- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Просоциальное поведение как предмет психологического исследования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001923 |
Тема: | Просоциальное поведение как предмет психологического исследования |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. Просоциальное поведение как предмет психологического исследования 6 1.1. Подходы к изучению просоциального поведения в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2. Проблема формирования просоциального поведения в психологии и других социальных науках 25 1.3. Социальное содействие как форма просоциального поведения молодежи 30 1.4. Общая характеристика хакерского движения и лиц, склонных к девиантному поведению в сфере информационных технологий 36 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 45 2.1. Организационно-методическое обеспечение и ход эмпирического исследования 45 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена наблюдающимся процессом перехода общества к качественно новой эпохе – информационному обществу. Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому многоуровневому изменению социальной системы, изменению среды, под влиянием которой меняется личность. Проблема существования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных исследованиях современных ученых. В связи с информатизацией общества формируется и развивается качественно новая система ценностей молодежи, ее потребностей и целей, а, соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности молодых людей в новых социальных условиях. Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. В современных условиях развитие и применение информационных технологий – это крупномасштабный социальный процесс, который охватывает практически все сферы жизни и общественной деятельности людей, в большей степени – молодежи. Одним из негативных последствий развития информационных технологий является появление и развитие новой формы преступности – преступности в сфере высоких технологий, когда компьютеры или компьютерные сети выступают в качестве объекта преступных посягательств, а также в качестве средства или способа совершения преступлений. Учитывая стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия и активное проникновение их во все сферы жизни общества, а также имеющееся расслоение населения в зависимости от степени доступа к информационным ресурсам, изменение средств и характера труда и некоторые сложности адаптации к среде информационного общества среди людей старшего поколения, особое значение приобретает процесс адаптации именно молодежи в качественно новой среде и распространение среди нее различных форм девиантного поведения в сфере информационных технологий. Проблема: рост киберпреступности и неготовность социальных работников к «перевоспитанию» молодежи, склонной к девиантному поведению в сфере информационных технологий. Проблема учреждения: отсутствие рекомендаций у ГБУСО КО «Цент социальной помощи семье и детям» по работе с подростками из группы уверенных компьютерных пользователей. Объект: просоциальное поведение молодежи как действия, приносящие пользу другим людям, а также формы поведения, которые включают в себя симпатию, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм и прочее (по В. Джеймсу и В. Зандену). Предмет: Программа формирования просоциального поведения у молодежи, склонной к девиантному поведению в сфере информационных технологий. Цель: разработать и апробировать Программу по формированию просоциального поведения молодежи. Задачи: Произвести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме просоциального поведения и его формирования у личности. Исследовать уровень готовности к просоциальному поведению (на примере компетенции к социальному содействию) у молодежи, продвинутой в сфере информационных технологий. Разработать Программу по формированию просоциального поведения у молодежи, склонной к девиантному поведению в сфере информационных технологий. Апробировать Программу формирования просоциального поведения у молодежи, склонной к девиантному поведению в сфере информационных технологий. Гипотеза: 1. Уровень компетентности в социальном содействии у молодежи, склонной к девиантному поведению в сфере информационных технологий, низкий, профиль негармоничный. 2. Программа, учитывающая индивидуальные особенности личности, позволяет успешно формировать просоциальное поведение. Метод теоретического исследования: теоретический анализ проблемы просоциального поведения в ходе анализа психолого-педагогической литературы. Методы эмпирического исследования: тестирование. Методики: 1. Методика «КСС100» для исследования уровня и особенностей просоциального поведения молодежи; 2. Методика «Социальные нормы просоциального поведения», разработанная Н.В. Кухтовой, И.А. Фурмановым; 3. Методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально- психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», шкала А «Выявление установок, направленных на "альтруизм-эгоизм"». Структура исследования. Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования, описываются, представлены гипотеза, цели, задачи и методы. В первой главе работы автором раскрывается содержание понятий «просоциальное поведение» и «формирование просоциального поведения» в контексте психологии и иных социальных наук. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, Программа и результаты ее частичного внедрения. В заключении представлены выводы и отражены перспективы исследования. ГЛАВА 1. ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Подходы к изучению просоциального поведения в отечественной и зарубежной психологии Интерес ученых к такому виду социального поведения людей, которое направленно не на причинение вреда другим, а на оказание им помощи прослеживается в работах, начиная с середины XX века, но до сих пор не сложилось единого определения данного феномена, не раскрыты механизмы его формирования и факторы, лежащие в основе его проявления. В науке существует множество понятий, отражающих поведение по оказанию помощи - «помогающее поведение», «просоциальное поведение», «альтруистическое поведение», «гуманное отношение». В зарубежных исследованиях для описания данного вида поведения чаще всего используется термин «просоциальное поведение», так как его значение является более широким по отношению к остальным. В специальной психологической литературе просоциальное поведение определяется как действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчетов на награду. Понимание же того, что именно является благом для общества, зависит от культурных ценностей человека. Согласно специальной справочной литературе, просоциальное поведение - это общее описательное название моделей социального поведения, которое является общественным по своему характеру. Обычно сюда включаются эмпатия, альтруизм, помогающее поведение, сотрудничество, щедрость, сочувствие и т.д., а оказание помощи понимается как предоставление непосредственной ее тому, кто в ней нуждается. Просоциальное поведение (от лат. pro - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) - это действия, предназначенные для того, чтобы приносить пользу другому человеку, обществу и представляет собой широкое понятие, т.е. такое поведение, которое включает в себя действия, позитивно оцениваемые обществом. Таким образом, просоциалъное поведение - это поведение, в основе которого лежит приоритетность моральных норм и общественных интересов по сравнению с собственными интересами и оно не является врожденным, но является результатом развития человека. Выбор поведения осуществляется в ущерб индивидуальным интересам, если индивидуальные и социальные интересы противоречат друг другу. В связи с этим, необходимо более подробно остановиться на многообразии определений просоциального поведения. Диапазон определений просоциального поведения достаточно широк, и, в частности, это означает: - любые действия, с целью принести пользу другому существу (Э. Аронсон, Т. Уилсон) [1]; - действия, приносящие пользу другим людям, способы реагирования на людей, которые проявляют симпатию, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм (В. Занден, В. Джеймс) [2]; - поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы (Р. Чалдини)[3]; - любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера его мотивов; большинство просоциальных поступков не оказываются абсолютно бескорыстными (К. Бэтсон); - действия по оказанию помощи, то есть помогающее поведение (В.Е. Ким); - действие, направленное на улучшение положения принимающего помощь, однако оно ограничивается ситуациями, в которых субъект действия не мотивирован исполнением профессиональных обязанностей, а объектом помощи являются люди сами по себе (а не организация); - выполнение принятых в данном обществе моральных норм (одна из наиболее простых форм нравственного требования) (Д. Хопкинс); - действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчетов на награду; - поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (И.Дж. Виспе); - поведение, способствующее приспособленности получающего помощь человека за счет приспособленности помогающего ему (У. Гамильтон, Р. Триверс, Ч. Дарвин, Дж.Ф. Раштон); - поведение, приносящее выгоду другому человеку; оно включает в себя такие действия, которые являются сотрудническими, выражающие любовь или помогающими по отношению к другим (М. Айзенк)[4]; - позитивно оцениваемые межличностные действия, соответствующие культурным и социальным стандартам; объектом просоциального поведения выступают не абстрактные организации или люди вообще, а конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие, жертвы природных катаклизмов и т.п.). Различные направления в психологии накладывают свой отпечаток на понимание просоциального поведения. Так, в бихевиоризме оказание помощи рассматривается как позитивная форма поведения, формируемая путем подкрепления (Дж. Уотсон, Ф. Скиннер) или следования эталонной модели поведения (А. Бандура); в психоанализе - как продукт трансформации первичных эгоистических мотивов (3. Фрейд, А. Фрейд); гуманистическая психология рассматривает доброе начало и любовь к другому человеку, как изначально закрепленное в человеке (К. Роджерс, Ф. Франкл); по мнению представителей когнитивной психологии (X. Хекхаузен), человек следует принципу рациональности в построении моделей помогающего поведения. Для эффективной организации помощи нуждающимся в ней людям, важно учитывать обстоятельства, активизирующие готовность помочь, а также ситуационные (внешние) и личностные (внутренние) факторы просоциального поведения. Менее распространенным фактором просоциального поведения является биологический. Кроме вышеперечисленных факторов, анализ литературных источников показал, что проявление просоциального поведения также зависит от следующих факторов: 1. Восприятие, оценка и интерпретация ситуации. 2. Взвешивание затрат и пользы. При этом следует учитывать затраты трех типов: 1) затраты потерпевшего; 2) затраты помогающего, связанные с риском потерь и лишений; 3) затраты помогающего, связанные с динамикой уровня самооценки и самоуважения. 3. Присутствие других людей. Условиями для проявления просоциального поведения могут быть: а) позитивные представления личности о себе, связанные со способностями к солидарности и сочувствию, а также определяющие отношение к другим, что отражается в способностях к эмпатии, сотрудничестве и взаимопомощи, умении разрешать конфликтные и трудные ситуации; б) систему жизненных ценностей, которые определяют стратегии взаимодействия с миром; в) способность личности реализовывать себя на пути альтруистической, общественно значимой деятельности. Кроме того одним из важных условий проявления просоциального поведения является наличие или отсутствие окружающих людей и чрезвычайность ситуации, в которой возможно оказание помощи. Чтобы активизировать просоциальное поведение нужно не только воздействовать на те факторы, которые могут ситуационно актуализировать стремление помочь, но и обучать людей (прежде всего, детей). Вслед за Е.П. Ильиным под просоциальным поведением мы будем понимать поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду; поведение, которое ведет в большей степени к благополучию другого человека, чем самого субъекта, и обусловлено не внешним социальным давлением, а наличием у субъекта помощи ряда душевных качеств (личностных диспозиций) - сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности[5]. Психологическими детерминантами просоциального поведения выступают определенные содержательные (качества и свойства) и динамические (мотивы) характеристики, в совокупности определяющие направленность поведения. В связи с этим, к содержательным характеристикам просоциальной направленности, обеспечивающим помогающее поведение, относятся следующие качества и свойства личности: эмпатия, альтруизм, переживание морального долга, ответственность. В свою очередь, готовность вмешаться и прийти на помощь детерминирована такими факторами, как оценка соотношения величины затрат и вознаграждения, эмоциональное состояние помогающего и нуждающегося в помощи, присутствие других людей, социальные нормы ответственности, взаимности и справедливости. Так, понятие «просоциальное поведение» включает в себя различные виды действий, направленных на совершение поступка для блага другого. Побудительными силами просоциального поведения являются высокий уровень нравственного мышления, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы. Близкими понятиями «просоциального поведения» (но не синонимами) являются «помогающее поведение», «альтруизм», «эмпатия» и многое другое. Анализ литературы показывает, что данные понятия также могут являться и компонентами просоциального поведения, то есть входить в его структуру[4]. Таким образом, просоциальное поведение - это действия, ориентированные на то, чтобы приносить пользу другому человеку, обществу в целом и возникающие в результате взаимодействия внутренних и внешних детерминант поведения, которые определяют его направленность. В свою очередь, просоциальная направленность есть совокупность содержательных (качества и свойства личности) и динамических (мотивация) характеристик личности, определяющих склонность к оказанию помощи окружающим и готовность приносить пользу другим людям и обществу в целом. Теории и подходы в трактовке феномена просоциального поведения Рассматривая более подробно феномен просоциального поведения, следует остановиться на трех взаимодополняющих теориях, которые позволяют лучше понять природу просоциального поведения (таблица 1.1): теория социальных норм; теория социального обмена; теория эволюционной психологии. Д. Майерс подчеркивает, что социальные нормы предписывают человеку оказание помощи, при этом норма взаимности побуждает на оказание помощи отвечать тем же, а не вредить тому, кто ее оказал. Норма социальной ответственности мотивирует человека оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же, причем в течение всего времени, пока это им необходимо. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, подобно любому поведению в обществе, мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Таблица 1.1 Теории просоциального поведения (по Д. Майерсу)[6] Теория Уровень Взаимный Подлинный объяснения альтруизм альтруизм социальных норм социологический норма взаимности норма социальной ответственности социального обмена психологический внешнее вознаграждение за оказание помощи дистресс - внутреннее вознаграждение за оказание помощи эволюционной психологии биологический взаимность сохранение рода Эволюционная психология признает два типа просоциального поведения: преданность роду и взаимность. Однако большинство эволюционных психологов считают, что гены эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жертвующих собой личностей, и поэтому общество следует учить просоциальному поведению[1]. Сходная точка зрения обнаружена и в некоторых других исследованиях. Например, в работе Э. Аронсона и Т. Уилсона была обнаружена следующая классификация теорий объяснения феномена просоциального поведения[1]: Теория социального обмена. Согласно данной теории, большинство действий продиктовано желанием увеличить получаемое вознаграждение и при этом уменьшить затраты, т.е. основное предположение состоит в том, что люди помогают только тогда, когда выгода от помощи превышает ее издержки [1;6]. Оказание помощи другим людям может вознаграждаться несколькими способами: - в соответствии с нормой взаимности (повышается вероятность того, что будет оказана помощь взамен); - ослабление неприятных эмоций очевидца несчастного случая (помогая другим, человек получает такие награды как социальное одобрение со стороны других людей и повышенное ощущение собственной ценности). Эволюционная теория. Биологи-эволюционисты Е.О. Уилсон и Р. Докинс использовали принципы эволюционной теории для объяснения агрессии и альтруизма. Некоторые психологи взяли за основу данную теорию и развили ее в рамках эволюционной психологии, которая была попыткой объясняющей социальное поведение с позиции генетических факторов. В отличие от биологов-эволюционистов, эволюционные психологи считали родственный отбор одним из способов объяснения просоциального поведения. Родственный отбор стал гипотезой, согласно которой поведение, идущее на пользу генетически родственным особям, предпочтительно с точки зрения естественного отбора[6]. Необходимо отметить, что биолог У. Гамильтон признал, что с эволюционной точки зрения действия отдельного человека направлены не столько на собственное выживание, сколько на выживание своего генотипа. Не менее интересно мнение Дж.Ф. Раштона, который предположил, что существует генетическая основа конфликтов между различными этническими группами, и что такие конфликты происходят отчасти из-за эволюционных требований помогать только тем, кто может передать гены потомству. Недостатком такого объяснения является то, что нет никаких оснований предполагать, что человек, которому оказывается помощь, имеет те же гены, что и помогающий[4;6]. Дополняя весь диапазон существующих теорий изучения просоциального поведения, необходимо представить точку зрения, предложенную в работах Ш. Тейлора. Автор в отношении к предлагаемой помощи выделил ряд социально-психологических теорий[7]: - теория атрибуции (угрозы самооценке). В соответствии с теорией атрибуции, люди хотят понимать, почему им требуется помощь и почему другие предлагают им свою помощь. Если им удается интерпретировать возникновение необходимости в чужой помощи за счет внешних и неконтролируемых факторов, а не за счет своих внутренних недостатков, это позволяет им сохранить положительную самооценку[8]. В ряде исследований Дж. Фишера, Э. Надлера и других было обнаружено, что люди чаще прибегают к посторонней помощи, когда считают, что их проблема вызвана скорее сложностью ситуации, нежели допущенными личными просчетами. Кроме того, важную роль играет объяснение мотивов тех, кто оказывает помощь. Если люди помогают потому, что искренне заботятся о других и их благополучии, это способствует поддержанию «эго». С другой стороны, если принятие посторонней помощи представляется как некомпетентное, неуспешное или несамостоятельное, это может угрожать самооценке. Угрозы самооценке могут удерживать людей от обращения к посторонней помощи, даже когда в ней имеется острая необходимость. - теория социального обмена (затраты на возвращение долга). Согласно теории социального обмена, реакции на получаемую помощь отражают не только выгоды, которые она за собой влечет, но и связанные с нею затраты. Помощь наиболее желанна, когда ее можно впоследствии компенсировать равноценной услугой, восстанавливая тем самым баланс во взаимоотношениях. Как указывает Дж. Фишер, люди с большей готовностью обращаются за помощью, если считают себя в состоянии отплатить за нее определенной услугой. В то же время Дж. Латане и другие исследователи утверждают, что люди выше оценят помощь, если смогут предложить что-нибудь взамен[9]. В отношениях с друзьями и родственниками взаимная помощь представляется обычной и естественной. Друзья дают друг другу советы, делают подарки и постоянно оказывают друг другу помощь. В работах Т. Уилса нашел свое отражение тот факт, что другу, который некогда помог, будет оказана ответная помощь в будущем, при этом снижаются затраты при обращении за помощью. В исследованиях Э. Надлер изложен взгляд на то, что односторонняя помощь может угрожать равноправию взаимоотношений и нарушать баланс власти. - теория реактивного сопротивления: утрата свободы. Данная теория - это объяснение отношения индивидов к предоставляемой им помощи. В соответствии с ней, как утверждает Дж. Брехм, люди стремятся к увеличению личной свободы выбора. Если свобода оказывается под угрозой, люди часто реагируют на это с раздражением и враждебностью. Это психологическое состояние и есть реактивное сопротивление. Перспектива утраты свободы также может мотивировать и восстановление своей независимости. - теория группы самопомощи и использования компьютера. Предоставляемая помощь не всегда воспринимается положительно. В некоторых случаях предоставляемая помощь может ограничивать свободу, ослаблять влияние и снижать самооценку. Понимание этих процессов позволяет объяснить, почему люди иногда негативно или неоднозначно реагируют на желание другого человека помочь им и почему люди иногда предпочитают не обращаться за помощью, даже испытывая в ней острую необходимость. Г.У. Бирхоффом выделены условия, определяющие просоциальную реакцию, - это намерение действовать на благо другому и свобода выбора (т.е. действия не по профессиональной обязанности). Существует два научных направления, которые отражают изучение просоциального поведения: - теории (модели), объясняющие природу просоциального поведения; - теории, раскрывающие отношение к предлагаемой помощи. Социально-психологические факторы позволяют объяснить такие источники помощи, как группы самопомощи и использование компьютеров. В группах люди с общими проблемами собираются вместе для того, чтобы помочь друг другу. Они минимизируют затраты на получение помощи, поскольку проводятся людьми, которые сами нуждаются в помощи, предоставляют возможность для оказания ответной помощи и позволяют осознать, что другие сталкиваются с такой же проблемой. Использование компьютеров делает доступной возможность получать помощь не от человека. Сегодня компьютеры используются для обучения разнообразным предметам. Обучающие компьютерные программы оказывают пользователям помощь, дают советы и устраняют неловкость или смущение, возникающие вследствие признания своих ошибок и проблем перед другим человеком. Привлекательность компьютерной помощи была убедительно проиллюстрирована в исследовании М. Наппа и др. Не претендуя на полноту изложения всех точек зрения, представляется важным изложить некоторые наиболее интересные и теоретически обоснованные подходы к пониманию феномена просоциального поведения. В интерпретации феномена просоциального поведения на основе ряда зарубежных исследований можно выделить следующие подходы: социобиология (биологический), индивидуалистский, межличностный. Анализ состояния проблемы просоциального поведения в контексте социобиологического подхода показал, что альтруистическое и помогающее поведение - синонимичные понятия, и в биологическом смысле помогающее и просоциальное поведение является эквивалентом альтруистического поведения[3]. Исходя из этого, альтруизм можно рассматривать как результат естественного отбора, поскольку он увеличивает возможность индивида (или его родственников) воспроизвести потомство. Альтруизм развивается под воздействием двух основных причин - выбора родственников и взаимной выгоды. По мнению представителей данного подхода, выбор родственников определяется репродуктивными успехами человека (т.е. совокупной приспособляемостью), которые зависят от вложенности генов в следующее поколение[2]. Однако просоциальное поведение не всегда распространяется только на родственников. Так, теория взаимного альтруизма Р. Триверса рассматривает просоциальное поведение, направленное не на родственников, а на чужого человека. Основной постулат этой теории состоит в том, что такое поведение благоприятствует естественному отбору, если следует принципу взаимной выгоды. Последний базируется на следующей формуле: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие люди поступали по отношению к тебе. Если помогающему ничего не стоит оказать помощь, а выгода получившего помощь высока, такой альтруизм оказывается взаимовыгодным. То есть «взаимный альтруизм» ограничен определенными условиями: высоким уровнем доверия между помогающим и принимающим помощь, стабильностью группы, ее долговечностью и высокой степенью доверия внутри ее. В целом, это те условия, которые повышают вероятность взаимной поддержки и уменьшают опасность эксплуатации альтруистических порывов. Любая генетически обусловленная черта, имеющая высокую ценность для выживания (помогающая индивидуальному выживанию), имеет тенденцию передаваться следующему поколению. Ориентация помогать другим может обладать высокой ценностью для выживания генов, но не обязательно для самого индивида. Оказание помощи близким родственникам также способствует выживанию генов в будущих поколениях и поэтому не противоречит базовым принципам эволюционной биологии. Мысль о том, что оказание помощи другим является генетически обусловленной частью «человеческой природы», вызывает немало возражений (К. Бэтсон). Биологические предрасположенности к эгоизму и агрессии могут уживаться с биологической предрасположенностью к просоциальному поведению. Так, с точки зрения социобиологии, просоциальное поведение можно рассматривать как результат естественного отбора, если он увеличивает для индивида (или его родственников) возможность воспроизвести потомство. Просоциальное поведение развивается под действием двух основных причин - выбора родственников и взаимной выгоды. Индивидуалистский подход сосредоточен на изучении связей между настроением человека и направленностью его поведения. Последователи этого подхода считают, что готовность помочь возрастает при хорошем настроении, вызванном успехами или счастливыми воспоминаниями. Это подтверждает модель аффективной зарядки, разработанная Г. Боуэром и Дж. Форгасом, согласно которой информационная роль настроения объясняется как избирательная активация, повышающая доступ к памяти в подобных же настроениях. Хорошее настроение вызывает позитивные мысли и далее - позитивно окрашенные действия, т.е. просоциальное поведение [10]. Существует и другой подход к информационной роли настроения - модель «аффект как информация», разработанная С. Шварцем[8]. Этот подход предполагает, что сиюминутное настроение воспринимается как часть информации, входящей в общее суждение. К примеру, если попросить человека оценить другого человека, первый может просто прислушаться к своим чувствам и дать оценку, опираясь на свои эмоции и впечатления. По мнению С. Шварца, позитивные чувства могут проинформировать человека о том, что окружающая его обстановка безопасна В связи с этим люди в хорошем настроении проявляют больше просоциальных действий. Поскольку сигналы опасности подавляют социальные порывы, то, соответственно, отсутствие опасности, показателем чего является хорошее настроение, стимулирует просоциальное поведение. Иными словами, эта модель доказывает, что реакция, когда человек в ситуации опасности вначале думает о себе, а потом о других, вполне нормальна. Суммировав все исследования на эту тему, Дж. Форгас указал на асимметричность воздействия хорошего и плохого настроения. Воздействие хорошего настроения сильнее и последовательнее, чем воздействие плохого. С точки зрения эволюционной теории, это можно интерпретировать так: плохое настроение сигнализирует о непорядке и возможной опасности. Следовательно, плохое настроение у человека возникает тогда, когда он глубоко сосредоточен на себе и подавляет просоциальные порывы, ибо возрастает цена вмешательства. Д. Розенхан, Б. Удервуд и Б. Мур отмечают, что положительный опыт создает общее настроение благосклонности, которое охватывает саму личность и других, в то время как отрицательный опыт оказывает противоположное действие. Э. Исен и ее коллеги утверждают, что хорошее настроение предполагает мысли о позитивном. Люди в хорошем настроении быстрее, чем в любом другом состоянии, извлекают из памяти положительную информацию. В своих исследованиях, посвященных сравнению негативного настроения и нейтрального, М. Карлсон и Н. Миллер обнаружили, что межличностная вина как особая негативная эмоция существенно повышает стремление помочь. В целом же стремление помочь выше, если индивид нанес ущерб другому (межличностная вина), и ниже, если ущерб нанесен ему самому (виктимизация). Тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь при негативном настроении, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого желания - для взрослых. Чувство вины, вызванное совершенным плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки. К. Бэтсон и другие получили доказательства того, что сочувствующие люди, которые надеются на улучшение своего настроения, не снижают просоциальное поведение. Так, изучение воздействия отрицательного настроения показывает, что тенденция к уменьшению стремления оказывать помощь, как правило, характерна для детей, а к увеличению этого стремления - для взрослых. Чувство вины, вызванное совершенным плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки. Межличностный подход включает в себя теорию социального обмена и теорию взаимозависимости. И та, и другая рассматривают межличностные отношения как меновые, в ходе которых люди стремятся получить вознаграждение. Согласно теории социального обмена, помощь другим является своеобразной инвестицией в будущий социальный обмен. Помогая другим, люди часто получают такие награды, как социальное одобрение и повышенное ощущение собственной ценности. Но готовность помогать уменьшается, если это связано с опасностью или для этого требуется слишком много времени. Основное предположение теории социального обмена состоит в том, что люди помогают только тогда, когда выгода от помощи превышает ее издержки. В своей теории взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо приходят к выводу, что взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на эгоистическом принципе «ты - мне, я - тебе», в отношения просоциальные[9]. В данном подходе выделяют два типа межличностных отношений близкие (например, между друзьями, в этом случае особое значение придается солидарности, межличностной гармонии, сплоченности) и поверхностные (награду получают в соответствии с вкладом каждого в выполнение заданий на основе нормы справедливости). Похожее различие установили Дж. Миллз и М. Кларк, которые противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. Меновые отношения возникают между людьми незнакомыми или едва знакомыми, близкие - между друзьями, членами семьи или возлюбленными. При меновых взаимоотношениях человек стремится к максимальной награде, тогда как при близких - принимает в расчет благополучие другого. Следовательно, при меновых отношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами, а при близких - просоциальными. Феномен сочувствия также играет важную роль в развитии про- социального поведения, причем стоит он выше эгоистических целей. Эмпирические данные подтверждают, что сочувствие и просоциальное поведение прямо связаны друг с другом. С этой моделью согласуется гипотеза альтруизма как сочувствия, в соответствии с которой просоциальное поведение мотивируется именно сочувствием. Сочувственное участие как особенность личности может считаться постоянной основой просоциальной мотивации, а постоянное преобладание личного дискомфорта - устойчивой эгоистической мотивацией. Составляющими межличностного подхода являются атрибуция и просоциальная самоконцентрация. Заявления о том, что вы «человек, который жертвует собой на благо общества» и «человек, который действительно хочет помочь другим», являются частью стратегий атрибутивного перевоспитания, направленных на изменение самоконцепции помогающего. Так, атрибутивное перевоспитание повышает желание осуществлять социально желательные действия. Дж. Пилявин сделан вывод о том, что в прикладном контексте атрибутивное перевоспитание, направленное на формирование просоциальной самоконцепции, может способствовать просоциальному поведению. Согласно межличностному подходу (теория взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо), взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на понятиях вознаграждения и затрат, в отношения просоциальные. Это объясняется тем, что взаимозависимые индивиды осуществляют просоциальные трансформации обычно взаимно. Дж. Миллз и М. Кларк противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения. При меновых взаимоотношениях человек старается достичь равновесия цены и награды: привлекаемый наградой, он избегает лишних затрат. Кроме того, человек более склонен к просоциальному поведению, если его связывают с другим человеком близкие взаимоотношения, и менее склонен к такому поведению, если вступает в отношения обмена, за исключением случаев, когда предполагается ответная услуга. В соответствии с теорией социального обмена большинство действий человека продиктовано желанием увеличить получаемое вознаграждение и уменьшить издержки. Сочувственное участие как характеристика личности также считается постоянной просоциальной мотивацией. Увеличить сочувствие и участие может внимание к не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: