- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профилактика семейного неблагополучия в условиях деятельности службы детского телефона доверия, региональный опыт
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011509 |
Тема: | Профилактика семейного неблагополучия в условиях деятельности службы детского телефона доверия, региональный опыт |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК выпускная квалификационная работа Профилактика семейного неблагополучия в условиях деятельности службы детского телефона доверия: региональный опыт Выполнил(а) студент(ка) Андрусенко Ю.А., социальная работа, очная форма обучения (ФИО, специальность/направление, форма обучения) Научный руководитель: Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры социальных наук (ФИО, звание, должность) Мурманск 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ. 8 1.1. Сущность и причины семейного неблагополучия 8 1.2. Специфика социальной профилактики семейного неблагополучия 12 1.3. Детский телефон доверия как механизм профилактики семейного неблагополучия 33 Глава 2. ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ. 2.1 Детский телефон доверия как одно из направлений деятельности учреждений социального обслуживания: анализ деятельности детского телефона доверия в Мурманской области 2.2. Экспертный опрос: изучение мнения экспертов 2.3. Изучение информированности населения среди учащихся образовательных учреждений и педагогов 2.4. Методические рекомендации по профилактике семейного неблагополучия в условиях деятельности детского телефона доверия ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Актуальность темы исследования Семья является одним из главных институтов воспитания, связь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. В семье происходит первичная социализация ребенка. Благодаря воспитанию в семье, ребенок получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе. Невозможно найти семью, где бы отсутствовали конфликты между старшим и младшим поколениями. И в благополучных семьях отмечаются сложные взаимоотношения «отцов и детей». Многие родители разрешают внутрисемейные конфликты самостоятельно, стремятся понять ребенка, встать на его позицию, признать его право на собственный выбор. В некоторых случаях возникает необходимость в помощи специалистов. С появлением анонимных служб телефона доверия обе стороны детско-родительских отношений стали проявлять активность в вопросе преодоления разногласий. Бывает, что дети изначально скрывают проблему, но после установления доверительного контакта с консультантом телефона доверия, рассказывают об истинной причине звонка. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжёлый кризис. Утрачивается значительное число семейных традиций, изменяется отношение родителей к детям, разрушается психологический микросоциум семьи. В современных экономических условиях большинство семей не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитанию детей. Однако именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. От социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребёнка. Защита детей и оказание им помощи в экстренных ситуациях – одна из актуальных задач государственной социальной политики в сфере детства. Важность экстренной психологической помощи детям признается и на международном уровне. Вопрос об обеспечении деятельности общероссийского детского телефона доверия находится под пристальным вниманием правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Услуга по оказанию экстренной психологической помощи по телефону включена в законе в перечень социальных услуг. Детский телефон доверия – один из ключевых инструментов реализации права ребенка на информацию и защиту от всех форм насилия и жестокого обращения. Степень научной разработанности Проблемы семейного воспитания рассматривались многими классиками – И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. Жан – Жак Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» разработал утопический план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой. Руссо выделял значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков. Иоганн Генрих Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Не потеряли они актуальность и для современных исследователей – И. В. Гребенникова, С. С. Новиковой, Ю. Хямяляйнен и др. Среди современных исследователей различные аспекты проблемы поддержки семейного воспитания представлены в работах Н.В. Анненковой, О.С. Бажановой, В.Н. Дружинина, Е.С. Евдокимовой, Г.А. Сабитовой, К.Н. Сивцевой, И.А. Писаренко. Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, Ю.В. Корчагиной и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой . Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Основная ответственность за формирование благополучной семьи возлагается на плечи специалистов по социальной работе. Актуальность темы профилактики семейного неблагополучия только возрастает и требует дальнейшего изучения. Модель профилактики семейного неблагополучия, носит межведомственный и комплексный характер. Система профилактики представляет собой сплоченную, командную работу специалистов учреждений (образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальных служб и т.д.) по обмену информацией и опытом работы. Только единовременная комплексная помощь, оказываемая неблагополучным семьям педагогами, психологами, юристами, специалистами социальных служб, и в частности специалистами социальной работы, может дать положительную динамику в решении проблемы семейного неблагополучия. Объект исследования – профилактика семейного неблагополучия в деятельности детского телефона доверия. Предмет исследования – особенности профилактика семейного неблагополучия в деятельности детского телефона доверия в условиях региональной системы социального обслуживания населения. Цель исследования – выявить особенности профилактики семейного неблагополучия в деятельности детского телефона доверия в условиях региональной системы социального обслуживания населения. Задачи: * рассмотреть сущность и причины семейного неблагополучия; * рассмотреть особенности социальной профилактики семейного неблагополучия; * изучить деятельность детского телефона доверия как механизм профилактики семейного неблагополучия; * обобщить опыт профилактики семейного неблагополучия в деятельности детского телефона доверия в Мурманской области в условиях учреждений социального обслуживания населения; * изучить мнение экспертов о деятельности детского телефона доверия, как инструмента профилактики семейного неблагополучия; * исследовать степень информированности о детском телефоне доверия среди педагогов и учащихся в МБОУ г. Мурманска; * разработать методические рекомендации специалистам учреждений региональной системы социального обслуживания населения в сфере профилактики семейного неблагополучия в деятельности телефона доверия. Методы исследования: теоретические (анализ научной и учебно-методической литературы; эмпирические (анализ деятельности учреждений социального обслуживания населения в Мурманской области, экспертный опрос, анкетный опрос, разработка методических рекомендаций). Практическая значимость: заключается в разработке методических рекомендаций специалистам государственного областного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Мурманского центра социальной помощи семье и детям» в информировании службы детского телефона доверия для детей, подростков и их родителей, с целью профилактики семейного неблагополучия. Апробация: проведенное исследование прошло апробацию в рамках прохождения производственной (преддипломной) практики в виде доклада. С?т?р?у?к?т?у?р?а? работы. В?ы?п?у?с?к?н?а?я? к?в?а?л?и?ф?и?к?а?ц?и?о?н?н?а?я? работа с?о?с?т?о?и?т? из в?в?е?д?е?н?и?я?, двух глав, с?о?д?е?р?ж?а?щ?и?х? 7 п?а?р?а?г?р?а?ф?о?в?, з?а?к?л?ю?ч?е?н?и?я?, списка источников и литературы и п?р?и?л?о?ж?е?н?и?я?. В п?р?и?л?о?ж?е?н?и?и? п?р?е?д?с?т?а?в?л?е?н?а анкета с?о?ц?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?г?о? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? «Изучение степени информированности и отношения к службе детского телефона доверия среди педагогов и учащихся в МБОУ». Глава 1. Методологические основы профилактики семейного неблагополучия средствами деятельности детского телефона доверия 1.1. Сущность и причины семейного неблагополучия В современном мире, к большому сожалению, слишком часто во всех сферах жизнедеятельности стало фигурировать понятие неблагополучие. Употребляя его, люди изначально вкладывают в него негативный смысл. Рассмотрим, какое толкование дает данному понятию словарь. Неблагополучие – антоним слов благо, благополучие. Понятию «Благо» толковый словарь русского языка дает два значения. Первое – добро, благополучие. Второе – то, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности1. То есть, можно сделать вывод о том, что отсутствие этих условий (добра, достатка, удовлетворения потребностей и др.) можно назвать неблагополучием. Неблагополучие – неблагополучное положение; неприятность2. Для того, чтобы начать разбираться в особенностях неблагополучной семьи, дадим краткую характеристику благополучной семьи. Характеристики благополучной семьи по Т.И. Шульге: Во–первых, это семья, которая выполняет все функции. Во–вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трех). В–третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «я» человека. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту3. Что касается неблагополучной семьи, в научных исследованиях нет общепринятого определения семейного неблагополучия. Каждый автор вкладывает свой смысл в это словосочетание. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально–незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Ю.В. Корчагина дает следующее определение. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению4. Согласно М. А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно5. Ю.В. Корчагина утверждает, что группа неблагополучных семей очень неоднородна. Ниже приведен пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи. Так, например, проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей6. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо – или гиперопекающие). Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.)7. Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизация родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детскородительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе). Аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции8. В.М. Целуйко с учетом доминирующих фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности выделяет две больших группы таких семей. Первая группа – это семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности – неполные). Вторая группа – семьи со скрытой формой неблагополучия: семьи, ориентированные на успех ребенка, псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи, семьи известных людей, семьи состоятельных людей и др. Также ей выделена особая группа – это пограничные семьи-семьи с недееспособными членами, семьи с детьмиинвалидами и хронически больными детьми, семьи с нарушением структуры семейных ролей9. Еще одну классификацию предлагает С. Ю. Галиева, она с точки зрения содержания и сущностных особенностей неблагополучия выделяет: Семья группы риска – семья, жизнедеятельность которой при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащего исполнения родителем родительских обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию ребенка. К семьям социальнопедагогического риска относят: деструктивные семьи, характеризующиеся автономией и сепарацией отдельных членов семьи, отсутствием взаимности в эмоциональных контактах, наличием супружеского или родительскодетского конфликта; неполные семьи, где один из родителей отсутствует; ригидные, псевдосолидарные семьи, в которых наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни; распавшиеся семьи, в которых один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей. Собственно неблагополучные семьи. К ним относят: конфликтные – это те семьи, в которых интересы, намерения и желания членов семьи приходят в столкновения, порождая сильные и продолжительные эмоциональные состояния; кризисные семьи- семьи, где противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза; проблемные семьи – семьи, для которых характерно проявление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Асоциальные семьи – семьи, в которых происходят стойкие социально-психологические изменения, представляющие угрозу для проживания и воспитания в них детей10. Семьи, обладающие перечисленными выше характеристиками, как правило, имеют низкий воспитательный потенциал. В работах В.В. Коробковой, Л.А. Метляковой, С.Ю. Галиевой, М.Б. Шеиной определение воспитательного потенциала семьи представлено как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации11. В исследовании С.Ю. Галиевой дается сущностная и содержательная характеристика семей, находящихся в социально-опасном положении и в стадии семейного неблагополучия. Семьи могут обладать следующими уровнями воспитательного потенциала семьи: кризисный – характеризуется рядом семейных деформаций, определяющих, прежде всего, морально-нравственный климат семьи (периодическое употребление спиртных напитков, слабо сформированы нравственные ценности); неприемлемо-деморализованный характеризует семейную систему, пренебрегающую своими основными функциональными обязанностями и имеющую нарушенную структуру, прежде всего, в супружеских и детско-родительских отношениях; неприемлемо – деградирующий уровень характеризуется крайней степенью деградации и разобщенностью семейной системы: родители или члены семьи состоят на учете у нарколога, отбывают (отбывали) наказание в местах лишения свободы, нравственные ценности носят стойкий антисоциальный характер; распавшийся – в такой семье зафиксированы стойкие необратимые процессы распада семейной системы (запойные, применяющие сексуальное насилие и др.)12. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в категорию неблагополучных может попасть любая семья, не справившаяся с возложенными на нее обязанностями хотя бы в одной из сфер жизнедеятельности. Именно поэтому, в основу нашего исследования мы кладем определение М.А. Галагузовой. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно13. Семейное неблагополучие – комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Причины семейного неблагополучия рассматривают много авторов, приведем характеристику причин по Е.И.Зритневой14. Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера. 1. Причины макросоциального характера – кризисные явления в социально-экономической сфере. 2. Причины микросоциальные – как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и т. д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка). На современную семью к тому же оказывает влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них, миграция населения, урбанизация, нравственно-психологическая неподготовленность вступающих в брак, социальная незрелость, экономическая и психологическая самостоятельность женщин. Семейное неблагополучие, безусловно, влияет на состояние и воспитание ребенка. Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Н.Н. Кондрашков выделил три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка15: * Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; * Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; * В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). К отклонениям в поведении ребенка приводят причины биологического характера (наличие в семье психически или физически больного родителя, неблагоприятную наследственность у детей, стойкие отклонения в здоровье ребенка), социально-экономические (падение жизненного уровня большинства российских семей, снижение уровня социальных гарантий для детей, нерешенность жилищной проблемы, дистанционность школы от детей с трудными судьбами, влияние асоциальных групп в микросоциуме), социально-психологические (отчуждение между родителями и детьми, сверхзанятость родителей на производстве, конфликтный стиль отношений в семье, насилие в семье) и психолого-педагогические (непоследовательность и противоречивость воспитания, эмоциональное отторжение своего ребенка, гиперопека (изоляция от окружающей среды), авторитарность родителей; – гиперсоциальность (без учета индивидуальных особенностей ребенка), аффективность (раздражительность) родителей, непонимание закономерностей развития ребенка). Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины социально – психологического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Патогенным фактором выступает состав и структура семьи, уровень ее материального благополучия, психологический климат в семье По мнению З.А. Астемирова, неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям16. Таким образом, на сегодняшний день такое явление как социально неблагополучная семья, к сожалению, стало весьма распространенным. Какими бы факторами не было обусловлено неблагополучие семьи, это всегда негативно влияет на ребенка. Важно вовремя и результативно оказать помощь семье, находящейся в такой трудной жизненной ситуации. Для регламентации деятельности специалистов в данной сфере создаются документы, направленные на профилактику семейного неблагополучия и работы с семьями, которые подвергаются риску. Следовательно, чтобы оказание помощи данным семьям стало возможным и результативным, необходимо знать особенности каждой из них. Неоспорим тот факт, что рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. 1.2. Специфика социальной профилактики семейного неблагополучия Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика – научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Социальная профилактика(предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, который основывается на приоритете принципов законности и морали. В связи с этим можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей проблем социальной работы, что в профилактике нуждается все население. Но есть категории населения, которые нуждаются в ней в большей мере. Это дети, подростки, лица, ведущие аморальный образ жизни. Современный подход к социальной работе предполагает отход от прежней медицинской модели, которая была ориентирована только на лечение болезни, т.е. была направлена на оказание помощи. Сегодня важно найти причины болезни, т.е. социальные и психологические факторы, которые вызвали негативные последствия17. Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровнями социальной профилактики являются18: * Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики какой-то социальной проблемы, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (повышение образовательного, культурного уровня личности, совершенствование воспитательной работы). * Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например профилактики беспризорности среди несовершеннолетних. * Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. 1. Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс предупредительных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи19. Концепция системы профилактики семейного неблагополучия основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению семейного неблагополучия должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности. Мероприятия первичной профилактики семейного неблагополучия направлены, в первую очередь, на работу с семьями и детьми, не имеющими факторов риска формирования семейного неблагополучия и не находящихся в ситуации семейного неблагополучия, для профилактики формирования условий или факторов, способствующих появлению любых форм семейного неблагополучия или жестокого обращения с детьми, т.е. на создание программы ранней профилактики семейного неблагополучия путем направления усилий на работу с детьми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами и семьями (с детьми или без детей) с целью возрождения института семьи и брака, формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни для профилактики социального сиротства. Приоритетным направлением деятельности по первичной профилактике семейного неблагополучия является предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое – разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское – работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства. Работа по решению проблем семейного неблагополучия осуществляется по нескольким направлениям. Наиболее эффективным в оказании помощи неблагополучной семье является комплексный подход, который можно осуществить через специально организованную деятельность по отношению к ребенку и его семье. Основными принципами социальной работы с семьей являются: * приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; * уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; * соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; * обоснованное использование власти и контроля; * учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д. Социальная работа с неблагополучной семьей направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации посредством повышения уровня социальной адаптации семьи. Работы специалиста по социальной работе с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия. Специалисту очень важно выявить на раннем этапе работы индивидуальные особенности семьи и ее ситуации. В первую очередь, социальная работа с семьей и ее реабилитация направлены на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни. Один из путей к улучшению состояния – разработка специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы родители поняли разницу между и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой то, что в дальнейшем родитель, с помощью адекватных приемов, смог сам разрешить возникающие трудности. Родителей необходимо научить понимать своих детей, подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития. В процессе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, проблема жестокого обращения с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без поддержки родных и близких. Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство. При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике. Таким образом, данная программа должна быть направлена на: * творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способст....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: