VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профессионально-важные качества педагога

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007286
Тема: Профессионально-важные качества педагога
Содержание
Введение.

Учитель – это призвание, нежели специальность. Быть педагогом   дано далеко не каждому человеку.  Учитель должен всегда себя развивать , обучать , иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию.  Педагог  - это не только человек , который должен обучать своих учеников, педагог – это еще и психолог, и методист, и воспитатель, и вожатый.   Но прежде всего, педагог- это человек, любящий детей.  Ведь без любви и понимания  младшего  поколения будет очень трудно  работать в  образовательной сфере.  Настоящий учитель тот, кто пришел в школу по призванию. Тогда он  действительно стремится к качеству своей работы, к профессиональному мастерству.

Педагоги делают весомый вклад в развитие каждого человека. Ведь грамотный человек считается именно тогда, когда он эрудирован не только  в какой-то узкой специальности, а развит во всех областях .  Грамотный человек – это человек, который умеет анализировать, сопоставлять факты, историю, именно такой человек может достигнуть поставленных перед собой целей. И именно педагог помогает   личности в выборе профессии, в выборе правильного жизненного пути, именно учитель с самого раннего детства закладывает в ребенке личностные ориентиры. 

Красноречиво охарактеризовал педагога Т.Гончаров: «Педагог без любви  ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости , создавая ее, безмерно любили детей.»

Так какими профессионально-важными качествами должен обладать педагог? 

 В конце 19 века П.Ф.Каптерев,   русский педагог и психолог,  в своих исследованиях  показал один из самых важных факторов успешной педагогической деятельности – личностные качества учителя.  Он утверждал, что учителю необходимо обладать такими качествами , как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание он уделял остроумию , артистичности и ораторским способностям.  [ Каптерев П. Ф.— 1982].



Эту тему затрагивало множество   отечественных исследователей, например, Маркова А. К ,автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста [Маркова А.К.- 1993]. Митина Л.М. в своих трудах выделила более 50 личностных свойств учителя. Кроме того эту проблему поднимали такие выдающиеся исследователи как П.П.Блонский, Л.С.Выгосткий, Ф.Н.Гоноболин, Ю.Н.Кулюткин, А.В.Петовсий и другие. 

Актуальность моей работы обуславливается  познанием профессионально-важных качеств педагога , стремлением к познанию этих качеств и в конечном итоге повышение уровня развития учеников  за счет развития педагога.

Цель исследования: определить профессионально-важные качества педагога.

Объект исследования: личность педагога.

Предмет исследования: профессионально-важные качества педагога. 

Задачи исследования: 

1. анализ литературы по проблеме исследования;

2. изучение професиионально важных качеств педагога;

3. изучение профессиограммы ;

4. составление профессиограммы педагога.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

1. теоретические ( теоретический анализ литературы по проблеме исследовании);

2. эмпирические ( профессограмма учителя русского языка и литературы).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой литературы, 





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА

                 1.1. Личность педагога и ее изучение в психологии.

Личность педагога является основным фактором в педагогическом труде. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение  к ученикам, помогает правильно определить способности каждого учащегося и правильно направить ученика на жизненный путь. 

Именно личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: какие ставит перед собой цели и задачи учитель, ради чего он трудится, какие выбирает способы и средства достижения своих целей и решения задач. Таким образом, личность является центральным фактором в труде учителя. 

По мнению Н.В. Кузьминой , одним из основополагающих профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». А В.А. Сластенин в номенклатуру пофессионально-педагогических и личностных качеств учителя включает профессионально- педагогическую направленность, которая представляет:

-интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности;

-психолого-педагогическую зоркость  и наблюдательность ;

-педагогический такт;

-организаторские способности;

-требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность. [ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Р., 2007]

При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те черты, проявления личности, особенности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость» [Гамезо М.В-2003]. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока: [Балбасова Е.Г., Крутецкий В.А.-1991].

