- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование навыков выживания в природе у обучающихся 6 классов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014096 |
Тема: | Формирование навыков выживания в природе у обучающихся 6 классов |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1 Теоретические основы туризма…………………………………... 6 1.1. Классификация туризма…………………………………………... 6 1.2. Климатические зоны России……………………………………... 19 1.3. Сущность ключевых навыков выживания………………………. 24 Глава 2 Проектирование методики формирования навыков выживания в природе…………………………………………………………... 37 2.1. Навыки выживания в природе в школьной программе………… 37 2.2. Методика формирования навыков выживания в природе……… 48 2.3. Методические разработки………………………………………… 59 Заключение…………………………………………………………………… 87 Список литературы…………………………………………………………... 88 Введение Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. Большинство учащихся города - «одомашненные дети», т.е. не владеющие элементарными знаниями и умениями пребывания в природных условиях: неумение учащихся организовать лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег и т.д. Город накладывает определенный отрицательный отпечаток: учащиеся больше стремятся к комфорту и в отсутствие его становятся беспомощными. В наше время практически каждый человек может побывать в любой точке земного шара: самолет, поезд, автомобиль, быстроходный морской лайнер доставляет вас куда угодно. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой.В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу.Главная проблема в таких случаях заключается в том, что многие из них совершенно не подготовлены, оставшись без готовых продуктов, медикаментов, необходимой одежды и средств. Как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам, - этими знаниями и навыками должен обладать каждый учащийся. Благоприятный исход во многом зависит от психофизиологических качеств человека, прочных знаний основ выживания и умения их применять в экстремальной ситуации. Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации. Знание приемов самоспасения приобретает наибольший КПД (коэффициент полезного действия) в случаях, когда теория смыкается с практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но знает, как это делать. Проблема формирования навыков выживания в условиях автономного существования у школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.Актуальностьданной темы обусловлена ее практической значимостью. Актуальность и предмет исследования позволили сформулировать тему исследования: «Формирование навыков выживания в природе у обучающихся 6 классов». Объект исследования: формирование навыков выживания в природе у обучающихся. Предмет исследования: методика формирования навыков выживания в природе. В соответствии с темой были поставлены цель и задачи исследования. Цель исследования: спроектировать и теоретически обосновать методику формирования навыков выживания в природе Задачи исследования: 1. На основе анализа литературы раскрыть теоретические основы туризма. 2. Охарактеризовать основные навыки выживания в природе. 3. Провести анализ методов формирования навыков выживания в природе 4. Разработать конспекты уроков ГЛАВА 1. Теоретические основы туризма 1.1. Классификация туризма В современной научной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». Все эти подходы рассматривали в своих работах И. В. Зорин и В. А. Квартальнов. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы. В России данное понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».[5] Классификация туризма – выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Всемирная туристская организация (ВТО) предложила классификацию туризма по следующим типам: внутренний, въездной (активный) и выездной (пассивный). Основным критерием классификации является пересечение государственных границ. Туризм внутренний – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней; туризм выездной– путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну, а туризм въездной – путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах. Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма.[14] Туризм можно классифицировать по различным критериям: 1) По цели поездки. Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей. В зависимости от цели отличают следующие виды туризма: Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха; Развлекательные туры. Эти туры очень популярны и разнообразны. Их продолжительность невелика (2-4 дня). В Европе очень распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т.д.). Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. Они, наоборот, несколько сокращаются в разгар туристического сезона. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, праздниках, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей. К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Этнический Цель этого туризма — посещение родственников, места своего рождения или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей — Польша, Венгрия, Югославия. Специалисты отмечают определенные изменения в этом виде туризма. Несколько лет назад основное место занимали поездки с целью посещения родственников или мест рождения. Со временем прямых родственников сменяют следующие поколения, родственные связи утрачиваются и в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Данные обстоятельства меняют характер спроса этих туристов в поездках, в частности повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, меняются требования к программе пребывания; Религиозный В настоящее время религиозный туризм пользуется большой популярностью. Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным. Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов путешествий: 1. паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям); 2. познавательные экуменические поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии); 3. научные поездки (поездки богословов, историков, ученых занимающихся вопросами религии). Серьезной проблемой в данном виде туризма является вопрос о подготовке кадров. Важно, чтобы гиды и экскурсоводы могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями. Спортивный Спортивный туризм — это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный — поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный — когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя; Рекреационный Рекреационный туризм, или отпускной, — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Поездки иностранных туристов в Испанию, Турцию, Италию, Францию преследуют прежде всего именно эту цель. Здесь характерны большая продолжительность путешествия, меньшее количество городов, которые входят в маршрут, и соответственно большая продолжительность пребывания в одном месте, которым, как правило, является курорт на морском побережье. Экскурсионный туризм Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе в другие города и даже в другие страны. В ряде государств характерной чертой познавательных экскурсий является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку сразу нескольких стран. Учебный Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные — изучение иностранного языка и непосредственное общение с носителями языка; Экзотический Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.; Приключенческий туризм. Эта довольно своеобразная форма отдыха обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и их занятие необычным видом деятельности («охота на медведей в Сибири», «ловля лосося на Камчатке», «поиски пиратских кладов в Карибском море» и т.д.). Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов: 1. походные экспедиции; 2. сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.); 3. морские путешествия (яхтинг). География и тематика приключенческих туров довольно обширна и разнообразна. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы, проводники и т.д. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха. Экологический Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью. Для жителей Европы и Америки путешествия по охраняемым природным территориям, т. е. экологический туризм давно стали одним из самых распространенных видов отдыха. В различных регионах они составляют от 20 до 60% от общих объемов международного туризма. Экологический туризм в туристической индустрии за рубежом является главным источником валютных доходов. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. Первый российский заповедник — Баргузинский — был создан в 1916 году. Последний, сотый заповедник — в январе 2001 года на границе Чечни и Ингушетии. Кроме заповедников в России — 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире: * 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО; * 25 заповедников, национальных парков и других Особо охраняемых природных территорий находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия; * 30 заповедников, национальных парков и заказников — под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях; * 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы; * 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Лечение В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Поездки с целью лечения (бальнеологический туризм) отличаются от всех других видов туризма, так как прежде всего они носят сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, что имеет своей целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение составляет 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Как правило, организацией маршрутов с целью лечения занимаются только те фирмы, которые на этом виде туризма специализируются. Обычно они связаны с различными медицинскими учреждениями и организациями. Поездку на лечение рекомендует врач, а уже затем ее оформляет туристская фирма. Большое значение для формирования спроса на путешествия с целью лечения имеет информированность представителей медицинских учреждений данной страны о курортах и возможностях лечения в других странах. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение (термальные и лечебные воды), морелечение, грязелечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего. Научный Этот вид путешествий является сравнительно новым в международном туризме. Развитие внешнеэкономических связей, научно-техническая революция и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Данный вид туризма, включает поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, семинарах занимает все более прочное место в современном международном туризме. Обычно в каждой такой международной встрече участвуют от 200 до 10 тыс. человек. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов предлагают чисто туристскую программу. Как правило, и сами участники во время проведения научного мероприятия знакомятся с достопримечательностями данного города, а после завершения конгресса совершают ознакомительные поездки по стране. Характерной чертой этого вида туризма является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных научных форумов и встреч. Специально для этого создаются крупные конгрессные центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Некоторые туристские фирмы полностью специализируются на обслуживании мероприятий такого рода. Шоп- туры Поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации. [6] 2) По способу передвижения. Это может быть пешеходный туризм, велосипедный, конный, альпинизм, лыжный, мототуризм. Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания) – авиационный туризм – является наиболее перспективным, т.к. обеспечивает экономию времени при доставке туристов. Водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы - путешествие на арендованных судах продолжительностью более суток). Сухопутный транспорт (железнодорожный - относительно дешевый, поэтому доступен менее обеспеченным слоям населения, автобусы, частные автомашины - в составе автомобильного туризма выделяют караванинг, при котором в качестве средства размещения используется караван - автомобиль-фургон со спальными местами, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, воздушный шар, дельтаплан и др.). 3) По сроку поездки. Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до 6 месяцев по международному законодательству, максимальный срок — 1 год. Если путешествие длится не более 24 часов, то это будет экскурсия. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня. 4) Сезонности. Активный туристический сезон характеризуется большим потоком туристов. В России он делится на два основных периода, т. е. он двухсезонный: а) летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул); б) зимний (с середины декабря до конца февраля — период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников); Межсезон (полусезон) в нашей стране — осень и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном. В последние годы круглогодично работают лишь несколько крупных санаториев, остальные закрываются с начала октября до конца апреля в связи с тем, что туристов приезжает очень мало или они вообще не приезжают, и поэтому дальнейшая работа становится нерентабельной; для них наступает несезон или так называемый «мертвый» сезон. Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определенное время года (они являются односезонными). Примером может послужить курортная зона побережья Литвы (Нида, Паланга). В летнее время, особенно в июле, августе, поток туристов настолько велик, что достаточно сложно найти свободный номер в одной из гостиниц, в остальное время года курорт пустует, поскольку с моря дует очень сильный холодный ветер.[7] 4) По уровню организации. Индивидуальный тур — независимое путешествие одного или нескольких лиц, связано с обслуживанием, носящим персональный характере как правило, с более высокими ценами. Групповой тур — совместная поездка нескольких лиц (путешествие считается групповым, если количество ее участников составляет не меньше шести и более человек по международным стандартам) по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну группу обусловливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок. Организация путешествия может носить организованный и самодеятельный характер. Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным.Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретенных турах. Самодеятельный, или неорганизованный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не туроператор, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки; маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой. 5) По демографическим и социальным составам участников поездки. В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста: в последнее время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного (пенсионного) возраста. 6)По направленности туристических потоков. Въездной — путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах. Выездной — путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну. Внутренний — путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих. 7) По принципу оплаты. Коммерческий - это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и, соответственно, получает прибыль. Социальный - под социальным туризмом понимаются путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство в порядке, установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера. В странах Европейского Союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристические услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. Интенсив-туризм представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).[9] По данными ВТО, можно сделать вывод, что при всем разнообразии видов туризма основной целью туристских поездок продолжает оставаться отдых. На его долю приходится 70% общего числа прибытий в мире. Деловые путешествия, включая участие в научных форумах, составляют около 13%. Однако необходимо отметить, что это сочетание в различных регионах мира выглядит неодинаково. Например, в африканских государствах доля поездок на отдых значительно ниже, она составляет около 30%, а доля поездок делового характера, напротив, резко превышает среднемировые показатели и составляет примерно 40%.[1] 1.2. Климатические зоны России Россия - крупнейшее по площади государство, которое территориально располагается на континенте Евразия. Российская Федерация имеет огромную протяженность с севера на юг и с запада на восток. Ее климатические условия довольно разнообразны. Основной характеристикой отдельных зон является климат – взаимодействие температурного режима, влажности, воздушных течений, солнечной интенсивности. Природно-территориальные комплексы имеют характер широтных или субширотных полос, опоясывающих всю территорию земного шара. Они различаются климатическими условиями, почвенным покровом, особенностями рельефа, представителями флоры и фауны. На территории России применяется климатическое районирование. Государство располагается в следующих поясах: арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом. Первый пояс охватывает острова, а также побережье Северного Ледовитого океана. На территории, расположенной от Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири до 60 градусов северной широты господствует субарктический климат. Большая часть России располагается в умеренном поясе, который можно разделить на: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный. Территория европейской части России находится в умеренно-континентальном климатическом поясе. Западная Сибирь и территория крайнего юго-востока Восточно-Европейской равнины расположены в зоне континентального климатического пояса. Территория Средней Сибири – зона резко континентального пояса. Для Дальнего Востока характерен муссонный климат. Самой небольшой является территория, располагающаяся в субтропическом климатическом поясе. Это побережье Черного моря. Разграничение территории России Климатические зоны России можно определить, воспользовавшись специальной картой температур. Территория на карте разграничена на регионы, имеющие схожие природные условия. Для каждого района характерен среднегодовой минимальный температурный диапазон. Также дополнительно могут быть указаны даты первого осеннего и последнего весеннего заморозков. Природно-климатические зоны России расположены в спектре температур от минус пяти в самых теплых регионах до минус шестидесяти в самых холодных. Определить регион, в котором находится искомый участок, можно просто посмотрев на карту. Либо, если требуется большая точность, можно высчитать его самостоятельно, получив среднеарифметическое значение температур в выбранной зоне за последние десять и более лет. Первая климатическая зона России – тундровая или арктическая и субарктическая. К ней можно отнести большую часть Республики Саха (Якутия). Так, в ее восточной части преобладают среднегодовые температуры, достигающие отметки минус сорок пять градусов по Цельсию. Первая климатическая зона России характеризуется очень холодными, длинными, малоснежными зимами и коротким относительно теплым летом. Данная зона характеризуется непродолжительным безморозным периодом. Это условие оказывает огромное влияние на развитие флоры. В этой зоне растут карликовые деревья и кустарники. Для выращивания культур растениеводства данная климатическая зона дает всего несколько теплых летних месяца, во время которых вечная мерзлота отступает и освобождает для самых упорных и изобретательных аграриев небольшие клочки земли для посадки. Но тем не менее широкое распространение теплиц, морозостойких и скороспелых культур дает возможность получения урожая практически всех известных овощей и фруктов даже в этих суровых условиях. Обширную территорию можно отнести ко второй климатической зоне. Это практически вся территория, расположенная между европейской частью на западе и третьей климатической зоной на востоке, протянувшейся вдоль всего побережья. Эта зона располагается от Карелии до Камчатки. Зимние температуры умеренные. Однако территория, расположенная на востоке данной зоны, имеет более суровые зимы. Так, в Восточной Сибири малоснежный суровый зимний период сопровождается понижением температур воздуха до отметки минус сорок или сорок пять градусов Цельсия. Эта климатическая зона России характеризуется очень тяжелыми погодными условиями. Повышенная сырость способствует покрытию почвы мхами. Почва холодная и мокрая. Вблизи водоемов температура почвы несколько теплее, но и этого недостаточно для производства зерновых культур. Также осложняющим фактором можно считать сильное промерзание земли в зимний период. К климатическим зонам три и четыре можно отнести самую густонаселенную часть страны. Эта полоса располагается на всем протяжении от Мурманской и Архангельской областей практически через всю европейскую часть России до границы с Казахстаном и заканчивается в республике Алтай. Также третья климатическая зона России захватывает дальневосточные области страны вдоль всего восточного побережья и включает в себя части регионов. Это Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область, Приморская область и Еврейская автономная область. На данной территории преобладает муссонный климат. Холодные снежные зимы сменяются прохладным и влажным летним периодом. Характерны частые туманы и тайфуны. Степная - четвертая климатическая зона России. Территориально включает Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал. А также южные области Западной и Восточной Сибири. Данная зона характеризуется малоснежными зимами и засушливым летом. В центральной России можно выделить территорию, прилегающую к берегам озера Байкал. Здесь в силу географических факторов образовался своеобразный температурный оазис. Сухостепная климатическая зона территориально располагается от Восточного Предкавказья до Подуральского плато. Также к пятой климатической зоне относятся районы Кулундинской степи и территории, располагающиеся в межгорных котловинах Тувы и Забайкалья. Для данного района характерно засушливое лето с умеренной температурой. Зимние морозы неоднородны на всей территории. В восточных областях пятой зоны наблюдаются более суровые зимы. Исходя из карты климатических зон России, построенной на многолетних наблюдениях и анализе температурных режимов различных частей страны, можно сказать, что вся территория страны расположена в температурных областях с первой по девятую. Климатические зоны России с шестой по девятую включают в себя в основном юго-западные регионы страны. Эти природные комплексы можно охарактеризовать следующим образом: шестая - пустынно-степная; седьмая - пустынная; восьмая - предгорно-полупустынная; девятая - горная. Пояс протяженностью от шестой до девятой зоны предоставляет наиболее благоприятные условия на территории России. Южную прибрежную область вдоль Каспийского моря можно отнести к зоне семь, а самую теплую - шесть. Юго-восточная область Русской равнины и часть Прикаспийской низменности занимают пустыни и полупустыни. Данные климатические зоны России характеризуются высокими летними температурами и низкими в зимний период. Небольшое количество осадков оказывает влияние на засушливость климата. Для данной зоны характерны засухоустойчивые представители флоры. В зоне пустынь и полупустынь особое место занимает район дельты Волги и Ахтубинской поймы. Живительная влага реки превращает территорию в зеленый оазис. Теплый мягкий климат Кавказа позволяет включить данную территорию в зоны девять и восемь. Их можно охарактеризовать довольно мягкой и теплой зимой. Температурный режим этого периода практически не выходит в отрицательный диапазон температур. Этот фактор способствует богатому разнообразию растительности. Таким образом, можно сделать вывод, что климатические зоны России разнообразны. Знания о каждой из них незаменимы для повседневной жизни и применяются в самых разнообразных отраслях. Те или иные природные условия накладывают определенные ограничения и дают возможности для развития различных видов туризма в России. [9] 1.3. Сущность ключевых навыков выживания Главная задача человека в автономной ситуации – выжить. Слово «выжить» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле - «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, напр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование познавательного интереса к предмету математика в процессе организации внеклассной деятельности обучающихся 5-6 классов
- Проектирование современных форм педагогической коррекции обучающихся 5-7 классов
- Воспитание скоростно-силовых качеств у обучающихся 8-9 классов средствами легкой атлетики