. Интерьер (фр. Interieur, внутренний) – в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется в основном для характеристики героев, играя важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. То есть интерьер в художественной структуре произведения играет роль косвенной характеристики героев, а также даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях. Когда автор создает интерьер жилища героя, он в какой-то мере дополняет и портрет персонажа, ведь место обитания часто отражает внутренне «я» человека. Это описание, зачастую, также имеет существенное значение для сюжета детектива. Описание интерьера может дать нам представление о социальном статусе, достатке персонажа. Получение такой информации в детективе является очень важным аспектом чтения – читатель сам по кусочкам собирает представление о персонаже, обнаруживает улики, зацепки. Использование описания интерьера помогает создавать нужную атмосферу – вызывать любопытство, страх и т.д. Если в произведении описана неизвестная (или мало известная) нам эпоха или среда, описание интерьера может предоставить нам необходимые сведения. Описывая интерьер, автор также может прибегать к использованию архаизмов, диалектизмов, профессионализмов для того, чтобы читатель прочувствовал и проникся духом повествования. Интерьер и портрет тесно связаны с художественной деталью – небольшой подробностью, становящейся важнейшей деталью образа. С помощью интерьера писатель может продемонстрировать перемены, произошедшие с героем за определенный промежуток художественного времени. Третий тип художественных описаний – пейзаж является одним из важнейших средств раскрытия авторского замысла, подчиняется требованиям жанра, литературного направления и целям автора: раскрывает состояние персонажа, устанавливает композиционные связи между частями произведения. Может выполнять и более многозначную функцию, становится отправной точкой авторских идей, воплощает его философские взгляды. Пейзаж (от франц. - страна, местность) - один из содержательных композиционных компонентов художественного произведения, это описание природы или какой-либо местности в целом, выполняющее различные идейно-эстетические функции. Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, имеет разнообразные формы проявления в литературных произведениях. В художественных текстах достаточно часто можно встретить такие его формы, как пейзажные описания, пейзажные штрихи, пейзажи-предварения, пейзажные образы, психологические и эпические пейзажные параллели. «До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль - информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся - заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах» (Кожевников, Николаев, 1987: 50). Роль художественного пейзажа природы в произведении весьма важна. Пейзаж может быть необходим для обрисовки местности, географического обозначения места действия, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с условиями проживания людей, какими-то необычными достопримечательностями и т. д. Для детективного романа пейзаж является необходимым элементом произведения. В описание пейзажа могут быть включены различные улики, намеки для читателя, он создает нужную атмосферу для каждого момента повествования. В произведении пейзаж играет следующие роли: 1) выражает авторское отношение к природе; 2) изображает характерные черты местности, области, страны (создает местный колорит); 3) используется как дополнительное средство для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа; 4) имеет символическое значение; 5) изображает природу как главного героя художественного произведения. Компоненты пейзажа обычно являются фоном, характеризующим место действия. Введение данных элементов необходимо тогда, когда без этих выразительных средств не представляется возможным передать атмосферу происходящего, проникнуть в глубину человеческого мировосприятия, узнать отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом (Родионова, 2003: 160). Выделяют четыре основные функции пейзажа: 1) Иллюстративная – создает фон, на котором разворачиваются события в произведении; 2) Психологическая – передает внутреннее состояние персонажа, его переживания; 3) Лирическая – задает общий тон повествования, передает настроение героя; 4) Символическая – пейзаж выступает в роли образа-символа. В целом же пейзаж может выполнять большое число различных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления яркости какого-либо события, для описания характеристики обстановки, в которой происходит действие. В художественном произведении природа может быть описана двумя способами описания – статическим и динамическим. Статическое описание используется для предметов, обладающих стабильностью и неизменностью в определенный временной промежуток. Динамическое описание значительно уступает по частотности статическому описанию. Эта разновидность описания природы встречается тогда, когда необходимо продемонстрировать какой-либо переломный момент в судьбе героя, накал страстей и т.д. По мнению В. Н. Левиной, изображения природы в художественном тексте являются элементами, как авторской картины мира, так и национальной культуры в целом (Левина, 2011: 26). Следует отметить, что зачастую местом действия в детективном романе является город. Город как место действия имеет те же функции, что и пейзаж; в литературе появился даже термин «городской пейзаж». Городской пейзаж также является самым частым типом пейзажа в детективном романе «Улица Скотланд 44». Город, как и природная среда, обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. Кроме того, у города в любом произведении есть свой неповторимый облик, ведь каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но строит определенный образ города, в соответствии со своими художественными задачами. Городской пейзаж является наиболее предпочтительным видом пейзажа в детективном романе, ведь именно в городскую среду легче всего вписать преступление, а также многочисленные улики, которые в дальнейшем помогут его раскрыть. В описание города автор может включить большое количество мелких, неприметных деталей, которые сначала не замеченные читателем, в виду своей обыденности, в дальнейшем могут раскрыться с неожиданной стороны. Подводя итог, можно обозначить несколько общих принципов классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер), выработанных в современной лингвистике. Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. Выделяют следующие функции: - моделирующая, или координирующая функция (вводит основные, базовые координаты условного мира: время, пространство, субъект); - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой); - эстетически настраивающая функция (привлекает внимание читателя к сообщаемой информации); - символическая функция (превращает описание в зн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: