VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проектирование современных форм педагогической коррекции обучающихся 5-7 классов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012567
Тема: Проектирование современных форм педагогической коррекции обучающихся 5-7 классов
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное           образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт иностранных языков





Новикова Анна Игоревна



ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ



Код и направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

Иностранный язык (французский) и Иностранный язык (английский)



Выпускная квалификационная работа бакалавра





Заведующий кафедрой

___________________

доктор педагогических наук, профессор Рыжов А.Н.

Проверка на объем заимствований:

_______% авторского текста











Научный руководитель –доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, Корепанова Н.В.



	Москва – 2017 год





СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы проблемы педагогической коррекции обучающихся……………….……………………………................6

1.1. Понятие педагогической коррекции и ее формы…………………....6

1.2. Понятие девиантного поведения и его виды …………...………….10

1.3.Психолого-педагогические особенности детей раннего подросткового возраста…………………………………………………………14

1.4.       Формы педагогической коррекции современных подростков..19

Глава II. Практическое исследование проблемы педагогической коррекции обучающихся 5-7 классов……………………………………….37

2.1. Исследование проблемы отклоняющегося поведения обучающихся 5-7 классов на уроках и во внеурочное время (анкетирование, интервьюирование)…………………………………………………………...…37

2.2. Анализ исследования проблемы отклоняющегося поведения обучающихся 5-7 классов на уроках и во внеурочное время………………...50

2.3. Особенности работы педагога с обучающимися 5-7 классов, демонстрирующими отклонения в поведении………………………………...58

Заключение……………………………………………………………….67

Список литературы……………………………………………………...69





Введение



В современном мире, сложном, комплексном и неоднозначном, подрастающему поколению приходится совсем непросто. В последние десятилетия общество претерпело значительные изменения. Эти изменения нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными. Можно лишь заметить, что слово «нестабильная обстановка» вошло в каждодневное употребление. Повсюду мы слышим о сложных экономической, политической, экологической ситуациях. Разумеется, эти сложности идут рука об руку со сложностями идеологическими. В мире, где доступной информации больше, чем человек может воспринять, где новые тенденции сменяют друг друга в мгновение ока, где за несколько десятилетий произошел невиданный научно-технический скачок, духовное состояние человека может уходить на второй план. 

Отслеживая каждый новый шаг человечества, обращая внимание на многообразие черт характера детей, их особенностей, педагог должен выстраивать свою работу с детьми все новыми способами, постоянно корректируя и изменяя методику, подходы к разным проблемам. В особенности это касается разработки приемов работы с детьми, которым требуется педагогическая коррекция. Общество всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам. Наука, литература, искусство с различных сторон рассматривают и оценивают данное явление. 

Проблема отклонений в поведении ребенка – одна из актуальных педагогических проблем. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от профессиональных качеств педагога. Родившемуся здоровым человеку априори задана вся совокупность характеристик, которые в нашем сознании ассоциируются с идеальной личностью. Но эта «заданность» существует лишь в проекции, а стать реальной она может при полноценном развитии человека в благоприятных для этого условиях. На практике же идеальных условий не существует. И зачастую дети сталкиваются с множеством неблагоприятных факторов, преследующих их на пути становления и развития. Будь то болезнь, которая препятствует его физическому и эмоциональному развитию, домашнее насилие, нехватка внимания со стороны взрослых, сложная жизненная ситуация или внутренняя разболтанность, причиной которой в современном мире зачастую является отсутствие ориентации в ценностях и идеалах. С каждым годом все очевиднее прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи приводят к формированию отклонений в поведении детей.

Актуальность дипломной работы безусловна, потому что каждый ребенок переживает этот сложный переходный возраст, и подростки, которым требуется педагогическая коррекция, есть всегда, а в современном мире, где каждый новый шаг в сторону прогресса, показывает все более неоднозначное влияние на человека, подходы, методы и приемы педагогической коррекции нужно постоянно обновлять, делать все более актуальными. Педагогическая коррекция и ее методы не должны отставать от современных тенденций. Безусловно, проблема таких детей вряд ли перестанет быть насущной, но мне ,как будущему педагогу, интересна эта проблема в современных условиях.

	Целью работы является исследование различных форм и методов в работе с детьми раннего подросткового возраста, демонстрирующими отклонения в поведении. Для осуществления поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

	проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, с помощью которой дать исчерпывающие: определения, цели и задачи педагогической коррекции;

	подробно проанализировать формы педагогического воздействия на учащихся, демонстрирующих девиантное поведение;

	изучить возрастные особенности раннего подросткового возраста и особенности поведения, обсуловленные ими.

	дать свои рекомендации по работе с учащимися 5-7 классов, демонстрирующими отклоняющееся поведение.

	исследовать проблему коррекции поведения подростков на опыте учителей школ (анкетирование, интервьюирование), а также собственно опыта.

	Разработать индивидуальные подходы педагогической коррекции отдельных подростков в практике работы в 5-7 классах. 

	    Гипотезой работы является предположение, что процесс коррекции учащихся 5-7 классов с отклоняющимся поведением будет успешен при: 

	подробном изучении возрастных особенностей учащихся 5-7 классов

	качественном ориентировании и постоянном индивидуальном сопровождении ученика, демонстрирующего девиантное поведение 

	активной и непрерывной деятельности учителя по преодолению трудностей в работе с детьми с отклоняющимся поведением

	повышении значимости и социального статуса профессии учителя. 

	 Объект исследования: отклоняющееся поведение учащихся общеобразовательных школ в раннем подростковом возрасте.
            Предмет исследования: формы педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной  школы.

Практическая значимость : Результаты проделанной работы будут полезны студентам старших курсов педагогических вузов, молодым специалистам и опытным учителям, которые непременно столкнутся в своей деятельности с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, что подчёркивает значимость данной работы.

Глава I. Теоретические основы проблемы педагогической коррекции обучающихся.

1.1 Понятие педагогической коррекции и ее формы.

Понятие « коррекция » происходит от латинского слова «correctio» - исправление. 

Термин «коррекция развития» как определенная форма психологической и педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к вариантам аномального развития ребенка. В области дефектологии этот термин подразумевает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. 

Далее,  по мере развития прикладной возрастной психологии произошла некая экспансия понятия «коррекция» на область нормального развития. Такое расширение зоны приложения было обусловлено новой социальной задачей «значительное повышение морального и интеллектуального творческого потенциала, формирование у ребенка  разносторонних возможностей творчества». 

Таким образом, мы наблюдаем принципиальное изменение задач и адресата коррекционных воздействий - от исправления отклонений, которые лежат за порогом нормального развития, до создания оптимальных возможностей и подходящих условий для психологического развития здоровых детей. Собственно, повышение потенциала обучающихся раннего подросткового возраста (5-7 классов), преодоление некоторых трудностей, связанных с индивидуальными и в том числе возрастными особенностями, ведущими за собой проявления отклонения поведения, и является главной задачей моего исследования.

Д.Б. Эльконин, изучая характер диагностики и направленности коррекции, различал две формы коррекции:

– симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии;

– каузальную, направленную на источники и причины отклонений в развитии.

При сравнении этих формы коррекции, автор отмечал несомненный приоритет каузальной коррекции перед ее симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь разную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии разных детей.

И, как следствие, требуются  различные способы преодоления и профилактики негативной симптоматики у детей. Поэтому для успешной педагогической коррекции нужно действовать исходя из психологической структуры нарушений и анализа их причины. Усилия педагога по педагогической коррекции, таким образом, необходимо сконцентрировать не только на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, а в большей степени на первопричинах замеченных педагогом отклонений и на их источниках.

Однако необходимо различать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этногенезом отклонения. В каждом отдельном случае отклоняющегося от нормы развития имеется определенная специфика целей, задач и методов коррекции, которые не освещены в моей работе в силу отсутствия опыта работы с детьми, нуждающимися в таких методах педагогической коррекции. 

Для организации дифференцированного индивидуального подхода, педагог должен глубоко исследовать психофизические особенности детей. Необходимо, чтобы такое исследование было всесторонним, проводилось совместно разными педагогическими специалистами. Каждый ребенок, вне зависимости от того, является ли он нормальным или демонстрирует признаки отклоняющегося от нормы развития, должен наблюдаться у специалистов в учебном  заведении и вне его. 

В школе такими специалистами являются медицинский работник, психолог, социальный работник, а также учителя-предметники и классный руководитель.  

В частности учитель-предметник должен быть заинтересован в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения. Только всестороннее наблюдение может помочь не только качественно провести коррекционную работу, но и избежать ее проведения при своевременном обнаружении проблем в поведении учащегося, выяснении причин и необходимой профилактике.

Школа не должна быть учреждением, которое не дает учащимся ничего, кроме ЗУНов по изучаемым предметам. Школьные специалисты должны всесторонне и постоянно воспитываться личность учащегося наряду с родителями, занимающимися воспитанием и развитием ребенка за пределами школы.

Таким образом психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагогических и медицинских специалистов и родителей ребенка, которая основывается на системе педагогических воздействий, имеющих цель исправить поведение ребенка с опорой на знание возрастной, социо культурной и индивидуальной норм развития этого ребенка.

 Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье. При постановке целей коррекционной работы педагог должен руководствоваться знаниями закономерностей развития ребенка как активного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослыми, представлениями о возрастной структуре и динамике, формировании возрастных новообразований, психологической информацией о социо культурной ситуации развития конкретного ребенка. 


Уровни общенаучной и конкретно-научной методологии подробно рассмотрены в контексте философского и общепсихологического знания. Остановимся подробнее на принципах научно-практической методологии психолого-педагогической коррекционной работы, которые достаточно подробно освещены в психологической литературе. 

1) Принцип ведущей деятельности. Ведущая деятельность это основной способ формирования психологических новшеств. Коррекционные действия проводятся в контексте той или иной активной деятельности (игровой, учебной, продуктивной, общения и т. д.) ребенка в сотрудничестве с учителем, который ориентирует активную деятельность ребенка и управляет ей. Поэтому, имея понимание о ведущей деятельности (потребности ребенка, мотивации, цели, создании условий достижения этой цели, конкретизации цели в задачах, осуществлении предметной деятельности с анализом и контролем выполняемых действий), учитель с большей достоверностью может планировать коррекционные воздействия. 

2) Принцип создания зоны ближайшего развития. Этот принцип раскрывает направленность педагогической коррекции. Коррекция носит опережающий характер и планируется как педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование новых психологических образований. Базой этого принципа служит положение о культурно -исторической обусловленности развития психики ребенка в ходе его сотрудничества с взрослым. Роль взрослого — передача социально-исторического культурного опыта и организация его присвоения ребенком. 

3) Принцип «нормативности» развития. Педагог в своей деятельности ориентируется на возрастную, социо культурную и индивидуальную нормы развития ребенка. При оценке соответствия уровня психического развития возрастной норме и формулировании коррекционных целей необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном возрастном этапе,  степень развития ведущей деятельности, оптимизация ведущей деятельности. Социок ультурная норма призвана  раскрывать содержание психического развития ребенка, которое обусловлено уровнем социальных требований к психологической зрелости и компетентности личности на каждой из стадий развития и уровнем исторического прогресса общества. Индивидуальная норма ориентирует педагога в индивидуально-личностных особенностях развития каждого отдельного ребенка. Реализуется оценка развития его мотивационно-потребностной и ценностно- смысловой сфер, которые задают направленность личности учащегося, особенности характера, наличие выраженных способностей и склонностей ребенка к той или иной деятельности. Знание социокультурной и индивидуальной норм развития позволяет педагогу точнее наметить программу коррекции поведения и развития в пределах возрастной нормы. 

4) Принцип системности развития педагогической деятельности. Педагог, осуществляющий коррекционную работу, должен ставить задачи, одна из которых - профилактика отклонений в поведении и создание условий для дальнейшего гармоничного развития детей. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь между различными сторонами личности и неравномерностью их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности педагога нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, нужно, чтобы педагог исходил из ближайшего прогноза развития. С этой целью необходимо своевременное диагностическое обследование ребенка, итогом которого должно стать представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между отклонениями в поведении и их причинами. 

5) Принцип единства диагностической и коррекционной работы. Это основополагающим принцип коррекционной деятельности педагога, потому что эффективность данной деятельности зависит от того, насколько комплексно, тщательно и глубоко проведено предшествующее диагностическое обследование, на основании которого делается начальное заключение и формулируются цели и задачи предстоящей работы. Такой контроль позволяет внести необходимые изменения в задачи коррекционной программы, вовремя дополнить методы и средства педагогической коррекции. 

6) Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Коррекция каузального типа подразумевает устранение причин, порождающих негативные явления в поведении ребенка. Работа только с симптомами не разрешает до конца переживаемые ребенком трудности. Только полное устранение причин может обеспечить их наиболее полное разрешение. Исходя из этого, проводя работу по снятию или смягчению наиболее острых симптомов, педагог должен переходить к следующему этапу коррекционной работы — устранению причин нарушений в поведении ребенка.

 7) Принцип комплексности методов воздействия на отклоняющееся поведение обучающегося. Этот принцип предполагает , что педагог должен использовать наиболее эффективные методы, техники и приемы коррекционной работы с ребенком. Выбор конкретных методов определяется в зависимости от целей и задач коррекционной программы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, организационных условий реализации педагогической коррекции.

 8) Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Система отношений ребенка с близкими взрослыми людьми, форм совместной деятельности и способов ее осуществления является важным компонентом социальной ситуации развития ребенка, определяющим зону его ближайшего развития. Развитие ребенка происходит в единстве целостной системы социальных отношений. Взрослые, занимающиеся воспитанием, являются также связующим звеном между ребенком и педагогом, осуществляющим коррекционную работу. Только сотрудничество со значимым окружением ребенка может способствовать эффективности проводимых коррекционных мероприятий. 

В следующей главе я подробнее исследую формы педагогической коррекции нормальных детей раннего подросткового возраста, демонстрирующих некоторые формы девиантного поведения. Для качественной подготовки педагога к осуществлению коррекционных действий в отношении вышеуказанных обучающихся, необходимо сперва раскрыть понятие девиантного поведения подростков и его формы.



1.2. Понятие девиантного поведения и его виды

Девиантное поведение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям общества. Отклоняющимся называют то поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. 

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (обязательного или дозволенного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

-позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с творчеством, способствующие позитивным изменениям социальной системы;

Позитивная девиация - это такие отклонения в поведении, которые хотя и воспринимаются многими людьми как необычные, странные или даже, возможно, как «ненормальные», но в тоже время в основном не вызывают неодобрения. Для раннего подросткового возраста часто характерны героические поступки, самопожертвование, сверх преданность чему-то или кому-то, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствия и. Подобные отклонения в поведении могут привести к не самым приятным последствиям. Подробнее негативные последствия проявлений позитивной девиации у младших подростков описаны на основе примеров, приводимых в практической части данного исследования.

-негативные. Негативная девиация в поведении детей и подростков подразумевает такие особенности в поведении ребенка и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти поведенческие особенности не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу самому ребенку, его личностному развитию, окружающим его людям и обществу в целом. 

Проявления поведенческих отклонений подростков в их нравственном и социальном развитии могут быть разнообразными и зависят от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности ребенка. 

Природа отклоняющегося поведения сложна и обусловлена самыми различными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и влияющими друг на друа. Можно выделить основные факторы, которые обуславливают девиантное поведение подростков:

1) Биологические факторы выражаются в наличии неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его адаптацию в обществе. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют еще и медицинской. К ним относятся:

генетические, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения в умственном развитии, дефекты слуха и зрения, телесные дефекты, повреждения нервной системы. Данные поражения ребенок обычно приобретает еще во время беременности матери по причине неполноценного или неправильного питания, употребления матерью алкогольных напитков, табако курения; заболеваний матери (физических и психических травм во время беременности, хронических и соматических инфекционных заболеваний, черепно-мозговых и психических травм, венерических заболеваний); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

психофизиологические, которые связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, которые включают в себя дефекты речи, непривлекательную внешность, недостатки конституционно-соматического склада человека, вызывающие в большинстве случаев негативное отношение со стороны социума, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, в коллективе.

2)Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Характерные подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. 

3) Социально-педагогические факторы подразумевают дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основу которых входят половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, которые приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период подросткового детства с накоплением негативного опыта. А также в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), которая ведет к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, бывают изначально плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

учебная декомпенсация – это состояние ребенка, которое характеризуется возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

школьная дезадаптация – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении постоянно проявляются нарушения поведения, которые выражаются в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками,а также пропусков занятий;

социальная дезадаптация – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребывание в школьном коллективе становится невыносимым, ребенок уходит в асоциальные группы, увлекается алкогольными напитками, наркотиками;

криминализация среды свободного времяпровождения. 

4) Социально-экономические факторы подразумевают социальное неравенство; расслоение общества на богачей и бедняков, разделение класса на группы по национальному признаку. 

5) Морально-этические факторы подразумевают, с одной стороны, низкий морально-нравственный уровень современного общества, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, утверждение психологии « вещизма », падение нравов; с другой стороны – в нормальном отношении общества к проявлениям девиаций в поведении. Неудивительно, что из-за равнодушия общества становятся актуальными проблемы детского алкоголизма и проституции, пренебрежительного отношения ребенка к семье, школе, стране, безделья, бродяжничества, формирования молодежных банд, агрессивного отношения к другим людям, употребления алкогольных напитков, наркотиков, краж, драк, убийств, попыток суицида.

У младших подростков отклоняющееся поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошей осведомленностью о нравственных нормах. Подростков, психическое состояние которых сперва не вызывает тревоги, но поведение явно является отклоняющимся от нормы, педагоги встречают чаще всего. Поэтому, в своей ВКР, прежде всего, я должна указать на психически здоровых детей, которые в силу разных условий выбиты из колеи и которых П. П. Блонский именует дезорганизаторами []. Их много в общеобразовательной школе, и они постоянно дают о себе знать, нарушают текущую работу и вообще всю жизнь школы. Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста. Это период завершения детства и начала вырастания из него.

В своей работе основное внимание я уделю учащимся 5-7 классов, проявляющим учебную дезадаптацию, показывающих негативные тенденции в формировании характера, на которые влияют характерные  для подростков психологические процессы. 



Психолого-педагогические особенности детей в раннем подростковом возрасте.

Возрастные новообразования — это, по мнению Л. С. Выготского, новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.[]

Для эффективности педагогической коррекции необходимы знания о происхождении возрастных новообразований, содержании ведущей деятельности и ее роль в их становлении, понятие социальной ситуации развития как среды, обусловливающей их формирование.

Психолого-педагогические доминанты развития во многом определяются кардинальными изменениями в организме подростка, бурным процессом полового созревания.

Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начинается с рождения человека. Но конкретно в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение относительно короткого периода наступает полноценная половозрелость. 

Ha первом этапе (пятые-седьмые классы) у подростков наблюдается неуравновешенное состояние центральной нервной системы, проявляющееся в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — преобладающими у них являются процессы возбуждения над торможением. Из-за этого они часто неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.

В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими. Следовательно падает их самооценка.

Половое созревание происходит неразрывно с изменениями внутри самого подростка.

     В подростковом возрасте в целом  происходит дальнейшее формирование представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания, норм морали, обеспечивающих общекультурное развитие личности. Для этого возраста характерны активные поиски сферы приложения природных дарований личности (посещение кружков, студий, факультативов). Дифференцируется содержание образования, обусловленное профессиональной ориентацией и личностными интересами. Расширяется диапазон видов деятельности, увлечений. Усиливается стремление выразить себя.

Переход от детства к юности, коим является подростковый возраст,— важнейший период становления личности. Во все времена этот возраст, возраст самоутверждения, мучительных вопросов, считался трудным. Н. К. Крупская назвала его «самым мятущимся, самым критическим, самым неуравновешенным»

«Что-то разладилось в моей душе. Постоянно ссорюсь со своими подругами, да и с мамой тоже. Бабушка сказала, что это пройдет. Она посоветовала мне побольше читать. Но я думаю, что она не права. Книги — книгами, а вот жизнь жизнью, правда ведь?» — пишет семиклассница в редакцию газеты. Непонимание самого себя и окружающих, сомнение в прописных истинах, конфликтное поведение, состояние бунта и желание протестовать — это всё  отличительные черты подростков. В фильме « Чучело», снятом по одноименной повести В. Железникова, Ролан Быков наглядно показал, насколько драматичным может быть этот возраст, сколько обид и разочарований он может в себе таить и как затруднено в этот период общение со взрослыми людьми, но как оно желанно и необходимо.

Возникновение чувства взрослости у подростка - одно из центральных психологических новообразований данного возраста. Оно подразумевает изменения в физическом и половом созревании, развитие социальных функций, расширение прав и обязанностей в семье. Этому способствуют условия, которые требуют от подростка высокого уровня самостоятельности, а также помощи взрослых, уважительного тона обращения с их стороны .

Подростки чувствительны ко внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». В данном возрасте явно обнаруживается тяга к внешним формам проявления взрослости (походка, манера одеваться, изменения в речи), которые могут принять и отрицательные формы (курение, алкоголизм, развязный, грубый тон и т. д.).

Общение подростков выходит далеко за рамки школы, оно становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее и глубже, чем у младших школьников. Общение со сверстниками – представляет для подростка большую ценность, чем общение с родителями.

У младших подростков особенно обострена потребность в самоутверждении, в нахождении достойного места в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них - «играние ролей» (социально-психологический термин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны следующие.

«Умные» - подростки, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. Характерно, что на эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. У подростков, особенно 5-6 классов, высоко котируется не успеваемость, а сообразительность, начитанность, эрудиция. Во всяком случае, есть немало подростковых коллективов с низким интеллектуальным уровнем, в которых быть отличником не только не престижно, но и опасно. Их воспринимают как «зубрил», «выскочек» и т. п.

Подростки спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.

«Сильные, смелые, волевые» - школьники, утвердившие себя спортивными достижениями, отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь коллектива.

Статус «сильных» подростков можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и несколько подводных камней, о которые может разбиться это благополучие.

Сильное увлечение «мужественными» видами спорта (бокс, борьба, штанга, хоккей, дзюдо и пр.) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме подростков. Стремление некоторых тренерских школ привлекать к соревнованиям крупного масштаба 10-13 летних школьников (по гимнастике, например) приводит их к тяжелому физическому травматизму, они здоровьем расплачиваются за золото и серебро завоеванных медалей, за громкие титулы.

Еще одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников и, что еще страшнее, принимают участие в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%