- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проектирование детских программ в туристической организации на примере детского молодежного лагеря «Эрудит»
| Код работы: | W004490 |
| Тема: | Проектирование детских программ в туристической организации на примере детского молодежного лагеря «Эрудит» |
Содержание
Российская международная академия туризма
Казанский филиал
кафедра менеджмента, туризма и гостеприимства
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектирование детских программ в туристической организации на примере детского молодежного лагеря «Эрудит»
Студент____________________________Цареня Олеся Андреевна
Научный руководитель _________________Бунаков Олег Александрович
Заведующий кафедрой___________________Торкунова Юлия Владимировна
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ 4
1.1 Проектирование детских программ 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение детских программ 14
1.3 Теоретические аспекты подбора персонала 22
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ МОЛОДЕЖНОМ ЛАГЕРЕ «ЭРУДИТ» 28
2.1Краткая характеристика предприятия 28
2.2Анализ организации досуга в детском молодежном лагере 39
2.3Основные недостатки и проблемы в проектирование детских программ в детском молодежном лагере 48
3. РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ МОЛОДЕЖНОМ ЛАГЕРЕ «ЭРУДИТ» 51
3.1Подборка персонала для работы с детьми 51
3.2 Практические аспекты тематической смены 54
3.3Модель тематической смены «Зимняя сказка» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей деятельности лагеря является организация досуга и отдыха детей. В детском оздоровительном лагере отдыхают дети из школ села от 7 до 14 лет. Целью работы детского лагеря дневного пребывания является активизация работы педагогического коллектива по организации летнего отдыха, культурной и досуговой деятельности детей, их оздоровление и воспитание, развитие разнообразных навыков и творческих способностей, развитие коммуникативных компетентностей и компетентностей социального взаимодействия. В работе лагеря можно выделить несколько основных задач:
Смена лагеря в зависимости от направленности проводится, как правило, на стационарной базе – на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, учреждений по месту жительства детей и подростков, иных образовательных организаций, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристических, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций.
Детский лагерь может также проводиться в полевых условиях (в палатках), на речных и морских судах, а также с передвижением обучающихся и воспитанников на иных видах транспорта при соблюдении требований безопасности.
Смена лагеря с дневным пребыванием проводится на базе образовательного учреждения, клуба по месту жительства, детского и молодежного центра. В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный, дневной городской, оздоровительный и т.д.) действует один из нормативов СанПиН, регулирующий устройство данного типа лагеря. Все вышеизложенное объясняет актуальность исследования.
Целью работы является проектирование детских программ в туристской организации на примере Детского молодежного лагеря «Эрудит».
В соответствие с целью нужно решить следующие задачи:
- определить теоретические аспекты проектирования детских программ,
- проанализировать деятельность Детского молодежного лагеря «Эрудит»,
- разработать тематическую смену в Детском молодежном лагере «Эрудит».
Объектом исследования является Детский молодежный лагерь «Эрудит» - в дальнейшей работе представлен, как ДМЛ «Эрудит», а предметом организация проектирования детский программ на предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ПРОГРАММ
1.1 Проектирование детских программ
Детский лагерь – это не только одна из форм рациональной организации досуга школьников, это целая система оздоровительных и воспитательных мероприятий, направленных на повышение иммунитета детей и подростков, развитие их творческих, интеллектуальных и физических способностей [6, с. 98-112].
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, спортивного развития, художественного, технического, социального творчества [32, с. 45-89].
Виды детских лагерей
оздоровительные;
обучающие;
спортивные;
универсальные.
Детский лагерь – это не только одна из форм рациональной организации досуга школьников всех возрастов, это целая система оздоровительных и воспитательных мероприятий, направленных на повышение иммунитета детей и подростков, развитие их творческих и других способностей. Лагерь – это площадка, на которой у молодого поколения есть возможность проявить себя, само-реализоваться, это место, где дети учатся самостоятельно принимать решения, тем самым развивая у себя такое качество, как ответственность за свои решения и поступки [15, с.18-19].
Содержательный досуг в ДМЛ способствует решению многочисленных задач освоения современной культуры, духовно-нравственного развития личности школьника. Свободное, от основной программы занятий в школе, время может стать неотъемлемой частью образовательной программы ДМЛ.
Содержание культурно-досуговой деятельности раскрывается через сущностную характеристику самого понятия «культура», что от латинского – (cultura) - трактуется как возделывание, обрабатывание, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Накопленный человечеством опыт, закреплённый в нормах культуры, влияет на все виды деятельности, в которых осуществляется преобразование окружающей природной и социальной реальности, включая самого человека, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Коммуникативная деятельность, как один из видов деятельности активно использующий достижения культуры во всём её многообразии, предполагает взаимодействие, в котором человек реализует, раскрывает себя. В её процессе происходит обмен идеями, проектами, знаниями между людьми в процессе их общения. Сфера досуга предоставляет огромные возможности для освоения культуры, что послужило выделению такого вида как культурно-досуговая деятельность [12, с.53].
В культурно – досуговой деятельности осуществляется многоплановая совокупность занятий, развивающих и удовлетворяющих культурно – образовательные, творческие, оздоровительные потребности и интересы детей в сфере их свободного времени. Типология культурно–досуговой деятельности раскрывает особенности позиций, которые занимает человек, включаемый в этот вид деятельности:
«творчески – деятельный» тип – наиболее рациональный, интенсивнее всего влияющий на развитие личности ребёнка в свободное время, для которого характерно его участие в создании духовных ценностей;
«культурно – потребительский» - особенностью которого является не столько создание, сколько потребление духовных ценностей;
«рекреативный» тип, характеризующийся использованием свободного времени только для отдыха и развлечения[ 6, с.54-62].
В период проектирования летних каникул, как определённого вида досугового проекта, необходимо уделить внимание всем видам культурно – досуговой деятельности. Только в этом случае, можно будет предоставить ребёнку возможность полноценного развития в процессе отдыха и поддержать его жажду освоения новых видов деятельности, дать простор решению различных творческих задач.
Характеризуя досуг как деятельность в сфере свободного времени, осуществление которой происходит в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой человек, при её проектировании необходимо учитывать различные её уровни. С точки зрения авторов пособия «Социокультурная и социально – педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей» под редакцией А.Б. Фоминой, это:
- Отдых, рассматриваемый как восстановление жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или же включающий разнообразную, специально подобранную физическую активность.
Развлечения - «психическая разрядка», упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующие недостаток разнообразия в труде и в быту.
- Просвещение – средство развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.
- Творчество – способ удовлетворения потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности, в поиске, экспериментировании, познании окружающего мира.
- Созерцание природы - освобождение от мелких забот, эгоистических желаний, возвышение над «злобой дня».
- Праздник – связь прошлого и настоящего путём торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности [22, с. 56-64].
В досуговых проектах важно предусмотреть активность ребёнка, включив его в самые разнообразные виды досуговой деятельности. В этом случае досуговые проекты или же программы деятельности можно будет рассматривать как способ формирования культуры досуга, рассматриваемой с позиции внутренней культуры человека, предполагающей наличие у него определённых личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
Рисунок 1 – Схема выполнения проекта детской программы
Специфика проекта детской программы будет отражена выбором его формата, который определяется: - регламентом организации жизни лагеря (период смены);
- определённым временем года, на который выпадает смена
- особенностями территории, на которой располагается место отдыха;
- составом детей, которые раньше не были знакомы друг с другом.
Процесс создания проектов, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте, рассматриваемый как проектировочная деятельность, имеет свои особенности. Это:
ориентация на получение конкретного результата;
предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
относительно жёсткая фиксация срока достижения результата;
программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта;
выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
получение продукта, анализ новой ситуации [12, с.14-18].
Образно проект можно представить как «пять «П» плюс один». В качестве таких «П» названы: проблема; проектирование; поиск информации; продукт; презентация; «портфолио» – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Вовлечение ребят в процесс создания различных видов проектов, должно опираться на знание сущности проекта. Это «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией». Причем специфическая организация может быть раскрыта с опорой на определение проекта по Интернет – версии словаря педагогических терминов. В этом прочтении проект не что иное как «разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий» [4, с.44-45].
Таким образом, ребята должны пройти следующие этапы проектировочной деятельности:
1.Поиск значимой для решения проблемы: социальной, исследовательской, информационной.
2. Планирование вариантов решения проблемы, определение продукта и формы его презентации.
3. Поиск информации для выполнения проекта, возможно проведение небольшого исследования.
4. Получение продукта проекта.
5. Представление продукта заказчику: его презентация.
В то же время нельзя не забывать об особенностях проектирования детских программ. В частности:
- идея и цели деятельности заданы извне (тематика смены, профиль лагеря
предмет проектирования – способ реализации цели и формы своего участия в деятельности;
- принципы создания и реализации проекта: ориентация на ребёнка, забота о его здоровье, комфорте, демократизация жизни посредством включения детей в принятие решений по вопросам организации досуговой деятельности через органы со- и самоуправления, обеспечение продуктивного общения детей и взрослых, делая ставку на «роскошь человеческого общения [6, с. 200-205];
- продукт каникулярного проекта – программа жизни детей и взрослых в лагере.
В этой связи весьма убедительным является описанный в литературе опыт построения жизнедеятельности лагеря на основе включения ребят в проектировочную игру, рассматриваемую как вид каникулярного проекта.
Так, функциональное значение проектировочной игры заключается в:
диагностике степени удовлетворённости детей, педагогов состоянием дел, анализе трудностей и недостатков, выявлении узловых проблем;
прогнозировании путей решения важнейших проблем, поиске стратегических направлений перестройки летней работы;
обучении с использованием различных механизмов и приёмов активизации коллективной творческой деятельности.
Организация проектирования программы жизни лагеря на основе 4 этапов, название которых отражает специфику целевых установок и ожидаемых результатов деятельности, можно определить как:
«Взятие бастиона идей»;
«Мозговая атака»;
«Создание и защита проектов»;
«Научная сессия конструкторских бюро дружин» [12, с.41].
Как видим, на первом этапе организации игры важна выработка идей, на основе которых будет строиться лагерная смена. В последующем, с помощью технологии «мозговая атака» осуществляется поиск тем проектов. В процессе работы различных творческих групп происходит разработка конкретных проектов и их последующая реализация. При таком подходе к планированию жизни детей в лагере любого вида возможно достичь целей, сформулированных в стратегических документах развития образования. Ведь ребята в игровой ситуации учатся строить свой досуг, выбирая для этого оптимальные для себя формы, включая в них те виды творческой деятельности, которые созвучны их способностям, интересам и желаниям, в то же время, соизмеряя свои желания со своими сверстниками и взрослыми.
Безусловно, проектируя содержание деятельности в рамках отдыха в лагере, педагоги ведут ребят по пути освоения ими даже в это, свободное от учёбы время, целого ряда умений, столь необходимых им в жизни. В их числе:
- рефлексивные умения, позволяющие оценить собственную деятельность на всех этапах подготовки проекта;
- поисковые (исследовательские) умения, направленные на генерирование интересных значимых идей, умение находить различные варианты решения возникающих проблем на основе, в том числе умения находить для этого необходимую информацию;
- умения работать, сотрудничая со сверстниками и взрослыми;
- менеджерские умения и навыки, раскрывающиеся в способности проектировать процесс, планировать время и ресурсы, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность;
- коммуникативные умения, суть которых - в умении инициировать взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить компромисс;
- презентационные умения, раскрывающиеся в умении уверенно держать себя во время выступления; в артистизме; умении отвечать на вопросы и т.д.
Каникулярные проекты (программы) могут быть весьма разнообразны. При их проектировании мы можем выйти на создание разных их видов, в числе которых может быть:
- комплексная программа, включающая организацию в лагере разнонаправленной деятельности, различных видов отдыха и оздоровления детей;
- профильная специализированная программа, ориентированная на выбор приоритетного направления деятельности, обусловленного либо спецификой контингента, либо ориентацией на определённую предметную область;
- долгосрочные программы, предполагающие реализацию программы в течение ряда лет с разными детьми или же с одним и тем же контингентом детей;
- краткосрочные программы, рассчитанные на возможность её реализации в течение одной смены, либо отдельного её временного отрезка.
Каждый, кто выходит на создание собственного каникулярного проекта, безусловно, выберет свой вид проекта с учётом имеющихся ресурсов, места, формы его реализации. Опора на выше сформулированные позиции организации летнего отдыха посредством проектировочной деятельности, думается, позволит это сделать интересно и содержательно, с учётом полной целереализации идей летнего отдыха детей.
Проектирование детских программ базируется на выявлении педагогического потенциала досуга, его возможностей в развитии личности ребенка. Досуг может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка, поэтому при его организации необходимо учитывать его педагогически значимые особенности:
1. Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности.
2. Досуг может сформировать позитивную «Я - концепцию»; объективную самооценку; способствовать самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
3. Досуг должен способствовать раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, стимулировать творческую инициативу детей.
4. Досуг влияет на формирование ценностных ориентаций; развивает социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
5. Досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом [5, с.302-315].
Цели проектирования досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение детских программ
Для того, чтобы рассмотреть нормативно-правовое обеспечение детских программ в молодежном лагере, целесообразно сначала проанализировать нормативные акты, которые регулируют деятельность самого учреждения.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.
Этот стандарт включает:
? услуги по безопасности детей;
? медицинские услуги (охрана здоровья, профилактика заболеваний и формирование навыков ЗОЖ);
? образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня, расширения кругозора, углубления знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
? психологические услуги (улучшение психического состояния детей);
? правовые услуги (оказание помощи детям и их родителям юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления);
? услуги, по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
? услуги в сфере физ.культуры и спорта;
? информационные услуги;
? транспортные услуги [14, с.120].
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон № 71 – ФЗ от 28.04.2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей [3].
Типовое положение о детском оздоровительном лагере от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188
Типовое положение определяет понятие детского оздоровительного лагеря, закрепляет принципы организации его деятельности, порядок комплектования, имущественные права и обязанности.
В соответствии с Типовым положением основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.
Формы и методы работы детского оздоровительного лагеря, порядок проведения профильных смен, права и обязанности директора лагеря, который несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за деятельность лагеря, жизнь, здоровье детей и работников лагеря во время нахождения в лагере, нарушение их прав и свобод [28, с. 42].
Основные требования к детским оздоровительным лагерям Требования к детским оздоровительным лагерям и организации их деятельности установлены Типовым положением, направленным письмом Минздравсоцразвития России от 14.11.2011. Согласно данному документу лагерь может быть
1) загородным либо находиться в пределах границ населенного пункта;
2) на стационарной базе и с использованием палаток;
3) с круглосуточным либо дневным пребыванием детей. При формировании лагеря обеспечиваются требования к детскому лагерю, требования к детским палаточным лагерям, условия для жизнедеятельности детей, размещения, питания, медицинского обеспечения, проживания, охраны жизни, здоровья и безопасности
Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей",
Гражданского Кодекса РФ,
Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [ 3]
Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:
ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
СанПиН , утверждёнными Постановлениями Главного санитарного врача РФ
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления".
Юридически детский лагерь любого вида должен быть оформлен как юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, т.е. должен действовать либо на основании Устава, либо Положения о лагере (смене лагеря) и иметь свою утвержденную организационно-штатную структуру. Возможна организация отдыха детей индивидуальным предпринимателем, в таком случае лагерь также действует на основе Положения о нем, утвержденного ИП.
Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки смены лагеря определяются соответствующими Санитарно-эпидемиологическими правилами, утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к виду лагеря:
СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. №73;
СанПиН 2.4.4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. №25 (Действие данных санитарных правил не распространяется на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на туристические походы любой продолжительности (не связанные с палаточным лагерем), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе);
СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22;
СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25). [3]
В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный, дневной городской, и т.д.) действует один из оздоровительный нормативов СанПиН, регулирующий устройство данного типа лагеря.
Без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места базирования смены лагеря санитарным правилам открытие смены лагеря не допускается.
Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.
Предоставляемая лагерем услуга должна соответствовать следующим принятым стандартам:
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007
«Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2016 Приказом Росстандарта от 26.03.2014 № 228-ст). [1]
Таким образом, у действующего лагеря должна иметься в наличии следующая базовая документация:
положение о лагере и (или) устав лагеря;
свидетельство о государственной регистрации;
организационно-штатная структура лагеря;
организационные документы деятельности лагеря (руководства, правила, методики, инструкции, в том числе по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в период пребывания в лагере и в случаях чрезвычайных ситуаций и аномальных природных явлений), заверенные в установленном порядке [21, с.88-100].
Реализуемые в лагере:
программа деятельности и организации самоуправления смен лагеря;
тематические программы по работе с детьми, обеспечивающие духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности;
программы социальной реабилитации и социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении (при наличии);
планы мероприятий по организации досуга детей;
программы кружков художественного, технического, декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительных секций;
сведения об укомплектованности лагеря педагогическими кадрами, среднем стаже работы кадрового состава по специальности, уровне квалификации кадрового состава;
сведения о проведении мероприятий по страхованию детей на период летнего отдыха (при наличии);
сведения о наличии условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в том числе об организация психолого-педагогического сопровождения, наличии охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей и другое;
сведения органа санитарно-эпидемиологического надзора районных ТО о своевременности подготовки лагеря к оздоровительному сезону;
лицензия на право осуществления медицинской деятельности или договор с соответствующей медицинской организацией об оказании медицинских услуг;
медицинская документация (журналы, карты и т.д.);
при наличии в лагере водоема или бассейна разрешение государственной инспекции маломерных судов на использование пляжных территорий (бассейнов) – актуально для некоторых регионов;
свидетельства о допуске к работе инструкторов по плаванию и (или) спасателей на воде (при наличии открытых водоемов или бассейнов);
приказы: по кадрам, в том числе о назначении руководителя лагеря (смены лагеря), о мерах противопожарной безопасности, об охране жизни и здоровья детей, об организации купания детей, о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию электроустановок, теплопотребляющих установок, газового хозяйства, объектов Ростехнадзора (при наличии объектов), об организации выставок детского творчества, проведении спортивных и туристических мероприятий и т.д.;
акты: на испытание электроустановок, механизмов, электрических плит, котлов, газоустановок и т.д., об исправном состоянии обслуживающего транспорта, наличие инструкций на все виды работ и эксплуатации оборудования;
генеральный план территории, к которому прилагаются:
а) план эвакуации детей на случай пожара;
б) схемы связи с ближайшим территориальным медицинским учреждением и органом МЧС, водопроводной и канализационной сетей, теплотрасс отопления и горячего водоснабжения, наружной электросети;
в) проект молниезащиты;
журналы проведения инструктажей по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев;
заключение о готовности к открытию с приложением всех актов проверок (зданий, систем, механизмов, сооружений, устройств и т.д.).
желательно: положение (приказ) о проведении внутреннего контроля качества предоставляемых детям услуг в детском лагере [4, с.37].
Далее, перейдем непосредственно к рассмотрению нормативно-правовых актов, касающихся детских программ.
Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04. 2014 г. № 09-613
Тематическая образовательная программа смены обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с основными принципами государственной политики в области образования, воспитания и оздоровления школьников.
Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06):
? создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной культуры ребенка;
? использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
? создание условий для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
? предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены [27, с.206-208].
Документы по организации воспитательно-образовательного процесса:
Программа деятельности/развития ДОЛ/ЛДП как учреждения, осуществляющее организацию летнего отдыха детей и молодежи.
Программа психологического сопровождения;
Программа спортивно-оздоровительная;
Дополнительные общеобразовательные программы творческих объединений;
Лечебно-оздоровительная программа;
Тематическая (оздоровительная) программа на сезон/на каждую смену (21 день/14 дней), разработанная в соответствии с современными требованиями.
Документы по организации воспитательно- образовательного процесса:
? Планы работы отрядов (по дням, подробно)
Режим дня лагеря
Графики/расписание работы объединений дополнительного образования
Журнал/списки распределения детей по отрядам
Психолого-педагогическая характеристика на отдыхающих в ДОЛ/ЛДП детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [16, с. 52].
Все вышеизложенные нормативно-правовые акты способствуют эффективной организации смены и обеспечению детских программ в лагере.
1.3 Теоретические аспекты подбора персонала
Обеспечение детских лагерей квалифицированными профессиональными кадрами в соответствии с утвержденными учреждением требованиями – важная часть организации смены в лагере. (см Рис.2)
Претендентами на должность вожатого, воспитателя ДМЛ, являются юноши и девушки обычно19-25 лет:
выпускники высших учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений социально-психолого-педагогической направленности;
Рисунок 2 – Схема подбора и адаптации персонала для детского лагеря.
педагогические работники детских лагерей (центров);
педагоги дополнительного образования;
руководители детских и молодежных общественных объединений и организаций;
специалисты, имеющие опыт работы с детскими и подростковыми группами;
юноши, отслужившие в рядах Вооружённых сил РФ, имеющие опыт работы с детскими и подростковыми группами (при наличии сертификата);
студенты 3 и 4 курсов (заочного обучения психолого-педагогического профиля);
магистранты 1 курса (заочного обучения психолого-педагогического профиля) [11, с.51-53].
Подбор претендентов на должность вожатого, воспитателя в ДМЛ проходит в три этапа.
1-й этап (дистанционно) - конкурс документов (проводит Управление детских лагерей).
Перечень документов для участия в первом этапе отбора:
резюме и анкета (бланк прилагается) претендента на должность вожатого, воспитателя лагеря;
копия паспорта;
копия документа об образовании с квалификацией или справка с места учебы;
копия военного билета или приписного свидетельства (для военнообязанных);
скан цветной фотографии размером 9х14;
фотокопия рекомендательного письма/характеристики с последнего места работы (учебы).
Управление детских лагерей извещает претендента о результатах первого этапа конкурсного отбора и приглашает для участия во втором этапе.
2-й этап – психодиагностическое обследование (дистанционно или очно) проводится:
– о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Совершенствование сложившийся организации территории детского оздоровительного лагеря «Белочка»
- Управление повышением качества обслуживания клиентов в туристической организации
- Изучение особенностей организации молодежного досуга и разработка методических рекомендаций по его совершенствованию в условиях деятельности культурно-досуговых центров

