VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Президент российской федерации (конституционно-правовой статус)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009598
Тема: Президент российской федерации (конституционно-правовой статус)
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Межрегиональный юридический институт



Курсовая работа
Учебная дисциплина ? Конституционное право

Президент российской федерации (конституционно-правовой статус)



Выполнила: студентка 105 группы   1 курса очной формы обучения направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция со сроком обучения 3 года 
Тарасенко Любовь Олеговна

Проверил: 





Саратов-2017





     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

Глава 1. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
§1.  Становление и развитие института Президента в Российской Федерации.……………………………………………………………….…....4
§2. Характеристика конституционно-правового статуса органа власти.……………………………………………………………………….....7
§3.      Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации………………………………………………………

Глава 2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ
§1.      Порядок избрания Президента РФ ………………………………......8
§2. Классификация и характеристика полномочий Президента РФ....……………………………………………………………………….…12
§3.     Ответственность Президента………………………………………..22

Глава 3. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ
  §1.     Юридическая сила актов Президента РФ……………………….22
  §2.     Указы Президента РФ…………………………………………………
  §3.     Распоряжения Президента РФ…………………………………
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………16



Введение

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.
    
    Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации пока не обладает достаточным уровнем развернутости, глубины, упорядоченности. Оно во многом проблемно. Нормы, составляющие институт президентуры, содержатся во множестве различных правовых актов, слабо систематизированы.
    
    Сохранение недостатков названного регулирования определяется, наряду с другими причинами, недостаточной научной проработанностью вопросов о месте, роли Президента в системе власти в Российской Федерации, природе и элементном составе его статуса. Требуют дальнейшей проработки вопросы о значении и содержании конституционных норм, посвященных Президенту РФ, составе и содержании конституционно-правого статуса Президента, направлениях его внутренней систематизации.
    
    Главной целью данной курсовой работы является комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала природы и содержания конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, выявление практических проблем, связанных с реализацией норм посвященных Президенту Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию правового закрепления статуса Президента Российской Федерации.
    
    Достижение главной цели настоящей курсовой работы реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:
    
    1) Обобщение и анализ накопленных научных и практических знаний о статусе Президента Российской Федерации, определение элементного состава статуса Президента Российской Федерации.
    
    2) Раскрытие конституционно-правового статуса Президента РФ через его компетенцию, включающую функции и полномочия Президента. Системное представление компетенции Президента Российской Федерации.
    
    3) Анализ основных источников, содержащих нормы института российской президентуры.
    
    4) Выявление и определение групп материальных и процессуальных норм, входящих в структуру российской президентуры.
    
    Нормативно-правовая база курсовой работы включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Конституционного Суда Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
    
    Курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
    
    §1.  Становление и развитие института Президента в Российской Федерации
    Термин «президент» происходит от латинского языка и означает председатель, старший член совещательного места. Президентство - это должность, звание, председательство1. Само же понятие «президент» в литературе трактуется как выборный глава государства2, а институт Президента - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.
    
    Несмотря на значительный опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности института Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует специального административно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации с мая 1991 года), особенность состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. В силу этого Конституция РФ наделила Президента чрезмерно широким объемом властных полномочий, отразив существовавшее на момент ее принятия соотношение политических сил, перевес сторонников радикальных реформ3. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе истории рассматриваемого государственно-правового явления.
    
    До февраля 1917 года российское государство представляло собой монархию, власть которого (монарха) закреплялась в законодательстве. Так, «Толкование» к артикулу 20-му Воинского устава 1716 года устанавливало: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»4.
    
    Вместе с тем следует отметить, что в монархической России предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста Президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России. К такого рода проектам относится, например, проект Конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным5. Процедура введения поста Президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта Конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 году. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть, до установления основных законов, возлагалась на временного Президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского Президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры6. Идею введения республиканской формы правления и учреждения поста Президента в России выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти Президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, Конституции7.
    
    Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и к Президенту в частности было в годы советской власти.
    
    Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах, о чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 года, Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов. В научной литературе институт главы государства, Президента довольно часто трактовался как чисто буржуазный институт, служащий интересам подавления буржуазией трудящихся8.
    
    Во-вторых, вопрос об учреждении поста Президента возникал в реальной жизни российского государства неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 года. Одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что в государстве не должно быть единоличного Президента. Он отметил, что Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету9. Вопрос о введении в СССР института Президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но так и не был реализован10. В целом следует констатировать, что институт Президента был органически чужд советской системе. «С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента»11. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост Президента страны12.
    
    Новый подход к данной проблеме наблюдался в последнее пятнадцатилетие ХХ столетия, в период, так называемой, перестройки. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста Президента.
    
    В Российской Федерации главой исполнительной власти, по замыслу авторов проекта Конституции, должен был быть Президент, избираемый прямыми всеобщими выборами, а так же Правительство, ответственное перед Парламентом13. В необходимости учреждения поста Президента Российской Федерации, избираемого демократическим путем, у авторов первого проекта Конституции России сомнений не было. Спор шел вокруг двух точек зрения, связанных с определением статуса Президента: суть первой сводилась к идее сильного Парламента и недопущению чрезмерного усиления исполнительной власти, возглавляемой Президентом.
    
    Согласно второй точке зрения, Президент, избираемый всенародно и наделяемый «весомыми полномочиями», соседствует с Правительством, формируемым на основе парламентского большинства. Сторонники этой позиции особо оговаривали, что для России неприемлема североамериканская модель президентуры, ибо она, с характерным для нее сильным Президентом, содержит элементы нестабильности и, в конечном итоге, способна привести к конституционному кризису или может периодически их вызывать14.
    
    Верховный Совет Российской Федерации для учреждения поста Президента России пошел по другому, более демократическому пути в отличие от избрания Президента высшим законодательным органом страны.
    
    На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 года. III Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР»15. Согласно измененной Конституции (статья 127), главой Советского государства становился Президент СССР. Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков подряд. Конституция СССР предусмотрела выборы Президента СССР гражданами, то есть прямые выборы. Однако, избрание первого Президента СССР (оказавшегося и последним) в соответствии с Законом от 14 марта 1990 года произошло на Съезде народных депутатов СССР.
    
    Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде: «Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества»16. Позднее институт Президента был введен в ряде бывших союзных республик, например, в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов17. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 года. Его подписание было намечено на конец августа 1991 года. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.
    
    Соответствующие процессы были характерны и для РСФСР. Следует заметить, что на официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста Президента в России18. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Пост Президента РСФСР был учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 года. В этот день советские граждане участвовали в референдуме СССР и определяли, быть ли Союзу ССР и дальше. В дополнение к этому граждане РСФСР отвечали на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» По этому вопросу проголосовали 75,42 % избирателей, внесенных в списки. За введение поста Президента РСФСР высказались 69,85 % избирателей, или 53 385 275 человек, против - 27,89 %, или 21 406 152 человек. IV Съезд народных депутатов РСФСР утвердил ранее принятые законы РСФСР «О Президенте РСФСР»19, «О выборах Президента РСФСР»20 и внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР. 12 июня 1991 года был избран первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом государства и главой исполнительной власти в РСФСР.
    
    Суть изменений состояла во введении принципа разделения властей с созданием независимых между собой исполнительной и судебной ветвей власти. Новый Президент, срок полномочий которого не должен был превышать двух следующих подряд пятилетних мандатов (легислатур), занимая свой пост, не должен был быть ни депутатом, ни членом какой-либо политической партии. По крайней мере, один раз в год он должен был отчитываться перед Съездом народных депутатов СССР. Президент обладал правом издавать обязательные для исполнения указы и отменять решения исполнительных органов в случае их противоречия Конституции или российским законам. Съезд народных депутатов и Верховный Совет имели право своими решениями отменять указы Президента, однако, эта процедура не была установлена. Также Съезд народных депутатов был наделен правом проводить процедуру отрешения Президента от должности, что обеспечивалось квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов, а голосование назначалось по решению Конституционного Суда, которое, в свою очередь, выносилось по обращению самого Съезда, Верховного Совета или одной из его палат21. Таким образом, широкие полномочия Президента были введены в рамки закона, которые включали в себя и немало источников для потенциальных конфликтов.
    
    В итоге, в России сложился институт Президента, напоминающий американскую модель исполнительной власти22.
    
    Представляется необходимым остановиться на причинах введения поста Президента СССР. Во-первых, демократизация процессов руководства страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.
    
    Таким образом, президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.
    
    Изложенные причины введения поста Президента понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчеркивать, что это способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, что ни о каком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идет.
    
    Таким образом, в указанный период модель президентства в стране развивалась и ясности, какой она в результате всех преобразований должна стать, еще не было. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста, также не было. Пожалуй, очевидно, было лишь одно: Президент нужен России - как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время, - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов23.
    
    Однако на счет вопроса о том какую модель президентства выбрать имелось несколько вариантов.
    
    Во-первых, Президент - глава государства с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и так далее. Почти всю серьезную работу по управлению страной выполняет премьер-министр. Из-за этого варианта не имело смысла вообще затевать в Российской Федерации введение поста Президента. Ведь речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить Президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов.
    
    Во-вторых, Президент - глава, правитель страны, который сам все делает либо предопределяет.
    
    В-третьих, Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Эта модель сильно ориентировала бы Президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти. Использование второй модели при учреждении поста Президента было малореальным, поскольку существовала сильная боязнь авторитарности этой должности, что вообще могло похоронить идею президентства. Ввести такую модель было бы возможно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего Президента. По тем же соображениям сложно было использовать и третью модель.
    
    В-четвертых, Президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентировала Президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели существуют разные проявления: Президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; Президент - официально является главой правительства; Президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом; Президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и так далее. Объективно оставался только этот вариант, который и был отражен в нормативных актах РСФСР.
    
    Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента24.
    
    Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы государственной власти в Российской Федерации.
    
     § 2. Характеристика конституционно-правового статуса органа власти
     Категория «статус» является одной из основополагающих в правоведении. Статус определяется как правовое положение25, совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации26. В теории права принято различать социальный статус и статус правовой, то есть юридический. Правовой статус зачастую рассматривают как вид социального статуса, что вполне справедливо. Статус также исследуется в качестве категории сознания, социальной возможности, деятельности и социального результата27. Под правовым статусом понимают систему прав, обязанностей и законных интересов, не только закрепленных правовыми нормами, но и гарантированных государством.
     Наряду с правовым статусом как положением субъекта в праве вообще, выделяют отраслевой статус как положение субъекта, урегулированное нормами конкретной отрасли права. Например, гражданско-правовой статус, уголовно-правовой статус, конституционно-правовой и так далее.
     Стоит отметить особенность конституционно-правового статуса по сравнению с другими отраслевыми статусами. Конституционно-правовой статус является нормативной и теоретической основой для конструкции общего юридического статуса, что выявляет его универсальность. 
     Необходимо обратить внимание на различие конституционного и конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус - более широкое понятие, это положение субъекта, урегулированное не только нормами конституции, но и других источников конституционного права. С другой стороны, конституционно-правовой статус субъектов в большинстве случаев выступает ядром их правового статуса, задаваемого нормами разных отраслей права. 
     В данной работе представляет интерес конституционно-правовой статус как положение субъекта, урегулированное нормами конституционного права28. 
      Конституционно-правовой статус можно разделить на несколько видов. Во-первых, нормативный конституционно-правовой статус, содержание которого складывается из конституционно-правовых норм, включающих нормы Конституции и других нормативных актов - источников конституционного права. Во-вторых, фактический конституционно-правовой статус, то есть реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях. В-третьих, в науке конституционного права статус - это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений. Этот вид конституционно-правового статуса можно назвать доктринальным29. 
     Доктринальный конституционно-правовой статус строится с использованием метода моделирования и включает программные положения и научный прогноз, связанный с обоснованием дальнейшего развития и совершенствования30. 
     Признаками нормативного конституционно-правового статуса являются: 1. Устойчивость, что является следствием формализации в виде совокупности конституционно-правовых норм. 2. Относительное постоянство, которое обеспечивается в рамках обретенной нормативной формы. Эти два качества придают конституционно-правовому статусу статичность. 3. Внутренняя согласованность проявляется во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов конституционно-правового статуса. 4. Системообразующая значимость обращает конституционно-правовой статус вовне, обусловливая связи статусов рассматриваемого уровня, но различных субъектов конституционно-правовых отношений31.
     По поводу структуры статуса в научной литературе высказано довольно много точек зрения. Одни авторы относят к конституционно-правовому статусу только права, обязанности, компетенцию. Иные элементы, по их мнению, только дополняют характеристику статуса, но не включаются в него в качестве структурных компонентов, то есть только обслуживают его. 
     При другом подходе - структурное усложнение и содержательное расширение статуса осуществляются за счет включения в него иных элементов, различающихся в зависимости от вида субъекта, правовое положение (статус) которого определяется.
     Также, согласно ряду источников основу правового статуса органа государства «составляют нормы права, определяющие цели, задачи, функции и полномочия этого органа, а также положение, которое он занимает в государстве и обществе, среди других органов»32. 
     К внестатусным, но необходимо сопровождающим статус, элементам относятся требования к субъекту, обретающему соответствующий статус (условия праводееспособности); основания и порядок обретения и утраты статуса. 
     Особо оценим подход ученых, включающих в статус Президента временное исполнение его обязанностей иными лицами33. 
     Но все же думается, что указанное исполнение полномочий не входит в статус Президента, поскольку имеет прямое отношение к статусу другого лица - временно исполняющего обязанности Президента. Однако упомянутый выше подход заставляет видеть сложное соотношение статуса разных субъектов права. Очевидно, что статус временно исполняющего обязанности Президента жестко привязан к статусу самого Президента, «выстроен» как его значительно усеченная копия, возникает на основе статуса Президента. 
    В данной работе конституционно-правовой статус органа государственной власти будет рассматриваться с точки зрения социального назначения органа, выраженного в его задачах, а также компетенции, включающей функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения, порядка формирования, порядка его работы и ответственности34.
    
     § 3. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации
     Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле и означает главу государства35. 
     При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Однако общей закономерностью всех государств с республиканской формой правления, в том числе и России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны.
     Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти. Правовое положение главы государства, при всех формах правления, характеризуется, прежде всего тем, что он является первым среди государственных должностных лиц.
     Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. 
     Характеристика Президента Российской Федерации как «главы государства» очерчивает наиболее общую функцию Президента, выводит его за пределы традиционной триады ветвей власти, одновременно предполагая закрепление за ним полномочий в сферах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. 
     Современное законодательство определяет статус Президента Российской Федерации в тесной связке с системой разделения властей36. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.
     Согласно действующему законодательству Президент оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Этот важный аспект в характеристике статуса Президента, отражается, частности, и в том особом месте, которое занимает в Конституции РФ глава о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти РФ. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти. Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. 
     Но изменение конституционной формулы, по сравнению с прежней, не означает ограничения полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой ветви власти. Тем не менее, употребление термина «президентская власть» может означать только «особый» статус Президента в системе трех ветвей власти, наличие у него некоторых собственных полномочий и их комплексный характер по взаимодействию с другими ветвями власти, но, более всего, с исполнительной.
     В этой связи заслуживает внимания депутатский запрос по поводу государственно-правового статуса института Президента Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы просили Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статье 80 Конституции по следующим позициям: что следует понимать под термином «гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», и какое юридическое значение имеет этот термин; что означает и какими статьями Конституции регулируется порядок, посредством которого Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; вправе ли Президент вмешиваться в сферу компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, и дают ли положения этой же статьи право Президенту выходить за рамки полномочий, указанных в статьях 83 - 90, 107, 109, 114, 115, 117 Конституции Российской Федерации.
     Представляют интерес решения Конституционного Суда, принятые в связи с этим. Так, по делу о проверке конституционности ряда постановлений он дал два принципиальных толкования сферы и пределов полномочий Президента, реализуемых в установленном Конституцией порядке37. Для случаев, когда этот порядок Конституцией не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции, их общие рамки определяются, как считает Конституционный Суд, принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и положением статьи 90 Конституции РФ о том, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
     Другой важный вывод связан с пробелами, противоречиями и устаревшими положениями в действующем законодательстве. Конституционный Суд подчеркнул, что такое состояние законодательства существенно увеличивает значимость прямого применения конституционных норм. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный Суд, высказываясь за приоритет законодательного урегулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, не исключил использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда федеральный закон «молчит»38.
     Обращает на себя внимание и другой спорный момент в понимании принципа разделения властей. Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти (статья 10) не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения власти в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция, наряду с тремя ветвями власти, содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал как бы над ветвями власти и получил бы возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.
     Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. 
    Сильная президентская власть никак не подрывает демократически характер правового государства — напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
Глава 2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ

§1.      Порядок избрания Президента РФ
     Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Шестилетний срок является достаточно распространенным в мировой практике. Президент Российско.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%