VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предпринимательская деятельность общие черты и российская специфика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000359
Тема: Предпринимательская деятельность общие черты и российская специфика
Содержание
 Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Российская экономический университет имени Г.В. Плеханова»




Международные экономические отношения

Мировая экономика



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»
На тему «Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика»



Выполнил
Студент группы 816 
очной формы обучения
факультета МЭО
Осокин Федор Владимирович

Научный руководитель:
к.э.н. , Сусорова Ольга Юрьевна






Москва – 2014
Содержание


Введение	3
Глава 1. Предпринимательская деятельность в России и за рубежом	5
1.1 Общие черты предпринимательской деятельности	5
1.2  Предпринимательская деятельность за рубежом	9
Глава 2. Российская специфика предпринимательской деятельности	14
2.1 Предпринимательство в России в современный период	14
2.2 Проблемы и перспективы предпринимательской деятельности в России	22
Выводы	25
Список использованной литературы	27

Введение

     История предприятия уходит своими корнями в глубину веков. В античные времена предпринимательская деятельность считалась чем-то унизительным, греховным. Вспомним введение Аристотелем презрительной категории "хрематистика", под которой понималось искусство наживать деньги за счет торговли - "ясно, что искусство наживать богатство не тождественно науке о домашнем хозяйство: в одном случае речь идет о приобретении средств, во втором - о пользовании ими.  «Ростовщичество и торговля считались противными человеческой природе: «деньги не рождают детей», то есть деньги не могут приносить деньги.
     Нельзя не отметить впечатляющие достижения России в области согласованной работы по поддержке предпринимательства, которые говорят о положительном отношении к частному сектору в стране. Все большее распространение получают бизнес-инкубаторы, тематические индустриальные парки и иные формы поддержки. Сегодня по соответствующему показателю российская предпринимательская среда является наиболее благоприятной.
     Безусловно, предприниматели по-прежнему сталкиваются с определенными трудностями, главная из которых — недостаток финансирования. 35% российских респондентов считают, что привлечь финансирование очень легко или довольно легко, в то время как 59% отмечают, что его получение вызывает сложности. Эта проблема существует не только в России. На недостаток финансирования в странах G20 указывают 70% предпринимателей. Наряду с нехваткой средств, в числе трудностей российские участники исследования называют чрезмерное регулирование, при этом соответствующий показатель у страны в целом выше среднего, и ситуация продолжает улучшаться. 
     Предпринимательский тип экономической системы давно уже выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых фигур - субъектов экономического процесса. И хотя мы все понимаем, что жизнь невозможно втиснуть в узкие рамки экономического процесса - есть ведь ещё литература и искусство, спорт и наука, обычные житейские радости, но и с экономикой мы связаны на протяжении всей жизни. Именно по этой причине было желательно понимать, что происходит вокруг нас и почему всё это происходит именно так [3, 23] 
     Тема данной курсовой работы является значимой, что она действительно актуальна в условиях нашей экономики.
     Целью настоящей курсовой работы является раскрытие темы предпринимательской деятельности и его специфики в рамках России. Для достижения такой цели в работе поставлены следующие задачи:
     1) Изучить сущность предпринимательской деятельности;
     2) Проанализировать эволюцию предпринимательской деятельности с момента ее зарождения в России;
     3) Раскрыть содержание основных форм предпринимательской деятельности на современном этапе развития России
     Объект исследования — предпринимательская деятельность в Российской Федерации.
     Предмет исследования — особенности и специфика предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Предпринимательская деятельность в России и за рубежом
1.1 Общие черты предпринимательской деятельности
     
