- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Программа подготовки замещающих родителей, основанную на научно обоснованных критериях психологической и социальной готовности к приему в семью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010391 |
Тема: | Программа подготовки замещающих родителей, основанную на научно обоснованных критериях психологической и социальной готовности к приему в семью |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………..…… 8 1.1. Теоретические основы готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью ……………….……………………….…………. 8 1.2. Критерии готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью ………………..…………………………………….. 13 1.3. Опыт подготовки кандидатов в приемные родители к приему ребенка в замещающую семью…………………………………………………………….. 20 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….. 35 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ (в клубе приемных родителей)……………….. 37 2.1. Диагностика готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью…………………………..………………………. 37 2.2. Разработка программы подготовки приемных родителей к приему детей в замещающую семью………………………………………….………… 43 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………. 58 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 62 ВВЕДЕНИЕ Настоящее содержание данной выпускной квалификационной работы посвящено проблеме формирования готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью. Выбор данной темы основан на стремлении определить, готовы ли приемные родители к приему детей-сирот, ведь даже когда имеются родные дети, не каждые папы и мамы понимают различия в отношениях к своим и приемным детям разбираются в сложностях характера сироты. Знают ли, каковы психологические особенности маленького человека, порой с рождения отданного в государственное учреждение. А это может привести к неразрешимым конфликтам, которые возникают между взрослыми и ребенком, тупиковым ситуациям, разрешение которых нередко видится в возвращении малыша в детский дом. Для любой страны мира залогом процветающего будущего являются дети, поэтому важнейшими критериями для их благополучного развития являются комфортные условия для роста и развития, забота со стороны родителей. Параллельно благополучному обществу в нашей стране по разным причинам неуклонно растет число семейного неблагополучия. Государством разрабатываются и применяются различные программы о поддержке детей сирот, смысл которых состоит в том, чтобы для таких детей найти такую семью, в которой они бы смогли получить наиболее качественное становление и развитие. Одним из таких способов для успешного развития ребенка является замещающая семья. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами. «Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа. Сегодня в российское пространство входит термин «профессиональная замещающая семья», хотя его общепринятого определения нет не только в законодательстве, но и в экспертной среде. В своих работах В.Н. Ослон под профессиональной замещающей семьей рассматривает семью, «в которой супруги получают ежемесячные денежные выплаты, за воспитание детей» [28, с. 42]. С точки зрения ученых М.В. Антакольской, А.М. Нечаевой, А. Нариньяни, С.И. Реутова, А. Довлатовой и других, все формы семейного устройства детей, отличные от опеки и усыновления, можно отнести к профессиональным замещающим семьям. Проблема детей оставшихся без попечения родителей и готовности семей к приему детей-сирот в настоящее время в нашей стране стоит очень остро, и в этой обстановке необходима разработка программ, формирующих готовность приемных родителей к приему детей в замещающую семью, так как воспитание в такой семье наиболее эффективно. В замещающей семье обеспечивается индивидуальный подход родителей к ребенку на протяжении длительного времени, ребенок чувствует себя в безопасности. Успешная жизненная позиция и деятельность замещающей семьи зависит от способности супругов взять на себя новую серьезную ответственность и решать новые задачи, а также от готовности самого ребенка строить новые отношения и менять устоявшееся поведение к происходящим событиям. Анализ литературы показывает, что замещающие родители в процессе приема ребенка из детского дома в семью испытывают множество трудностей в получении профессиональной юридической, психологической, социальной и другой поддержки с привлечением квалифицированных специалистов. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители могут получать посредством посещения различных клубов, школ или центров приемных родителей. Занятия в школе приемных родителей являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью. Оказывается психологическая помощь приемным родителям на всех стадиях усыновления: от момента, как принято решение, до консультационного сопровождения, когда ребенок уже находится в семье. В настоящий момент в России для так называемых замещающих родителей открывается все больше подобных клубов, появляются первые государственные школы. Конечно, применительно к многомиллионному населению нашей Родины это немного. Но если вспомнить, что результатом учебы становится то, что в каждом конкретном случае принимается взвешенное решение о воспитании ребенка, то это совсем немало. Центр приемных родителей воспитывает в людях, прежде всего, осознанную и ответственную готовность принять малыша в семью. А если другое решение – отложить на время встречу с ребенком? Считаем, что и это хорошо. Значит, люди понимают, что в силу каких-либо причин еще не готовы к такому шагу. Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как А. Дзугаева, А.М. Нечаевой, Н.А. Палиевой, И.И. Осипова, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатиной, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, М.Н. Щелованова, Л. М. Шипициной, В.Н. Ослон, А. Милкус, П. Котли. Вместе с тем, участившиеся случаи возвратов детей из приемных семей свидетельствуют о недостатках системы подготовки родителей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема заключается в том, что существующие программы подготовки не всегда учитывают степень психологической и социальной готовности к созданию приемной семьи. Цель нашего исследования: разработать программу подготовки замещающих родителей, основанную на научно обоснованных критериях психологической и социальной готовности к приему в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объектом исследования является готовность приемных родителей к приему детей в замещающую семью. Предметом – педагогические средства и условия формирования психологической и социальной готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью. Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ по теме исследования: раскрыть теоретические основы формирования готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью; 2. Рассмотреть критерии готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью; 3. Исследовать особенности формирования готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью; 4. Разработать программу подготовки приемных родителей к приему детей в замещающую семью. Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: - теоретические (анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация, сравнение и др.); - эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); - методы количественной и качественной обработки данных, интерпретации данных; - знаково-символического представления результатов исследования (таблицы, диаграммы). Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками в работе с приемными родителями для формирования готовности к приему детей в замещающую семью. База исследования: Клуб приемных родителей г. Новосибирск. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Теоретические основы готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью Проблема готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью была исследована многими учеными В.В. Барабановой, Э.К. Васильевой, И.Ф. Дементьевой, Н.А. Хрустальковой, А.Б. Холмагоровой и др. В работах данных авторов замещающая семья или другими словами, замещающая семейная забота, трактуется как приемная, опекунская и патронатная семья. Поднимая вопрос о готовности родителей приему детей, прежде всего, необходимо прояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Системный подход к семье предполагает признание семьи как единого психологического и биологического организма с наличием всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий). Основным критерием для выделения системы из окружающей среды, с точки зрения В. Д. Шадрикова является рассмотрение системы, в данном случае родительства, со стороны целевого назначения. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества [36, с. 42]. В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть такое понятие как готовность. В психологической литературе представлено много подходов к определению данного термина. Б.Ф. Ломов и Д.Н. Узнадзе под готовностью понимают целостное психическое явление, включающее в себя умения и знания личности, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности [28, с. 159]. П.А. Рудик понимает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут, как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [30, с. 42]. В психологии труда разрабатывается такое понятие, как готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность является необходимым качеством для любой профессии, но именно для педагогической деятельности она является определяющей среди других качеств личности. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленно деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [16, с. 70]. На основании представленных подходов к определению терминов «готовность» и «готовность к профессиональной деятельности» можно сделать вывод, что «готовность» употребляется в нескольких интерпретациях - как психическое состояние и как характеристика личности. Ученые выделяют несколько видов готовности: социальная, психологическая и интеллектуальная (профессиональная). Интеллектуальная (профессиональная готовность) интерпретируется следующим образом, сложное интегральное субъективное качество личности, содержательно раскрывающееся через комплекс компетенций и определяющую возможность эффективной профессионально педагогической деятельности [30, с. 190]. Под социальной готовностью приемных родителей к приему детей, мы будем понимать потребность в общении с семьями и умение подчинять свое поведение законам семей, способность понимать место ребенка, умение слушать и выполнять роль родителя, умение преодолевать трудности и относится к ошибкам как определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации семейного обучения и менять социальные роли в семье. Готовность родителей заключается в формировании у них готовности к принятию новой социальной позиции – приемные родители. Данная позиция обязывает занять иное положение в обществе, с новыми для него правилами. Психологическая готовность рассматривается как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Как видно из данного определения готовность является, прежде всего, психическим состоянием личности. В.Н. Дружинин отмечает, что психологическая готовность личности является динамической структурой, включающей в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются [18, с. 20]: - мотивационные особенности личности, - познавательные особенности личности, - эмоциональные особенности личности (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); - волевые особенности личности (управление собой и мобилизация сил, преодоление сомнений, боязни) Б.А.Душков, А.В.Королев Б.А.Смирнов разделили понятия психологическая готовность и психологическая подготовка. Психологическая подготовка - процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая необходимыми психологическими факторами. В теории психологической готовности выделяют так же общую (заблаговременную, длительную готовность) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность. Анализируя общее понятие психологической готовности можно сказать что, психологическая готовность представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешного выполнения того или иного рода деятельности человеком. Далее подробнее рассмотрим структуру и особенности психологической готовности к родительству. По мнению Р.В. Овчаровой феномен готовности супругов стать приемными родителями включает в себя [27, с. 100]: 1. Мотивационно – ценностный компонент. Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений; они являются основополагающими для остальных компонентов готовности стать родителями и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. 2. Когнитивный компонент - родительские установки, ожидания. Включают в себя три уровня презентации: - репродуктивные установки, - установки и ожидания в детско-родительских отношениях, - установки и ожидания в отношении образа собственного ребенка. По мнению Э. Мэш родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения. 3. Эмоциональный компонент - родительские чувства (это значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека, они противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях) 4. Деятельностный компонент включает в себя родительское отношение, родительские позиции, родительскую ответственность и стиль воспитания. – Родительское отношение – это относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально - ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению А. Я. Варга тип родительского отношения и соотношение структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка [14, с. 26]. - Родительские позиции (представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка; они реализуются в подвижных коммуникативных позициях) - Родительскую ответственность (это ответственность перед социумом и своей совестью; она возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании). Готовность семей к приему детей - это внутренняя позиция компонентом которой является целостная система отношений будущего отца и матери к появлению ребенка в семье. Уровень готовности к воспитанию ребенка определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущих родителей. С точки зрения С.Ю. Мещеряковой, психологическая готовность к родительству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация в отношении к ребенку (еще не родившемуся или не принятому в семью из государственных учреждений). Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов, и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой – выступает как особое личностное образование [23, с. 16]. Анализируя понятие психологической готовности к приему детей, позволяет сделать вывод что, психологическая готовность к родительству не является прижизненной психологической данностью будущих родителей, это длительный процесс осознания, мотивации, индивидуальный путь становления каждого из родителей. Центральным механизмом в процессе формирования готовности семей к приему детей является становление устойчивой позиции будущих родителей к созданию полноценной семьи, наделение субъективного содержания родительства новым смыслом. 1.2. Критерии готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка - в противном случае, такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места. Бесспорно, также, что воспитание чужого ребенка, сопряжено с большим количеством трудностей, по сравнению, с воспитанием кровного. Вкупе, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее готовности к приему детей в замещающую семью. На основе проведенного нами теоретического анализа основы готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью составим сводную таблицу критериев готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью. Таблица 1 Критерии готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью Вид готовности Критерии Социальная * восприятие приемного ребенка как кровного; * осознание смысла приема детей в замещающую семью; * уважение и прием неповторимости и индивидуальности каждого ребенка, как приемного, так и кровного; * мотивация к воспитанию ребенка в замещающей семье; * способность понимать место ребенка в замещающей семье; * умение слушать приемного ребенка и исполнять роль приемного родителя, умение преодолевать трудности и относится к ошибкам как определенному результату своего труда; * принятие новой социальной позиции - приемные родители. Психологическая * достаточный уровень эмпатии; * высокий уровень коммуникативности; * способность к развитию и изменению; * открытость, эмоциональность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость; * уверенность в своих силах, адекватная самооценка. Интеллектуальная (профессиональная готовность) * владение знаниями об особенностях воспитания приемных детей; * умение определять цели и задачи воспитания приемных детей; * умение учитывать в процессе воспитания психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, оставшихся без родительского попечения; * умение создавать ситуации для развития ребёнка в замещающей семье; * способности видеть причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач воспитания. Опираясь на вышеприведенные критерии готовности приемных родителей к приему детей в замещающую семью, мы пришли к выводу о том, что процесс её подготовки связан с целенаправленным преобразованием теоретических знаний, умений и навыков в систему, реализация которой в конкретных условиях характеризует степень готовности приемных родителей. Данный процесс является многоэтапным и сложным. Ниже подробнее обратимся к критериям психологической готовности приемных родителей. Наличие у приемных родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, по мнению А. Захарова, приводит к развитию у ребенка невроза. Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу. Под гиперсоциализацией понимается заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов. Кроме того, матери детей, страдающих неврозами, склонны к подозрительности, недоверчивости, упрямству, ригидности мышления, образованию ситуативно обусловленных сверхценных идей. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, наличие хронических межличностных конфликтов, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний, тревожность и неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость. Отцы - пассивны, беспокойны, неуверенны в себе, консервативны, склонны к морализированию, испытывают чувство вины. Оба родителя внутренне конфликтны, имеют низкую степень самопринятия [28, с. 159]. Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению. Эмпатичность - способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать. Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения. Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя. Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь. Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь. Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка. Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации. Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем. Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах. Приемная семья, создаваемая на основе договора, может обеспечить комфортную социально - психологическую атмосферу пребывания приемного ребенка в ней. Однако, несмотря на достаточно распространенную практику помещения детей в приемную семью, имеет место и расторжение договоров, возвращение ребенка в государственное учреждение. Одной из причин неудачи в создании приемной семьи являются взаимоотношения родителей с детьми. Во многих приемных семьях выявляются: высокий уровень требовательности родителей по отношению к ним, выраженное контролирующее поведение, отсутствие сотрудничества между родителями и детьми. Не для всех приемных родителей характерно принимающее поведение по отношению к ребенку, принятие его личностных качеств и поведенческих проявлений. У родителей нередко преобладает негативная оценка облика, поведения, деятельности приемного ребенка, отсутствует эмпатийно - эмоциональный контакт. Все это препятствует становлению гуманных взаимоотношений, которые бы обеспечивали гармоничное развитие всей семьи, призванной заменить приемному ребенку биологически родную семью [18, с. 26]. Говоря о воспитании приемных детей, следует подчеркнуть, что зачастую замещающим родителям приходится иметь дело с «перевоспитанием». В данном случае любой стиль воспитания может быть как ресурсным, так и неподходящим в зависимости от состояния ребенка. Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный стиль с преобладанием поддержки над контролем, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет «диктат», т. е. строгий контроль и четкие, жесткие правила. Поэтому приёмным родителям очень важно быть гибкими, способными при необходимости изменить стратегию семейного воспитания, подобрав методы и приёмы, подходящие именно их ребёнку. Поэтому воспитание детей в условиях замещающей семьи требует ряд психолого-педагогических действий направленных на формирование психологической готовности будущих родителей к новой социальной роли и к новому члену семьи. Так, Г.Г. Филиппова в определение психологической готовности к воспитанию приемного ребенка включает 5 основных блоков [39, с. 213]: 1. Личностная готовность: * общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности за жизнь и здоровье приемного ребенка; прочная привязанность к ребенку) * личностные качества, необходимые для взаимодействия с приемным ребенком (принятие ребенка таким, каков он есть; способность к совместной деятельности с ребенком и другими членами семьи; интерес к развитию приемного ребенка; интерес к деятельности выращивания и воспитания ребенка; умение получать удовольствие от общения с новым членом семьи). 2. Мотивационная готовность: зрелость мотивации принятия ребенка в семью, при которой ребенок не становится средством самореализации родителей; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений, ребенок должен быть полноправным членом семьи. 3. Сформированность родительской компетентности: * отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психологических потребностей и субъективных переживаний; * способность к адекватному реагированию на проявления и новообразования приемного ребенка; * способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; * гибкость в выборе методов воспитания; * необходимые знания о физическом и психическом развитии «брошенного» ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; * способность к совместной деятельности с ребенком; * навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка. 4. Адекватность моделей материнской роли, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для принятия в семью и воспитания ребенка, родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, родительское отношение и родительское принятие приемного ребенка таким, каков он есть. 5. Сформированность воспитательного потенциала родителей состоит из таких компонентов, как эмоционально-потребностный, операциональный, ценностно-смысловой. Содержание приведенных выше компонентов последовательно формируется в онтогенезе самих родителей, к примеру, во взаимодействии с собственной матерью, в сюжетно-ролевой игре в куклы и семью, во взаимодействии с другими детьми до принятия приемного ребенка в семью, а также во взаимодействии с собственными детьми. В каждом блоке родительской сферы должны быть сформированы все необходимые компоненты. Мотивационная основа родительского поведения формируется на протяжении всей жизни под влиянием как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Филиппова Г.Г. указывает, что содержание всех пяти блоков психологической готовности к воспитанию приемного ребенка взаимосвязано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической, профилактической и коррекционной работы по подготовке родителей к воспитанию детей в условиях замещающей семьи. Подводя итоги вышеизложенного материала, мы можем четко сформулировать проблематику процесса формирования готовности родителей к воспитанию приемного ребенка в замещающей семье. Одной из главных причин возникновения проблем воспитания детей в замещающей семье является недостаточная педагогическая, психологическая и социальная подготовленность кандидатов в приемные родители. Наличие этого аспекта обусловливает необходимость исследования эффективности психологической подготовки приемных родителей к принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью. 1.3. Опыт подготовки кандидатов в приемные родители к приему ребенка в замещающую семью В настоящее время в России очень много семей берут на воспитание приемных детей, не боясь всех возможных трудностей, связанных как с законом, так и с самим воспитанием. Этому способствует наше современное Российское законодательство, во многом изменившее отношение к замещающим семьям. Длительный отрезок времени в России помощь детям, оставшимся без попечения родителей, сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, по причине их пребывания в казенных учреждениях. И самой распространенной помощью было шефство, материальная помощь в виде подарков, организация праздников. Со временем стали добавляться более современные виды помощи, такие как забота о социальной адаптации детей, об их образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и тому подобное. На сегодняшний день детские дома все еще существуют. Но все же с постепенным развитием общества к нему пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – это только семья. И самая безошибочная помощь ребенку, оставшемуся без попечения родителей - помочь ему выйти из детского дома в замещающую семью. Согласно данным Пресс-службы Министерства образования и науки России за весь 2015 год передано на воспитание в замещающие семьи более 42 тысяч детей, под предварительную опеку - почти 19 тысяч детей. Всего детей, которые были устроены в семьи – 63 335: это 98,9% от числа переданных на воспитание в семьи граждан [44] . По нашему мнению, вышеприведенных результатов удалось достигнуть благодаря весомой поддержке приемных родителей со стороны российского государства в лице соответствующих законов. Таким законом является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391«О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах». Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьи 146 Семейного Кодекса Российской Федерации [7]. Приемные родители по отношению к приемному ребенку или детям имеют права и обязанности опекуна или попечителя. Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, без родительского попечения, о чем ясно изложено в статье 124 Семейного кодекса Российской Федерации, а общие требования к оформлению усыновления разъяснены в главе 19 СК РФ. Одним из видов государственной поддержки замещающих семей является школа приемных родителей. Это не просто школа, созданная государством для «галочки», она базируется на лучших технологиях и освещает широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью. С 2012 года по российскому законодательству обучение в школе приемных родителей становится для замещающих родителей обязательным [4], не исключая и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые хотят усыновить детей из Российской Федерации. По окончании школы родителю получают документ, который находится в перечне общего списка необходимых документов, которые подготавливают кандидаты в местные органы опеки. Условие об обязательном обучении в школе приемных родителей не распространяется на тех, кто уже является или являлся замещающим родителем, а также на прямых родственников ребенка, его отчима или мачеху. Но, несомненно, специалисты рекомендуют пройти школу всем будущим приемным родителям, в том числе и тем, кто по закону не обязан это делать. Существуют случаи на практике, когда ближайшие родственники, взяв на воспитание в свою семью ребенка, через определенный промежуток времени возвращали его в детский дом. Претенденты в приемные родители нередко сталкиваются с всевозможными мифами и заблуждениями. С одной стороны, одни из родителей считают, что никаких таких особенностей у детей из детского дома нет, все дети по своей природе одинаковые. С другой стороны, их же тревожит опасение, что, к примеру, у всех детей из казенных учреждений плохая наследственность. По замыслу российских законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит замещающим родителям лучше разобраться в своих возможностях, ресурсах, понять свои ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, оставшихся без родительского попечения, и, в конечном результате, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Школа приемных родителей помогает подготовиться к встрече с будущим ребенком, понять, какие у него могут быть проблемы. Подобная школа дает возможность потенциальным приемным родителям узнать и разобраться в следующих моментах: * как влияет на развитие ребенка прошлый травматический опыт, насколько неотвратимы генетические и социальные проблемы; * какие у детей из детских учреждений мог....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: