VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Происхождение государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003975
Тема: Происхождение государства
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Вопросы о понятии государства, о роли государства в обществе, о его сущности, являются основополагающими. Это объясняется тем, что вопросы о государстве затрагивают интересы разных слоев общества, политические партии и движения; государство–это очень сложное и противоречивое общественно политическое явление.
     Актуальность темы определяется такими обстоятельствами, как: любое общество представляет собой целостную социальную систему, которая отличается степенью организованности, упорядоченности. Для каждого общества характерна определенная система управления поведением людей при помощи определенных правил.
     Для того чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, прогрессивное развитие социальных связей, требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно только при сочетании индивидуальной выгоды, личного интереса с социальной выгодой. Такое объединение может быть достигнуто только благодаря существованию в обществе правил поведения и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала эти нормы.
     Объект исследования в курсовой работе – понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.
     Целью моей курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.
     Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть определение государства
2. Рассмотреть понятия и признаки государства;
3. Сравнить государственную власть и политическую власть;
4. Рассмотреть функции государства.
     Предмет исследования: государство.
     Теоретическую основу курсовой работы составляют материалы из учебной литературы и научной литературы.
     
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ, И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Происхождение государства
     Возникновение государства по настоящее время в науке остается спорной. В основе этой проблемы лежат философские возрения и течения. Некоторые думают, что государство существовало вечно и для сторонников такого мнения, проблемы возникновения государства не существует. А историческая наука дает новые знания о причинах происхождения государства. Современная наука связывает возникновение государства с развитием производства и с развитием экономики.
     В результате эволюции, человек, удовлетворяя свои потребности, начал трудовую деятельность, направленную на изготовление орудий труда, на производство еды, на преобразование природы. Это послужило толчком к отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и разделению людей, занятых в сфере обмена.
     Такие  изменения в общественной жизни имели серьезные последствия. Выросла роль мужского труда, поэтому мужчины стали главнее женщин. Самое главное это то, что родовая община начала дробиться на семьи, интересы которых уже совсем не совпадали с интересами рода (земледельцы, скотоводы, ремесленники). В связи с этим появился товарообмен, возникла частная собственность, образование классов, зарождение государства.
     И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.1 
     Формирование государства, было длительным процессом, и у разных народов проходил по разному. Одним из основных путей развития общества является восточный путь возникновения государства (сначала – Дальний восток, потом Африка, Америка, Океания). На этот путь зарождения государства, большое влияние оказали географические условия, там было необходимость в огромных общественных работах (сооружение и эксплуатация ирригационных систем).
     Восточные государства имели очень много сходств, друг с другом. Они все были деспотическими монархиями, у них был мощный аппарат управления, само государство выступало организатором производства. 
     На территории Европы был другой путь возникновения государства. Там было классовое расслоение общества, из за интенсивного формирования частной собственности на землю, скот, рабов. 
     Итог: на этом этапе, под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, запрета кровосмешения началось расслоение первобытного общества, родовую организацию общественной жизни сменяет государственность.   
     1.2 Теории происхождения государства
     Теории о происхождении государства, стали возникать вместе с появлением государства, они отражали общественное сознание и экономический строй.
     Самая древняя теория это теологическая теория. Согласно этой теории творцом всего на земле, в том числе и государства, являлся бог. Теологическая теория не отвергала необходимость создания государства. Придавая государству нотку божественности, осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и порядка. 
     Патриархальная теория. Эта теория была распространена в Древней Греции. Она началась в период средневековья, и ее отголоски дошли до наших дней. Основоположником патриархальной теории был Аристотель. Он считал, что государство представляет собой человеческую форму общественной жизни, что вне государства, общение человека с себе подобным невозможно. Так же он считал, что без патриархальных семей, существование государства невозможно.
     В России патриархальную теорию активно пропагандировал Н.К. Михайловский. В связи с этой теорий у людей началась вера в «Отца народа», вождя, личность, которая будет решать все проблемы людей. Это все было не демократично, потому что обрекало людей на пассивность, подрывало уверенность в людях, снижало ответственность за судьбу своей страны.
     Традиции патернализма существуют в наши дни.
     Органическая теория. Эта теория появилась в XIX в., в этой теории сравнивали государство с организмом, а законы государства с человеческой психикой.
     Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.2
     Согласно органической теории, человечество возникло в результате эволюции животного мира. Потом развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, в единое целое, которое и являлось государством.
     Органическая теория возникновения государства была не корректной, потому что все имеет различные уровни проявления жизнедеятельности, нельзя распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
     Теория договорного происхождения государства. Эта теория возникла в Древней Греции, в глубине веков. У Эпикура «впервые встречается пред­ставление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...».3
     Сторонники этой теории считали, что государству предшествует естественное состояние, что люди в этом состоянии обладают правами и свободами, Гоббс говорил, что это «Война против всех». Потом ради мира заключался общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. Согласно этому договору люди должны передать часть своих прав государственной власти и должны подчиняться ей, а государство обязуется охранять права человека, его собственность, безопасность и свободу.
     Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».4
     В теории договорного происхождения государства нет точного определения, где и когда состоялся общественный договор и кто был его участником. Но эта теория показала то, что государство возникает в связи с целенаправленной деятельностью людей.
     Теория насилия. Это теория возникла в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположниками были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, опирались на исторические факты, такие как возникновение германских и венгерских государств. Мать государства, утверждали сторонники теории насилия, – война и завоевание. Австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».5 
     Насилие, завоевание играло большую роль в образовании государства, но оно не являлось первопричиной образования государства.
     Психологическая теория. В этой теории образование государства объяснялось проявлением свойств человеческой психики, таких как подражание, зависимость от элиты, осознание справедливости.
     Марксистская теория возникновения государства. Эта теория описана в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Эта теория четкая, ясная, логичная.
     В этой теории связывают возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы.
     Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство зарождалось и формировалось до возникновения классов, и на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
     1.3 Понятие и признаки государства
     Еще в давние времена мыслители пытались найти ответ на вопрос о том, что такое  государство. Древнеримский философ, политический деятель М.Т. Цицерон говорил: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах –основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».6 Ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в этом его суть и главное назначение.
     В буржуазную эпоху большое распространение получило определение государства как союза людей, территории, занимаемой этими людьми. Государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 
1)совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.7 «Под именем государства, – писал Г. Ф.Шершеневич, – понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».8
     Так же пытались определить, что такое государство «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».9 Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал самое правильное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».10 В. И. Ленин внес в это определение изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».11
     Эти два определения были сильно распространены в науке. Но они подходят для тиранических и диктаторских государств.
     В современной литературе государство определяется как, суверенная организация публичной власти. К современному государству подходит следующая формулировка: государство – политическая организация общества, которая обеспечивает его целостность, осуществляет управление делами общества, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
     Понятие государства можно сделать конкретнее с помощью признаков, отличающих государство от родового строя и негосударственных организация общества. Признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права.
     Публичная (государственная) власть. Эта власть выступает от имени общества, но не совпадает с его мнением. Особенностью публичной власти является то, что она воплощается в чиновниках. Благодаря государственным органам эта власть становится государственной властью, обеспечивает государственную силу, насилие. Большая роль принадлежит армии, полиции.
     Государственный суверенитет. Это понятие появилось в средние века в связи с тем, что была необходимость отделить государственную власть от церковной. В наше время суверенитет – обязательный признак государства. Суверенитет заключается в самостоятельности и независимости, в праве свободно решать дела внутри страны или республики.
     Неразрывная связь государства и права. Государство не может существовать без права. Право делает государственную власть законной, государство действует, соблюдая правовые нормы и в рамках законности. Поэтому формируется правовое демократическое государство.
     
     
     
     
     
     
     
     2. ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
     1.1 Государственная власть
     Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п.12
     Государственная власть является публичной властью, управляет делами всего общества. Так же она является и политической, она регулирует отношения между социальными группами общества. Она обладает верховенством, самостоятельностью, независимостью. Осуществляется государственным аппаратом. Государственная власть распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства, кроме иностранных дипломатов. Она издает нормативно правовые акты.
     Черты государственной власти:
1) Способность воздействовать на поведения общества, управлять им, подчинять своей воле других;
2) Государственная власть распространяется на всех членов общества;
3) Государственная власть является публичной;
4) Государственная власть – это политическая власть;
5) Государственная власть – это легитимная власть, эта власть должна иметь доверие у общества;
6) Государственная власть действует только на территории страны;
7) Государственная власть обладает суверенитетом;
8) Государственная власть осуществляемая при помощи различных средств и методов, это могут быть традиции, религия, пропаганда, поощрительные методы, так же может применяться физическое насилие.
    1.2 Политическая власть
    Власть, которая осуществляется через государство, в государственной системе, в политических партиях, организациях это и есть политическая власть. Она связана с государством и государственным регулированием.
    Признаки политической власти:
1) Обязанность ее решений для всех видов другой власти и для общества;
2) Публичность, она действует на основе права от имени общества;
3) Огромный перечень средств завоевания, удержания и реализации власти.
     Основными компонентами власти являются:
1) Источники власти. Это авторитет, сила, богатство, законы, знания;
2) Субъекты власти. Это государство, социальные институты, группы, классы, партии, элиты, лидеры.
3) Ресурсы власти такие как, принудительные, нормативные, экономические, социальные, силовые.
     В наше время политическая власть использует такие методы своего функционирования как, позитивные стимулы, убеждения, принуждение, обещания, даже если они невыполнимые, установление льгот, запугивание негативными последствиями, информационный контроль.
     1.3 Соотношение понятий политической власти и государственной власти
     Существует две разные точки зрения в вопросе по соотношению этих понятий. Сторонники одной точки зрения, считают, что эти понятия одинаковы. М.И. Байтин говорил: «… политическая, или государственная, власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется самим государством или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.» Этот подход в вопросе о соотношении понятий государственной и политической власти, стал главным для многих советских юристов. В статье К. Маркса «Морализирующая критика и критизирующая мораль» есть прямое указание на тождество понятий государственная и политическая власть. Такая трактовка соответствует действительности, потому что общественные организации и государственные органы являются носителями одной господствующей идеологии, которая служит общим целям защиты государственного строя. Но такой подход, приемлемый для революционной смены политических режимов, не может быть универсальным для любой политической ситуации, особенно мирного, спокойного развития.
     Сторонники другой точки зрения понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, чем «государственная власть», они считают, что  это власть осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества, например партиями, общественными организациями. Одним из представителей такой точки зрения был Ю.А. Дмитриев. Государство, по мысли Маркса, это политическое существование гражданского общества. Такой взгляд уже не отвечает современным представлениям о гражданском обществе. В мировой науке в настоящее время получил признание подход к гражданскому обществу, как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним.
     Выделяют такие различия между государственной и политической властью как: «во-первых, в составе субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Непосредственными субъектами государственной власти выступают федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации. А субъектами политической власти являются политические партии, иные политические общественные объединения и субъекты избирательного процесса (избирательные объединения), а также органы местного самоуправления. Отнесение же народа к числу субъектов конкретного вида власти зависит от того, какая часть народа выступает участником данного властеотношения. Если речь идет о многонациональном народе РФ, осуществляющем властные полномочия в формах непосредственной демократии, закрепленных законом, то он выступает субъектом государственной власти федерального уровня.
     При этом население субъекта федерации, осуществляющее те же предусмотренные законом полномочия в пределах территории субъекта, становится субъектом государственной власти регионального уровня. А местное сообщество, действующее в пределах своей территории, как негосударственный институт является субъектом политической власти. Субъектами политической власти будут также те объединения граждан, которые созданы в порядке реализации нрава граждан на объединение и преследуют политические цели.
     Необходимо подчеркнуть, что различие между субъектами государственной и политической власти, когда речь идет о совокупности граждан, весьма условно и зависит от конкретного нормативного регулирования. Например, совокупность граждан, участвующих в референдуме, представляет собой субъект реализации государственной власти, а та же совокупность граждан, образующих политическую партию, является уже субъектом политической власти.
     Во вторых, различие между государственной и политической властью состоит в том, что они имеют разное поле для реализации своих полномочий. Полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления правовых норм, обеспечивающих нормальное его функционирование. А полем реализации политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Политическая власть выходит за рамки гражданского общества, только когда необходимо воздействие на процесс формирования государственных органов или осуществление давления на них.
     В третьих, различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти, используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.
     И наконец, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политической власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данному органу».13 
     Политическая и государственная власть имеют много общего. У обоих видов власти публичный характер, общие цели и похожие методы их реализации. Логично определить политическую власть как «механизм выявления и удовлетворения определенных наличествующих в обществе политических интересов, реализующихся посредством деятельности всех организаций политической системы»14, а государственную власть как «институциональный механизм согласования и координации социально –политических интересов и придание политической воле, отражающей компромисс этих интересов, общеобязательного юридического характера, закрепленного в законах государства»15.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
3. МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    По поводу сущности государства в отечественном правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у «руля управления» обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.16
    На сегодняшнее время существуют, кроме классового подхода, еще четыре основных известные теории, которые пытаются ответить на вопрос о сущности государства.
    3.1 Теория плюрализма
    Сторонники этой теории – Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль. Они рассматривают общество как совокупность значительных групп людей, объединенных по таким признакам как, возраст, пол, социальное положение, место жительства (страты). Они создают общественные и политические организации, пытающиеся оказать давление на государственную власть. Таким образом каждый человек в отдельности не может влиять на политику государства, но при воздействии политических организаций какой-нибудь страны интересы людей учитываются государственной властью. Так как интересы у каждой страны разные, эта теория называется плюралистической демократией.
    3.2 Технократическая теория
    Возникла в 20-е гг. XX в. (его часто называют «административным веком») как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы.17
    Сторонниками этой теории были Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид, они пытались ограничить технократов от бюрократов. Бюрократы обладали властью к аппарату государства, а технократы обладали властью к знаниям, умениям, опыту. По мнению Мейно, технократы – это группа лиц, занятых управлением, которые имеют высокий уровень специальной подготовки, которые не несут политической ответственности. 
    Эта теория не оставляет места для реализации, популярной в те годы иде о том что «каждая кухарка может управлять государством».
    3.3 Теория элит
    Эта теория появилась в начале XX в. Ее сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом:
    1) элиту образуют все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;
    2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления.
    Элита – особый социальный слой, обладающий определенным положением в обществе. В обществе происходит постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства.
    3.4 Юридический подход
     Начало юридического подхода к сущности государства заложил выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство как социальное образование и как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.18
     Современный уровень знаний позволяет рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории и вместе с тем не отрицается взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.19
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.
     4.1 Функции государства
     Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают такую характеристику понятия функций государства: Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма.20
     Данное определение можно считать правильным, потому что выполняя определенные функции в разных сферах жизни общества, государство воздействует на состояние общественных процессов.
     Практически все авторы дают одинаковое определение функций государства. Наиболее полные понятия о функциях государства отражены в трактовках Байтина М.И.:
     1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
     2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
     3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
     4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.21
     Содержание функций показывает, чем занимается государство, какие управленческие действия оно совершает, чем  занимаются его соответствующие органы.
     Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.22
     Можно дать такие понятия функций государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с социальным назначением государства, решение задач в интересах достижения государственных целей, укрепления и дальнейшего развития государства.
     4.2 Внутренние функции государства
     Среди внутренних функций государства выделяют экономическую, социальную, налогообложения, развития образования, культуры, науки, экологическую, охраны правопорядка.
     Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.23
     Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.24
     У экономической функции государства антикризисная направленность, она направлена на создание рыночной экономики, и она обусловлена потребностями общества.
     Социальная функция государства очень многообразна. Ее главной целью является сделать социальное положение людей одинаковым, развивать здравоохранение.
     Для выполнения социальной функции государством создаются фонды, расходующиеся на пенсии, образование, медицину, реализуются программы по занятости людей, сокращению безработицы, регулированию заработной платы.
     Однако в решении данных задач имеются проблемы, которые ежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах, об этом свидетельствует и практика Европейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометром являются и бесплатные юридические консультации при юридических факультетах вузов, куда нередко обращаются малоимущие слои населения. Большинство вопросов, с которыми обращаются сюда граждане, затрагивают их социальные права.25
     Функция развития культуры, науки и образования. В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.26
     Функция охраны правопорядка – это охрана прав и свобод граждан, защита всех форм собственности, борьба с преступностью, профилактика правонарушений.
     4.3 Внешние функции государства
     Это направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач, защита страны от нападение из вне, ведение захватнических войн, дипломатические отношения.
     Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др.27
     Во внешних функциях проявляются национальные особенности страны, потому что государство обязано обеспечивать интересы общества, поддерживать развитие науки и культуры. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.
     4.4 Классификация функций государства
     Актуальны проблемы, затрагивающие общечеловеческие интересы – охрана природы, борьба с преступностью, демографические проблемы и многие другие. Для решения этих проблем требуются усилия всех государств.
     Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.28
     В учебном пособии Тюменского филиала Академии права и управления, изложена категории классификации и виды функций государства.
     Функции государства классифицируются по следующим критериям:
     1. По сферам деятельности: 
     - внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);
     - внешние – нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны стран.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.