     История предприятия уходит своими корнями в глубину веков. В античные времена предпринимательская деятельность считалась чем-то унизительным, греховным. Вспомним введение Аристотелем презрительной категории "хрематистика", под которой понималось искусство наживать деньги за счет торговли - "ясно, что искусство наживать богатство не тождественно науке о домашнем хозяйство: в одном случае речь идет о приобретении средств, во втором - о пользовании ими.  «Ростовщичество и торговля считались противными человеческой природе: «деньги не рождают детей», то есть деньги не могут приносить деньги. Это отношение к предпринимательству было закреплено Святым писанием [11, 31].
     Считается, что первым ввел термин «предпринимательство», одновременно разделив общество на земельных собственников, наемных работников и предпринимателей, еще в начале XVIИI ст. первый теоретик бизнеса ирландец Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель - это было лицо, которое покупало экономические ресурсы по известной цене и надеялось произвести из них товар и продать по цене более высокой, но пока еще неизвестной.
     Представители классической школы политэкономии не выделяли отдельно лицо предпринимателя. Для Смита все экономические процессы обеспечивались действием «невидимой руки» рынка, а предприниматель ассоциировался с владельцем, который организует на собственный риск экономическую деятельность. Д.Рикардо добавил предпринимателю роль инвестора.
     Выдающийся французский экономист Ж. - Б.Сей, который сам в определенный период своей жизни был предпринимателем, изменил толкование этого понятия. Он понимал предпринимателя, прежде всего, как организатора, координирующего все факторы производства.
     Предприниматель в него ближе к современному пониманию менеджера и уже не ассоциируется с капиталистом [9, 41].
     Понятие «предприниматель» вовсе не встречается в К.Маркса, поэтому в советской экономической литературе также избегали использование этого термина. В «Капитале» фигурируют только капиталисты, эксплуатируя наемных рабочих, стремятся к максимизации прибыли.
     Маршалл первым принципиально ввел понятие «четвертого фактора» - до трех классических факторов производства он добавил четвертый - организацию, признав тем самым решающее значение лица предпринимателя для экономического развития. Эффективная организация производства в него заключается в обеспечении каждого такой работой, которая лучше всего соответствует его способностям, и лучшими машинами и приспособлениями, т.е. в использовании преимуществ разделения труда.
     Немецкий экономист Вернер Зомбарт (1863-1941) видел в предпринимателе, прежде всего, завоевателя («в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы») [5, 22].
     Главными функциями предпринимателя он признал:
     • организационную (умение объединять людей);
     • торговую (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, умение убедить покупателей);
     • считальную (точно рассчитывать затраты и результаты) [6, 71].
     Но наибольший вклад в исследование природы предпринимательства внес выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950). Он считал, что предприниматель - это, в первую очередь, новатор, экономический лидер, деятельность которого лежит в основе любого развития. Специфическая функция предпринимателя заключается в формировании новых комбинаций факторов производства, которые позволяют производить новые товары, открывать новые рынки сбыта, новые технологии и т.д.. Если вспомнить историю любой известной фирмы, в самом начале это, как правило, была деятельность новатора, которого зачастую совершенно не понимали окружающие - «быть предпринимателем означает делать то, что не делают другие». 
     Понимание предпринимателя, в первую очередь, как создателя несколько меняет и мотивацию. Конечно, основным мотивом предпринимательской деятельности остается прибыль, но наряду с этим Й.Шумпетер называет и другие - потребность власти, стремление к успеху, самореализации, радость творчества, чувство риска и азарта т. п. [12, 11].
     Если принять во внимание все приведенные функции предпринимателя, то предпринимательские способности - это умение:
     • организовать производство;
     • принимать основные решения;
     • рисковать своими средствами, временем, трудом, деловой репутацией;
     • быть новатором.
     Не все люди могут быть новаторами, а предприниматели окружают нас в виде владельцев мелких лавочек, парикмахерских, аптек.
     Новаторство - это необходимая черта успешного предпринимателя, особенно в наукоемких отраслях. Оно является определяющей чертой венчурных фирм - организаций, специализирующихся на создании новых видов продукции и применении новых технологий на основе использования рискового (венчурного) капитала.
     Для общего определения предпринимательской деятельности достаточно первых трех составляющих - это организация на свой ??риск сочетающихся экономических ресурсов для создания экономических благ с целью получения материальной выгоды.
     Для тех, кто не способен на новаторство, но имеет черты организатора, существует такое явление как франчайзинг - передача прав на производство и сбыт под торговым знаком известной фирмы с использованием ее технологии и материалов (Coca - Cola, McDonalds, Kodak).
     Понятие «предпринимательская деятельность» и «бизнес» можно считать тождественными. Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательской, поскольку ограничивается сферой торговли. В нашем обществе очень трудно преодолеваются советские стереотипы, согласно которым коммерция - это обязательно спекуляция.
     В экономической теории вообще принято разграничивать понятия «спекуляция» и «арбитражирование», существование которых вызвано неопределенностью рыночной экономики, поэтому они сопровождаются обязательным риском.
     Арбитражирование - это покупка товара на одном рынке и перепродажа его на другом рынке по более высокой цене. Это возможно только при отсутствии равновесия на рынках, когда используется разница цен в пространстве. Спекуляция - это покупка товара с целью перепродажи его на том же рынке по более высокой цене через определенный промежуток времени, т.е. использование разницы цен во времени.
     Вполне естественно, что первыми начали исследовать прибыль меркантилисты. По их мнению, прибыль возникала в сфере обращения (торговли) в результате продажи товаров по более высоким ценам. Физиократы источником прибыли считали действие сил природы в сельском хозяйстве. В А.Смита вознаграждение и капиталиста (владельца), и предпринимателя называются одним словом «прибыль» («Доход, получаемый с капитала человеком, который лично вкладывает его в дело, называется прибылью»).
     Предприниматель является собственником своих предпринимательских способностей и денег, которые он инвестирует в бизнес, а они имеют альтернативное использование (издержки упущенных возможностей).
     
1.2  Предпринимательская деятельность за рубежом

     Теперешний этап развития мировой экономики можно охарактеризовать усиленным расширением деятельности международного предпринимательского характера, то есть деятельности, которая осуществляется с помощью сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров) в научно-технической, производственной, торговой, сервисной и других взаимополезных областях. Главным побудительным мотивом в активизации и расширении участия партнеров в международном бизнесе является возможность роста масштабов и результативности предпринимательства с помощью интернационализации установленных сегментов рынка, применения новых добавочных источников, которые необходимы в материальной (инвестиционной) области, диверсификации деятельности производственно-хозяйственного типа.
     Субъектами деятельности международного предпринимательского типа являются те участники, которые имеют способность работать эффективно, чтобы осуществлять собственные деловые интересы. Законом Российской Федерации “О внешнеэкономической деятельности” субъектами такой деятельности являются:
     1) физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют и право- и дееспособность;
     2) юридические лица, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и постоянно пребывают на ее территории;
     3) структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (фирмы дочернего типа, филиалы, отделения, представительства);
     4) предприятия совместного типа, которые имеют постоянное местонахождение в Российской Федерации.[1,1]
     Теория и практика международного бизнеса предусматривает установленные уровни и интернационализационные формы всевозможных субъектов деятельности внешнеэкономического характера. 
     К первой и самой низкой по уровню интернационализации форме деятельности предпринимательского характера принадлежит выполнение отдельных операций внешнеэкономического характера — операций экспортно-импортного, лизингового, посреднического, а также консультационного и маркетингового типа.
     Второй формой предпринимательской деятельности международного характера охватывается разнообразная промышленная кооперация — научно-техническая (работы научно-исследовательского, проектно-конструкторского и испытательного типа), производственная, сбытовая, сервисная (послепродажное техническое обслуживание и ремонт изделий длительного пользования). Ее так же можно охарактеризовать относительно низким уровнем интернационализации предприятий и организаций.
     Сравнительно высокий уровень интернационализации субъектов хозяйствования отображает предпринимательство совместного типа, которое реализовывается с помощью создания и функционирования коллективных предприятий, лицензирования и управления по контракту.
     Четвертой формой деятельности международного предпринимательского типа с самим высоким уровнем интернационализации субъектов хозяйствования являются комплексы экономических связей территориально-производственного и многостороннего типа (приграничная и прибрежная торговля, создание консорциумов, осуществление концессионных договоров и т. п.).
     Практическое осуществление некоторых форм международной предпринимательской деятельности достигается с помощью двух способов: первый — без основания нового юридического лица — только на основании соглашения экономического типа (контракта); второй — учреждением нового предприятия совместного типа или зарубежного филиала (представительства) как субъекта интернационального бизнеса.
     Совместные предприятия. Международным предприятием совместного типа (МСП) является организационно-правовая форма объединения усилий партнеров разной национальности в области инвестирования, управления, производства продукции или оказания услуг, торговли, применения отходов, разделения рисков предпринимательского типа и т.п. Мотивационный механизм учреждения МСП формируется на основании макро- и микроуровня национальной системы хозяйствования.
     Необходимость в формировании и функционировании МСП как формы осуществления стратегии по выходу на внутренний и внешний рынки объясняется: 1) уменьшением удельных ресурсов инвестиционного характера и риска предпринимательского типа; 2) формированием предпринимательского потенциала определенного субъекта хозяйствования; 3) осуществлением преимуществ меньшей стоимости основных факторов производства и, главным образом, вероятностью активизации маркетинга и употребления новых каналов сбыта товаров, а также проникновения на новый территориальный сегмент национального и мирового рынков. Мотивация непосредственных партнеров основывается на координировании их интересов производственно-экономического, маркетингового, экологического и имиджевого типа.
     Предварительные переговоры по поводу формирования МСП, как правило, заканчиваются подписанием партнерами протокола о намерениях, в котором должны быть обозначено: а) совместные объемы по производству и поставках продукции на рынки внутреннего и внешнего типа; б) размер уставного фонда с выделением в нем доли партнеров; соотношение между средствами собственного и заемного типа; возможный банк-кредитор; в) наличие местной квалифицированной рабочей силы и надобность в привлечении персонала с других стран; г) организация продажи изделий, послепродажного технического обслуживания с указанием продолжительности последнего; д) система трансферта (репатриации) прибыли иностранного партнера.
     Договоренность партнеров об учреждении МСП обязательно детализируется в процессе составления технико-экономического обоснования.
     Основным учредительным документом для создания МСП может служить его устав, который обычно определяет: предмет и цели деятельности, местонахождение, состав учредителей; размер уставного фонда и долей партнеров в нем, порядок его формирования; состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; процедуру прекращения деятельности (ликвидации).
     После завершения переговоров и подписания учредительных документов осуществляется регистрация МСП в соответствующем органе общегосударственного управления. Для регистрации МСП представляются такие документы: 1) письменное заявление установленного образца; 2) согласие областной (городской) госадминистрации и руководящего органа отечественного участника на создание МСП; 3) нотариально удостоверенные копии учредительных документов; 4) обоснование эффективности и валютной окупаемости деятельности нового МСП; 5) документы, подтверждающие регистрацию иностранного партнера как юридического лица.
      Регулирование международного предпринимательства осуществляемое преимущественно путем надлежащей организации внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, имеет следующую множественную цель: 1) стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности; 2) создание благоприятных условий для интеграции экономики России в систему мирового разделения труда и ее максимально возможное приближение к рыночным структурам развитых стран; 3) осуществление защиты экономических интересов России в целом и конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности в частности; 4) предоставление Одинаковых возможностей для эффективного хозяйствования всем субъектам предпринимательской деятельности.


Глава 2. Российская специфика предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательство в России в современный период
     
     Россия добилась существенного прогресса в развитии предпринимательства — особенно с учетом того, что страна встала на путь рыночной экономики только в 1990-е годы. В сравнении с другими государствами, вошедшими в исследование компании EY «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 год, Россия демонстрирует хорошие результаты, что свидетельствует о достигнутом в последние годы прогрессе в области создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Перед начинающими предпринимателями открываются широкие возможности, обусловленные развитием потребительского рынка, ростом располагаемых доходов, наличием богатых природных ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы. 
     Нельзя не отметить впечатляющие достижения России в области согласованной работы по поддержке предпринимательства, которые говорят о положительном отношении к частному сектору в стране. Все большее распространение получают бизнес-инкубаторы, тематические индустриальные парки и иные формы поддержки. Сегодня по соответствующему показателю российская предпринимательская среда является наиболее благоприятной.
     Безусловно, предприниматели по-прежнему сталкиваются с определенными трудностями, главная из которых — недостаток финансирования. 35% российских респондентов считают, что привлечь финансирование очень легко или довольно легко, в то время как 59% отмечают, что его получение вызывает сложности. Эта проблема существует не только в России. На недостаток финансирования в странах G20 указывают 70% предпринимателей. Наряду с нехваткой средств в числе трудностей российские участники исследования называют чрезмерное регулирование, при этом соответствующий показатель у страны в целом выше среднего, и ситуация продолжает улучшаться. 
     Отмечая одни только сложности, легко упустить важные элементы общей картины: совершенствование деловой среды и явно положительное отношение к предпринимательству в стране. 
     Значительная степень удовлетворенности в связи с улучшением условий ведения деятельности отмечается только в Индонезии. 
     Российские предприниматели чаще других говорят об усилении поддержки со стороны бизнес-инкубаторов, предпринимательских сообществ и наставнических программ. Они также указывают на видимый прогресс в таких проблемных областях, как образование и доступ к финансированию.
     В случае сохранения положительной тенденции эти улучшения позволят существенно повысить уровень предпринимательской активности в России, что очень важно, в частности для преодоления резкого сокращения числа регистраций новых компаний, произошедшего в 2011 году. Однако возобновление роста потребует дополнительных усилий.
     Дополнительные меры по обеспечению необходимого финансирования будут очень полезны российским предпринимателям. 
     Из-за отставания в этой важной для частного сектора области новым компаниям сложнее начать работу, а действующим — развиваться. Амбициозные планы правительства по увеличению числа предпринимателей должны привлечь внимание бизнес-сообщества к этой и другим проблемам.
      
     Сильные стороны
     • Российские предприниматели положительно реагируют на  усиление поддержки со стороны программ, которые помогают развивать собственное дело, такие как бизнес-инкубаторы, предпринимательские сообщества и наставнические программы. 
     •  По сравнению с другими странами G20 и их быстрорастущими экономиками, в стране высокий уровень финансирования сделок слияний и поглощений (M&A) 
     • Несмотря на показатели налогооблажения и регулирования страны группы БРИК (включающей Бразилию, Россию, Индию и Китай), ЕС и США, показатели России в тех же областях выше.
     Слабые стороны
     • За исключением сферы M&A, в России наблюдается более острый недостаток финансирования, чем в других странах «Большой двадцатки», особенно это касается IPO и венчурного финансирования.
     • Чтобы построить российскую экономику, построенную на знаниях, необходимо уделять больше внимания дисциплинам, которые могут развить предпринимательство.
     • В связи с демографической ситуацией в стране, отмечается нехватка ресурсов на рынке труда, в частности с поколением Y (поколением Миллениума), на которое пришелся резкий спад рождаемости в постсоветский период.
     Возможности
     • Наличие большого потребительского рынка остается главным преимуществом страны, который со временем продолжает расширяться, так сказали 70 % респондентов. 
     • Невысокие стартовые показатели являются значительным потенциалом развития. 
     • Агентство стратегических инициатив (АСИ), созданное в 2011 году обладает реальными возможностями для продвижения важных реформ, направленных на развитие бизнеса.
     Угрозы
     • Главные «враги» российского бизнеса являются проблемы политического, правового и административного характера, в том числе частые проблемы с коррупцией .
     • Экономическая модель страны оставляет вопросы в отношении устойчивости, это связано с зависимостью экономики страны от экспорта нефти.
     Россия занимает верхние позиции в рейтинге, составленном по результатам исследования EY «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 год, опережая, вопреки распространенным представлениям, остальные страны БРИК по такому показателю, как налогообложение и регулирование. Это стало возможным благодаря важным изменениям, на достижение которых направлена политика государства. Стремясь вдвое увеличить вклад предпринимательства в ВВП и довести его до 50% к 2020 году, государственные органы активно ищут пути улучшения условий ведения бизнеса.
     Контроль за проведением этой работы осуществляет Агентство стратегических инициатив, созданное в 2011 году в целях улучшения предпринимательской среды и повышения эффективности диалога между бизнесом и государством. АСИ стремится обеспечить России к 2018 году 20-е место по качеству условий ведения бизнеса в рейтинге стран, составляемом Всемирным банком.
     Для достижения поставленной цели Агентство совместно с представителями бизнес-сообщества определило 22 важнейшие сферы, в которых необходимо добиться улучшений, — от усиления конкуренции до реформирования таможенного законодательства.
     С учетом наличия политической воли вполне закономерно, что некоторые положительные изменения уже осуществлены. Например, количество процедур, необходимых для создания бизнеса, сократилось с девяти в 2011 году до восьми в 2012. При этом время, затрачиваемое на открытие бизнеса, за аналогичный период сократилось с 29 до 18 дней, а расходы снизились с 2,6% от среднего дохода в 2010 году до 2,0% в 2012 году. Среднее количество времени в год, которое требуется предпринимателям для решения налоговых вопросов, сократилось с 290 до 177 часов, благодаря чему представители бизнеса получили около трех дополнительных недель для более продуктивной деятельности. Соответственно, в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Россия поднялась на 41 позицию по показателю «Налоговое администрирование» по сравнению с 2011 годом. Это самый существенный прогресс среди всех стран G20. Улучшения в любой из указанных областей облегчат жизнь российским предпринимателям.
     Доступ к финансовым ресурсам является наиболее проблемным аспектом развития деловой среды в России. В целом 59% опрошенных российских предпринимателей считают, что доступ к финансированию в стране затруднен. Некоторые охарактеризовали привлечение финансовых ресурсов как крайне сложную задачу. По мнению других, оно сопряжено с определенными трудностями. 
     Уровень кредитования российскими банками частного сектора ниже соответствующего среднего показателя по G20. Однако, как сообщает российский Ресурсный центр малого предпринимательства, доля кредитования предпринимателей, в 2009 году составлявшая 16% от общего объема кредитов, которые были выданы на создание нового бизнеса, в 2012 году увеличилась до 20%. Это свидетельствует о позитивной тенденции. 
     В то же время показатели страны, касающиеся разных источников финансирования, различаются. В частности, по совокупному объему сделок слияний и поглощений (5% от ВВП) Россия имеет один из самых высоких показателей среди рассматриваемых стран, который существенно превышает среднее значение по G20 (3%). 
     При этом с точки зрения венчурного капитала Россия в среднем отстает от динамично развивающихся стран, и привлечь такие капиталовложения здесь сложнее. Однако в последние годы темпы роста венчурных инвестиций демонстрируют положительную динамику: в 2012 году их объем составил около 1 млрд долларов США, почти удвоившись по сравнению с 500 млн долларов США в 2011 году [10, 44]. 
     В 2012 году в рамках Рынка инноваций и инвестиций Московской биржи была запущена информационная и трейдинговая онлайн-система IPOboard, предназначенная для того, чтобы помогать инновационным предприятиям в привлечении капитала как для заключения сделок слияний и поглощений, так и для финансирования бизнеса с высоким уровнем риска. Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве с РВК, РОСНАНО и другими российскими государственным институтами, призванными способствовать инновационному развитию российской экономики. Эта мера представляется эффективной с учетом низкого текущего уровня инвестиций, привлекаемых в России посредством IPO. Российский показатель объемов финансирования за счет сделок IPO (в % от ВВП) в 20 раз ниже среднего значения по странам G20. 
     По мнению российских участников опроса, налоговые стимулы для инвесторов могли бы стать наиболее эффективной мерой государства при решении проблемы финансирования. Кроме того, как заявляет Кирилл Варламов (компания Naumen), стоило бы снизить процентные ставки, удешевив для предпринимателей коммерческие кредиты и таким образом поддержав их.
     
Предпринимательская культура
      Россия
      В среднем по G20
Расходы на НИОКР (в % от ВВП)
      1,1
      1,6
Научно-технические издания
      1,0
      3,3
Затраты на процедуру конкурсного производства
      9,0
      11,8
      
     Рис.2.1. Предпринимательская культура в России за 2011-2013 гг
     
     Сегодня, менее чем через три десятилетия с момента создания в России рыночной экономики, меры по стимулированию предпринимательства не дают желаемого эффекта в силу особенностей культуры, а точнее того факта, что бизнесу еще только предстоит стать органичной составляющей российской экономической действительности. Менее половины респондентов из России утвердительно ответили на вопрос о том, способствуют ли условия, в которых они работают, развитию предпринимательства, и делается ли что-либо для его популяризации как основного рода занятий. 
     Вместе с тем поражает оптимизм российских участников исследования, отвечающих на вопросы о тенденциях, наблюдаемых в течение последних трех лет. Их ощущения по поводу того, что ситуация улучшается, могут частично объясняться низким уровнем показателей на начальном этапе становления предпринимательства в России. 
     Однако ответы предпринимателей свидетельствуют и о проявляемом ими большом интересе и энтузиазме, что очень важно для развития бизнеса в стране [5, 44]. 
     Растущее количество историй предпринимательского упеха также способствует популяризации идеи создания собственного бизнеса — чем больше будет таких примеров, тем больше молодых людей об этом задумаются. Елена Масолова, серийный предприниматель и создатель проектов Darberry (купонный сервис в рамках Groupon) и Pixonic, а также инвестиционного фонда AddVenture, рассказала, что к свершениям ее вдохновили культовые фигуры Ричарда Брэнсона и Стива Джобса. «Помимо прочего, такие примеры позволяют узнать, какие бизнес-модели успешно работают в других странах. 
     Однако России необходимы свои истории успеха, которые прогремели бы на весь мир», — отмечает она. 
     Если говорить о культуре инноваций, то Россия остро нуждается в новых предприятиях с потенциалом к расширению, деятельность которых была бы непосредственно связана с НИОКР. Удельный вес расходов на НИОКР в структуре ВВП страны составляет 1,1%, и в некоторых отраслях Россия имеет признанную мировую репутацию (в частности, в авиационной и ракетно-космической промышленности, а также в атомной энергетике). Вместе с тем на сегодняшний день это фактически никак не касается предпринимательской сферы: основная масса НИОКР в России ведется в государственных институтах, слабо связанных с рынком, в то время как коммерческие НИОКР сконцентрированы в сегменте крупных компаний8. 
     Лишь незначительное число высокотехнологичных частных предприятий ведут активную деятельность в области НИОКР. Чтобы стимулировать коммерциализацию результатов НИОКР, необходимо создать прямые каналы связи между университетами и предпринимательским сообществом.
     Открытие бизнеса в России занимает несколько более длительное время и требует преодоления большего количества бюрократических барьеров, чем в среднем по странам «Большой двадцатки». 
     Однако в России это значительно дешевле. Стартовые затраты составляют 2,3% от доходов на душу населения, что в четыре раза меньше, чем в среднем по G20. Издержки, которые предприятиям приходится нести в связи с банкротством, также невысоки. В частности, в России затраты на процедуру конкурсного производства почти вдвое ниже соответствующего среднего значения по развивающимся странам «Группы двадцати». Половина опрошенных российских предпринимателей считают, что в настоящее время начать бизнес в России проще, чем три года назад. При этом в среднем доля респондентов, придерживающихся аналогичного мнения, в странах «Большой двадцатки» составляет 35%. В частности, если говорить о времени, требуемом для решения налоговых вопросов, то при среднем значении за трехлетний период, равном 262 часам, в 2012 году данный показатель в России резко снизился до 177 часов. Это послужило одной из главных причин столь существенного повышения рейтинга страны в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» в 2012 году. 
     Кроме того, в 2012 году Россия вошла в состав Всемирной торговой организации (ВТО), благодаря чему регулирование торговли становится более прозрачным и стабильным. В целом вступление России в ВТО должно принести больше пользы предпринимателям, работающим в сфере услуг, чем малому бизнесу в секторе потребительских товаров, которому придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны импортной продукции [6, 31]. 
     Эффективной мерой могло бы стать предоставление предпринимателям услуг, призванных помочь им ориентироваться в нормативных и законодательных требованиях. По данным опроса, двумя наиболее полезными мерами с точки зрения оптимизации системы регулирования являются введение вспомогательных онлайн-сервисов (40%) и создание государственных ведомств в целях оказания поддержки предпринимателям в процессе соблюдения законодательных требований (28%). 
     
2.2 Проблемы и перспективы предпринимательской деятельности в России
     
     Образование является одним из ключевых условий развития предпринимательства. Российский показатель бюджетных расходов на образование в целом соответствует среднему значению по G20 и составляет 4,1% от ВВП (в среднем по странам «Большой двадцатки» он равен 4,8%). При этом наблюдается тенденция снижения общего уровня знаний, что, как показывает практика, негативно сказывается на развитии малого бизнеса. 
     Исторически сложилось, что в России процент населения с высшим образованием — один из самых высоких в мире. Вместе с тем значительную часть указанной группы представляют люди старшего возраста, а это говорит о том, что с течением времени Россия будет терять данное преимущество по отношению к другим странам. 
     Основное беспокойство вызывает динамика уровня подготовки выпускников средних образовательных учреждений. Соответствующий показатель численности учащихся в России ниже среднего значения по G20. Здесь же следует упомянуть сравнительно низкие результаты российских учеников в возрасте 15 лет, полученные в рамках международной программы PISA по оценке знаний учащихся в области естественных наук. 
     Нехватка квалифицированных кадров представляет собой настоящую проблему для некоторых российских предприятий. При наличии средств для выхода на зарубежные рынки им зачастую с трудом удается найти специалистов требуемого уровня в области маркетинга, продаж и стратегического планирования. России необходи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%