VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профессиональная культура военнослужащих (солдат и сержантов) по контракту.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016457
Тема: Профессиональная культура военнослужащих (солдат и сержантов) по контракту.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет 
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Департамент политологии и социологии
Кафедра прикладной социологии
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав кафедрой Меренков А.В.
_____________
(подпись)
«___» __________ 2018 г.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОЛДАТ И СЕРЖАНТОВ) ПО КОНТРАКТУ
Руководитель: д.ф.н., профессор Грунт Е.В.		
Нормоконтролёр		
Студент группы УГИМ - 264904  Шестопалов А.В.            	
     Екатеринбург 2018
     
      Оглавление
Введение	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛДАТ ПО КОНТРАКТУ.	11
1.1.Профессиональная  культура как социологическая  категория.	11
1.2. Специфика солдат по контракту как профессиональной группы и носителей особой профессиональной культуры.	36
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛДАТ ПО КОНТРАКТУ.	54
2.1 Военнослужащие по контракту как социально-профессиональная общность	54
2.2. Профессиональная культура военнослужащих по контракту и факторы ее формирования	64
Заключение	86
Список литературы	92
ПРИЛОЖЕНИЯ	102
Результаты интервью	102
Данные социологического опроса	162
     
    
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Введение
     Актуальность
     В 90е годы 20го века наша страна пережила период значительных социальных трансформаций, некоторые из которых не окончены по сей день. Трансформировались различные сферы жизни общества: экономика, государство, образование и многие другие. Изменения не обошли стороной и вооруженные силы. С 7 мая 1992 года Вооруженные Силы Российской Федерации стали принимать в свои ряды солдат по контракту, солдат, которые служат в вооруженных силах за денежное вознаграждение на основании заключенного договора с вооруженными силами (контракта).Так в России началось формирование профессиональной армии1. Согласно данным с сайта Министерства обороны Российской Федерации, профессионализация армии является чрезвычайно важным направлением в совершенствовании вооруженных сил 
     «В настоящее время важнейшим направлением деятельности Министерства обороны РФ является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом. Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными, что предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа профессионалов-контрактников»2.
     Несмотря на то, что армия стала принимать в свои ряды солдат по контракту, призывники в вооруженных силах не исчезли. И сегодня мы являемся свидетелями длительного процесса трансформации армии - от призывной к профессиональной. Призывная форма  (под формой мы понимаем способ комплектования армии)подразумевает формирование рядового и сержантского состава из солдат, проходящих военную службу по призыву, при том, что офицеры и прапорщики служат на контрактной основе. Профессиональная же армия целиком состоит из военнослужащих-контрактников. Отличия призывной армии от профессиональной колоссальны. Одно из ключевых различий заключается в наличии у солдат по контракту определенной профессиональной культуры, наличие которой свойственно любой профессиональной группе.
     Формирование профессиональной культуры у солдат по контракту является чрезвычайно важной частью профессионализации армии. Профессионализация армии, следовательно, и формирование профессиональной культуры солдат это долгий процесс, продолжающийся до сих пор. Российская армия сегодня переживает переходный период, что порождает ряд противоречий: 
     Оба способа формирования армии (призыв и контракт) сосуществуют параллельно, и в одних и тех же воинских соединениях одновременно проходят службу солдаты срочной службы и солдаты по контракту, те, для кого военная служба – долг или обязанность и те, для кого она является вопросом профессионального выбора3. Наличие такого значительного разделения в составе солдат требует и различного подхода к управлению, однако, различия в управленческих подходах к солдатам срочной службы и солдатам по контракту порождают разделение внутри солдатского состава, что негативно сказывается на эффективности воинских соединений. Еще одно, более глубокое противоречие, можно представить как противоречие между социализмом и капитализмом. Формирование армии путем призыва – это форма, унаследованная нашей страной от советского прошлого. Поскольку рабочий класс, при социалистической форме устройства общества, является правящим то и армия, защищающая это общество, формируется из рабочего класса. В капиталистических же обществах, солдат это профессия, за которую военнослужащий получает заработную плату, что и побуждает его поступать на военную службу.
     Несмотря на актуальность, проблема формирования профессиональной культуры солдат по контракту малоизучена в социологии, даже учитывая тот факт, что процесс профессионализации армии продолжается уже довольно долгое время. Исследования, посвященные профессионально культуре военнослужащих, как правило, нацелены на изучение текущего состояния и развития профессиональной культуры офицерского состава. Возможно, здесь сказывается длительный этап существования армии в качестве призывной, таким образом, что разговоры о военной профессии касались исключительно офицеров. Однако, такое положение дел открывает возможности для сравнительного анализа результатов нашего исследования с данными исследований, посвященных профессиональной культуре офицеров. Сопоставление солдатской и офицерской профессиональной культуры на современном этапе развития российской армии,  - это сравнение устоявшейся и вполне зрелой профессиональной культуры с формирующейся, что, безусловно, представляет определенный исследовательский интерес. Однако, следует помнить, что профессиональная культура офицера и профессиональная культура солдата имеют ряд ключевых различий. Это сравнение профессиональной культуры руководителя и подчиненного, большинства и меньшинства. Проблема профессиональной культуры солдат-контрактников до сих пор остается вне поля зрения отечественных социологов . Все это говорит об актуальности темы исследования.
     Объект профессиональная культура личности солдата  военнослужащего по контракту на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Предмет исследования: особенности функционирования и развития профессиональной  культуры солдат по контракту в современных условиях
     Цель исследования: состоит в изучении современного состояния и особенностей развития профессиональной культуры солдат по контракту в современных условиях.
     Задачи исследования:
1. Дать характеристику военной службы (солдата) как источника специфичной профессиональной культуры солдат по контракту
2. Определить сущность понятия «профессиональная культура»;
3. Раскрыть особенности профессиональной культуры;
4. выявить характеристики профессиональной общности военнослужащих по контракту.
5.  разработать типологию военнослужащих по контракту по отношению их к профессиональной культуре
6.  оценить степень сформированности профессиональной культуры военнослужащих по контракту
     Степень изученности темы в литературе
     Всю имеющуюся литературу по теме исследования можно разделить на несколько групп работ.
     К первой группе относятся работы, посвящены армии как социальному институту. Проблемами социального института занимались классики социологии такие как Г. Спенсер или П.Сорокин. Понимание социального института в духе структурно-функционального анализа привел Н.Смелзер.
     Армия как социальный институт общества рассматривается в трудах Образцова И.В., Панкина А.А. и Балашова А. И.
     Во вторую группу работ вошли труды, посвященные особенностям профессиональной общности  военных.
     Проблемы социальной общности рассматривали: в классической социологии: Теннис Ф, в Отечественной:  Ядов В.А., Белая Е.А. и Зборовский Г.Е. 
     Профессиональную деятельность военнослужащего и  их общность изучали: Д. Воронов, Д.Т. Язов, М.В. Шпехт и Е.Ф. Ковлакас
Третью группу работ представили труды, в которых рассматривается проблема профессиональной культуры. Этим вопросом занимались: Лымарь А.Н., Чернец Е.В., Коган Л.Н. и многие другие. Профессиональную культуру военнослужащих, как отдельной категории рассматривали в своих работах Абрамова П.А., и Ковалевский В.Ф.
     Теоретико-методологические основания  исследования представлены  теориями  социального института (Г. Спенсер, Н. Смелзер), социальной общности (В.А. Ядов, Е.А.Белая), профессиональной культуры (Лымарь А.Н. Коган Л.Н.); структурно-функциональным подходом к анализу армии как социального института и профессиональной культуры
     Эмпирическая база исследования
     Весной 2018 года среди военнослужащих по контракту мотострелковой войсковой части автором исследования был проведен социологический опрос с применением метода анкетного опроса. В опросе приняли участие 300 человек. Исследование было проведено по случайной стратифицированной выборке в рамках данной войсковой части. В войсковой части на первом этапе методом случайного отбора были отобраны подразделения (полки) далее роты и на последнем этапе отдельные военнослужащие. Таким образом, данные исследования репрезентативны только для конкретной войсковой части. В силу того, что выбранная войсковая часть не относится к числу элитных подразделений или войск специального назначения, данные исследования могут отражать положение дел в сходных войсковых частях. Сама организация Вооруженных Сил подразумевает высокую степень сходства между подразделениями, находящимися в пределах одних родов войск (мотострелковые). Но при этом, данные исследования, все же, не могут претендовать на строгую репрезентативность для всех Вооруженных Сил Российской Федерации или войск Центрального военного округа.  
      Также был проведен ряд экспертных интервью.  Информантами выступили офицеры, специалисты по работе с личным составом, а также специалист по кадровым вопросам и начальник пункта отбора на военную службу по контракту. С целью получения более глубоких данных, касательно профессиональной культуры военнослужащих было проведено 5 интервью.
     Помимо этого был проведен вторичный анализ  данных других исследователей.
     Научная новизна исследования
     Уточнено понятие профессиональной культуры, под которым понимается ценности, идеи и нормы поведения, а также определенные знания и умения, необходимые для выполнения той или иной профессиональной деятельности, усваиваемые индивидом в процессе профессиональной социализации.
     Выявлены основные характеристики армии как социального института:она является сугубо государственным учреждением, призвана отстаивать интересы всего государства, следовательно, ее функционирование подчинено распоряжениям правящей социальной группы;внешние и внутренние функции армии сходятся в одном: армия должна отстаивать целостность и суверенитет государства, защищать его от угроз, как внешних, так и внутренних; в случае, когда, внутренние противоречия в государстве принимают угрожающую форму, то армия является последней мерой защиты конституционного строя;  армия представляет собой правовую организацию, поэтому ее функционирование подчинено законам государства, в котором она функционирует.
     - Определены  основные характеристики профессиональной общности военнослужащих по контракту: являются специалистами, занимающимися определенной деятельностью – военной службой; общность существует как на номинальном, так и на реальном уровне; осознание военнослужащими своей принадлежности к Вооруженным Силам широко поддерживается на общегосударственном уровне, на этом во многом строится моральная готовность военнослужащих к выполнению своего долга; военная служба зачастую тесно переплетается с частной жизнью военнослужащего и порой занимает в ней значительное место. Такое тесное переплетение непосредственно способствует формированию профессиональной общности т.к. человеку в таком случае необходимо постоянное включение в определенный коллектив, ощущение общности и единства с ним. Ощущение военнослужащими собственной принадлежности к общему делу в целом чрезвычайно важно для общей эффективности армии, как социального института, вести организованные боевые действия возможно только за общие идеалы; профессиональная общность военнослужащих формируется как сверху (государственной пропагандой) так и снизу (необходимостью постоянного включения в воинский коллектив);основным ценностным ядром общности военнослужащих являются ценности, связанные с защитой родины, отстаивания ее интересов, идеалами героизма и, конечно же, патриотизм. Помимо ценности основы профессиональная общность формируется также и сходными условиями жизни и работы, продиктованными особенностями военной службы к ним относятся: жизнь в коллективе, наличие строгой иерархии, умение безукоризненно выполнять приказы командира и т.д. 
     - Выявлено, что размеры номинальной и реальной социально-профессиональной общности военнослужащих по контракту не совпадают. Среди тех, кто номинально является военнослужащим по контракту, велика доля тех, кто воспринимает военную службу как нечто временное и не собираются надолго задерживаться в рядах Вооруженных Сил. Но наряду с этим, присутствует и определенная категория военнослужащих, которые формируют действительную социально-профессиональную общность со своими ценностями и нормами и чувствуют определенную причастность к ней.
      -  Дана типология военнослужащих по контракту, исходя их двух критериев: срок выслуги и намерение продолжить службу или уволиться.  Выделено 4 типа: «Профессионалы» (те, кто прослужил более 2х лет и собирается продолжать службу); «Уходящие профессионалы» (те кто, прослужив более 2х лет, принял решение уволиться); «Начинающие» (те, кто служит менее 2х лет и собирается продолжить службу); «Разочаровавшиеся» (те, кто прослужив менее 2х лет, принял решение уволиться).
     - Определено, что причинами малочисленности группы «профессионалы» являются низкая степень информированности кандидатов об условиях военной службы, недостаточное финансирование и излишняя бюрократизация, которая препятствует получению военнослужащими различных льгот и выплат.
     Выявлено, что профессиональная культура  военнослужащих по контракту сформирована неравномерно и на данный момент находится на этапе активного развития. Наименее сформированным является ценностный аспект профессиональной культуры. Выявлен ряд проблем, препятствующих формированию профессиональной культуры военнослужащих.
     Также, в заключении работы приведен ряд рекомендаций по формированию профессиональной культуры военнослужащих по контракту.
     Структура работы
     Работа состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, распадается на 2 части. 
     Первая глава посвящена теоретическому анализу таких социологических категорий как профессиональнаякультура и социально-профессиональная общность. Данные две категории являются центральными для нашей работы. Помимо этого в первой главе определено понимание армии как социального института, а также дана трактовка профессиональной социализации как вида вторичной социализации.
     Вторая глава представляет собой анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования. В рамках второй главы проводится анализ социально-профессиональной общности военнослужащих по контракту, приводится ее сегментация и общее описание. Вторая часть второй главы посвящена анализу собственно профессиональной культуры военнослужащих по контракту. В соответствии с определением профессиональной культуры, выведенным нами в первой главе, эмпирический анализ строится на основе подразделения профессиональной культуры на 3 уровня (ценности, нормы и навыки)

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛДАТ ПО КОНТРАКТУ.
      
     1.1.Профессиональная  культура как социологическая  категория.
     История человечества помнит множество способов формирования армии государства. То могут быть объединения некоей элиты общества (рыцарство) рекрутская повинность, призывная армия или же военная служба по контракту. Весьма долгое время Солдатский состав Вооруженных Сил нашей страны формировался из военнослужащих по призыву, отчасти формируется так и до сих пор. Формирование армии за счет призыва порождает множество проблем, во-первых у солдата по призыву в большинстве случаев отсутствует мотивация к профессиональному росту в рамках армии, он не настроен на карьерный рост, зачастую не собирается оставаться в рядах вооруженных сил после окончания срочной службы. Как следствие, солдата срочной службы куда сложнее обучить пользоваться военными технологиями, которые с каждым днем усложняются и совершенствуются. Кроме того, использование призывной армии в локальных вооруженных конфликтах, (которые сегодня, к сожалению, случаются часто) вызывает сильный протест среди гражданского населения, что негативно сказывается на авторитете властных структур, особенно, если эти военные компании не приносят успеха. Нечто иное представляет собой солдат-профессионал. Это человек, который сам выбрал для себя войну в качестве своей работы, он нацелен на карьерный рост и стремится достичь успеха, что побуждает его задержаться в рядах вооруженных сил на длительный срок. Как следствие, армия получает хорошего солдата, который готов осваивать новые навыки и умения. Кроме того, накопление боевого опыта становится актуальным не только для офицеров, но и для солдат т.к. они останутся в рядах вооруженных сил, в отличие от солдат срочной службы4. 
     Обобщая различия между солдатом срочной службы и солдатом по контракту, можно сделать вывод. Что их отличает наличие профессиональной культуры. Если солдат – это специальность, то солдаты – это профессиональная группа, обладающая своеобразной профессиональной культурой. Таким образом, процесс профессионализации армии – это, во многом, процесс формирования профессиональной культуры солдат по контракту, т.е. становление профессии солдата 
     Профессионализация армии – сложный и многоуровневый процесс, которыйможно представить в виде схемы:
     Рисунок 1
      
      
      
      
      
      
      
     
     
     
     
     
     Всю сложность процесса формирования профессиональной армии невозможно охватить во всех аспектах в рамках только одного исследования. Он распадается на многие процессы, которые могут быть рассмотрены в рамках различных наук и под различными углами зрения.  В рамках социологии нас же интересует только часть этого процесса – формирование профессиональной культуры солдатского состава.
      Как следует из схемы, солдатский состав российской армии на современном этапе развития состоит, как из солдат по призыву, так и из военнослужащих по контракту. Группа солдат по контракту поделена на 2 сектора т.к. сегодня молодой человек, подлежащий призыву, имеет право выбрать военную службу на 2 года по контракту, вместо 1 года по призыву. Это обстоятельство значительно затрудняет изучение солдат по контракту т.к. часть из них «двухгодичники», которые по уровню мотивации и стремлению к профессиональному росту мало чем отличаются от солдат – призывников. Они поступили на военную службу по контракту не вполне по собственному желанию (в противном случае, они были бы призваны на срочную службу).руководящий состав то есть офицеры всех уровней, а также прапорщики, не претерпевают изменений т.к. всегда представляли собой профессиональную группу, следовательно, из профессиональная культура уже вполне сформирована, она существует, функционирует и передается в рамках преемственности
     Приступая к изучению профессиональной культуры современных российских военнослужащих (солдат) по контракту, следует определить круг понятий, которыми мы оперируем. Для качественной реализации социологического исследования необходимо сформировать подходящий понятийный аппарат, который в дальнейшем позволит провести  социологическое исследование и интерпретировать его результаты.
     Понятие общей профессиональной культуры – центральное для нашей работы, поэтому, наиболее целесообразно было бы начать конструирование понятийного аппарата с него.Данное понятие весьма размыто и имеет множество определений, так как каждый автор вносит в изучение профессиональной культуры нечто свое, что с одной стороны, затрудняет определение, но с другой, дает свободу выбора и поле для научного творчества.
     Приступая к определению собственно профессиональной культуры, целесообразно будет привести определение более широкого понятия – культуры вообще. Такой подход поможет в дальнейшем сформировать собственное определение профессиональной культуры, если мы представим ее в качестве частного вида общей культуры. Проблематика культуры разрабатывается в различных науках, от философии до социологии, поэтому существует великое множество ее определений. Дабы не отходить далеко от темы исследования,  мы приведем несколько определений культуры, которые в наибольшей степени подходят для целей данного исследования. 
     Подходящее определение культуры дал в своих сочинениях Р. Линтон. Он пишет следующее:
     а) культура – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;
     б) культура – это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества5
     В данном определении присутствуют идеи, наиболее важные для нашего исследования. Во-первых, о том, что культура это некий набор устойчивых практик поведения, нацеленных на получение определенных результатов. Во вторых о том, что культура это нечто приобретенное, т.е. каждый индивид усваивает те или иные элементы культуры и примеряет их к себе в процессе социализации6. 
     Другое понимание культуры предлагает  Э.С. Маркарян. Он подходит к пониманию культуры со стороны структурно-функционального анализа7 и предлагает следующее определение «Понятие «культура», – пишет Маркарян, – призвано отобразить общественную жизнь людей с точки зрения присущего или специфического способа деятельности, охватывающего собой ту особую систему средств и механизмов, благодаря которой человеческие индивиды в процессе кооперированного существования решают встающие перед ними многообразные проблемы»8
     Такой подход к пониманию культуры делает основной акцент на неких задачах, которые необходимо решать людям, ради решения которых они создают кооперации. Культура же здесь служит неким средством взаимодействия и налаживания той или иной деятельности. Таким образом, категория культуры почти целиком выводится из понимания организации как целенаправленного объединения людей и лишь служит неким информационным каналом, способом к объединению, к более эффективной кооперации. Такое понимание культуры вообще чрезвычайно близко к искомому нами определению профессиональной культуры, если не сказать, что оно вообще сводится к нему, т.к. автор пишет о «специфическом способе деятельности», что уж слишком близко подводит нас к теме профессиональной культуры. Однако о профессиональной культуре мы будем рассуждать несколько позже, здесь же нас интересуют определения культуры вообще, дабы мы могли составить наиболее общее представление о том классе явлений, частью которого является объект нашего исследования. Несмотря на то, что такое определение весьма близко к центральному понятию всей работы, оно не вполне устраивает нас именно по той причине, что предполагает слишком узкое понимание общей культуры в целом, но, все же, помогает прояснить весьма сложную проблему понимания культуры. Для нас ключевой в данном определении является мысль о том, что культура выступает способом к объединению, тем, что держит людей вместе, стабилизируя общество и позволяя им эффективно взаимодействовать, однако, она не сводима к сугубо рациональным способам решения тех или иных задач.
     Существует ряд авторов, которые предлагают понимать культуру как образ жизни. «Культура... - это определенный образ жизни людей, взятый в особом, человеческом по сущности качестве. Следует подчеркнуть, что хотя и не каждый образ жизни является культурным, но в своей действительности культура - это всегда определенный образ жизни. В нем существование человека превращается в такой способ его органического бытования, который позволяет ему утверждать и сохранять свою целостность и непринужденность, гармонически вписываясь в космический миропорядок»9
     Такая трактовка культуры является весьма интересной и смелой попыткой. Даже, несмотря на то, что оно в некоторой степени уводит нас от социологии в сугубо философские области, связанные с понятиями гармонии и космического миропорядка. Автор делает важное замечание о том, что не каждый образ жизни является культурным, таким образом, он таки дает нам понять, что категория образа жизни в его понимании шире, нежели категория культуры и является как бы, его видом. К сожалению, такое определение оставляет больше вопросов, нежели ответов, ибо, сведя понимание культуры к образу жизни мы, в сущности, не получаем ничего нового, лишь заменяем один термин, требующий определения и анализа другим. Категория образа жизни не менее сложна, нежели термин «культура». Стоит заметить важное отличие данного определения от предыдущего: в первом случае автор понимает культуру как способ организации деятельности людей в общество, во втором же определении культура это образ жизни, который позволяет органично вписаться в мир (космический миропорядок). Таким образом, в первом случае, культура возможна только в обществе, являясь его необходимым спутником, во втором же, культурой может обладать и отдельно взятый индивид, даже не включенный в общество.
     Существует и более успешная попытка интегрировать определения образа жизни и культуры
     «Образ жизни - это конкретно-историческая целостность всего многообразия сфер и видов жизнедеятельности людей, обусловленная характером общественных отношений, а культура - сущностная характеристика человеческой деятельности, выражающая степень всестороннего развития людей в ходе исторического процесса. Культура всегда воплощаема в той или иной образ жизни и в нем себя проявляет»10
     В данном случае, приведено понимание, как образа жизни, так и культуры и, несмотря на сложность определения и витиеватость его формулировок, оно весьма успешно интегрирует в себе обе категории. Таким образом, получается, что образ жизни - это воплощенная культура, или, скорее та ее часть, которая относится к непосредственному поведению индивида. Таким образом, культура является детерминирующим началом по отношению к образу жизни. В отличие от предыдущего исследователя, авторы данного определения все-таки привязывают понимание культуры и образа жизни к существованию человека в обществе, как социального существа. Мы не случайно привели в рамках данной работы такие определения культуры, которые строятся на соотнесении культуры и образа жизни, так как тезис о связи между культурой и образом жизни может найти весьма интересное применение для изучения культуры (в том числе и профессиональной) через изучения образа жизни носителей той или иной культуры. Таким образом, исследование может быть выстроено в следующей логике: культура -  это нечто скрытое от непосредственного наблюдения, некая имманентная характеристика личности, образ жизни же непосредственно наблюдаем, и может быть изучен с помощью социологических методов. Кроме того, весьма успешная форма, в которой приведено данное определение, избавляет нас от необходимости подбирать дефиниции для понимания образа жизни т.к. уже содержит его в себе. 
     Помимо этого, мы считаем нужным привести еще одно определение общей культуры, предложенное Л.Н.Коганом.
     Он понимает культуру как систему, «которая выступает мерой, способом и результатом формирования и реализации сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности»11.
     Согласно позиции Л.Н.Когана, культура включает в себя три блока:
     1. когнитивный (знания, умения, навыки, ценности) 
     2. поведенческий (правила, нормы деятельности)  
     3. праксеологический  (институты культуры), влияющие на ее формирование. 
     Перед тем, как переходить к рассмотрению определений профессиональной культуры необходимо обозначить ее место в системе общей культуры, дабы понять каким образом более узкая категория  соотносится  сболее широкой. Профессиональная культура является одной из подсистем общей культуры. Своим возникновением профессиональная культура обязана разделению труда, которое началось еще на заре развития цивилизации и, возможно, может выступать в виде его отправной точки. Как бы то ни было, профессиональная культура появляется там, где существуют различные виды деятельности, успешное выполнение которых требует различных навыков и умений. Л.Н. Коган и О.В. Ханова отмечают тот факт, что появление профессиональной культуры является прямым следствием возникновения профессий12 и с данным утверждением трудно не согласиться.
     Профессиональная культура тесно связана с другими подсистемами культуры а именно: культура труда и производственная культура. Дабы не допустить путаницы между этими категориями, нам необходимо разделить их сферы влияния. А. Н. Лымарь предлагает различать их по субъекту-носителю13.
     Субъектом – носителем профессиональной культуры является определенная общность людей, называемая профессиональной группой. Границы этой общности определяются лишь количеством индивидов, обладающих определенной профессией и занятых в своей области, т.е. работающих по профессии.  В случае с производственной культурой субъектом является непосредственный коллектив того или иногопредприятия. Таким образом, можно сказать, что производственная культура разделяет людей по предприятиям, на которых они работают, а профессиональная по сферам их деятельности. Так на одном предприятии, как правило, встречаются люди различных профессий инженеры, рабочие, юристы, также и наоборот, люди одной специальности встречаются на разных предприятиях, в этом случае у них общая профессиональная культура, но различные производственные культуры. Здесь же еще стоит вспомнить еще корпоративную культуру, которая характеризует предприятие с точки зрения его миссии, целей, корпоративной этики, корпоративных ценностей и пр., которые разделяют работники конкретного предприятия. Она характеризует внутренние связи и взаимоотношения между сотрудниками.
     Выделить субъекта трудовой культуры сложнее всего, т.к. им может выступать как отдельный индивид, так и общество в целом. Культура труда является самой обширной подсистемой культуры из тех, что мы рассматриваем. Культуру труда можно даже представить как систему более высокого уровня, включающую в себя профессиональную и производственную культуры в виде подсистем.
     Интересно отметить, что специфика объекта нашего исследования предполагает, что носители профессиональной культуры, т.е. солдаты, востребованы лишь в рамках Вооруженных Сил РФ. Таким образом, все носители интересующей нас профессиональной культуры имеют общую производственную (или корпоративную) культуру, при том, что в ВС РФ служат также офицеры, солдаты срочной службы и трудится гражданский персонал, и они все обладают общей корпоративной культурой, но при этом - различной профессиональной культурой14. Таким образом, применительно к нашему объекту общность носителей производственной культуры полностью включает в себя всех представителей профессиональной культуры. Итак, рассмотрев отношение профессиональной культуры к другим подсистемам культуры, перейдем к непосредственному ее определению.
     Профессиональная культура (как частный случай понятия культуры) представляет собой набор устоявшихся практик, усваиваемый людьми, занимающимися той или иной профессией. Однако при таком подходе становится сложно разделить понятия профессиональной культуры и самой профессии т.к. профессия в конечном счете и есть устойчивый набор практик членов общества, нацеленных на определенный результат. Таким образом, мы не можем остановиться на таком определении и нам необходимо, все же, привести собственно определение профессиональной культуры. 
     Термин профессиональная культура не стоит понимать как простое механическое соединение понятий профессионализма и культуры, оно охватывает куда более широкий круг явлений и имеет определенную самобытность. Кроме того,не стоит забывать, что существует также целый ряд родственных понятий, таких как трудовая культура, корпоративная культура и т.д.  необходимо, также, провести четкую границу между ними, выявить сходства и различия и определить их отношение друг к другу. Необходимо также выявить структуру изучаемого понятия и определить функции профессиональной культуры т.к. при разработке инструментария исследования удобнее всего опираться на структуру и функции явления, это позволит интерпретировать результаты с опорой на структурно-функциональный анализ15. 
     Одно из определений профессиональной культуры гласит:
     «Профессиональная культура – это культура, которая содержит в себе совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде»16.
     Данное определение профессиональной культуры, предложенное А. И. Кравченко, ставит во главу угла степень квалификации ее носителей. Таким образом получается, что чем выше уровень владения той или иной профессией, тем более развита профессиональная культура того или иного индивида. Такой подход представляется однобоки, т.к. охватывает лишь одну сторону – квалификацию. На наш взгляд, используя этот подход, понятие профессиональной культуры, практически без потери смысла, может быть заменено понятием квалификации (уровня квалификации и т.д.). Такой подход не принимает во внимание тот факт, что помимо квалификации каждая профессия обладает также и целым набором элементов, оказывающих важное влияние на тех, кто трудится в рамках той или иной профессии. Каждая профессия, в большей или меньшей степени, формирует вокруг себя набор культурных маркеров17, которые, зачастую, не имеют ничего общего с квалификацией, а тем более с квалификационным разрядом. Порой это оказывается столь заметно, что приходится говорить о наличии целых профессиональных субкультур18,19, что было бы невозможно, если бы профессиональная культура не содержала в себе ничего кроме квалификации. Такое положение свидетельствовало бы о том, что профессии не имеют ни латентных функций, ни дисфункций, а такое предположение, на наш взгляд, слишком наивно.Таким образом, мы признаем тот факт, что знания и навыки, позволяющие выполнять профессиональные обязанности (т.е. квалификация) имеют место в системе профессиональной культуры, однако, мы не готовы согласиться с тем, что они определяют ее полностью.
     Весьма схожее оп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44