- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Принципы вещания на отечественных конкурирующих радиостанциях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000656 |
Тема: | Принципы вещания на отечественных конкурирующих радиостанциях |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Факультет журналистики Кафедра журналистики и массовых коммуникаций ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРИНЦИПЫ ВЕЩАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНКУРИРУЮЩИХ РАДИОСТАНЦИЯХ ДОПУЩЕН(А) К ЗАЩИТЕ: Протокол заседания кафедры от «__»_________2015 г. №____ Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Симакова Светлана Ивановна ____________________________ (подпись) «__»__________________2015 г. Выполнил студент: Томилова Дарья Александровна академическая группа: ФЖ-401, курс 4 очной формы обучения направление подготовки «журналистика» ____________________________________ (подпись) «__»___________________________2015 г. Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна Доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Кандидат филологических наук «__»___________________________2015 г. Челябинск 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО –ИНФОРМАЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ КОНКУРИРУЮЩИХ РАДИОСТАНЦИЙ 6 1. 1. Многообразие современных музыкально-информационных радиостанций. Форматы музыкальных радиостанций. 6 1. 2. Тенденции развития радиовещания в России 13 1.3. Отличительные особенности современного российского радиовещания 20 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАДИОРЫНКА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 27 2.1. Отечественное радиовещание в 2014 году 27 2.2. Тенденции развития и траектория изменений регионального радиовещания 30 2. 3. Состояние челябинского радиорынка 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ВВЕДЕНИЕ В последнее время мы наблюдаем довольно бурное развитие информационных технологий. В первой половине двадцатого века радио стало, также как и печатные средства массовой информации, важнейшим средством воздействия в формировании общественного мнения и настроений в обществе. Поскольку радиокомпаний на сегодняшний день очень много, то они вынуждены бороться за слушателя и за рекламодателя. Острая конкурентная борьба за слушателя заставляет радиокомпании искать и находить новые, актуальные, современные темы обсуждений, создавать передачи интересными и познавательными. В рамках данной работы будет рассмотрен процесс развития радиовещательного процесса в России в целом и на региональном уровне с начала 1990-х годов по настоящее время. Отдельное внимание будет уделено возможностям и способам, существующим у радиостанции для того, чтобы удерживать высокий рейтинг и конкурентные преимущества среди других радиостанций подобного характера. Также будут рассмотрены тенденции развития и проблемы вещания региональных радиостанций. Актуальность выбранной темы обусловлена всплеском музыкального коммерческого радиовещания, который переживает Россия в последние годы. С уверенностью можно утверждать, что российское радиовещание на современном этапе своего развития характеризуется, в первую очередь, как негосударственное, или коммерческое, вещание. Для частных радиостанций борьба за аудиторию в условиях стратегии рыночной сегментации является ключевой проблемой. Степень научной разработанности. За последнее время вышло множество работ, в которых рассматриваются теоретические и практические проблемы в сфере средств массовой информации. На общем фоне интереса к вопросам PR и рекламы, десятков тысяч книг, изданных по самым различным проблемам рекламного дела, маркетинга, брендинга, тема развития и процветания музыкального радиовещания в условиях жесткой конкуренции остается наименее изученной. Более того, о жанровом разнообразии радио, наиболее близко подходящем к рекламе, написано небольшое количество статей и книг. За последние 10 лет на свет появились сотни радиостанций – на разных частотах, местные, региональные и общегосударственные, коммерческие и государственные, и все они с большей или меньшей интенсивностью используют рекламу. Однако проблема радиовещания, с точки зрения рекламы, PR, маркетинга, изучена не в полном объеме. Данная тема рассматривается такими авторами, как А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров «Связи с общественностью. Принципы и практика», Г. Г. Почепцов «Имиджелогия», А. А. Добчинский«Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества». Таким образом, недостаточная изученность данной темы в теории (в научной литературе), с одной стороны, а также необходимость постоянного развития и улучшения практических способов и методов конкурентной борьбы и усиления позиций современных радиостанций в музыкальном и информационном сегменте, с другой стороны, подтверждают утверждение об актуальности работы. Научная новизнавыпускной квалификационной работызаключается в формулировании и представлении выводов о состоянии, тенденциях развития и принципах современного вещания на конкурирующих отечественных радиостанциях, которые убедительно обоснованы в данном исследовании, а также в восполнении пробелов, существующих в изучении регионального и локального радиорынков. Цель работы: проанализировать принципы радиовещания на конкурирующих отечественных коммерческих музыкально-информационных радиостанциях. Задачи: 1. рассмотреть многообразие форматов в современном радиовещательном процессе в рамках различных подходов к классификации существующих радиостанций; 2. проследить развитие радиовещательного процесса в России в целом и на региональном уровне с начала 1990-х годов по настоящее время; 3. сформулировать основные тенденции развития радиовещательного процесса и дать характеристику современному его этапу; 4. выявить основные составляющие имиджа конкурирующих радиостанции; 5. охарактеризовать особенности вещания различных радиостанций и исследовать особенности имиджа; 6. определить конкурентоспособность радио на примере региональных радиостанций. Объектом исследования выступает проблема развития современного отечественного радиовещания. Предметом исследования является выявление принципов современного состояния и важнейших тенденций развития государственного и коммерческого отечественного радиовещания на конкурирующих радиостанциях коммерческого сектора. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, а именно следующие монографии «Самые успешные PR-кампании в мировой практике», А. Н. Бубукин «Реклама на радио: плюсы и минусы»,А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров «Связи с общественностью. Принципы и практика». Также были использованы интернет - источники. Основу эмпирической базы данного исследования составил, в первую очередь, контент таких музыкальных радиостанций, как: «Авторадио», «Радио Олимп», «Ретро ФМ», «Эхо Москвы», «Наше радио», «Радио-Континенталь». Методы исследования. В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. Авторами работы были использованы анализ и синтез для работы с источниками, а также метод наблюдения (прослушивания) для работы с аудиозаписями эфиров радиостанций. Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано при чтении спецкурсов по телерадиовещанию на факультете журналистики ЧелГУ, кроме того, его результатами могут воспользоваться студенты-журналисты младших курсов при дальнейшем исследовании данной темы. Апробация. Результаты исследования были представлены на научно-практической конференции «Студент и научно-технический прогресс» 2015 года в виде доклада на тему «Современное состояние и тенденции развития челябинского радиорынка», по результатам выступления опубликована научная статья в журнале факультета журналистики ЧелГУ «Медиасреда». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиографический список включает 54наименования. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО –ИНФОРМАЦИОННЫХ РОССИЙСКИХКОНКУРИРУЮЩИХ РАДИОСТАНЦИЙ 1. 1. Многообразие современных музыкально-информационных радиостанций. Форматы музыкальных радиостанций. Почти при столетней истории радиовещания в России даже сегодня основным минусом российских аудиовизуальных средств массовой информации является общий дефицит знаний о современном радио в целом, и о критериях, позволяющих в понятной и доступной форме классифицировать российские радиостанции и определить основные тенденции развития нашего радиовещания на рубеже веков, в частности. 1990-е годы явились временем, когда российское радио стремилось компенсировать огромное отставание от мирового опыта радиовещания, которое накопилось за годы государственной монополии, отягощенной страшным идеологическим давлением и железным занавесом. Сегодня все перемены в области современного радиовещания активно обсуждаются в СМИ. И все-таки систематизация отечественных радиостанций, заполняющих наш эфир, – задача не из простых. Предлагаемая далее система классификации радиовещания имеет три основных подхода1: - с точки зрения формы собственности; - типа радиовещания; - формата. Классификация по форме собственности представляет собой следующее деление: 1. Государственное радиовещание. К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества, за счет бюджетных средств государства. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества (формирование единого информационного пространства), которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. На практике это выливается в ту же государственную монополию, т. е. эти радиостанции стремятся взять на себя непосильную ношу отвечать на запросы всех и вся и при этом самим оставаться оценщиками качества своей же собственной продукции. В начале 1990-х годов руководство существовавших тогда государственных российских радиостанций не имело ни желания, ни заботы воспринимать свои организации как существующие в условиях конкурентного радиорынка, что было вполне естественно. Положение усугублялось тем, что владельцы или совладельцы начинавших заявлять о себе коммерческих музыкальных станций (а это были, в основном, иностранцы), имея навыки работы в цивилизованном западном рыночном пространстве, не имели абсолютно никакого опыта завоевания российской аудитории в условиях нашего нарождающегося рынка. Д. А. Танфильев пишет, что, бывало, в директорское кресло государственных радиовещательных компаний иногда попадали люди, имевшие устаревшие представления о функционировании радио. Зачастую они руководствовались лишь собственными идеями и опытом о том, как, по их мнению, это должно было происходить. Ведь слушают радио практически все и, основываясь лишь на этом, каждый считал себя вполне компетентным высказывать свои суждения и, что еще хуже, принимать решения, влияющие на этот важнейший вид средств массовой информации. Подобное состояние интеллектуальной ограниченности приводило некоторых из них к совершению стратегических ошибок. Они думали, что защищают высшие интересы народа. Им казалось, что они знают, какое именно радио нужно публике, тем более, что инструментов проверки правильности их выводов практически не существовало. Появление на рынке молодых коммерческих радиостанций опровергло их взгляды. Эти люди, так долго находившиеся у руля радиовещания, вдруг увидели, что их программы, призванные, якобы для того, чтобы образовывать и направлять массы, не выдерживают абсолютно никакой критики. Одновременно высокий рейтинг и приемы работы, которые использовали многие частные радиостанции, еще раз убедительно доказывали, что эфемерная популярность и народность старых методов радиовещания рассыпается как карточный домик при первом же опросе общественного мнения2. 2. Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени в качестве вспомогательной) коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения. Подобные аудиовизуальные средства массовой информации призванные, в первую очередь, удовлетворять культурные, социальные, этнические, религиозные и просветительские потребности определенного, достаточно узкого круга слушателей, сталкиваются с серьезными трудностями в области увеличения своего рейтинга, и, следовательно, в области финансирования. Если коммерческие радиостанции, живущие, в основном, за счет рекламы, стремятся убедить нас в необходимости так или иначе потратить наши деньги, то некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет. 3. Коммерческое радиовещание. Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью, прежде всего, получение дохода, денег (целью коммерческой деятельности является систематическое получение прибыли и увеличение стоимости бизнеса), поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов самой широкой аудитории, чаще всего совсем невзыскательных. Классификацию по типам радиовещания3 очень часто путают с форматом, но это совсем не формат. В ее основе - соотношение в эфире информации и музыки. Этот принцип классификации может быть представлен следующим образом. 1. Информационное вещание При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно – это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. К такому типу радиовещаний в России можно отнести «КоммерсантЪ FM», «БизнесFM», оно достаточно развито в США и Западной Европе (деловое радио). Под этот тип вещания попадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными особенно в США. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями, так называемые чаты. 2. Информационно-музыкальное вещание Здесь соотношение информации и музыки составляет примерно 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки. В России к данному типу можно отнести «РусскуюСлужбуНовостей», а также «Эхо Москвы». 3. Музыкально-информационное вещание Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки. В качестве примера можно привести радио «Серебряный дождь». Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, попадает большинство государственных и некоммерческих частных радиостанций. 4. Музыкальное вещание Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное – музыка. Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций. Классификация по формату вещания4 - самый интересный и богатый вариантами вид классификации. Для того, чтобы избежать разночтений, дадим сначала определение формату. Формат – это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например: 25-35 лет, 15-25 лет и т.д., т.е. активное работающее население, учащиеся и молодежь и так далее. Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, слоганы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование. Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-ым годам, и началось оно в США - стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформатызаимствованы из североамериканской классификации. Классификация по формату выглядит таким образом5: 1. АС (AdultContemporary) - современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - 25-45 лет. У этого формата есть субформаты: - Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и малым количеством текущих хитов («Ностальжи»), с целевой аудиторией 30-45 лет, - Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством текущих хитов («Радио Монте Карло»), с целевой аудиторией 25-35 лет, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже. 2. CHR (ContemporaryHitRadio) - современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов: - CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле поп («Радио Деловая Волна»), - CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, танцующее радио («Европа Плюс»), - ModernRockoriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок («Максимум»), - ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR. 3. Rock –рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это - достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов: - AR (ActiveRock) - активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х - 90-х годов («Радио 101»), - AOR (AlbumOrientedRock) - с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (авторам неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате), - ModernRock - MainstreamRock - современный рок - рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус, формат, чем-то пересекается с ModernRockoriented CHR (российских примеров авторы привести не могут), сюда же можно отнести и очень узконаправленный RockAlternative (альтернативный рок). Далее перечислим несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире очень мало или не представлены совсем: 4. Classical - классическая музыка («Радио Классика») с очень узкой целевой аудиторией без возраста, 5. Oldies - ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет («Радио Ретро»), 6. NAC/SmoothJazz - мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет («Радио Джаз»). 7. Alternative - альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат: - Alternative AC - с целевой аудиторией 25-35 лет, 8. Urban - преимущественно «черная» музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 12-20 лет и его субформат: - Urban AC - для более «старших товарищей», 9. R&B (RhythmandBlues) - ритм-энд-блюз - активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет, 10. Country - кантри - народная североамериканская музыка, 11. Folk - фолк - народная стилизованная музыка, 12. Christian - музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке, 13. EZ (EasyListening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой («Релакс ФМ»)6. Таким образом, авторами было рассмотрено многообразие форм и форматов радиостанций в современном радиовещательном процессе по одной из предложенных классификаций. Отдельное внимание было уделено причинам появления столь многочисленных видов радио в начале 1990-х годов в нашей стране. 1. 2. Тенденции развития радиовещания в России Бурное развитие медиа-сферы, появление различных радиостанций, а также их конкуренция с начала 1990-х годов в России обусловили появление компаний, деятельность которых направлена, в первую очередь, на предоставление маркетинговых услуг в данной сфере. Одной из таких компаний является ВЦИОМ-МЕДИАМАР. Исследования и медиарейтинги данной компании пользовались большим доверием у пользователей в период 1990-2000 годов. «GfK-ВЦИОМ» (Медиамар) более двадцати лет проводит дневниковые исследования аудитории радио по общенациональным выборкам, а также в 30-40 крупнейших городах России. Исследование «Российская Медиа Карта» проводится «волнами» 3-4 раза в год, и по его результатам готовятся как общенациональные отчеты, так и отчеты по каждому крупному городу, включенному в выборку. В дневниковых исследованиях участвуют респонденты в возрасте от 12 лет и старше. Около половины времени, затрачиваемого населением России на прослушивание радио, традиционно приходится на вещание по радиотрансляционной сети. Недельная аудитория Радио России в целом по стране составляет почти 50 миллионов человек, т.е. около 40% населения страны в возрасте старше 12 лет. Более 90 % аудитории Радио России – это слушатели первой программы радиотрансляционной сети. Вещание Радио России во всех регионах страны перекрывается программами местных государственных телерадиокомпаний (ГТРК), в основном в утренние часы, а также на непродолжительное время днем и вечером. Недельная аудитория радиопрограмм местных ГТРК в крупных городах составляет 25-30% населения. На вторую программу радиотрансляционной сети приходится около 50 % аудитории радиостанции «Маяк». В целом же недельная аудитория «Маяка» составляет около 15 % населения страны. Вещание в FM диапазоне занимает примерно третью часть общего времени слушания, и эта доля последние 15 лет неуклонно растет. Естественно, что профили аудитории радиотрансляционной сети и эфирного радио сильно различаются. Среди слушателей радиотрансляционной сети преобладают люди старшего и среднего возраста. Аудитория эфирного радио – молодежь, состоящая на 3/4 из слушателей в возрасте до 35 лет. Поэтому российский радиоэфир занят в основном музыкальными радиостанциями. «Разговорные» форматы радио в эфире почти отсутствуют: с одной стороны сильна конкуренция со стороны Радио России, с другой стороны, люди среднего и старшего возраста, на которых, как правило, ориентированы «разговорные» радиостанции, еще слабо представлены в аудитории эфирного радиовещания. Пока еще рано говорить о том, что эфирные радиостанции дифференцированы по целевым аудиториям. Узкие возрастные границы аудитории эфирного радио приводят к тому, что профили аудитории музыкальных радиостанций не сильно разнятся друг с другом. Как правило, различия в составе аудитории одной радиостанции в течение дня - утром, днем, вечером - более существенны, чем различия в составе аудитории разных радиостанций. Среди эфирных радиостанций с большим отрывом от ближайших конкурентов лидируют «Европа плюс» и «Русское радио». В настоящее время обе радиосети имеют примерно равную аудиторию, как в Москве, так и по стране в целом. При этом аудитория «Европы плюс» в последние годы достаточно стабильна, а аудитория «Русского радио» растет высокими темпами как за счет расширения географии вещания станции, так и за счет очень быстрого «набора» аудитории в каждом новом городе, вошедшем в сеть7. В 1995 году в большинстве крупных городов России лидерами эфира были, как правило, местные радиостанции. Наличие местных новостей, оперативной городской информации, более «попсовый» формат вещания давали местным музыкальным радиостанциям ряд весомых преимуществ перед единственной тогда крупной общероссийской сетью «Европы плюс». С приходом на региональные рынки еще одной общенациональной сети – «Русского радио» - ситуация в крупных городах изменилась. В регионах «Русское радио» потеснило, прежде всего, местные радиостанции, отвоевав у многих из них лидирующее положение на местных рынках8. Сейчас местные радиостанции лидируют в эфире лишь в нескольких крупных городах, но прочность их положения в условиях усиливающегося проникновения общенациональных радиосетей на местные рынки далеко не очевидна. Теперь обратимся к тенденциям развития современного радиовещания. Для этого в рамках научной работы воспользуемся данными мировой компании «TaylorNelsonSofres (TNS)», которая занимается медиа, маркетинговыми исследованиями, мониторингом рекламы, исследованиями по различным секторам рынка. В данной работе будут использованы результаты исследования «RadioIndex». Этот проект существует с 2000 года и нацелен на изучение аудитории радиостанций. Исследования проводятся в 65 городах России с населением более 100 тыс. человек. Данные RadioIndex позволяют не только оценить количество слушателей той или иной радиостанции, но также определить демографические и потребительские характеристики аудитории и выяснить, где, когда и как часто люди слушают радио. Эти данные могут быть полезными для эффективного медиапланирования и программирования радиоэфира. В таблице 1 представлены данные по объемам аудитории радиостанций за период – октябрь 2014 - март 2015 в России. Таблица 1.RadioIndex для России (октябрь 2014 март 2015, по данным TNS Россия9). Рейтинг Радиостанция Суточное количество слушателей в тысячах Суточное количество слушателей в процентах AllMedia 38 370,9 63,9 1 Европа Плюс 10 349,1 17,2 2 Русское Радио 9 777,1 16,3 3 Авторадио 9 580,8 16 4 Радио Шансон 7 987,2 13,3 5 Ретро FM 7 944,5 13,2 6 Дорожное Радио 7 912,2 13,2 7 Юмор FM 5 535,6 9,2 8 Радио России 5 180,4 8,6 9 Маяк 4 900,1 8,2 10 LoveRadio 3 659,6 6,1 11 DFM 3 149,8 5,2 12 Хит FM 3 081,8 5,1 13 Милицейская Волна 2 962,2 4,9 14 Эхо Москвы 2 961,1 4,9 15 Радио Дача 2 512,9 4,2 16 Радио 7 2 463,6 4,1 17 Наше Радио 2 282,1 3,8 19 Радио ENERGY 2 003,0 3,3 20 Maximum 1 414,7 2,4 21 Серебряный Дождь 1 354,7 2,3 22 Добрые Песни 801,6 1,3 23 ЮFM 561,6 0,9 24 Другие радиостанции 11 903,8 19,8 Данные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день господствующее положение на радийном рынке занимают FM-радиостанции. Использование радиотрансляционной сети становится все менее и менее распространенным. Конечно же, объективной причиной данного процесса является бурное развитие информационных технологий и все большее распространение устройств нового типа, в том числе и в сфере радиовещания. Во-первых, это доступность, высокое качество приема и удешевление радиоприемников FM-радиостанций для конечного потребителя (именно этот тип вещания наиболее востребован аудиторией – на «коротких волнах» можно послушать музыку в автомобиле и легко настроить радиоприемник в офисе, даже просто использовать мобильный телефон). Во-вторых, улучшение и развитие способов и инженерно-технического оснащения радиовещания именно в FM-диапазоне. Особую популярность и распространение получило в последнее время, так называемое, аудио on-line вещание в сети Интернет, которое вообще не требует специальных радиоустройств. Такая возможность прослушивания существует у многих современных радиостанций. Также у большинства современных радиостанций есть свои официальные Интернет-сайты и представительства в социальных сетях. Это является дополнительным каналом коммуникации с целевой аудиторией. Интересной особенностью современного радиовещания является и появление онлайн телевещаний у таких популярных радиостанций, таких как: «Европа плюс», «Русское радио», «Радио Максимум», «Эхо Москвы», «Маяк». Трансляция передач практикуется и на «LoveRadio». Согласно рейтингу, представленному в таблице 1, можно сделать вывод о том, что лидерами эфира являются именно информационно-развлекательные радио: «Европа Плюс», «Русское радио», «Авторадио». «Радио России» и «Маяк» не входят уже в число лидеров и занимают 8 и 9 места соответственно. При этом лидеры эфира имеют достаточно близкие показатели, что говорит о существовании острой конкуренции среди радио данного формата. Появление среди лидеров нового сильного игрока – «Авторадио» - также свидетельствует о конкурентной борьбе на рынке. Успех и популярность именно музыкально-информационные радио в России дополнительно подтверждается тем, что первые 7 лидеров рейтинга являются яркими примерами данного формата. В связи с полученными результатами рассмотрим причины успеха и популярности FM-радиостанций. FM-радиостанция сегодня способна стать настоящим «коллективным пропагандистом и агитатором». На специалистов по обработке общественного мнения производят впечатление и кампании типа «Голосуй - или проиграешь», рассчитанные, прежде всего на молодежь, и несколько фестивалей, организованных радиостанциями и собравших невероятное количество публики. Инвестиции в создание новой радиостанции относительно невелики, форматное «ноу-хау» - основная идея новой станции – и люди, способные ее осуществить, тоже не требуют астрономических расходов. Полное отсутствие свободных частот в московском FM-диапазоне с лихвой компенсируется изрядным количеством «убитых» станций, готовых на определенных условиях принадлежать новому инвестору10. Приход на рынок FM-радиостанций серьезных денег и серьезных игроков наглядно обозначил и еще одну тенденцию. Если на первоначальном этапе развития FM-вещания в России каждая станция подчинялась своим единственным и неповторимым учредителям, то сейчас новые хозяева FM изначально стремятся объединить под своим крылом несколько радиостанций. Радиохолдинг – это компания, которая владеет контрольным пакетом акций ряда радиостанций с целью управления ими и осуществления контроля. Создание радиохолдингов является приоритетной тенденцией и на американском радиорынке. После отмены антимонопольного закона, ограничивавшего предельно допустимое количество станций в одних руках, в Соединенных Штатах появились настоящие радиомонстры – такие компании, как Cox и Infinity, владеющие огромным количеством радиостанций по всей стране. Нередко на одном локальном рынке можно встретить три-четыре компании, поделившие весь рынок между собой11. Среди крупных российских радиохолдингов можно назвать следующие: - RMG (Русская Медиагруппа, входит в состав группы «IFD Kapital») в которую входят «Русское Радио», «DFM», «Радио Монте-Карло», «MAXIMUM», «Хит FM», «Русская служба новостей – РСН». - ЕМГ (Европейская медиагруппа, входит в международный многопрофильный холдинг Lagard?re), в которую входят «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7», «Кекс FM» (которое вещает в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске), «Свежее радио» (которое вещает в Москве). - «Медиа Холд», в который входят «Радио Дача», «LoveRadio», «X-FM» (вещает в Москве и Московской области)12. Таким образом, современному российскому радиорынку присущи те же тенденции, которые свойственны и мировому радиорынку. Российский радиорынок уже сформирован, работает по рыночным законам, на нем присутствует настоящая конкурентная борьба, разрабатываются новые проекты. 1.3. Отличительные особенности современного российского радиовещания К концу 90-х гг. ХХ века в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа. В это время в работах современных исследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций, для чего использовались различные признаки деления. В данной работе мы остановимся на классифкации Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанций по признаку «Цель радиостанции». Деление радиостанций по цели вещания выглядит так. 1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели. 2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели. 3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели. 4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели. 5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели. Остановимся, в первую очередь, на второй группе радиостанций, она на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: 1) экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); 2) корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании13. Говоря о коммерческих радиостанциях, следует заметить, что они сегодня успешно развиваются именно благодаря привлечению радиорекламы, как и все радиовещание. Благодаря широкому охвату населения радио является одним из наиболее привлекательных средств распространения рекламы. Ещё более привлекательным для рекламодателей является экономичность радио. Бюджет, необходимый для рекламной радиокомпании, намного меньше, чем для рекламы в прессе и по телевидению. Для рекламодателей особенно важна способность радио повторять рекламу большое число раз в течение дня и усиленно мотивировать потребителей на приобретение товара. Потребитель, читая газету, может просто перелистнуть страницу с рекламой, не обратив на неё внимания. Время телевизионной рекламы телезрители часто используют для того, чтобы выйти покурить, налить себе чаю, или начинают щёлкать кнопками на пульте, перескакивая с канала на канал. Короткие рекламные радиовставки потребитель волей – неволей слушает, продолжая заниматься своим делом. Преимуществом радио является также тембр человеческого голоса, который вносит в рекламу личностный характер, сообщает словам эмоциональность, недостижимую для печатного текста. Одним из главных преимуществ радио является огромная убеждающая сила. Почему радио имеет такую убеждающую силу? Особенностями человеческого мозга объясняется то, что людей легче убедить в достоинствах товара словами, произносимыми вслух. В этом случае товар им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда их убеждают печатными словами. Тем не менее, когда текст рекламного сообщения труден для мгновенного понимания, эффективность работы резко снижается. Это обусловлено динамичностью радиорекламы. Если при чтении рекламного послания потребитель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: