VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Принципы формирования информационной повестки дня в региональном издании «Комсомольская правда»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006117
Тема: Принципы формирования информационной повестки дня в региональном издании «Комсомольская правда»
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»



Филологический факультет

Кафедра журналистики





Бакалаврская работа



Принципы формирования информационной повестки дня в региональном издании «Комсомольская правда»

	

	

	

	Выполнил:

	студент 5 курса

	направления подготовки

	42.03.02 Журналистика

	Ромаданова Анна Игоревна

	Подпись _______________

	

	Научный руководитель:

	к.ф.н., доцент 

	Щеголькова О.В.

	Подпись ________________

	

	

	Допустить к защите:	                                           Бакалаврская работа защищена

зав. кафедрой                                                      «__» __________ 2017 г.

к.ф.н., доцент О.В. Щеголькова                        Оценка ________________

«__» __________ 2017 г.                                    Председатель ГАК

(дата протокола заседания кафедры)                к.ф.н. Николаева Людмила

                                                                              Викторовна

Подпись _____________________                    Подпись _________________











Самара, 2017




	Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Своеобразие российского медиарынка

1.1.Функционирование СМИ в современном мире: трансформация системы российских медиа……………………………………………………….4

1.2 Особенности функционирования общероссийских (федеральных) печатных СМИ…………………………………………………………………...10

1.3 Тенденции освещения жизни регионов: опыт информационных агентств, газетно-журнальной периодики……………………………………...18

Выводы…………………………………………………………………….30



Глава 2. Основы формирования повестки дня: теория и технологии

 2.1 Понятие «повестка дня» в историко-теоретическом аспекте……..31

 2.2 Принципы и технологии  формирования повестки дня в информационном издании………………………………………………………36

2.3 Вариативные модели региональных повесток в газетно-журнальной периодике………………………………………………………………………...42

Выводы…………………………………………………………………….44



Глава 3 Особенности формирования повестки дня в региональном издании "Комсомольская правда"

3.1 "Комсомольская правда" как тип издания…………………………..45

3.2 Способы и технологии формирования повестки дня  в газете «Комсомольская правда»………………………………………………………..49

3.3 Приемы оптимизации действующих технологий формирования повестки дня в данном региональном издании……………………………….55

Выводы……………………………………………………………………59

Заключение ………………………………………………………………60

Список использованной литературы……………………………………61





                                                      ВВЕДЕНИЕ

      Как известно, СМИ имеют способность влиять на события, зачастую формируя медиа реальность в том аспекте, который соответствует информационной политике редакции. Соответственно, от выбора газеты во многом зависит то, насколько достоверную и объективную информацию получит читатель. Нередко актуальные, злободневные проблемы в информационную повестку дня не попадают – журналисты, словно их еще не «открыли», а на их месте оказываются менее значимые. Сегодня пять-десять сюжетов проговариваются по всем телеканалам, завтра они же публикуются в газетах. «Складывается впечатление, что на всех новостей не хватило», - пишет исследователь Т.В.Фролова. Реальное событийно-проблемное пространство не может быть пустым. Об этом рассуждает ученый И.Г.Ясавеев, который изучая медийное воздействие на поведение людей, установил, что реальные риски и их медийное отражение значительно отличаются друг от друга. В современной науке  само понятие «повестка дня» относится к объектам в достаточной мере изученным. В научных исследованиях следует выделить М. Маккомбса и Д. Шоу, которые впервые обратили внимание на данный феномен. 

     Этой же проблемой занимались и другие зарубежные исследователи -  У. Липпман, П. Лазарсфельд, М. Маклюэн . В российской науке вопросом повестки дня занимались Е. Г. Дьякова и А. Д. Трахтенберг «Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу», «Установление повестки дня: теория и технологии», «Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется повестка дня?». Т.И.Фролова  и другие. К работам, где рассматриваются тенденции и развитие российских СМИ после 1991 года, относятся «Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах», «Переход к рынку и кризис прессы» и «Журналистика и общество» Я.Н. Засурского; «Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы» и «Средства массовой информации в постсоветской России» А.А. Грабельникова; «Журналистика и демократия» Е.П. Прохорова; «Российская журналистика в посттоталитарную эпоху» И.М. Дзялошинского; «Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты» М.В. Шкондина. Эти исследования помогли разобраться в  вопросах модернизации и трансформации городской печати, новых методах построения повести дня.

    Большинство исследователей склоняются к тому, что главным субъектом формирования повестки дня являются СМИ. Именно им приходится упорядочивать различные концепции и подходы, отбирать «нужное» из разных повесток и, в конечном итоге, составлять свою «медийную» повестку, отвечающую всем требованиям и удовлетворяющую заказчиков информации и учредителей. Значительное влияние на формирование повестки дня, по мнению Е.Л. Вартановой оказывают общее состояние экономики и особенности экономической трансформации, социальная динамика постсоциализма, поиск новой идентичности в изменившихся геополитических условиях и прогресс информационно-коммуникационных технологий. Проблема заключается в том, что отражение реальности в региональной повестке происходит в несколько «измененной» форме. Другими словами, читатели воспринимают не объективную реальность, а медиареальность, - созданную журналистами картину, порой мало что имеющую общего с реальностью.

Вообще региональная повестка дня, с одной стороны, мало чем отличается от федеральной, с другой - имеет серьезные различия, поскольку отражает темы локального характера. Современные печатные издания в регионах не всегда успевают за процессами конвергенции. В то время как активное использование интернет-технологий позволяет газетам сохранить определенный уровень воздействия и почти ключевую роль в создании повестки дня. 

Вместе с тем отмечено, по данным ФОМ читатели   игнорируют темы, предложенные региональной повесткой, реакция на них  крайне низкая.  Другими словами, то, что важно для СМИ представляет меньше интереса для его читателей. Безусловно, СМИ, особенно региональные, стараются эту ситуацию исправить и пытаются навязать читателю свою повестку путем различной интенсивности упоминаний разных тем. В зависимости от направленности издания на определенную целевую аудиторию, местная газета смещает акценты в сторону определенных аспектов повестки дня.

Газета «Комсомольская правда» интересна с точки зрения крупного информационного ресурса. В «Комсомольской правде» редакция стремится, как показало исследование, учитывать интересы всей аудитории. Несмотря на позиционирование себя как массовой газеты, газета строго придерживается установленной ею повестки дня, не опускаясь до уровня «желтой» газеты.  Принадлежа к изданиям массовым, к тому же таблоидного типа, она намеренно дистанцируется от позиционности. В газете  можно часто встретить политический трэш – заметки об эпатажном поведении политиков, их участии в светских мероприятиях, словесных перебранках в стенах Думы и т.д.  Исторически она была обращена ко всем, то есть ориентировались на максимально широкую публику. В ее  задачи, помимо информирования, входит также развлечение читателя.  Важной особенностью формирования повестки дня  «КП в Самаре»» является ориентированность на жителей  города и области. Ведь место распространения издания является одним из немаловажных факторов. Но при этом следует учитывать, что это не самостоятельная редакция, а приложение к очень известному российскому бренду и редакции важным является продолжение проблемно-тематической линии в самарском издании.  Сама по себе «КП» - это уже легенда российской журналистики. Не случайно, в 1961 году по инициативе «Комсомольской правды» был создан первый в стране Институт общественного мнения, который проводил массовый опрос молодежи «Что вы думаете о своем поколении?». Сам механизм формирования региональной повестки дня многоаспектный, включает в себя управление политической активностью и общественным мнением по ряду тем, актуальных на данный момент. Следовательно, такой подход к формированию повестки дня был актуален для «Комсомолки» на всех этапах ее развития.

  Актуальность  работы состоит в том, что исследование региональной повестки дня  в федеральной газете  поможет понять и объяснить целый ряд факторов формирующих саму повестку и ее влияние на общественное мнение.

Теоретической основой дипломной работы стали труды Е.Л.Вартановой, Е.Г Дьяковой, С.Г.Корконосенко, А. Д.Трахтенберг,  Я.Н.Засурского, Л.Л.Реснянской, И. Д. Фомичевой, М.В.Шкондина, т.В.Фроловой. 

Эмпирическую  основу составили выпуски регионального приложения «КП в Самаре» за 2017 год.

Объект дипломной работы – повестка дня в региональном печатном издании.

Предмет исследования – формирование повестки дня в региональном печатном издании «Комсомольская правда».

Цель работы – выявить особенности формирования повестки дня в региональном печатном издании «Комсомольская правда».

Поставленная цель определяет задачи исследования:

выявить объективные причины трансформации российских СМИ, влияющие на повестку дня;

изучить современное состояние российского медиарынка, учитывая федеральные и региональные  газетные издания;

дать теоретическое обоснование понятия «повестка дня»;

определить  ведущие принципы и технологии  формирования повестки дня в «КП в Самаре»;

разобраться в  приемах оптимизации повестки дня в «КП в Самаре»;

Структура дипломного исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка литературы и приложений.  Во введении обосновывается актуальность ВКР, ставятся цель и задачи. указывается теоретическая и эмпирическая база. В первой главе рассматривается своеобразие российского медиарынка, включая региональный  рынок печати. Во второй главе исследуется теоретическая основа повестки дня, в частности, основные принципы и технологии. В третьей главе, которая носит эмпирический характер. выявляются основные  направления повестки дня   в региональном представительстве «КП в Самаре». 

В заключение   дипломной работы  подведены итоги проделанного исследования. Список литературы включает 46 наименований.
Глава 1. Своеобразие российского медиарынка

1.1.Функционирование СМИ в современном мире: трансформация системы российских медиа



После 1991 года в ходе трансформационного периода, российские СМИ оказались в том же положении, что и многие другие институты общества. Проблема трансформации функций журналистики – это проблема не только СМИ, но и самого общества, - отмечает проф. О.Н.Савинова. Система СМИ – зеркало общественных отношений, и, если в обществе возникают дисфункциональные элементы, соответственно они отражаются и в СМИ. Процессы трансформации функции СМИ в современных условиях имеют исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует. Е.Л.Вартанова в своей монографии указывает и экономический фактор трансформации журналистики, прежде всего ее коммерциализацию. Она пишет: «Приняв с готовностью вызовы коммерциализации, российская модель коммерческих СМИ вытеснила социально-культурные важные для общества повестки дня и начала активно продвигать для общества новую культуру потребления».  На современном этапе развития изменения в функционировании прессы во многом определяются полисубъектностью информационной деятельности. В условиях рыночных отношений в систему традиционных функций прессы активно вторгаются маркетинговые функции. 

В научной литературе зафиксированы определенные подходы к проблеме функций журналистики. Но в связи с тем, что реальные процессы, происходящие в современной журналистике, дают новый опыт, требующий своего теоретического осмысления, дискуссия по данной проблеме не завершена.

Как подчеркивает проф. Е.П. Прохоров, функции журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполненных ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. И функции эти разнообразны. «Говорят, ? уточняет исследователь, ? о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессам, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие её в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности». По образному выражению Е.П. Прохорова, «пространство функций» включает в себя идеологические, культурно-образовательные, непосредственно-организаторские, рекламно-справочные и рекреативные функции. Другой исследователь – проф. С. Г. Корконосенко, подчеркивая многокачественность прессы как общественного явления, выделяет следующие социальные роли журналистики – производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую. 

В соответствии с классификацией И.Ю. Глинской, информация в социальной системе выполняет коммуникативную, отражательную и управленческую функции. Как справедливо заметил проф. В.М. Горохов, «журналистская деятельность существует в многообразии видовых модификаций».

Среди многообразных мнений и подходов, представленных в научной литературе, зафиксируем общепринятые функции СМИ: информационная, коммуникационная, идеологическая (в некоторых интерпретациях - ценностно-ориентационная), культурно-образовательная, организаторская, релаксации.

Указанные функции, при всех особенностях авторских классификаций, являются ключевыми в понимании социальной роли журналистики. Ключевыми, но не застывшими раз и навсегда конструкциями. У этой проблемы есть исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует. Так, историк печати проф. Б.И. Есин отмечает, что, например, «в России в XVIII веке газеты активно выполняли культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени». По мнению профессора Санкт-Петербургского университета Г.В. Жиркова, существенная трансформация духовно-просветительской функции журналистики происходит в советский период, когда попытки подменить церковную публицистику партийно-советской «потерпели крах». На процесс изменения функций журналистики указывает  и проф. С.Г. Корконосенко, считая, что «каждая функция может проявляться с «обратным знаком», то есть давать эффект, противоположный ожиданиям. Тогда ее правильнее именовать дисфункцией». На неопределенность функций или вырождение отдельных функций в ритуальную деятельность указывает, в частности, Л.П. Аполлонова.

Являясь социальным институтом общества, переживающего на современном этапе своего развития период трансформации, журналистика не только фиксирует эти процессы, но и сама переживает определенные изменения. Трансформация медиасистемы за последние двадцать лет существенным образом затронула такие ключевые позиции, как учредительство издания (вытеснение государственной монополии на издание СМИ, появление огромного количества частных изданий), типологические характеристики (утрата такого понятия, как «центральное издание»; изменение статуса некоторых изданий от официальных к оппозиционным и т.д.), снятие цензуры и др. 

Итак, можно сделать предварительный вывод, что трансформация функций журналистики – это производное от трансформации целой системы журналистики. Общепринятый, классический набор функций по-разному интерпретируется в разных сферах журналистики.

Одна из ключевых функций – информационная – в современных условиях превращения информации в товар явно испытывает процесс аберрации (отклонение от нормы). В самом деле, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д.

Как-то незаметно быстро в прессе произошла подмена главных персонажей: «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные персонажи; негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах. В погоне за прибылью журналистика  стремится конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции. В результате она уже не отражает всей полноты картины мира.

  В процессе трансформации  прессы высоким спросом отличаются «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Помимо полного набора мультимедийных инструментов, эти издания широко применяют такие формы работы с рекламодателями и целевой аудиторией как тематические вкладки, игру вёрсткой и текстом. Кроме того, бренды «Российская газета», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» широко представлены в регионах России и странах СНГ. Трансформация прессы сказалась и на языке современных СМИ. В условиях, когда газеты, радио и особенно телевидение практически вытеснили собственно чтение художественной литературы, пресса составляет сегодня основную сферу, в которой «живет» современный русский язык, и потому проблема языка СМИ представляет для нашего общества глобальную культурную духовную значимость. За последние 10 лет существенным образом изменился язык политики и публицистики. Новая лексика бурным потоком хлынула на страницы газет, в теле- и радиоэфир. Относиться к этому можно по-разному. С одной стороны, СМИ сегодня обсуждают проблемы, которые ранее не были предметом общественного диалога. С другой стороны, в политику, во власть, в СМИ пришли новые люди, которые по-новому ставят проблемы, по-новому их решают, по-новому устанавливают планку нормативности, литературности. «Где найти разумный баланс между необходимым и допустимым?», - с таким вопросом к научному и практическому сообществу обращается исследователь О.Н.Савинова. Особенно сейчас, когда произошло снятие запретов на использование стилистически сниженных, эстетически безобразных слов и выражений. Насыщение речи вульгаризмами превратилось в признак доверительного общения, языковая раскованность приблизилась к языковой распущенности. Но дело в том, что речь идет не только об ошибках произношения, а о нечто еще более важном: СМИ внедряют в массовое сознание новые социальные стандарты, зачастую сомнительного характера.

На наш взгляд, трансформация функций журналистики отражает глубинные противоречия в развитии современной медиасистемы: с одной стороны, пресса за счет рекламы становится мощным источником прибыли, с другой стороны, в системе массовой информации есть «внерыночные» секторы – пресса для детей, молодежи, издания, пропагандирующие традиции, культуру, семейные ценности. Очевидно, что сохранение  издания, которые бы отражали всю гамму духовных и нравственных потребностей человека является необходимым фактором существования гражданской журналистики.

Разумеется, было бы несправедливо говорить том, что у отечественных светских СМИ нет положительного опыта работы по воспитанию духовности. Здесь отличается, прежде всего, региональная пресса, в частности, городская пресса. В ней в большей степени сохранились такие качества, как уважение к человеку, доброжелательность и причастность к истокам народной жизни. Главным преимуществом городской газеты является ее близость к читателю. На страницах городской газеты нередко освещается частный факт или событие, связанное с простым жителем города, что делает городскую прессу более востребованной по сравнению с общенациональными изданиями. 

В ежегодном докладе Федерального агентства  по печати и массовым коммуникациям  за 2016 г. «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции, перспективы развития» говорится:  «Безусловно, современный рынок периодической печати уже немыслим без электронной компоненты – сайтов, мобильных приложений, различных спецпроектов и прочее, поэтому найти оптимальное соотношение между электронными и бумажными проектами печатных СМИ не просто важно, а жизненно необходимо. Без развития электронной составляющей печатная пресса будущего не имеет».  И это в полной мере подтверждает опыт лидеров российского рынка СМИ, к которым относится и ИД «КП». Газетные и журнальные редакции России становятся мультимедийными, что требует творческих  подходов и к редакционной политике, и к профессиональным компетенциям, причём с постоянным ускорением процессов. При этом для большинства журналов бумажный формат пока ещё остается основой «профессиональной стабильности и успеха.

Таким образом, объективный процесс модернизации и трансформации российских СМИ сформировал за короткое время новые принципы и ценности потребления новостей. Они полностью стали вытеснять необходимые альтернативные тематики новостей, составляющие повестку дня. Новая медиаэкономика, формирующаяся в России, оказала огромное влияние на трансформацию современной системы СМИ. 

1.2 Особенности функционирования общероссийских (федеральных) печатных СМИ.

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их важностью для сохранения единого информационного пространства, той ролью, которую они играют в организации информационного обмена между регионами страны.  Напомним, что Российская Федерация объединяет 89 разностатусных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, одну автономную область, два города федерального значения.

Я.Н. Засурский пишет о том, что типологическую трансформацию всех отечественных СМИ можно объяснить влиянием на систему двух основных факторов. Первый фактор – это «перемены в социальной структуре российского общества», а второй – общемировые тенденции эволюции медиасистемы. СМИ  постсоветской России отразили весь комплекс проблем переходного периода на рубеже XX-XXI веков и  стали индикатором перемен внутри страны. Кроме того, они впитали глобальный опыт, приходящий в изолированную прежде российскую действительность. «Традиционные СМИ в этих условиях изменяются как система, но не утрачивают своего места и значения в быстро меняющимся мире». 

Исследователь российских СМИ проф. М.В.Шкондин, отмечая проблемы развития журналистики, пишет  о том, что  «многие общероссийские газеты лишены в значительной степени возможности обеспечивать массовую коммуникацию в масштабе всей страны. В них мы не видим полной и объективной картины текущей российской действительности. Не встречаем в должной мере глубокого анализа многих актуальных проблем. Жизнь регионов, их мнения, предложения, опыт, критика с мест находят слабое отражение на страницах этих изданий. В действительности, многие традиционные  функции отходят на второй план, уступая место развлекательным, рекламным текстам. Реальная аудитория общероссийских газет охватывает лишь незначительную часть потенциальной.  Иными словами, роль газетных изданий заметно ограничивается, сокращается перечень выполняемых ими функций в достижении целей единства общества, взаимодействия между центром и регионами, а также между самими регионами. Традиционно к общероссийским газетам на современном этапе относят «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Российскую газету», «Спорт-Экспресс», «Труд», «Известия», «Коммерсант». Самая большая аудитория по данным на 2009 г. у газеты «Комсомольская правда». Региональная печать могла бы компенсировать изъяны в общероссийском информационном пространстве, больше уделять внимания общероссийской и международной тематике. Однако ее возможности в этом плане весьма ограниченны. Пока типологические черты этих изданий в недостаточной мере преобразуются в соответствии с требованиями общественных перемен. Сильна зависимость от властных и коммерческих структур, рекламных инвестиций. Невелик покупательский спрос многих категорий читателей

Как и другие СМИ, общероссийские газетные издания выделяются по всем типологическим признакам. Ведущим типоформирующим признаком для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, является ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов. Однако стратегии этих изданий не нацелены на осуществление целого ряда функций, как отмечает М.В.Шкондин. Например, задачу информационного взаимодействия между регионом и центром, между всеми региональными общностями страны они решают неудовлетворительно.

Современная общероссийская газетная периодика представляет собой целостную  типологическую систему. У всех газет имеются единая географическая и социальная среда, общая потенциальная аудитория и приоритетные социально-информационные функции. Однако существующие различия изданий – по набору функций, уровню проблемно-тематической специализации, целевым группам аудитории, характеру модели функционирования – являются объективными критериями для внутригрупповой дифференциации. В отечественной науке классификация газет с всероссийским масштабом распространения приводит к разделению изданий на два класса: универсально-тематические и специализированные издания.

Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.

Специализированные газеты  строят содержание, исходя из  профилизации тематического ряда («для всех не обо всем» – массовая специализированная газета. К примеру «Советский спорт», «Финансовая Россия», «Ведомости») или на одновременном ограничении аудитории и тематики («не для всех не обо всем» – узкоспециализированное, как правило, профессионально-отраслевое издание или специально-тематическое, предназначенное для отдельных слоев населения: женщин, мужчин, детей и т.п.).

Наряду с изданиями, типологические признаки которых позволяют отнести их строго к определенному классу, встречаются такие, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет. Эту нишу занимают партийные газеты, целевое назначение которых определяется задачей создания коммуникации для членов определенной политической организации или определенного политико-идеологического течения. Формулу этих газет можно представить как «обо всем для единомышленников». Этот сектор сегодня не имеет ярко выраженной динамики развития, падает значение для общества партийной печати в целом, в частности. Газеты КПРФ «Правда».

Полноценность статуса «общероссийской газеты» определяется, прежде всего, по формальным критериям, признанным во многих странах с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения в географическом пространстве и по относительной равномерности распространения в социальном пространстве. По данным основаниям можно судить о способности издания втягивать в информационный обмен все территориальные и социальные части общества и отражать их социальное бытие.

В большинстве случаев этим критериям отвечают издания универсально-тематические, у которых аудитория всегда больше, чем у специализированных газет. К ним относятся занимающие устойчивые позиции в рейтинге популярности газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия». У названных изданий много общего, но и достаточно много особенного, подчас единичного, позволяющего им быть конкурентоспособными. Все имеют известную «марку», что чрезвычайно важно для рынка; у них общее историческое прошлое – «советское происхождение»; они универсальны по информационно-тематической структуре; у них нет на организационном уровне связи с государственными институтами (как информационные предприятия они относятся к изданиям с частной формой собственности); их идеологическая платформа базируется на принципе независимости прессы. Различия проступают в стратегиях функционирования. «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» тяготеют к изданиям массовым, ориентированным на разнообразные интересы, вкусы, определенную усредненность интеллектуальных запросов читателя, адаптированность сложных политико-экономических и социальных проблем и повышенное внимание к поп-культуре, достаточно активную эксплуатацию бульварных тем. Эти издания в предметно-содержательном плане выстроены с целью быть доступными каждому. Так, например, «Комсомольская правда» в годы существования СССР принадлежала к числу ведущих СМИ страны, сочетая и высокий тираж, и качественное содержание; на сегодняшний день она стала массовой. С еженедельником «АиФ» на информационном рынке остро соперничает ежедневная  «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». В содержательном отношении эти значительно разнообразнее: здесь существенно меньше информации утилитарного плана (советы, консультации, полезные в быту сведения), заметно шире географические горизонты – хорошо представлена информация о событиях в СНГ и за рубежом, а в наборе тем достойное место занимают политика, экономика, культура, спорт, экология. По выражению Я.Н.Засурского,  «Оба издания балансируют на грани между «газетой новостей» и «газетой сенсаций», оба не чужды включенности в политические игры, но при этом и та, и другая уходят от ролей «политического гида» или «политического маркера».  Устойчивая политическая конфликтность издания способна навредить отношениям с рекламодателями, более охотно имеющими дело с изданиями, которые дорожат большой аудиторией, не разделенной политическими пристрастиями. Поэтому «КП» и «МК» стараются не рисковать, хотя у них, разумеется, бывают политические предпочтения, однако скорее конъюнктурного характера.

Среди трех массовых универсально-тематических общероссийских изданий, доминирующих в информационном пространстве, наибольшей типологической усложненностью отличается «Московский комсомолец», которому удается не только сохранять, но и постепенно расширять свою аудиторию. «МК» первым в современной отечественной журналистике предложил формулу ежедневной газеты, соединяющей несоединяемое: качественную аналитику с яростным по напору эпатажем; интеллектуальные размышления об искусстве с интимными, на грани фола, откровениями героев публикаций; добротную публицистику с идеологической тенденциозностью; жесткую конкретность в изложении событий с размытыми текстами, лишенными фактурности. «Фирменный» стиль «МК» как результат концептуального перемешивания черт, присущих качественному, массовому и таблоидному типу изданий, хорошо согласующийся с эклектичной культурой столичного мегаполиса, доказал свою востребованность. В Москве газета на протяжении многих лет ни разу не уступила первенство другому изданию. Многие провинциальные, бывшие молодежные газеты, используя такую модель, добились успеха. 

На первый план выходят аналитическая функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключается менторство, отсутствует диспозиция «учитель-ученик» или «субъект-объект». За читателем закреплена роль равноправного социального субъекта, участвующего в политической, экономической, культурной жизни страны. Информационное пространство качественного издания предназначено для общественного диалога, в котором допустимо свободное, но обязательно аргументированное высказывание всех участников. Поэтому в информационном пространстве качественного издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность.

Для всех универсально-тематических изданий, функционирующих в рамках модели «для всех обо всем» и претендующих на статус общероссийской газеты, существует сложнейшая проблема, которую можно обозначить как «проблема преодоления пространства». Ее объективный характер порожден несколькими причинами: традиционно общероссийские газеты выходят в столице, а Москва находится на расстоянии 8000 км от восточных границ государства; есть специфика социального уклада российских провинций и прежде всего южных районов и кавказских республик; в национальных республиках поощряется укрепление общения на языке титульной нации. Чтобы привлечь к себе внимание читателей и организовать широкий информационный обмен между равноправными «горизонтальными» сообществами, российскими административно-территориальными образованиями, общероссийские газеты не должны оставлять жизнь регионов за газетной полосой. Без полноценного освещения региональных проблем и их сопряжения с проблемами, общезначимыми для всей страны, рассчитывать на всероссийскую аудиторию вряд ли возможно. И здесь не стоит переоценивать эффективность стратегии выпуска центральными изданиями местных вкладок. Они в лучшем случае решают задачу «захвата внимания», но переключить читателя с местных СМИ на центральные явно не способны. Местная пресса дает более глубокую и разностороннюю информацию о региональных событиях. Выиграть конкуренцию с местной прессой или по крайней мере добиться равноправного с ней положения на информационном рынке центральные газеты могут лишь при условии непрерывного наблюдения за жизнью провинции, сопоставления положения в различных регионах, формирования чувства причастности провинциального читателя к общенациональным событиям. Актуальность вопроса связи с регионами, необходимость средствами журналистики блокировать нарастающую фрагментацию общества, а также конкуренция на региональных информационных рынках обусловили модернизацию ряда известных газетных изданий.

Функция формирования повестки дня (agenda setting) все чаще анализируется исследователями масс-медиа. Применительно к общероссийской общественно-политической газете реализация этой функции выражается в фокусировании внимания на проблемах общероссийского звучания, в определении болевых точек социальной жизни, во введении в зону оперативного информирования и анализа событий, значимых для большинства. Грамотное построение «повестки дня» требует надежных источников информации, расположенных в разных частях страны и глубоко знающих особенности социального уклада пров.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.