VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы организации правовой работы с несовершеннолетними осужденными

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011940
Тема: Проблемы организации правовой работы с несовершеннолетними осужденными
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
АТЫРАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х. ДОСМУХАМЕДОВА

Кафедра экономики и права
Специальность 5B030100 –Юриспруденция
очная форма обучения


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: проблемы организации правовой работы с несовершеннолетними осужденными  





Выполнила: студентка 4 курса 404группыИбатова Н.К.
_________
(подпись)      
Научный руководитель: ст. преподавательХамметова Ж.А.
_________
(подпись)     
РАБОТА ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ:
Заведующий кафедрой к.и.н.,__________.
_________
(подпись)     




Атырау 2017 г.



                                                Содержание

 Введение

1. Конвенция о правах ребенка

1.1 Права ребенка в системе ювенальной юстиции

1.2 Дивергенция и восстановительное правосудие

1.3 Направление несовершеннолетних в специальные организации образования или организации образования с особым режимом содержания.

2. Опыт, проблемы и результаты деятельности казахстанских специализированных судов по делам несовершеннолетних

2.1Основные итоги работы экспериментальных специализированных судов по делам несовершеннолетних

2.2 Сотрудничество в сфере создания альтернативных мер лишению свободы

2.3  Результаты, проблемы и перспективы деятельности судов по делам несовершеннолетних в Республике Казахстан

3. Направления по совершенствованию системы профилактики и обеспечения правопорядка среди несовершеннолетних  

3.1 Совершенствование национального законодательства по защите прав и интересов детей

3.2  Пути совершенствованию ювенальной юстиции

3.3. Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними.

Заключение















Введение

Тема данной дипломной работы затрагивает проблемы организации правовой работы cлицами не достигшие совершеннолетия. 

Тема достаточно актуальна, так как на сегодняшний день  подростки являются  незащищенной частью  населения. Которые совершили правонарушения, следовательно отбывающие наказание в учреждениях средней безопасности для содержания несовершеннолетних.

 Осуществление  правовой работы является томительным указанием  для специалистов этих учреждений (ювенальной юстиции). Проблема правовой работы с осужденными не достигшие совершеннолетия  требует, прежде всего, скрупулезного  изучения правовой среды,  а именно  колонии для подростков. 

Анализируя  трудности, с которыми могла бы  столкнуться организация деятельности ювенальных судов в Республике Казахстан было подчеркнуто, исключительное значение судов в социально-правовой жизни Казахстана. Это вызвано тем, что в соответствии с доктринальными положениями теории о разделении ветвей власти, суды представляют собой самостоятельную ветвь власти.  Особое место в системе ювенальной юстиции занимают ювенальные суды (судьи), как органы отправления правосудия по делам несовершеннолетних. На основе анализа международного опыта ювенальной юстиции и практики создания ювенальных судов в Республике Казахстан подняты актуальные вопросы формирования и развития данного правового института.

Практика  ювенальных судов по функции  нацелена  не только на  осуществления  наказания , но и для улучшения  воспитания несовершеннолетних осужденных. Также одной из важных вопросов,  с которыми сталкивается ювенальная юстиция это: тяготение понять, из-за чего и почему подросток совершил преступление, разобраться в причинах случившейся трагедии и исправить сложившуюся ситуацию.  Только судья ювенальной юстиции может рассматривать дела о преступлениях несовершеннолетних.

Как показывает анализ современного состояния борьбы с преступностью, свидетельствует о том , что одной из наиболее распространненых причин увелечения безнадзорности и беспризорности, является безработица и  материальная недостаточность.  Иные причины преступности среди несовершеннолетних можно отметить:

–             совершение правонарушений и преступлений ради того, чтобы самоутвердиться;

–            семейное, личное, бытовое и материальное  неблагополучие;

–            асоциальность и непринятие подростка окружающими, в частности, родителями. 

Ознакомление с данными уголовных дел в отношении лиц не достигших 18 лет , показало, что интерес подростков к незаконным (запрещенным) действиям и поступкам во многом является следствием их социальной незанятости и отсутствия интереса к чему-либо. В большинстве случаев юные правонарушители нигде не работают и не учатся. 

По результатам  статистик,  лица не достигшие   18  лет чаще всего привлекаются к уголовной ответственности захулиганство,  кражи, разбойные нападения, незаконный оборот наркотиков,грабежи,   за изнасилование, проституцию, а также убийство. 

Одной из причин совершения уголовных правонарушений это употребление алкоголя 

В процессе исследований и опроса подростков до 16-18 лет г. Атырау с октября 2016 по февраль 2017 г., было установлено:

–             49 % познакомились с алкоголем дома и теперь употребляют его по праздникам;

–             38 % – выпили ради компании;

–             6 % – ради особого ощущения;

–             12% – полагали, что алкоголь можно и нужно употреблять в меру;

–             5% – употребляют алкоголь систематически.



Так же, число лиц, употребляющие наркотики, в стране превышает 400 тыс. человек. Ежегодно  число этой категории лиц возрастает: если в 2005 году они составляли 15 %,  то в 2016 году уже        60%. Особое смятение  вызывает  быстрое обращение   наркотиков   среди подростков: в 2017 - 22,8%, лиц в возрасте до 18 - 59,7%. 

 Мгновенное распространение началось  в двух тысяча девятом  году и продолжается по сегодняшний день. За последние одиннадцать лет  количество случаев смерти  из-за  постоянного применения    наркотиков мпаиувеличилось в тринадцать раз, а среди несовершеннолетних в 32 раза.

      Прогноз  на   ближайшее   годы  немного огорчает:   учитывая   число подростков,     обратившихся  за  помощью  в  связи  с  употреблением психотропных  веществ, свидетельствует, что показатель возрастает на тридцать процентов.

Среди официально зарегистрированных проституток число лиц не достигших совершеннолетия составляет 58%. 

На данный момент перед государством и общественностью остро встали задачи принятия скорейших мер по профилактике преступлений среди несовершеннолетних. Эти меры необходимо связывать с повышением роли и значения комиссий по защите прав несовершеннолетних, в компетенцию которых входит:

–             повышения качества воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях, школе и семье;

–             привлечение негосударственных организаций в работе с несовершеннолетними;

–             защита прав и интересов несовршеннолетних и т.д.



Актуальность данной дипломной работы заключается в том, чтобы найти «золотую» середину между несовершеннолетним преступником и правовым органом, совершающим суд над правонарушителем.

Это возможно, если  будет создана должность социального работника, который сразу же после получения информации о том, что несовершеннолетним совершено какое либо правонарушение или же уголовное преступление должен включаться в работу по изучению данных о личности подростка, условий его жизни и воспитания. Он должен суметь выявить те «болевые точки», которые привели несовершеннолетнего к совершению преступления. 

В целях повышения профессионализма при рассмотрении дел несовершеннолетних преступников ювенальные судьи должны проходить специальную подготовку. Соблюдение этих условий необходимо, так как при рассмотрении дел несовершеннолетних, необходимы специальные знания, обусловленные спецификой несовершеннолетия и обеспечения правовой защиты несовершеннолетним.

Персонал органов правосудия по делам несовершеннолетних должен назначаться с учетом различных факторов и условий, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовершеннолетних.



































Глава 1: Конвенция о правах ребенка содержит два ключевых положения, относящихся к правам детей в системе ювенальной юстиции.

Статья 40 об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних и статья 37 о запрете пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, которые не ограничиваются практикой ювенальной юстиции, запретом смертной казни и пожизненного заключения без права досрочного освобождения и применением лишения свободы лишь в качестве крайней меры. В следующих параграфах мы сначала рассмотрим статью 40 и статью 37 как составные части санкций, которые могут применяться к несовершеннолетним правонарушителям.

1.1 Права ребенка в системе ювенальной юстиции 

Согласно п. 1 статьи 40 общие принципы правосудия по делам несовершеннолетних заключаются в том, что обращение с детьми, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, должно:

• способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и

• укреплять в нем уважение к правам и основным

свободам человека.

Главной целью всех мер, предпринятых относительно ребенка, находящегося в конфликте с законом, является то, что они должны способствовать его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

Обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости. Данный принцип отражает одно из фундаментальных прав человека, утверждающее, что все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Это неотъемлемое право на достоинство и значимость должно соблюдаться и защищаться в процессе общения с ребенком, начиная первым контактом с правоохранительными органами и далее.

Обращение, которое укрепляет в ребенке уважение к правам и основным свободам человека. Данный принцип означает, что внутри системы ювеналь-

ной юстиции обращение с детьми и обучение детей должно быть направлено на укрепление уважения к правам и свободам человека (статья 29(1) (b)

КПР). Очевидно, что этот принцип ювенальной юстиции требует абсолютного соблюдения для реализации гарантий справедливого судебного

разбирательства согласно статье 40(2). Если ключевые действующие лица ювенальной юстиции, такие как сотрудники полиции, прокуроры, судьи

и инспекторы, наблюдающие за условно осужденными, не будут полностью выполнять и защищать данные гарантии, как они могут ожидать, что приналичии таких негативных примеров ребенок будет уважать права и свободы других людей?

Обращение, при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

Данный принцип должен применяться, соблюдаться и уважаться в процессе обращения с ребенком,начиная с первого контакта с правоохранительными органами и далее, с целью осуществления всех мер, необходимых для надлежащего обращения с ребенком. Он требует от всех профессионалов,

участвующих в отправлении правосудия по делам несовершеннолетних, быть осведомленными о развитии детей, динамике и постоянном росте,который соответствует их благополучию, а также о распространенных формах насилия по отношению к детям. Реинтеграция требует отсутствия каких-либо действий, которые могут помешать ребенку полноценно участвовать в жизни сообщества, например, общественное осуждение, социальная изоляция или негативные сообщения в средствах массовой информации. Для того чтобы

обеспечить ребенку, находящемуся в конфликте с законом, обращение, способствующее его реинтеграции, необходимо предпринять все меры, которые поддержат становление ребенка полноправным, полезным членом общества.

Уважение чувства собственного достоинства ребенка требует запрета и предотвращения все форм насилия в обращении с такими детьми. Отчеты, полученные Комитетом по правам ребенка, показывают, что насилие присутствует на всех стадиях процесса отправления правосудия по ювенальной  юстиции, начиная с первого контакта с правоохранительными органами, во время предварительного заключения и во время пребывания в учреждениях для детей, приговоренных к лишению свободы. Комитет по правам ребенка призывает государства-участники предпринимать эффективные меры для предотвращения подобного насилия и убедиться в том, что преступники привлечены к ответственности.

Для судей это, помимо прочего, означает, что им следует обращать пристальное внимание на жалобы несовершеннолетних о (предполагаемом) бесчеловечном или унижающем достоинство обращении в процессе допроса в полиции или в течение предварительного заключения. Например, судья

может выслушать занимающегося данным делом сотрудника полиции или сотрудника соответствующей организации. Если судья сочтет, что эти

заявления являются правдоподобными, он может принять это во внимание, по возможности, при вынесении своего окончательного решения.







Система правосудия по делам несовершеннолетних и минимальный возраст

наступления уголовной ответственности (МВУО)

В п. 3 статьи 40 говорится, что от государств ожидается принятие законов, процессуальных норм, создание органов и учреждений, занимающихся

детьми, находящимися в конфликте с законом. Коротко говоря – создание всеобъемлющей системы ювенальной юстиции.

По мнению Комитета по правам ребенка, для этого необходимо формирование специальных подразделений внутри полиции, судебной систем и прокуратуры, а также понадобятся специализированные защитники, которые предоставляют детям юридическую и другую помощь. Кроме того,

государства должны создать суды по делам несовершеннолетних либо в виде отдельных структур, либо в рамках существующих судов. В случаях, когда решение этой задачи (незамедлительное) оказывается невозможным по практическим причинам, государствам-участникам следует обеспечить назначение специальных судей для рассмотрения дел, относящихся к системе ювенальной юстиции.

Пункт 3(а) статьи 40 должен интерпретироваться как обязанность государств-участников установить минимальный возраст наступления уголовной ответственности. Но данная статья не говорит о том, каким именно должен быть этот возраст.

Комитет по правам ребенка считает, что абсолютный минимум минимального возраста несения уголовной ответственности должен составлять 12 лет. Государства, имеющие меньший возраст наступления уголовной ответственности, должны повысить его, по крайней мере, до 12 лет и продолжать его повышение, а государствам, имеющим минимальный возраст наступления уголовной ответственности выше 12 лет, не следует его снижать23. Дети, которые совершили преступление в возрасте младше 12 лет, не могут привлекаться к уголовной ответственности. Даже (очень) маленькие дети способны нарушить уголовное законодательство, но если они совершают преступление, не достигнув минимального возраста уголовной

ответственности, им, бесспорно, нельзя предъявлять официальное обвинение, и они не могут привлекаться к уголовной ответственности. Для таких

детей могут быть приняты специальные защитные меры, если это необходимо для соблюдения их наилучших интересов.

Комитет по правам ребенка выразил обеспокоенность по отношению к практике введения исключений в правило о минимальном возрасте уголовной ответственности, которые позволяют применять уголовное наказание в более раннем возрасте, если ребенок обвиняется в совершении

тяжкого преступления, или когда ребенок считается достаточно взрослым, чтобы нести уголовную ответственность. Комитет настоятельно рекомендует государствам-участникам установить минимальный возраст уголовной ответственности, не позволяющий в качестве исключения привлекать к уголовной ответственности детей, не достигших данного возраста.

Кроме того, существует верхняя граница возраста для применения правил ювенальной юстиции. Комитет по правам ребенка подчеркивает, что к каждому ребенку, не достигшему на момент совершения преступления 18 лет, должны применяться правила ювенальной юстиции. Комитет считает, что с детьми младше 18 лет (на момент совершения преступления) нельзя в качестве исключения, например, если они совершили очень тяжкое преступление, обращаться как со взрослыми преступниками.

Для судьи важно помнить об этом, когда перед судом предстает подросток, которому 18 или более лет. Если преступление, в котором его обвиняют,было совершено до достижения 18 лет, его необходимо судить по правилам ювенальной юстиции.



Но что если его обвиняют в преступлениях, совершенных до и после достижения 18 лет? Существуют две возможности:

• квалификация судьи по делам несовершеннолетних позволяет ему рассматривать преступления, совершенные взрослыми. Тогда он выносит два приговора: один – по правилам ювенальной юстиции, другой – по правилам

правосудия для взрослых;

• квалификация судьи по делам несовершеннолетних позволяет ему иметь дело только с подростковой преступностью. В таком случае он должен вынести приговор только за преступления, совершенные до достижения подростком 18 лет.

Одной из проблем, существующих в практике ювенальной юстиции, является то, что не всегда возможно доказать, достиг ли ребенок минимального возраста уголовной ответственности. Это зачастую является результатом отсутствия (надлежащей) регистрации рождаемости или невозможностью выдать свидетельство о рождении, например, если ребенок проживает в семье рабочих-мигрантов, беженцев или в семье, ищущей убежища. В таких случаях ребенка направляют на медицинское обследование или проводят социальное расследование, которое может помочь установить возраст ребенка. Если это не приносит результатов, презумпция невиновности должна быть на стороне ребенка. Это означает, что если невозможно установить, достиг ли ребенок минимального возраста уголовной ответственности, сомнения должны разрешаться в пользу ответной стороны, т.е. он не должен привлекаться к уголовной ответственности, и если невозможно доказать, что ребенку 18 или более лет, с ним следует поступать согласно правилам ювенальной юстиции.



Общие принципы в практике ювенальной юстиции

В разделе 2 особое внимание обращено на важность общих принципов (статьи 2, 3, 6 и 12) КПР для реализации всех статей. В дополнение к этой информации дается несколько замечаний относительно реализации статей 2 и 12 в контексте ювенальной юстиции.

Наилучшие интересы ребенка имеют первостепенное значение, статья 3 КПР

Данный принцип означает, что традиционные цели уголовного судопроизводства, такие как пресечение/ наказание, должны уступить место реабилитации и восстановительному правосудию в случае с правонарушителями детьми. То, каким образом это будет сделано, зависит от обстоятельств дела и желания судьи руководствоваться нетрадиционными стандартами.

В качестве примера. Пятнадцатилетний мальчик украл у шестидесятипятилетней женщины кошелек на улице. Она упала и сломала бедро, и ей пришлось провести две недели в больнице. Если бы такое действие было совершено взрослым человеком, его, скорее всего, приговорили бы к тюремному заключению. Но в данном случае произошло следующее: кошелек со всем содержимым был возвращен женщине, родители ребенка предприняли соответствующие меры (домашний арест

или что-либо другое), чтобы усилить контроль за ребенком, ребенок послал женщине письмо с извинениями и цветы (купленные на его карманные деньги), ребенок посещает школу и получает хорошие оценки, и он совершил преступление впервые.

Учитывая данные факты, будут ли соблюдены интересы ребенка, если его приговорят, например, к году пребывания в специализированном закрытом учреждении (что приведет к длительному прерыванию его образования)? Не будет ли лучше приговорить его к общественным работам (например, 100 часов работы, которую ему нужно будет выполнить в выходные и на каникулах; это наказание означает значительное лишение свободного времени), или направить на процедуру медиации между жертвой и правонарушителем (восстановительное правосудие)? 

В статье 40 упоминается, что наилучшие интересы ребенка находятся в непосредственной зависимости от присутствия родителей на судебное разбирательстве. Если присутствие родителей не в интересах ребенка, от этого можно отказаться.

Кроме того, в статье 37(c) говорится, что дети, лишенные свободы, должны содержаться отдельно от взрослых, «если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует». В таких больших странах, как Казахстан, сложно обеспечить все районы отдельными учреждениями для лишения свободы правонарушителей-подростков. Положение статьи 37(c) может означать, что ребенка необходимо поместить в учреждение вдали от дома, сделав (почти) невозможными визиты его родителей. Итак, соблюдение права на то, чтобы быть отделенным от взрослых, может серьезно воспрепятствовать праву ребенка поддерживать контакт с его родителями/ семьей, статья 37(c). Поэтому рекомендуется в отдаленных регионах страны устраивать учреждения для лишения свободы детей в местном полицейском участке или детском доме.

Право быть заслушанным, статья 12

Очевидно, что для ребенка, находящегося в конфликте с законом, который обвиняется в преступлении или признан виновным в нарушении уголовного законодательства, или вовлечен вуголовный процесс в качестве свидетеля или жертвы преступления, право быть заслушанным является основным для проведения справедливого судебного разбирательства и для соблюдения верховенства закона. Также очевидным является то, что ребенок имеет право быть заслушанным лично, а не посредством представителя или соответствующей организации, если это соответствует интересам ребенка. Данное право должно соблюдаться на всех стадиях процесса, начиная с предварительного заключения, когда ребенок имеет право сохранять молчание, точно так же, как право быть заслушанным полицией, прокурором и судьей, ведущим следствие. Это также применяется к стадиям вынесения и реализации приговора. Другими словами, в процессе слушания дела в суде по делам несовершеннолетних ребенку должна быть дана возможность свободно выразить свое мнение, и этому мнению должно придаваться значение в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Это означает, что ребенок, для того чтобы принимать активное участие в судебном заседании, должен быть проинформирован не только о предъявляемом обвинении, но и о сущности судебного разбирательства по делу с участием несовершеннолетнего, а также о возможном приговоре.

Ребенку должна быть дана возможность высказать свое мнение относительно (альтернативных) мер наказания, а также должны быть учтены его специфические пожелания или предпочтения на этот счет. Утверждение о том, что ребенок может нести уголовную ответственность, подразумевает, что он должен быть осведомлен и способен принимать активное участие в принятии решений относительно наиболее подходящих ответов на обвинения в нарушении уголовного законодательства. Совершенно очевидно, что судьи, участвующие в таких судебных процессах, несут ответственность за сохранение баланса между соблюдением наилучших интересов ребенка и его правом быть заслушанным и интересами государства в данном уголовном деле. Но обращение с ребенком как с пассивным объектом не позволяет соблюсти его права, и не помогает подобрать эффективные ответные меры на вызывающее поведение. Это также применимо к реализации вынесенного приговора. Исследования показывают, что активное участие ребенка в процессе в большинстве случаев приводит к положительному результату.

Правила судопроизводства

Статья 40 «Отправление правосудия по делам несовершеннолетних» КПР:

«2. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:

(a) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;

(b) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел, по меньшей мере, следующие гарантии:

(i) сохранение презумпции невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

(ii) незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;

(iii) безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица, и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

(iv) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

(v) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, то он имеет право на повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;

(vi) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

(vii) полное уважение его личной жизни на всех стадиях судебного разбирательства».

В статье 40(2) содержится важный список прав и гарантий, которые предназначены для обеспечения того, что каждый ребенок который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, получает справедливое обращение и подвергается справедливому судебному разбирательству. Комитет по правам ребенка подчеркивает, что главным условием надлежащей и эффективной реализации данных прав и гарантий является квалифицированность лиц, участвующих в отправлении ювенальной юстиции, таких как сотрудники полиции, прокуроры, законные и другие представители ребенка, судьи, инспекторы, наблюдающие за условно освобожденными, социальные работники и другие.

Несколько кратких замечаний к данным правилам судопроизводства.

Запрет ретроспективного правосудия, статья 40, пункт 2(a)

Одним из основных правил уголовного правосудия является то, что никому не может быть вынесен приговор за действие, которое на момент совершения не являлось уголовным преступлением согласно национальному и международному праву (см. также статью 15 МПГПП). Это правила также применяется к детям.

Презумпция невиновности, статья 40, пункты 2(b), (i)

В параграфе 42 Замечаний общего порядка № 10

Комитет по правам ребенка отмечает:

«Ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имеет право на решение вопросов, вызывающих сомнение, в его пользу и признается виновным по предъявленным ему обвинениям лишь в том случае, если обоснованность этих обвинений была доказана при отсутствии разумных оснований для сомнения. Ребенок имеет право на соответствующее обращение в соответствии с этой презумпцией, и все государственные органы или другие участвующие структуры (прокуроры, сотрудники полиции и судьи) обязаны воздерживаться от предопределения исхода судебного процесса. Прокурорам следует представлять информацию о развитии ребенка в целях обеспечения того, чтобы этот принцип презумпции невиновности соблюдался на практике. Из-за недостаточного понимания процедур, незрелости, страха или в силу иных причин ребенок может вести себя подозрительно, но власти не должны считать ребенка виновным без доказательства его вины при отсутствии разумных оснований для сомнения».

Данная статья отражает положения Всеобщей декларации прав человека, статья 11, Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 14(2), Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ), статья 6(2). Законодательство, политика и практика должны гарантировать, что любой ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имеет право на презумпцию невиновности, пока его вина не доказана согласно закону.

Иногда на практике отмечается, что молчание в ответ на вопросы полиции может быть использовано в качестве доказательства виновности. Адвокат не должен допускать, чтобы молчание рассматривалось как доказательство вины. То же самое действительно для права свободы от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины.

Право на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях, статья 40, пункты

(b), (ii)

Данное право означает, что ребенок должен получать информацию насколько возможно быстро («незамедлительно»), начиная со стадии задержания полицией. На данном этапе информация может сообщаться устно, но на языке, который гарантирует, что ребенок понимает, в чем его обвиняют. См. также статью 5, пункт 2 ЕКПЧ, где говорится, что каждый арестованный должен незамедлительно получить информацию на понятном ему языке25.

Письменная информация об обвинении должна быть предоставлена прокурором, когда он выступает перед судом и до заседания суда. Также, когда власти решают применить дивергенцию, ребенок должен быть проинформирован об обвинениях против него, чтобы решить, обоснована ли дивергенция в этом случае. В официальных документах обвинения обычно излагаются в формальных, юридических формулировках. Часто, для того чтобы понять обвинение, ребенку требуется объяснение. Такое объяснение могут (попытаться) дать родители или адвокаты. Но во время судебного заседания прокурор должен предъявлять обвинения так, чтобы они были понятны ребенку, и судья должен убедиться, что ребенок понимает обвинения, например, задав ему вопрос об обвинениях. Понимание ребенком того, в чем его обвиняют, является одним из требований справедливого судебного процесса.

Право быть представленным адвокатом

В Замечании общего порядка № 10, параграф 49, Комитет по правам ребенка помимо прочего подчеркивает:

«Ребенку должна гарантироваться правовая и другая необходимая помощь при подготовке и осуществлении его защиты. КПР конкретно требует того, чтобы ребенку предоставлялась помощь, которая отнюдь не всегда может быть правовой, но она должна быть надлежащей. Вопрос о порядке предоставления этой помощи оставлен на усмотрение государств-участников, но такая помощь должна быть бесплатной. Комитет рекомендует государствам-участникам принять все возможные меры для организации надлежащей квалифицированной правовой помощи, например, силами экспертов-юристов или иных специалистов в вопросах права. Возможна и другая надлежащая помощь (например, работниками социальной сферы), но такие лица должны располагать достаточными знания- ми и пониманием различных юридических аспектов процедур отправления правосудия по делам несовершеннолетних и должны иметь подготовку для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом».

Вкратце: согласно КПР несовершеннолетний может предстать перед судом с лицом, которое является его представителем, но не является адвокатом. Судья должен разрешить это, но также проверить, обладает ли это лицо знаниями юридических аспектов ювенальной юстиции на уровне, достаточном для предоставления несовершеннолетнему необходимой помощи.

Следует отметить, что КПР не требует того, чтобы правовая помощь была бесплатной. Но мнение Комитета о том, что она должна быть бесплатной, совпадает с Пекинским правилом № 15 и со статьей 6, пунктом 3(с) Европейской конвенции о защите прав человека, где говорится, что если лицо, обвиняемое в нарушении уголовного законодательства, не имеет средств для оплаты правовой помощи, юридическая помощь должна быть предоставлена бесплатно, если этого требуют интересы правосудия.

В КПР этот момент освещен не очень ясно, но существует общее мнение о том, что правовая или другая помощь должна предоставляться ребенку на всех стадиях судебного разбирательства, начиная с первого контакта с полицией. Европейский суд по правам человека считает, что лицо, обвиняемое в преступлении, имеет право на консультацию и получение информации от адвоката перед допросом в полиции.

В случае с детьми следует полагать, что адвокат или помощник должен присутствовать на допросе.

Например, проект Закона по ювенальной юстиции Республики Азербайджан в статье 17 утверждает, что допрос несовершеннолетнего без участия адвоката запрещен, и что информация, полученная в ходе допроса без присутствия адвоката, не может быть использована в качестве доказательств в суде. Все это означает, что судья по делам несовершеннолетних должен на заседании суда спросить о том, какая правовая помощь предоставлялась ребенку на предшествующих стадиях процесса, а также должен решить, будет ли он исключать из доказательств информацию, полученную при отсутствии правовой помощи.

Очевидно, что ребенку и его помощнику должно быть предоставлено необходимое время и помещение для подготовки защиты. Общение между ребенком и помощником, письменное или устное, должно проходить в условиях конфиденциальности, в соответствии с правом ребенка на личную жизнь на протяжении всех стадий процесса (см. статью 40(2) (b), (vii) и право ребенка быть защищенным от вмешательства в его личную жизнь и переписку (статья 16 КПР).

Права родителей, статья 40, пункты 2(b), (ii) и (iii)

Информация об обвинении также может быть незамедлительно послана родителям или законным опекунам. КПР не дает дополнительных условий о способах информирования ребенка о предъявляемых обвинениях. То, какой способ будет использован, и каким образом, оставлено на усмотрение властей. Но это должно быть исключением из главного правила прямого предоставления информации ребенку. КПР настоятельно требует, чтобы родители присутствовали на судебном слушании. Но это правило должно быть широко интерпретировано в соответствии с его целью: ребенку должна оказываться помощь в виде присутствия родителей на протяжении всего процесса, начиная с допроса в полиции. Это означает, что полиция должна как можно быстрее уведомить родителей о задержании их ребенка. Максимально возможное вовлечение родителей должно способствовать осуществлению эффективного реагирования на нарушение ребенком уголовного законодательства.

Но в правиле о присутствии родителей есть исключение: если это не соответствует наилучшим интересам ребенка, принимая во внимание его возраст и зрелость, родители не должны присутствовать. КПР не предоставляет дальнейшего руководства для случая, когда присутствие родителей не соответствует наилучшим интересам ребенка. Возможно, лучшим подходом является тот, согласно которому судья не удаляет родителей из зала суда по собственному усмотрению, а только по требованию ребенка и/ или его адвоката или другого помощника. Судья может спросить ребенка о причинах такого требования; это должно быть сделано, конечно же, не в присутствии родителей, чтобы позволить ребенку свободно выразить свое мнение. Принимая решение о выполнении данного требования, судья должен принимать во внимание возраст и зрелость ребенка, то есть чем старше ребенок, тем больше значения.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44