VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Применение монтессори-материаловна уроках математикив начальных классах коррекционной школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012386
Тема: Применение монтессори-материаловна уроках математикив начальных классах коррекционной школы
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»







Кафедра коррекционной педагогики













ПРИМЕНЕНИЕ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



Студентки 4  курса 491 группы



44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Олигофренопедагогика»

факультета психолого-педагогического и специального образования





КРЮЧКОВОЙ ЕВГЕНИИ ВЛАДИМИРОВНЫ







Научный руководитель

доктор соц. наук, профессор         _________________	Ю.В. Селиванова

должность, ученая степень, уч. звание	                     подпись дата     	                           инициалы, фамилия





Зав. кафедрой

доктор соц. наук, профессор         _________________	Ю.В. Селиванова

должность, ученая степень, уч. звание	                    подпись дата		               инициалы, фамилия







Саратов 2017
Содержание



Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы педагогической системы М.Монтессори…6

1.1 Монтессори – педагогика: понятие, становление, содержание и  перспективы применения на современном этапе……………………….….…...…6

1.2. Построение урока в   системе Монтессори………………..…………………16



Глава 2. Особенности психофизического развития детей  с нарушением интеллекта, обуславливающие наглядный характер обучения в школе ...21

2.1.  Психолого-педагогическая  характеристика умственно отсталых младших школьников ………………………………………………………………………...21

2.2 	Особенности усвоения математического материала учащимися коррекционной школы……………………………………………………………. 26

	

Глава 3. Особенности использования  Монтессори – материалов на уроках математики в работе с умственно отсталыми младшими школьниками...35

	3.1 Изготовление тактильной книги для уроков математики в коррекционной школе………………………………………………………………………..............35

	3.2 Коррекционно-развивающая воспитательная работа по методике М.Монтессори в школе для обучающихся по АОП……………………………...46



Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованных источников ………………………………………….44






ВВЕДЕНИЕ



В условиях развития вариативности и разнообразия образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы школьных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка младшего школьного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования младших школьников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие младшего школьника; определила, что для детей младшего школьного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям М. Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики М. Монтессори.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в младшем школьном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у младших школьников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Все вышесказанное позволили определить тему выпускной квалификационной  работы – «Применение Монтессори-материалов на уроках математики в начальных классах коррекционной школы».

Экспериментальная база: школа для обучающихся по  АОП №1 г. Саратова.

Объект исследования: возможность применения и Монтессори-материалов при работе с  учащимися 1 класса, с диагнозом «легкая степень» умственной отсталости. 

Предмет исследования: ресурсы Монтесоори-педагогики в специальном коррекционном образовании учащихся с  нарушениями интеллекта 

Цель исследования: изучить возможности применения элементов Монтессори-педагогики для повышения эффективности усвоения учебного математического материала  младшими школьниками с  с интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме.

2. Изучить методы работы с применением элементов Монтессори-педагогики.

3. Изучить особенности усвоения знаний, умений и навыков на уроке математики младшими школьниками коррекционной школы.

4. Провести комплекс занятий с применением материалов Монтессори-педагогики.

5. Проанализирорвать результаты работы, выработать рекомендации для учителей и воспитателей специальных коррекционных школ VIII вида.

Гипотеза исследования:  мы  предположили, что включение в процесс формирования математических представлений ресурсов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности в целом.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Изучение документации: психолого-педагогических характеристик, медицинских карт, учебных планов, программ.

Наблюдение.

Беседа.

Эксперимент.

Анализ  процесса деятельности и работ умственно отсталых учащихся. 

Выпускная квалификационная работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его объект и предмет, сформулирована гипотеза дипломной работы. 

В первой главе описываются теоретические основы педагогической системы М. Монтессори, даётся характеристика построения урока в системе М. Монтессори. 

 Во второй главе даётся характеристика психолого-педагогических особенностей умственно отсталых младших школьников. Приводится обоснование организации обучения математике в коррекционной школе, теоретический анализ задач обучения математики, особенностей  усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы. 

В третьей главе описывается технология изготовления тактильной книги для учащихся младших классов коррекционной школы. Описание коррекционно-развивающей воспитательной работы по методике М. Монтессори в школе для обучающихся по АОП. 

В заключении формулируются выводы по теме исследования.

Список литературы содержит 37 источников. 








ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М.МОНТЕССОРИ



1.1 Монтессори – педагогика: понятие, становление, содержание и  перспективы применения на современном этапе



Мария Монтессори – итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.

М. Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа М. Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.

М. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.

После того как работа М. Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке, позднее этот интерес остыл.

Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах. Международная Монтессори-Организация (AMI) была основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день).20

Ключевое отличие системы М. Монтессори в том, кто главный субъект в образовательном процессе. В педагогическом подходе М. Монтессори в центре - ребенок, с его темпом развития, эмоциональными, психическими и физическими потребностями. В любой привычной нам системе педагог является центром и транслятором знаний. Он организует детей, в педагогике существует даже такой термин «организованные дети». Задача педагога-Монтессори в саду совсем иная – это создание среды, в которой ребенок занимается формированием себя согласно его темпу и этапам развития. М.Монтессори исходит из того, что ребенок - это самоформирующаяся личность. Задача взрослого - создать для ребенка благоприятную среду, а не влиять на ребенка своими убеждениями. Ребенка нельзя ничему научить, но ребенок сам может всему научиться. Мария Монтессори говорит о том, что главная задача взрослого - не загрузить в ребенка как можно больше знаний и умений, а позволить ребенку раскрыть и развить свой потенциал, чтобы иметь возможность применить заложенное в нем в процессе жизни. Одним из ключевых элементов философско-педагогической системы М. Монтессори является понимание, что у каждого живого существа на земле есть свое предназначение.

Последние 10 лет жизни М. Монтессори прожила в Индии, куда приехала по приглашению Ганди, и Индия довольно сильно повлияла и обогатила ее взгляды. Там она столкнулась с очевидным слиянием человека с природой и осознанием своего места в жизни, миссии, которая есть у каждого. У индусов эта философия - часть повседеневной жизни. В Индии М. Монтессори осознала концепцию космического воспитания, и ввела этот понятие в свою педагогику. Основа концепции космического воспитания в понимании взаимосвязей мира, в осознании цели и назначения каждого живого и неживого элемента осмической системы. Мы не знаем, какая жизнь ждет ребенка через 10, через 20 лет, и самая главная задача, которая стоит перед родителями в том, чтобы помочь ребенку стать человеком своего времени, своего места. Ему необходимо адаптироваться и быть успешным в тех условиях, в которых ему придется находиться. Сейчас это особенно остро осознается и понимается. Если раньше еще можно было как-то прогнозировать свою жизнь – детский сад, школа, институт, работа, то сейчас уже каждые 5 лет появляется огромное количество профессий, о которых никто не подозревал всего какое-то десятилетие назад.

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве". [Родительский центр Филипок ]

Главная форма воспитания и обучения по системе М. Монтессори - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный урок.  Его  основа - сжатость,  простота, максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий. Важную роль играет специально подготовленное развивающее окружение, дающее детям возможность без помощи взрослых самостоятельно осуществлять и выбирать те виды деятельности,  которые наиболее полно отвечают сегодняшним интересам и уровню интеллектуального развития  каждого ребенка. Все материалы лежат на полках и доступны детям. Ребенок может взять любой материал и заниматься им столько времени, сколько захочет, при условии, что это никому не мешает, а закончив работу, кладет материал на место. При этом ребенок решает сам, работать ему самостоятельно или с другими детьми. Педагог наблюдает за деятельностью детей и при необходимости приходит на помощь. Он показывает полностью упражнение с материалом так, чтобы ребенок наглядно узнал весь законченный ход действия. Далее ребенок работает самостоятельно. Робкие дети стимулируются и одобряются педагогом, но никогда не принуждаются повторять показанное упражнение с материалом. Принципиальным моментом является то, что все материалы имеются в единственном экземпляре на группу детей. Это необходимо для формирования навыков цивилизованного поведения, умения ждать, уступать, договариваться о совместной работе.

После длительного обращения с новым материалом добытые  знания и понятия называются именами. Вначале педагог устанавливает отношения между предметом и названием (или свойством и его обозначением). “Это...”, - называет педагог. На следующем этапе педагог дает ребенку поручение: “Дай, положи, принеси...”. Затем происходит активизация словарного запаса ребенка. Педагог показывает предмет и спрашивает о его названии. “Что это? и “Какой он?”. Ребенок отвечает на вопрос, называя предмет.

Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической “подготовительной среды”, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями, при этом  все материалы играют вспомогательную обучающую роль.

Материалы отвечает стремлению к движению у детей. Ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног, появляются все более точные и гармоничные движения. Все это способствует общему, эмоциональному, речевому и социальному развитию.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация; он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Монтессори-материалы способствуют “поляризации внимания”, направленного на выявление глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она возникает в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости, развиваются навыки самоконтроля.

Целью использования Монтессори - материалов в специальной (коррекционной) школе VIII вида является стимуляция познавательной активности учащихся и коррекция нарушений сенсорно-перцептивной сферы. Основной формой работы с Монтессори - материалами могут быть специально организованные во второй половине дня групповые и индивидуальные занятия. При этом педагог придерживается общих правил, сформулированных учителями Монтессори - класса (показ способа работы с материалом; установление отношений между предметом и его названием; выполнение  словесных поручений через действия с материалами; активизация словаря ребенка).

Тот или иной дидактический материал используется на занятиях со школьниками с нарушением интеллекта неоднократно. Например, в первом классе работа с Монтессори - материалом осуществляется на самом простейшем уровне. В последующие годы обучения к этим материалам возвращаются вновь, каждый раз вскрывая все более глубокие пласты в возможности их использования.

Следующей важной особенностью занятий с Монтессори - материалами  является их пропедевтическая направленность. Учащиеся в процессе работы с ними овладевают рядом элементарных представлений и понятий, которые будут им полезны при прохождении таких учебных дисциплин, как математика, обучение грамоте, трудовое обучение.

Приведем примеры некоторых упражнений и необходимых материалов.

Упражнения в практической жизни: переливание воды; уход за срезанными живыми цветами; ходьба по линии; упражнения в тишине; упражнения  с рамками с застежками; упражнения, имеющие отношение к социальной жизни.

Материалы для развития чувств:

Материалы для различения размеров: розовая башня; коричневая лестница; красные штанги; блоки с цилиндрами-вкладышами.

Материалы для различения цвета и формы: цветные таблички; геометрический комод; биологический комод; конструктивные треугольники; геометрические тела.

Материалы для различения структуры поверхностей и материалов: клавишная доска  для ощупывания (с шероховатой и гладкой поверхностью); ящик с кусочками тканей.

Материалы для различения веса: тяжелые таблички.

Материалы для различения шумов и звуков: шумящие коробки;  звоночки.

Математические материалы: числовые штанги с табличками чисел;  цифры из шершавой бумаги; счётный материал из бусин (цепочки из бусин — линейные числа,  короткие цепочки,  цепочка из ста  и тысячи бусин).

Материалы для развития речи: металлические фигуры-вкладыши; буквы из шершавой бумаги; подвижный алфавит.

Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. Только в Голландии, где действует центр подготовки педагогов  по системе Монтессори, их более двухсот. В США и Европе работают специальные фабрики, выпускающие специальные дидактические материалы. С 1929 г. активно действует, имеющая филиалы в Германии, Швеции, Дании и других странах, «Международная Монтессори – ассоциация». В Москве  в 1992 г. был создан Московский центр Монтессори. Появляется опыт включения элементов педагогики Монтессори  в сферу специального образования России (в таких городах, как Дубна, Красноярск, Саранск и др.) [4].

Согласно проведенным исследованиям зарубежных и российских ученых, дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в условиях Монтессори-педагогики, значительно опережают в интеллектуальном отношении контрольные классы и группы. Учащиеся демонстрируют достаточно высокий для детей с нарушением интеллекта уровень концентрации внимания, они весьма активны, чувствуют себя уверенными в собственном успехе, у них редко наблюдается стремление уходить от социальных и образовательных затруднений [10].

	Все это позволяет говорить о том, что резервы специальной педагогики в сфере помощи детям с особыми образовательными потребностями не исчерпаны. [Селиванова Ю.В. Использование Монтессори-матеериалов в практике работы коррекционной школы 8 вида] 

Приведем примеры некоторых упражнений с Монтессори-материалами 

УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЖИЗНИ: переливание воды, рамки с застежками, чистка металла, уход за срезанными живыми цветами, ходьба по линии, упражнения в тишине, упражнения, имеющие отношение к социальной жизни.   

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ: материалы для различения размеров (розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цилиндрами-вкладышами, цветные цилиндры); материалы для различения цвета (цветные таблички); материалы для различения формы: (геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники, геометрические тела); материалы для различения структуры поверхностей и материалов: (клавишная доска (шероховатый - гладкий), доска для ощупывания (крупный - мелкий), ящик с кусочками тканей); материалы для различения веса (тяжелые таблички); материалы для различения шумов и звуков (шумящие коробки, звоночки); материалы для различения запахов (коробочки с запахами); материалы для различения вкусовых качеств (вкусовые банки); материалы для восприятия температурных различий (теплые кувшины).  

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: введение в мир чисел от 0 до 10 (числовые штанги с табличками чисел, цифры из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки); введение в десятичную систему (золотой материал из бусин, числовой материал, комбинации Золотого материала из бусин с числовым   материалом); переход от статической к динамической части освоения  десятичной системы — игра с заменой; введение понятия числа (башня из разноцветных бусин); понятие о числах от 11 до 19 (бусины и двойные доски: ящик 1. Понятие о числах от 11 до 99. Бусины и двойные доски, ящик 2. Цепочки из бусин — линейные числа, короткие цепочки, цепочка из ста бусин, цепочка из тысячи бусин).   

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: металлические фигуры-вкладыши, буквы из шершавой бумаги, подвижный алфавит.   

 Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к познанию мира. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. 






2.1. Построение урока в системе Монтессори

Показ ребенку нового материала называется презентацией и является основным уроком. Цель этого урока - не только познакомить ребенка с основными качествами и использованием материала, но и дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии. Учитель использует этот урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего практикования различных к нему подходов. В этом смысле “урок соотносителен с экспериментом”. Чтобы выбрать правильный момент для такого урока, необходимы чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. “При выполнении такой деликатной задачи, — отмечала М.Монтессори, — требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель — не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами”[ Монтессори М. О принципах моей школы. М.,1999.].

Урок должен даваться исключительно на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю или присматриваться к тому, что он делает, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют “весьма второстепенное значение и почти совсем упразднены”.

Основной урок можно определить как “определенное впечатление от контакта с окружающим внешним миром; именно четкий, научный и предопределенный характер этого контакта отличает его от массы неопределенных контактов, в которые ребенок постоянно вступает в своей окружающей среде” (М. Монтессори). Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее, путем добросовестной практики, определить точный способ презентации упражнения.

Ребенок откликнется на точность этой презентации, т.к. она удовлетворяет его внутренней потребности. М. Монтессори обнаружила, что точность очень привлекает ребенка, именно она удерживает его в работе. Из этого делается вывод, что привлекательность манипуляций имеет для ребенка подсознательную цель: "Ребенок обладает инстинктом - координировать свой движения и контролировать их”.

В дополнение к точности и упорядоченности М.Монтессори определила требования к уроку: 

- простота (“ничего, кроме безусловной истины”);

- краткость (“веди счет словам своим”); 

- объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой”).

Длительность презентации урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут.

    Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу, установить личностный контакт с ребенком. На коврике (или на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока” (М.Монтессори). Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано, если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Чтобы не задевалась свобода ребенка, необходимо соблюдать следующие условия: нельзя заставлять ребенка выполнять показанное упражнение; если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. “Настаивая на том, - отмечала М. Монтессори, - чтобы ребенок повторил упражнение или, заставляя его чувствовать, что он сделал ошибку или чего-то не понял, мы, таким образом, изменяем его естественное состояние, которое надо было использовать в психологических наблюдениях”. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который включает также свободу и самостоятельность ребенка. Особенно привлекательным кажется один из важнейших принципов педагогики Монтессори “помоги мне это сделать самому”, который свидетельствует именно о том, что учитель или другой взрослый не учит ребенка, а помогает ему осваивать окружающий мир. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент.

Узнать, как правильно использовать материал, — по мнению М. Монтессори, — только начало его полезности для ребенка. Настоящий рост ребенка, проявляющийся в развитии его психической природы, происходит в процессе повторения этого использования. Этот процесс происходит в том случае, если ребенок понял идею упражнения, и эта идея соответствует его внутренней потребности. Именно повторения упражнения ожидает учитель. Когда этот феномен происходит, учитель знает, что он уже помог тому, чтобы внутренние потребности ребенка нашли в окружающей среде помощь для дальнейшего развития, и теперь можно самому ребенку предоставить его обучение.

После периода повторения упражнения в его первоначальной форме возникает еще один феномен — ребенок начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде. Этот “взрыв” творческой активности становится возможным благодаря внутреннему развитию ребенка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Так как ребенок не знает, что многие из его открытий в отношении материалов были уже сделаны раньше другими, эти открытия по-особому принадлежат ему, давая волнующее ощущение открытия нового для него.

Поскольку детям первоначально показывают способ использования материала так, чтобы они могли развивать с ним какие-то знания и умения, многие люди не осознают потенциала материала Монтессори для развития детского творчества. Они представляют себе, что дети проделывают цепь одних и тех же механических действий с материалом - постоянно продолжающееся повторение того, что им показали и которое не ведет к новой деятельности. Джон Дьюи видел метод Монтессори именно таким образом, утверждая, что Монтессори достигла в своих школах физической, но не интеллектуальной свободы: “У Монтессори нет свободы, позволяющей ребенку творить. Ребенок свободен в выборе материала, который будет использовать, но он никогда не выбирает цель, никогда не связывает материал со своими собственными планами, так как материал сводится к определенному количеству предметов, с которыми надо обращаться определенным образом”. Можно согласиться с Дьюи, но следует отметить, что такая позиция может возникнуть у педагога, который не обучен специально методике работы с Монтессо-ри-материалом. Эта ошибка сегодня возникает у большинства практиков, которые пытаются применить этот метод без должной подготовки.

Одну из причин ограниченного взгляда на материалы М.Монтессори видела в том, что воспитатели и родители обычно не наблюдают, как маленькие дети свободно работают с истинно творческими материалами. Большинство игрушек и материалов, которые дают ребенку, так ограничены в своих целях и дизайне, что ему приходится предпринимать попытки сделать из них что-то другое; он не нуждается в презентации таких материалов, т.к. в них практически нечего представлять, в них нет ничего для "открытий" ребенка. В своем стремлении найти в них что-то ценное для себя, ребенок разбирает их на части и из-за непрочной конструкции неумышленно ломает их. Материалы Монтессори, наоборот, исключительны по тщательности разработки и уникальны по спланированности на определенную цель. То, что эти материалы продолжают интересовать детей и оказывать воздействие на их внутреннее развитие уже почти столетие, является достаточным подтверждением их творческих возможностей. Конечно, и с Монтессори-материалами учитель может лишить ребенка права самому делать открытия, если покажет ему больше, чем просто основную идею и, таким образом, лишит его радости творчества.

По данным наблюдений за работой начинающих Монтессори-учителей, опасность таких ошибок достаточно высока: пленяясь точностью методических разработок, педагог боится отступить от них.

После того, как учитель убедился, что идея ребенком усвоена, он представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков — “уроков номенклатуры” (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней и носит название трехступенчатый урок:

1) ассоциация сенсорного восприятия с названием (установление педагогом связи между предметом или признаком и названием). “Это...”, - называет педагог;

2) распознавание предмета или признака, который соответствует названию. Педагог дает ребенку поручение: “Дай, положи, принеси...”.;

3)  запоминание слова, соответствующего предмету или признаку Педагог показывает предмет и спрашивает о его названии. “Что это?  Или: “Какой он?”. Ребенок называет.

 	После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей его среде он находит предметы, которые соответствуют его новым знаниям.






ГЛАВА 2. 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ



2.1.  Психолого-педагогическая  характеристика умственно отсталых младших школьников



Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень дефекта, его структура, тем.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44