VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Производственно-экономическая характеристика деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000401
Тема: Производственно-экономическая характеристика деятельности
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ…………………………………………………………………… 
7
1.1. Теоретическая сущность рынка тепловой энергии…………………..
7
1.2. Понятие государственно-частного партнерства и его роль в становлении рынка энергетики России……………………………………
21
2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЭНЕРГОСЕРВИС»……………………………. 
31
2.1. Краткая характеристика производственной деятельности  ОАО «Энергосервис»……………………………………………………………...
31
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Энергосервис» ………………………………………
35
2.3. Организация взаимодействия власти и предпринимательской структуры ОАО «Энергосервис»…………………………………………..
45
2.4. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики государственно-частного партнерства на рынке тепловой энергии…….
51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В Г.ЭЛИСТА……………….
62
3.1.  Модель перспективного сотрудничества власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии г. Элисты...
62
3.2. Пути развития местного рынка тепловой энергии…………………...
77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
86
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….
92




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования состоит в том, что реформа, проводимая в стране в 1991 г. изменила всю систему взаимодействия власти по управлению народным хозяйством. Рынок тепловой энергии, являясь наиболее сложным элементом хозяйственного комплекса муниципальных образований, испытывает отсталость в развитии теплоэнергетики в целом, особенно в большинстве муниципалитетов. Это явилось, во-первых, отсутствием прозрачности механизма функционирования и неразвитостью конкуренции на муниципальном уровне тепловой энергии в условиях рынка. Во-вторых, большинство рынков тепловой энергии на муниципальном уровне остаются  под регулированием органов государственной власти и местного самоуправления. Проводимые государством и муниципалитетами мероприятия по развитию коммунальных комплексов в целом пока не показывает устойчивых позитивных результатов вследствие финансовых, правовых, управленческих ограничений и иных преград. 
     Опыт зарубежных стран  показывает, что лучшим решением для оздоровления подобного рода секторов экономики является применение государственно-частного партнерства, которое поможет сформировать  предпринимательски-ориентированный рынок. Но создание привлекательной среды для инвестиций частнопредпринимательских структур в России требует от органов государственной власти и местного самоуправления индивидуального подхода для каждого региона, в зависимости от его особенностей. 
     Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, ведущих специалистов в теплоэнергетике современной России и области государственно-частного партнерства (далее ГЧП).
     Аспекты взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде посвящены труды Дж.Робинсон, С.В. Матиящук и С.Б. Сивиев.
     Целью дипломной работы является исследование проблем взаимодействия власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии на основе государственно-частного партнерства по материалам ОАО «Энергосервис» г.Элиста и разработка рекомендаций по их преодолению.
     Для достижения поставленной цели определены и решены следующие задачи:
     * раскрыть содержание понятия «рынок тепловой энергии» и охарактеризовать особенности экономических отношений между его субъектами;
     * определить содержание понятия «государственно-частного партнерства»  и охарактеризовать механизмы развития российской практики государственно-частного партнерства;
     * дать краткую производственно-экономическую характеристику ОАО «Энергосервис»;
     * проанализировать  механизм реализации ГЧП в России и зарубежных странах на локальном рынке тепловой энергии, выявить преимущества и недостатки функционирования отечественного ГЧП;
     * дать рекомендации по совершенствованию взаимодействия власти и предпринимательских структур на локальном рынке тепловой энергии, раскрыть пути развития рынка теплового энергии России.
     Объектом исследования выступает система организации взаимодействия власти и предпринимательских структур, в лице ОАО «Энергосервис», на рынке тепловой энергии г.Элисты.
     Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе взаимодействия власти и предпринимательских структур на рынке тепловой энергии, основанных на государственно-частном партнерстве.
     В дипломной работе применяются общенаучные и специально-научные методы исследования: системный анализ, историко-сравнительный метод, метод статистического анализа и т.д.
     В ходе выполнения исследования использованы государственные программы развития, нормативно-правовые акты, касающиеся систем теплоснабжения, государственно-частного партнерства; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, органов государственной власти и местного самоуправления г.Элисты,  внутренняя документация предприятия.
      Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     Первая глава раскрывает теоретическую сущность  рынка тепловой энергии, характеризует особенности взаимоотношений участников рынка, а также  определяет сущность ГЧП, описывая механизм его развития в отечественной практике.
     Во второй главе дипломной дана краткая экономическая характеристика ОАО «Энергосервис». Описан процесс реализации ГЧП в России и зарубежных странах на местном рынке тепловой энергии. Выявлены проблемы функционирования механизма ГЧП на рынке тепловой энергии.  
     В третьей главе предложены рекомендации по совершенствования организации ГЧП на рынке тепловой энергии г.Элиста, раскрыты пути развития теплового рынка России.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

     1.1. Теоретическая сущность рынка тепловой энергии

     Началом теплоснабжения в России считается 1844 год, когда темп роста городского строительства усилил необходимость применения новых видов теплоносителей – пара и горячей воды. Однако долгое время теплоснабжением были обеспечены лишь наиболее социально-значимые объекты в Москве и Санкт-Петербурге, для населения эти услуги были недоступны до первого десятилетия XX века. Следующий виток развития коммунальной теплоэнергетики был определен процессом индустриализации в 20-30-е годы прошлого века. Начиная с 1950-х годов в СССР произошло увеличение темпов жилищного строительства, восстановление тепло- и электрификации городов и промышленных центров, которое создали в Советском союзе мощную систему централизованного теплоснабжения, отличающуюся по своим масштабам от систем других стран мира. 
     Но уже в  1992 году в стране изменился общественный строй, и переход от плановой экономики к так называемым рыночным отношениям, стремительно начал разрушать отрасль энергетики, созданный в этом же году РАО «ЕЭС России» не смог этому противостоять, т.к. опыт старых энергетиков-теплофикаторов, оценивающих комбинированное производство энергии в условиях русских холодов, не был востребован, а новое поколение менеджеров, не владея фундаментальными знаниями формирования затрат в теплоэнергетике, сосредоточили свое внимание только на вопросах развития электроэнергетики. 1
     Реформы, проводимые в 2003 году в отрасли энергетики, разделили конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности электроэнергетических компаний и сформировали новый сегмент рынка. Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети были интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору единой энергетической системы (СО ЕЭС). Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна – РусГидро – на основе гидрогенерирующих активов . 
     Во время  ликвидации РАО «ЕЭС России», в 2008 году многие крупные частные компании по заниженным ценам приобрели его энергоактивы и, как дополнительный бизнес, получили в свое распоряжение региональные тепловые монополии. Благодаря их грамотной организационной и сбытовой стратегии реструктуризация рынка тепловой энергии прошла безубыточно для электроэнергетического бизнеса.2 В настоящее время наиболее значимыми предпринимательскими структурами в теплоэнергетической отрасли страны являются:
     - ООО «Газпром энергохолдинг» - 100% дочерняя компания российской газовой монополии ОАО «Газпром». Компания контролирует крупные региональные теплоэнергетические активы в Ленинградской области (ОАО «ТГК-1») и г. Москве (ОАО «Мосэнерго»).
     - ОАО «Квадра», контролируемое Группой ОНЭКСИМ, крупный энергетический холдинг Центрального федерального округа России.
     - ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС-холдинг), входящее в Группу «Ренова». Компания владеет значительными  энергоактивами в Поволжском федеральном округе.
     - ОАО «ЛУКОЙЛ», которое контролирует энергоактивы Южного федерального округа.
     - и другие крупные компании.
     Современный рынок тепловой энергии функционирует в соответствии с действующим Федеральный законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении». По данным Центра стратегического развития крупного энергетического холдинга Центрального Федерального Округа - ОАО «Квадра», в 2011 году в России  функционировало более 17 тыс. теплоснабжающих предприятий, включая: территориальные генерирующие компании, независимые производители, промышленные предприятия, теплосети. В структуру тепловой генерации входило 585 электростанций, 66 тыс. котельных и более 12 млн. индивидуальных теплоисточников. Протяженность тепловых сетей достигает до 200 тыс. км. Количество отдельных потребителей в стране более 40 миллионов. Примерно половина потребляемого тепла приходится на промышленные предприятия, другая – на сферу ЖКХ. 3
     Самым крупным региональным рынком тепловой энергии в России считается Центральный федеральный округ, далее следуют Поволжский и Сибирский федеральные округа. Из-за высокой среднегодовой температуры, установленной на территории Южного федерального округа, объем производства тепловой энергии в этом округе остается самым низким. 4
     
Рис.1.1. Объем производства тепловой энергии в 2013 году в разрезе федеральных округов РФ (в фактически действовавших ценах, млн. руб. и в % к итоговой сумме)

     Весьма слабо раскрыто понятие «рынка тепловой энергии» в современной научной литературе. Большинство исследователей делают акцент либо на отдельных производственных и экономических проблемах функционирования теплоснабжающих и теплосетевых организаций, либо на проблемах всей отрасли, вызванных развалом прежнего строя административно-командного управления экономикой. 
     До 2010 года теоретическая брешь в изучении теплоэнергетики как рынка, где взаимодействуют множество субъектов с различными экономическими и социальными ожиданиями, была обусловлена отсутствием необходимого уровня развития теплоэнергетики как отдельной отрасли. 
     В соответствии с 190-ФЗ «О теплоснабжении» принятым в 2010 году,  А. С. Зябкиным было раскрыто и охарактеризовано теоретическое содержание понятия «рынок тепловой энергии». Рынок тепловой энергии - это совокупность экономико-правовых отношений между субъектами производства, распределения, регулирования  и потребления тепловой энергии, заключенной в теплоносителе, которая выступает и как коммерческий товар и как общественная услуга.  Рассмотрев данную категорию с точки зрения экономической теории – в рамках развития теории предпринимательства, теории рынков и теории монополий,  и с позиции реальной хозяйственной практики – исследование локальных рынков тепловой энергии как значимой задачей для инвесторов в рамках развития механизмов государственно-частного партнерства в проектах модернизации городских систем теплоснабжения. Он пришел к выводу, что совокупность экономических отношений между субъектами теплоэнергетического комплекса в классическом понимании  «рынка» рассмотреть невозможно, так как экономическая деятельность осуществляемая организацией на постоянной основе регулируется административными субъектами в процессе ценообразования. А цены на тепловую энергию не определяются величиной спроса и предложения, а регулируются с помощью определения тарифа. 5
     Следовательно, требовалась концепция рынка более согласованная с реальной хозяйственной практикой. Основываясь на трудах Дж.Робинсон (1903-1983) о естественных монополиях, он отнес рынок тепловой энергии к рынкам с несовершенной конкуренцией – естественным монополиям. Робинсон в своем исследовании выделила отрасли, где конкуренция невозможна в силу их технологических особенностей, например: железнодорожный транспорт, электроэнергетику, газовую промышленность. По ее утверждению, в таких отраслях отсутствуют  предпосылки для конкуренции, т.к. наличие конкуренции в теплоэнергетике вызвало бы появление избыточных мощностей, то есть неполную загрузку тепловых источников, и эта недозагрузка привела в свою очередь к повышению себестоимости производства тепловой энергии.6 Другие справедливые замечания по этой проблемы сделала С.В.Матиящук - «сооружение и эксплуатация новых тепловых источников и тепловых сетей требуют огромных капиталовложений и организационных и временных затрат, что делает совершенно немыслимым проведение двух или трех параллельных друг другу систем теплоснабжения между одними и теми же пунктами».  7
     Все субъекты  рынка тепловой энергии можно подразделить на два уровня: субъекты ядра и субъекты периферии, а также на три типа: предпринимательские, административные и потребительские. Ядро рынка составляют: предпринимательские субъекты, осуществляющие функции производства и распределения теплоэнергии; административные субъекты, осуществляющие контрольно-регулирующие функции; потребительские субъекты, осуществляющие функции потребления и финансового обеспечения предпринимательских субъектов. Периферию рынка составляют: предпринимательские субъекты, осуществляющие сервисные и посреднические функции, учетно-биллинговые функции, инвестиционные функции, функции ресурсоснабжения; непредпринимательские субъекты, осуществляющие координационные функции8. 
     Предпринимательские субъекты ядра рынка тепловой энергии:
     1) Ресурсоснабжающие организации – хозяйственные общества или унитарные предприятия, осуществляющие поставки топливно-энергетических ресурсов и воды для производственных нужд теплоснабжающей организации.
     2) Теплоснабжающие организации – хозяйственные общества либо унитарные предприятия, осуществляющие продажу потребителям или другим теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных со стороны тепловой энергии, теплоносителя и владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и/или тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. К теплоснабжающим организациям обычно относятся территориально-генерирующие компании, государственные и/или муниципальные унитарные предприятия и хозяйственные общества коммунального комплекса.
     3) Теплосетевые организации – хозяйственные общества либо унитарные предприятия, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии. Как правило, это распределительно-сбытовые компании – государственные и/или муниципальные унитарные предприятия и хозяйственные общества, экономически и юридически обособленные или зависимые от теплоснабжающих организаций.
     Предпринимательские субъекты периферии рынка тепловой энергии:
     1) Энергосервисные организации.
     2) Учетно-биллинговые организации.
     3) Кредитно-финансовые учреждения и инвестиционные компании.
     Административные субъекты на рынке тепловой энергии:
     1) Орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения – регулятор тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; регулятор тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и др. 
     2) Орган местного самоуправления – собственник объектов системы теплоснабжения города, учредитель теплоснабжающей компании, организатор работы по проведению единой политики в области ценообразования в сфере ЖКХ  и др. 9
     3) Уполномоченный орган государственной власти в области контроля и надзора безопасности тепловых установок и тепловых сетей.10
     Важным и весьма перспективным элементом периферии рынка тепловой энергии являются саморегулируемые организации в теплоснабжении (СРО). Они не относятся ни к предпринимательским, ни к административным субъектам, их функция – координация взаимодействия предпринимательских субъектов внутри ядра рынка. Сущность СРО на рынке тепловой энергии основывается на двух компонентах:
     1) СРО – это профессиональные сообщества, что означает, что предпринимательские структуры в теплоэнергетике должным стать «квалифицированным множеством».
     2) Из предыдущего тезиса следует, что теплоэнергетика должна развиваться не экстенсивным способом, а интенсивным. При экстенсивном способе имеет место всегда необоснованный избыток производственных мощностей и невысокий КПД. Конкуренция «за вход на рынок» обязывает предприятия развиваться интенсивным способом.
     Развитие института СРО в теплоэнергетике, на наш взгляд, имеет вытекающие следствия:
     а) выработка внутриотраслевых стандартов, которые помогают сделать отношения между предпринимательскими структурами более квалифицированными;
     б) формирование эффективных коммерческих связей между поставщиками и потребителями ресурсов через понятие качества ресурса.
      Субъекты потребления на рынке тепловой энергии:
     Потребители тепловой энергии – лица, приобретающие тепловую энергию для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. 11
     Потребительские субъекты рынка тепловой энергии целесообразно классифицировать по следующим критериям: 
     а) по организационно-правовому положению: физические лица и юридические лица; 
     б) по основным целям потребления: коммунальные потребители – тепловая энергия используется для жизнеобеспечения людей и производственные потребители – тепловая энергия используется для технологических нужд.
     К производственному сегменту можно отнести различные промышленные, торговые предприятия, предприятия сферы услуг и пр. Коммунальный сегмент включает жителей многоквартирных домов и индивидуальных жилых строений, подключенных к местной системе, а также бюджетофинансируемые организации (школы, больницы, объекты социально-культурного значения и пр.), где тепловая энергия также используется для поддержания нормальных условий жизни и работы людей.
     Рассмотрим наиболее существенные аспекты экономических и нормативно-правовых отношений между субъектами рынка тепловой энергии.
     Во-первых, это обязательность договорных отношений между субъектами теплового рынка, которая закреплена ст. 15 190-ФЗ «О теплоснабжении». Потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение к системе теплоснабжения, в обязательном порядке должны заключать договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносить за это плату. Приобретение потребителями тепловой энергии также осуществляется на договорной основе по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Если потребитель подключен к системе теплоснабжения, но не потребляет тепловую энергию, то заключает договор с теплоснабжающей организацией лишь договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности12 и оплачивает указанные услуги также по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию или заключают договоры на ее поставки с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию по регулируемым ценам. Теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги также по регулируемым ценам. Таким образом, безусловность договорных отношений в теплоэнергетике, закрепленная в 190-ФЗ «О теплоснабжении» является необходимым условием создания прозрачных, цивилизованных экономических отношений в этой сфере.
     Во-вторых, это «неоднородность» тепловой энергии, как экономического блага и объекта рыночных отношений. Из экономической теории известно, в условиях конкуренции равновесная цена быстрее и более свободно устанавливается для однородных товаров.13 Но в теплоэнергетике эта формула также не работает, и не потому, что отсутствует конкуренция, а поскольку тепловая энергия для теплоснабжающей организации и для потребителя представляет собой разные экономические блага. Дело вот в чем. Теплоснабжающая организация производит и реализует тепловую энергию и мощность, причем тепловая мощность (в 190-ФЗ названная новым товаром в сфере теплоснабжения) – по мнению специалистов, как и в случае с электрической мощностью является лишь формально-экономически самостоятельным товаром, потому с правовой точки зрения его выделение в отдельный вид может квалифицироваться, как создание товарной фикции. Мощность представляет собой один из параметров количества тепловой энергии, и говорить о ней как о фактически существующем самостоятельном товаре не приходится. Цель подобной меры ясна: создание возможности отдельной оплаты тепловой мощности в виде платы за услуги по ее резервированию. По существу, речь идет о дополнительной услуге, которая оказывается потребителю. Но конечный потребитель, в частности – физическое лицо, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» приобретает у «исполнителя услуг» – Товарищества собственников жилья или Управляющей компании не саму тепловую энергию или мощность, а услуги теплоснабжения – отопление и горячее водоснабжение, которые входят в совокупность жилищно-коммунальных услуг. 14
     Основные особенности потребления услуг теплоснабжения, которые позволяют описать процесс оборота тепловой энергии. 
     1) Потребление услуг теплоснабжения носит как индивидуальный, так и общественный характер. Так, доктор экономических наук М.Н.Кондратьева утверждает, что «с формальной точки зрения услуги, предоставляемые с помощью инженерных коммуникаций, скорее являются частными товарами, чем общественными, поскольку их можно делить на порции и продавать по порциям». С другой стороны, С.Б.Сиваев, Э.К.Трутнев и В.Ю.Прокофьев считают, что услуги теплоснабжения обладают специфическими качествами, например, соответствуют принципу несоперничества, что в большей степени относит их к общественными благам.15 Индивидуальный мотив придает потреблению услуг теплоснабжения вероятностный характер, который зависит от привычек и образа жизни человека или группы лиц, объединенных в домохозяйство. По нашему мнению, технология транспорта тепловой энергии, а именно – доминирующее положение централизованных систем теплоснабжения в нашей стране, указывают на то, что услуги теплоснабжения все же относятся к разряду общественных, публичных благ. Отопление на первый взгляд кажется исключением, но это только технологическое ограничение, связанное с проблемами регулирования температуры в помещениях.16
     2) Потребление услуг теплоснабжения носит насущный, жизненно-необходимый характер. Действительно, при современном уровне технологического развития энергетики и коммунального хозяйства хорошо устроенная бытовая жизнь людей в идеале должна восприниматься, как естественное явление, а также – как показатель эффективности работы организаций коммунального комплекса и органов государственной и муниципальной власти в плане организации предоставления качественного отопления и горячего водоснабжения населения и объектов социального значения. 17
     3) Потребности в услугах теплоснабжения носят всеобщий характер. В них нуждаются все объекты жизнедеятельности людей независимо от пребывания последних в таких объектах. К сожалению, приходится констатировать, что периодические перебои в обеспечении потребителей услугами горячего водоснабжения и отопления – распространенная проблема многих российских городов.
     4) Потребление услуг теплоснабжения носит неотложный характер, то есть услуги должны быть предоставлены в тот момент, когда в них возникает необходимость. Каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей. Следовательно, неоднородность тепловой энергии как экономического блага, которая обусловлена и технологически-потребительскими и правовыми особенностями ее производства и распределения, является объективной причиной невозможности установления «равновесной цены» на нее.18
     Наконец, в-третьих, к существенным аспектам экономических отношений на рынке тепловой энергии следует непременно отнести и сам механизм ценообразования (если следовать букве закона – установления тарифов) на тепловую энергию, который является отнюдь не простым по многим причинам. Следует отметить – наличие перечня тарифов, которые подлежат регулированию органами исполнительной власти. К их числу относятся19: 
     1) предельные (то есть минимальные и максимальные значения) уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 
     2) тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
     3) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям или другим теплоснабжающим организациям;
     4) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
     5) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
     6) плата за подключение к системе теплоснабжения.20
     Итак, рынок тепловой энергии представляет собой сложное взаимодействие предпринимательского и административного укладов. В зависимости от исполняемых на рынке функций можно выделить три группы субъектов. Это понятие можно определить как совокупность экономико-правовых отношений между субъектами производства, распределения, регулирования и потребления тепловой энергии, заключенной в теплоносителе, которая выступает и как коммерческий товар и как общественная услуга.
     Предпринимательскую функцию осуществляют субъекты производства и распределения тепловой энергии теплоснабжающие и теплосетевые организации. Административную функцию осуществляют различные властные структуры – уполномоченные органы государственной и муниципальной власти в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и др. Субъекты потребления данными функциями не обладают, в связи с чем их прямое влияние на развитие рынка несущественно. 
     
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     
     
Рис.1.2. Основные особенности рынка тепловой энергии муниципального образования в современных условиях

     Данный субъектный состав рынка тепловой энергии обуславливается объективными технологическими и нормативно-правовыми особенностями производства, распределения и потребления тепловой энергии (см. рис. 1.2.). В частности: 
     а) локальный характер экономической деятельности предпринимательских субъектов рынка тепловой энергии обуславливает квазимонополистический тип данного рынка; 
     б) ценообразование на тепловую энергию регулируется административными субъектами, что усложняет механизм возврата инвестиций и, как следствие, ограничивает приток частного капитала в отрасль; в) двойственный характер тепловой энергии как коммерческого товара для предпринимательских субъектов и как социально-значимой услуги для административных субъектов и субъектов потребления обуславливает различные экономические ожидания субъектов рынка; 
     г) технологические особенности генерации и транспортировки и потребления тепловой энергии обуславливают трансформацию конкурентных отношений между предпринимательскими субъектами «на рынке» в конкуренцию между ними «за вход на рынок».21
     
     1.2. Понятие государственно-частного партнерства и его роль в становлении рынка энергетики России
     
      Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда играли важную роль в экономическом развитии  страны. Особенно это стало заметно  в  кризисный	период, когда во всем мире начала расти тенденция сотрудничества государственной власти и бизнеса. Особенно актуальной  тема государственно-частного партнерства стала в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2014 г. и обострившейся политической ситуации среди стран ЕС, США и России. Отрасли экономики России получили хорошую поддержку от государства в рамках Программы стратегического развития России. Президент  РФ Владимир Путин назвал ГЧП - одним из механизмов повышения национальной безопасности страны.
     По данным Центра развития ГЧП  объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры входят в число наиболее приоритетных отраслей для реализации концессионных соглашений в Российской Федерации. Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по причине традиционной ответственности органов государственной и муниципальной власти, отсутствия долгосрочных тарифных программ, отсутствия законодательно закрепленных конкурсных процедур на право аренды коммунального имущества и ряда других факторов.
     Термин "государственно-частное партнерство" является дословным переводом английского термина "public-private partnership" , применяемого в зарубежных государствах. Во Франции опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован в 1552 году при постройке канала по концессионному соглашению. В Великобритании, Германии, КНР и  некоторых странах СНГ  проекты ГЧП обеспечивают от 10 до 20% экономии для бюджета страны. 22
     Самой распространённой формой ГЧП в Европе на протяжении многих лет остается Концессия. Концессия – это форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю23. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.
     Концессия –одна из форм ГЧП, позволяющая вовлекать частный сектор в управление и финансирование инфраструктурных проектов, а также в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Стоит заметить, что концессионные соглашения это одна из форм применения ГЧП, чья специфика состоит в сохранении титула собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах частного инвестора публично-правовому образованию за его владение и пользование.24
     Основные плюсы применения концессионного соглашения при реализации проектов ГЧП:
      - прозрачность правового режима ввиду наличия правовой базы, регулирующей порядок заключения и исполнения концессионных соглашений;
     - наличие опыта реализации концессионных проектов на разных уровнях власти; частичное применение механизмов государственной поддержки и инструментов ГЧП.
     Основными участниками концессии выступают концедент и концессионер.
     Концедент – это публично-правовая сторона, от имени которой могут выступать уполномоченные органы власти. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом – специально созданное юридическое лицо. 
     Концессионер – это индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества. 
     Основные признаки концессии, как формы взаимодействия публично-правового образования 25:
     - договорная основа партнерства при долгосрочном взаимодействии;
     - предмет концессии – государственная и муниципальная собственность;
     - регулярные платежи концессионера концеденту за владение и пользование объектом;
     - финансовое участие частного инвестора в создании или реконструкции объекта концессии и осуществления его обслуживания;
     - передача частному партнеру только прав владения и пользования, с сохранением права собственности за концедентом.26
     В России государственно-частное партнерство находится на стадии становления и развития. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ГЧП, при министерствах, Государственной Думе, реализуются проекты с применением институтов ГЧП. В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:
     - договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
     - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
     - Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
     - Постановление Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ.
     Однако до сих пор на федеральном уровне нет общепринятого правового определения понятия ГЧП, хотя оно и применяется в различных нормативных правовых актах. В связи с тем, что не существует единой трактовки термина «государственно-частного партнерства», представляется целесообразным определить самые специфические его черты, по наличию которых различные формы взаимодействия бизнес-структур с органами публичной власти можно квалифицировать как ГЧП. На основе анализа встречающихся в литературе определений ГЧП можно определить, что для ГЧП характерно:
     1)	наличие долгосрочного договорного соглашения между органом публичной власти и хозяйствующим субъектом;
     2)	передача выполнения части задач и функций, относящихся к деятельности органов государственного или муниципального управления, частному бизнесу;
     3)	привлечение частного финансирования капитальных вложений по проекту;
     4)	разделение рисков между государственным и частным .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44