VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы и перспективы рынка туризма в Республике Чувашия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001735
Тема: Проблемы и перспективы рынка туризма в Республике Чувашия
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИТНЕСА
Кафедра Туризма и гостиничного дела


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:

«РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ЧУВАШИЯ»
Направление подготовки 43.03.02Туризм


Исполнитель:
студент 4 курса, туризм
«технология и организация
 туроператорских и турагентских услуг»
очной формы обучения
Яковлева Елизавета Олеговна
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Косарева Наталия Викторовна



Москва – 2017 год
     
     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ
      1.1 Понятие туристско-экскурсионной деятельности
     1.2  Классификация экскурсий
     1.3  Технология создания и методика проведения экскурсии
     ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ЧУВАШИЯ
     2.1  Анализ туристско-рекреационных ресурсов  Республики Чувашия
     2.2  Анализ состояния рынка туризма в Республике Чувашия
     2.3   Анализ экскурсионных маршрутов в Республике Чувашия
     2.4 Проблемы и перспективы рынка туризма в Республике Чувашия
     ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОГО ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА В РЕСПУБЛИКЕ ЧУВАШИЯ 
     3.1 Описание маршрута, контрольный текст и технологическая карта экскурсии
     3.2 Оценка эффективности проекта
     3.3Разработка программы по продвижению экскурсионных маршрутов в Республике Чувашия
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ






     ВВЕДЕНИЕ
     
     Однообразные экскурсионные маршруты, экскурсионные объекты показа быстро надоедают и самим отдыхающим. Если этим вопросом не заняться в плотную, то вряд ли количество гостей станет повышаться и приносить республике нормальный доход.  Наиболее важной целью в ходе развития туристической деятельности региона является разработка и реализация мероприятий по развитию туризма в республике. При этом пристальное внимание необходимо уделять разработке новых туристско-экскурсионных маршрутов, отражающих красоту и величие Чувашской республики. В связи с этим данная выпускная квалификационная работа является весьма актуальной. Она направлена на разработку экскурсионного маршрута, позволяющего туристам в полной мере оценить красоту и самобытность Республики Чувашия.
     Актуальность данной темы заключается в том, что разработка новых экскурсионных маршрутов, расширит поле деятельности туриндустрии Чувашской Республики и повысит её конкурентоспособность. Таким образом, данная работа направлена на создание нового, ранее не существовавшего экскурсионного маршрута, в результате которого Чувашская республика предстанет как регион с увлекательнейшей историей и памятными местами.
     Выбор темы выпускной квалификационной работы  обусловлен стремлением получить и закрепить навыки в составлении экскурсионных маршрутов.
     Целью выпускной квалификационной работы является исследование и разработка нового экскурсионного маршрута для предложения на рынке экскурсионных услуг.
     Задачами работы являются:
     - изучение теоретических аспектов экскурсионной деятельности;
     - анализ экскурсионной деятельности в Республике Чувашия;
     - разработка новых экскурсионных маршрутов в Республике Чувашия.
     Объектом исследования  является экскурсионная деятельность в Республике Чувашия.
     Предметом исследования является совокупность мероприятий, складывающихся в результате формирования нового экскурсионного маршрута в Республике Чувашия.
     В работе использованы федеральные и региональные нормативные акты, регулирующие туристско-экскурсионную деятельность, труды отечественных специалистов в области экскурсионной работы (Емельянов Б.В[9], Сенин В.С[20], Долженко Г.П.[7] и другие.). За основу составления экскурсии были взяты методы и принципы проведения экскурсии учебно-методического пособия Емельянова Б. В. «Экскурсоведение» [9]. Этот источник содержит и образцы оформления экскурсии и составление экскурсионной документации.
     Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, метод описания.
     Теоретическая и практическая значимость: данная работа является готовым экскурсионным маршрутом с необходимыми расчетами. Данная разработка может быть практически применена на рынке экскурсионных услуг в Республике Чувашия.
     


     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ
     1.1 Понятие туристско-экскурсионной деятельности
     
     Экскурсия - слово, произошедшее от латинского «excursio». В русском языке оно стало употребляться в XIX веке, означая «выбегание, военный набег», чуть позже - «вылазка, поездка». Следующие определения термина «экскурсия», представленные в хронологическом порядке, помогут понять изменение сущности понятия экскурсия и подведут к осознанию его современной трактовки.
     Первое толкование термина было дано В. Далем в 1882 году: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». [20].
     «Экскурсия - один из видов массовой, культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…» (Большая советская энциклопедия) [20].
     «Экскурсия (латин. excursio - вылазка) - коллективная поездка или прогулка куда-н. с научно-образовательной или увеселительной целью» (определение, данное Д.Н. Ушаковым в 1935 году) [20]
     «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода» (Большая советская энциклопедия) [20]. 
     «Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними… Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещении предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.… В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» (Емельянов, Б.В.) [9, с.16].
     Из приведенных определений видно, что с течением времени происходило не просто изменение, а усложнение целей, задач, содержания и форм проведения экскурсий. Если изначально экскурсия могла быть простой прогулкой, во время которой осуществлялся поиск лечебных ягод и трав, то впоследствии во время экскурсий начали выявлять экспонаты для краеведческих музеев, повышать уровень знаний в различных отраслях. Соответственно, изменились и цели, если вначале ставились только практические задачи, постепенно к ним добавились научные общеобразовательные, культурно воспитательные.
     При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
     В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть[7, с.96].
     Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [20].
     Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
     Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
     Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод
     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
     В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
     Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
     Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
     Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.
     Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
     Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия [9, с.59].
     Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
     Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
     В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.
     
     Таблица 1
     Цели, задачи и формы проведения экскурсий
п
Цели
Задачи
Формы
проведения
1.
Отдых
Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов и т.п.
Прогулка
2.
Учебная
Усвоение обучающимися знаний по учебному предмету
(ботанике, географии, истории)
Урок вне
классного
помещения
3.
Научная
Выявление экспонатов для краеведческого музея
Экспедиция
4.
Общеобразовательная
Расширение общего культурного кругозора
Беседы в туристском походе, путевая экскурсионная информация
5.
Культурно-
просветительская
Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям
Обзорная многоплановая экскурсия
6.
Культурно-
воспитательная
Усвоение знаний в сочетании с воспитанием
Тематическая экскурсия

     Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.
     Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
     Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства [4, с.114].
     Функция научной пропаганды. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное.
     Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России.
     Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
     Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
     Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
     Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены [10, с.104]:
     а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком
     б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
     в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
     г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
     д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.
     Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
     Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.д.
     Признаки экскурсии[9, с.144].
     Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать.
     Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
     Общими признаками для всех экскурсий являются:
     1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток
     2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
     3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
     4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
     5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
     6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
     7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
     Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
     Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки [11, с.89]:
     -у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
     -у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
     -у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
     Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.
     Каждая экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:
     -протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);
     -наличие экскурсантов (группа или индивидуально);
     -наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
     -передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
     -целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода:
     -наличие определенной темы;
     -активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
     Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.
     К экскурсиям также предъявляется ряд требований, определяющих их значимость, а именно - полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов [21, с.58].
     В целом, туристско-экскурсионное обслуживание можно представить как составную часть системы туристско-рекреационного обслуживания. Соответственно, в качестве системных функций выполняется организация экскурсионного обслуживания местного населения и посещающих данную местность туристов, а также туристов плановых маршрутов, групп маршрутов выходного дня и туристов транспортных маршрутов экскурсионными организациями и учреждениями.
     
     1.2  Классификация экскурсий
     
     Классифицировать экскурсии можно по ряду признаков[9, с.141].
     1.По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые и затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии проводят на одну тему. В свою очередь, тематические экскурсии подразделяют на следующие группы: исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и производственные. Существует деление групп и на более мелкие подгруппы.
     2. Состав участников экскурсий характеризуется возрастными категориями (взрослые, дети и т. д.), степенью организованности (плановые организованные туристы, случайный состав и т. д.), местом жительства экскурсантов (местное или приезжее население), социальными группами (рабочие, жители городов и сёл, учащиеся и т. д.).
     З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.
     4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.
     5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:
     -экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;
     -экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
     -экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
     -экскурсия-спектакль - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
     -экскурсия-урок - представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
     -учебная экскурсия - является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
     -пробная экскурсия (представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.
     По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.
     Классификация экскурсий имеет большое значение для правильной организации работы туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов, способствует специализации экскурсоводов и создает основу для деятельности методических секций бюро путешествий и экскурсий.
     Современный состав услуг, подразумеваемый под экскурсионным обслуживанием как видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру[24, с.148]:
     Экскурсионные услуги:
     1 Реализация услуг бюро экскурсий:
     -бронирование услуг;
     -доставка экскурсионных билетов заказчикам;
     -услуги рекламно-экскурсионного бюро и представительств;
     -организация экскурсий (групповых, индивидуальных); -услуги экскурсовода.
     2. Экскурсии: обзорные экскурсии; тематические экскурсии; музейные экскурсии; пешеходные экскурсии; экскурсии городские; экскурсии загородные; экскурсии на маршрутах выходного дня; экскурсии с использованием транспортных средств теплоходные,авиационные (на самолетах, вертолетах), автобусные, другие.
     Таким образом, туристско-экскурсионное обслуживание можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющих. Экскурсионная деятельность имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Сложность объясняется многообразием форм и методов работы, необходимостью и возможностями взаимодействия при оказании туристско-экскурсионных услуг с другими предприятиями и объектами. В настоящее время развитие туристско-экскурсионной деятельности напрямую зависит от развития туризма в данном регионе в целом, поскольку именно туристы являются основными потребителями экскурсионных услуг (на местном уровне представляется возможной работа главным образом с образовательными учреждениями). С другой стороны, именно развитие туристско-экскурсионной деятельности и расширение числа объектов показа позволяет разнообразить пребывание туриста и влияет на его впечатление от поездки, что, в свою очередь повышает привлекательность и конкурентоспособность региона на рынке туристских услуг в целом.

     1.3  Технология создания и методика проведения экскурсии
     
     Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий.
     Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами поте нциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона [25, с.101].
     Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, ком плектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии. В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
     Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки эк скурсии распределить в соответствии с определенными подтемами.
     Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. Выделяют несколько этапов создания экскурсии [26, с.141]:
      1 этап: Определение цели и задач экскурсии.
      Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.
     Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Целями экскурсии могут быть: - воспитание патриотизма - интернациональное воспитание - эстетическое воспитание - экологическое воспитание - показ исторической роли города - знакомство с творчеством выдающегося архитектора - знакомство с особенностями природы края - воспитание любви и уважения к родине, - расширение кругозора - получ ение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
     Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. 
     2 этап: Выбор темы экскурсии. 
     Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ.
     Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью.
     Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. 
     3 этап: Отбор литературы и составление библиографии. 
     В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.
     Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. 
     4 этап: Определение других источников материала. 
     Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.
      5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов. 
     Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть: Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы). Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства.
     Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения. Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные вы работки, загоны, святилища, каналы [9, с.144].
     Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.
     Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
     В карточке прикрепляе тся фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. 
     6 этап: Составление маршрута экскурсии.
      Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопа сности экскурсантов.
     Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии.
     Маршрут строится по принципу наиболее правильной последова тельности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований: - показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута - наличие доступности объекта - переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе - наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.
     Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи: ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом проверить целесообразность использования намеченных объектов показа выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы выбрать методику ознакомления с объектом 
     7 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии.
      Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена эк скурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.
     В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. 
     8 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода».
      «Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе [9, с.164].
     Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта. В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.