VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Прибыль и пути ее распределения на предприятии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007105
Тема: Прибыль и пути ее распределения на предприятии
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

	Факультет бизнеса

	Кафедра экономической теории и прикладной экономики







КУРСОВАЯ РАБОТА



на тему: Прибыль и пути ее распределения на предприятии









Автор работы: Дудко Т.А.

Направление: 38.03.01 Экономика

Группа: ФБЭ-51

Факультет: бизнеса

Руководитель: 	Лаврентьева А.В.

Оценка: ____________, балл ( ____ ), ECTS ____

            «___» ___________ 201__ г.





Новосибирск 

2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….........3

1 Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия...………..…............................................................................................5

 Понятие, сущность и классификация прибыли...........................................5

Механизм формирования, распределения и использования прибыли на   предприятии.......................................................................................................

Методы планирования прибыли......................................................................

 Факторы, влияющие на показатели прибыли................................................

Оценка формирования и распределения прибыли на предприятии ТОО «Егин»...................................................................................................................

      2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия 

ТОО «Егин».........................................................................................................

 Формирование и распределение прибыли на предприятии ТОО «Егин»..............................................................................................................

      2.3 Пути повышения прибыли на предприятии ТОО «Егин»........................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…….......

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																ВВЕДЕНИЕ

																В условиях рыночных отношений основным участником экономической деятельности является предприятие. Прежде чем начать производство продукции, каждое предприятие определяет какую прибыль оно сможет получить. Отсюда прибыль является непосредственной целью производства. Основная задача предприятия это получить больше прибыли при минимальных затратах путем экономного расходования ресурсов и наиболее эффективного их использования. Прибыль является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Одним из самых важных условий получения прибыли в требуемом размере для целей расширенного воспроизводства является планирование прибыли. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства. 

																Тема прибыли в современных условиях очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость не только конкретного предприятия, но и страны и общества в целом. 

Целью работы является изучение показателей планирования прибыли предприятия, пути её увеличения, использую финансовую отчетность ТОО "Егин". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-   Раскрыть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике;

-  Рассмотреть виды прибыли, функции, механизм ее формирования и распределения на предприятии;

-  Выявить факторы, влияющие на прибыль предприятия;

-  Проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;

- Выявить основные резервы увеличения прибыли на предприятии. 

Объект исследования – Товарищество с ограниченной ответственностью «Егин».

Предметом исследования является механизм формирования и распределения прибыли предприятия.































1 Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия

1.1 Понятие, сущность и классификация прибыли

В условия рынка функционирование предприятия, независимо от видов его деятельности и форм собственности определяется его способностью приносить прибыль.  

Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой. К.Маркс определил прибыль, как превращенную форму прибавочной стоимости, которая, по своей экономической сущности является результатом присвоения неоплаченного труда наемных рабочих капиталистами. Основоположником рассмотрения прибыли с функциональной точки зрения является американский экономист П.Самуэльсон. Он определял прибыль как "безусловный" доход от факторов производства – труда, земли, капитала и предпринимательской деятельности, как особого фактора; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность в условиях незавершенной конкуренции, для которой характерны риск, неопределенность, банкротство; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию. Доктор экономических наук И.А. Бланк наиболее полно определил сущность прибыли: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Прибыль – это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату за труд и прибыль.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль является показателем эффективности производства. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основной целью деятельности предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического прогресса и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников образования доходной части государственного бюджета. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В-четвертых, прибыль обладает распределительной функцией, которая заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли:

Первый источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать под нее развитие производства. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Второй источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Различают множество видов прибыли. Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли. По достаточности уровня формирования выделяют минимальную, нормальную, максимальную прибыли, которые связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия внешних и внутренних текущих издержек, остается доход, равный минимальной ставке депозитного процента. Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении степени риска в ведении бизнеса. 

По характеру отражения в учете различают прибыль бухгалтерскую и экономическую. Экономическая прибыль  представляет собой разницу между выручкой и суммой как внешних, так и внутренних издержек. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между общей выручкой и внешними издержками, отражаемыми бухгалтерским учетом. Экономическая прибыль предприятия всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек.

1.2 Механизм формирования, распределения и использования прибыли на   предприятии

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации, финансовой деятельности,  доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 

Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

1. прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, спецналога  и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

2. прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, транспортных услуг, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

3. прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, драгоценные металлы), ценные бумаги. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, отражающий прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов.

4. прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

Таким образом, балансовая прибыль () может быть определена по формуле:



где прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

– прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

 – доходы (убытки) от реализации внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

                –

Себестоимость продукции (работ, услуг)













Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

  +

Прибыль от прочей реализации

  +

Внереализационные прибыли, убытки











Балансовая (валовая) прибыль

              –

Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль











Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот

Х

Ставка, %

   =

Сумма налога на прибыль











Балансовая прибыль

                –

Налоги и другие обязательные платежи











Накопление



Чистая прибыль



Потребление



Рисунок 1 – Механизм формирования и распределения прибыли

Из рисунка 1 следует, что валовая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и себестоимостью проданной продукции, работ и услуг. Валовая прибыль – часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Налогооблагаемая прибыль – это прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам, рассчитывается как балансовая прибыль за вычетом отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством. Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и  импорт. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, на производственное, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям. Остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим удовлетворение потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Распределение оставшейся части прибыли находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
• прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
• прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
• величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; 

• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива. Фонд накопления – формирование средств для производственного развития предприятия, технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новой продукции и иных аналогичных целей, предусмотренных учредительными документами предприятия.  Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Фонд потребления – средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи. Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов. 

Схема распределения чистой прибыли предприятия:

                                                                              (1)

где ЧП – чистая прибыль; РФ – резервный фонд; ФН – фонд накопления; ФП – фонд потребления.

Существует также и второй подход в распределении прибыли предприятия, когда остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При различных подходах предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

При рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

1.3 Методы планирование прибыли

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому планирование прибыли является одним из важных методов оценки эффективности работы предприятия. Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:



где П – плановая прибыль;

О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле:



– планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

– полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода () и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода () без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (). 



Этот метод целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Разновидностью метода прямого счета является метод по-ассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. Метод по-ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При этом методе прибыль определяется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

В методе совмещенного расчета применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.

1.4 Факторы, влияющие на показатели прибыли

Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:

- внешние

- внутренние

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:

- внепроизводственные

- производственные (экстенсивные и интенсивные)

Факторы, влияющие на величину прибыли



Внутренние

Внешние



Производственные

Внепроизводственные



Экстенсивные

Интенсивные



Рис. 1— Классификация  факторов, влияющих на величину прибыли

Внешние факторы – это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.

Производственные факторы – это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.

Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.



Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

Экономическая прибыль- важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых менеджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят

• оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

• изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

• выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

• анализ показателей рентабельности;

• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Хорошие аналитические возможности заключены в таблице, составленной по данным о величине балансовой прибыли, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных операций) за ряд лет.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.[20].

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования.

В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

• часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

• остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

• часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

• продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть нес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44