- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Применение групповой формы работы на среднем этапе обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001820 |
Тема: | Применение групповой формы работы на среднем этапе обучения |
Содержание
Аннотация СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ……………………………………………….. 5 1.1 Понятие группового метода обучения, история возникновения…….. 1.2 Психологическое и педагогическое обоснование применения метода... 1.3 Разновидности групповой работы. Учет возрастных особенностей при выборе формы групповой работы…………………………………………… 1.4 Принципы формирования групп и их работы…………………………... ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 2.1 Применение групповой формы работы на среднем этапе обучения…………………………………………………………………. 2.2 Пути повышения эффективности обучения на среднем этапе………… 2.3 Фрагменты уроков с использованием групповой формы работы…… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 60 ВВЕДЕНИЕ Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в формировании коммуникативной компетенции, и групповая форма работы является одним из наиболее эффективных средств ее формирования. Также групповая работа способствует развитию всех четырех видов деятельности, повышает количество устной практики, сглаживает один из недостатков классно-урочной системы – невозможность дать каждому ученики достаточное количество практики. Помимо этого групповая форма работы вносит разнообразие в ход урока и способствует мотивации. Актуальность работы заключается в поиске новых средств обучения, которые отвечали бы потребностям современного общества, формировали бы необходимые личностные качества, компенсировали недостатки классно-урочной системы. Также актуальность представляется нам в необходимости дополнения классно-урочной системы новыми методами работы, которые смогли бы повысить эффективность работы и отвечали бы специфике предмета иностранный язык, которая заключается в сочетании теоретического и практического аспектов языка. В иностранном языке нужно уделять внимание практической стороне, для чего необходима практика каждому ученику, групповая форма работы увеличивает время говорения каждого ученика на уроке. Она также реализует индивидуальный поход. Целью данной работы является Объектом исследования является групповая форма работы. Предметом исследования являются методы и приемы, с помощью которых осуществляется групповая деятельность на уроке. Новизна дипломной работы состоит в том, что ранее В работе сосредоточено внимание на принципах формирования групп и их разновидностях, применении групповой формы работы на уроках иностранного языка. В процессе работы необходимо решить следующие задачи: 1) изучить и обобщить имеющиеся в методике преподавания иностранного языка исследования и достижения по данной проблеме, а также опыт учителей; 2) изучить историю возникновения данной проблемы; 3) определить принципы формирования групп; 4) изучить особенности применения групповой работы на младшем и старшем этапах; 5) найти оптимальные приемы использования групповой формы работы на уроке; Практическая ценность работы заключается в том, что данная работа содержит информацию практического плана по применению групповой работы на среднем и старшем этапе, а также разновидности групповой формы работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе анализируются особенности групповой формы работы, понятие групповой работы и группы. Также в ней описывается история возникновения проблемы и ее развитие. Делается акцент на психологической и педагогической целесообразности ее использования, ее разновидностях и принципах формирования групп. Во второй главе описываются особенности применения групповой работы на старшем и среднем этапе на основе производственной (педагогической) практики, разрабатываются фрагменты уроков с использованием групповой формы работы. ГЛАВА 1. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 1.1 Понятие группового метода обучения, история возникновения Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения. В книге «Сотрудничество в обучении» В.И. Дьяченко пишет что, групповой способ обучения возник в 15-16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям зарождающегося буржуазного общества. Индивидуальный способ обучения потерял свою эффективность в связи с ростом групп. В.И. Дьяченко пишет, что групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Однако следует отличать групповую форму обучения от группового способа бучения. Групповая форма организации обучения – это часть группового способа обучения, наряду с индивидуальной и фронтальной работой, которые вместе составляют целостное единство[3,с.102]. Форму обучения в 16в. П.И. Пидкасистый называет индивидуально-групповой, в конце 16–17 вв. возникает коллективная форма обучения, т. е. классно-урочная система, которая в той или иной степени включает в себя индивидуальную и групповую работу. Однако классно-урочная система имеет свои недостатки, в связи с этим в истории педагогики встречаются различные попытки разнообразить ее. Так Ллойд Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой[12,с.315]. Вначале 20 в ученые США Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитее этой технологии продолжила Е.С Полат. На настоящее время форма организации обучения приобретает все большую значимость в поиске путей повышения эффективности работы учащихся. Современное общество ставит все более высокие требования к выпускникам школы. В связи с этим, в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Для развития требуемых сегодня навыков и умений учащихся многие методисты обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки [3,с. 104]. Педагогический словарь дает следующее определение групповому обучению и групповой форме работы: Групповое обучение - вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения [27]. Групповая работа на уроке - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога [26]. Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа – это определенное количество учащихся – 3-5человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру»[10,c.153]. Л.В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «…такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания»[20]. Во всех вышеуказанных определениях говорится о том, что создаются небольшие группы учащихся, объединенные для выполнения общего задания. Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует различие. Форма обучения образуется видом общения. А организационные формы обучения, в свою очередь, определяют способ обучения. 1.2 Психологическое и педагогическое обоснование применения метода В современной педагогике развивающее обучение является одним из приоритетных. Групповая деятельность школьников является одним их эффективных путей его реализации, поскольку учебная деятельность коллективная по своей природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений, общения. Благодаря этому она наиболее приближена к условиям реального общения. Помимо этого, психологи доказали что совместная деятельность в коллективе самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение. Психологические исследования ученых Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова, В. В Рубцова и других показали эффективность использования групповой формы организации работы на уроке. Поскольку, таким образом, ученик становится субъектом деятельности, он является активным инициатором, а не просто пассивным исполнителем, он вовлечен в реальную, близкую к жизненной ситуацию и дискуссию[22]. Многоканальное общение, в котором проходит работа в группе представляет собой обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей»[31]. Групповые методы могут помочь студентам развить множество навыков, которые становятся все более важными в профессиональном мире. Более того, положительный групповой опыт показал, что он способствует учебе, удержанию и общему успеху в колледже. Правильно структурированные групповые формы работ могут укрепить навыки, которые имеют отношение, как к групповой, так и к индивидуальной работе, включая способность: 1) Деление сложных заданий на несколько простых частей 2) Планирование и управление временем 3) Понимание путем обсуждения и объяснения 4) Отдача и получение ответной реакции от выполнения заданий 5) Труднорешаемые задачи 6) Развитие навыков общения. Групповые проекты также помогают учащимся развивать навыки, характерные для совместных усилий, позволяя студентам: 1) Решать более сложные проблемы, чем они могли бы сами по себе. 2) Делегировать роли и обязанности. 3) Разделять разные точки зрения. 4) Знания и навыки работы в бассейне. 5) Держите друг друга (и держитесь) подотчетными. 6) Получать социальную поддержку и поощрение на риск. 7) Разработка новых подходов к решению разногласий. 8) Установить общую идентификацию с другими членами группы. 9) Найти эффективных сверстников для подражания. Несмотря на то, что потенциальные выгоды от обучения в групповой работе значительны, простое назначение групповой работы не гарантирует, что эти цели будут достигнуты. Фактически, групповые проекты могут - и часто делают - плохо реагировать, когда они не разрабатываются, не контролируются и не оцениваются, таким образом, который способствует конструктивной совместной работе и глубокому сотрудничеству. Факультет может часто ставить более сложные, подлинные проблемы группам студентов, чем им самим. Групповая работа также вносит больше непредсказуемости в преподавании, поскольку группы могут подходить к задачам и решать проблемы новыми, интересными способами. Это может быть освежающим для инструкторов. Кроме того, групповые назначения могут быть полезны, когда существует ограниченное количество жизнеспособных тем проекта для распространения среди учащихся. И они могут сократить количество инструкторов конечных продуктов, которые должны оценивать. Какими бы ни были преимущества с точки зрения преподавания, инструкторы должны заботиться только о том, чтобы назначать в качестве задач групповой работы, которые действительно соответствуют учебным целям курса и поддаются сотрудничеству. Инструкторы также должны знать, что групповые проекты могут добавлять работу для преподавателей в разные моменты семестра и вводить собственные сложности оценки. Наиболее полный набор признаков, свойственных коллективной учебной деятельности, был дан С.С. Куклининой. Она называет следующие признаки: «Отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимная поддержка и в тоже время требовательность друг к другу, умение критически и строго относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы, а также проявлять заинтересованность в ее результатах». В своей статье С.С. Куклинина выделяет три звена учебных действий по достижению общей цели: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и взаимоконтроль за выполнением действий предыдущего этапа и оценку результатов совместного решения учебной задачи, а также вклад каждого школьника в успех или неудачу общей работы. Перечисленные во втором и третьем звеньях действия вместе с указанными выше признаками делают учебную деятельность коллективной, именно они должны моделироваться при ее использовании в учебном процессе. По мнению М. В. Винградовой и И. Б. Первина, приведенному в статье С.С. Куклиной, групповая форма учебной деятельности наиболее полно реализует вышеуказанные признаки[6, с. 13]. Известно, что мыслительный процесс начинается там, где возникает проблема, требующая решения. Следует отметить, что основная цель использования групповой работы – развитие мышления, формирование рефлексии, чему способствует групповая работа, поскольку процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Психологи называют развитие личности основной целью образования. Эффективное развитие личности возможно только через активную деятельность, которая является специфической формой активного отношения к миру[7, с.232]. Многие методисты занимались изучением групповой формы работы как способа повышения эффективности работы на уроке, как одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода. Форма организации работы на уроке всегда волновала педагогов, ведь от их выбора зависит эффективность обучения. Е.И. Пассов также указывает на то, что групповая работа дает очень многое и может быть весьма полезной на уроке иностранного языка: 1. Она развивает способность к общению, особой его форме: групповое общение – одна их самых адекватных форм работы. 2. Укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, т.е. способствует процессу коллектив образования. 3. Учит объективно оценивать не только других, но и самого себя. 4. Обеспечивает обмен знаниями, лучшие условия для развития речевых умений и более быструю помощь, чем при коллективной работе. 5. Способствует росту мотивации к учению. 6. Повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. 7. Разнообразит урок[10,С.155]. Описывая групповой метод работы, П.И Пидксистый говорит: «При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью»[12,с.318]. Сейчас групповая работа на уроке иностранного языка применяется главным образом на заключительных этапах работы над разговорной темой, однако, в течение всего учебного процесса она используется весьма редко. При использовании групповой формы работы учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным материалом в разнообразных ситуациях общения. Также увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. Будучи заинтересованными в общем успехе, ученики поправляют друг друга, исправляют ошибки, даже без специальных указаний. Учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Групповая форма работы также способствует расширению кругозора учеников, поскольку для полноценной работы в группах необходима интеграция различных видов действия, сфер знания. Эффективность обучения касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного[15,с. 27]. На высокой ступени развития групповых умений наблюдается такое явление, как внутригрупповая идентификация, которая является особым характером мотивации поступков, когда ученик относится к другим членам группы как к самому себе. Нормой таких взаимоотношений становятся гуманность и взаимовыручка[21]. Таким образом, групповая форма работы в полной мере отвечает специфике предмета иностранный язык, предоставляя каждому ученику максимум возможности практики речи, не смотря на ограничения во времени в классно-урочной системе. При использовании фронтальных форм работы ученик не получает столько возможностей для устной практики, сколько предоставляет групповая форма, которая дает минимум 15 минут устной практики на каждого ученика при правильной ее организации. 1.3 Разновидности групповой работы Групповая форма работы является весьма интересной, поскольку существует множество способов ее организации. Одной из форм организации групповой работы является обучение в сотрудничестве. Оно было разработано тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета штата Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, университет штата Калифорния, а также группой Шломо Шаран из Телль-Авивского университета, Израиль. Обучение в сотрудничестве нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. Этот метод позволяет всем ученикам понять материал и усвоить знания. Группы формируют из «сильных», «слабых» и средних учеников. Каждый ученик заинтересован в выполнении задания, понимании материла. Поэтому «сильные» объясняют «слабым» материал, и «слабые» ученики, в свою очередь, заинтересованы в его усвоении. Учитель может попросить любого ученика представить результат работы и оценить его ответ. Е.С. Полат пишет, что в мировой педагогике обучение в сотрудничестве рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Уровень знаний учеников повышается, повышается эффективность работы, на каждого ученика выделяется 10-15 минут устной практики[14,с.24]. Существуют различные варианты обучения в сотрудничестве. Один из них это Student Team Learning (STL, обучение в команде). Разработкой этого варианта обучения занимались ученые университета Джона Хопкинса. Он является некой основой и отправной точкой для всех остальных разновидностей обучения в сотрудничестве. Суть метода STL заключается в постановке групповых целей. Он предполагает самостоятельную работу каждого участника группы, которая должна быть совмещена с постоянным взаимодействием между всеми участниками. Особое внимание уделяется успеху всей группы. Учащиеся вместе познают, изучают. Каждый член группы должен овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки. STL сводится к трем принципам: 1) «награды»; 2) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика; 3) каждый ученик имеет равные возможности в достижении успеха[14,c.29].. Суть данного принципа заключается в том, что даже слабый ученик может приносить баллы своей группе и влиять на ее успех путем улучшения своих собственных результатов. Учеными из университета Джона Хопкинса было разработано четыре варианта обучения STL Командно-игровая деятельность - эта форма групповой работы отличается от предыдущей тем, что после групповой работы учитель предлагает не индивидуальное тестирование, а еженедельный соревновательный турнир между командами. Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC) Больше подходит для начальной школы. В группах ученики читают и составляют сочинения[14,c.30]. В 1978г. Элиот Арнсон разработал новый подход в обучении в сотрудничестве, который получил название Jigsaw (ажурная пила). Этот метод часто называют просто «пила», поскольку каждый ученик обладает только частью информации, и учащиеся предают ее друг другу. В 1986 году Р. Славин разработал модификацию этого метода «Пила-2», в котором он предусматривал работу учащихся в группах по 4-5 человек. В этом случае вся группа работает над одним и тем же материалом. Однако, каждый член группы получает одну тему для тщательного изучения. В 1987 году в университете штата Миннесота был разработан еще один вариант метода обучения в сотрудничестве под названием «Учимся вместе». Данный метод разработали Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон. Его суть состоит в том, что учитель разбивает класс на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждой группе дается одно задание, которое является подзаданием большой темы. Суть работы в сотрудничестве состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания. Поэтому проблема мотивации не менее важна, чем способ организации[14,с. 31]. С.С. Куклина в своей статье выделяет ряд разновидностей групповой работы. Структура Same-Different. Учитель ставит перед учениками речевую имитативную ситуацию и произносит предложение. Учитель называет группу, и ученики все вместе отвечают, соответствует ли предложение ситуации. Структура Think-Pair-Square-Share. В данной структуре учитель предлагает ситуацию или речевую задачу трансформационного или репродуктивного характера и произносит предложение. Ученики в группе обсуждают ответ, который обдумывают сначала индивидуально, затем - в парах, а после – в группах. Один ученик озвучивает ответ. Структура Numbered Heads Together. Учитель дает каждому члену группы номер. Затем он называет ситуацию и речевую задачу подстановочного характера и задет вопрос. Члены групп готовят общий ответ. Учитель называет номер группы. Отвечает ученик с соответствующим номером. Структуры Fact or и Guess the Fib. Учитель предлагает речевую задачу подставочного или репродуктивного характера. При решении задачи каждый из членов групп произносит предложение, если оно не соответствует действительности, его повторяют. Структуры Three-Step Interview и Outside-Inside Circle. Учитель дет речевую задачу репродуктивного или трансформационного характера. Данная структура предназначена для отработки вопросов и проводится в форме интервью. Ученики первый и третий берут интервью у второго и четвертого, затем меняются ролями. Образуются новые пары. Структура Outside-Inside Circle. Учитель ставит задачу комбинированного характера, которая предлагает комбинирование раннее отработанного материала с новым. Ученики двух групп образуют два круга (один внутри другого) и поворачиваются лицом друг к другу. Учащиеся задают вопросы, стараясь запомнить ответы, меняются партнерами. Структура Pairs Check. Данную структуру обычно применяют как средство контроля понимания грамматического материала. Учитель знакомит детей с правилом и просит их использовать его при выполнении упражнений. Первый и третий ученики выполняют первое предложение упражнения, второй и четвертый контролируют правильность выполнения. Затем пары меняются местами. Таким образом, группа выполняет упражнение до конца. Вышеуказанные разновидности групповой работы могут использоваться в различном сочетании на разных ступенях обучения[6, с.15]. Организовать групповую работу можно с помощью особой организации деятельности учащихся. Куликова Н.М. в своей статье «Технология организации групповой работы» выделяет следующие виды организации деятельности: Buzz Groups. В малых группах обсуждается проблема в течение нескольких секунд, затем она обсуждается в классе, группа принимает решение. Hearing. Группа «экспертов» обсуждает данную им проблему, в это время другие их внимательно слушают, а затем они сами начинают обсуждение в своей группе по этой же проблеме. Fishbowl. Все участники обсуждения садятся в круг. Несколько учеников садятся в центре круга. Эти ученики заранее подготовили свое мнение о проблеме. Члены внешнего круга, слушают обсуждение учеников внутреннего круга, и вступают в обсуждение. Network. Ученики делятся на группы по 5 -10 человек в каждой. Каждой группе учитель выдает клубок ниток. Во время обсуждения говорящий держит клубок и высказывает свое мнение, затем передает клубок следующему участнику, не отпуская при этом нить. По длине нити можно судить о том, какая группа работала активнее. Star . Несколько малых групп ищут общее решение проблемы. Для этого каждая группа выбирает говорящего, который обсуждает проблему в других группах, затем возвращается в свою группу, где участники ищут общее решение[29]. Одним из видов групповой работы является метод проектов. В образовательной системе он используется c 1920х годов. Проектная методика была предложена американскими педагогами и философами Д. Дьюи, У. Килпатриком и Э. Коллинссом. В 20е годы этим методом, параллельно с американскими учеными, заинтересовались такие советские педагоги как В.В. Игнатов, В.Н Шульнин, С.Т. Шацкий[14,с.73]. В педагогическом словаре дается следующее определение: метод проектов это - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [11,с.211]. Дж. Дьюи, основатель метода, говорит о том, что это должно быть обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами[13,с.3]. Таким образом, проектная методика совмещает в себе теоретические и практические знания из разных отраслей. На современном этапе разработала и применила данную методику в нашей стране Е.С. Полат. Суть данной методики, усовершенствованной Е. С. Полат, заключается в том, что учащимся дается конкретная проблема, решение которой они должны найти, и результат этого решения должен быть оформлен материально, например, в виде презентации, журнала. Проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Количество человек в группе может составлять от 3 до 6 человек. Состав учащихся подбирается в зависимости от целей проекта. Составление проекта в группе является достаточно сложным заданием и требует определенных умений и навыков, которые могут быть развиты во время работы в сотрудничестве. Метод проектов учит применять свои знания, творчески подходить к решению проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, выделять основное, критически мыслить, повышает мотивацию. Конкретно на уроках иностранного языка данный метод способствует интеграции четырех видов речевой деятельности. При обучении иностранному языку метод проектов способствует формированию коммуникативной компетенции, страноведческой и лингвистической компетенции[28,с.4]. Формирование коммуникативной компетенции реализуется также в заключительной речи по защите собственного проекта. Опыт учителей и исследования в данной области показывают, что применение метода на уроках иностранного языка повышает показатели успеваемости, понимания материала, интерес к предмету и эффективность обучения[17]. При этом реализуются принципы индивидуального подхода к обучению. Применение определенного метода работы в группах зависит от возраста учащихся. Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. На начальном этапе целесообразно использовать такие формы групповой работы как ролевая игра и драматизация. Но и к таким формам групповой работы младших школьников нужно основательно подготовить. Ребят нужно научить работать в коллективе, помогать друг другу, а не соперничать. На старшем этапе могут использоваться дискуссионные формы общения, заключающиеся в обсуждении вопросов принятии решений поставленных проблем. Это могут быть дискуссии, дебаты, проекты[18]. 1.4 Принципы формирования групп и их работы Теоретические работы таких психолингвистов и социолингвистов как G. Kaspar, T.B. Carlson, K.L. Allwright, многих методистов, а также анализ практического опыта обучения позволили систематизировать способы и приемы обучения групповому общению на уроках иностранного языка. Организацию группового общения необходимо начинать с формирования речевых групп. Как показали многочисленные исследования психологов, оптимальный состав группы – четыре - пять человек. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться. В зависимости от целей формируется состав, он может быть однородным и разнородным. Состав групп должен быть разнородным, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы[22]. Е.С. Пассов пишет, что для успешной работы речевой группы, прежде всего, нужно подобрать ее состав по следующим критериям: уровень обученности, учебные интересы, вне учебные интересы, вне учебные занятия (общность контекста деятельности), личный опыт, коммуникабельность, число выборов (количество учащихся желающих общаться с данным учеником), умение выполнять соответствующее задание, работоспособность, эмоциональность[10,с.153]. По этим критериям создаются однородные и разнородные группы, в зависимости от задания и целей работы. Состав группы может быть непостоянным, и меняться даже на одном уроке для выполнения разных заданий. Е.С. Пассов говорит что, когда учитель ставит цель помочь слабым учащимся, то он образует разнородные группы, в которые могут входит несколько слабых учеников, чтобы они меньше стеснялись своего незнания. Возможно создание речевых групп на длительное время при условии их удачной работы, создание речевых групп из слабо подготовленных учащихся, чтобы они занимались по своему плану, постепенно выходили на класс с результатами своей работы и таким образом утверждали себя в классе и в собственных глазах. Деятельность группы будет успешна только при оптимальном распределении функций, а это зависит от лидера и консультанта. Лидерство бывает инструментальным (лидер назначен) и экспрессивным. Группа максимально эффективна, когда обе лидерские роли реализуются одним человеком. При назначении лидера необходимо учитывать две функциональные структуры группы. Речевая группа (как ее называл Е. С. Пассов) – это обязательное промежуточное звено между парным и коллективным общением. По сравнению с парным общением здесь требуется больше внимания, и учет стратегии не одного, а нескольких собеседников и учет отношений между ними[10,с.154]. Если учитель планирует организовать одну проблему для обсуждения для всех групп, цель задания можно сообщить после организации групп. Если планируется обсуждать разные проблемы, задания необходимо объявлять до организации групп. Тогда те учащиеся, которых интересует одна тема, будут иметь возможность объединиться. Групповая деятельность учащихся на уроке состоит из следующих этапов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль над выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. В статье Н.М. Куликовой указаны основные 6 способов формирования групп на уроке: * по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы), * по желанию учащихся, по набору лидеров (лидеры выбирают состав своих групп), * по определенному признаку, по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер), * случайным образом (жеребьевка). Помимо распределения учеников по группам необходимо чтобы учитель чётко сформулировал задания для каждой группы, план и этапы работы. Атмосфера в группе должна быть положительной, не должно быть антипатии между участниками группы, групповая работа не должна занимать весь урок [29]. Групповая форма работы на уроке является эффективной, однако, ее необходимо разумно сочетать с индивидуальной и фронтальной формами работы для достижения желаемых результатов. Сочетание этих форм определяется учителем в зависимости от решаемых им задач. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: