VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы переустройства и перепланировки жилых помещений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001893
Тема: Проблемы переустройства и перепланировки жилых помещений
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В Г.КРАСНОДАРЕ

Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин 

                                                          Допускается к защите:
                                                           Заведующий кафедрой,
                                            к.ю.н., доцент                                                         
                                                                             _____________Д.И. Ивашин


выпускная квалификационная работа по гражданскому праву


Тема: «Проблемы переустройства и перепланировки жилых помещений» 



                                           Выполнил: студент 6 курса
                                                    группы 110-ЮЗ, заочной формы
                                             обучения                                         
                                             Партылов Владимир Георгиевич
                     
                                             Научный  руководитель:  к.ю.н., доцент
                                                                 Прудникова Альбина Евгеньевна
                                                                 ______________    А.Е. Прудникова 
                                                                 
                                                                 Нормоконтроль: 
                                                                 


Краснодар
2016
                                                                          Утверждаю

						Научный руководитель: доцент кафедры                              гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н., 
                                                         доцент____________  А.Е.Прудникова
      	
                        


График выполнения выпускной квалификационной работы
Партылова  Владимира Георгиевича, студента 6 курса, группы  110-ЮЗ 
заочной формы обучения,
специальность 030501 «Юриспруденция»


Наименование мероприятия
Сроки
выполнения
До итоговой 
аттестации 
выпускников 
осталось
Закрепление темы и назначение руководителя
до 01 декабря
2015 г.
6,0 месяцев
Изучение методических рекомендаций по подготовке ВКР
до 15 декабря
2015 г.
5,5  месяцев
Составление плана  и согласование его с руководителем. 
до 01 января
2016 г.
5 месяцев
Подбор и изучение библиографии 
до 01 февраля
2016 г.
4 месяца
Написание и оформление ВКР
до 16 апреля
2016 г.
1,5 месяца
Подготовка отзыва научным руководителем и предоставление ВКР на кафедру
до 30 апреля 2016 г.
1 месяц
Рецензирование ВКР
15 мая
15 дней
Защита ВКР
июнь
2016 года






Студент ______________  Партылов В.Г.                « ____» ___________2015 г.



 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Перепланировка и переустройство жилых помещений: понятие, сущностные характеристики и отличительные черты ………………………..  7
 1.1 Жилое помещение как объект гражданских прав	..7
 1.2 Правовая природа понятий «переустройство»,   «перепланировка»…… 16
Глава 2. Перепланировка и переустройство жилых помещений	21
2.1 Порядок согласования и осуществления перепланировки и переустройства жилых помещений: предоставление документов, принятие решения	212121
2.2 Отказ в согласовании переустройства и перепланировки	30
2.3 Выполнение работ  по переустройству и перепланировке жилых помещений ……………………………………………………………………..  40
2.4 Самовольная перепланировка и порядок её легализации	42
Заключение..……………………………………………………………………   57
Библиография	62














ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы. В последнее время переустройство и перепланировка жилых помещений происходят сплошь и рядом, как в новых квартирах, так и в квартирах старой планировки: люди стремятся улучшить свои условия проживания, сделать их более комфортными. В большинстве случаев, проводя перепланировку или переустройство жилого помещения, некоторые даже не представляют, что существует определенный порядок проведения данных действий, что необходимо производить соответствующие согласования, а также не знают о юридической ответственности за нарушение этого порядка. Логика в данных случаях проста – «квартира моя, значит, могу делать с ней что хочу».
      Однако в случае если перепланировка или переустройство сделаны без соблюдения определенных технических правил, это создает реальную угрозу для других жильцов. После вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации1 (далее - ЖК РФ) регулирование отношений, возникающих в связи с переустройством и перепланировкой жилых помещений, осуществляется иначе, чем было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР,2 который содержал только одну статью (ст. 84), определяющую лишь самые общие правила проведения перепланировки и переустройства жилых помещений. 
      Детальная же регламентация указанных действий была предусмотрена значительным количеством подзаконных актов, причем в некоторых случаях противоречащих друг другу. Учитывая сложившуюся в обществе ситуацию, которая требовала более детальной регламентации порядка проведения переустройства и перепланировки жилых помещений на федеральном уровне, законодатель закрепил основные правила указанных действий на уровне федерального закона. Принятие  Жилищного кодекса в Российской Федерации, бесспорно, стало большим событием в России, так как  Жилищный кодекс РСФСР абсолютно не соответствовал российской действительности конца XX - начала XXI в., что было видно даже без его подробного анализа. 
     В 90-е годы прошлого века происходит расцвет предпринимательства и частной собственности. И сразу становится понятно, что не хватает административных зданий, то есть бизнес растет, а разместить его  негде. Все это способствовало началу бума переводов жилых помещений в нежилые, особенно расположенных на первых этажах домов, окна квартир которых  выходят на проезжую часть. При этом зачастую эти переводы никак не оформлялись. Такая же ситуация складывалась и с перепланировками квартир. Граждане сами решали, какая стенка является несущей, а какая – ненесущей, что можно сносить, а что – нельзя, какую перепланировку надо согласовывать, а какую – нет.
     В связи с тем, что данные вопросы не были однозначно урегулированы действующим на тот момент жилищным законодательством, властные органы  потеряли контроль над ситуацией. 
     К концу 90-х годов были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие переустройство и перепланировку, что постепенно привело к упорядочению процедур перевода жилых помещений в нежилые и перепланировки-переустройства жилых помещений. 
     Актуальность выбранной  темы также обусловлена большим количеством обращений граждан как в органы исполнительной власти с заявлениями о планирующейся перепланировке или переустройстве, так и в судебные органы с исками о признании произведенных переустройств и перепланировок проведенными с соблюдением технических правил. 
     Объектом исследования  выступают общественные отношения, складывающиеся по проведению перепланировок и переустройств жилых помещений.
     
     Предметом в работе выступают нормы жилищного законодательства, материалы судебной практики, научная и учебная литература по данной тематике.
     Целью работы является определение правовых понятий «переустройство» и «перепланировка», изучение их правового регулирования, выявление проблем правоприменения. 
     Задачи работы: определить правовое понятие перепланировки и переустройства в современном жилищном праве – изучить порядок получения разрешения на перепланировку и переустройство – дать правовое понятие «самовольной перепланировки», «самовольного переустройства» – изучить практику по спорам, вытекающим из незаконной перепланировки и переустройства.
     Степень разработанности настоящей выпускной квалификационной работы определяется трудами ученых-цивилистов разных этапов развития науки жилищного права, имеющих дискуссионный характер. В целях данной дипломной работы исследовались работы Е.И.Никифорова, О.А Гончрова, А.А Титова,    С.И Суслова,  Г.Ф Шешко,   Л.С Курганова,  Д.В Карпухина, П.В Макеева и других.
      Методологическую основу настоящей выпускной квалификационной работы составили как общие научные методы анализа, так и частные: диалектический, логический, исторический, метод системного анализа, метод сравнительного правоведения. 
     Целям и задачам настоящей выпускной квалификационной работы подчинена ее структура. Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих её содержание, заключения и библиографии. 





     ГЛАВА 1. ПЕРЕПЛАНИРОВКА И ПЕРЕУСТРОЙСТВО ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
     
     1.1 Жилое помещение как объект гражданских прав
     Конституционное право употребляет термин жилище, который обозначает «всякое помещение, предназначенное или приспособленное для постоянного или временного проживания людей». Теоретически  этим понятием охватываются: жилые комнаты, места общего пользования (коридор, ванная, туалет, балкон, веранда), подвал, чердак, кухня, пристройки, надворные постройки хозяйственного назначения, комнаты в гостинице, санатории, доме отдыха, отдельная палата в больнице, палатка, охотничий или садовый домик.3
     Основное назначение указанной правовой категории в конституционном праве - обеспечение прав человека на личную жилую площадь независимо от ее юридического статуса (частная или публичная собственность) и правового режима (собственность или иное вещное право).
     Данное право исторически гарантировано конституциями всех цивилизованных стран мира как неотъемлемое право человека и гражданина, в том числе на международном уровне, и представляет собой неотъемлемое право человека и гражданина, врожденное и догосударственное, главнейшее материальное условие жизни человека.4 
     В применении к ст. 139 УК РФ  под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания.
     Термин жилище используется  в гражданском законодательстве  для характеристики правоотношений, сходных с конституционными (ст. 1 - 3 ЖК РФ). Однако для обозначения объекта гражданских (жилищных) прав используется термин жилое помещение, который определяется как изолированное помещение, относящееся к категории недвижимого имущества и пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 ЖК РФ)5.
     Из данного определения следует, во-первых, что на жилые помещения распространяется правовой режим недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ). На практике это означает, что: 
     а) отчуждение и приобретение жилых помещений и прав на них осуществляется исключительно в режиме гласности, ассоциируемой с необходимостью государственной регистрации сделок с ними (ст. 131, 164, 223 ГК РФ), доступной для ознакомления третьими лицами; 
     б) приобретение прав на жилое помещение осуществляется только способами и на основаниях, предусмотренными для недвижимого имущества (ст. 17 Закона о государственной регистрации)6, что подтверждает и ст. 10 ЖК РФ;
      в) споры о праве собственности и иных вещных правах на жилое помещение рассматриваются с определенными процессуальными особенностями - не в месте нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ) или в месте, определяемом по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ), а по месту нахождения недвижимых вещей (ст. 30 ГПК РФ).
      Приобретение права собственности на жилое помещение в порядке, предусмотренном для движимых бесхозяйных вещей (ст. 225 ГК РФ); 
      - вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ); 
      - находки (ст. 227 ГК РФ); 
      - на безнадзорных животных (ст. 230 ГК РФ) 
      - клад (ст. 233 ГК РФ) невозможно.
     В теории гражданского права России жилое помещение рассматривается как вещь, недвижимая по закону в силу того, что оно представляет собой объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба назначению невозможно либо функционирование которого возможно только в соединении с каким-либо земельным участком. 
     По мнению С.А. Степанова7, жилое помещение относится не к базовому (основополагающему) перечню объектов недвижимости (земельный участок, участок недр, обособленные водные объекты, объекты, прочно связанные с землей) и не к производственному (незакрытому) перечню недвижимостей в виде объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно (леса, многолетние насаждения, здания и сооружения), а к иному имуществу, отнесенному законом к недвижимости наряду с предприятиями,  воздушными и морскими судами, судами внутреннего плавания и космическими объектами. 
     В любом случае оно подлежит особого рода учету - государственной регистрации права.
     Из определения жилого помещения, данного в п. 2 ст. 15 ЖК РФ8, следует, что жилое помещение - изолированная конструкция (помещение), которая в гражданском обороте может выступать в нескольких видах:
     1) жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
     2) квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
     3) комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
     Гражданское законодательство советского периода  не предусматривало подобной характеристики жилого помещения, равно и ее классификации. Это обуславливало отсутствие в гражданском обороте таких объектов, как комната, и ограниченный оборот жилых домов и квартир.
     В действующем законодательстве подобного рода ограничения для включения структурно обособленных помещений (квартира и комната) в гражданский оборот сняты.
      Из определения жилого помещения (п. 2 ст. 15 ЖК РФ) следует, что оно должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Это традиционная  характеристика жилого помещения, которая устанавливает критерии его пригодности для постоянного проживания физических лиц. Они закреплены в санитарных и технических правилах и нормах. Санитарные правила регулируются, ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",9 за их нарушение предусмотрена и уголовная ответственность.10 Технические нормы и правила устанавливаются  постановлением Правительства РФ от 27.09.2003               № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
     Несоответствие указанным правилам и нормам является основанием признания жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».11
     Жилое помещение необходимо отличать также от нежилого помещения. Теоретически - по целям использования.12 Статья 17 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения предназначены для проживания. Размещение в них промышленных производств не допускается.
      Таким образом, подчеркивается непромышленный характер его эксплуатации. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства РФ. 
     Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требований, которым должно отвечать жилое помещение.13 
     Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется исключительно на условиях (ст. 22 ЖК РФ) и в порядке (ст. 23, 24 ЖК РФ) жилищного законодательства РФ с учетом требований.14
     Для осуществления перевода жилых помещений в нежилые ЖК РФ установил три исключения. Невозможно жилое помещение перевести в категорию нежилого в случаях, когда: 
     а) доступ к такому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и при этом отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; 
     б) такое помещение является частью жилого помещения или используется собственником данного помещения либо иным гражданином в качестве места постоянного проживания; 
     в) право собственности на данное помещение обременено правами каких-либо лиц (физических или юридических), например помещение является предметом залога.
     Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми15  
     Новеллой ЖК РФ (п. 1 ст. 22) является норма, допускающая перевод нежилого помещения в жилое, поскольку до определенного времени законодательство (ст. 9 ЖК РСФСР 1983 г., п. 3 ст. 288 ГК РФ)16 предусматривало правила, которые касались только перевода жилых помещений в нежилые. Такой перевод не допускается:
     а) если такое помещение не отвечает установленным требованиям и отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;
     б) если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (в силу договоров ипотеки, аренды и т.п.).
     Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое является единым, осуществляется органом местного самоуправления по требованию собственника или уполномоченного им лица (заявителя) при наличии установленных в законе документов и в установленные сроки (ст. 23 ЖК РФ). Данное правило конкретизируется в законодательстве субъектов РФ и нормах органов местного самоуправления 17. 
     В случае необходимости обеспечить использование помещения в новых целях допускается его переустройство и (или) перепланировка и (или) проведение иных работ, завершение которых подтверждается актом приемочной комиссии.
     Жилые помещения – это объект гражданского оборота (ст. 2, 10, 15 ЖК РФ; абз. 3 ст. 1 Закона государственной регистрации прав на недвижимое имущество), который подлежит измерению.
     Общая площадь жилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (п. 5 ст. 15 ЖК РФ).18
     Правовая связь жилого помещения с земельным участком, на котором оно располагается, регламентируется гражданским (абз. 9 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ст. ст. 131, 164, 263, 271 - 274 ГК РФ), а также земельным (ст. 30 - 31, 35 - 36, 38 - 39 ЗК РФ) и градостроительным (ст. 4, 30, 37 - 40, 44, 51 и 62 Градостроительного кодекса РФ) законодательством РФ.
     В случае если помещение (жилой дом, другое строение, сооружение) создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, оно квалифицируется как самовольная постройка (ст. 222 ГК РФ).19
     Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.20
     Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.21 Исключения составляют случаи, когда: а) право собственности на самовольную постройку признается судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку; б) право собственности на самовольную постройку признается судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае на лицо, за которым признано право собственности, возлагается обязанность компенсировать осуществившему постройку лицу расходы в размере, определенном судом.
     В признании права собственности за указанными лицами должно быть отказано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
     Жилое помещение - объект как обязательственных, так и гражданских (вещных) правоотношений.
     В обязательственных правоотношениях жилое помещение традиционно  является предметом договора найма и аренды (имущественного найма) . В вещных правоотношениях правовой статус жилого помещения имеет свои особенности.
     
     1.2 Правовая природа понятий «переустройство», «перепланировка»
     В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ необходимо отличать понятия «переустройство» и «перепланировка» жилого помещения.
     Данное правовое разделение предусмотрено положениями гл. 4 ЖК РФ.  Так, в ст. 25 ЖК РФ даны четкие определения этих двух понятий, а именно: в соответствии с п. 1 данной статьи под «переустройством жилого помещения» понимается «установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения»; под «перепланировкой» жилого помещения понимается «изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения» 22.
     Переустройство (переоборудование) жилых помещений может включать в себя:
      - установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
      -  перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
      - устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
     Понятие «технический паспорт жилого помещения» определено в ст. 19 ЖК РФ.23 Под ним понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям. 
     Сведения, указываемые в техническом паспорте, определены в разд. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. № 37.24
      Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений, переоборудование проводится для приспособления помещений к новому функциональному назначению, реконструктивные работы, в том числе выполняемые в комплексе с работами по перепланировке и переоборудованию помещений, предусматривают частичные изменения в несущих конструкциях и (или) в архитектурном облике здания. 25
     При этом не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий. 
     Не допускаются мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений и т.п.) и подлежащие оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов.
     Перепланировка жилых помещений может включать в себя:
     — перенос и разборку перегородок;
     — перенос и устройство дверных проемов;
     — разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;
     — устройство дополнительных кухонь и санузлов;
     — расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;
     — ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
     — устройство или переоборудование существующих тамбуров.
     Ранее вопросы переустройства и перепланировки жилого помещения регулировались ст. 84 ЖК РСФСР, в соответствии с которой переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
     Обращает на себя внимание точка зрения Ю.П. Свита,26 который расценивает самовольную планировку и переустройство как повреждение жилого помещения, поскольку они обычно ведут к снижению его потребительских свойств. Их незаконное осуществление следовало бы рассматривать как нарушение договора жилищного найма, которое может служить основанием для расторжения его по инициативе администрации.
     Действующий Жилищный кодекс РФ  формулирует материальные нормы, определяющие сущность переустройства и перепланировки жилых помещений. 
     Жилищный кодекс не является единственным нормативным актом, который формулирует данные понятия.27 Детализация понятий «переустройство» и «перепланировка» изложена в подзаконном нормативном акте –   Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».28
     Следует отметить, что данный нормативный акт, наряду с понятиями «переустройство» и «перепланировка», использует термин «переоборудование».
     Данное понятие не фигурирует в ЖК РФ, а в  Постановлении используется в качестве синонима термину «переустройство».
     Так, в соответствии с пунктом 1.7.1 Постановления переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
     Следует обратить внимание, что в приведенных нормах ЖК РФ  не упоминается о подсобных помещениях в связи с переустройством и перепланировкой. Причиной этого, вероятно, является то, что подсобные помещения рассматриваются в качестве части жилых помещений. 
     При этом вместо понятия «подсобное помещение» законодатель оперирует понятием «помещение вспомогательного использования», «вспомогательное помещение».29
     При переоборудовании и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), нужно иметь в виду, что действия, совершаемые в ходе перепланировки и переустройства, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускаются.30 
     Переустройство и Перепланировка имеет существенное практическое значение и нуждается в максимальной конкретизации на уровне закона. 
     В противном случае любая возможность произвольного толкования будет играть на руку чиновнику, и создавать дополнительные препятствия для собственника квартиры в осуществлении принадлежащих ему правомочий пользования и распоряжения31. 
     
ГЛАВА 2. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
     
     2.1 Порядок согласования и осуществления переустройства и перепланировки жилых помещений: предоставление документов, принятие решения
     Определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 10 ст. 12 ЖК РФ).
     Переустройство (перепланировка) жилого помещения осуществляется с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании его решения.32
     Для проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) должны обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
      Если это физические и юридические лица, которые  планируют  переустройство (перепланировку) жилых помещений, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, так им прежде чем приступить к ремонтно-строительным работам, они должны получить согласие органа власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 35 Федерального закона об объектах культурного наследия Федерального значения).33
     Так, в отношении объектов культурного наследия федерального значения переустройство и перепланировка согласуется с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, согласно п. 5.5.1 постановления Правительства РФ от 06.06.2007 г. № 354 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия»34.
      В отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, согласование осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 
     Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения должно быть надлежащим образом оформлено, и содержать однозначное разрешение на проведение переустройства (перепланировки) жилого помещения. 
     В случае, если перепланировку (переустройство) планирует провести наниматель жилого помещения, то ему необходимо получить согласие всех совершеннолетних членов семьи.35 
     Такое согласие может быть оформлено двумя способами: путем нотариального удостоверения (если указанные члены семьи не смогут присутствовать при подаче заявления на перепланировку (переустройство)), либо в случае их личного присутствия при подаче заявления путем его подписания. Необходимость получения согласия всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, подтверждается и материалами судебной практики.
    Таким образом, право на осуществление переустройства (перепланировки) принадлежит собственнику жилого помещения или нанимателю жилого помещения по договору социального найма. Переустройство и перепланировка служебных и иных специализированных помещении не допускается. 
    Судебная практика свидетельствует, что довольно часто граждане, чтобы избежать процедуры предварительных согласований, получения разрешений, производят перепланировку (переустройство) жилых помещений и, не обращаясь к органу местного самоуправления с заявлением по вопросу самовольных переоборудований, сразу предъявляют в суд иски о сохранении жилого помещения в переустроенном (перепланированном) виде.36
     Так,  например, решением Советского районного суда г. Краснодара  от 13.08.2010 г.  удовлетворено исковое заявление гражданина Макарова к районной администрации о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.37 Гражданин мотивировал свои требования тем, что произвел самовольную перепланировку с целью благоустройства. Районный суд, удовлетворяя требования гражданина Макарова, руководствовался тем, что на момент рассмотрения дела в суде им были собраны все согласования, комитетом по архитектуре и градостроительству, был составлен проект на перепланировку квартиры, в соответствии, с заключением которого несущие конструкции перепланировкой не затронуты. 
     В техническом паспорте отмечается, что перепланировка не затрагивает несущих конструкций дома, вследствие чего не окажет отрицательного влияния на несущие конструкции здания. Экспертное заключение  указывает, что эксплуатация квартиры в перепланированном состоянии соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Перепланировка согласована с членами семьи, возражений не имеется. Оценив в совокупности все доказательства, суд нашёл требования заявителей подлежащими удовлетворению, на основании   ст.194-198 ГПК РФ.
     Положения п. 1 ст. 26 ЖК РФ устанавливают, что переустройство и (или) перепланировка жилых помещений должны проводиться с соблюдением требований законодательства, а именно путем соблюдения порядка согласования данных работ с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".38
     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. 
     В виду этого, в каждом конкретном населенном пункте  орган, дающий согласие на переустройство и перепланировку жилых помещений может называться по-разному. Как правило, данными вопросами ведают отделы (например, отдел по строительству и архитектуре) при администрации (исполнительно-распорядительном органе).
     Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения собс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%