1)идейно-нравственный моральный облик

2)педагогическая направленность

3)педагогические способности — общие и специальные

4)педагогические умения и навыки. 

Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей — общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).

Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы  :

1)системные модели

2) структурные модели 

3)псевдопрогнозирующие

4) прогностические модели.

Первая подгруппа – системные модели педагогических способностей. Например, модель педагогических способностей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным .[Гоноболин Ф.Н.-1966]. Им были выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей:

способность делать учебный материал доступным для учащихся;

понимание учителем ученика;

творчество в работе;

педагогическое волевое влияние на детей;

способность организовывать детский коллектив;

интерес к детям;

содержательность и яркость речи;

ее образность и убедительность;

педагогический такт;

способность связывать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность (по отношению к детям);

педагогическая требовательность и т.п.

Вторая подгруппа – структурные модели педагогических способностей, которые влияют на эффективность и качество преподавания. Так, В.А. Сластенин, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:

перечень свойств и характеристик личности учителя;

перечень требований к психолого-педагогической подготовке;

объем и содержание академической подготовки;

объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.[ Сластенин В.А.-2002].



Из данной  структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:

-направленность (идейная, профессионально-педагогическая, познавательная);

-общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);

-частные дидактические способности (специальные или навыки владения методиками преподавания по конкретным дисциплинам).

-способность организовывать детский коллектив;

-интерес к детям;

-содержательность и яркость речи;

-ее образность и убедительность;

-педагогический такт;

-способность связывать учебный предмет с жизнью;

-наблюдательность (по отношению к детям);

-педагогическая требовательность и т.п. [Аминов Н.А -1994.] [Гоноболин Ф.Н.- 1965.]

Третья подгруппа – так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей. По мнению Н.В. Кузьминой  , педагог кроме организаторских способностей должен обладать еще коммуникативными, конструктивными, проективными и гностическими способностями.[Сластенин В.А.-1976.] [Кузьмина Н.В.-1967.]

И, наконец,  четвертая подгруппа – прогностические модели педагогических способностей.  

К основным свойствам личности учителя относят  способности, характер и психическое состояния, уровень развития отдельных психических функций (речи, интеллекта, воли, терпения  и др.)

            Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, которые присущи только ему, они  способствуют  успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого .

Можно выделить две большие группы педагогических способностей: 

перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими; проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является главной, и она малозаменима в случае ее отсутсвия. Данная способность  характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.

В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.

            Кроме этого выделяют скрытые педагогические способности и ярко выраженные:  компенсируемые и некомпенсируемые.

Другим свойством личности учителя является его характер - система 

устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям 

профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов 

профессионального поведения (один учитель - покладистый и 

малоинициативный, другой - импульсивный, взрывчатый, автономный в 

своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не 

определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности 

он может меняться. [Маркова А. К.-1993 ].

                  



Сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную, 

эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников. 

Устойчивая профессиональная направленность личности педагога 

отражается в его отношении к своей профессии, определяет успех его 

деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Для того чтобы учитель успешно выполнял свои профессиональные обязанности,  педагогу необходимо обладать определенными педагогическими способностями, навыками и умениями.  

              Кроме того, учителю необходимы творческие способности, умение 

понимать других людей, проникаться внутренним миром детей, 

сопереживать и в радости и в горе, передавать полученные знания будущему 

поколению. 

            Залогом успеха влияния личности педагога является взаимодействие с детьми, тесный контакт с ними, стремление идти вместе в процессе познания и преодоление трудностей в во время формирования личности ребенка.  

          1.2. Подходы к изучению профессионально важных качеств педагога.

Р.Берн отмечает, что «хорошими» по общей оценке учащихся считаются учителя , обладающие: эмоциональностью, личностной зрелостью, социальной ответственностью, способностью проявлять тепло и заинтересованность в общении, адекватностью восприятия. А самые низкие оценки получают учителя равнодушные, не умеющие общаться с учениками, находить  с ними общий язык , чрезмерно властны, по отношению к учащимся........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44